Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Абу ‘Али Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сказал Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Всевышний Аллах — для меня предпочтительней изучение истории и жизни салафов, чем углубление во многие вопросы фикха. Потому, что они полны благочестия и назиданий.

А Всевышний Аллах об этом говорит:
В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. (Йусуф 12: 111).

Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: “В своей жизни я встречал самого набожного из людей, самого благочестивого из людей, самого знающего и самого грамотного в религии. Самый набожный – это ‘Абдуль-Азиз ибн Руад; самый благочестивый – это аль-Фудайль ибн ‘Ийяд; самый знающий – это Суфьян ас-Саури; а самый грамотный в религии – это Абу Ханифа!”

Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани говорил: “Основа призыва саляфии держится на трех опорах: Священный Коран, достоверная Сунна, и понимание этих двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (таб’иун) и следующих за ними. И причиной заблуждения всех течений, будь то новых или старых, состоит в том, что они не держатся за третью опору!” См.“Маджалля аль-Асаля” № 23.

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд — за усердие в поклонении Аллаху его прозвали «Абид аль-Харамейн» “служитель двух Священных мечетей”.

Великий имам своего времени — Аль-Фудайль жил во втором веке по Хиджре и был последователем последователей сподвижников (таби-таби’ин). Он был из Хорасана, а родился в городе Самарканде. Быть может читателей удивит сей факт, но достоверно известно, что ибн ‘Ийяд в молодости не был требующим знания, а был разбойником с большой дороги и грабил торговые караваны следующие из одного города в другой. Причем делал он это в одиночку без чей-либо помощи и поддержки. Каждый из таких караванов должен был дать ибн ‘Ийяду что-либо ценное, когда проходил по его дороге. И все его боялись. И вот однажды, в один из дней он увидел женщину, которая ему понравилась.
И он решил взять ее в жены. Узнав в каком из дворов она проживает он тайком взабрался на забор того дома, чтобы вновь увидеть ее и тут услышал, что во дворе дома кто-то читает Коран... Читающий дикламировал аяты из Суры «аль-Хадид» и услышал ибн ‘Ийяд — повисший на заборе дома, как тот прочел 16 аят в котором Всевышний Аллах сказал:
Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, - и воскликнул оттуда Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, которой почувствовал, что словно Аллах обращается именно к нему — да мой Господь, сердца верующих должны смириться и они уже усмирились перед Тобой! и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами? Затем он слез с забора и задумавшись удалился... Пройдя какое-то расстояние он заметил заброшенный дом в котором никто не жил, и решил в нем сесть и подумать, словно он был в спячке и вдруг прозрел! Но подойдя к нему поближе он понял, что дом не пустует и услышал, что из него доносятся чьи-то голоса и в нем разместились на ночевке путники, и он прислушался к их разговору... Они вели дискуссию. Некоторые из них сказали: - давайте выступим в путь. Но другая группа им возразила: - Нет, нет! Как же мы можем отправиться, если разбойник Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сейчас на дороге. Вы что, хотите, чтобы он нас обчистил до нитки?! - А Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в это время сидит около них, - Не стоит. Лучше переждать до утра. И задумался ибн ‘Ийяд о том, как же они опасаются его. И произнес: - О мой Господь я каюсь перед Тобой и чтобы быть праведным в своем покаянии я отправлюсь к Каабе и буду постоянно жить рядом с ней. И он покинув Куфу отправляется в Мекку. И начинает требовать знания, а в последствии становится большим ученым. Он получал знания у таких известных ученых как ‘Амаш, ‘Ата, Джафар ас-Са'адик и других. А у него приобретали знания такие известные люди как ибн аль-Мубарак, аш-Шафи' и другие.
Передается, что когда он слышал об Аллахе или аяты из Его Книги, то на его лице появлялись признаки испуга и страха. А если участвовал в похоронах, то когда шел на кладбище — как будто уходил в Ахират, а когда возвращался оттуда — словно вернулся из Ахирата и сообщал окружающим об увиденном там. И постоянно делал наставления своему сыну Али. Али умер раньше него стоя на намазе и услышав Слова Всевышнего Аллаха:
Страсть к приумножению увлекает вас...
А давал он ему такие наставления: для человека есть два прекрасных качества, две одежки и пусть всегда они будут на тебе — всегда будь правдив и говори только правду и употребляй только дозволенное, даже, если дозволенного мало в количестве. Малое, но дозволенное — является обильным у Аллаха.
И он также говорил: кто боится Аллаха, тому никто не сможет навредить, а тому, кто боится кого-либо вместо Аллаха — никто не сможет помочь.
И говорил — клянусь Аллахом ты не имеешь право поступать несправедливо даже по отношению к собакам и свиньям. Ислам запрещает тебе это, а как же тогда несправедливое отношение к кому-то из мусульман?!
Также и такими были его слова: кто захочет, чтобы о нем говорили — о таком не будут говорить. А тот кто не хочет, чтобы о нем говорили — его и будут поминать!
И его слова: Если ты не можешь совершать молитву по ночам, а в дневные часы поститься, тогда знай, что ты из лишенных блага! Грехи твои — удерживают тебя и лишают этих милостей.
И слова: Удерживать свой язык (от запретного) для человека сложнее, чем совершить Хадж или участвовать в джихаде.

В последствии он приносит извинение всем тем, чьи права он нарушал или по отношении к кому поступил несправедливо.
Он становится настолько известным в своем знании и благочестии, что удостаивается звания «Шейх аль-Ислам».

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд умирает в Мекке в 187 году по Хиджре во время правления Халифа Харуна.

Да смилуется над ним Всевышний Аллах и введет его в Сады Фирдоуса! Амин.

Некоторые из высказываний Аль-Фудайль ибн ‘Ийяда, которые приобрели известность у его современников и ученых последующих поколений:

“«Души подобны воинам! Те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся». аль-Бухари. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия”. См. “Шарх усуль аль-и’тикъад” 1/138.

“Так называемых ученых много, а мудрых из них мало. И поистине, под знанием подразумевается мудрость, «а тот, кому дарована мудрость, наделен великим благом!» (аль-Бакъара 2: 269)” См. “Ахлякъуль-‘уляма” 63.

“Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью этих погибших!” См. “аль-Азкар” 238.

“Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя”. Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы, и города!” См. «аль-Хилия» 8/91 и «Табакат аль-ханабиля» 2/36.

“Дела того, кто будет любить приверженца нововведений, Аллах сделает тщетными и выведет свет Ислама из его сердца!” аль-Лялякаи 263, Абу Ну’айм 8/103.

“Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые ищут собрания, в которых поминают Аллаха! Так смотри же, с кем ты находишься! Не находись с приверженцами нововведений, ибо поистине, Всевышний Аллах не смотрит на них! И признаком лицемерия является пребывание человека с приверженцем нововведений. Я застал лучшее поколение людей, и все они были из ахлю-Сунна, и они запрещали пребывание с приверженцами нововведений!” См. “Хильятуль-аулия” 8/104.

“Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!” аль-Лялякаи 262.

"Верующий покрывает и даёт добрый совет, а нечестивец порочит и упрекает." См. «Сорок Хадисов» имама ан-Науауи 36.

“Приверженцы Сунны – это те, кто знает о том, что поподает им желудок только дозволенное!” аль-Лялякаи 51.

«Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы». См. Ибн аль-Джаузи «Сайд аль-хатир» 601-602.

Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк 67: 2).
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал: “Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!” Его спросили: “А что значит: искренними и правильными?” Он ответил: “Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным - то, что соответствует Сунне”. Абу Ну’айм в “Хилия” 8/95.

"Для нас постигшим является не тот, кто совершает много молитв и часто постится. Постигшими для нас являются обладающие щедрыми душами и чистыми сердцами и проявляющие искренность по отношению к людям ". См. «Сорок Хадисов» имама ан-Науауи 35.

«Прекращение совершения добрых дел ради людей – рия, и совершение добрых дел ради людей – малый ширк. Настоящая искренность в делах – это когда Аллах хранит тебя от обеих этих крайностей». См. Абу Аммар Ясир аль-Каси «Рия - скрытый ширк» 33.

"Аллах низвел откровение некоторым пророкам: "Если ослушается Меня тот, кто знает меня, то Я дам над ним власть тому, кто не знает Меня". См. Ибн аль-Каййим "Ад-да'а уа дауа" 64.

«Ученый не ведает тем знанием, которое приобрел, до тех пор, пока не использует его, а если использует, то становится знающим». См. Абу Малик Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин «Уникальное пособие для ищущих знание» 32.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам, и всем тем, кто искренне последовал за ними.
Аватара пользователя
Абу 'АбдуЛлагь
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 21 май 2009, 22:35
Откуда: Махачкала

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Абу 'АбдуЛлагь »

ас саляму алейкум уарахматуллах, а источник можно брат?
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Абу 'АбдуЛлагь писал(а):ас саляму алейкум уарахматуллах


Уа алейкум салям уа рахмату-ЛЛахи уа баракатух.
Абу 'АбдуЛлагь писал(а):а источник можно брат?
Ну я брат статью эту би-изниЛлях сам написал, проработав около 8-10 источников. Потому могу тебе по конкретно интересующему тебя факту дать ссылку по источнику на определенную статью или книгу.
Аватара пользователя
Абу 'АбдуЛлагь
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 21 май 2009, 22:35
Откуда: Махачкала

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Абу 'АбдуЛлагь »

ну, тем более, если сам составил не трудно же указать источник на книгу или на слова ученого, что бы у читателя не возникали вопросы.
Абу Абдуллагь1
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 июн 2011, 22:19

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Абу Абдуллагь1 »

джазакЛЛаху хайран брат
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Примечание:

О том, что Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд взобравшись на забор дома услышал 16 аят Суры «аль-Хадид» пишут:

1. Ибн Касир в "Бидая";
2. Захаби в "Сияр";
3. Куртуби в Тафсире этой суры.
Аватара пользователя
Muhammad Shishani
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 03:36

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Muhammad Shishani »

Ассаляму алейкум.
Как я понял брат ты взял высказывания даже с этого форума (или туислам), хотя там не написано везде что это слова Фудайля?
Как бы ни было, джазака-Ллаху хайран)
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Muhammad Shishani писал(а):Ассаляму алейкум.
Уа алейкум салям уа рахмату-ЛЛахи уа баракатух.
Muhammad Shishani писал(а):Как я понял брат ты взял высказывания даже с этого форума (или туислам),
Да ахи из статей братьев с "Туислам" некоторые из высказываний Аль-Фудайль ибн ‘Ийяда я позаимствовал )
Muhammad Shishani писал(а): хотя там не написано везде что это слова Фудайля?
Почему брат? Там же всегда ссылка на книгу (первоисточник) есть и примечания типа: "Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал"

Если заметишь какие-либо ошибки или неточности - пиши...
sultan писал(а):Как бы ни было, джазака-Ллаху хайран)
Уа иййака!
Аватара пользователя
Muhammad Shishani
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 03:36

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Muhammad Shishani »

Взял отдельно историю о его покоянии и назвал:
Как великий имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд покаялся

Как великий имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд покаялся

Сказал Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Всевышний Аллах: “Для меня предпочтительней изучение истории и жизни салафов, чем углубление во многие вопросы фикха. Потому, что они полны благочестия и назиданий”.
А Всевышний Аллах об этом говорит: В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. (Йусуф 12: 111)
‘Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: “В своей жизни я встречал самого набожного из людей, самого благочестивого из людей, самого знающего и самого грамотного в религии. Самый набожный – это ‘Абдуль-‘Азиз ибн Руад; самый благочестивый – это аль-Фудайль ибн ‘Ийяд; самый знающий – это Суфьян ас-Саури; а самый грамотный в религии – это Абу Ханифа!”

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд — за усердие в поклонении Аллаху его прозвали «‘Абид аль-Харамейн» (служитель двух Священных мечетей).
О том, что Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд взобравшись на забор дома услышал 16 аят Суры «аль-Хадид» пишут:
1. Ибн Касир в “аль-Бидая уа-Ннихая”
2. аз-Захаби в “Сияр”
3. аль-Къуртуби в тафсире суры “аль-Хадид”
4. Хафиз аль-Миззи в биографии аль-Фудайля


Къады Абу ‘Али - аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Великий имам своего времени — Аль-Фудайль жил во втором веке по Хиджре и был последователем последователей сподвижников (таби’-таби’ин). Он был из Хорасана, а родился в городе Самарканде. Быть может читателей удивит сей факт, но достоверно известно, что ибн ‘Ийяд в молодости не был требующим знания, а был разбойником с большой дороги и грабил торговые караваны следующие из одного города в другой. Причем делал он это в одиночку без чей-либо помощи и поддержки. Каждый из таких караванов должен был дать ибн ‘Ийяду что-либо ценное, когда проходил по его дороге. И все его боялись.
И вот однажды, в один из дней он увидел женщину, которая ему понравилась. И он решил взять ее в жены. Узнав в каком из дворов она проживает он тайком взабрался на забор того дома, чтобы вновь увидеть ее и тут услышал, что во дворе дома кто-то читает Коран... Читающий дикламировал аяты из Суры «аль-Хадид» и услышал ибн ‘Ийяд — повисший на заборе дома, как тот прочел 16 аят в котором Всевышний Аллах сказал: “Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины”, - и воскликнул оттуда Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, которой почувствовал, что словно Аллах обращается именно к нему: “да мой Господь, сердца верующих должны смириться и они уже усмирились перед Тобой!”, — “и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?”
Затем он слез с забора и задумавшись удалился... Пройдя какое-то расстояние он заметил заброшенный дом в котором никто не жил, и решил в нем сесть и подумать, словно он был в спячке и вдруг прозрел! Но подойдя к нему поближе он понял, что дом не пустует и услышал, что из него доносятся чьи-то голоса и в нем разместились на ночевке путники, и он прислушался к их разговору... Они вели дискуссию. Некоторые из них сказали: “Давайте выступим в путь”. Но другая группа им возразила: - “Нет, нет! Как же мы можем отправиться, если разбойник Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сейчас на дороге. Вы что, хотите, чтобы он нас обчистил до нитки?!” - А аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в это время сидит около них, - “Не стоит. Лучше переждать до утра”.
И задумался ибн ‘Ийяд о том, как же они опасаются его. И произнес: “О мой Господь я каюсь перед Тобой и чтобы быть праведным в своем покаянии я отправлюсь к Каабе и буду постоянно жить рядом с ней”. И он покинув Куфу отправляется в Мекку. И начинает требовать знания, а в последствии становится большим ученым. Он получал знания у таких известных ученых как А’маш, ‘Ата, Джа’фар ас-Садикъ и других. А у него приобретали знания такие известные люди как Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи’и и другие.
Передается, что когда он слышал об Аллахе или аяты из Его Книги, то на его лице появлялись признаки испуга и страха. А если участвовал в похоронах, то когда шел на кладбище — как будто уходил в Ахира (вечную жизнь), а когда возвращался оттуда — словно вернулся из Ахира и сообщал окружающим об увиденном там. И постоянно делал наставления своему сыну ‘Али. ‘Али умер раньше него стоя на намазе и услышав Слова Всевышнего Аллаха: “Страсть к приумножению увлекает вас...”

А давал он ему такие наставления: “Для человека есть два прекрасных качества, две одежки и пусть всегда они будут на тебе — всегда будь правдив и говори только правду и употребляй только дозволенное, даже, если дозволенного мало в количестве. Малое, но дозволенное — является обильным у Аллаха”.
И он также говорил: “Кто боится Аллаха, тому никто не сможет навредить, а тому, кто боится кого-либо вместо Аллаха — никто не сможет помочь”.
И говорил: “Клянусь Аллахом ты не имеешь право поступать несправедливо даже по отношению к собакам и свиньям. Ислам запрещает тебе это, а как же тогда несправедливое отношение к кому-то из мусульман?!”
Также и такими были его слова: “кто захочет, чтобы о нем говорили — о таком не будут говорить. А тот кто не хочет, чтобы о нем говорили — его и будут поминать!”
И его слова: “Если ты не можешь совершать молитву по ночам, а в дневные часы поститься, тогда знай, что ты из лишенных блага! Грехи твои — удерживают тебя и лишают этих милостей”.
И слова: “Удерживать свой язык (от запретного) для человека сложнее, чем совершить Хадж или участвовать в джихаде”.

В последствии он приносит извинение всем тем, чьи права он нарушал или по отношении к кому поступил несправедливо. Он становится настолько известным в своем знании и благочестии, что удостаивается звания «Шейх аль-Ислам».
Он умер в Мекке в 187 году по Хиджре во время правления Халифа Харуна.

Да смилуется над ним Всевышний Аллах и введет его в Сады Фирдоуса! Амин.
barmalei
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 15:39
Откуда: Stockholm

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение barmalei »

Ассаламу Алейкум Уа рахматуллах
Мага, а что ты изменил от первоначального сообщения?
я что-то и не поняла)
Аватара пользователя
AbuRamidin
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 15:13

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение AbuRamidin »

Ас Салям алейкум уа рахматулахьи уа баракатухь:)

Хотелось бы узнать говорил ли имам Абу Ханифа на самом деле эти слова и как их правильно понимать :

Сказал Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Всевышний Аллах: “Для меня предпочтительней изучение истории и жизни салафов, чем углубление во многие вопросы фикха. Потому, что они полны благочестия и назиданий”.

ДжазакаЛлахьу хайран.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

И еще две пользы от Аль-Фудайль ибн ‘Ийяда:

“В зависимости от того, насколько ты считаешь грех малым, он увеличивается перед Аллахом, и в зависимости от того, на сколько ты считаешь грех великим, он уменьшается перед Аллахом!” Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 48/426.

"Не завидуйте судьям/къадиям/ и милостиво относитесь к подчинённым! Тот, кто стал судьёй, тот зарезан без ножа. И следует судье, которому поручено судить, который испытан тем, что назначен судьёй, проводить один день в проведении судебных процессов, а второй день в плаче, потому что завтра он будет предстоять перед Всевышним Аллахом". Абу Бакр аль-Марвази в "Ахбару шуйух ва ахлякъихим".
Аватара пользователя
Muhammad Shishani
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 03:36

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Muhammad Shishani »

muslima-asalafia писал(а):Ассаламу Алейкум Уа рахматуллах
Мага, а что ты изменил от первоначального сообщения?
я что-то и не поняла)
Уа алейкум салям уарахматуЛлах.
Ну, добавил цвет, сделал некоторое жирным и т.п. чтобы было легче читать.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Muhammad Shishani писал(а):
muslima-asalafia писал(а):Ассаламу Алейкум Уа рахматуллах
Мага, а что ты изменил от первоначального сообщения?
я что-то и не поняла)
Уа алейкум салям уарахматуЛлах.
Ну, добавил цвет, сделал некоторое жирным и т.п. чтобы было легче читать.
А также добавил и этот источник:
Muhammad Shishani писал(а):4. Хафиз аль-Миззи в биографии аль-Фудайля
Аватара пользователя
Muhammad Shishani
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 03:36

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Muhammad Shishani »

Хотел написать, но посчитал что это мелочь))
да, я прочитал эту историю (в кратце) на другом языке, и там было написано что Имам Миззи это приводит)
Ответить