Основы и правила в фикхе

Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Основы и правила в фикхе

Сообщение Муслим »

Ас-Саляму аляйкум!
Здесь хотелось бы обсуждать об основах и правилах в фикхе.
Какие есть правила? Откуда взяты эти правила? Какие есть исключения? Почему? И т.д.и т.п..

Если мы поймем вещи по основам, усвоим правила, то инша Аллах, думаю дальше многие вещи сами по себе раскроются.

Итак, одно из правил шариата, которое я усвоил, гласило: Поклоняться Аллаху запрещено другим способом, кроме того, как научил Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и приветствует.
Довод: «Если кто-нибудь совершит поступок, несовместимый с нашим делом, он будет отвергнут». Имам Муслим.

Есть ли еще доводы на это правило?
Какие есть еще правила?

Дай, Аллах, нам всем правильное понимание шариата и укрепи тех, кто учит нас этому!
Abuhanif
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 25 авг 2008, 12:26
Откуда: Tarbagatay

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение Abuhanif »

Ас-Саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Правила по фикху изучает наука Усуль-фикх. Есть на этом сайте книга Шейха Уаймина под названием Усуль-мин гильми усуль". Также на одном из Уфимских сайтах есть книга одного брата по Уфуль-фикх ханафитской школы.
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение al-Mubid »

Уа алейкум салам уа рахматуллах!
Я думаю, брат, что правило которое ты привел лучше было бы преподнести в паре с другим. С каким? Предоставим слово уважаемому шейху Абдур-Рахману ибн Насыру ас-Саъди, да помилует его Аллах:

"Основой в обрядах поклонения является запрещенность (хазр), поэтому ничто не может быть узаконено как обряд поклонения, кроме того, что было узаконено Аллахом и Его посланником.
Основой же в бытовых вопросах является дозволенность (ибаха), поэтому ничто из этого не может считаться запрещенным, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник.
Это правило содержит в себе две великие основы, на которые не единожды указывают Кур’ан и Сунна!
Относительно первой основы в пример можно привести следующие слова Всевышнего:
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» («аш-Шура», 21),
а также неоднократное повеление поклоняться только Ему, не придавая Ему в сотоварищи никого.
Все ученые единодушны в том, что поклонение заключается в повелениях, как обязательного (уаджиб), так и желательного (мустахабб) характера.
Относительно же второй основы в пример можно привести следующий аят:
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». («аль-Бакара», 29). То есть, чтобы мы использовали все вещи, которые заключают в себе хоть какую то пользу, кроме тех, относительно которых существует текст шариата запрещающий их. А также слова Аллаха: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благой удел?» («аль-Аъраф», 32). Таким образом мы видим, что Всевышний порицает тех, кто запрещает то, что Он создал для Своих рабов, подобно запрету чего-либо из пищи, напитков, одежды и прочих вещей.
Итак, любое обязательное или желательное деяние, которые вменили Аллах и Его посланник являются поклонением посредством которого надлежит поклоняться Единому Аллаху! Поэтому тот, кто объявляет нечто обязательным или желательным, относительно чего нет указаний ни в Кур’ане ни в Сунне, вводит нововведение (бидъа) в религию, которое не дозволил Аллах, и подобное деяние не принимается от совершившего его, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Кто совершил нечто, на что не было нашего повеления, это является отвергнутым». Хадис согласован.
Прежде мы уже говорили о том, что условием любого поклонения, является искреннее посвящение его Аллаху, и следование в нем примеру посланника Аллаха.
Знайте же, что нововведения (бидъа) в обрядах поклонения бывают двух видов:
Либо это привнесение нового, в основе своей, вида поклонения, не узаконенного ни Аллахом, ни Его посланником. Либо выполнение существующего обряда поклонения в новом виде, не в том, который был установлен для него Аллахом и Его посланником.

Что же касается всех бытовых вопросов, как пищи, напитков, одежды, повседневных деяний, взаимоотношений между людьми, профессий и ремесел, то в их основу положена абсолютная допустимость. Поэтому тот, кто запретит что-либо из этого, относительно чего нет запрета ни в Кур’ане ни в Сунне, тот является приверженцем нововведений (мубтадиъ), подобно многобожникам, запретившим себе некоторые виды скота, которые дозволили Аллах и Его посланник, или же подобно тому, кто по своему невежеству желает запретить некоторые виды одежд, профессий, современных изобретений, не имея для этого никакого шариатского довода. Однако следует отметить, что вредные и скверные вещи и поступки, относящиеся к категории бытовых, являются запретными, что подробно разъяснено в Кур’ане и Сунне. И тот, кто внимательно исследует сущность подобных вещей, найдет, что они содержат в себе различные виды вреда и пагубных последствий.
Польза, извлекаемая из этих основ – велика! Ибо посредством них мы выявляем нововведения, как в обрядах поклонения, так и в бытовых вопросах. И тот, кто строго будет держаться этих двух основ, тот будет стоек на прямом пути. Тот же, кто не согласен с какой-либо из них - обязан привести довод!"

См. "аль-Кауаъид уаль-Усуль аль-Джамиъа, уаль-фурук уа ат-такасим аль-бадиъа ан-нафиъа"/31-33.

Я надеюсь, что в будущем, с позволения Аллаха, мы сможем вкратце рассмотреть и другие важные правила фикха с приведением доводов!
AbuMuhammad1
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 00:42

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение AbuMuhammad1 »

A mojno nayti etu kinigu na rsukom yazike, katoriy ti pisal sitata? Po moemu nazivaetsya: "60 pravila fiqha" avtor Sadiy rahimahullah, Ibn Usaymiy napisal emu sharh. Mni nado perevod na ruskom. A esli netu , brat Jalil Abu ramazan, mojesh perevodit po nemnojku i postavit zdes? Ya dumayu vsem budut polezno!
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение al-Mubid »

Полное названеи книги такое: "аль-Кауаъид уаль-Усуль аль-Джамиъа, уаль-фурук уа ат-такасим аль-бадиъа ан-нафиъа". Однако надо отметить, что в ней действительно содержится именно 60 правил. Вероятно мы говорим об одной и той же книге. На русском языке насколько я знаю ее нет. В будущем, иншаАллах, постараюсь выставлять по порядку ее правила.
Адиль Абу Бакр
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 13:08

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение Адиль Абу Бакр »

Уалейкум Ассалям уа рахматуллахи уа баракятух

В дополнение к лекции "основы фикха"

Советую просшулать и выучить лекцию на небольшую работу Насра Ас-Саади, которую он написал в 20 лет. Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)
Аватара пользователя
abuYusuf.kz
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение abuYusuf.kz »

Салямуалейкум уа рахматуЛлахи. А вот мне интересен довод, на такое правило: "то, что Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) не оставлял какое-либо дело, на протяжение своей жизни, является - уаджибом" ? Братья, кто об этом правило указывал?
Гадель ибн Ислям
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение Гадель ибн Ислям »

Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Братья, какую книгу по таким правилам фикха выделяют учёные? Какая лучше?
БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45
Откуда: https://t.me/mystatus30

Сообщение Саляфит »

Языковое значение слова «фикъх» – это “понимание”. В шариате это слово означает – “знание шариатских положений, с их подробными доказательствами”. См. “Шарх аль-усуль” 17.
Факъих – ученый, разбирающийся в вопросах фикъха.
Аватара пользователя
Abu Yahya
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 05 апр 2009, 10:05

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение Abu Yahya »

Ассаляму'алайкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! Братья, кто нибудь знает на что опирается известное правило в фикъхе: "утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим"?
ДжазакумуЛлаху хайр!
Аватара пользователя
abuYusuf.kz
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение abuYusuf.kz »

Саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху. Братья баракаЛлахуфикум, хотелось бы узнать о тех "пяти правилах"-единогласно признаной всей Уммой. Знаю, что одно из них: " уаджиб спадает , при неимение возможности его совершить." Об этом в кратце говорил брат Наиль (хафизахуЛлах) в своих лекциях "40 хадисов имама Науауи", хотелось бы узнать об этих основных правилах!
Адиль Абу Бакр
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 13:08

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение Адиль Абу Бакр »

уаляйкум асСаляму уа рахматуЛлахи уа баракятух!
кто нибудь знает на что опирается известное правило в фикъхе: "утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим"?
Первый когда отрицал, отрицал потому что не видел, а второй подтвеждал потому что увидел. Ведь если первый чего-то не видел это не означает, что этого нету, а второй не мог с головы взять, то, что видел. Аллаху Алям.
хотелось бы узнать об этих основных правилах!
Это можно найти в лекции "Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)", там разбирают основывные правила фихка.

В ступлении к лекции Абу Яхъя говорит:

Правила фикха деляться на 2 вида
1 Общие правила (касаются многих вопросов), деляться на 2 вида:

а) Правила касаются всех областей фикха, из ни 5 больших правил фикха:
1. Вещи оцениваются по намерениям
2. Убежденность не устраняется сомнением
3. Сложность становится причиной прощения
4. Вред должен устраняться
5. Традиция учитывается в хукме

б) Правила касаются многих областей фикха.

Например, правило о жребии, когда бросается жребий при равных правах людей. Или если харам и халяль объединяются вместе, то перевес хараму)

2 Отдельные правила (касаются отдельных областей фикха) — называется не каида, а бауабид

Например, Худуд отстраняются от человека при наличие сомнений.
Аватара пользователя
антивирус северный
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение антивирус северный »

ассаляму алейкум уа рахматуЛлах.
Прошу Всевышнего Аллаха всем нам помочь в приобретении шариатских знаний!
На началном этапе овладения основами фикха нужна по-этапность.Тем кто изучит книгу по "усулюль -фикх" легче будет понять првила фикха...А книг с правилами написано много и с разным количеством.Например ,Ибн Усаймин,рахимахуЛлах:"Основы фикха и его правила в стихах"-шарх самого же автора всего 384 стр.(на араб.языке.Шарх необходим.Просто без шарха взять 1,5 или 60 правил и применять их не понимая не возможно.
По русски очень хороший разбор книги по правилам фикха тоже есть,по-этому ,присоединяюсь к совету брата:
Адиль Абу Бакр:
"Советую просшулать и выучить лекцию на небольшую работу Насра Ас-Саади, которую он написал в 20 лет. Кауаид уль Фикия (Правила Фикха)" ..
.Книга действительно,не большая,но очень легка в понимании и включает базовые правила фикха.
А наизусть учить матн требуют все ученые (и преподаватели ).Это тоже ,как правило для требующего шариатские знания.
Да прибавит Аллах нам и всем мусульманам в понимании Религии Ислам.
Аватара пользователя
abuYusuf.kz
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение abuYusuf.kz »

Саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху, братья баракаЛлахуфикум, у меня следующий вопрос! Правда, ли что Шейхуль-Ислям ибн Теймиййа (рахимахуЛлах) приводил такое правило: "Оставление Сунны - является Сунной". Приводя в довод хадис Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) где он обратившись к Аише (да будет доволен ею Аллах) сказал: "Если бы твой народ небыл близок к джахилии, то я бы приказал разрушать Каабу, и построить ее на фундаменте Иброхима!" Если, это так, то можно об этом немного по-подробнее? ДжазакумуЛлахухайрун
Аватара пользователя
abuYusuf.kz
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22

Re: Основы и правила в фикхе

Сообщение abuYusuf.kz »

Саляму'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Хотелось бы поднять этот вопрос, заданный мною выше, и уточнить; этот вопрос мне нужен не для того чтобы, найти в этом прослабление для себя, а для предостережение своих братьев, если это ошибочное мнение! Просто очень уж часто встречаешь стороников этого мнения((
Ответить