27. КНИГА О НАКАЗАНИЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ШАРИАТОМ (ХУДУД)
Глава 1. Наказание за прелюбодеяние для людей, не состоявших в браке, и для тех, кто состоял в браке
1046 Передают, что 'Убада ибн ас-Самит сказал: «Когда пророку да благословит его Аллах и приветствует ниспосылалось откровение, ему становилось тяжко, и цвет его лица менялся. Однажды [пророку да благословит его Аллах и приветствует ] было ниспослано откровение, и [он, как обычно, впал в] такое [состояние]. Когда же ему полегчало, он сказал:
«Примите от меня[1428]. Аллах установил, [как следует поступать с такими женщинами[1429]: в случае совершения прелюбодеяния] женатого [мужчины] с замужней [женщиной] или неженатого с незамужней [каждый из] состоящих в браке [должен получить] сто плетей, а затем [подвергнуться] побиванию камнями (раджм). [Что же касается] того, кто в браке не состоял, то [он должен получить] сто плетей[1430],а затем [подвергнуться] изгнанию на год».
____________________________________________________
1429 То есть примите от меня установление относительно прелюбодеяния.
1429 Имеются в виду женщины, совершившие прелюбодеяние. См. суру 4, аят 15.
1430 См. суру 24, аят 2.
Глава 2. Побивание камнями за прелюбодеяние, [совершённое] тем, кто состоял в браке , а затем [подвергнуться] изгнанию на год».
1047 'Убайдуллах ибн 'Абдуллах ибн 'Утба передал, что он слышал, как 'Абдуллах ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:[Однажды] 'Умар ибн аль-Хаттаб сидевший на минбаре посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах послал Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует [к людям] с истиной и ниспослал ему Писание, и среди того, что Он ниспослал ему,был аят о побивании камнями[1431],который мы читали, запоминали и понимали. Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сам подвергал [прелюбодеев] побиванию камнями, а после него побиванию камнями подвергали [их] и мы, но я боюсь, что по прошествии долгого времени [среди] людей [найдётся такой, который] скажет: "Мы не находим [упоминания о] побивании камнями в Книге Аллаха Всевышнего", и они собьются с пути из-за отказа [от выполнения] обязанности, [о которой говорилось в аяте],ниспосланном Аллахом. Поистине, [согласно] Книге Аллаха, побиванию камнями подлежит [каждый], кто состоял в браке и совершил прелюбодеяние, [будь то] мужчина или женщина, при наличии [необходимого] доказательства[1432],или [установления] беременности, или [собственного] признания [прелюбодея]».
____________________________________________________
1431 В аяте, о котором упоминает 'Умар, было сказано: «Если старец и старуха совершат прелюбодеяние, непременно подвергните их побиванию камнями» (оборот «старец и старуха» обозначает зрелых мужчин и женщин). Этот аят был отменён (мансух) в том смысле, что его не следовало ни читать, ни вносить в текст Корана, но установление, которое он в себе заключает, осталось в силе [Навави. Минхадж].
1432 То есть показания четырёх свидетелей прелюбодеяния.
Глава 3. Наказание, [которому подвергся] тот, кто сам признался в прелюбодеянии , или [установления] беременности, или [собственного] признания [прелюбодея]».
1048 Передают, что Джабир ибн Самура сказал: «[Однажды] к посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует привели одетого в изар низкого и мускулистого мужчину с всклокоченными волосами. Он совершил прелюбодеяние [и признался в этом пророку да благословит его Аллах и приветствует ], который дважды [велел] ему [уходить], но потом по его велению [виновного] подвергли побиванию камнями. [После этого] посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал:
"Всякий раз, как мы спешили [выступить в] поход на пути Аллаха, кто-то из вас оставался, издавая звуки, подобные тем, что издаёт козёл во время случки, и давал одной из [женщин] немного молока [и еды]. Поистине, над кем бы из них Аллах ни дал мне власть, я непременно подвергну его примерному наказанию (или: примерно накажу его)!"»
[Шу'ба[1433] сказал:
«Я передал [этот хадис] Са'иду ибн Джубайру, и он сказал: "Он прогонял его четыре раза"».
В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что Са'ид сказал]:
«Он прогонял его два или три раза».
____________________________________________________
1433 Шу'ба — один из передатчиков этого хадиса.
Глава 4. Четырёхкратное признание в совершении прелюбодеяния, откапывание [ямы] для [приговорённого] к побиванию камнями, откладывание [казни] беременной, пока она не родит, и [заупокойная] молитва по тому, кто был забит камнями
1049 Передают со слов Бурайды,что Ма'из ибн Малик аль-Аслами пришёл к посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует и сказал:
«О посланник Аллаха, поистине, совершив прелюбодеяние, я проявил несправедливость по отношению к самому себе, [а теперь] я хочу, чтобы ты очистил меня», но [пророк да благословит его Аллах и приветствует велел] ему [уходить]. На следующий день [Ма'из снова] пришёл к нему и сказал:
«О посланник Аллаха, поистине, я совершил прелюбодеяние», и [пророк да благословит его Аллах и приветствует ] во второй раз [велел] ему [уходить]. После этого посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует послал [человека] к его соплеменникам, [чтобы спросить]:
«Не [замечали] ли вы, что он повредился в уме, и не находили ли [в его поведении] что-нибудь неприятное для себя?» — [на что] они отвечали:
«Мы знаем только то, что он в здравом уме, и считаем, что [этот человек ничем не отличается от прочих] наших [соплеменников]». [После этого Ма'из] пришёл к нему в третий раз, и [пророк да благословит его Аллах и приветствует ] опять послал к [его соплеменникам человека, который стал] расспрашивать о [Ма'изе], и ему сказали, что с ним и его рассудком всё в порядке. Когда же [Ма'из пришёл] в четвёртый раз [пророк да благословит его Аллах и приветствует велел] вырыть для него яму[1434], и по его велению [Ма'иза] подвергли побиванию камнями. [Потом к пророку да благословит его Аллах и приветствует ] пришла женщина [из племени] гамид и сказала:
«О посланник Аллаха, поистине, я совершила прелюбодеяние, очисти же меня», но он [велел] ей [уходить]. На следующий день она сказала:
«О посланник Аллаха, почему ты прогоняешь меня? Может быть, ты прогоняешь меня [по той же причине, что] и Ма'иза? Но клянусь Аллахом, я беременна». [Тогда пророк да благословит его Аллах и приветствует ] сказал:
«Если нет[1435], ступай и жди, пока не родишь». Родив, [эта женщина] принесла к [пророку да благословит его Аллах и приветствует завёрнутого] в тряпку мальчика и сказала:
«Я родила этого [ребёнка]». [Пророк да благословит его Аллах и приветствует ] велел:
«Ступай и корми его, пока [не придёт время] отнимать ребёнка от груди». [Некоторое время спустя женщина] отняла [сына] от груди, привела ребёнка, который держал в руке кусочек хлеба, к [пророку да благословит его Аллах и приветствует ] и сказала:
«О посланник Аллаха, я отняла его от груди, и он уже ел [обычную] пищу». [Тогда пророк да благословит его Аллах и приветствует ] передал ребёнка одному мусульманину и велел вырыть для неё яму [глубиной по] грудь, а потом по его велению люди подвергли её побиванию камнями. Халид ибн аль-Валид [тоже] подошёл и бросил камень в её голову, и кровь забрызгала лицо Халида, который стал поносить её. Услышав его [слова], пророк Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал:
«Не спеши, о Халид, ибо, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс сборщик податей, то [грехи] простились бы и ему!» Потом [пророк да благословит его Аллах и приветствует велел [приготовить эту женщину к погребению] и совершил по ней заупокойную молитву, после чего она была похоронена.
____________________________________________________
1434 Упоминание о яме приводится только в этой версии данного хадиса, передаваемой со слов Башира ибн аль-Мухаджира.
1435 То есть если ты не хочешь скрыть это.
Глава 5. Побивание камнями иудеев из числа находящихся под защитой (ахль аз-зимма)1436
1050 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что [однажды] к посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует за совершение прелюбодеяния привели иудея и иудейку, которые совершили прелюбодеяние. [Поговорив с людьми об этом деле], посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует пошёл к иудеям и спросил:
«Что вы находите в Торе о тех, кто совершил прелюбодеяние?» Они сказали:
«Мы мажем им лица [углём] и сажаем [на ослов] лицом [к хвосту, а потом] их возят [по городу в таком виде]». [Пророк да благословит его Аллах и приветствует ] сказал:
«Тогда принесите Тору, если вы говорите правду». Они принесли [свиток] и стали читать, когда же человек, который её читал, дошёл до [того места, где говорится о] побивании камнями[1437], он прикрыл его рукой и прочитал [только] то, что написано до и после этого. 'Абдуллах ибн Салям[1438], который [сопровождал] посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:
«Вели ему поднять руку», и [когда] тот поднял её, [оказалось, что] под ней было [место, где говорится о] побивании камнями, и [после этого] по велению посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует [прелюбодеев] подвергли побиванию камнями. 'Абдуллах ибн 'Умар сказал:
«Я был одним из тех, кто кидал в них камни, и видел, как [мужчина прикрывал женщину] от камней своим [телом]».
____________________________________________________
1436 Ахль аз-зимма, з и м м и и — иноверцы, признающие власть мусульман, выплачивающие подушную подать (джизья) и получившие за это покровительство (зимма) мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.
1437 Второзаконие, 22:22-24.
1438 'Абдуллах ибн Салям —учёный иудей, принявший ислам и ставший одним из ближайших сподвижников пророка да благословит его Аллах и приветствует
Глава 6. Если рабыня совершит прелюбодеяние,[её следует подвергнуть] бичеванию
1051 Абу Хурайра передал, что [однажды] посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует спросили, [как следует поступить] с незамужней рабыней, если она совершит прелюбодеяние, и он сказал:
«Если она совершит прелюбодеяние, подвергните её бичеванию, если она [опять] совершит прелюбодеяние, подвергните её бичеванию, если она [опять] совершит прелюбодеяние, подвергните её бичеванию, а потом[1439] продайте её пусть даже [по цене] верёвки».
Ибн Шихаб[1440] сказал: «Я не знаю, [когда следует продать такую рабыню], —после третьего или после четвёртого раза».
____________________________________________________
1439 То есть если она совершит прелюбодеяние и после этого.
1440 Ибн Шихаб —один из передатчиков этого хадиса.
Глава 7. Хозяину [следует] подвергать своих рабов наказанию, установленному Шариатом
1052 Передают, что Абу 'Абд-ар-Рахман ['Абдуллах ибн Хубайб ибн Раби'а ас-Сулями] сказал:
[Однажды], произнося проповедь, 'Али, да почтит его Аллах, сказал:
«О люди, подвергайте ваших рабов, состоящих, равно как и не состоящих в браке, установленному Шариатом наказанию. Поистине, [когда] рабыня посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует совершила прелюбодеяние, он велел мне высечь её, [но, поскольку] у неё только недавно прекратилось послеродовое кровотечение, я побоялся, что если я [сделаю это], то убью её. Я сказал об этом пророку да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: "Ты поступил правильно"». В другой версии [этого хадиса сообщается также, что пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал]:
«Оставь её, пока она не поправится».
Наказание за воровство
Глава 8. За что следует отрубать руку
1053 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха сказал:
«Руку вору [следует] отрубать только в [том случае, если украденная вещь стоит] не менее четверти динара»1441
____________________________________________________
1441 Динар — золотая монета весом в 4,25 г.
Глава 9. Отсечение руки за [вещь] ценой в три дирхема .
1054 Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что [однажды] по велению посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует вору отрубили руку за [украденный им] щит ценой в три дирхема.
Глава 10. Отсечение руки за [кражу] яйца
1055 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал:
«Да проклянёт Аллах вора, который крадёт яйцо, [за что] ему отрубают руку, и который крадёт верёвку, [за что] ему отрубают руку!»
Глава 11. Запрещение ходатайствовать [об отмене] наказаний, установленных Шариатом
1056 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что курайшиты были озабочены делом одной женщины [из рода бану] махзум, которая [что-то] украла[1442] при жизни пророка да благословит его Аллах и приветствует во время похода победы[1443]. [Одни1444] спрашивали:
«Кто [заступится за неё перед] посланником Аллаха да благословит его Аллах и приветствует ?» — [другие] же говорили: «
Кто осмелится [заговорить] с ним, кроме Усамы ибн Зайда, любимца посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует ?» И её привели к посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, а потом Усама ибн Зайд обратился к нему [с ходатайством] за неё. [Когда] посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует [услышал слова Усамы], цвет его лица изменился[1445], и он воскликнул:
«Неужели ты ходатайствуешь об [отмене] одного из наказаний, [установленных] Аллахом?!» — и тогда Усама сказал ему:
«Попроси для меня прощения, о посланник Аллаха». А в предвечернее время посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует обратился [к людям] с проповедью. Он [должным образом] восславил Аллаха, [после чего] сказал:
«А затем: живших до вас погубило лишь то, что, когда кражу совершал знатный из [их числа], они [не трогали] его, а когда её совершал слабый, они применяли к нему установленное наказание. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы кражу совершила Фатима, дочь Мухаммада, я непременно отрубил бы руку и ей!» — а потом по его велению женщине, совершившей кражу, отрубили руку.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«После этого она принесла покаяние, вышла замуж и часто приходила ко мне, а я говорила посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует о том, что ей нужно».
____________________________________________________
1442 Имеется в виду озабоченность тем, что за это ей должны были отсечь кисть руки. Подобное было непривычно для людей, только недавно принявших ислам, тем более что эта женщина принадлежала к знатному роду.
1443 То есть во время овладения мусульманами Меккой.
1444 Здесь речь идёт о тех людях, к которым родственники этой женщины обращались с просьбой заступиться за неё.
1445 Имеется в виду, что лицо пророка да благословит его Аллах и приветствует покраснело от гнева.
Наказание за употребление вина
Глава 12. Сколько ударов плетью [следует] наносить за употребление вина
1057 Передают, что Худайн ибн аль-Мунзир Абу Сасан сказал: «Я видел, как к 'Усману ибн 'Аффану , привели аль-Валида [ибн 'Укбу][1446], который совершил утреннюю молитву в два раката[1447],а потом спросил:
"Не добавить ли вам?" Против [аль-Валида] свидетельствовали двое: одним из них был Хумран, [сказавший, что он видел, как] тот пил вино, другой же засвидетельствовал, что видел], как [этого человека] стошнило. 'Усман сказал:
"Его стошнило [только после того, как] он выпил [вина]" а потом велел:
"О 'Али, встань и отстегай его плетью" 'Али сказал:
"О Хасан, встань и отстегай его плетью". Хасан, который, казалось,рассердился на ['Усмана], сказал:
"Поручи неприятное тому же, кому досталось приятное"[1448], а потом велел:
"О 'Абдуллах ибн Джа'фар, встань и отстегай его плетью" и тот стал наносить [аль-Валиду] удары плетью, 'Али же считал [их]. Дойдя до сорока, он велел:
"Прекрати",а потом сказал:
"[В подобных случаях] пророк да благословит его Аллах и приветствует давал сорок ударов, и Абу Бакр давал сорок ударов, 'Умар же давал восемьдесят, и всё это [соответствует] сунне, но мне больше нравятся [сорок]"».
____________________________________________________
1446 Аль-Валид ибн 'Укба — наместник Куфы, смещённый 'Усманом в 650 или 651 г.
1447 В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Байхаки, сообщается, что аль-Валид, находясь в состоянии опьянения, провёл с людьми утреннюю молитву, во время которой совершил четыре раката вместо положенных двух, а потом повернулся к ним и спросил: «Не добавить ли вам?»
1448 Арабская пословица (русский аналог — «Любишь кататься, люби и саночки возить»). Хасан имел в виду, что, поскольку халиф 'Усман и его приближённые пользовались известными преимуществами, которые им давала власть, то им же следовало заниматься и неприятными делами. Иначе говоря, он предлагает наказать виновного самому 'Усману или кому-нибудь из его окружения.
1058 Передают, что 'Али сказал:
«Если мне придётся подвергнуть кого-либо установленному Шариатом наказанию, [во время исполнения которого виновный] умрёт, я буду сожалеть только о том, кто [подвергнется наказанию за] употребление вина. Дело в том, что, если он умрёт, мне [придётся] выплатить за него виру, ибо посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует не оставил никакого установления [относительно этого]».
Глава 13. Бичевание [с целью] назидания
1059 Абу Бурда аль-Ансари передал, что он слышал, как посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал:
«Никому не следует давать больше десяти плетей, за исключением [таких случаев, когда виновный подвергается] одному из наказаний, [установленных] Аллахом».
Глава 14. [Если человек] совершит [грех],за что подвергнется установленному Шариатом наказанию,[это наказание] искупит его [грех]
1060 Передают, что "Убада ибн ас-Самит сказал: «Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует взял с нас, как и с женщин, клятву, что мы не станем никому поклоняться наряду с Аллахом и не будем ни воровать, ни прелюбодействовать, ни убивать собственных детей, ни клеветать друг на друга, [после чего сказал]:
"Тому из вас, кто выполнит [эту клятву], Аллах [непременно дарует] награду, а тому из вас, кто [нарушит её] и понесёт установленное Шариатом наказание, оно послужит искуплением его [греха]. Если же кто-нибудь [нарушит её в чём-либо], а Аллах покроет его [грех], то Аллаху [и решать его судьбу], и если Он пожелает, то подвергнет [человека] мучениям, если же пожелает [иного], то простит его"[1449]
____________________________________________________
1449 Подразумевается, что Аллах прощает все грехи, кроме многобожия.