Положения связанные с гъуслем в пятницу

Закрыто
АлД.

Положения связанные с гъуслем в пятницу

Сообщение АлД. »

Ас саламу алейкум.
Абу Усама в другой ветке("намаз" - "есть ли отличие между мужчинами и женщинами") приводит хадис: " Имам аль-Байхакъи, (1/408) передает со слабой цепочкой, что посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Не является обязательным для женщин, совершение азана, икъамы, джуму’а, и полнового омовение в день джуму’а. Также женщина не выступает вперед во время молитвы в джамаате с женщинами, а остается, сними в одних рядах».", - он со слабаой цепочкой, но все равно такой вопрос возник(может немного не по теме) : Является ли полное омовение ваджибом для мужчины в день джум'а?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

АлД. писал(а):Является ли полное омовение ваджибом для мужчины в день джум'а?

Уа’алейкум ас-салям.
Шейх аль-Альбаний выбрал и придерживался того мнения, что гусль в день джум’а является уаджибом. Шейх говорил:
«(Уаджиб аль-гусль в день джум’а) - это истина, и не подразумевается здесь благонравие, так как на это указывают хадисы с сильными иснадами и они более понятны, чем те далили, которые приводят сторонники желательности гусля в день джум’а». (См. тамамуль-Минна, стр.120)
Из далилей в пользу обязательности полного омовения, хадис, который приводит имам Муслим, от аби Са’ида аль-Худрий, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
الغسل يوم الجمعة واجب على كل محتلم

«Гусль в день джум’а является обязанностью каждого, кто достиг зрелости»

(Приводит имам Муслим, под № 1954.)
Ибн Хаджар
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 фев 2010, 22:41

Re: Время джума гусля в пятницу

Сообщение Ибн Хаджар »

Салам алейкум братья,

У меня вопрос по поводу начала времени джума гусля в пятницу. По этому поводу есть несколько мнений: некоторые говорят, что время джума гусля после совершения 2 ракатов фарза (фаджра), другие говорят - после азана на фаджр, третьи - после рассвета, четвертые - ближе к началу джума намаза, пятые - вечером в четверг, после азана на магриб. Какое из этих мнений наиболее правильное и какие далили есть на это?

ДжазакаАллаху хайран.
Umm Fatima
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 фев 2010, 10:05

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение Umm Fatima »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=14&t=51&start=30

В этой ветке брат Abu 'Abdulla писал:
И купаться нужно в промежутке начиная от рассвета и до пятничной молитвы (Усеймин, Нурун ъаля Ддарб 96 "А" 06:55)
И здесь он же отвечает на вопрос и говорит что купаться в ночь пятницы не пойдет, а надо после восхода солнца, что же касается того кто искупался после рассвета до восхода солнца, то относительно его он не уверен, однако купание до рассвета точно не относится к гъуслю который надо брать в пятницу (фатауа аль-Харам ан-Набауи 29 "В" 22:49)
Ибн Хаджар
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 фев 2010, 22:41

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение Ибн Хаджар »

Umm Fatima писал(а):Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=14&t=51&start=30

В этой ветке брат Abu 'Abdulla писал:
И купаться нужно в промежутке начиная от рассвета и до пятничной молитвы (Усеймин, Нурун ъаля Ддарб 96 "А" 06:55)
И здесь он же отвечает на вопрос и говорит что купаться в ночь пятницы не пойдет, а надо после восхода солнца, что же касается того кто искупался после рассвета до восхода солнца, то относительно его он не уверен, однако купание до рассвета точно не относится к гъуслю который надо брать в пятницу (фатауа аль-Харам ан-Набауи 29 "В" 22:49)

Ваалейкум салам ва рахматуллахи ва баракатуху! Благодарю за ответ, однка это не далиль. Я также могу привести мнения других ученых, указывающих на другое время гусля в пятницу. Нужен далиль - Коран, Сунна или иджма по этому поводу. При отсутствии далиля - это всего лишь мнение ученого в противовес которому можно привести мнения других ученых. Если кто-либо из учеников эльма сможет полностью раскрыть эту тему был бы благодарен.
А Аллаху ведомо лучше.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Когда следует совершать полное омовение (гъусль) в пятницу?

Сообщение A'mash »

Среди ученых существует известное разногласие по этому поводу. Большинство ученых из числа маликитов, шафиитов и ханбалитов считали, что гъусль в пятницу совершается именно для пятничной молитвы, и поэтому следует совершать гъусль в промежутке между рассветом и пятничной молитвой. См. “аль-Мухаззаб” 1/113, “И’анату-тталибин” 2/72, “Шарх аль-ирадат” 1/83.
Однако некоторые маликиты говорили, что не должно быть разрыва между гъуслем и пятничной молитвой сном или употреблением пищи, кроме как если это делается в мечети. См. “Хашия аль-‘Адауи” 1/379.
А некоторые ханафиты сказали, что человек должен совершить пятничную молитву именно с этим гъуслем, и если взяв гъусль, человек нарушит омовение, он обязан его переделать. И этого мнения придерживался имам Абу Юсуф. См. “Шарх Фатх аль-Къадир” 1/67.
Другое мнение состоит в том, что гъусль можно совершить в любое время дня и ночи пятницы. Этого мнения были ханафиты и имам Ибн Хазм. См. "аль-Мухалля" 2/19, "Хашия Ибн Абидин" 1/169.
Что же касается доводов тех, кто считал что гъусль связан с пятничным днем, а не с пятничной молитвой, то они приводили в качестве довода обобщенные хадисы, как: «Гъусль в пятницу уаджиб для каждого совершеннолетнего!» аль-Бухари 879, Муслим 846.
А также хадис: «Каждый мусульманин обязан искупаться раз в семь дней!» аль-Бухари 878, Муслим 849.
Также они опирались на хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: "По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из окрестностей Медины. Они добирались до мечети по пыли, покрывавшей их вместе с потом, и пот выступал на их телах. Один из них пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился у меня, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы только вы очищались в этот ваш день!»" аль-Бухари 902, Муслим 847.
Сторонники этого мнения сказали, что в этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал гъусль именно с пятничным днем, а не молитвой.
Однако данный хадис является доводом больше для сторонников первого мнения, что станет ясно ин ша-Аллах после ознакомления с их доводами. Из числа доводов ученых, связавших гъусль в пятницу именно с пятничной молитвой, следующие:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас явится на пятничную молитву, пусть совершит гъусль!» аль-Бухари 919.
Также среди их доводов многие хадисы, в которых сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) связывает гъусль именно с молитвой, как например хадис: «Человек, который в пятницу совершит такой же гъусль, какой следует совершать после большого “осквернения” (джанаба), а затем пораньше отправится на молитву, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву корову; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву рогатого барана; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву курицу; а отправляющийся еще позднее – пожертвовавшему яйцо. Когда же выходит имам, ангелы являются, чтобы послушать слова поминания Аллаха». аль-Бухари 881, Муслим 850.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь, и шел в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь, то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течении года». Ахмад 4/8, ат-Тирмизи 496, Абу Дауд 435. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнат.
В этих хадисах посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: "совершил гъусл и отправился на пятничную молитву", указывая на то, когда следует совершать гъусль в пятницу, и связывая его именно с пятничной молитвой, а не с пятничным днем.
‘Икрима рассказывал, что однажды пришли люди из числа жителей Ирака и сказали: “О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гъусль в пятницу является обязательным?” Он сказал: “Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим. И я расскажу вам, как возникло правомочность гъусля (в пятницу). В то время люди трудились, одевались в одежду из шерсти и работали в поте лица. Их мечеть была тесной и с низким потолком. И однажды днем, когда стояла жара, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, а люди так вспотели в этой шерстяной одежде, что от них исходил запах, которым они причиняли неудобство друг другу. Когда же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) почувствовал этот запах, он сказал: «О люди! Когда наступает этот день – искупайтесь, и будет лучше, если вы используете масла или благовония, которые найдете». Абу Дауд 353. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Таким образом, эти хадисы поясняют причину веления соврешать полное омовение в пятницу, и что оно связанно именно с пятничной молитвой.
Так же это мнение подтверждает и понимание сподвижников. Сообщается, что когда Умар ибн аль-Хаттаб произносил пятничную хутбу, зашел опоздавшим один из числа первых мухаджиров (в некоторых версиях сообщается, что это был Усман), и когда он сказал, что задержался и взял малое омовение, Умар сказал ему: "Тебе ведь известно, что посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал совершать гъусль!" аль-Бухари 878, Муслим 845.
В этом указание на то, что гъусль связан именно с пятничной молитвой, а не днем, так как если бы гъусль был связан с пятничным днем, то не было бы смысла Умару говорить о нем, ибо опоздавший вполне мог совершить гъусль и после пятничной молитвы!
На основании всего сказанного следует, что мнение большинства ученых, считавших что гъусль в пятницу связан именно с пятничной молитвой, является сильнее. Однако гъусль связан с пятничной молитвой не по причине того, что без него пятничная молитва недействительна или же что он является условием для этой молитвы, на подобии совершения омовения после его нарушения, нет! Гусль связан именно с чистотой для прихода на пятничную молитву, что становится ясным из упомянутых выше хадисов. См. "Ахкаму-ттахара" 11/176.
Ведь если человек совершил гъусль и отправился по раньше на пятничную молитву, чтобы быть в числе первых и заработать великую награду, однако находился в ожидании пятничной молитвы скажем час-два в процессе чего пожелал справить нужду, после чего взял малое омовение, то нельзя же даже подумать о том, что он не совершил требуемого гъусля в пятницу и лишился награды?! Или более того, что он обязан переделать гъусль?! Конечно же нет!
Уа-Ллаху а'лям.

Кстати, хотел дополнить, прочитав опять вышеупомянутые вопросы:
Тот, кто не идет на пятничную молитву по причине, или же из-за того, что эта молитва для него не обязательна, как в случае женщин, тот не обязан купаться в пятницу. Это мнение ханафитов, маликитов и правильное мнение в мазхабе шафиитов. См. "Фатауа аль-хиндия" 1/16, "Хашия ад-Дусукъи" 1/384, "Минхаджу-тталибин" 1/22.
И мсходя из упомянутого выше, что гъусль в пятницу связан именно с посещением пятничной молитвы, это мнение является правильным. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас явится на пятничную молитву, пусть совершит гъусль!» аль-Бухари 919.

А что касается вопроса обязательности гъусля в пятницу, то относительно этого вопроса есть известное разногласие даже среди сподвижников.
Уа-Ллаху а'лям.
Irek
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 01:17

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение Irek »

ассалямуалейкум уа рахмету Ллахи уа баракетух,джазакаллаху хаер за объяснение брат,т.е. гусль нужно брать непосредственно перед джума,а например , не вечером после магриба?
Ибн Хаджар
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 23 фев 2010, 22:41

Re: Когда совершать гусль в пятницу!

Сообщение Ибн Хаджар »

Ассаламу алейкум! Брат Amash благодарю за твой подробный ответ, джазакаАллаху хайран! Однако брат, из твоего ответа стало ясно лишь то, что пятничный гусль связан с пятничной молитвой и его следует совершать до нее. Это понятно. Но ты не разъяснил вопрос именно, о котором я спрашивал: а когда именно нужно совершить пятничный гусль до пятничной молитвы, то есть когда начинается его время? Начинается ли его время после азана на фаджр, или его время начинается лишь после рассвета? Или его время начинается только после совершения двух ракатов Фаджра? То есть, именно о начале пятничного гусля я слышал много мнений, но никто из них не приводит далиля!! Понятно, что чем ближе к пятничной молитве он будет совершен тем будет лучше, но каково его начальное время? Когда будет считаться, что вот с этого времени начало пятничного гусля? Пожалуйста, брат, если сможешь ответь подробно на основе доказательств из Сунны. Да будет доволен тобою Аллах! Салам алейкум ва рахматуллах!
abu yusuf
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 15:42

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение abu yusuf »

салам алейкум можно ли более подробно узнать о мнениях сахабов по поводу обязателен гусл в пятницу или нет
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух.
Irek писал(а):гусль нужно брать непосредственно перед джума,а например , не вечером после магриба?
Да, гъусль с магъриба - слабое мнение.
Ибн Хаджар писал(а):Однако брат, из твоего ответа стало ясно лишь то, что пятничный гусль связан с пятничной молитвой и его следует совершать до нее. Это понятно. Но ты не разъяснил вопрос именно, о котором я спрашивал: а когда именно нужно совершить пятничный гусль до пятничной молитвы, то есть когда начинается его время? Начинается ли его время после азана на фаджр, или его время начинается лишь после рассвета? Или его время начинается только после совершения двух ракатов Фаджра? То есть, именно о начале пятничного гусля я слышал много мнений, но никто из них не приводит далиля!!
Брат, на этот вопрос же есть ответ в том, что я приводил:
A'mash писал(а):Большинство ученых из числа маликитов, шафиитов и ханбалитов считали, что гъусль в пятницу совершается именно для пятничной молитвы, и поэтому следует совершать гъусль в промежутке между рассветом и пятничной молитвой. См. “аль-Мухаззаб” 1/113, “И’анату-тталибин” 2/72, “Шарх аль-ирадат” 1/83.
Предпочтительное время для гъусля - это после восхода солнца и до пятничной молитвы, и чем ближе этот гъусль будет к пятничной молитве, тем лучше, что стало ясно из хадисов этой главы.
А что касается довода брат как ты говоришь, когда именно совершать гъусль, то такого прямого довода нет, по этой причине и были эти разногласия!
abu yusuf писал(а):можно ли более подробно узнать о мнениях сахабов по поводу обязателен гусл в пятницу или нет
Что именно узнать подробнее брат мой? Кто из сподвижников придерживался того или иного мнения в этом? Вот слова Ибн Аббаса я ведь приводил выше, который на вопрос: “О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гъусль в пятницу является обязательным?", сказал: “Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим". Абу Дауд 353. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Уа-Ллаху а'лям.
Rust24
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 29 мар 2009, 13:06

Re: Гъусль в пятницу

Сообщение Rust24 »

Ас саламу алейкум! То есть тот, кто не совершит гусль, тот не берет грех, если следует мнению Ибн Аббаса? И всегда ведь одно мнение сильнее (как с походом на Бану Курайза). Так какое мнение сильнее? Ваджиб или сунна?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Заслужил ли грех тот, кто не совершил гъусль в пятницу?

Сообщение A'mash »

Rust24 писал(а): 11 июн 2010, 10:49 То есть тот, кто не совершит гусль, тот не берет грех, если следует мнению Ибн Аббаса? И всегда ведь одно мнение сильнее (как с походом на Бану Курайза). Так какое мнение сильнее? Ваджиб или сунна?
Тот, кто не искупается в пятницу, не заслуживает грех согласно мнению большинства имамов, а некоторые передали даже единогласное мнение на этот счёт, сказав, что даже те, кто говорил "гъусль в пятницу уаджиб", не имели в виду, что оставление этого влечёт грех, ибо в данном случае по уаджибом подразумевали твердую Сунну.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил тщательно малое омовение, после чего явился на пятничную молитву, слушал проповедь и молчал, тому будет прощены грехи, совершённые между двух пятниц, а также ещё в течении трёх дней. А что касается того, кто перебирал камешками, тот (словно) произнёс пустословие». Муслим (857-2).
Т.е. человек, который во время пятничной проповеди играл камешками на песчаном полу, так как во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было паласов в мечетях, лишается награды подобно тому, кто заговорил во время проповеди. См. “Миннатуль-Мун’им” (2/8).
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в отношении данного хадиса сказал: “Это из числа самых достоверных хадисов, указывающих на то, что обязательность совершения полного омовения в пятницу спадает. И не было разногласий касательно достоверности иснада этого хадиса”. См. “ат-Тамхид” (6/516).
‘Икрима рассказывал, что однажды пришли люди из числа жителей Ирака к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) и спросили его: “О Ибн ‘Аббас, считаешь ли ты, что гъусль в пятницу является обязательным?” Он сказал: “Нет. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим. И я расскажу вам, как возникло правомочность гъусля (в пятницу). В то время люди трудились, одевались в одежду из шерсти и работали в поте лица. Их мечеть была тесной и с низким потолком. И однажды днём, когда стояла жара, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, а люди так вспотели в этой шерстяной одежде, что от них исходил запах, которым они причиняли неудобство друг другу. Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) почувствовал этот запах, он сказал: «О люди! Когда наступает этот день – искупайтесь, и будет лучше, если вы используете масла или благовония, которые найдёте». Абу Дауд (353), Ахмад (1/268), Ибн Хузайма (1755), аль-Байхакъи (1/295). Ибн Хузайма, ан-Науауи, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Маджму’» (5/536), “Фатхуль-Бари” (2/362), “Сахих Сунан Аби Дауд” (380), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (5366), “Тахридж аль-Муснад” (2419).
Этот хадис ясно указывает на то, что Ибн ‘Аббас понял веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершать гъусль в пятницу, как весьма желательный поступок, но не обязательный.
Мнение о том, что совершение полного омовения в пятницу для пятничной молитвы, является желательным, а не обязательным, придерживались большинство учёных. Более того, большинство учёных из числа тех, кто высказывался об обязательности гъусля в пятницу, не считали это такой обязанностью, оставление которой влечёт грех.
Прекрасным образом и подробно разъяснил этот вопрос хафиз Ибн Раджаб, который сказал: “Учёные разошлись в вопросе обязательности полного омовения в пятницу, является ли это обязанностью в том смысле, что не совершивший это, имея на это возможность и без нанесения себе вреда, заслужит грех? Или же это желательная вещь, и не заслуживает греха тот, кто не совершил полное омовение в любом случае? Однако учёные не разногласили в том, что полное омовение в пятницу не является условием действительности самой пятничной молитвы, и что она является действительной без неё.
Большинство учёных считает, что гъусль в пятницу не является обязательным.
Из числа тех, кто говорил, что гъусль в пятницу является Сунной, (а не уаджиб) – Ибн Мас’уд, также о том, что это не уаджиб передаётся от Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши и других сподвижников. И на этом мнении были большинство факъихов всех городов, такие как: ас-Саури, аль-Ауза’и, Абу Ханифа, аш-Шафи’и, Ахмад в очевидном мнении его мазхаба, Исхакъ, и Ибн Уахб передал от Малика, что когда его спросили (о велении купаться в пятницу): «Является ли это уаджибом?», он ответил: “Не всё, что в хадисах пришло как уаджиб, является таковым в буквальном смысле”. И это мнение выбрали ‘Абдуль-‘Азиз ибн Аби Саляма и другие его сторонники.
Что касается веления совершать гъусль в пятницу, то это указывает на желательность, и в хадисах от ‘Аиши и Ибн ‘Аббаса передаётся то, что указывает на это.
А что касается версии, в которой сказано, что это уаджиб, то следует знать, что уаджиб бывает двух видов: уаджиб в виде обязанности, и уаджиб в виде Сунны и достоинства.
Группа учёных посчитала, что полное омовение в пятницу является обязательным (уаджиб), и это передаётся от Абу Хурайры, аль-Хасана, а также передаётся от Са’да, ‘Аммара и в одной из версий от Ибн ‘Аббаса, от ‘Абдур-Рахмана ибн Зейда ибн аль-Асуада, ‘Ата ибн ас-Саиба, ‘Амра ибн Салима и других ранних поколений. Также это передано в одной из передач от Ахмада. Сказал Ахмад в передаче Харба и других: «Я опасаюсь того, что это является уаджибом, если только не будет сильного холода (чтобы не купаться)».
Однако это не указывает на то, что гъусль в пятницу является однозначным уаджибом.
Ибн ‘Абдуль-Барр упоминал, что не знает никого, кто бы говорил: «Поистине, не совершивший полное омовение в пятницу заслужил грех за оставление этого деяния», если не считать захиритов, и что те, кто считал это уаджибом, говорили: «Однако не совершивший гъусль не заслуживает греха за оставление этого». Также он передал единогласное мнение (аль-иджма’), что гъусль в пятницу не является уаджибом в плане фарда. ‘Абдур-Раззакъ передал со слов Ибн Джурайджа, который сказал: «Я спросило ‘Ата: «Гъусль в пятницу является уаджибом?» Он ответил: «Да. Но тот, кто оставил его, не заслуживает греха». ‘Абдур-Раззакъ сказал: «И это мнение любимей для Суфьяна из двух мнений. Он говорил: «Это уаджиб, т.е. уаджиб-Сунна».
Ибн ‘Абдуль-Барр не признавал установление разногласия среди учёных в том, что гъусль в пятницу является уаджибом в том плане, что это фард, оставление которого влечёт грех. Он выделил этим мнением только захиритов. Но большинство учёных передавали разногласие относительно обязательности гъусля в пятницу в общем виде (без таких конкретизаций), передавая мнение о том, что это уаджиб от группы из числа саляфов, как это передавал Ибн аль-Мунзир от Абу Хурайры, ‘Аммара и Малика. Но то, что упомянул Ибн ‘Абдуль-Барр является верным исследованием по данному вопросу, а Аллаху это ведомо лучше. Ведь те, кто посчитал это уаджибом опирался в этом на пророческий хадис, в котором гъусль в пятницу называется уаджибом. Однако группа из числа саляфов говорила, что уаджиб в данном случае не означает, что оставление этого влечёт грех, как и большинство учёных отнесли пророческие слова к такому смыслу (желательности). И об этом ясно говорил ‘Ата, как это уже упоминалось, а также Яхья ибн Яхья ан-Найсабури и аль-Джузджани.
Исходя из упомянутого, стало ясно, что термин «уаджиб» не является категоричным текстом в указании на обязательность чего-то и влечение наказания за оставление этого. Да, может быть так, что именно обязательность и подразумевается под этим термином, и таково это в большинстве случаев. Но также под этим термином может подразумеваться, что некая вещь является установленной, желательной, важной. И из этой категории слова Исхаъка: «Всё, что совершается во время молитвы является уаджибом, несмотря на то, что по причине оставления некоторых из них молитва возобновляется». Также от аш-Шафи’и и Ахмада передаётся подобное пояснение на счёт термина «фард» (что не всё именуемое фардом является обязательным). И если так обстоит дело с фардом, то уаджиба это касается тем более, ибо термин уаджиб в обязательности слабее, чем термин фард. Передал аль-Бууейты от аш-Шафи’и, что молитва по случаю затмения луны не просто добровольная (нафиля), но уаджиб, уаджиб в значении Сунна. И в этом ясное указание на то, что для аш-Шафи’и твёрдо установленная Сунна может называться уаджибом. А Аллаху ведомо обо всём лучше”. См. “Фатхуль-Бари” (8/78-83).
Закрыто