Тафсир 116-117 аятов суры Бакара Ибн ’Усаймин

Ответить
Доцент
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 09 май 2011, 16:19

Тафсир 116-117 аятов суры Бакара Ибн ’Усаймин

Сообщение Доцент »

Ассалямуъалейкум мои дорогие братья и сестры!
По милости Аллаха мы продолжаем переводить аяты суры Бакара. Сегодня хотим представить вам 116-117 аят .Из-за отсутствия редактора перевод черновой, но надеемся что братья как было в прошлые разы возьмутся за редакцию текста. Ведь совершенство присуще одному Аллаху.

"Тафсир 116-117 аятов суры "аль-Бакара" - Шейх Ибн ’Усаймин

وَقَالُواْ اتَّخَذَ اللّهُ وَلَداً سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ .116

117. بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ

«Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному все покоряются.». (аль-Бакъара, 116).

«Он – Творец небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается.». (аль-Бакъара, 117).

Разъяснение:

Слова Всевышнего: (وَقَالُواْ اتَّخَذَ اللّهُ وَلَداً): «Они сказали: «Аллах взял Себе сына» - те, кто сказали это: христиане, евреи и многобожники.
Евреи сказали, что 'Узайр (Ездра) сын Аллаха, христиане сказали, что 'Иса (Иисус) сын Аллаха, а многобожники же, которые жили во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорили что ангелы это дочери Аллаха, поэтому Всевышний Аллах очистил Себя от всего этого сказав: (سُبْحَانَهُ) – «Пречист Он!».

Пречист, чтоб ему приписывали ребенка, так как Он сам в своей сущности богат и не нуждается ни в ком из Своих созданий. Ведь Он, свят он и велик, владеет всеми своими созданиями.

Как сказал Всевышний, опровергая данное заблуждение: (سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ) – «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле».

Ведь тот, кто имеет власть над небесами и землей не нуждается в сыне и если бы у него был сын, то он был бы подобен ему, а Всевышнему Аллаху нет ничего подобного Ему.

Слова Всевышнего: (كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ) – «Ему одному все покоряются».
То есть, все создания покорны и унижены перед ним, так как Всевышний Аллах имеет над ними власть. И это один из доводов разума, разбивающий заблуждение о том, что у Аллаха есть сын.

Слова Всевышнего: (بَدِيع) – «Он – Творец».
То есть, тот, кто создает.

Также: (السميع) - «Слышащий».
То есть, тот, кто слышит.

Также: (بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ) – «Он – Творец небес и земли».
Он тот, кто их создал без предшествующего подобия.

Слова Всевышнего: (وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ) – «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается».
То есть, когда он хочет что-то сделать, то действие приходит вместе с его желанием.

Это подобно словам Всевышнего: "Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха". Сура Ан-Нахль, аят 98. То есть, когда захочешь почитать Коран.

И доводом на то, что в этом аяте: (وَإِذَا قَضَى) – "Когда Он принимает решение", подразумевается смысл: «когда он захотел принять решение».

Также слова Всевышнего: "Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается". Сура Йа-Син, аят 82.

Также этот аят (وَإِذَا قَضَى) – "Когда Он принимает решение" может содержать смысл: "Если Он сделает что-то, Он говорит перед совершением действия (كُن فَيَكُونُ) – «Будь!» – "как это сбывается".
То есть, действия свершаются после Его слова «Будь» без промедления, так как это не является для Него тяжелым.

Также слова Аллаха: (أَمْراً) – «решение (дело)».
Решение по какому-то из его дел и ни одно из его дел не является тяжелым для Него.

"то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается".
То есть, Ему достаточно сказать «Будь» один раз без повторения.

"сбывается".
То есть, сбывается точно, как пожелает Аллах.

(فَيَكُونُ) – «И это сбывается». Есть два вида чтения. Оно может быть в состояние насб (фатха) и рафъ (дамма).
Если читается через положение насб, то это будет ответом на приказ ("Будь"), то есть по причине этого случается.
А если через состояние рафъ, то это будет как начало предложения, то есть и это случится.

Фаваид (пользы):
Первая польза:
В этом аяте мы явно видим, насколько несправедлив и преступен человек тем, что он ругает Аллаха. Ведь сказать, что Аллах взял себе сына является большим оскорблением в отношении Аллаха!!!

Как пришло в достоверном хадисе-кудси: «Налгал на Меня сын Адама и не позволено было ему это, и оскорбил Меня и это тоже было не позволено ему. Что касается лжи на Меня, то это его слова: "Всевышний не воскресит меня, как создал в первый раз". Ведь Мне не труднее первый раз создать, чем снова возвратить. А что касается того, как он Меня ругает, так это его слова: "Аллах взял себе сына". А ведь я Единственный, Ас-самад ((ни в ком не нуждается и все в нем нуждаются) не родил и не был рожден и не было ему равных)».

И это является самым большим преступлением, как предшествовало перед этим и так говорят три группы людей: евреи, христиане и многобожники.
Однако Всевышний Аллах опроверг это лживое мнение с шести сторон:

Первая сторона:
Всевышний Аллах сказал про себя что Он (سبحنه) – «Пречист», то есть Он выше всех недостатков, что требует от себя, что пречист от того, чтобы иметь сына. Так как, заводят сыновей по трем причинам: 1. Для помощи; 2. Чтобы не нуждаться в людях; 3. Для продолжения рода.
А Всевышний Аллах выше всего этого. Ведь если бы у Него был сын, то сын был бы подобен Ему.

Вторая сторона:
Слова Всевышнего (بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ) – «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле». Всеобщая власть Аллаха указывает на то, что Он не нуждается в сыне.

Третья сторона:
Слова Всевышнего: "Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле".
Раб никак не может быть сыном своего хозяина. Как пришло в шариате, что если человек купит раба, а тот оказался его сыном, то он должен освободить его. Поэтому, раб никак не может быть сыном своего хозяина.
Аллах Творец, а все что помимо Него - это Его создания, а как создание может быть сыном Создателя!?

Четвертая сторона:
Слова Всевышнего: (كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ) – «Ему одному все покоряются». Этот аят указывает на то, что все Его рабы унижены и смиренны перед Ним. И это указывает на то, что они находятся под Его властью и поклоняются ему, а раб никак не может быть сыном своего господа.

Пятая сторона:
Слова Всевышнего: (بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ) – «Он – Творец небес и земли». Этот аят указывает на то, что он Творец небес и земли. А тот, кто способен создать небеса и землю, тот способен создать человека без отца, как сказал Всевышний: "Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей".

Шестая сторона:
Слова Всевышнего: (وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ) – "Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается". Тот, кто способен сделать это, то он же способен создать ребенка без отца.
И этим самым недействительным стало их сомнение, что у Аллаха есть сын.

Вторая польза:
Невозможность того, что у Аллаха может быть сын по тем шести сторонам, которые были приведены выше.

Третья польза:
Всеохватываемость власти Аллаха, что взято со слов: (بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ) – «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле».

Четвертая польза:
То, что у Аллаха нет сотоварищей в его власти. На это указывает контекст, ведь сказуемое пришло впереди подлежащего в словах Всевышнего (بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ) – «Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле». А если сказуемое приходит впереди, то это указывает на обособление.

Пятая польза:
То, что все, находящиеся на земле и на небесах, покорны Всевышнему Аллаху. И под покорностью здесь подразумевается всеобщая покорность, а это смирение перед Его приказами бытия.
Так как кунут используется в двух смыслах: общий и конкретный.
Что касается конкретного, то здесь подразумевается смирение его рабов тем, что они подчиняются ему как пришло в аяте: "Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя". Сура Аз-Зумар, аят 9.
И как пришло в аяте: "Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных". Сура Ат-Тахрим, аят 12.
Или как в другом аяте: "О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется". Сура Аль-'Имран, аят 43.
И общая смиренность, под которой подразумевается общая униженность, охватывает всех, кто на небесах и на земле, как пришло в аяте: "Ему одному все покоряются". И даже неверующие заходят под этот смысл, ведь они не могут выйти из желания Аллаха в бытие.

Шестая польза:
Это величие силы Всевышнего тем, что Он создал эти небеса и землю. Ведь это великие создания Аллаха.

Седьмая польза:
Мудрость Всевышнего Аллаха в том, что эти огромные небеса и земля установлены в таком идеальном порядке.
Сказал Всевышний: "Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности". Сура Аль-Мульк, аят 3. И несмотря на громадность этой системы, она не подвержена повреждениям или неполадкам, с течением времени она не приходит в негодность и это еще раз указывает на предел Его мощи и мудрости. Каждая вещь в этой системе работает идеально, одна вещь не стесняет другую, приводя ее в негодность и ничто из этого измениться не может, а все что в ней движется происходит так, как приказывает Аллах.
Сказал Всевышний: "и внушил каждому небу его обязанности". Сура Фуссилат, аят 12.
Значит с аята (بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ) – «Он – Творец небес и земли» извлекается сила, мощь и мудрость Всевышнего.

Восьмая польза:
То, что у небес есть определенное количество. Так как они пришли в Коране во множественном числе.
Всевышний Аллах разъяснил в Коране, и подтверждается Сунной, и все мусульмане единогласны в том, что небеса имеют определенный объем, а не так, как говорят атеисты, что все, что вверху нас это пустое пространство, у которого нет конца. А что касается земли, то она в Коране упоминается в единственном числе, но Всевышний Аллах указал, что их тоже семь в своих словах: "Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель". Сура Ат-Талак, аят 12.
И как пришло в Сунне от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот кто отберет у кого-то кусок земли не по праву в судный день на него взвесят семь земель».

Девятая польза:
Для Всевышнего Аллаха нет ничего трудного, как на это указывают слова Всевышнего: (وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ) – "Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается".

Десятая польза:
Подтверждение того, что у Аллаха есть речь. Это берется со слов Всевышнего: "стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается".

Одиннадцатая польза:
Аллах разговаривает той речью, которая слышна: "стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается".
Слово (له) - указывает на то, что эта речь обращена к чему-то.
Если бы эта вещь не слышала, то не было бы смысла обращаться к ней. И поэтому тот, к кому обращается слышит речь Всевышнего выполняя его приказ.

Двенадцатая польза:
Что речь Аллаха состоит из букв и это мы берем со слов: (كن) - «Будь!». Ведь это слово состоит из двух букв.
Если кто-то скажет: "Этого невозможно представить - ведь мы говорим, что нет ничего подобного Ему, а вы говорите что Его речь состоит из букв подобной нашей?".
Мы скажем: "Да из букв, но то, как произносится речь, никак не может быть подобной произношению его созданий. Поэтому мы не будем из уподобляющих, если скажем, что речь Аллаха из букв и Его речь слышна так, как мы говорим, Его звук не подобен звукам его созданий, а так, как подобает Его Величию и святости".

Тринадцатая польза
Что неодушевленные создания также покорны перед Аллахом.
И это берется со слов Всевышнего: (وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ) – "Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается". Этот аят охватывает в себе все, будь это животное или неодушевленный предмет.
Если Аллах скажет «Будь», оно непременно произойдет.

Четырнадцатая польза
То, что приказы Аллаха выполняются сразу без никакого промедления.
На это указывают слова Всевышнего (فيكون) - «и это сбывается», так как, частица «فاء» указывает на последовательность.

джазакуму-Ллаху хейран!

уа-Ллаху а'лям.
Ответить