О поднятии пальца между двумя земными поклонами

Ответить
abu abdrohman
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 июл 2011, 22:45

О поднятии пальца между двумя земными поклонами

Сообщение abu abdrohman »

Ассаламму Алейкум!
Братья, что вы слышали по поводу поднятия указательного пальца правой руки между двумя земными поклонами?
Практикующее это приводят некий довод от Ибн Каййима, а также некоторые предания от праведных предшественников, и опираются в этом вопросе на шейха Ибн Усеймина.
Хотелось бы узнать, что вам об этом известно.
abu al abbas
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 29 окт 2011, 14:54

Re: О поднятии пальца между двумя земными поклонами

Сообщение abu al abbas »

Уалейкум ссалам ва рахматуллахи ва баракатуху дорогой брат!
Они приводят в довод хадис от Уаиля ибн Худжара да будет довлен им Аллах о том что Пророк саллаллаху алейхи ва саллям поступал подобным образом у Абу Давуда 957, в "Муснаде у имама Ахмада 4\318, шейх Арнаут сказал что иснад хадиса сахих, также о достоверности хадиса сказали Ибн Хузейма 714 и Ибн Хиббан 485. Еще Ибн аль-Къаййим в "Зад аль-Маад" приводит еще один хадис правда там неясно к этому вопросу или нет, но приведу ссылки Абу Давуд 988, ан-Насаи 3\37,38. Смотрите мнение имама ибн аль-Къаййима в 1/230.
Также шейх Усеймин придерживается этого мнения смотрите с "Шарх Мумти" там есть его доказательства.И он пишет что шейх Мухаммад ибн Али аш-Шаукани тоже был на этом.
Из наших современников шейх Мухаммад Саид Раслян, да хранит его Аллах, придерживается этого мнения.
Также они доказывают это тем что в некоторых хадисах пришло что Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, шевелил пальцем когда сидел а других хадисах пришло что шевелил пальцем когда сидел и читал ташахуд (см. Сахих Муслим) и говорят что одно не исключает другое, как например в предложениях: Учитель проявляет доброту к Ахмаду. и Учитель проявляет доброту к студентам. Ведь учитель проявляя доброту к Ахмаду не перестает проявлять доброту к другим студентам. И подобно этому они говорят что хадис где пришло что он шевелил пальцем когда сидел и читал ташахуд, не исключает что Пророк , саллаллаху алейхи ва саллям, не шевелил когда просто сидел как это пришло в другом хадисе.
Противники мнения говорят что хадис Уаиля ибн Худжара да будет доволен им Аллах шазз.
Имам ибн Аль-Каййим приводит хадис в главе "Сидение между земными поклонами".

А Аллах знает лучше!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О поднятии пальца между двумя земными поклонами

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям
Хотел бы поделиться немного для пользы на счет поднятия пальца между двумя суджудами:

Что касается вопроса поднятия или шевеления пальца между двумя земными поклонами, то об этом высказывались некоторые учёные, считая этот поступок правомочным, а в частности этого мнения придерживался шейх Ибн ‘Усаймин.
Однако большинство учёных считало, что это мнение является отклонённым и однозначно ошибочным, о котором не высказывался никто из ранних имамов, не говоря уже о том, чтобы следовать ему.
Тем не менее, некоторые современники, последовавшие в этом вопросе за шейхом Ибн ‘Усаймином, приписывают это мнение имаму Ибн аль-Къайиму, а также и имаму аш-Шаукани, однако их слова не указывают ясно на такое понимание.
Что касается мнения имама Ибн аль-Къайима, то шейх Бакр Абу Зейд об этом сказал: “Некоторые современники посчитали, что Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, также говорит о поднятии пальца между земными поклонами, однако с этим сложно согласиться. Ведь он не сказал ясно об этом, как он часто это делает”. См. “Ля джадид фи ахками-ссаля” (стр. 40).
А что касается мнения аш-Шаукани по данному вопросу, то ему ошибочно приписали его из-за того, что в разборе данного вопроса шейх Ибн ‘Усаймин сослался на шариатское правило, упомянутое аш-Шаукани, по причине чего некоторые люди ошибочно включили имама аш-Шаукани в число тех, кто высказывался об этом мнении.
Но можно сказать, что такого мнения придерживался ранний маликитский имам Ибн аль-Джалляб, сказавший: “Все виды сидения в молитве, будь то первое, последнее или сидение между земными поклонами, имеют одинаковую форму… Пальцы левой руки следует положить на левое бедро, а пальцы правой руки сжать и сделать жест указательным пальцем”. См. «ат-Тафри’» (1/71).
Однако маликитские имамы не приняли этого мнения. См. “Кифая ат-талиб” (1/282).

Что касается аргумента шейха Ибн ‘Усаймина, то он заключается в том, что именно таковым было сидение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы, который клал пальцы левой руки на левое колено, а пальцы правой руки сжимал, делал кольцо и поднимал указательный палец. И на это указывают обобщённые хадисы, а также ясно указывает одна из версий хадиса от Уаиля. См. «Шарх аль-мумти’» (3/177), «Маджму’у фатауа Ибн ‘Усаймин» (13/201-202).
В качестве довода в числе обобщённых хадисов шейх Ибн ‘Усаймин упомянул хадис от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который говорил: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) усаживался во время молитвы, он клал свои руки на колени. Он поднимал правый указательный палец, следовавший за большим пальцем, и начинал взывать им. А левую свою руку он клал на левое колено”. Муслим (580).
А в качестве конкретизирующего хадиса шейх упомянул одну из версий хадиса от Уаиля ибн Худжра (да будет доволен им Аллах), в которой сказано: “Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел и положил свою левую руку за левое колено, а правую локоть положил на правое бедро, после чего поднял указательный палец, соединив при этом в виде кольца большой и средний пальцы, сжав остальные пальцы в кулак. После этого он вновь совершил земной поклон”. ‘Абдур-Раззакъ (2/68), Ахмад (4/317), ат-Табарани в “аль-Кабир” (22/34). Иснад хороший. См. “аль-Фатх ар-Раббани” (4/14).
В этом хадисе содержится ясное указание на то, что данное сидение и поднятие пальца произошло именно между двумя земными поклонами, поскольку в нём говорится, что после этого сидения он совершил земной поклон.

Ответ большинства учёных на эту аргументацию:
Что касается упомянутого хадиса от Ибн ‘Умара, который приводит имам Муслим, то в нём аргумента по той простой причине, что сам имам Муслим привёл сразу же после этой версии другую от того же Ибн ‘Умара, в которой ясно говорится о том, что это сидение было именно во время ташаххуда: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) усаживался во время ташаххуда молитвы”. Муслим (580-2).
И именно с упоминанием ташаххуда этот же хадис передали такие имамы, как Ахмад (2/131), аль-Байхакъи (2/130) и другие.
Более того, все имамы, которые передавали хадис Ибн ‘Умара, в котором не упоминается о ташаххуде, приводили его в главах о ташаххуде, как это сделали имамы ад-Дарими, ан-Насаи, Ибн Хузайма и другие.
К тому же, учёные говорили, что когда в хадисах сказано про сидение в молитве, то речь обязательно идёт о сидении на ташаххуде. Сказал хафиз Ибн Хаджар: “Ибн Рашид говорил: «Когда в хадисах упоминается о сидении в молитве без конкретизации, то речь идёт именно о ташаххуде»”. См. “Фатхуль-Бари” (2/362).

Что же касается версии хадиса от Уаиля, то следует отметить тот факт, что этот хадис, который передаётся со слов ас-Саури, в таком виде передал только ‘Абдур-Раззакъ. А что касается других передатчиков этого хадиса, то они не упоминали в своих версиях о совершении второго земного поклона после упомянутого сидения, ибо речь в хадисе шла именно о сидении на ташаххуде.
Например, передатчик Мухаммад аль-Фирьяби передал этот же хадис от ас-Саури, как это приводится у ан-Насаи, и не упоминал о втором земном поклоне, а передал его именно как сидение на ташаххуде. А аль-Фирьяби относится к числу одних из самых надёжных передатчиков от ас-Саури, который долгое время сопровождал его. Поэтому имамы хадисоведения говорили, что его передача от ас-Саури надёжней, чем передача ‘Абдур-Раззакъа от ас-Саури.
Более того, такие имамы, как Ахмад (4/319), Ибн Хузайма (697), ат-Тахауи (1/152) и другие передавали этот же хадис через путь передатчика ‘Асыма и в каждой этой версии говорится о том, что речь шла о ташаххуде.
И, несмотря на то, что имам ‘Абдур-Раззакъ является признанным и надёжным учёным в хадисоведении, у него есть некоторые хадисы, в которых он допустил ошибки и пошёл в противоречие более надёжным передатчикам. К тому же следует отметить, что в конце жизни, после того, как ‘Абдур-Раззакъ ослеп, он стал сильно путаться в хадисах. Поэтому имамы разделяли хадисы, которые он передавал по записи и по памяти. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” (2004), “аль-‘Иляль” (2/352).
По этой причине, когда шейха Ибн База во время урока чтения сборника ад-Дарими спросили о шевелении пальца между двумя земными поклонами, он ответил: “Это является отклонённым. Правильным является то, что пальцы руки следует просто положить (на колени)”. См. “аль-Хулаль аль-ибризийя мин ат-та’ликъат аль-Базия” (1/242).
Шейх аль-Альбани сказал: “Я видел, как некоторые люди шевелят пальцем между земными поклонами, опираясь в этом на то, что упомянул Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» когда упоминал шевеление пальца в ташаххуде. И я не знаю на это аргумента, если не считать этой отклонённой версии от Уаиля”. См. “Тамамуль-минна” (стр. 214).
Также в том, что обсуждаемый хадис является отклонённым, с ними согласился шейх Бакр Абу Зейд, посвятивший этому вопросу небольшое исследование, в котором он сказал: “Два шейха: Ибн Баз и аль-Альбани установили, что ‘Абдур-Раззакъ уединился в такой передаче этого хадиса от ас-Саури со слов ‘Асыма, пойдя в противоречие Мухаммаду аль-Фирьяби, который неотлучно сопровождал ас-Саури и не упоминал о земном поклоне в этом хадисе”. См. “Ля джадид фи ахками-ссаля” (стр. 42).
Когда шейха ‘Абдур-Раззакъа ‘Афифи спросили о шевелении пальца между двумя земными поклонами, он ответил: “Это мнение шейха Ибн ‘Усаймина, но нет на него доказательства. А хадисы, которые передаются на эту тему, указывают именно на ташаххуд”. См. “Фатауа ‘Афифи” (№ 17).

Что же касается тех, кто утверждает, что в данном случае поднятие указательного пальца во время любого сидения в молитве – это основа, а те, кто говорит, что пальцы рук во время сидения должны лежать на коленях, не считая ташаххуда, именно они обязаны предоставить на это довод, - то это суждение ошибочное.
Во-первых, подобное суждение не имеет веского аргумента, к тому же никто из ранних имамов не высказывал такого, напротив, это утверждение противоречит тому, на что указывает единогласное мнение общины! Сказал Ибн Наджи: “Что касается складывания обеих ладоней на коленях, то в желательности этого нет разногласия”. См. “Шарх ар-Рисаля” (1/148).
Также в известной энциклопедии по фикъху сказано: “Нет разногласий ни у кого в том, что руки следует класть на бёдра, поскольку это является полноценной формой сидения”. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхийя” (15/266).
Во-вторых, если основа в любом сидении молитвы, а не только на ташаххуде – это поднятие или шевеление пальца, то в таком случае то же самое следует говорить и о сидении для отдыха, именуемое «джальса аль-истираха» перед тем, как вставать на следующий рака’ат. Однако такого не говорил даже шейх Ибн ‘Усаймин! Напротив, он сам говорил: “Если кто-то скажет: «Следует ли шевелить палец при сидении для отдыха?», то мы ответим: «Нет, не шевелится палец во время сидения для отдыха, так как в таком сидении нет мольбы, а в хадисах сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) шевелил палец, взывая им». И это указывает на то, что палец шевелится только при мольбе”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (13/205).

Что касается слов о том, что данный вопрос подобен вопросу, где именно следует держать руки после выпрямления из поясного поклона: на груди или же опущенными?, - то это не правильное утверждение. Ведь в вопросе: «Где держать руки после поясного поклона?» разногласие было ещё со времён саляфов, и оно является приемлемым, несмотря на то, что некоторые учёные высказывались очень жестко на счёт складывания рук на груди после поясного поклона, и несмотря на то, что большинство учёных считали, что руки следует опускать, а не складывать их на груди. См. “аль-Фатауа аль-Хиндия” (1/141), “аш-Шарх аль-кабир” (1/250), “аль-Мугъни аль-мухтадж” (1/166), “аль-Инсаф” (2/47), “Асль Сыфа ас-саля” (2/701).
Ведь сообщается, что имам Ахмад говорил: “Если человек выпрямился из поясного поклона, то если он пожелает, может опустить руки по бокам, а если пожелает, то может положить правую руку на левую”. См. «аль-Фуру’» (2/199), «аль-Инсаф» (2/47).
А что касается вопроса поднятия или шевеления пальца между земными поклонами, то на этот счёт неизвестно никаких разногласий среди саляфов. Напротив, всё сказанное указывает на то, что это мнение является слабым и отклонённым, которое ранние имамы даже не обсуждали. А шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Никто из числа учёных саляфов не говорил ясно о том, что между двумя земными поклонами следует поднимать палец, как и никто из имамов не называл главы таким образом, в которых упоминалась эта тема. Поступки мусульман на то, что палец между земными поклонами не поднимается и не шевелится, передавались из поколения в поколение”. См. “Ля джадид фи ахками-ссаля” (стр. 41).

А Аллаху обо всём ведомо лучше.
И вся хвала Аллаху – Господу миров!
Buxarskiy
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 18:24

Re: О поднятии пальца между двумя земными поклонами

Сообщение Buxarskiy »

Джазакаллаху хайрон.
Ответить