Можно ли целовать Куран после его прочтения и вообще?

Ответить
abdunoor
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 сен 2011, 09:23

Можно ли целовать Куран после его прочтения и вообще?

Сообщение abdunoor »

Салам алейкум братья, я не раз видел людей которые целовали Куран после того как его прочитали. Знающие братья, что можете сказать по этому поводу?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям брат

Ученые разошлись в вопросе целования Мусхафа на два мнения: дозволенность и порицание этого.
Что касается тех, кто дозволял это, то они проводили аналогию с целованием черного камня, а также отмечали, что в этом возвеличивание Корана, а Аллах сказал: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах» (аль-Хадж 22: 32).
Сказано в книге «Хашия аль-Буджайрами» 1/173: “Привел в качестве довода ас-Субки в дозволенности целовать Мусхаф аналогию, говоря, что дозволено целовать Черный камень, руку ученого, праведника, отца, а известно, что Мусхаф лучше всего этого”.
Также в качестве довода они приводили известное сообщение от сподвижника ‘Икримы ибн Аби Джахиля (да будет доволен им Аллах), который целовал Мусхаф. Ибн Аби Мулейка сказал: “Бывало так, что ‘Икрима ибн Аби Джахиль брал Мусхаф и клал его себе на лицо, а потом начинал плакать и говорил: «Слова моего Господа, Книга моего Господа»”. ад-Дарими 2/532, аль-Хаким 3/243. Имам ан-Науауи назвал иснад этого сообщения достоверным. См. “ат-Тибьян” 98.
Имам ан-Науауи также считал дозволенным целовать Мусхаф, а также вставать ради него. Он говорил: “Желательно вставать ради Мусхафа, когда его принесли. Ведь раз вставать желательно на встречу к уважаемым ученым и людям, то вставать ради Мусхафа первичней”. См. “ат-Тибьян” 98.

Другие же ученые порицали упомянутое, и отвечали на аргументы дозволявших следующим образом:
Во-первых, сообщение от ‘Икримы, что он целовал Мусхаф хоть и с достоверным иснадом, оно является мурсаль (прерванным), как сказали об этом хафизы аль-Хайсами и аз-Захаби, поскольку Ибн Аби Мулейка не застал ‘Икриму вообще. ‘Икрима умер в 15 году по хиджре, тогда как Ибн Аби Мулейка умер в 117 году, что делает невозможным то, чтобы он застал ‘Икриму, не говоря уже о том, чтобы видеть его и передавать от него.
Во-вторых, даже если бы это сообщение было бы достоверным, в нем нет ясного указания на то, что он целовал Мусхаф, однако в нем сказано, что он клал его себе на лицо.
В-третьих, аналогия с целованием Черного камня и т.п. далека от правильного, как сказал шейх ‘Али Фаркус, ибо с таким же успехом можно провести аналогию с целованием мечетей и т.п., тогда как этого ученые не дозволяли.
В-четвертых, если использовать в качестве довода обобщенный аят: «А кто почитает обряды Аллаха, то поистине, это исходит от богобоязненности в сердцах» (аль-Хадж 22: 32), тогда можно сказать о дозволенности целования многих вещей, как скажем: стен Каабы, место стояния Ибрахима, стен мечетей, книг по хадисам и т.п. Ведь все это также имеет отношение к обрядам Аллаха и Его религии. Сообщается, что шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Нельзя целовать какие-либо строения (вещества), кроме того, что дозволил шариат, как целование Черного камня”. См. “Гъиза аль-альбаб” 2/154.
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: “Почитание Мусхафа и его возвеличивание состоит в том, чтобы читать Коран и следовать ему, а не в том, чтобы целовать его и вставать к нему, когда кто-то заносит Коран, как это делают некоторые. Если человек нашел бумагу, на которой имя Аллаха, как книги ученых и т.п., то возвеличивание этого в том, чтобы поднять ее с пола и положить на высокое место, а не целовать”. См. “аль-Мадхаль” 1/189.
Кстати, аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям считал нововведением вставать ради Мусхафа, говоря, что такого никто из саляфов не делал, хотя и в их времена были Коранические свитки. См. “аль-Бурхан” 476.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается вставания ради Мусхафа и его целование, то мы не знаем об этом ничего от саляфов. А когда имама Ахмада спросили о целовании Мусхафа, он сказал: «Я не слышал ничего об этом»”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/49.
Что же касается шейха аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймина, то они считали целование Мусхафа нововведением. После того, как шейх аль-Альбани назвал подобное нововведением, он сказал: “Неужели этот вид возвеличивания и почитания был скрыт от первого и лучшего поколения сподвижников, таби’инов и их учеников?!... Если бы в этом было благо, то они опередили бы нас в этом… А другой момент: Основа в целовании чего-то (в виде поклонения и возвеличивания) – это дозволенность или же запретность?!... Сказал имам аш-Шатыби: “Любое нововведение, даже если оно очень малое, является заблуждением!” См. «Кайфа еджиб ‘алейна ан нуфассира аль-Куран» 8.
А из числа слов шейха Ибн ‘Усаймина: “Поистине, целование Мусхафа является нововведением, а не Сунной… А слова задавшего вопрос, что во время пророка (мир ему и благословение Аллаха) Коран не был собран воедино, то так оно и есть. Однако он был уже тогда записанным на свитках, тканях, и т.п. И нет никакого сообщения о том, чтобы посланник (мир ему и благословение Аллаха) целовал то, на чем был записан аят Корана. Или чтобы кто-либо из сподвижников делал такое в его время. И не делал этого никто и после собрания Корана воедино. И все это указывает на то, что это (целование Мусхафа) из числа нововведение!... В мире этом нет ничего, что следовало бы целовать (в виде поклонения), кроме Черного камня!” См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 42, “Ликъаат Баб аль-мафтух” 15/213.
Что же касается шейха Ибн База, то он не порицал подобное и говорил, что нет в этом проблем, однако считал, что оставление этого лучше. Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно поцелуя Мусхафа, который упал с высоты?»
Шейх ответил: “Мы не знаем какого-либо довода, указывающего на правомочность целовать Мусхаф. Но если человек поцелует его, то нет ничего плохого в этом, поскольку от уважаемого сподвижника – ‘Икримы ибн Аби Джахля (да будет доволен им Аллах) передается, что он целовал Мусхаф, и говорил: «Это Слова моего Господа». В любом случае, нет проблем в том, чтобы целовать его, однако это не узаконено, и нет никакого довода на правомочность этого. Однако, если человек поцелует Мусхаф в качестве проявления почтения и возвеличивания, если Коран выпадет из его рук или упадет с высокого места, то нет ин ша-Аллах в этом ничего страшного”. См. “Фатауа Ибн Баз” 9/289.
Также спросили шейха Ибн База: «Дозволено ли целование Коран?»
Шейх ответил: “Нет ничего страшного в этом, однако оставление этого поступка лучше, так как нет доказательства на правомочность этого. Но если поцеловал человек Мусхаф, нет в этом ничего страшного. Сообщается, что ‘Икрима ибн Аби Джахиль целовал его и говорил: «Это Слова моего Господа». Однако это не передается от кого-либо из других сподвижников, и не передается от пророка. А в сообщении его (от ‘Икримы) есть проблемы. Однако если человек поцеловал Коран из-за его возвеличивания и любви к нему, то нет проблем, но оставление этого все же лучше!” См. “Фатауа маджалля ад-да’уа” № 1643.
На основании изложенного следует, что лучше не целовать Мусхаф, избегая того, что не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов. Однако если кто-либо увидел того, кто целует Мусхаф, то не следует на него набрасываться и порицать, а следует его в мудрой и мягкой форме известить о том, что есть и другие слова ученых, быть может, он не в курсе, или посчитал иное мнение убедительным, и т.п.
Аллаху а'лям
Ответить