Хадис и асар о сыне Адама и Евы, имя которого Абд аль-Харис

Ответить
Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Хадис и асар о сыне Адама и Евы, имя которого Абд аль-Харис

Сообщение Муслим »

Ас-Саляму аляйкум!

«Когда же Он даровал им обоим праведного ребенка, они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их». Аль-Араф 7:190.

Комментируя приведенный выше аят, Ибн Аббас сказал:
«Адам овладел ею, и она забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: “Я – ваш товарищ, который вывел вас из рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот. Я непременно сделаю это! Я непременно сделаю это!” Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребенок опять родился мертвым. Она забеременила в третий раз, и опять пришел Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «…они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.

В хадисе по этому поводу сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он обманул их дважды».

Достоверен ли этот хадис и асар?
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Хадис и асар о сыне Адама и Евы, имя которого Абд аль-Ха

Сообщение al-Mubid »

Шейх Мухаммад Салих аль-'Усаймин, рахимахуЛлах, назвал эту историю ложной (батыль). См. "Маджму' Фатауа ибн 'Усаймин" 10/893.
Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Re: Хадис и асар о сыне Адама и Евы, имя которого Абд аль-Ха

Сообщение Муслим »

Джазака Аллаху хайран.
Я это слышал. Но шейх Салих Али Шейх говорит обратное. Поэтому хотел узнать конкретно по иснаду, что говорят мухаддисы по иснаду?

Да еще и о хадисе, где Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он обманул их дважды».
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам.
Муслим писал(а):Ибн Аббас сказал: «Адам овладел ею, и она забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: “Я – ваш товарищ, который вывел вас из рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот. Я непременно сделаю это! Я непременно сделаю это!” Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребенок опять родился мертвым. Она забеременила в третий раз, и опять пришел Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «…они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их». Ибн Абу Хатим.
Чтобы лучше понять смысл, следует привести полные аяты, в отношения которых муфассиры приводят этот асар от Ибн Аббаса:
«Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой. Когда же он вступил с ней в близость, она понесла легкое бремя и ходила с ним. Когда же она отяжелела от бремени, они вдвоем воззвали к Аллаху, своему Господу: “Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных”. Когда же Он даровал им обоим праведного ребенка, они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их. Аллах превыше того, что они приобщают в сотоварищи» (аль-А’раф 7: 189-190).
Джалиль Абу Рамазан писал(а):Шейх Мухаммад Салих аль-'Усаймин, рахимахуЛлах, назвал эту историю ложной (батыль). См. "Маджму' Фатауа ибн 'Усаймин" 10/893.
Отлично сказал!)
Муслим писал(а):Я это слышал. Но шейх Салих Али Шейх говорит обратное. Поэтому хотел узнать конкретно по иснаду, что говорят мухаддисы по иснаду?
Шейх Салих Али Шейх так говорил, поскольку считал, что ширк, упоминаемый в данном аяте был не в поклонении, а в подчинении, что различается.
Однако ин ша-Аллах все же истина тут с шейхом Ибн Усаймином, так как и иснад этого сообщения слабый и в смысл этой истории если вдуматься, то ширк там есть явный.
Да еще и о хадисе, где Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он обманул их дважды».
Что касается хадиса: «Он обманул их дважды», то он передается от Зайд ибн Асляма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иблис обманул их (Адама и Еву) дважды!», после чего Зайд сказал: “Он обманул их один раз в Раю, а другой раз на земле!”
Этот хадис очень редкий, его приводят Ибн Аби Хатим в своем тафсире № 8664, а также Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире 9/150.
И я не смог найти что-либо относительно достоверности этого хадиса.

Также в толковании к этим аятам есть и другой хадис, который передают от пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Когда Хауа (Ева) рожала, вокруг нее кружил Иблис, и ее дети умирали. Тогда Иблис сказал: “Назови его Абдуль-Харис и он будет жить!” И она назвала его Абдуль-Харисом и он жил. И это было из числа откровений шайтана и его велений». Ахмад 33/305, ат-Тирмизи 3077, ат-Табари 10/623.
Однако этот хадис не достоверный, о чем говорил хафиз Ибн Касир, а также и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” № 342.
Кстати, шейх аль-Альбани в качестве слабости этого хадиса привел также один сильный аргумент, а это аргумент, связанный с толкованием этих аятов Хасаном аль-Басри, который кстати был одним из передатчиков упомянутого хадиса. Так вот, шейх аль-Альбани говорит: “Так же из числа того, что обосновывает слабость этого хадиса то, что сам Хасан аль-Басри истолковал этот аят не в соответствии со смыслом хадиса, а если бы этот хадис он считал достоверным, то никогда не пошел бы ему в противоречие! Он говорил об этом аяте: «Это было сказано относительно последователей каких-то религий, и не касалось Адама!»”

Что же касается асара от Ибн Аббаса, о котором спрашивает брат Муслим, то его приводят Ибн Аби Хатим, Са'ид ибн Мансур и др.
На Сунан имама Са'ид ибн Мансура есть хороший тахкыкъ доктора Са’да Али Хумайда. Так вот, после этого асара Ибн ‘Аббаса он говорит, что его иснад слабый по причине передатчика по имени Хусайф ибн Абдуррахман аль-Джазари, который хоть и был правдивым, зато обладал плохой памятью. См. «Тахкыкъ Сунан Са’ид ибн Мансур» 5/174.
Также и Азхаровские исследователи «Тафсира Ибн Касира» 6/483 сказали, что в этом сообщении передатчики Шурайк и Хусайф, которые являются слабыми.
Подобное сообщение с таким же смыслом передается также со слов Ибн ‘Аббаса и от Убай ибн Ка’ба, что приводит Ибн Аби Хатим в своем тафсире № 8653.
Однако это сообщение также является слабым. Усама ибн ‘Атая ‘Утайби в тахкыкъе на книгу «Тайсируль-‘Азизиль-Хамид» 2/1104, говорил об этом сообщении: “В иснаде этого сообщения Ибн Аби Хатима передатчик по имени Са’ид ибн Башир, в котором была слабость, а также передатчик ‘Укъба, и я думаю это ‘Укъба аль-Асам, который является слабым”.
Что касается хафиза Ибн Касира, то он не говорил о слабости этих сообщений, однако он не принял их по другой причине. Он сказал: “Эти асары указывают на то, а Аллаху об этом ведомо лучше, что это предания от людей Писания”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/531.
И он отдал предпочтение толкованию Хасана аль-Басри к приведенным аятам, от которого также передается: “Речь идет о иудеях и христианах, которым Аллах даровал детей, а они сделали из них иудеев и христиан!” Ибн Аби Хатим № 8609.

Что же касается аргументации шейха Ибн Усаймина в отношении неприемлемости этих сообщений, то она весьма сильная, которая не оставляет сомнений. Разъясняя причину лживости истории Ибн Аббаса, шейх Ибн Усаймин привел множество аргументов:
Во-первых, эти сообщения не передаются достоверно от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и имам Ибн Хазм сказал о них, что эти сообщения выдуманные и ложные!
Во-вторых, если данная история в аяте касается Адама и Евы, то выходит одно из двух: либо они умерли на ширке, не покаявшись за это, что является заявлением худшим, чем слова некоторых еретиков! И кто считает допустимым, что кто-либо из пророков мог умереть на ширке, тот измышляет великую ложь! А если же они покаялись за этот поступок, то не из мудрости Всевышнего Аллаха упоминать их ошибку и не упоминать при этом об их покаянии!
В-третьих, пророки защищены от ширка по единогласному мнению!
В-четвертых, в достоверном хадисе о заступничестве сказано, что люди придут к Адаму и будут просить его о заступничестве, и он станет оправдываться и отказываться от заступничества, упоминая то, что он отведал с запретного дерева, что является ослушанием. И если бы он совершил ширк, то оправдываться этим поступком было бы важнее и первичнее!
В-пятых, в этой истории сказано, что шайтан пришел к ним и сказал: "Я – ваш товарищ, который вывел вас из Рая", а такое не говорит тот, кто желает ввести в искушение. Наоборот, это послужило бы причиной его отвержения!
В-шестых, слова шайтана в этой истории: "иначе я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот". Либо Адам с Евой приняли его слова и поверили ему, что является ширком в единобожии в господстве Аллаха (таухид ар-рубубия), поскольку нет творца, кроме Аллаха! Или же они не поверили ему, и тогда не было бы смысла соглашаться на его слова, зная о том, что он не способен на такое!
В-седьмых, Аллах говорит в этом аяте: «Аллах превыше того, что они приобщают в сотоварищи», упоминая во множественном числе, а если бы речь шла именно об Адаме и Еве, то Аллах упомянул бы это в двойственном числе.
Упомянув подробно эти семь причин, шейх Ибн ‘Усаймин заключил: “Эти причины указывают на то, что эта история является ложной в своей основе, и что нельзя считать, что Адам и Ева впали в ширк в каком бы проявлении это ни было! Ведь пророки обережены от ширка и отдалены от него по единогласному мнению ученых! По этой причине толкованием данного аята является то, что мы говорили, что речь идет о потомках Адама, которые придали Аллаху сотоварищей в его истинном смысле. Ведь среди его потомков есть многобожники и единобожники!” См. “аль-Къауль аль-муфид” 3/67-69.

Уа-Ллаху а'лям.
Ответить