КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ»

Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re: КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ»

Сообщение Абу Саад »

tik писал(а):Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
Уа ’алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху!

Некоторые имамы считали, что прикосновение к анальному отверстию нарушает омовение, так как в некоторых хадисах: «Пусть тот, кто прикоснулся к своему половому органу» употребляется слово фардж, что также несет значение и анальное отверстие.
Однако с таким определением не было согласны другие имамы, так как они считали, что анальное отверстие (дубур), не называется половым органом. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие… которые оберегают свои половые органы (фурудж) от всех, кроме своих жен или невольниц» (аль-Муминун 23: 1, 5-6).
Никто из толкователей Корана не толковал слово «половой орган» (фардж), как анальное отверстие.
И Аллах Всевышний сказал: «оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц». Нет никаких сомнений в том, что половой акт с женщиной совершается половым органом, а не анальным отверстием!
Имам Ибн Хазм говорил: “Называть анальное отверстие (дубур) половым органом (фардж) не является правильным”. См. “аль-Мухалля” 1/241.
Также в известных словарях по арабскому языку, как «Лисануль-‘араб» и «ан-Нихая» не сказано, что слово «закар», «фардж» (половой орган), также имеет значение: «дубур» (анальное отверстие).
Поэтому языковое понимание некоторых имамов, не является доводом! Ведь слова одного имама над словами другого, не имеет никакой силы.
Однако ясно одно, что омовение (аль-уду) – это поклонение, о нарушении которого не следует говорить кроме как при явном, ясном доводе из Корана и Сунне или единогласного мнения (иджма’)! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, разъяснив, что прикосновение только к своему половому органу нарушает омовение, сказал: “Основа состоит в том, что омовение, в действительности которого единогласны, не нарушается кроме как при наличии единогласного мнения или же установленной Сунны, которая не подлежит истолковыванию!” См. “ат-Тамхид” 3/342.
Так вот, на то, что прикосновение к анальному отверстию нарушает омовение, нет ни единогласного мнения, ни прямого хадиса!
Таким образом, прикосновение к анальному отверстию или половому органу мужа и жены, а также и детей при подмывании, не нарушает омовения! Также омовение не нарушает прикосновение к лобку, к ягодицам, к яичкам, к месту между анальным отверстием и половым органом, верхней части бедра с внутренней стороны. Все это не нарушает омовения, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’). См. “аль-Мухалля” 1/241, “аль-Аусат” 1/210, «аль-Маджму’» 2/45.

http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=53&t=2256
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 72

Сообщение Абу Саад »

72 وعن عائشة رضي الله عنها أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال :
« من أصابه قيء أو رعاف ، أو قلس ، أو مذي فليتوضأ ، ثم ليبن على صلاته ، وهو في ذلك لا يتكلم »
أخرجه ابن ماجه ، وضعفه أحمد وغيره .

72 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения мази (прозрачного уретрального выделения) следует прервать намаз и совершить омовение, а затем довести молитву до конца, не разговаривая в течение всего этого процесса». Передал ибн Маджах, 1221; Бусайри сказал: «Иснад хадиса слабый».

Мусульманские богословы единодушны в том, что выделение мази делает омовение недействительным. Что же касается рвоты, носового кровотечения и отрыжки, то мусульманские богословы высказывали по этому поводу различные мнения. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не дошло ничего, что доказывало бы вменение им в обязанность совершения малого омовения по таким причинам. Объяснение этого было изложено выше. Они также не были единодушны по поводу того, разрешается ли продолжать намаз с того положения, в котором твое омовение стало недействительным, если за время омовения молящийся не произнес лишних слов. Что же касается этого хадиса, то он является слабым, отосланным (мурсаль) и не имеет юридической силы.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 73

Сообщение Абу Саад »

73 وعن جابر بن سمرة رضي الله عنه
« أن رجلا سأل النبي صلى الله عليه وسلم : أتوضأ من لحوم الغنم ؟ قال : إن شئت قال : أتوضأ من لحوم الإبل ؟ قال : نعم »
أخرجه مسلم .

73 – Передают, что Джабир ибн Самура, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что некий человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир: «Должен ли я совершать омовение после того, как поел баранину?» Он сказал: «Если захочешь». Человек еще раз спросил: «А должен ли я совершать омовение после того, как поел верблюжатину?» Он ответил: «Да». Этот хадис передал Муслим, 360.

Хадис передал Джабир ибн Самура, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом. Этот славный сподвижник был сыном сестры Са‘да ибн Абу Ваккаса. Он поселился в Куфе, где построил для себя дом. Скончался в 74 или 66 г.х. Его отец Самура ибн Джунада ас-Саваи аль-‘Амири также был одним из сподвижников.
Этот хадис свидетельствует о том, что употребление в пищу верблюжьего мяса делает омовение недействительным. Этого мнения придерживается большинство знатоков хадисов и мусульманского права. Это предписание не может быть отвергнуто по той причине, что нам не известна причина его ниспослания, поскольку религиозные предписания не обязательно должны объясняться человеческой логикой. Так считали многие мусульманские богословы, хотя Ибн аль-Кайим объяснял мудрость этого предписания тем, что в достоверном хадисе, переданном аль-Хакимом со слов Абу Хурейры, говорится: «На вершине горба каждого верблюда сидит дьявол». Верблюды обладают дьявольской силой, и употребление в пищу их мяса передает эту энергию человеку. Известно, что дьяволы сотворены из огня и что потушить огонь можно водой. Поэтому после употребления в пищу верблюжьего мяса следует совершить омовение и предотвратить прилив дьявольской силы. См. книгу Ибн аль-Кайима “И‘лам аль-Мувакки‘ин”, т. 1, стр. 147.


Выводы из хадиса:
1. Человек может, если пожелает, совершать малое омовение после употребления в пищу баранины, однако не обязан делать это.

2. Как уже рассказывалось ранее, употребление в пищу мяса верблюда нарушает малое омовение. Таково наиболее достоверное среди всех существующих на этот счет мнений.

3. Правильным является мнение, согласно которому омовение нарушается при употреблении в пищу любой части тела верблюда, а не только самого мяса (мякоти). Об этом также сообщалось ранее.

4. Говорят, что мудрость проведения различия между верблюжьим и бараньим мясом состоит в том, что в мясе верблюда кроется в небольшом количестве сатанинская сила. Пища имеет свойство влиять на питающегося ею (именно поэтому наложен запрет на употребление в пищу всех зверей, обладающих клыками, и всех птиц, имеющих когти). Как известно, сатанинская энергия, имея огненную природу, тушится водой, значит, влияние на человека той силы, которая сокрыта в мясе верблюда, также должно быть остановлено водой. Это весьма правильное сопоставление (къияс), выводам из которого соответствует утверждение о необходимости совершения малого омовения после употребления верблюжьего мяса. Утверждения же тех, которые говорят: “Вуду’ нарушается лишь тем, что выходит из организма, но не тем, что входит в него”, несостоятельны.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 74

Сообщение Абу Саад »

74 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال النبي صلى الله عليه وسلم
« من غسل ميتا فليغتسل . ومن حمله فليتوضأ »
أخرجه أحمد والنسائي والترمذي وحسنه ، وقال أحمد : لا يصح في هذا الباب شيء .

74 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Пусть тот, кто помыл покойника, искупается, а тот, кто нес его, совершит омовение». Этот хадис передали Ахмад (2/454), Абу Дауд (3161); ан-Насаи и ат-Тирмизи (393), и последний назвал его хорошим. Но Ахмад сказал: «По этому вопросу нет ни одного достоверного сообщения».

Большинство имамов склонялось к тому, что этот хадис – маукъуф [1]; его следует признать хорошим (хасан) в связи с тем, что он имеет много путей передачи. Аль-Байхакъи сказал: “Верным является то, что он - маукъуф”. Аль-Бухари высказал такое же мнение, сказав: «Скорее всего, он является хадисом маукъуф».

Однако это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным, а является желательным, что объясняется другими преданиями. От Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на вас обязанности совершать полное омовение после купания мертвого, ибо ваши мертвые не являются нечистыми, и вам достаточно вымыть ваши руки». аль-Хаким 1/386, аль-Байхакъи 3/398. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.
Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: "Когда мы купали наших мертвых, кто желал, совершал полное омовение, а кто не желал, не совершал его". ад-Даракъутни 191, аль-Хатыб 5/424. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.
Имам аль-Хаттаби говорил: "Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному". См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.


Выводы из хадиса:
1. Ученые фикъха говорят, что в данном хадисе речь идет о тех, кто поворачивал и касался покойного хотя бы даже один раз, а не о тех, кто лил воду и совершал подобные этому действия, и не о тех, кто совершал для покойного тайаммум.

2. Этот хадис вступает в противоречие с хадисом, который Аль-Байхакъи привел от ибн Аббаса, сообщившего, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вы не обязаны омываться (совершать гусль) после того, как омыли вашего умершего, ведь ваши покойные умирают чистыми и не являются скверной, посему вам достаточно лишь вымыть руки”. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал, что это хороший хадис.

При сопоставлении смыслов обоих хадисов становится ясным, что повеление в хадисе Абу-Хурейры носит рекомендательный, побуждающий характер (мандуб). Вывод, сделанный в результате сопоставления двух хадисов подтверждается хадисом, переданным имамом Ахмадом от ибн Умара, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: “Мы обмывали умерших, и некоторые из нас совершали полное омовение (после этого), а некоторые - нет” (Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал, что иснад этого хадиса достоверный). Этот хадис наилучшим образом раскрывает смысл двух предыдущих хадисов. Объяснение этого хадиса было изложено нами выше.

Что же касается малого омовения, то Амир Аль-Сан’ани сказал: “Я не слышал, чтобы кто-либо из ученых говорил в пользу необходимости совершения малого омовения тем, кто нес умершего”. Слово “вуду’” в хадисе “… кто нес (умершего), пусть совершит вуду’” толкуют лишь как мытье рук. Таким образом, мытье рук становится желательным (мандуб) для человека, который нес умершего. Это соответствует правилам гигиены, к соблюдению которых Ислам всегда призывает. Кроме того, на желательность мытья рук после прикосновения к умершему указывает вышеупомянутый хадис от ибн Аббаса (“…вам достаточно лишь вымыть руки”).

Как правило, любое слово или выражение, встречающееся в шариатских текстах понимается в том значении, которое принято для него в Шариате. Например, слово “вуду’ ”, которое упомянуто в хадисе “… кто нес (умершего), пусть совершит вуду’”, известно в Шариате как ритуальное омовение, включающее, как уже упоминалось в главе “О малом омовении”, мытье четырех частей тела определенным образом. Однако в данном хадисе под словом “вуду’” мы подразумеваем не то, что подразумевается под этим словом в Шариате, исходя из следующих соображений:

Во-первых, никто из ученых не толковал слово “вуду’” в данном хадисе с позиции его значения в шариате.

Во-вторых, слабость иснада этого хадиса не позволяет принять его как основу при вынесении суждения по данному вопросу. Ахмад и Мадини сказали: “В этой области нет достоверного хадиса”. Аз-Захаби сказал: “Я не знаю твердого хадиса по данному вопросу”.

В-третьих, ранее приведенный нами хадис Ибн Аббаса объясняет смысл слова “вуду’” в данном случае как мытье рук.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Хадис маукъуф – так называют хадис, в тексте, которого приводятся слова одного из сподвижников или сообщается о его поступках и т.п., то есть цепочка передатчиков не доходит до самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Среди хадисов маукъуф, как и среди хадисов марфу’, о которых рассказывалось ранее, могут быть такие, что имеют непрерывный иснад (иснад муттасиль) и носят название маукъуф аль-маусуль, а могут быть такие, что имеют иснады, не являющиеся непрерывными (иснад мункати’) и называются маукъуф гъайру-ль-маусуль. При этом иснады хадисов мауъкуф могут быть как достоверными, так и недостоверными, а сами хадисы маукъуф - достоверными, хорошими или слабыми.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 75

Сообщение Абу Саад »

75 وعن عبد الله بن أبي بكر رضي الله عنه
« أن في الكتاب الذي كتبه رسول الله صلى الله عليه وسلم لعمرو بن حزم أن لا يمس القرآن إلا طاهر »
رواه مالك مرسلا ، ووصله النسائي وابن حبان ، وهو معلول

75 – Передают, что ‘Абдуллах ибн Абу Бакр, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что в послании, которое Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил ‘Амру ибн Хазму, было сказано:
«Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых». Малик в «аль-Муватта», (1/199) назвал хадис отосланным (мурсаль). Ан-Насаи (8/57) и Ибн Хиббан (6559) передали целостную версию хадиса, но несмотря на это у хадиса есть скрытые недостатки.

Степень достоверности хадиса:
Хадис достоверный (сахих). Имам Аш-Шафи’и сказал: “Ученые никогда не стали бы руководствоваться эти хадисом, если бы его достоверность не была с их точки зрения доказанной”. Аль-Хазми оценил его как хороший хадис (хасан), и у него есть сообщения, переданные от ряда сподвижников, подтверждающие достоверность этого хадиса. Ибн Абдуль-Барр сказал: “(Знающие) люди настолько единодушны в принятии этого хадиса, что он становится подобным хадису мутаватир”. Аль-Хаким сказал: “Умар ибн Умар ибн Абдуль-Азиз и Аз-Зухри свидетельствовали о достоверности этого хадиса”. Аль-Альбани сказал: “Общий смысл таков, что все пути передачи данного хадиса не лишены слабости, однако слабость в них незначительна, поскольку не связана с подозрениями в лживости кого-либо из передатчиков. Недостаток иснадов заключается либо в том, что они являются мурсаль, либо в том, что у кого-либо из передатчиков отмечалась слабость памяти. К тому же прочно установленным в науке “Терминология хадисов” является то, что различные пути передачи усиливают друг друга при условии, что среди передатчиков нет таких, которые подозревались бы в лживости, что подтвердил Ан-Навави в “Ат-Такърибе”, а затем Ас-Суйуты в своем “Аш-Шархе”. Относительно достоверности данного хадиса не возникает никаких сомнений, особенно потому, что им, как уже было сказано, пользовался в качестве довода имам Ахлю-с-Сунна Ахмад Ибн Ханбаль. Соратник имама Ахмада, имам Исхакъ Ар-Рахавейхи, также подтвердил достоверность хадиса ... Согласно тому, что сказано в хадисе, поступали сподвижники Пророка, мир ему, и последователи”.

Хадис передал ‘Абдуллах ибн Аби Бакр, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом. Его звали ‘Абдуллах ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм аль-Ансари аль-Мадани аль-Кади. Он был последователем Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в пятом поколении. Скончался в 135 г.х. в возрасте 70 лет.
Также в хадисе упоминается ‘Амр ибн Хазм. Его звали ‘Амр ибн Хазм аль-Хазраджи ан-Наджари. Его прозвище было Абу ад-Даххак. Первым знаменательным историческим событием, в котором он принял участие, было сражение у рва. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил его в Наджран обучать людей религии и собирать пожертвования. Он написал для них книгу, в которой описаны обязательные и добровольные предписания религии, размеры пожертвований и выкупов. Именно об этой книге упоминается в хадисе. Скончался в Медине в возрасте за 50 лет.
Автор отметил, что у хадиса есть скрытые недостатки, потому что считал, что его рассказчиком был Сулейман ибн Давуд аль-Йамани, хадисы которого не следует принимать во внимание, согласно единому мнению знатоков хадисов. Однако достоверно известно, что рассказчиком этого хадиса был Сулейман ибн Давуд аль-Хаулани, которого авторитетные знатоки хадисов признали заслуживающим доверия рассказчиком. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 104.


Выводы из хадиса:
В хадисе указывается, что к Корану могут прикасаться только чистые. Слово “чистый” (ат-тахир) имеет в Шариате несколько смыслов.

Во-первых, оно может употребляться в значении “мусульманин” или “му’мин”, так как в одном из хадисов говорится: “Пресвят Аллах. Истинно, му’мин (а в другой версии хадиса - мусульманин) не оскверняется”, а о язычниках Аллах Всевышний сказал: “Поистине, многобожники - скверна”. Как уже объяснялось, мусульмане называются в приведенных текстах чистыми, а многобожники – наджасой в духовном смысле, в плане их убеждений.

Во-вторых, “чистый” может означать “свободный от большого хадаса”.

В-третьих, это же слово может использоваться применительно к человеку, свободному не только от большого, но и от малого хадаса.

В данном хадисе слово “чистый” могло быть использовано Пророком в любом из его вышеприведенных шариатских значений. Однако, скорее всего, что это слово употреблено здесь в его третьем значении (“свободный от малого осквернения”). Лучше придерживаться этой точки зрения, исходя из следующих соображений:

1. Понимание слова “чистый” в его третьем значении наиболее надежно и позволяет избежать ошибки, так как является более широким и охватывает два первых значения.

2. Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду мусульман, то сказал бы об этом прямо, для того чтобы обезопасить нас от заблуждений. Он сказал бы: “Пусть касаются Мусхафа (Корана) только мусульмане” или “только му’мины”, особенно в связи с тем, что это было послание, с которым ‘Амр бин Хазм Аль-Ансари был направлен в Наджран, где жили как мусульмане, так и христиане. На правильность этой точки зрения указывает Коран, Сунна, сведения об отношении к этому вопросу сподвижников и то, что ее придерживалось большинство ученых-богословов.

Таким образом, можно сказать, что, поскольку этот вопрос является предметом сомнений, а хадис по его поводу не дает однозначного понимания, лучше и надежнее в плане избежания ошибок придерживаться точки зрения, что чистота, необходимая человеку для прикосновения к Корану, – это отсутствие у него малого хадаса, а Аллаху сие ведомо лучше.

3. Имам Ахмад сказал: “Читать Коран нельзя до тех пор, пока не будет совершено малое омовение”.

4. Имам Аль-Албани в “Ирва’у-ль-Галиль” (1/161) пишет: “К достоверным сообщениям, дошедшим по данному вопросу от сподвижников, относится сообщение Мус’аба ибн Са’ад ибн Вакъкъаса, который сказал: “Я держал Коран для Са’ада ибн Вакъкъаса и почесался. Са’ад спросил: “Коснулся ли ты своего полового члена?”. Я ответил: “Да”. Тогда Са’ад сказал: “Встань и соверши малое омовение”. После чего я встал, совершил омовение, а затем вернулся” (Хадис передал Малик (1/42 №59) и Аль-Байхакъи (от Малика); иснад хадиса достоверный).

5. Шейху-ль-Ислям ибн Теймия в “Аль-Фатауа Аль-Кубра” сказал: “Точкой зрения четырех имамов является то, что к Корану может прикасаться только чистый… Такого же мнения придерживался Салман Аль-Фарси, Абдулла ибн Умар и другие, и нет сведений, чтобы кто-либо из сподвижников возразил им”.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 76

Сообщение Абу Саад »

76 وعن عائشة رضي الله عنها قالت :
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يذكر الله على كل أحيانه »
رواه مسلم ، وعلقه البخاري .

76 – Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поминал Аллаха в любое время. Этот хадис передал Муслим (373), а аль-Бухари передал подвешенную версию хадиса. См. «аль-Фатх», 1/408.

Выводы из хадиса:
Дозволяется и рекомендуется поминать Аллаха в любых обстоятельствах, даже находясь в хадасе и в состоянии аль-джанаба. Поминание Аллаха (зикр) может быть в виде тасбиха (произнесение формулы “СубханаЛлах"), тахлиля (произнесение формулы “Ля иляха илля Ллах"), такбира (произнесение формулы “Аллаху акбар”), тахмида (АльхамдулиЛлях) и других, подобных вышеперечисленным, славословий. Однако чтение Корана не относится к тем видам поминания Аллаха, которые дозволены тому, кто находится в состоянии аль-джанаба. На это указывает хадис, который передал имам Ахмад и четверо из “Асхабу-с-сунан” и достоверность которого подтвердил Ат-Тирмизи.

Что же касается таких обстоятельств, как отправление большой или малой нужды и половое сношение, то они являются исключением и произнесение зикра при них не дозволяется. А Аллаху все ведомо лучше.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 77

Сообщение Абу Саад »

77 و عن انس بن مالك
« ان النبي صلى الله عليه وسلم احتجم و صلى و لم يتوضا »

77 – Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сделали кровопускание, а затем он совершил намаз без предварительного омовения. Этот хадис передал ад-Даракутни (1/151), и он же назвал его слабым. Также передал аль-Бейхакъи (1/141).

Хадис слабый (да’иф). Но Аль-Хафиз в своем “Ат-Тальхисе” сказал: «Смысл этого хадиса подтверждается сообщениями от многих сподвижников, среди которых Абдулла ибн ‘Амр, ибн Аббас, Абдуллах ибн Абу Ауфа, Абу Хурейра, Джабир и Айша».

Текст этого хадиса свидетельствует о том, что выделение крови не через мочеиспускательный канал или анальное отверстие не делает омовение недействительным. Однако этот хадис является слабым, потому что одним из его рассказчиков был Салих ибн Мукатиль, который признан слабым рассказчиком. Несмотря на это смысл хадиса является справедливым, потому что нет ни одного достоверного сообщения о том, что выделение крови делает омовение недействительным. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 106.

Выводы из хадиса:
Хадис доказывает то, что, как правило, обстоятельства, с которыми имеет дело человек, не портят малое омовение и непричастны к его нарушению, и подтверждает, что все остается так, как было, если не будет приведено убедительных доводов об обратном. Кровотечения не нарушают малое омовение, и оно остается действительным, исключение составляют только кровотечения из двух путей (мочеполовых органов и заднего прохода). Таково наиболее достоверное среди существующих на этот счет у ученых мнений. Рассмотрению и изучению этого вопроса были посвящены предшествующие строки сей главы. Хвала же принадлежит Аллаху, Владыке всех миров.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», №№ 78-80

Сообщение Абу Саад »

78-79 وعن معاوية قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« العين وكاء السه ، فإذا نامت العينان استطلق الوكاء »
رواه أحمد والطبراني - وزاد
« ومن نام فليتوضأ »
وهذه الزيادة في هذا الحديث عند أبي داود من حديث علي دون قوله : " استطلق الوكاء " ، وفي كلا الإسنادين ضعف

78-79 – Передают, что Му‘авийа, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Бодрствующий глаз подобен веревке для стягивания заднего прохода. А когда оба глаза спят, эта веревка развязана». Этот хадис передал Ахмад (4/96). А в версии ат-Табарани (19/875) говорится также: «Пусть тот, кто поспал, совершит омовение».

В хадисе упомянут Му‘авийа, да будет доволен им Всевышний Аллах. Он вместе со своим отцом Абу Суфйаном Сахром ибн Харбом обратился в ислам после покорения Мекки. ‘Умар ибн аль-Хаттаб назначил его наместником Шама после смерти его брата Йазида ибн Абу Суфйана. Он оставался наместником Шама вплоть до времен правления ‘Али ибн Абу Талиба. После того, как аль-Хасан ибн ‘Али добровольно отказался от власти в 40 г.х., он стал правителем мусульманского халифата. Скончался в 60 г.х. в возрасте 78 лет.
Цепочки рассказчиков обеих хадисов являются слабыми, потому что одним из их рассказчиков был Бакийа. Знатоки хадисов отмечали, что его хадисы небезупречны, однако их недостатки являются незначительными. И поэтому аль-Мунзири, ан-Навави и Ибн ас-Салах назвали хадис ‘Али ибн Абу Талиба хорошим. Из этого следует, что глубокий сон делает омовение недействительным не сам по себе, а потому что спящий человек не способен контролировать свои действия.


80 ولأبي داود أيضا عن ابن عباس رضي الله عنهما مرفوعا
« إنما الوضوء على من نام مضطجعا »
وفي إسناده ضعف أيضا

80 – Абу Дауд (202) и ат-Тирмизи (77) также передали хадис Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто спал лежа, должен совершить омовение». Цепочка рассказчиков хадиса слабая.

Выводы из хадиса:
1. Как слышное, так и беззвучное испускание ветров через задний проход нарушает малое омовение.

2. В хадисе содержится указание на то, что сон сам по себе не нарушает малое омовение, а является состоянием, предполагающим его нарушение из-за выхода кишечных газов. Поэтому омовение нарушает только глубокий сон, во время которого весьма вероятно неконтролируемое выпускание человеком ветров и вступление им, таким образом, в "хадас".
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», №№ 81-84

Сообщение Абу Саад »

81-83 وعن ابن عباس رضي الله عنهما أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال :
« يأتي أحدكم الشيطان في صلاته ، فينفخ في مقعدته فيخيل إليه أنه أحدث ، ولم يحدث ، فإذا وجد ذلك فلا ينصرف حتى يسمع صوتا أو يجد ريحا »
. أخرجه البزار - وأصله في الصحيحين من حديث عبد الله بن زيد - ولمسلم عن أبي هريرة رضي الله عنه نحوه

81-83 – Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Сатана может прийти к кому-нибудь из вас во время намаза и подуть ему в седалище, так что ему покажется, что он выпустил кишечный газ, хотя он этого не делал. Если кто-нибудь из вас почувствует такое, то пусть не прерывает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах». Этот хадис передал аль-Баззар. См. «Маджму’ аз-Заваид», 1/242. Его суть также передали аль-Бухари (137) и Муслим (361) от ‘Абдуллаха ибн Зейда, да будет доволен им Всевышний Аллах, а Муслим (362) передал похожий хадис еще и от Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах.

84 وللحاكم عن أبي سعيد مرفوعا
« إذا جاء أحدكم الشيطان ، فقال : إنك أحدثت فليقل : كذبت »
وأخرجه ابن حبان بلفظ " فليقل في نفسه " .

84 – Аль-Хаким также передал похожий хадис, но от Абу Са‘ида, да будет доволен им Всевышний Аллах, который рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если к кому-нибудь из вас придет сатана и начнет внушать, что он осквернился (т.е. выпустил кишечные газы), то пусть он ответит ему: “Ты лжешь!”» Передал аль-Хаким в «аль-Мустадрак ’аля сахихейн», 1/470. Его суть также передали Абу Дауд, 1029; Ахмад, 3/50
А в версии Ибн Хиббана говорится: «…то пусть он скажет про себя…». Передали ибн Хиббан, 2666 и ’Абду-р-Разакъ, 533.

Выводы из хадиса:
1. Существует принцип, согласно которому все остается так, как оно есть, пока не доказано обратное. Если человеку, находящемуся в состоянии ритуальной чистоты (ат-тахара) начинает казаться, что его омовение нарушено, однако он не убежден в этом, то, согласно правилу, он продолжает пребывать в состоянии ритуальной чистоты, и ему не следует обращать внимание на эти сомнения.

2. Сатана - явный враг снов Адама. Того, кто легко поддается его влиянию, он обольщает и сбивает с пути, когда же ему не удается ввести человека в заблуждение при помощи страстей, он пытается сделать это путем сеяния в его сердце сомнений. Всевышний сказал: “Поистине, сатана - вам враг, посему считайте его врагом, он зовет свою партию, чтобы оказаться им среди обитателей Адского огня”. (35:6)
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», ГЛАВА 7

Сообщение Абу Саад »

7 - باب آداب قضاء الحاجة (7)
[/arabic]
7 – Глава об этикете отправления естественной нужды.


Слово "адаб" в переводе с арабского языка означает воспитание собственной души (самовоспитание) и привитие ей высоких нравственных качеств.

Нормы (адаб) отправления естественных потребностей включают в себя ряд предписываемых мусульманину слов и действий. Вкратце их можно изложить следующим образом:

I. Действия, совершение которых при отправлении нужды нежелательно (макрух):

1. Говорить и обращаться к кому-либо во время отправления естественных потребностей, если только в этом нет надобности, так как в хадисе сказано: “Если два человека справляют большую нужду, пусть один из них укрывается от другого и пусть не разговаривают друг с другом, ведь это ненавистно Аллаху”. Шейх ибн ’Усаймин сказал, что если бы не слабость, содержащаяся в данном хадисе, то более прочным было бы мнение о запрещенности (харам) подобных действий.

2. Входить в отхожее место с предметами, на которых написаны имена Аллаха, кроме тех случаев, когда человек опасается кражи или чего-либо подобного. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прежде чем войти в отхожее место, снимал свой перстень, на котором были выгравированы слова “Мухаммад - Посланник Аллаха”, и оставлял его. Разрешается входить в туалет с подобными предметами, если они обернуты во что-либо таким образом, чтобы написанное на них не было видно.

3. Прикасаться к половым органам правой рукой при мочеиспускании, подмывании и подтирании. На это указывает хадис от Абу Къатады, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть никто из вас в то время, как он мочится, не дотрагивается до своего полового органа правой рукой и пусть не очищается ею от скверны…” (текст хадиса согласован).

II. Действия, совершение которых при отправлении естественных потребностей запрещено (харам):

1. Обращаться лицом к Къибле, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда вы справляете большую нужду, не обращайте свои лица в сторону Къиблы и не поворачивайтесь к ней спиной, но обращайтесь в сторону востока или запада” (текст хадиса согласован). Согласно правильному мнению ученых, исключение составляет тот случай, когда человек поворачивается к Къибле спиной, находясь внутри какого-либо строения. Это доказывает хадис, переданный Абдуллой ибн Умаром, да будет доволен им Аллах, который рассказал: “Поднявшись однажды на крышу дома Хафсы, я увидел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справлял нужду, обратившись лицом в сторону Шама, а спиной в сторону Каабы” (текст хадиса согласован).

Что касается ученых, сторонников мнения о недопустимости обращения человеком, отправляющим нужду, спиной к Каабе даже при нахождении его внутри строения, то свою точку зрения они обосновывают тем, что при наличии противоречия между словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его действиями предпочтение следует отдать его словам, так как действие могло быть совершено в силу наличия особого исключения для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также просто по забывчивости или в связи с иными обстоятельствами. Однако данная аргументация не может быть признана приемлемой, потому что правилом является следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и подражание ему во всем, о чем говорят слова Всевышнего: “И был дан вам в Посланнике Аллаха хороший пример…” (21:33).

Противоречия между словом и действием в данном случае нет, так как если бы оно присутствовало, то это указывало бы на наличие в этом вопросе особого исключения, касающегося только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако говорить о каком-либо исключении в данном случае нельзя, так как вывод о наличии того или иного исключения для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не может быть сделан лишь на основе предположения. Кроме того, следует учитывать то, что обращение к Каабе спиной при справлении нужды менее тяжко, чем обращение к ней лицом.

Вообще предпочтительнее использовать оба хадиса, совмещая их смыслы, а не руководствоваться одним из них, отбрасывая второй. О том, как следует совмещать друг с другом два вышеприведенных хадиса, уже говорилось.

2. Отправлять естественные потребности на улицах и дорогах, по которым ходят люди, в местах, где люди укрываются от зноя, в местах их собраний и отдыха, в общественных парках, на рынках и т.д., на что указывается в хадисе № 81.

3. Входить в уборную с Кораном, так как подобный поступок являет собой оскорбление Книги Аллаха.

4. Поминать имя Аллаха, то есть совершать зикр (исключением является зикр, совершаемый сердцем).

Достоверно известно, что, когда некто поприветствовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, справлявшего в это время малую нужду, тот не ответил на это приветствие. Если бы зикр в подобных ситуациях был допустим, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил бы человеку, поприветствовавшего его, ведь отвечать на приветствие – обязанность мусульманина (ваджиб). К тому же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мне было неприятно упоминать имя Аллаха в подобной ситуации”.


III. Действия, совершение которых при отправлении естественных потребностей желательно (мустахабб) и является сунной:

1. Сунной является отдалиться от взоров людей и укрыть от них все тело. На это указывается в хадисе № 80.

2. Входить в уборную желательно с левой ноги, а выходить из нее – с правой, подчеркивая таким образом превосходство правой ноги. Данное законоположение выводится на основе къияса, то есть проведения аналогии: поскольку вход в мечеть осуществля ется с правой ноги и вообще правой стороне отдается первенство и предпочтение присовершении всех деяний благородного характера, значит, вход в туалет, не относящийся к деяниям благородного характера, должен осуществляться с левой ноги. В связи с тем, что данное законоположение выведено на основе къияса и не находит прямого подтверждения в хадисах, его относят к законоположениям-мустахабб и не говорят, что оно - сунна, так как отличие сунны от мустахабб состоит именно в том, что сунна – это то, что совершал и говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то есть то, что находит подтверждение в хадисах. Мустахабб же – это действие, совершение которого желательно из-за наличия причины, мотива к тому, чтобы считать его желательным, однако хадисов, прямо указывающих на него, не существует. Мнение тех, кто проводит различие между законоположением-мустахабб и законоположением-сунна вышеназванным образом, предпочтительнее мнения тех, кто считает, что мустахабб и сунна – одно и то же и между ними нет абсолютно никакой разницы. К тому же, оно является мнением большинства ученых.

3. После отправления нужды желательно (мустахабб) вымыть руки. Это делается для достижения более совершенной чистоты.

4. Перед тем как войти в туалет, желательно (мустахабб) надеть обувь, для того чтобы не запачкаться наджасой.

5. Сунной является произнесение перед входом в туалет слов: “Бисми Лляхи, а’узу биЛляхи мин аль-хубси уа-ль-хабаиси-р-риджси-н-ниджси мин аш-шайтани-р-раджим” (”Во имя Аллаха, прибегаю к Аллаху от зла и злых духов, их скверны и мерзости, и от прогоняемого сатаны”), которые приводятся в достоверном хадисе.

6. После выхода из туалета сунной является сказать: “Гуфрана-кя” (“Прости (о Аллах)!”), что также подтверждается достоверным хадисом.



IV. Действия, совершение которых при отправлении естественных потребностей является обязательным (ваджиб):

1. Сокрыть аурат (срамные места) от посторонних взглядов.

2. Избегать попадания наджасы на тело или одежду, если же это случилось, то человеку, после того как отправил нужду, следует очистить водой то место, куда попала скверна. Так в хадисе от ибн Аббаса передано, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходя мимо двух могил, сказал о людях, лежащих в них: “Поистине, они оба подвергаются мучениям, но не за совершение тяжкого греха. Что касается первого, то он не оберегал себя от мочи, второй же занимался сплетнями…” (текст хадиса согласован).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 85

Сообщение Абу Саад »

85 عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال :
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا دخل الخلاء وضع خاتمه »
أخرجه الأربعة ، وهو معلول


85 – Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собираясь войти в уборную, снимал свой перстень. Этот хадис передали Абу Дауд (19), ат-Тирмизи (1746), ан-Насаи (8/178) и Ибн Маджах (303), но у него есть скрытые недостатки. аль-Хаким (1/298) назвал его достоверным по условиям двух шейхов (т.е. аль-Бухари и Муслима). Имам ан-Науауи также назвал хадис достоверным. См. «аль-Маджму’», 6/96.

Речь идет о перстне, на котором были выгравированы слова “Мухаммад – Посланник Аллаха”, расположенные на трех строчках. Из этого хадиса следует, что в уборную или другие места отправления нужды не следует входить с книгами или вещами, в которых записаны имена Аллаха или коранические откровения. Что же касается скрытых недостатков этого хадиса, то они связаны с цепочкой его рассказчиков. Химам рассказывал его со слов Ибн Джурейджа, который рассказывал его со слов аз-Зухри, который в свою очередь рассказывал его со слов Анаса ибн Малика. Эти рассказчики заслуживают доверия, однако Химам не слышал этот хадис от аз-Зухри. Он слышал, как Зийад ибн Са‘д рассказывал со слов аз-Зухри о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приобрел серебряный перстень, а затем выбросил его. Абу Дауд считал, что это была ошибка Химама. Но несмотря на это Йахйа ибн Ма‘ин считал его заслуживающим доверия рассказчиком. Что же касается обсуждаемого нами хадиса, то его смысл подтверждается похожими хадисами, переданными аль-Бейхаки и аль-Хакимом со слов Анаса ибн Малика через другие цепочки рассказчиков. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 109.

Выводы из хадиса:
1. Человеку нежелательно (макрух) входить в туалет или любое место, предназначенное для отправления естественных потребностей, с предметами, где написаны имена Всевышнего Аллаха, если они не обернуты во что-либо, закрывающее их. Исключение составляют ситуации, когда человеку бывает необходимо сделать это, например, если он опасается, что вещь может быть украдена, или боится забыть ее. Правило гласит: Нежелательность какого-либо действия удаляется при возникновении потребности в нем.

2. Хадис указывает на дозволенность ношения перстня из серебра мужчинами.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 86

Сообщение Абу Саад »

86 عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال :
« كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا دخل الخلاء قال : اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث »
أخرجه السبعة .

86 – Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал, что, собираясь войти в уборную, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«О Аллах! Я ищу у Тебя защиты от дьяволов мужского и женского полов» (Аллахумма инни а’уузу бика миналь-хубуси валь-хабаис). Этот хадис передали аль-Бухари (142), Муслим (375), Ахмад (3/99), Абу Дауд (4), ат-Тирмизи (5), ан-Насаи (1/20) и Ибн Маджах (298).

Эту молитву следует читать перед входом в уборную или перед снятием одежды, если человек справляет нужду в другом месте.

Выводы из хадиса:
1. Скверные и грязные места являются прибежищем для шайтанов и их обиталищем.

2. Произнесение слов, упомянутых в хадисе, перед тем, как входить в уборную, является сунной. Согласно другой версии хадиса, слова, произносимые перед входом в туалет, предваряются формулой “Бисмиллях” (Во имя Аллаха), то есть эти слова звучат как “Бисмиллях, Аллахумма инни а’узу…” Автор говорит в “Аль-Фатхе”: “Аль-Амри передал хадис, удовлетворяющий условиям, которые предъявляет к хадисам Муслим, где имеется добавление в виде тасмии, однако ни в одной из других версий я этого дополнения не встречал”.

3. Обращение к Аллаху с просьбой о защите от шайтанов и их зла – путь спасения от них.

4. Хадис содержит подтверждение существования джиннов и шайтанов. Отрицание же их существования является заблуждением и неверием (куфр), так как противоречит достоверным религиозным текстам (Священному Корану и Сунне).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 87

Сообщение Абу Саад »

87 عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال :
« كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يدخل الخلاء ، فأحمل أنا وغلام نحوي إداوة وعنزة ، فيستنجي بالماء »
متفق عليه .

87 – Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал:
«Когда Посланник Аллаха отправлялся в уборную, я и еще один слуга несли маленький бурдюк с водой и короткое копье, и он подмывался водой». Этот хадис передали аль-Бухари (152) и Муслим (270).

Выводы из хадиса:
1. Анас, да будет доволен им Аллах, удостоился чести быть слугой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении десяти лет.

2. При подмывании после справления нужды можно ограничиться использованием только воды. Вообще же различают следующие виды очищения от следов испражнений (истинджа):

Первый вид (наиболее предпочтительный) - использование для истинджа воды в сочетании с камнями. Начинать следует с очищения камнями и им подобным, а затем подмываться водой. Это именно то, что подразумевали некоторые из сподвижников, когда говорили: “Как же я могу позволять себе пачкать руки подобными нечистотами”.

Относительно того, что истинджа, совершенное подобным образом наиболее предпочтительно с точки зрения чистоты, наблюдалось полное единодушие среди имамов времен Исламского Халифата и лиц, уполномоченных выносить фетвы (религиозные заключения), о чем сообщает имам Ан-Науауи.

Второй вид - использование для истинджа только одной воды, без применения камней. Этот вид истинджа лучше, чем очищение, совершаемое только при помощи камней, на что косвенно указывается в хадисе, ведь если бы очищение камнями было подобно очищению водой или даже предпочтительнее его, то зачем понадобилось бы поручать мальчику-слуге носить воду.

Третий вид: совершение очищения только при помощи камней и им подобного. Согласно наиболее достоверному мнению, подобное очищение является приемлемым, однако при условии, что количество камней не должно быть менее трех, так как существуют хадисы, указывающие на то, что использование менее трех камней порицаемо. Причем данное количество камней является достаточным тогда, когда с его помощью можно очистить загрязненные места. Если же это невозможно, то необходимо совершать столько протираний, сколько необходимо для полного очищения оскверненных мест. Некоторые ученые считают, что можно подтираться и одним камнем при условии, что он имеет три выпуклости, позволяющие совершить при помощи него три протирания. На это указывает хадис от Джабира, где сообщается: “И пусть протрет три раза”, то есть поясняется, что смысл заключается в количестве самих протираний, а не в количестве используемых для этого камней.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», № 88

Сообщение Абу Саад »

88 وعن المغيرة بن شعبة رضي الله عنه قال :
« قال لي النبي صلى الله عليه وسلم خذ الإداوة فانطلق حتى توارى عني ، فقضى حاجته »
متفق عليه .

88 – Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Подержи этот бурдюк”. А сам он отошел в сторону, пока не скрылся из виду, и справил нужду». Этот хадис передали аль-Бухари (363) и Муслим (274).


Выводы из хадиса:

1. При отправлении нужды желательно (мустахабб) удалиться от людей, укрывшись от их взоров. Поскольку данное законоположение вытекает из действия Пророка, а не из его приказа, то оно не носит обязательный характер, то есть не является законоположением-ваджиб. Что касается сокрытия аурат от взоров посторонних, то оно обязательно (ваджиб), так как существует шариатский запрет на обнажение аурата и приказ прикрывать его. Обнажение аурата допускается лишь в ряде случаев.

2. Человеку, собирающемуся справить нужду, желательно (мустахабб) приготовить воду для очищения.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

КНИГА «ОЧИЩЕНИЯ», №№ 89-92

Сообщение Абу Саад »

89 وعن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم
« اتقوا اللعانين : الذي يتخلى في طريق الناس ، أو ظلهم »
رواه مسلم .

89 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Остерегайтесь двух грехов, которые влекут за собой проклятие: не испражняйтесь на дороге, по которой ходят люди, и там, где они отдыхают в тени». Этот хадис передал Муслим (269).

90 وزاد أبو داود ، عن معاذ رضي الله عنه " والموارد " ولفظه :
« اتقوا الملاعن الثلاثة : البراز في الموارد ، وقارعة الطريق ، والظل »

90 – В версии Абу Дауда, переданной от Му‘аза, да будет доволен им Всевышний Аллах, говорится:
«Остерегайтесь трех грехов, которые влекут за собой проклятие: не испражняйтесь в источники питьевой воды, на дороге и в тенистых местах». Абу Дауд, 26. Ибн Маджах, 328; аль-Бейхакъи, 1/98.

Хадис передан со слов Му‘аза, да будет доволен им Всевышний Аллах. Он был представителем известного мединского рода аль-Хазрадж и считался одним из самых славных, благородных и образованных сподвижников. Он принимал участие в присяге в местечке аль-‘Акаба, сражении при Бадре и других важных исторических событиях. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил его в Йемен, а после смерти Абу ‘Убейды ибн аль-Джарраха халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб отправил его в Шам. Скончался от эпидемии чумы, которая началась в местечке ‘Амвас, в 17 или 18 г.х. в возрасте 37 лет.

91 ولأحمد عن ابن عباس " أو نقع ماء " وفيهما ضعف

91 – А в версии Ахмада, переданной от Ибн ‘Аббаса, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, говорится, что запрещается испражняться в местах, где собирается вода. Ахмад, 1/299; аль-Хейсами (1/204) назвал хадис слабым.

92 وأخرج الطبراني
« النهي عن قضاء الحاجة تحت الأشجار المثمرة ، وضفة النهر الجاري »
من حديث ابن عمر بسند ضعيف

92 – Ат-Табарани передал хадис Ибн ‘Умара, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, о том, что запрещается испражняться под плодоносными деревьями и на берегу реки. Цепочка рассказчиков этого хадиса также слабая. Хадис передал ат-Табарани в «аль-Аусат», 2392. аль-Хейсами (1/204) назвал хадис слабым.

Версия Ибн ‘Аббаса является слабой по двум причинам. Во-первых, одним из рассказчиков хадиса был Ибн Лухей‘а, который запутался после того, как его книги были сожжены. А во-вторых, рассказчик, который слышал этот хадис от Ибн ‘Аббаса, неизвестен авторитетным мусульманским богословам. Что же касается хадиса Ибн ‘Умара, то одним из его рассказчиков был аль-Фарат ибн ас-Саиб, хадисы которого отвергаются.

Выводы из хадиса:

1. Запрещено (харам) справлять малую и большую нужду в местах, упомянутых в хадисе. Разъяснение этого давалось ранее.

2. Отправление нужды под плодоносящими деревьями, плодами которых пользуются люди, порицаемо.

3. Ат-Табарани передал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Того, кто причиняет обиду мусульманам на их дорогах, обязательно настигнет их проклятие”. Аллах Всевышний сказал: “А те, кто причиняет обиду верующим мужчинам и верующим женщинам…берут на себя ложь и явный грех” (24:23).

4. Что касается мест, дающих тень, то по этому поводу Аль-Хафиз Аль-Мунзири приводит следующее высказывание Аль-Хаттаби: “Тень, о которой идет речь, – это то, что люди избрали для себя в качестве места для остановки и отдыха, поэтому не каждое тенистое место является запрещенным для отправления в нем нужды, ведь известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справил нужду под пальмой, которая, несомненно, давала тень”. Аль-Альбани указал, что это высказывание Аль-Хатаби приводится в “Аль-Ма’алим” (1/30).
Ответить