ТРИ ОСНОВЫ И ИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
وأنواعُ العبادةِ التي أَمَرَ اللهُ بها: مثلُ الإسلامِ، والإيمانِ، والإحسانِ؛ ومنهُ الدعاءُ، والخوفُ، والرجاءُ، والتوكلُ، والرغبةُ، والرهبةُ، والخشوعُ، والخَشيةُ، والإنابةُ، والاستعانةُ، والاستعاذةُ، والاستغاثةُ، والذَّبْحُ، والنذرُ، وغيرُ ذلك من العبادةِ التي أَمرَ اللهُ بها كلُّها لله تعالى. والدليلُ قوله تعالى ﴿وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا﴾[الجن:18]، فمَنْ صَرَفَ منها شيئًا لغير الله فهو مشرِكٌ كافرٌ، والدليلُ قوله تعالى ﴿وَمَنْ يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِنْدَ رَبِّهِ إِنَّهُ لَا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ﴾[المؤمنون:117]، وفي الحديثِ «الدُّعَاءُ مُخُّ العِبَادَة» والدليلُ قوله تعالى ﴿وَقَالَ رَبُّكُمْ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ﴾[غافر:60].ا
Перевод:
[1]«Виды поклонения, которыми обязал нас Аллах, как Ислам, Иман и Ихсан. И из них: мольба (дуа), боязнь (хауф), надежда (раджа), упование (тауаккуль), желание (рагъба), страх (рахба), смиренность (хушуу’), страх (хашия), покаяние (инаба), прощение помощи (истиана), прибегание ко Всевышнему Аллаху (исти’аза), прощение помощи в тяжелый момент (истигъоса), жертвоприношение (забх), обет (назр) и другие виды поклонения, которыми обязал нас Всевышний Аллах, все они должны быть посвящены Одному Аллаху. И доводом тому служат слова Всевышнего Аллаха: «Поистине мечети и органы поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не взывай и не поклоняйся никому кроме Аллаха» [2] (Сура аль-Джин, 18 аят). И тот, кто хоть что-либо из этого посвятит не Аллаху, станет многобожником и неверным, на что указывает слова Всевышнего Аллаха: «И тот, кто взывает и поклоняется другому божеству наряду с Аллахом, не имея на то никакого довода, его расчет у его Господа, поистине не приуспеют неверующие». (Сура аль-Му’минун, 117 аят). Также в хадисе пришло: «Мольба (дуа) – суть поклонения». Докозательством на то является слова Всевышнего: «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне! И Я вам отвечу! Поистине, те, кто превозносится над поклонением Мне, войдут в джаханнам униженными» (Сура Гафир, 60 аят).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
ШАРХ:
Комментарии Рината Абу Мухаммада:
[1] После того, как шейх начал послание, сказал: «Если тебя спросят: «Что за три основы, которые мы должны знать?», Скажи: «Это – познание рабом его Господа, его религии и его пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха. Если тебя спросят: «Как ты узнал своего Господа?», скажи: «Его знамениями и созданиями», и привел на это довод. И смотрите на тонкое понимание шейха, да помилует его Аллах, до чего он был большим ученым! Как он все мудро делал! После того, как он дал человеку узнать о том, как он познает Аллаха, он сказал: «Господь – объект нашего поклонения, тот, кому мы поклоняемся». Значит, мы поняли то, что Аллах – тот, кому мы должны поклоняться. Хорошо, Аллах – наш объект поклонения, т.е. мы должны Ему поклоняться, но как? Он послал посланников, которые нам указали на то, как мы должны поклоняться Аллаху. И тут возникает вопрос: А что такое поклонение? Какие виды поклонения бывают? Чем нас обязал Всевышний Аллах? Чем нас обязал Его посланник? И все это дальше в продолжении.
[2] Cм. ниже.
[Шейх Салих Али Шейх]
После того, как стало ясным, что Господь – это объект поклонения, было бы очень уместным упомянуть виды поклонения, которыми надо поклоняться Всевышнему Аллаху, и что эти виды поклонения надо посвящать только Одному Ему Всевышнему [3].
Ученые поразному дали определение понятию «поклонение». Одно из правил, которые вывели ученые по «Усуль Фикх» (Основы фикха) гласит: «Поклонение – все, что приказано рабу, вне зависимости примет это разум или нет, или соответствует это твоим обычаям или нет» [4].
Это определение у ученых усуль фикха в их книгах, и смысл его в том, что поклонение это – вещь, которая человеку приказано, соответствует ли оно его разуму или нет, соответствует ли это его обычаям или нет. Это и есть поклонение.
Более конкретно объяснил шейхуль Ислям ибн Теймия в своей великой книге, которая называется «аль-Убудия» в котором сказал: «Поклонение – это понятие, охватывающее все, что любит Аллах и чем Он доволен, из слов и дел, будь они скрытыми или явными» [5].
Это – точное определение. Потому что намного проще в понимании, а также более близок к контекстам Корана и Сунны. Он сказал: «Поклонение – это понятие, охватывающее...», т.е. охватывающее в себе много вещей. А что именно онo охватывает? Охватывает «...все, что любит Аллах и чем Он доволен...». А как нам узнать, что некое дело или слово угодно Аллаху и что Он любит его и доволен им? Оно должно быть приказано, или же сообщено в Коране и в Сунне пророка (салля Аллаху алейхи уа саллям), что Аллах любит это дело и Он им доволен. На какие виды они делятся? Сказал: «...из слов и дел...». Значит, у нас есть речь, есть дело. Отсюда мы понимаем, что поклонение у нас делится на:
- «عبادات قولية», (‘ибадат къаулия) т.е. поклонения связанные с речью.
- «عبادات عملية», (‘ибадат амалия) т.е. поклонения связанные с делами [6].
И нет третьего раздела [7].
Либо поклонение будет словесным, либо совершаемые делами. В продолжении сказал: «...будь они скрытые или явные». Слова иногда бывает явными, а иногда скрытыми. Также и дела бывают явными а иногда скрытыми.
Следовательно, становится очевидным для нас, что виды поклонения это - слова и дела которые любит Аллах и которыми Он доволен.
Слова – иногда выражается языком, а иногда сердцем.
Что касается слов связанное с языком, то примеров тому можно привести очень много, из того что приказал Всевышний Аллах, например: Поминание Аллаха языком (зикр), или же чтение Корана (тиляуа), приказывать одобряемое, запрещать предоссудительное и т.п. Все это является видами поклонения связанное с языком.
Что касается слов связанных с сердцем, то это – намерение, цель человека. Некоторые люди запутались в вопросе намерения, и начали произносить его языком. Да, мы согласны с тем, что намерение – речь. Однако это – речь сердца, но не речь языка. Потому что если сердце берет себе какую-то цель и направляется к этой цели, этим самым он как бы произносит его сердцем. Но не в коем случае не языком. Потому что произношение (калям) – одно из описаний языка. А речь (къауль) бывает либо скрытым, либо явным [8].
Таким же образом и дела делятся на: дела сердец и дела органов.
И виды поклонения, которых упомянул шейх, да помилует его Аллах, чуть выше в матне, некоторые из них словесные поклонения, а некоторые из них дела. Из них явные и скрытые. Некоторые связаны с языком, некоторые связаны с сердцем. Некоторые связаны с делами сердец, некоторые связаны с делами органов.
- Например как: Искренность (ихлас). Искренность является делом сердца. Также, упование (тауаккуль) является делом сердца [9].
И поэтому нельзя посвящать искренность никому кроме Всевышнего Аллаха. Та искренность, которая является поклонением, искренность религиозная посвящается только Всевышнему Аллаху, как сказал Аллах: «Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Мудрого. Мы ниспослали тебе Писание в истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая (халис) вера может быть посвящена одному Аллаху…» (Сура аз-Зумар, 1-3 аяты). Также в другом аяте сказал: «Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру» (Сура аз-Зумар, 14 аят).
Также упование (тауаккуль) из дела сердец, которое посвящается только Всевышнему Аллаху. Страх (хауф) тоже из дел сердец, и посвящается только Всевышнему Аллаху. Под словом страх (хауф) подразумевается тот вид страха, которое считается поклонением, «Хауф ‘ибада», или как его еще называют «Хауф сир» (скрытый страх). Мы подробно объясним, что такое «Хауф ‘ибада», когда дойдем до этой темы, ин ша Аллах, также, желание (рагъба), страх (рахба), покаяние (инаба), покорность (худуу’), смиренность (зулль), т.е. смиренность в поклонении и т.д. Обо всех этих видах поклонения мы поговорим в будущем, ин ша Аллах. Все эти дела являются из дел сердец, и они входят в виды поклонения.
-
Что касается явных дел, например как «истигъоса» (просить помощи в трудные моменты). И суть «истигъоса» – это требование помощи. А требование помощи, это – явное дело. Также «исти’ана» (просить помощи), требование обычной помощи [10],
все это – явные дела. «Забх» (жертвоприношение) очевидно, что оно из дел органов. Точно также «назр» (давать обет), это – речь языка и дело органов и т.д.
Отсюда исходит, что, приведя эти виды поклонения в матне, шейх, да помилует его Аллах, хотел тебе привести примеры на поклонения связанные с речью и с делами, явные и скрытые. И все они являются поклонением.
Комментарии Рината Абу Мухаммада:
[3] Здесь шейх нас учит «манхадж да’уа» (метот призыва). Шейх откуда берет это? Со слов шейха Мухаммада ибну Абдуль-Уаххаба, смотря на то, в каком порядке он составил эту книгу. Когда ты делаешь призыв, первая вещь, о чем ты рассказываешь, это – то, что Аллах создал нас для поклонения. Значит 1)Аллах 2)создал нас 3)для поклонения. Есть Аллах, есть мы, есть поклонение, так или не так? Поэтому первое, что ты должен делать в призыве, это рассказать людям о Всевышнем Аллахе. С этого и начинали все пророки. Рассказать о том, что Он – Создатель, Управляющий, и т.д. Исходя из этого, только Он Один достоин поклонения. Как Всевышний Аллах сказал:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Сура ан-Нахль, 36 аят). Значит, ты расскажешь людям о Всевышнем Аллахе, призываешь к единобожию в поклонении через единобожие в господстве. И когда ты ему все объяснишь, и он все понял, ты говоришь: «Аллах нас создал для поклонения. Значит, есть вещь, называется поклонение». И потом людям объясняешь, что такое поклонение. И потом объясняешь: «Вот это поклонение можно только Ему делать». Вот это и есть метод призыва! Все легко и просто с дозволения Всевышнего Аллаха. Все легко и просто с дозволения Всевышнего Аллаха в донесении! А примут, не примут, это – не твое дело! Сказал Аллах:
«На тебя возложена только передача откровения» (Сура Ра’д, 23 аят). А примут люди или не примут, пускай это тебя не волнует. Нух (мир ему!) 950 лет делал призыв, и Всевышний Аллах про него сказал:
«… Но уверовали вместе с ним лишь немногие» (Сура Худ, 40 аят). Мы не лучше чем Нух (мир ему!). Также пришло в других хадисах, пророк (салля Аллаху алейхи уа саллям) рассказывая о пророках сказал:
«И воскреснет пророк, с которым никого не будет». И поэтому в наше время, когда люди отошли от пути пророка (салля Аллаху алейхи уа саллям), заблудились и их начал волновать народ, люди: «Нам надо, чтобы люди шли по прямому пути, поэтому нам надо взять власть, и когда мы возьмем власть, мы всех людей исправим…». Йа ахи, какое тебе дело до людей? Занимайся собой, барака Аллаху фиик. Все, что ты можешь максимум делать – донести до людей. А пойдут люди по прямому пути, не пойдут – это не твое дело. Значит, когда мы объясним людям об Аллахе, расскажем, что Аллах создал нас для поклонения, и потом объясняем что такое поклонение.
[4] Допустим у тебя утренняя молитва – 2 ракаата, полуденная молитва – 4 ракаата, почему утренняя молитва 2, почему полуденная молитва 4? Приказ, все! 1 поясной поклон, 2 земные поклоны, почему? Приказ, все! И точно также, соответствует это твоим обычаям или нет, как например то, что Аллах приказал тебе носить бороду. Кто то скажет:«У нас никто в народе никогда бороду не носили, и это считается позором, или этике не соответствует» и т.д. Йа ахи, соответствует или не соответствует, Аллах приказал, все! Ты – раб Всевышнего Аллаха.
[5] Получается, cо слов ибну Таймия мы понимаем, что речи у нас бывает скрытые и явные, и также дела бывает скрытые и явные. Допустим, скрытая речь – это намерение. Явная речь, как например – такбир (Аллаху Акбар!). Что касается скрытых дел, допустим, как тауаккуль (полагаться на Всевышнего Аллаха). Явное дело, как совершение молитвы и т.д.
[6] Что касается поклонения связанных с речью, то мы сказали два вида бывает: Либо речь языка, либо речь сердца. А что касается поклонения связанных с делами, то у нас либо дела сердец, либо дела оргонов.
[7] Имеется в виду либо слова, либо дела. И исходя из этого, можем ли мы понимать со слов Салих Али Шейха что те ученые которые говорят что вера: «Слова, дела и убеждения» что они не правы? Ведь шейх же говорит либо слова, либо дела? Значит они ошибаются? Нет, не ошибаются! Потому что те ученые, которые говорят «Слова, дела и убеждения», они это же имеют в виду говоря: «Слова и дела». Просто те ученые чуть пошире говорят. Так как мы сказали что у нас слова бывает двух видов: «Либо слова языка, либо слова сердца». Также дела у нас бывает: «Либо дела сердец, либо дела оргонов». И просто те ученые взяли слова сердец (‘итикад - вера) и вывели оттуда и назвали его отдельно. И в этом никаких проблем нет.
[8] И поэтому ученые говорят, что человек, который делает намерение языком, на самом деле унижает этим величие Всевышнего Аллаха, желая тем самым добра, как сказал Всевышний Аллах:
«Чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо» (Сура аль-Кахф, 104 аят). Каким образом? Человек который стоит перед молитвой и говорит: «Я намереваюсь совершить…». Аузу билля…! Что Всевышний Аллах не знает что у тебя в сердце? Такому смертному, как я, который собой представляет кучку из костей, из мяса, ты конечно можешь сказать: «Знаешь, у меня намерение с тобой так-так поступить». Да, потому что я не знаю, что у тебя в сердце. А перед Всевышним Аллахом, Который знает скрытое и более того, даже более чем скрытое. И ты стоишь и говоришь Ему: «Я намереваюсь….». Пречист Аллах! Побойся Аллаха! Конечно, Всевышний Аллах выше всех этих примеров! Это похоже на то, чтобы сказать чемпиону мира по тяжелой атлетике, поставив перед ним килограммовую гирю, и говорить: «Да ты его не поднимшь…». Аллах конечно выше этих примеров! Поэтому тот человек, который намерение языком делает, как будто унижает Аллаха. Он знает, что у тебя в сердце. Поэтому не надо говорить: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата за этим имамом, имя которого такой-то, его тещу зовут так-так, зятя зовут…, с права мой друг, а с лева …, а в низу красный ковер с черными полосками, на верху красивая люстра…» Аузу билляхи минаш шайтани раджим.
[9] Мы сказали, есть Аллах, есть человек и есть поклонение. Это поклонение должно быть посвящено только Аллаху. Цепочка видете? Вначале мы объясняли про Аллаха, потом сказали, что Аллах нас обязал поклонением. Что такое поклонение? Это – имя, охватывающее слова и дела, явные и скрытные, которые любит Аллах и доволен ими. Значит, это поклонение можно посвящать только Всевышнему Аллаху. Теперь давай разбирать. Говорим, что искренность – это поклонение. Почему? Потому что Аллах приказал это.
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники…» (Сура аль-Баийна, 4 аят). Получается, искренность должна быть посвящена только Всевышнему Аллаху. Поэтому люди говорят: «Я тебе искренне благодарен», искренне (полностью) благодарным можешь быть только Всевышнему Аллаху Свят Он и Велик. Ширк (многобожие) в выражениях (в словах). И человек, когда знает эти вещи, ему будет легко призыв делать. Вот теперь смотрите, многие мусульмане говорят христианину: «Принимай Ислам!». «А что такое Ислам?». «Ля иляха илля Аллах» надо говорить!». «Что такое «Ля иляха илля Аллах?»». «Нет Бога кроме Аллаха». «Нет бога кроме Аллаха? Мы это же говорим». Ничего нового ты не сказал. «Мы тоже так говорим Бог – Один». «А Иса?». «А Иса – это Его сын». Поэтому когда ты христианина призываешь, как ты ему докажешь, что Аллах, Он Один Единственный достоин поклонения? Допустим, так скажем. «Хорошо, мы с тобой согласны. Ты сказал, что Бог Один. Вот, с тем, что поклонение ты должен посвящать одному Богу, ты с этим согласен?». Он (христиан) если подумает, скажет: «Да, я согласен. А я так и делаю». «Давай тогда посмотрим, что в вашей религии является поклонением? Мольба является поклонением?». «Да». «Так ты мольбу у кого просишь у Аллаха или у Исы?». Он скажет: «Ааа, действительно?!». «Вот в этом и вся наша разница между вашей религией и нашей. То, что вы кроме Аллаха еще кому-то поклоняетесь, а мы только Одному Аллаху». И если ты начнешь нормальному грамотному христианину рассказывать, если Всевышний Аллах ему конечно правильного пути хочет, он действительно скажет: «Да, действительно, я же не оставлю поклонение, не выйду же из своей религии. Просто начну поклоняться Одному Аллаху». «Например, зачем ты у Исы просишь? Зачем ты у икон просишь? Там у такого святого, у сякого святого. По идее, ты же хочешь, чтобы они донесли твои просьбы выше? Так попроси там прямо. Вот это вот разница между вашей и нашей религии». И действительно, если у него пять граммов разума есть, и конечно, если Аллах ему правильного пути хочет, он примет это, иншаАллах. Скажет: «Действительно, почему бы не так? Поклоняться только Всевышнему Аллаху». И поэтому христианина и иудея проще призывать, чем безбожника. У тебя дистанция короче. Безбожнику тебе надо изначала рассказывать о Всевышнем Аллахе. А христианин знает о Всевышнем Аллахе, ему просто надо рельсы перевести. Поставь рельсы в сторону Всевышнего Аллаха. Все поклонения, которые ты посвящал такому-такому-такому, вот на чем ты был, в своей основе, но вот рельсы туда направляй! И все, ты уже этим самым заходишь в Ислам. Потом расскажешь о пророке (салля Аллаху алейхи уа саллям), и с дозволения Аллаха он заходит в Ислам. Поэтому смысл свидетельства не «Нет бога кроме Аллаха», а «Нет достойного поклонения кроме Аллаха». И поэтому если ты скажешь: «Нет никого достойного поклонения кроме бога», это намного правильнее, чем «Нет бога кроме Аллаха». Потому что под богом и христиане, и иудеи в своей основе подразумевают Всевышнего Аллаха. И поэтому «Нет никого достойного поклонения кроме Создателя»!!! Тайб.
[10] Чем отличается «истигъоса» от «исти’ана»? Допустим два человека. Один прсто говорит: «Помоги». А другой кричит: «Помогииите, помогииите!», например когда он тонет, вот это «истигъоса».
А когда ты что то тяжелое переносишь, ты же не кричишь: «Помогииите, помогииите!». Люди скажут: «Больной что ли, что ты орешь…? Ты скажи помоги и мы тебе поможем». Вот это у нас «исти’ана».
[Шейх Салих Али Шейх]
Поклонение может быть посвящено только Одному Всевышнему Аллаху [11].
Будь это – поклонение явное или скрытое. Или будь это – поклонение, связанное с сердцем или связанное с языком, или те дела, которые исходят от органов, все эти поклонения можно посвящать только Всевышнему Аллаху. А тот, кто посвящает что-либо из этих дел кому-то другому кроме Всевышнего Аллаха, этим самым он посвящает поклонение не Всевышнему Аллаху проявляя противоречие аяту, в котором Всевышний Аллах сказал: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас…» (Сура аль-Бакара, 21). И если человек поклоняется кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, посвящаяя какие-то дела или слова, которые являются поклонением, то он этми самым проявляет противоречие своему подтверждению, что поклонения достоин только Всевышний Аллах [12].
И поэтому если раб подтвердит, что смысл слова «Кто твой Господь?» это «Кто тот, которому ты поклоняешься?», и в то же время Всевышний Аллах говорит: «О, люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас…»,
т.е. поклоняйтесь только Одному Ему, и никому больше, и после этого, если человек посвятит что-либо из этих дел или речей не Всевышнему Аллаху, то он этим самым поклоняется кому-то кроме Всевышнего Аллаха. И это есть суть многобожия [13].
Комментарии Рината Абу Мухаммада:
[11] Если мы что-то узнаем из Корана и сунны, что некое дело является поклонением, его можно посвящать только Одному Всевышнему Аллаху. Это и есть суть единобожия.
[12] А где он это подтвердил? Сказав: «Ля иляха илля Аллах». Человек говорит: «Ля иляха илля Аллах», его смысл -
«لا معبود حق إلا الله» (Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха).
[13] Бывает многобожие в сердце, или многобожие в выражениях и многобожие в делах, всего этого нужно сторониться. Поэтому, как нам рассказывал наш шейх, шейх Маджди, однажды один человек стоял рядом с шейхом Абур-Раззак аль-Афиифи, он один из кибар аль-уляма (больших ученых) Саудовской Аравии, разговоривал и просто встал вот так (что-то вроде руку’). И он говорит: «Не делай руку’ (поясной поклон) не Аллаху». Тот говорит: «У меня нет цели». Он говорит: «Если бы ты это с целью сделал, то ты бы стал неверующим». Так или не так? Если кто-то с намерением поясной поклон делает, неверующий? Но видишь, факт, то, что он принял положение так, как он делает поясной поклон Всевышнему Аллаху. И сказал: «Если бы у тебя цель была, ты бы стал неверующим». Поэтому ученые говорят: «Если ты так хочешь стоять, сделай как-то руки за спину, или отпусти или между ног, но как ты в руку’ (поясном поклоне) стоишь, не стой никогда». И точно также, положение саджда (земного поклона) не принимай. Именно в виде положения саджда (земного поклона), когда ты это делаешь. Даже те движения, которые схожи, старайтесь не делать таким образом. УаЛааху А’лям.
[Шейх Салих Али Шейх]
Доводом того, что поклонения достоин только Всевышний Аллах, является слова Всевышнего Аллаха: «Мечети (места и органы поклонения) принадлежат Аллаху. Посему не взывайте и не поклоняйтесь же ни кому наряду с Аллахом» (Сура аль-Джин, 18 аят).
«فَلَا تَدْعُوا» (Не взывайте),
мольба – это поклонение, как это пришло в хадисе, который привел шейх в матне: «Мольба (дуа) – суть поклонения».
Этот хадис переданный от Анаса ибн Малик является недостоверным. Однако смысл его соответствует достоверному хадису Нуъмана ибн Башира, которую привели Абу Дауд, ат-Тирмизи, и другие имамы [14] ,
а это слова пророка (салля Аллаху алейхи уа саллям): «Мольба – это само поклонение» [15].
Ведь смысл «само поклонение» есть смысл: «суть поклонения», потому что мольба это и есть поклонение. И данный хадис схож с тем что сказал пророк (салля Аллаху алейхи уа саллям): «Хадж – это Арафат».
Комментарии Рината Абу Мухаммада:
[14] У Абу Дауда этот хадис приводится под номером: (1479), а также Тирмизи, (4275), Ибн Маджах, (3828), имам Ахмад, 4 том, 267 стр. также имам аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» 714 стр. также имам Хаким, 1 том, 491 стр.
[15] Хадис:
«الدعاء هو العبادة», какой
«إعراب» (и’роб - грамматический разбор) этого хадиса?
«الدعا» - это мубтада, тайб. Потом
«هو العبادة»? Хабар. Тойб у тебя
«هو العبادة» муаррафа (в определенном положений), а хабар же у нас всегда накира (в не определенном положений)? Ученые по этому поводу говорят:
«هو» это называется
«ضمير الفصل» (дамир фасль – разделительное местоимение). А смысл его
«يفيد التوكيد» (усиление смысла). Имеется в виду:
«Дуа это и есть поклонение!», так переводится. Это вещь номер один.
Вещь номер два, то что второе слово
«العبادة» – это хабар. Но хабар пришел му'арраф, с «алиф лям». Ученые говорят что если хабар приходит с «алиф лям», то это указывает на
«حصر و قصر و اختصاص» (ограничение), т.е. получеатся смысл хадиса:
«الدعاء هو العبادة لا غيرها» «Дуа – это ничто иное кроме как поклонение». Понятно да с этим?
[Шейх Салих Али Шейх]
Всевышний Аллах сказал:
﴾وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا﴿[/arabic]
«Мечети (места и органы поклонения) принадлежат Аллаху. Посему не взывайте и не поклоняйтесь же ни кому наряду с Аллахом» (Сура аль-Джин, 18 аят).
«فَلَا تَدْعُوا»,
(Не взывайте) имеется в виду, как об этом мы говорили раньше, ни «дуа масаля», ни «дуа ‘ибада».
«فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا» (Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом) т.е. Не поклоняйтесь никому кроме Всевышнего Аллаха.
«وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا» (Мечети (места и органы поклонения) принадлежат Аллаху. Посему не взывайте и не поклоняйтесь же ни кому наряду с Аллахом),
т.е. в этом у нас запрет просить кого-либо кроме Всевышнего Аллаха, следовательно, в нем запрет поклоняться кому-либо кроме Него Всевышнего.
А если мы сделаем толкование этому аяту, что под словом «تَدْعُوا» имеется ввиду «дуа масаля», то смысл аята будет: «Поистине, места и органы поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не проси ни у кого кроме Аллаха! [16] Не требуйте на ряду с Аллахом еще у кого-то». И слово «تَدْعُوا» содержит в себе как «дуа ибада», так же и «дуа масаля». Этот аят является великим доводом на то, что только Одному Всевышнему Аллаху надо поклоняться.
Комментарии Рината Абу Мухаммада:
[16] У просьбы тоже бывает виды. Просьба, связанная с поклонением и просьба не связанная с поклонением. Т.е. «Подай ручку!», это не поклонение. Например: «Прости грехи!», это – поклонение. «Не просите ни у кого кроме Аллаха!», здесь подразумевается просьба, связанная с поклонением.
[2] Аллах Свят Он и Велик говорит:
«وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَداً».
Во-первых, Всевышний Аллах сказал в аяте:
«وَأَنَّ», это у нас «харф таукид» (частица усиливающий смысл предложения).
Во-вторых, дальше в аяте пришло слово
«الْمَسَاجِدَ». Это слово множественное число от слова
«مسجد». А его смысл - 1) это места где поклоняются, мечети 2) конечности человека которыми он делает саджда.
В третьех, «لِلَّهِ» - эго смысл
«لله ملكا» (принадлежат Аллаху). Как мы об этом говорили раньше, что «лям» у него есть три смысла: 1)
«ملك» 2)
«اختصاص» 3)
«استحقاق». И в данном случае «лям» имеет смысл «мильк».
В четвертых, пришел запрет
«فَلَا تَدْعُوا» в виде
«فعل مضارع» (глагол настоящего времени). А любой глагол настоящего времени содержит в себе две вещи: Это
«مصدر» (отглагольное имя)
«حدث» (происшествие). И поэтому у нас в этом аяте есть
«مصدر منسبق» (в нем внутри есть масдар), и когда ты разберешь глагол и вытащишь оттуда масдар, получится:
«فلا دعاء». И здесь слово «дуа» в неопределенном состояний, пришло в отрецательном контексте
«فلا». И это, как говорят ученые, указывает на всеобщность
«يفيد العموم». А мы занем что дуа у нас бывает двух видов: «Дуа ибада» и «дуа масаля». И таким образом у нас складывается смысл: Никаким видом поклонения не поклоняйся, ни ду ибада, ни дуа масаля.
В пятых, слово
«أَحَداً», тоже в не определенном состояний, и также в запретном контексте, указывает на всеобщность (абсолютно никому).
И в итоге как переводится этот аят?
«Мечети (места и органы поклонения) принадлежат Аллаху, поэтому никаким видом поклонения не поклоняйся абсолютно никому на ряду с Аллахом» (Сура аль-Джин, 18 аят). Если же ты читаешь русские переводы, то найдешь: «Не поклоняйся наряду с Аллахом кому-либо», вы вот в Крачковском и т.д. перевод примерно такой найдете. Вот в этом указане на то, что очень опасно переводить арабские книги на русский язык тому, кто не знает (грамматику) арабского языка. Видете!? Ты как укажешь в русском переводе что слово в неопределенном состояний стоит? В русском языке у нас есть такое? Нету такого! Поэтому это очень важно что человек который переводит чтобы он очень хорошо разбирался, до того как он арабский язык знает, он должен сначала узнать шариат. Потом только арабский язык хорошо выучить, потом толко браться за перевод книг. Потому что книга очень опасная вещь. Ты там не можешь все подробно разъяснять, а если начнешь все подробно расписывать у тебя одна маленькая книжка получится три-четыре тома. Поэтому человек должен быть профессионалом.
И мы видим что некоторые братья халатно относятся к «наху» (грамматика, вернее синтаксис). Приехали сюда учиться и не требуют «наху». Я вам говорю что учить «наху» намного важнее чем учиться в марказе. И если кто-то в марказе учится, то обязательно вместе с этим должен учить «наху». Если кто-то говорит я в марказе поучусь, потом буду «наху» учить, это неправильно! Это, мягковыражаясь, не правильно, так не бывает! Потому что в марказе словарьный запас набираете, а «наху» учите обязательно вместе со вловарьным запасом. Очень важный момент.
[Шейх Салих Али Шейх]
Если тебе кто-нибудь скажет, когда ты приводишь этот аят в довод: «В этом аяте имеется в виду «дуа масаля», а другие же виды поклонения о которых вы говорите вроде жертвоприношения, обета, истигъоса, истиана, и т.п. виды поклонения к этому аяту не относятся».
Мы ему ответим: «Дуа в Коране приходит в двух смыслах. Приходит и подразумевается «'ибада» (поклонение), и также приходит в Коране слово дуа и подразумевается под ним «масаля» (просьба), т.е. просьба о чем-то. Как допустим в словах Всевышнего Аллаха: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне (т.е. делайте дуа), и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Сура Гафир, 60 аят). И из этого аята явно видно, что под словом «дуа» подразумевается «поклонение». Потому что Всевышний Аллах после того, как приказал делать дуа, сказал: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными».
Также Всевышний Аллах рассказал о словах Ибрахима (алейхи салям), когда он уходил от своего народа сказал: «Я удаляюсь от вас и от того, к чему вы делаете дуа помимо Аллаха, и делаю дуа к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен» (Сура Мариям, 48 аят). И после этого Всевышний Аллах сказал в продолжении: «Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись (يعبدون) помимо Аллаха…» (Сура Мариям, 49). И это один из явных доказательств на то, что вышеприведенный аят охватывает как «дуа масаля», так и «дуа ‘ибада».
Ученым нашей общины, да помилует их Аллах, когда они разбирали данный вопрос в своих статьях или книгах, было обращено слова некоторых о том, что в этих и подобных аятах речь идет только о «дуа масаля» (т.е. просьба), а что касается других видов дуа (поклонения) такие как жертвоприношение, обет и т.п. как вы это утверждаете, не заходять под запрет этого аята [17].
Они ответили на это тем, что дуа (мольба) бывает двух видов: «дуа ‘ибада» и «дуа масаля». И в Коране они оба приводятся. И этот аят охватывает оба вида. И если в Коране приходит слово «дуа», то он имеет два смысла. И ограничивать эго лишь одним из видов дуа без довода на это является произволом в отношении свяшенных текстов, и это является запретным [18].
Комментарии Рината Абу Мухаммада:
[17] Почему многобожники не хотят соглашаться с тем, что жертвоприношение, обет, просьба помощи в трудные моменты заходят в поклонение? Потому что в Коране четко видно, что поклонение можно делать только Аллаху, но они эти виды поклонения посвящают своим святым.
[18] Здесь, однажды, я попал в одно место где два мисрица спорили, и один говорит: «Моя жена дала обет саида Зайнаб дать какую-то сумму денег. И говорит, теперь ей самой надо отнести этот обет, или же кого-то можно послать». И они стоят и спорят, и меня увидали: «О шейх, (бородатого увидели для них шейх) сейчас мы у шейха спросим». И я зашел в овощной магазин: «Вот мы поспорили, рассуди между нами! Ты в Азхаре учишься?» «Да». Я сказал: «Вы про християн когда нибудь слышали?» «Да» говорят «Слышали!» «Знаете что они делают? Они поклоняются кому-либо кроме Аллаха!» Они стоят: «Аузу билля, аузу билля» говорят. Я говорю: «Знаете что они делают, они иконе поклоняются, некоторые саджда делают. А некоторые занете что делают, просят у кого, у Исы, представляете картину вешают и порсят». Они стоят: «Аузу билля, аузу билля» говорят. «А некоторые занете что делают, они обет дают Исе! О Иса я тебе обет даю столько-столько, представляете?». Они стоят: «Аузу билля, аузу билля». А я: «Кто лучше Иса или Зайнаб?». И уаЛаахи, клянусь Аллахом, один из них уже хотел сказать слово «Зайнаб». А я когда увидел что у него даже губы приготовились сказать «Зайнаб», сказал: «Конечно Иса, ведь он же пророк!». Они: «Ну да, так получается». Я говорю: «Тайб, если християне поклоняются Исе, и мы это порицаем, а как тогда мы можем поклоняться Зайнаб?». Они встали: «Ассаляму алейкум» и ушли.
Видете!? По идее человек мусульманин, но просто он джахиль! Если ты ему спокойно, мягко донесешь он же одумается, правильно? Он просто мискин (бедный) нашел на этом своих отцов и никто до них довод не довел. И это где? В арабских странах! Саудия вот, Красное море переплыл 20-30 км. «Биляд таухид» (страна единобожия)! И это мы здесь в арабских странах видим. СубханАллах, о чем может быть разговор там у нас дома в Россий? Здесь и Азхар, центр и т.д. и людям даже в голову близко не приходит...? Даже клянусь вам Аллахом, чуть не произнесь слово «Зейнаб». Хотел сказать что Зайнаб лучше чем Иса, аузу билля.
نسأل الله العفو والعافية
ВОПРОСЫ:
Шейх Салих Али Шейху, да сохранит его Аллах, задали очень уместный вопрос.
Вопрос: «Можно ли говорить: «Уповаю (тауаккальту) на Аллаха, затем на тебя»?
Шейх ответил: «
Нет, это запрещено. Потому что имам Ахмад и другие ученые сказали, что упование (тауаккуль) из дел сердец.
Что такое упование (тауаккуль)? Это – представление дела Всевышнему Аллаху, после того как человек совершил причины [19].
Если раб совершает причины, потом полностью предоставляет исход своего дело Аллаху, то эти две вещи в совокупности представляют собой понятие тауаккуль [20].
И отсюда мы понимаем что данное дело является делом сердца, как об этом сказал имам Ахмад.
Однажды у шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Аллах, который был муфтием Саудии до шейха ибн База, спросили об этом выражении, и он сказал: «Не правильно так говорить, потому что упование (тауаккуль) является делом сердца. И не приветствуется в нем даже слово «затем», говоря: «Уповаю (тауаккальту) на Аллаха, затем на тебя». Так как слово «затем» разрешается использывать лишь в тех делах, в котором человек имеет непосредственное участие и имеет возможность совершить сам [21].
Однако некоторые современные ученые говорят, что нет проблем в этом выражении. Имея ввиду не саму суть упования (тауаккуль) который совершается сердцем, а смотря на то, что под этим подразумевает простолюд когда используют данное вырожение. Простой народ, когда говорят: «Уповаю (тауаккальту) на Аллаха, затем на тебя», не имеют в виду тот смысл упования, о котором говорят ученые, а имеют в виду: «Я поручился, доверился тебе» и т.д. И ученые немножко легко отнеслись к этому вопросу учитывыя то, что простолюд когда использует это выражение, не имеют в виду тот смысл упования, которе посвящается Одному Аллаху.
Но не смотря не это, лучше запретить данное вырожение, закрывая дверь ведущий к ширку [22].
Поэтому если мы так легко отнесемся к таким словам, которые используют простой народ, то со временем это приведет к тому, что люди будут говорить слова, в которых есть многобожие, и скажут: «Я не имею в виду это, я подразумевал другое», как в наше время распространилось клятва не Всевышним Аллахом, как клясться пророком или каким-то святым и т.д. И потом говорят, что они имели в виду истинную клятву [23].
И поэтому мы должны объяснять людям единобожие, а иначе единобожие может ослабиться или же испортиться. Также должны закрывать двери перед подобными вещами, чтобы наши сердца и языки возвеличевали только Всевышнего Аллаха.
Комментарии Рината Абу Мухаммада:
[19] Мы будем говорить об этом в будущем. Ты бери причину, который в твоих руках. Человек, например, хочет поехать учиться в арабскую страну. У него есть немного денег. Ему достаточно этих денег, чтобы приехать в арабскую страну и жить там 3-4 месяца. И ему кто-то скажет: «Ты полагайся на Аллаха!». Что значит «полагайся!»? Ты бери причину и все. А он говорит: «Через 3-4 месяца придется вернуться? Нет! Я здесь еще лет 5 поработаю, хорошо денег заработаю и потом поеду…». А на самом деле этот человек не на Аллаха полагается, на что? На причины. Когда ему говорят: «Полагайся на Аллаха!», и он говорит своим языком: «Но причины тоже надо брать!», а сердцем говорит: «На причины тоже надо полагаться!!!». Вероубеждение ахли-сунна-уаль-джамаъа: причины надо обязательно брать, но надо брать те причины, которые в твоих руках. А тех причин, которые у тебя в руках нет, не надо.… Поэтому человек, который полагается на причины, вот 5 лет работал, заработал несколько тысяч долларов, и потом собрался ехать, кто-то украл эти доллары. И он 5 лет потерял просто так. Еще хорошо если это не навредит его религии.
[20] Потому что результат за Всевышним Аллахом. И потом вообще про причины надо забыть. Т.е. причины надо брать, но когда ты их взял, потом забудь!!! Вообще как будто ты их и не брал. Потому что если ты всегда будешь помнить о причинах, ты свое сердце будешь связывать с причинами, и не будешь связывать его с Аллахом. Вот в этом есть полнота упования, когда ты будешь свое сердце связывать с Аллахом, но не связываешь с причиной. Берите те причины, которые вы можете, и потом связывайте сердце с Аллахом. Пророк (салля Аллаху алейхи уа саллям) хиджру сделал, причины брал? Брал же. Пошел на юг, потом попросил пастуха следы стирать, потом спрятались в пещере, это же были причины. Все в руках Всевышнего Аллаха. А когда они в пещере сидели и пришли туда многобожники (в некоторых хадисах рассказывается, что там были голубь, паук, все это – ложные хадисы). И когда Абу Бакр побоялся и сказал: «Если они посмотрят вниз, под свои ноги, то они нас увидят». Пророк (салля Аллаху алейхи уа саллям) что сказал? «Как они нас увидят? Мы же глубоко сидим, в пещере, тут темно», это сказал? Нет! Он (салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал: «Что ты думаешь о двоих, с которыми третий Всевышний Аллах?». Все, близко даже про причины не говорил. Взял причины, которые у него в руках и полагался на Аллаха. Также мы берем причины, которые в наших руках, полагаемся на Аллаха и ждем результат от Аллаха, а не от причин.
[21] Например: «Захотел Аллах, затем захотел ты». Потому что человек действительно может хотеть. А уповать на Аллаха, затем на тебя? Зачем на него уповать? Он же ничего же не может сделать, никакого же участия не имеет. К тому же тауаккуль это дело сердца и получается ты связываешь свое сердце с человеком, с созданием.
[22] Ты же не можешь к каждому человеку подойти и спросить: «Ты что подразумеваешь под этим выражением?».
[23] И действительно, в Египте этого же много, когда ты им говоишь, пророк (салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Кто поклялся не Аллахом...», они сами тебе продолжают и говорят:
«...тот совершил Ширк»! Или кому то говоришь: «О брат, не клянись не Аллахом, не клянись пророком», он говорит: «Да, да! Потому что пророк (салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Кто поклялся не Аллахом тот совершил Ширк», все хадисы наизусть расскажут. Однако они говорят:
«كلمة دارجة جارت على ألسنتنا» «Мы не имеем в виду клятву, это мы для связки слов используем! И не больше! У нас в сердце этого нету, мы не имеем в виду клятву...» и т.д. И поэтому шейх здесь говорит что подобные двери надо закрывать!