Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал (своим сподвижникам): «Разве не удивляет вас то, как Аллах отводит от меня поношения и проклятия курайшитов? Они подвергают поношению “музаммама” (порицаемый) и проклинают “музаммама”, тогда как я — Мухаммад (хвалимый)». (аль-Бухари 3533).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Неверующие из числа курейшитов по причине своей крайней неприязни к Пророку ﷺ не упоминали его по имени, которое указывает на похвалу (Мухаммад досл. с арабского: достойный похвалы), а заменяли противоположным именем, говоря: «Музаммам» (достойный порицания). Когда они говорили что-то плохое о Пророке ﷺ, они говорили: «Аллах поступил с Музаммамом так-то», хотя Музаммам не относился к именам Пророка ﷺ и он не был вообще известен этим именем. Таким образом, всё плохое что говорили они о Пророке ﷺ относилось не к нему». («Фатх аль-Бари» 6/557).
Поистине, обращение внимания на оскорбления, вешание ярлыков от оппонентов, кем бы они ни были, отвлекает человека от его обязанностей, отводит и отдаляет от его цели и портит его намерение в опровержении нововведений.
Ведь как часто бывает, что человек сначала начинает опровергать заблуждение, желая защиты религии и Сунны, проявляя неприязнь к нововведениям, затем услышав оскорбления и клевету в свой адрес, он начинает защищать себя и его вражда становится личной, и попыткам защитить свою честь он придаёт религиозный оттенок, называя это: "Защитой Сунны" и "ревностью за религию", хотя на самом деле, он ревностен за себя и защищает только себя. А если бы он игнорировал эти нападки, то не сбился бы со своей цели, не испортилось бы его намерение и враг его сожрал бы сам себя от злости, подобно тому, как огонь пожирает себя, при отсутствии дров.
Имам Ибн аль-Кайим привёл в своей книге: «Мадаридж ас-Саликин» (1/22) прекрасный пример относительно этого, он сказал:
«Я тебе приведу два примера, и пусть они всегда будут в твоей памяти:
Первый пример — человек, который вышел из дома с одной единственной целью - совершить намаз в мечети. По дороге он повстречал одного из тех шайтанов, что принадлежат роду людскому, и тот бросил в его адрес обидное слово. Он остановился, чтобы ответить ему, и между ними завязалась борьба. Если шайтан окажется сильнее, то он может одолеть этого человека и помешать ему попасть в мечеть, в результате чего тот пропустит намаз. Если же человек окажется сильнее, то в этом случае стычка с шайтаном лишит его возможности оказаться в первом ряду молящихся и помешает ему совершить намаз наилучшим образом. Обращая внимание и оборачиваясь на окрик шайтана, человек тем самым увеличивает в нём желание помешать ему. Кроме того, обращение внимания на подстрекателей может ослабить его собственную волю и решимость. Тот, у кого есть знание и понимание, вместо того, чтобы обращать внимание на шайтана, потратит столько же или даже более сил на то, чтобы ускорить своё движение и умчаться прочь. Если бы человек проявил пренебрежение к окрикам и продолжил свой путь, боясь пропустить намаз или потерять время, он не дал бы врагу возможности осуществить свои коварные планы.
Второй пример — антилопа. Как известно, она бегает быстрее, чем собака. Однако, почуяв сзади пса, она оборачивается к нему и теряет скорость, что позволяет собаке догнать и схватить её».
Шейх Абдур-Раззак аль-Бадр, в комментариях к словам имама Ибн аль-Кайима, сказал: "То есть, это подобно тому, что человек идёт по дороге и видит перед собой глупых и нечестивых людей, которые хотят ему причинить какое-то зло, накричать на него или оскорбить его или сделать ему что-то плохое. Если он остановиться, начнёт спорить с ними или обращать на них внимание, то что произойдёт? Они ещё больше начнут оскорблять его. Они же глупцы. Они не знают предела для зла и безрассудства. Если он остановиться рядом с ними, препираясь и ссорясь, бесполезно тратя своё время, то их зло и вред к нему только увеличатся, а если он пройдёт мимо, отвернувшись от них, как повелел Аллах: «И отвернись от невежд» (7:199), то будет избавлен от их зла.
Прекрасно сказал один из поэтов:
«Я проходил мимо глупца, который начал оскорблять меня,
Прошёл думая, что он не имеет ввиду меня».
То есть, он не имеет ввиду меня, он ругает другого человека". ("Ашрат асбаб лиль уикая" стр 25-27).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Неверующие из числа курейшитов по причине своей крайней неприязни к Пророку ﷺ не упоминали его по имени, которое указывает на похвалу (Мухаммад досл. с арабского: достойный похвалы), а заменяли противоположным именем, говоря: «Музаммам» (достойный порицания). Когда они говорили что-то плохое о Пророке ﷺ, они говорили: «Аллах поступил с Музаммамом так-то», хотя Музаммам не относился к именам Пророка ﷺ и он не был вообще известен этим именем. Таким образом, всё плохое что говорили они о Пророке ﷺ относилось не к нему». («Фатх аль-Бари» 6/557).
Поистине, обращение внимания на оскорбления, вешание ярлыков от оппонентов, кем бы они ни были, отвлекает человека от его обязанностей, отводит и отдаляет от его цели и портит его намерение в опровержении нововведений.
Ведь как часто бывает, что человек сначала начинает опровергать заблуждение, желая защиты религии и Сунны, проявляя неприязнь к нововведениям, затем услышав оскорбления и клевету в свой адрес, он начинает защищать себя и его вражда становится личной, и попыткам защитить свою честь он придаёт религиозный оттенок, называя это: "Защитой Сунны" и "ревностью за религию", хотя на самом деле, он ревностен за себя и защищает только себя. А если бы он игнорировал эти нападки, то не сбился бы со своей цели, не испортилось бы его намерение и враг его сожрал бы сам себя от злости, подобно тому, как огонь пожирает себя, при отсутствии дров.
Имам Ибн аль-Кайим привёл в своей книге: «Мадаридж ас-Саликин» (1/22) прекрасный пример относительно этого, он сказал:
«Я тебе приведу два примера, и пусть они всегда будут в твоей памяти:
Первый пример — человек, который вышел из дома с одной единственной целью - совершить намаз в мечети. По дороге он повстречал одного из тех шайтанов, что принадлежат роду людскому, и тот бросил в его адрес обидное слово. Он остановился, чтобы ответить ему, и между ними завязалась борьба. Если шайтан окажется сильнее, то он может одолеть этого человека и помешать ему попасть в мечеть, в результате чего тот пропустит намаз. Если же человек окажется сильнее, то в этом случае стычка с шайтаном лишит его возможности оказаться в первом ряду молящихся и помешает ему совершить намаз наилучшим образом. Обращая внимание и оборачиваясь на окрик шайтана, человек тем самым увеличивает в нём желание помешать ему. Кроме того, обращение внимания на подстрекателей может ослабить его собственную волю и решимость. Тот, у кого есть знание и понимание, вместо того, чтобы обращать внимание на шайтана, потратит столько же или даже более сил на то, чтобы ускорить своё движение и умчаться прочь. Если бы человек проявил пренебрежение к окрикам и продолжил свой путь, боясь пропустить намаз или потерять время, он не дал бы врагу возможности осуществить свои коварные планы.
Второй пример — антилопа. Как известно, она бегает быстрее, чем собака. Однако, почуяв сзади пса, она оборачивается к нему и теряет скорость, что позволяет собаке догнать и схватить её».
Шейх Абдур-Раззак аль-Бадр, в комментариях к словам имама Ибн аль-Кайима, сказал: "То есть, это подобно тому, что человек идёт по дороге и видит перед собой глупых и нечестивых людей, которые хотят ему причинить какое-то зло, накричать на него или оскорбить его или сделать ему что-то плохое. Если он остановиться, начнёт спорить с ними или обращать на них внимание, то что произойдёт? Они ещё больше начнут оскорблять его. Они же глупцы. Они не знают предела для зла и безрассудства. Если он остановиться рядом с ними, препираясь и ссорясь, бесполезно тратя своё время, то их зло и вред к нему только увеличатся, а если он пройдёт мимо, отвернувшись от них, как повелел Аллах: «И отвернись от невежд» (7:199), то будет избавлен от их зла.
Прекрасно сказал один из поэтов:
«Я проходил мимо глупца, который начал оскорблять меня,
Прошёл думая, что он не имеет ввиду меня».
То есть, он не имеет ввиду меня, он ругает другого человека". ("Ашрат асбаб лиль уикая" стр 25-27).