Уа алейкум салям уарахмату-Ллах.
Обе эти секты заблудшие, и далеки от истины!
Хариджиты впали в одну крайность, мурджииты совершенно в противоположную.
Являются ли хариджиты неверными?
Указывает ли это на то, что хариджиты кафиры?
В отношении такфира хариджитов было большое разногласие среди имамов, даже со времён саляфов.
Большинство имамов считали, что, несмотря на своё заблуждение хариджиты не являются неверными. Более того, некоторые из них передавали единогласное мнение об этом. Так, имам аль-Хаттаби сказал:
“Единогласны учёные мусульман в том, что хариджиты, несмотря на их заблуждения, являются сектой из числа сект мусульман. А поэтому учёные дозволяли заключать с ними браки и кушать животных, заколотых ими. Они не обвиняли их в неверии, пока они держатся за основы Ислама”.
См. “Фатхуль-Бари” (12/314).
Также говорил и известный факъих Шарафуддин ат-Тыби.
См. “аль-Кашиф” (8/2499).
Но на самом деле нет в этом вопросе единогласного мнения. И такие имамы, как Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн Таймия, аш-Шатыби и многие другие передавали, что в этом вопросе было разногласие среди имамов.
См. “Минхадж ас-Сунна” (5/247), “аль-И’тисам” (2/185).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал:
“Поистине, община единогласна в порицании хариджитов и их заблуждении, однако было разногласие относительно обвинения хариджитов в неверии”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (28/512).
Из числа тех, кто склонялся к такфиру хариджитов – аль-Хасан ибн Мухаммад ибн ‘Али, аль-Бухари, ат-Табари, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби, и многие сторонники хадиса, а также это второе мнение от Малика и аш-Шафи’и, и из числа современных учёных это мнение выбрал шейх Ибн Баз.
См. “аль-Ибана ас-сугъра” (152), “аль-Мугъни” (12/239), “аш-Шифа” (2/1057), “Фатхуль-Бари” (12/300), “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб”.
Также и шейх Мухаммад аль-Итьюби выбрал то мнение, что хариджиты являются неверным. Так, приведя различные мнения имамов на этот счёт, он сказал:
“Я считаю, что мнение тех, кто сказал о том, что хариджиты является неверными сильнее из-за силы доводов и их ясности”.
См. “Шарх Сунан ан-Насаи” (32/100).
Они опирались на пророческие хадисы, в которых говорилось о том, что хариджиты вылетят из религии Ислам, а также делали причиной их такфира то, что они делали такфир сподвижникам, о которых засвидетельствовали благом Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Также и им делали такфир за такой вид куфра, как «аль-истихляль», ибо они сделали дозволенным множество запрещённых великих грехов, как кровь, честь и имущество мусульман, женились на женщинах без выжидания ими срока ‘идда, заставляли своих женщин молиться во время месячных и т.п.
Также среди учёных были и такие, кто воздержался от вынесения суждения о хариджитах. Например, имам Ахмад, когда его спросили: «Обнять ли хариджитов в неверии?», ответил:
“Они марикъа (вышедшие)”. Его снова спросили: «Они неверные?» Он ответил:
“Они марикъа, вышедшие из религии”. А когда Ахмада спросили про аль-марикъа: “Являются ли они неверными?” Он сказал:
“Избавь меня от этого и говори так, как пришло о них в хадисе!” аль-Халляль в “ас-Сунна” (111).
Къады ‘Ийяд сказал:
“Когда факъих ‘Абдуль-Хаккъ спросил имама Абу-ль-Ма’али о неверии хариджитов, он отказался отвечать и сказал, что вводить неверного в Ислам или же выводить мусульманина из Ислама – великая вещь в религии!” См. “аль-Икмаль” (3/612).
Но всё же многие исследователи выбрали то мнение, что хариджиты – это заблудшая секта, но они не являются неверными. Так, имам аш-Шатыби сказал:
“Умма разногласила в отношении такфира этой группы приверженцев величайшего нововведения. Однако мне видится наиболее правильным мнением исходя из сообщений, отсутствия однозначного утверждения об их неверии. И довод этому также поступки праведных саляфов в отношении них”.
См. “аль-И’тисам” (2/185).
А что касается этого писаки, что мурджииты хуже, чем хариджиты и что они выходят из Ислама, то это ложь.
Кстати, именно подобные заявления стали причиной того, что различные невежды называют многих мусульман и даже некоторых ученых Саудии за порицание аль-Макъдиси или Бин Ладена, продажными раввинами. И так как по их мнению мурджииты являются неверными, а они считают этих ученых мурджиитами, они обвиняют их в неверии! Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал:
“Что же касается произвола невежд, которые обвиняют в неверии ученых мусульман, то это является величайшим из порицаемых деяний, и начало этому положили хариджиты и рафидиты, которые называли неверными имамов мусульман, опираясь на свои догадки, считая, что те допустили ошибку в религии”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (35/100).
Являются ли мурджииты неверными?
Что же касается мурджиитов, то нет никаких сомнений в том, что эта секта в явном заблуждении, и из наихудших заблуждений их то, что они считают, что грехи человека не причиняют никакого вреда его иману, по причине чего для них иман самого нечестивого мусульманина подобен иману ангела Джибриля (мир ему).
Но вместе с тем, НИКТО из имамов не говорил о том, что мурджииты являются неверными и не относятся к течениям Ислама.
А выводы этого "уникума" относительно неверия мурджиитов, сделанные им на основании некоторых асаров от саляфов, ошибочны!
Саид Ибн Джубейр: «Мурджииты — яхуды этой киблы» (Сунна, 723)
Во-первых, в достоверности этого асара есть сомнения, так как в иснаде передатчик по имени Мугъира ибн ‘Утайба, которого никто не считал надёжным, кроме Ибн Хиббана, послабление которого в этом вопросе общеизвестно. По этой причине исследователь книги «ас-Сунна» (1/341) ‘Абдуллаха ибн Ахмада сказал, что не смог найти о нём информации.
Кстати, нечто подобное также передаётся со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах):
“Остерегайтесь ирджа! Поистине, это ответвление от христианства”.
аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (1801), ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” (299).
Это сообщение очень слабое по причине двух ненадёжных передатчиков двух путей – аль-Къасима ибн Хабиба и Назара ибн Хаяна.
См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (1786), “Тахкыкъ аль-Мухаллисыят” (3/31).
Во-вторых, даже если бы эти и подобные сообщения были однозначно достоверными, то они не указывают на то, что мурджииты являются неверными. В некоторых асарах мурджииты сравниваются с иудеями, а в некоторых с христианами, однако это не означает, что они из их числа в буквальном смысле. Ведь даже в упомянутом асаре от Са’ида ибн Джубайра говорится то, о чём идёт речь, так как назвав мурджиитов иудеями, он тем не менее причислил их к общине мусульман. Это подобно некоторым хадисам и словам саляфов о къадаритах, где они именуются огнепоклонниками, хоть и не являются таковыми в буквальном смысле.
В-третьих, никто из имамов не делал такфир мурджиитам обобщённо. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил:
“Что касается саляфов и имамов, то не было среди них разногласия относительно того, что мурджииты и шииты предпочитающие (‘Али) не являются неверными”. И там же он сказал:
“Но то, что имам Ахмад не считал неверными мурджиитов и шиитов, которые не являются рафидитами, не указывает на то, что их высказывания являются правильными! Он не делал им такфир по той причине, что их слова не являются такими же страшными, как слова джахмитов или рафидитов”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (3/345-356).
А теперь пусть тот, кто заявляет обратное, приведёт нам довод на то, что мурджииты являются неверными и слова саляфов или имамов об этом.
Обобщённый такфир ранние имамы делали не мурджиитам, а именно джахмитам, убеждениям которых соответствовали и некоторые крайние мурджииты. И то, имамы делали такфир не просто тем, кто имел некоторые воззрения джахмитов, а именно крайним джахмитам. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал:
“Передаётся от саляфов и имамов сообщения об обвинении в неверии явных джахмитов, которые отрицают качества Аллаха. И из их (ярых джахмитов) слов то, что Аллах не разговаривает, не видит, не отличается от творений, нет у Него знания, нет мощи, силы, слуха и жизни. И они говорят, что Коран сотворен, что обитатели Рая не увидят Аллаха так же, как Его не увидят и обитатели Ада, и тому подобные высказывания”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (3/358).
Вот тому, кто имел подобные пагубные воззрения и делали такфир саляфы.
А брать слова имамов относительно такфира джахмитов и применять их к мурджиитам – явная ошибка и чрезмерность. Это всё равно что взять слова имамов о неверии рафидитов, а затем, проведя аналогию с тем, что рафидиты – это одна из крайних сект шиитов, сделать такфир всем шиитам и даже умеренным из них, как зайдиты.
Кто хуже: мурджииты или хариджиты?
Касательно асара, которым аргументировался оппонент:
Ибрахим Ан-Нахаи: «Мы боимся фитны мурджиитов для этой Уммы больше, чем хавариджей» (Сунна, 617).
Во-первых, в достоверности этой передачи от Ибрахима ан-Наха’и также есть сомнение, потому что исследователь книги «ас-Сунна» аль-Халляля сказал, что в этом иснаде содержится передатчик по имени Муъаммаль, который хоть и был правдивым, обладал плохой памятью. А исследователь книги «ас-Сунна» ‘Абдуллаха ибн Ахмада сказал, что не смог найти биографию другого передатчика по имени Са’ид ибн Салих, передавшего эти слова от Ибрахима.
Также с подобным смыслом передаётся асар и от Ибн Шихаба аз-Зухри:
“Не было в Исламе внесено нововведения хуже, чем ирджа”.
Абу ‘Убайд в “аль-Иман” (24), аль-Аджурри в “аш-Шари’а” (295).
Этот асар также является слабым по причине передатчика по имени Мухаммад ибн Касир, которого назвали слабым Ахмад, аль-Бухари, Абу Дауд, ан-Насаи, ас-Саджи, аль-Хаким и Ибн ‘Ади. В связи с чем исследователь книги «аль-Иман» Абу ‘Убайды назвал этот асар слабым.
Во-вторых, даже если эти асары однозначно достоверны, то указывают на опасность мурджиитов и предостережение от них. К тому же подобные суровые слова саляфов имеются практически относительно каждой заблудшей секте, будь это мурджииты, хариджиты, къадариты, рафидиты и т.д.
В-третьих, о том, что именно хариджиты самые худшие представители исламской общины сказал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о хариджитах и сказал:
«Они – наихудшие люди в моей общине!» Этот хадис приводит аль-Баззар, и хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (12/299) назвал иснад его хорошим.
Также в хадисе Муслима (4/324) говорится о хариджитах:
«Они из числа самых ненавистных творений перед Аллахом!»
И как после таких ясных пророческих хадисов кто-то может явиться и заявлять о том, что всё же кто-то хуже хариджитов, даже если у него в запасе есть сотня слов имамов?!
Когда о хариджитах упомянули перед Абу Хурайрой (да будет доволен ею Аллах), он сказал:
“Они – наихудшие из созданий!” Ибн Аби Шайба (39040). Иснад достоверный.
А имам Ибн Хиббан назвал главу в своём сборнике «ас-Сахих», в которой привёл хадисы о хариджитах, так:
«Упоминание сообщений о том, что хариджиты – самые наихудшие из творений!»
Имам Ахмад говорил:
“Хариджиты – скверный народ! Я не знаю на земле людей, хуже них”.
аль-Халляль в “ас-Сунна” (110).
Имам аль-Аджурри говорил:
“Среди учёных первых и последующих поколений не было разногласия в том, что хариджиты являются худшим людьми, ослушавшимися Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аш-Шари’а” (1/21).
Имам Ибн Хубайра говорил:
“Хариджиты – самая наихудшая из заблудших сект из числа уммы Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и даже из числа иудеев и христиан!” См. “Фатхуль-Бари” (12/305).
Свят Аллах, разве такие слова имамы говорили про мурджиитов, в частности мурджиитов-фукъаха?
По этой причине шейхуль-Ислям Ибн Таймия упомянув многочисленные асары саляфов о порицании мурджиитов, тем не менее сказал, что мурджииты-фукъаха лучше, чем хариджиты и му’тазилиты. Он говорил:
“Мнение этих двух течений (хариджитов и му’тазилитов) хуже, чем мнение мурджиитов. Поистине, среди мурджиитов были учёные и усердно поклоняющиеся, которых с похвалой упоминали имамы. А что касается хариджитов и му’тазилитов, то ахлю-Ссунна уаль-джама’а со всеми её сторонниками единогласно порицали их!” См. “аль-Иман” (стр. 209).
Т.е. несмотря на заблуждение мурджиитов, среди них были такие, кого некоторые имамы хвалили, тогда как хариджитов никогда никто из имамов не хвалил.
И в этих словах Ибн Таймии ясное указание на то, что хариджиты хуже мурджиитов-фукъаха. Я думаю пониманию Ибн Таймии следует доверять больше, чем пониманию всяких брощюрочных умником, вконтактовских шейхов и блогеров-знатоков.
В-четвёртых, если сказать, что именно крайние мурджииты, как джахмиты и му’тазилиты, хуже, чем умеренные хариджиты, то в таком случае в этом нет сомнения. Однако если говорить в обобщённой форме, то тогда это будет ошибочным мнением. Ведь многих обладателей знания и аскетов из числа первых поколений, как Хаммад ибн Аби Сулейман, Абу Ханифа, Ибрахим ат-Тайми, Талькъ ибн Хабиб, Зарр аль-Хамадани, Салим аль-Афтас, ‘Умар ибн Зарр, Шабаба ибн Саууар и др. саляфы называли мурджиитами, однако никто не считал их худшими, чем хариджиты!
Именно по этой причине со смыслом подобно упомянутым асарам из слов саляфов передаётся от некоторых из них конкретизация, что речь идёт именно о мурджиитах-му’тазилитах и мурджиитах-джахмитах. Так, например, со слов великого имама из числа таби’инов – Юнуса ибн ‘Убайда передаётся:
“Смута му’тазилитов для этой общины хуже, чем смута хариджитов-азракъитов”.
Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (3/21).
И процитировав эти его слова, имам Ибн Таймия добавил:
“А му’тазилиты – это джахмиты. И становится ясно, что саляфы знали о том, что джахмиты хуже хариджитов”.
См. “аль-Фатауа аль-кубра” (6/527).
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
А слова этого Артема:
Бид’а мурджиитов опаснее для религии, чем бид’а хавариджей, потому что акида хавариджей является чрезмерностью в религии, однако она не выводит их из Ислама
Это явное заблуждение и непонимание основ религии. Хариджитов беда была в том, что как раз их чрезмерность в религии побудила их к тому, что они стали считать дозволенным запретное и запретным дозволенное! По этой причине они впали в один из видов большого неверия – куфр аль-истихляль! Также из числа видов большого куфра, в который они впали – это куфр ат-такзиб, поскольку они делали такфир сахабам, несмотря на то, что о них свидетельствовали Аллах, а также и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), которых обрадовал их при жизни Раем! Также они называли явный Ислам мусульманина куфром, что является куфром! А ведь обладатели знания говорили, что тот, кто сказал без довода на мусульманина «кафир», впадает сам в куфр, поскольку он называет Ислам куфром! Тот, кто обвинил мусульманина в куфре, сам становится кафиром.
См. “аль-И’лям би къауаты’ аль-Ислям” (стр. 98).
И если среди ахлю-Ссунна не было разногласия относительно неверия мурджиитов, как это передал шейхуль-Ислям Ибн Таймия, то относительно неверия хариджитов они разногласили, и уже были упомянуты имена многих признанных имамов, считавших хариджитов кафирами.
Итог:
1. Хариджиты и мурджииты - одни из заблудших сект в Исламе.
2. Мурджииты не являются неверными и не выходят из Ислама по причине своего заблуждения, в чём нет разногласий. Исключением чему являются явные джахмиты.
3. Хариджиты хуже мурджиитов и прочих сект, которых их заблуждения не вывело из Ислама, и они наихудшие по свидетельству Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и единогласному мнению уммы, о котором передал имам аль-Аджурри, Ибн Хубайра и др.
4. Что касается неверия хариджитов, то относительно этого есть известное разногласие, а некоторые имамы воздерживались от их такфира. А шейхуль-Ислям Ибн Таймия склонялся к мнению, что хариджиты не являются кафирами, и что сподвижники воевали с ними не как с кафирами, а как с бунтовщиками.
См. “Минхадж ас-Сунна” (5/248).
Сподвижники не воевали с хариджитами, пока те сами не начали проливать запретной крови и покушаться на имущество мусульман. Причиной войны против них стал не их куфр, а стремление остановить их жестокую несправедливость. Именно поэтому сподвижники не брали в плен их женщин и не забирали их имущество.
См. “ар-Раудату-ннадийя шарх аль-Уаситыйя" (стр. 392).
И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в некоторых хадисах говорит о том, что хариджиты из числа его общины. А также известно, что некоторые сахабы делали намаз позади хариджитов, а если бы они считали их кафирами, то не делали бы позади них молитву.
См. “Минхадж ас-Сунна” (5/248).
Но несомненно среди хариджитов есть такие крайние, ересь и заблуждение которых выводит их из Ислама!
И даже при допущении того, что хариджиты не являются неверными, учёные считали, что для мусульман любого времени, в случае появления в обществе хариджитских идей и взглядов, является обязательным лечить их последователей призывом к Аллаху и разъяснением их заблуждений. Если же они станут упорствовать в своих убеждениях, тогда с ними следует воевать, чтобы подавить их зло силовым методом, о чём говорил шейх Салих аль-Фаузан.
См. “Лямха ‘аниль-фиракъ ад-далля” (стр. 42).