Можно ли спать после утреннего намаза?
Можно ли спать после утреннего намаза?
Ассаламу алейкум уа Рахматуллахи уа Баракатух братья !
Хотелось бы уточнить можно ли после молитвы аль-Фаджр ( утренней ) поспать 2-3 часа, потому что утреняя молитва у нас 5 утра, есть ли достоверные хадисы на запрет или на разрешение поспать?
Баракаллаху фикум.
Джазакаллуху хайран.
Хотелось бы уточнить можно ли после молитвы аль-Фаджр ( утренней ) поспать 2-3 часа, потому что утреняя молитва у нас 5 утра, есть ли достоверные хадисы на запрет или на разрешение поспать?
Баракаллаху фикум.
Джазакаллуху хайран.
- ابن مراد الداغستاني
- Сообщения: 613
- Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12
Re: Можно ли спать после утреннего намаза?
Уа 'алейкуму ссаляму уа рахьматуЛлаhи уа баракатуh.
Хавват ибн Джубейр сказал: «Спать в начале дня — нелепость (невежество). Спать в полдень — благонравие. А спать в течение последней части дня — глупость». Сахихуль-Адабуль-Муфрад, 947.
Там же приводятся сообщения, что сподвижники, да будет доволен ими Аллаh имели обыкновение спать после обеда, врядли они спали после утреннего.
Ас-Са’иб ибн Йазид сказал: «‘Умар , проходя мимо нас в полдень или около того времени, говорил: «Вставайте и ступайте, поспите днем. Малейшее время, проведенное здесь после этого [т.е. полудня], идет на пользу шайтану». Сахихуль-Адабуль-Муфрад, 944.
Анас сказал: «Они (сподвижники) собирались, а потом расходились на дневной сон». Сахихуль-Адабуль-Муфрад, 945
В некоторых местностях 'иша в 11-12 часов ночи, а утренний намаз в 2-3 часа. Присоединяюсь к ранее заданному вопросу...
Хавват ибн Джубейр сказал: «Спать в начале дня — нелепость (невежество). Спать в полдень — благонравие. А спать в течение последней части дня — глупость». Сахихуль-Адабуль-Муфрад, 947.
Там же приводятся сообщения, что сподвижники, да будет доволен ими Аллаh имели обыкновение спать после обеда, врядли они спали после утреннего.
Ас-Са’иб ибн Йазид сказал: «‘Умар , проходя мимо нас в полдень или около того времени, говорил: «Вставайте и ступайте, поспите днем. Малейшее время, проведенное здесь после этого [т.е. полудня], идет на пользу шайтану». Сахихуль-Адабуль-Муфрад, 944.
Анас сказал: «Они (сподвижники) собирались, а потом расходились на дневной сон». Сахихуль-Адабуль-Муфрад, 945
В некоторых местностях 'иша в 11-12 часов ночи, а утренний намаз в 2-3 часа. Присоединяюсь к ранее заданному вопросу...
Re: Можно ли спать после утреннего намаза?
Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.Галымжан писал(а):Ассаламу алейкум уа Рахматуллахи уа Баракатух братья !
Сказал Шейх Ибн Къайим, да смилуется над ним Аллах:Галымжан писал(а):Хотелось бы уточнить можно ли после молитвы аль-Фаджр ( утренней ) поспать 2-3 часа, потому что утреняя молитва у нас 5 утра, есть ли достоверные хадисы на запрет или на разрешение поспать?
Сон днем бывает трех типов:
1. Хорошая привычка - это сон после полудня.
2. Плохая привычка - сон ранним утром вместо того, чтобы заниматься делами этого мира и готовить себя к следующему миру.
3. Сумасшествие - сон в послеполуденное время (после 'Асра). Поэтому некоторые говорят: "Спать в послеполуденное время - это терять собственный ум, в чем никто не виноват, кроме того, кто спит".
Ибн Аббас (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал, что ранние часы дня - это "время, когда раздается питание", то есть время, когда люди выходят из дома, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Поэтому спать в это время вредно, если только не по необходимости.
См. "Ат-Тыб ан-Набуийа", стр. 226
Есть конечно категория людей которым достаточно поспать всего 3-4 часа и они бодры для дел нового дня, но это конечно большая редкость, особенно, если нет возможности отоспаться днем. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: поистине, у твоего тела есть на тебя право Сахих аль-Бухари 1975.ابن مراد داغستاني писал(а): некоторых местностях 'иша в 11-12 часов ночи, а утренний намаз в 2-3 часа. Присоединяюсь к ранее заданному вопросу...
Имам Ибн-уль Джаузи писал: Благоразумным является то, что сон укрепляет ослабшее тело. Бодрит его. И если у человека появляются признаки дефицита сна, то это отражается на его физических и интеллектуальных способностях. Мы прибегаем к Аллаху от невежества. См. "Тальбису Иблис", стр. 214
Так, что же нам в таком случае делать?
Как же прекрасно сказал о подобном Шейх Ибн Къайим, да смилуется над ним Аллах, в другой своей книге:
Большинство тех, кого ты видишь, возвеличивают свой ум и познание, предпочитая не упущенное неважное, упущенному важному, и ты не найдешь никого кто бы от этого спасся, однако, есть делающие это незначительным и чрезмерствующие. Решение в этой главе принадлежит большому правилу, на котором находятся ось шариата и предопределение. К нему возвращаются создание и повеление, а это предпочтение самого большого и возвышенного блага, даже если будет упущена благость, которая ниже нее, и точно также вход в самую низшую пагубность, чтобы избежать большую, тем самым упускается меньшая благость, ради достижения большего, и совершается меньшая пагубность, во избежание того, что больше. Движение мыслей умного и его размышления не переходят эту границу, с этим пришли заповеди (всех писаний). Благость мирской жизни и будущей держаться только на этом, и самые великие размышления, самые величественные и полезные — это то, что было только ради Аллаха и будущей жизни.
См. "Ад-да'а уа дауа", стр. 206-207
Уа Аллаху а'лям.
- abu abduRrazak
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
- Откуда: https://isnad.link/
Re: Можно ли спать после утреннего намаза?
Шейх Абдур-Раззак аль-Бадр, да хранит его Аллах о раннем утре:
«Если человек утратит начало дня, которое является благодатным временем, временем распределения пропитания, то и весь его остальной день будет утрачен. То, что было в начале дня, распространяется и на весь оставшийся день. И по этой причине мусульманам не следует утрачивать начало дня посредством безделья, вялости и лени.
Наши праведные предшественники не знали о том, что такое сон после молитвы фаджр, до такой степени, как сказал об этом Ибн аль-Каййим, что даже проведя в тяготах пути всю ночь, они не спали после аль-Фаджра, однако дожидались восхода солнца и только после этого ложились спать.
И все это из-за бережного отношения к этому благодатному времени, которое начинается после молитвы Фаджр и длится до начала восхода солнца. Это благодатное, почетное время поминания Аллаха, Свят Он и Велик, и поэтому праведные предшественники не проводили его во сне, в безделье или будучи вялыми, однако проводили его в поминании Аллаха, а особенно в произнесении слов: «Субхана-Ллах» (тасбиха). И это именно из тех узаконенных видов поминания Аллаха в шариате.
Приводится в сборнике у имама Муслима от Абу Уаиля Шакыка ибн Салямы, который сказал: «После утренней молитвы мы отправились к Ибн Мас’уду (то есть отправились к нему домой, чтобы навестить его), после чего попросили разрешения войти к нему, вышедшая к нам рабыня тут же вернулась и пригласила в дом, однако мы немного подождали, перед тем, как войти.
И когда вошли к Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах), он спросил: «Что вас так задержало после того, как вам было позволено войти?» И мы сказали ему, что подумали, возможно кто-то из членов семьи спит, и подождали немного, чтобы никого не застать врасплох. Тогда он сказал: «Неужели вы подумали, что мои домочадцы находятся в беспечности?» (смысл этого в том, что никто в его доме не спит в это время – ни он, ни его дети, и они не знают о том, что вообще возможно спать в это время).
После этого Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) погрузился в тасбих (слова «Субхана-Ллах) и прервался, чтобы отправить рабыню посмотреть, взошло ли солнце. Она вернулась и сказала, что солнце еще не взошло и он продолжил тасбих, затем опять прервался и спросил рабыню о солнце, и та сказала: «Да, солнце взошло». И тогда он сказал удивительные слова: «Хвала Аллаху, Который дал нам прожить этот день и не погубил нас за наши грехи».
Несмотря на то, что осталось еще время ад-Духа, время аз-Зухра, время аль-Асра, осталось еще очень много времени и не прошла, кроме как мизерная часть дня, Ибн Мас’уд сказал эти слова: «Хвала Аллаху, Который дал нам прожить этот день и не погубил нас за наши грехи».
И отсюда мы извлекаем великую пользу, а это: кто бережно отнесся к началу дня, для него будет сбережена оставшаяся ее часть. Что тот, для кого сбережено начало его дня, будет сбережен весь оставшийся день. В этом и кроется секрет того, что наши праведные предшественники бережно относились к началу дня и не растрачивали его. Саляфы знали ценность этого времени и у них было к нему особое отношение».
www.t.me/abdurazak_al_badr/49
«Если человек утратит начало дня, которое является благодатным временем, временем распределения пропитания, то и весь его остальной день будет утрачен. То, что было в начале дня, распространяется и на весь оставшийся день. И по этой причине мусульманам не следует утрачивать начало дня посредством безделья, вялости и лени.
Наши праведные предшественники не знали о том, что такое сон после молитвы фаджр, до такой степени, как сказал об этом Ибн аль-Каййим, что даже проведя в тяготах пути всю ночь, они не спали после аль-Фаджра, однако дожидались восхода солнца и только после этого ложились спать.
И все это из-за бережного отношения к этому благодатному времени, которое начинается после молитвы Фаджр и длится до начала восхода солнца. Это благодатное, почетное время поминания Аллаха, Свят Он и Велик, и поэтому праведные предшественники не проводили его во сне, в безделье или будучи вялыми, однако проводили его в поминании Аллаха, а особенно в произнесении слов: «Субхана-Ллах» (тасбиха). И это именно из тех узаконенных видов поминания Аллаха в шариате.
Приводится в сборнике у имама Муслима от Абу Уаиля Шакыка ибн Салямы, который сказал: «После утренней молитвы мы отправились к Ибн Мас’уду (то есть отправились к нему домой, чтобы навестить его), после чего попросили разрешения войти к нему, вышедшая к нам рабыня тут же вернулась и пригласила в дом, однако мы немного подождали, перед тем, как войти.
И когда вошли к Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах), он спросил: «Что вас так задержало после того, как вам было позволено войти?» И мы сказали ему, что подумали, возможно кто-то из членов семьи спит, и подождали немного, чтобы никого не застать врасплох. Тогда он сказал: «Неужели вы подумали, что мои домочадцы находятся в беспечности?» (смысл этого в том, что никто в его доме не спит в это время – ни он, ни его дети, и они не знают о том, что вообще возможно спать в это время).
После этого Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) погрузился в тасбих (слова «Субхана-Ллах) и прервался, чтобы отправить рабыню посмотреть, взошло ли солнце. Она вернулась и сказала, что солнце еще не взошло и он продолжил тасбих, затем опять прервался и спросил рабыню о солнце, и та сказала: «Да, солнце взошло». И тогда он сказал удивительные слова: «Хвала Аллаху, Который дал нам прожить этот день и не погубил нас за наши грехи».
Несмотря на то, что осталось еще время ад-Духа, время аз-Зухра, время аль-Асра, осталось еще очень много времени и не прошла, кроме как мизерная часть дня, Ибн Мас’уд сказал эти слова: «Хвала Аллаху, Который дал нам прожить этот день и не погубил нас за наши грехи».
И отсюда мы извлекаем великую пользу, а это: кто бережно отнесся к началу дня, для него будет сбережена оставшаяся ее часть. Что тот, для кого сбережено начало его дня, будет сбережен весь оставшийся день. В этом и кроется секрет того, что наши праведные предшественники бережно относились к началу дня и не растрачивали его. Саляфы знали ценность этого времени и у них было к нему особое отношение».
www.t.me/abdurazak_al_badr/49
- abu abduRrazak
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
- Откуда: https://isnad.link/
Можно ли спать после утреннего намаза?
Сообщается, что Урва ибн аз-Зубайр сказал:
«Аз-Зубайр запрещал своим детям спать после утреннего намаза».
А ‘Урва сказал: «Когда я слышу, что человек спит утром, я отстраняюсь от него». Ибн Аби Шейба (25442), Са’д аш-Шасри признал его достоверным. См. «Тахридж аль-Мусаннаф» (14/166).
كان الزبير ينهى بنيه عن التصبح ، قال عروة : إني لأسمع أن الرجل يتصبح فأزهد فيه
«Аз-Зубайр запрещал своим детям спать после утреннего намаза».
А ‘Урва сказал: «Когда я слышу, что человек спит утром, я отстраняюсь от него». Ибн Аби Шейба (25442), Са’д аш-Шасри признал его достоверным. См. «Тахридж аль-Мусаннаф» (14/166).
Можно ли спать после утреннего намаза?
Немного дополнения по теме сна после утреннего намаза:
Спросили имама Малика о сне после утреннего намаза, и он ответил: “Я не знаю, чтобы это было запрещено”. См. “аль-Фауаких уа-ддауани” (1/198).
Спросили шейха Ибн База: «Каково положение сна после утреннего намаза? Приводит ли это к ожесточению сердца? И считается ли это порицаемым?»
Шейх ответил: “Сон после утренней молитвы не считается запретным. И мы не знаем, чтобы в этом была какая-то проблема. А то, что распространилось среди людей, будто это нежелательно, неправильно и прочее, то это не имеет опоры на достоверные шариатские доказательства. Поэтому сон после утренней молитвы не порицается, как и не порицается сон после молитвы ‘аср.
Однако, тот, кто после утреннего намаза останется на своём месте, читая Коран, поминая Аллаха, прося о прощении, произнося: «Субхана-Ллах», «ля иляха илля-Ллах» и т.п. до восхода солнца, то это лучше, поскольку так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Но если человек оставил совершение этого, и уходит по своим делам, или ложится спать, или занимается другими вещами, то нет в этом никаких проблем”. Сл. “Фатуа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 310).
Сказал аль-Къасим: «‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) ложилась спать утром (после молитвы)». Ибн Аби Шейба (27092). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (14/168).
Что касается хадиса, переданного со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, утренний сон лишает человека части удела». ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” (1074), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (9/251).
Этот хадис недостоверный.
Приведя его, имам Абу Джа’фар ат-Тахауи сказал: “Специалисты по иснадам считают этот иснад слабым”. См. “Шарх мушкиль аль-асар” (3/103).
Также этот хадис посчитал недостоверным и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (3019).
Однако есть некоторые асары, указывающие на то, что именно учёным не следует спать после утренней молитвы.
Так, Муджахид рассказывал, что когда ‘Убайд ибн ‘Умайр уснул во время утреннего времени (духа), ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) спросил его: “Что задержало тебя?”
Он ответил: «Я спал этим утром».
Ибн аз-Зубайр сказал: “Разве ты не знаешь, что земля жалуется своему Господу из-за утреннего сна учёных?” Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих” (1/194).
Иснад этого асара неплохой, если не считать передатчика по имени Мухаммад ибн Язид, который является слабым.
Однако у этого асара есть другой иснад, который является достоверным:
‘Убайд ибн ‘Умайр сказал: “Как-то ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, ‘Убайд ибн ‘Умайр! Разве ты не знал, что земля кричит, жалуясь своему Великому Господу из-за сна учёных во время рассвета, опасаясь, что их постигнет беспечность (в такое время)»”. ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” (3/104). Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад этого сообщения достоверным в соответствии с условием Муслима. См. “Тахридж Шарх аль-Мушкиль” (3/104).
Однако, несмотря на дозволенность сна после утренней молитвы, любому мусульманину следует стремиться – не засыпать после утренней молитвы, хотя бы сразу, чтобы не упустить великое благо баракатного утреннего времени (аль-букур)!
Со слов ‘Умары ибн Хадида сообщается, что Сахр аль-Гъамиди (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, даруй благодать моей общине в их раннее время!»
И когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял войско в поход, то делал это в начале дня”.
После этого ‘Умара ибн Хадид сказал: “Что же касается Сахра, то он был торговцем, и он (по причине этого хадиса) стал заниматься торговыми делами и отправлять своих торговцев по утрам, и его имущество увеличилось настолько, что он даже не знал, где ему держать деньги”. Ахмад (3/416), Абу Дауд (2606), ат-Тирмизи (1255), Ибн Маджах (2236). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Мунзир, аль-‘Укъайли, Ибн ас-Сакан, Абу Я’ля аль-Халили, Абу Тахир ас-Силяфи, и др. См. «аль-Исаба» (5/132), «аль-Икъна’» (2/439), «ад-Ду’афа аль-кабир» (1/236), «аль-Иршад» (1/159), «аль-Маджалис аль-хамса» (стр. 111), «ат-Тальхыс» (4/259).
Комментируя данный хадис, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Но, к сожалению, большинство из нас в наше время спят в начале дня, просыпаясь только во время Духа, упуская тем самым начало дня, в котором есть барака”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (4/583).
Также кое-что для пользы по поводу сна и после молитвы ‘аср:
Несмотря на то, что некоторые саляфы и учёные порицали сон после ‘асра, пророческие хадисы, указывающие на это, не являются достоверными.
Маруан рассказывал: “Как-то я сказал Лейсу ибн Са’ду, увидев, что он спит после ‘асра в месяц Рамадан: «О, Абу-ль-Харис, что с тобой? Почему ты спишь после ‘асра?! Ведь Ибн Ляхи’а передал нам от ‘Акыля со слов Макхуля от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Кто уснул после ‘асра, в результате чего его разум помутился, пусть пеняет только на себя!»
На что Лейс ответил ему: «Я не оставлю то, что приносит мне пользу, из-за (слабого) хадиса, переданного Ибн Ляхи’ой от ‘Акыля»”. Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” (5/239).
Комментируя эту историю, шейх аль-Альбани сказал: “Поистине, меня восхитил этот ответ Лейса! Он указывает на глубокое понимание фикъха и знания. И в этом нет ничего удивительного, ведь Лейс – из числа имамов мусульман и известных факъихов.
Я знаю, что многие из современных шейхов воздерживаются от сна после ‘асра, даже если испытывают в нём потребность. А если ему сказать: «В хадисе на этот счёт есть слабость», – то он сразу же тебе ответит: «На слабые хадисы относительно достоинств деяний опираются!»
Так поразмышляй же над разницей между фикъхом (пониманием) саляфов и знанием поздних поколений (халяф)”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (1/113).
Спросили имама Малика о сне после утреннего намаза, и он ответил: “Я не знаю, чтобы это было запрещено”. См. “аль-Фауаких уа-ддауани” (1/198).
Спросили шейха Ибн База: «Каково положение сна после утреннего намаза? Приводит ли это к ожесточению сердца? И считается ли это порицаемым?»
Шейх ответил: “Сон после утренней молитвы не считается запретным. И мы не знаем, чтобы в этом была какая-то проблема. А то, что распространилось среди людей, будто это нежелательно, неправильно и прочее, то это не имеет опоры на достоверные шариатские доказательства. Поэтому сон после утренней молитвы не порицается, как и не порицается сон после молитвы ‘аср.
Однако, тот, кто после утреннего намаза останется на своём месте, читая Коран, поминая Аллаха, прося о прощении, произнося: «Субхана-Ллах», «ля иляха илля-Ллах» и т.п. до восхода солнца, то это лучше, поскольку так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Но если человек оставил совершение этого, и уходит по своим делам, или ложится спать, или занимается другими вещами, то нет в этом никаких проблем”. Сл. “Фатуа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 310).
Сказал аль-Къасим: «‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) ложилась спать утром (после молитвы)». Ибн Аби Шейба (27092). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (14/168).
Что касается хадиса, переданного со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, утренний сон лишает человека части удела». ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” (1074), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (9/251).
Этот хадис недостоверный.
Приведя его, имам Абу Джа’фар ат-Тахауи сказал: “Специалисты по иснадам считают этот иснад слабым”. См. “Шарх мушкиль аль-асар” (3/103).
Также этот хадис посчитал недостоверным и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (3019).
Однако есть некоторые асары, указывающие на то, что именно учёным не следует спать после утренней молитвы.
Так, Муджахид рассказывал, что когда ‘Убайд ибн ‘Умайр уснул во время утреннего времени (духа), ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) спросил его: “Что задержало тебя?”
Он ответил: «Я спал этим утром».
Ибн аз-Зубайр сказал: “Разве ты не знаешь, что земля жалуется своему Господу из-за утреннего сна учёных?” Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих” (1/194).
Иснад этого асара неплохой, если не считать передатчика по имени Мухаммад ибн Язид, который является слабым.
Однако у этого асара есть другой иснад, который является достоверным:
‘Убайд ибн ‘Умайр сказал: “Как-то ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, ‘Убайд ибн ‘Умайр! Разве ты не знал, что земля кричит, жалуясь своему Великому Господу из-за сна учёных во время рассвета, опасаясь, что их постигнет беспечность (в такое время)»”. ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” (3/104). Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад этого сообщения достоверным в соответствии с условием Муслима. См. “Тахридж Шарх аль-Мушкиль” (3/104).
Однако, несмотря на дозволенность сна после утренней молитвы, любому мусульманину следует стремиться – не засыпать после утренней молитвы, хотя бы сразу, чтобы не упустить великое благо баракатного утреннего времени (аль-букур)!
Со слов ‘Умары ибн Хадида сообщается, что Сахр аль-Гъамиди (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, даруй благодать моей общине в их раннее время!»
И когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял войско в поход, то делал это в начале дня”.
После этого ‘Умара ибн Хадид сказал: “Что же касается Сахра, то он был торговцем, и он (по причине этого хадиса) стал заниматься торговыми делами и отправлять своих торговцев по утрам, и его имущество увеличилось настолько, что он даже не знал, где ему держать деньги”. Ахмад (3/416), Абу Дауд (2606), ат-Тирмизи (1255), Ибн Маджах (2236). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Мунзир, аль-‘Укъайли, Ибн ас-Сакан, Абу Я’ля аль-Халили, Абу Тахир ас-Силяфи, и др. См. «аль-Исаба» (5/132), «аль-Икъна’» (2/439), «ад-Ду’афа аль-кабир» (1/236), «аль-Иршад» (1/159), «аль-Маджалис аль-хамса» (стр. 111), «ат-Тальхыс» (4/259).
Комментируя данный хадис, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Но, к сожалению, большинство из нас в наше время спят в начале дня, просыпаясь только во время Духа, упуская тем самым начало дня, в котором есть барака”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (4/583).
Также кое-что для пользы по поводу сна и после молитвы ‘аср:
Несмотря на то, что некоторые саляфы и учёные порицали сон после ‘асра, пророческие хадисы, указывающие на это, не являются достоверными.
Маруан рассказывал: “Как-то я сказал Лейсу ибн Са’ду, увидев, что он спит после ‘асра в месяц Рамадан: «О, Абу-ль-Харис, что с тобой? Почему ты спишь после ‘асра?! Ведь Ибн Ляхи’а передал нам от ‘Акыля со слов Макхуля от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Кто уснул после ‘асра, в результате чего его разум помутился, пусть пеняет только на себя!»
На что Лейс ответил ему: «Я не оставлю то, что приносит мне пользу, из-за (слабого) хадиса, переданного Ибн Ляхи’ой от ‘Акыля»”. Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” (5/239).
Комментируя эту историю, шейх аль-Альбани сказал: “Поистине, меня восхитил этот ответ Лейса! Он указывает на глубокое понимание фикъха и знания. И в этом нет ничего удивительного, ведь Лейс – из числа имамов мусульман и известных факъихов.
Я знаю, что многие из современных шейхов воздерживаются от сна после ‘асра, даже если испытывают в нём потребность. А если ему сказать: «В хадисе на этот счёт есть слабость», – то он сразу же тебе ответит: «На слабые хадисы относительно достоинств деяний опираются!»
Так поразмышляй же над разницей между фикъхом (пониманием) саляфов и знанием поздних поколений (халяф)”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (1/113).
Re: Можно ли спать после утреннего намаза?
ДжазакаЛлаху хайран брат мой за пользу.A'mash писал(а): 06 авг 2025, 01:30
Однако есть некоторые асары, указывающие на то, что именно учёным не следует спать после утренней молитвы.
Есть ещё достоверный асар от Ибн Масуда о том, что он назвал сон до восхода солнца - беспечностью!

Можно ли спать после утреннего намаза?
Уа джазак, брат.
Барака-Ллаху фик.
Барака-Ллаху фик.