Дорогие братья, не знаю, какие у вас отношения с сайтом "Байт аль-Ма'рифа" и знаете ли вы его админа, но хотелось бы через этот форум донести одно послание ему и тем, кто столкнулся с одной изданной им брошюрой.
Я, буквально на днях увидел брошюру у него на сайте, называется она так: "Ученые постоянного комитета Саудовской Аравии про мурджиитов", а под заголовком внизу написано: "а также фатвы шейха ибн База в отношении мурджиитов и разъяснение ошибок призывающего Али Хасан аль-Халяби".
Хотелось бы донести до админа сайта "Байт аль-Ма'рифа" свое, как мусульманина, наставление, а так же выразить возмущение в отношении этой брошюры.
Во-первых, возмущение:
Дорогой брат, с какой целью ты выпустил эти фатвы, а в частности фатву о книгах аль-Халяби? Что этим самым ты хотел сказать? И к чему акцент был сделан именно на Али аль-Халяби под заголовком, да и ещё и имя Ибн База рядом поставлено?! Ведь в этой подборке фатв Комитета упоминаются имена авторов разных книг, а не только аль-Халяби. Но почему ты выделил именно Али аль-Халяби?! И почему выделен из всех шейхов именно ибн Баз о мурджиизме рядом с именем Али Аль-Халяби?! При том, что в той издававшейся в Саудии подборке фатв Комитета вообще не было слов Ибн База о книгах Али аль-Халяби! Напротив, общеизвестно, что шейх Ибн Баз хвалил шейха Али аль-Халяби, что у них были дружеские отношения и что он писал рецензии на некоторые его труды, и называл его шейхом, когда ему даже сорока лет не было. Как и известно, что вся фитна между шейхом Али и некоторыми учёными Комитета началась уже после смерти шейха Ибн База. Но складывается такое ощущение, что этот акцент был сделан именно с определенной нехорошей целью. Не хочешь ли ты тем самым сказать, что шейх Али аль-Халяби мурджиит? Если да, тогда зачем эти намеки и тадлис? Скажи уж прямо, что шейх Али аль-Халяби – мурджиит, чтобы всё встало на свои места, и чтобы видеть у кого какие взгляды, а не играй в игру "отгадай загадку" и "читай между строк"!
Во-вторых, ты вообще в курсе о том, что главой Комитета и главой тех шейхов, кто подписался под фатвами об ирджа, включая и опровержение некоторые книг, на которые писал рецензию шейх Али аль-Халяби, был именно муфтий КСА шейх Абдуль-Азиз Али аш-Шейх?! А в курсе ли ты того, что спустя пять лет после этой фитны и выхода фатвы Комитета про некоторые труды шейха аль-Халяби, когда муфтию Абдуль-Азизу Али аш-Шейху задали вопрос про учёбу в Иордании у шейхов Али аль-Халяби и Машхура, упоминая о том, что некоторые люди от них предостерегают, муфтий ответил: “Они прекрасные братья. Нет никого, кто был бы защищён от ошибок, ни я, ни кто-либо иной. Нельзя упрекать и ругать учёных”.
Можешь послушать эту запись, её выставляли братья тут много раз:
https://app.box.com/s/6mollyypzsqzh728ouglt4rwty6hua04
Тебя не смущает тот факт, что муфтий и главный член Комитета, подписавшийся под теми фатвами относительно ирджа, включая упоминание некоторых трудов, связанных с шейхом аль-Халяби, тем не менее, спустя время называет шейха аль-Халяби прекрасным братом, советует учиться у него и включает его в число учёных?!
Как же так?! Не является ли это самопротиворечием?
А может быть дело лишь в том, как говорил шейх Хусайн Али аш-Шейх после этой фитны, что фатвы Комитета с упоминанием шейха Али не означали, что они считают его мурджиитом и предостерегают от него. Напротив, он говорил, что у аль-Халяби хорошие отношения с муфтием, и что подобные взаимные опровержения и некоторые несогласия бывали всегда среди ранних учёных.
И в курсе ли ты о том, что шейх ибн Усеймин не был доволен фатвой Комитета про шейха Али аль-Халяби, и что он сказал: “Эта фатуа – ошибка от Ляджны, и мне грустно за это фатуа. Оно раскололо мусульман всего мира, что мне звонят из-за этого мусульмане с Америки и Европы! Никто не извлек из этого пользу кроме такфиристов!” См. “ат-Та’риф уа-ттанбиа” (стр. 7).
Эти слова от шейха Ибн Усеймина передали его сын ‘Абдур-Рахман и шейх Салих ас-Салих.
Также и ученик шейх ибн Усеймина – Ибн Сунейд спрашивал шейха ибн Усеймина:
"Вопрос (828): Я спросил его о словах шейха Али аль-Халяби, где он сказал, что он встречался с вами, и что вы огорчены постановлением Постоянного комитета в отношении него?
Шейх, да помилует его Аллах, сказал: "Его проблема решится", тогда я спросил его ещё раз, и он не добавил ничего к своим словам: "Его проблема решится". См. "аль-Канз ас-Самин фи суалят Ибн Сунейд ли-ибн Усаймин" (стр. 188).
Таким образом, шейх ибн ‘Усеймин подтвердил слова шейха аль-Халяби, что он встречался с ним по поводу этой фатвы и что ибн Усеймин был огорчён ею.
И задумайся над словами шейха Усеймина по поводу фатвы Комитета про книги аль-Халяби: "Никто не извлек из этого пользу кроме такфиристов!"
В-третьих, ты лично осознаёшь какую тему поднял? Осознал какую фитну ты вытащил в невежественную русскоязычную среду? Насколько было уместно и мудро поднимать такую тему в русскоязычной среде, где итак в мурджиизме обвиняются направо и налево признанные учёные, не говоря уже о призывающих?! Тем самым ты лишь дал повод ихуано-хариджитам ещё сильнее обвинять в ирджа несогласных. Неужели ты не слышал такое правило: "У каждых слов есть подходящее место, и не всё, что известно человеку необходимо об этом говорить". Поэтому некоторые саляфы даже не желали передавать хадисы, в которых говорится: «Сбежавший от хозяина раб впал в куфр, пока не вернётся», в местностях, где проживали хариджиты, которые итак делали такфир за большие грехи.
В-четвёртых, ты сам вообще хоть разобрался в этой теме на основе ДОВОДОВ? Разобрался в этом разногласии между некоторыми шейхами Комитета и шейхом Али на основе знаний, справедливости и беспристрастия? Читал ли книги шейха Али на эту тему? Читал ли ответ шейха Али на фатвы шейхов Комитета? Понимаешь ли ты насколько эта тема глубже, чем просто фатва некоторых шейхов Комитета? Неужели ты считаешь, что голая фатва кого-то из учёных Комитета сильнее или решающий довод против фатв других учёных?
В телефонном разговоре Алжирцев с шейхом ибн ‘Усеймином они спросили его:
«Шейх, они предъявляют шейху аль-Альбани, да помилует его Аллах, то, что он говорит, что оставивший полностью деяния тела, не становится кафиром, и при этом он опирается на хадис о заступничестве, в котором сказано, что Аллах выведет из Ада людей, не совершивших ничего благого. И они также приписывают шейхуль-Исляму правило, которым бьют слова шейха аль-Альбани, а это их слова, что шейхуль-Ислям разделил между джинсуль-‘амаль, оставление чего является куфром, и между оставлением каких-либо отдельных дел, оставление чего, не является куфром. Каково ваше примечание на этот счёт?»
Шейх Ибн ‘Усеймин отвечает: “Во-первых, слова одного учёного не являются доводом против другого учёного! Более того, это спорные вопросы, которые обязательно возвращать к Корану и Сунне. Для нас является уаджибом говорить о том, на что указывают Коран и Сунна, что оставивший что-то является кафиром, как, например, молитва. Для меня нет сомнения в том, что оставление молитвы – куфр, и что оставивший её – муртад”. Сл. “Табриъа кибар аль-‘уляма лиль-Альбани миналь-ирджа”.
Обрати внимание на то, как шейх ибн Усеймин не посчитал доводом даже слова шейхуль-Исляма против слов шейха Альбани, а что сказать о том, чтобы избрать слова того, кто по уровню подобен шейху Альбани или даже ниже него?! К тому же шейх Усеймин после этого подтвердил факт того, что это спорные вопросы.
В-пятых, в курсе ли ты на кого вообще изначально был направлен прицел в этой фитне? И это прицел направили не те шейхи, которые издали фатву о некоторых книгах шейха Али, однако это было очередное покушение ихвано-хариджитов на шейха Альбани через некоторые мнения некоторых больших учёных, а в частности это вопросы "имана и оправдание по невежеству".
Конечно, многие из этих ихвано-хариджитов боятся открыто упомянуть имя шейха Альбани, потому что о его непричастности к ирджа говорили такие большие и признанные ученые, как ибн Баз, ибн Усеймин, Мукбиль, аль-Аббад, аль-Люхейдан, Ахмад ан-Наджми и другие. Назвать шейха Альбани мурджиитом – это то же самое, что сказать "все большие учёные, которые защищали его, являются джахилями в акыде", а это будет просто посмешищем. Вот хизбиты и нашли выход, жонглируя разными фатвами больших учёных в вопросах имана и оправдания по невежеству, называя мурджиитами учеников шейха Альбани и всех не угодных им шейхов и призывающих. Хотя всем уже известно, что этим ихвано-хариджитам вообще наплевать по сути на акыду, им важна только их шайтанская партия и идеология!
В-шестых, к сожалению сегодня эту тему ирджа, прикрываясь именами некоторых больших учёных, жуют в основном эти самые ихвано-хариджиты. Они не приводят доводы, они не переводят книги об ирджа от саляфов, в которых ясно и чётко упоминается о том, кто такие мурджииты и каковы их отклонения. Они не опровергают реальных мурджиитов в виде аш'аритов, матуридитов и прочих, которые как раз и есть мурдждиты в вопросах имана, потому что говорят о том, что совершивший явный ширк в виде земного поклона идолу не обвиняется в неверии, пока не будет ясно, что у него в сердце. Напротив они с ними активно сотрудничают и ни слова о них не говорят, что они мурджииты, напротив, упорно пытаются доказать, что аш'ариты и матуридиты тоже из ахлиссунна. Их лицемерие и игра якобы о важности защиты акыды известна саляфитам. Но, к большому сожалению, многие мусульмане невежественны и вообще не понимают о чём идёт речь, но клюют на фатвы больших учёных, приводимые этими сектантами, и начинают по незнанию называть всех и вся мурджиитами. План ихвано-хариджитов работает! Но только не для тех, кто ищет доводы, а не фатвы под свои страсти!
Поэтому брат, ты должен разъяснить с какими целями ты выпустил эту брошюру с кривым комментарием под заголовком! Если ты ошибся, то объяви об этом, а если ты заодно с ихвано-хариджитами в их борьбе против саляфитов, то скажи об этом прямо, чтобы мы знали!
Ведь по факту Али аль-Халяби в вопросах имана на том же, на чём и его шейх аль-Альбани и другие имамы Сунны задолго до них!
В-седьмых, ты наверняка в курсе, что многие большие учёные порицали ту фатву шейхов Комитета в отношении книг шейха Али, и что они сказали, что та фатва несправедливая в отношении шейха Али. И знал ли ты, что многие учёные тогда встали на защиту шейха Али? И что и после этой фитны и фатвы Комитета продолжали любить, хвалить и защищать шейха Али вплоть до его смерти? В их числе уважаемый большой шейх и мухаддис Абдуль-Мухсин аль-Аббад, шейх Салих аль-Абуд, Шейх Салих али аш-Шейх, и многие другие. Почему же ты умолчал об этом? Что подумают русскоязычные рядовые мусульмане, когда прочитают твою книжку, а потом встретят слова таких больших учёных, которые хвалили шейха аль-Халяби? Подумают, что все они не разбирались в вопросах имана и положении ирджа, а поэтому хвалили мурджиита?!
В-восьмых, ты не упомянул и другую сторону, что многие учёные в вопросе: "являются ли деяния условием действительности имана или полноценности имана", считали разногласие приемлемым, если человек изначально не выводит деяния из имана. Например, очевидно то, что ибн Баз и ибн Усеимин и многие другие учёные считали, что это разногласие внутри ахлисунна, и что это не мурджиизм, у них есть много слов об этом.
Во время комментария книги имама Ибн Абиль-‘Изза «Шарх аль-‘акыда ат-Тахауия» были затронуты следующие слова Ибн Абиль-‘Изза: “Учёные единогласны в том, что тот, кто уверовал своим сердцем и признал это своим языком, однако воздержался от дел органами тела, является ослушником Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), который попадает под угрозы”. См. “Шарх аль-‘акыда ат-Тахауия” (стр. 174).
Спросили шейха Ибн База о том, кто уверовал своим сердцем и языком, НО НЕ СОВЕРШИЛ ДЕЛ ТЕЛОМ, и шейх ответил: “ЭТО ВОПРОС РАЗНОГЛАСИЯ СРЕДИ УЧЁНЫХ. Кто считает, что оставивший молитву становится неверным, такой говорит: «Он будет вечно в Аду». А кто считает, что это малое неверие, то для него его положение подобно положению прочих людей, совершающих тяжкие грехи, чья учесть будет зависеть от воли Аллаха”. См. “ат-Та’ликъат аль-Базия ‘аля шарх ат-Тахауия” (2/1288).
Саляфитский шейх-мухаддис ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, разъясняя ‘акыду ахлю-Ссунна уаль-джама’а о том, что иман – это слова, дела и убеждение, сказал: “Так же говорят и му’тазилиты и хариджиты, однако саляфы в отличие от них не делали все части имана как основу.
Для саляфов деяния подобны обязательным частям намаза (уаджибат), а не его столпам (аркан).
Саляфы не считают, что иман исчезает, при исчезновении деяний. Более того, он сохраняется при отсутствии деяний. И поэтому тот, кто оставил деяния тела, а также совершающий великие грехи, является верующим-нечестивцем, но не кафиром, в отличие от убеждения в сердце и подтверждения языком.
Если человек будет только со словами, без убеждения в сердце – это лицемер.
Если будет только с убеждением (без подтверждения языком) – это кафир.
А что касается того, кто будет только без деяний, то это нечестивец (фасикъ), который спасётся от вечного пребывания в Аду и войдёт в Рай”. См. “Мир’атуль-мафатих” (1/36-37).
Шейх Мухаммад ‘Али Фаркус сказал: “Воистину, в словах Абу ‘Убайда аль-Къасима ибн Салляма в его книге «аль-Иман», а также в том, что приводил хафиз Ибн Раджаб в «Фатхуль-Бари», содержится указание на наличие мнения о том, что деяния тела являются полноценностью имана (а не условием его действительности). Более того, это мнение вытекает из мазхаба каждого имама, который не обвинял в неверии за оставление молитвы”. Сл. “Масаиль мухимма дымн тауджихат саляфия” (№ 1).
Поэтому было безответственно вытащить эту фитну в русскоязычную среду, представить всё в однобоком свете, прибавив этим самым лишь фитны и невежества, а не знаний!
И в завершение, моё наставление тебе:
Бойся Аллаха, и не разговаривай, не пиши, не выставляй информацию, пока не разберёшься в вопросе на основе знаний, особенно когда речь идёт об учёных, ведь учёные ахлиссунна в совокупности несут эту религию.
Бойся Аллаха, и не передавай все что блестит! Ведь учёные это тоже люди и они могут ошибаться, поэтому судья всему – это довод, не зная его лучше молчать. А слова учёных это не довод, и тем более, когда слова одних ученых противоречат словам таких же признанных ученых в том или ином вопросе или о той или иной личности!
А эти фатвы при всем моем уважении ко всем учёным Комитета, не являются доводами сами по себе, и никак не могут стать судьёй в разногласии как по самому вопросу, так и по личности шейха аль-Халяби. Хотя никто из ученых Комитета там нигде не говорил о том, что шейх Али мурджиит!
Бойся Аллаха! И как говорили имамы: "Да помилует Аллах того, кто знает свое место", вот и тебе стоило бы знать его и не лезть выше своего понимания!
Шейх Насыр аль-‘Акъль в своей книге, посвящённой къадаритам и мурджиитам, писал: “Не каждый, кого обвинили в мурджиизме, является мурджиитом, особенно в наше время! Я говорю: Поистине, сторонники такфира или излишествующие, те, кто относятся к мазхабу хариджитов или же не относятся к ним, которые не ведают об основах саляфов в названиях (асма) и положениях (ахкам), начали обвинять тех, кто им противоречит из числа учёных и требующих знание в том, что они мурджииты! И больше всего это касается вопроса суда не на основании ниспосланного Аллахом, дружбы и непричастности, и т.п. И в эти обвинения попадают также некоторые из числа тех, кто причисляет себя к знанию, не разобравшись в этом до конца. Также необходимо упомянуть, что когда некоторые большие требующие знания написали относительно вопросов такфира, те, кто не был с ними согласен в некоторых моментах, обвинили их в мурджиизме в тех вопросах, относительно которых среди саляфов было разногласие. И при исследовании обнаружилось, что на самом деле эти вопросы не имели отношения к основам мурджиизма!” См. “аль-Къадария уаль-мурджиа” (стр. 121).