عن معقل بن يسار الصحابي رضي اللّه عنه؛
أن النبي صلى اللّه عليه وسلم قال: "اقْرَؤُوا يس على مَوْتاكُمْ" قلت: إسناده ضعيف، فيه مجهولان، لكن لم يضعفه أبو داود.
Этот хадис приводят Ибн Маджах 1448 и Абу Дауд 3121, который не считал слабым его иснад, однако он является слабым, поскольку в нём упоминаются имена двух неизвестных передатчиков.
В этом хадисе три проблемы: Неизвестность передатчика Абу ‘Усмана, неизвестность также его отца, от которого он передает хадис и путаница в иснаде. См. «Ирвауль-гъалиль» 688.
Имам ад-Даракъутни говорил: «У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл! Нет относительно этой темы достоверного хадиса!» См. «ат-Тальхис» 153. Т.е. нет относительно чтения Корана умирающим или умершим достоверного хадиса!
Также этот хадис назвали слабым къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам ан-Навави, шейх аль-Албани и др. См. «‘Аридатуль-ахуази» 6/34, «аль-Вахм валь-ихам» 5/49, «Ирвауль-гъалиль» 688.
Многие имамы, среди которых и шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, говорили, что правильно понимать следует этот хадис так: «Читайте вашим умирающим суру "Ясин"». Т.е. не умершим, а умирающим. Это подтверждается следующим хадисом: «Внушайте вашим умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илля-Ллах”». Муслим 2/321. В другой версии этого хадиса есть следующая добавка: «ибо тот, чьи последние слова были “Ля иляха илля-Ллах” рано или поздно войдет в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше». Ибн Хиббан 719. Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим.
В этом хадисе, как и в рассматриваемом, упоминается слово «маутакум» - «вашим умершим», но речь идет об умирающих, ведь внушать произнести ля иляха илля-Ллах следует тому, кто еще жив, а не тому, кто уже умер, а иначе как они могут стать последними словами умирающего, если внушать их уже умершим?!
Имам аш-Шафи’и говорил: «Мёртвые не получают награду за чтение Къурана над их душами». См. «Тафсир Ибн Касир» 4/258. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал, что имам аш-Шафи’и считал чтение Къурана над умершим нововведением. См. «Икътида» 182.
Имам Малик сказал: «Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и праведные предшественники не делали этого». См. «аль-Икътида» 182.
Ибн Таймия сказал: «Чтение Къурана над умершим - это новшество». См. «аль-Ихтиярат» 53.
Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: «Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Къурана у могил. На что он ответил: “Нет”». См. «аль-Масаиль» 158.
Что касается того предания, которое пришло в «Китабу-Ррух», (которые многие люди приводят в доказательство того, что читать умершим Къуран дозволено), в нём сказано, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел у могилы и стал читать Къуран, и имам Ахмад сказал ему: «О ты, поистине чтение Къурана у могилы – новшество». После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу ‘Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Хиляби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от ‘Абдурахмана ибн ‘Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры “Бакъара” и её конец, и он сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Умар сделал такое завещание”». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать».
Шейх аль-Албани сказал: «Ответов у меня на это предание несколько:
1. Утверждение того, что предание от Ахмада достоверное, очень сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада аль-Варакъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в своих книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом ‘Али ибн Мусса аль-Хаддадом – его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Уаракъ, а положение аль-Варакъ вы уже знаете.
2. И даже, если это предание достоверное, то оно более конкретизирующее чем предание, которое привел Абу Дауд в “аль-Масаиль” от Ахмада (т. е. то, что на вопрос о чтении Корана у могил, Ахмад сказал: “Нет”), и если мы совместим оба эти мнения (имама Ахмада), то его мнение заключается в нежелательности чтения Корана у могил, кроме как во время похорон.
3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн ‘Умара, не достоверна, так как ‘Абдурахман ибн ‘Аля’ считается неизвестным передатчиком, как о нём сказал аз-Захаби в “аль-Мизан”». См. «Ахкамуль-Джанаиз» 243-244.
Ибн аль-Къайим в «Задуль-Ма’ад» писал: «То, что делают в наше время: садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Коран или подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле, является новшеством, не имеющим никакой основы в религии».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру “аль-Бакъара” (Корова)». Муслим 780. Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Корана. И именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает читать Коран в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Коран с кладбищем.
وروى ابن أبي داود، عن مُجالد، عن الشعبيّ قال: كانت الأنصارُ إذا حَضَرُوا قرؤوا عند الميت سورة البقرة. مُجالد ضعيف.
Салим Хиляли сказал: «Это сообщение является слабым, как об этом сказал автор (ан-Навави), так как Муджалид не является сильным передатчиком и изменился в конце (жизни)». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/343.
ВаЛлаху а’лям!