О том, как важно советоваться в делах,
а также
Об опасности давать неверные советы
а также
Об опасности давать неверные советы
Содержание
Введение
О важности советоваться в делах
О том, что дать совет тому, кто обратился к тебе, является правом мусульман друг перед другом
О порицании тех, кто не советуется и не принимает советов, восхищаясь собственным мнением
О том, что человек, к которому обратились за советом, становится тем, кому доверились
Опасное положение того, кто даёт неправильные советы
Тот, к кому обращаются за советом, должен быть богобоязненным, мудрым и опытным
Порицается ли обращаться за советом к женщине?
Советовался ли Всевышний Аллах с ангелами в сотворении Адама?
О тех, к кому не следует обращаться за советами
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Поистине, такое положение, как «советоваться в делах», будь то в делах, связанных с религией или же с мирской жизнью, занимает важное место в нашей религии и является неотъемлемой частью исламской этики (адаб).
Огромную пользу, которую несёт в себе совещание и совет, как для исламского сообщества в целом, так и для отдельных мусульман в частности, не сосчитать. Ведь мусульманин всегда нуждается в том, чтобы советоваться в тех или иных делах, с которыми он сталкивается в своей жизни, будь это религиозные положения или же мирские, как учёба, женитьба, работа и т.п.
Но, к сожалению, таким важным положением, как «советоваться в делах» пренебрегают многие мусульмане наших дней, полагая, что они не нуждаются в том, чтобы советоваться с мудрыми и опытными людьми в тех или иных делах, ограничиваясь своим, чаще всего завышенным, мнением. И особенно это касается тех, кто принимает решения единолично в вопросах, которые затрагивают мусульман в целом.
А ведь советоваться с мусульманами велел Всевышний Аллах даже Пророку (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Советуйся с ними о делах, а когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3: 159).
Также и праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), несмотря на свою мудрость и ведомость прямым путём, всегда в важных делах советовался с другими сподвижниками. Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: “Собрание ‘Умара всегда было переполнено чтецами Корана, будь они молодыми или старцами, с которыми он имел обыкновение советоваться”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” (1/619).
Ан-Надр ибн Шумайль говорил: “Не становился счастливым тот, кто ограничивался лишь своим мнением, и не пропадал тот, кто советовался”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (10/42).
В связи с важностью данного вопроса, хотелось бы вкратце напомнить мусульманам о том, какая огромная польза содержится в том, чтобы советоваться с мудрыми и опытными людьми в тех или иных делах.
Всевышний Аллах, перечисляя благие качества верующих, которым Он уготовил великую награду, сказал: «Которые отвечают своему Господу, совершают молитву, совещаются между собой о делах, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (42: 38).
В толковании данного аята, хафиз Абу Бакр аль-Джассас сказал: “Этот аят указывает на важное положение того, чтобы советоваться, поскольку это дело упоминается наряду с верой и совершением молитвы”. См. “Ахкам аль-Къуран” (3/510).
Данный аят является основой, указывающей на такое важное положение в Исламе, как «Шу́ра́» (Совет).
Касательно важности такого положения, как «Шу́ра́», имам Ибн Хууейз Миндад говорил: “Для правителей мусульман является обязательным советоваться с учёными в том, что они не знают в вопросах религии, которые вызвали у них затруднение, о положении войск и того, что связано с войной, о том, что связано с благоустройством народа, о положении писарей, министров, работников и прочего, что связано с благоустройством городов”. См. “Джами’ ли-ахкам аль-Ислям” (4/250).
Также Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха): «Советуйся с ними о делах, а когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3: 159).
Халиф Маруан ибн аль-Хакам в завещании своему сыну говорил: “Не прекращай советоваться, ибо, поистине, если кто-то смог бы обойтись без советов, то это был бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” Ибн Уахб в «аль-Джами’» (282).
А аль-Хасан аль-Басри сказал: “Поистине, Всевышний Аллах повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) советоваться с людьми не по той причине, что он нуждался в их мнениях, однако Аллах хотел указать на то, какое достоинство и благо содержится в том, чтобы советоваться”. Абу ‘Убайд в “аль-Амсаль” (стр. 229).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Правитель мусульман не сможет обойтись без советов, ибо Аллах повелел советоваться даже Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” (28/386).
Хасан аль-Бадр аль-Файюми сказал: “Некоторые саляфы говорили: «Не терпел неудачу тот, кто советовался с Аллахом, и не сожалел тот, кто советовался с людьми»”. См. “Фатх аль-Къариб” (4/494).
Некоторые учёные говорили, что под словами «советоваться с Аллахом» речь идёт о молитве аль-Истихара. См. “ат-Тануир” (9/388).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу».
Его спросили: “Какие, о Посланник Аллаха?”
Он ответил: «Если ты встретишь мусульманина, поприветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)». Муслим (2162).
Имам Ибн Муфлих сказал: “Очевидное мнение Ахмада и ханбалитов указывает на то, что напутствие мусульманину является обязательным, даже если он сам не просил какого-либо совета, как на это указывают хадисы данной главы”. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (1/307).
Абу Умайя аш-Ша’бани рассказывал: “Однажды я спросил Абу Са’лябу аль-Хушани (да будет доволен им Аллах): “О Абу Са’ляба, что ты скажешь об аяте: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (5: 105)?”
Он ответил: “Клянусь Аллахом, ты спросил у знающего! Я спрашивал об этом же аяте Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Напротив, побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого до тех пор, пока ты не увидишь, что люди повинуются скупости, следуют страстям, предпочитают этот мир (миру вечному) и каждый обладатель мнения довольствуется своим мнением. В таком случае уже позаботься о себе и оставь большинство людей. Ведь, поистине, впереди вас ожидают дни терпения, во время которых проявление терпения будет подобно сжиманию в руке раскалённого угля. А у того, кто будет совершать благие дела в эти дни, ожидает награда пятидесяти человек, совершающих такие же дела».
Люди спросили: “О Посланник Аллаха награда пятидесяти из них?”
Он ответил: «Награда пятидесяти из вас»”. Абу Дауд (4341), ат-Тирмизи (3058), Ибн Маджах (4014). Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тахауи, Ибн Касир, аш-Шаукани, Ибн Баз, Шу’айб аль-Арнаут. См. “Шарх мушкиль аль-асар” (3/214), “аль-Бидая уа-ннихая” (1/28), “аль-Фатх ар-Раббаний” (8/3784), “аль-Фауаид аль-Базийя” (8/31), “Тахридж Сунан Аби Дауд” (6/396).
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Женщины бывают трёх видов:
1. Женщина простая, мягкая, целомудренная мусульманка, любящая и рожающая, которая оказывает помощь своей семье при бедствиях и не оказывает помощи бедствиям против своей семьи. Но таких мало.
2. Целомудренная мусульманка, которая всецело поглощена своим ребёнком, у которой нет никакой заботы помимо своего ребёнка.
3. Женщина, подобная вшивому ошейнику, которую Аллах накидывает на шею того, кого пожелает, от которой никто не сможет избавить, кроме Аллаха.
И мужчины бывают трёх видов:
1. Целомудренный, разумный мусульманин, который советуется в запутанных делах, когда они могут постичь его, а когда они постигают его, он выходит из этой проблемы достойно, опираясь на свою мудрость.
2. Целомудренный, разумный мусульманин, у которого нет своего мудрого взгляда, но когда его постигнет какая-та проблема, он приходит к обладателю понимания и наставнику, а после совета с ним поступает так, как ему сказали.
3. Растерянный и сомневающийся человек, который не руководствуется прямым путём, не советуется ни с кем и не слушается наставника”. Ибн Аби Шейба (9/475), Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (2/772), Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Ишраф” (76). Сообщение является достоверным. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (18031).
О словах ‘Умара: «Не советуется ни с кем и не слушается наставника», имам Абу ‘Убайда сказал: “Он имел в виду, что такой человек сам не является благоразумным, но при этом не принимает и советов тех, кто указывает ему на благоразумие”. См. “Гъариб аль-хадис” (1/605).
Что касается слов ‘Умара: «Женщина, подобная вшивому ошейнику», то речь идёт о женщинах, причиняющих неудобства своим мужьям, которые сравнимы с вшивым ошейником, накинутым на шею пленника, причиняя ему страдания, тогда как пленник не в состоянии снять с себя этот ошейник. Так в старые времена имамы называли женщину с дурным нравом, которая при этом ещё требовала большой брачный дар (махр). См. “ан-Нихая” (1/161).
‘Амир аш-Ша’би говорил: “Мужчины бывают трёх видов: Полноценный мужчина, полумужчина и никчёмный мужчина.
1. Полноценный мужчина – это тот, у кого есть своё видение, но при этом он советуется.
2. Полумужчина – это тот, у кого нет своего видения, однако он советуется.
3. Никчёмный мужчина – это тот, у кого нет своего видения, но который при этом даже не советуется”. аль-Байхакъи в “ас-Сунан” (10/211), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (25/413). Иснад этого сообщения хороший. См. “Тахкыкъ ас-Сунан аль-кубра” (20307).
Ан-Надр ибн Шумайль говорил: “Не становился счастливым тот, кто ограничивался лишь своим мне-нием, и не пропадал тот, кто советовался”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (10/42).
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Они (саляфы) говорили: «Кто восхищается собственным мнением, будет унижен; кто довольствуется своим разумом, будет унижен; кто проявляет высокомерие к людям, будет унижен; кто общается с порочными, будет презираем; а кто сидит с учёными, будет почитаем»”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” (969).
Имам аль-Мауарди сказал: “Некоторые мудрецы го-ворили: «Обращение за советом – это прямой путь, а ограничение своим мнением – это путь риска»”. См. “Адаб ад-дин уа-ддунья” (стр. 289).
Со слов Абу Хурайры и Абу Мас’уда аль-Ансари (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, к которому обратились за советом, становится тем, кому доверились». Ахмад (5/274), Ибн Маджах (3745, 3746), Абу Дауд (5128). Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Адаб аш-шар’ийя» (1/292), «Сахих аль-Джами’» (6700).
Хафиз Ибн Раслян в комментарии к этому хадису сказал: “Так же, как человек, которому доверили что-то на хранение, обязан приложить все усилия, чтобы это сохранить, точно так же и тот, к кому обратились за советом, обязан проявить старание для того, чтобы дать наилучший совет”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” (19/399).
Известный языковед – Абу Бакр Ибн Дурайд аль-Азди в комментарии к этому хадису сказал: “Суть в том, что человек, который поведал тебе свой секрет и открыл свою тайну, сделал тебя тем самым доверенным и достойным человеком. Это можно сравнить с человеком, который не доверит своё имущество никому, кроме надёжного. Следовательно, секреты, разглашение которых могут стать причиной гибели души, тем более заслуживают того, чтобы доверять их только надёжным людям”. См. “аль-Муджтана” (стр. 12).
Упомянув данный хадис, хафиз аль-Къуртуби сказал: “Учёные говорили, что качеством того, с кем советуются по вопросам законоположений, является наличие знания и религиозности. А качеством того, с кем советуются по мирским вопросам, является наличие разума, опыта и искреннего отношения к тому, кто обратился к нему за советом”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (4/251).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, займёт своё место в Аду.
Тот, с кем посоветовался его брат-мусульманин, а он дал ему неверный совет, тот тем самым предал его.
А кто вынес фатуа без знания, то, поистине, грех за это ляжет на того, кто вынес это фатуа». Ибн Рахауейх в “аль-Муснад” (334), Ахмад (2/321). Хафиз Ибн Хаджар и шейх Мукъбиль ибн Хади назвали этот хадис хорошим, а шейх Ахмад Шакир назвал иснад его достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” (6/111), “ас-Сахих аль-муснад” (1336), “Тахридж аль-Муснад” (8249).
В другой версии этого хадиса сказано: «Кто дал какой-то совет своему брату-мусульманину, зная о том, что благоразумнее поступить иначе, тот поступил предательски по отношению к нему!» Абу Дауд (3657), аль-Хаким (1/184). Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (1/96), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (9171).
Данный хадис указывает на то, что человек, к которому обратились за советом, обязан дать самый лучший и правильный совет. Если же он даст ошибочный и неправильный совет либо по причине того, что сам не разбирается в данном вопросе, либо по причине того, что проявил халатность, либо же намеренно введёт в заблуждение неправильным советом, что куда хуже предыдущих положений, то тем самым он проявит предательство и вероломство!
Имам ат-Тахауи сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе сообщил, что человек, к которому обратился за советом его брат-мусульманин, а он дал ему неверный совет, тем самым поступил по отношению к нему вероломно. И этот хадис указывает на то, что если он дал ему правильный совет, то в таком случае это будет проявлением благопожелания, что является противоположностью вероломства. Тот же, кто проявил вероломство в совете, заслуживает за это наказания, тогда как тот, кто проявил искренность в совете, заслуживает за это награду”. См. “Шарх мушкиль аль-асар” (11/82).
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах проклял того, кто заблудил слепого в пути». аль-Бухари в “Адаб аль-муфрад” (892). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (689).
Точно так же, как человек, который указал слепому на неправильную дорогу, заслуживает наказания, также его заслуживает и тот, кто сознательно дал неверный совет, особенно если этот совет обернулся вредом для обратившегося к нему за советом.
И если проклят тот, кто сбил слепого с дороги неправильным указанием, тогда что можно сказать о тех, кто отворачивает людей от истины и с прямого пути?! Что можно сказать о тех, кто уводит мусульман от Сунны к нововведению, или от веры к неверию?! Воистину, таких людей однозначно ожидает куда большее и мучительное наказание, чем наказание того, кто сбил с дороги слепого.
Всё упомянутое в данной статье, ясным образом указывает на то, как важно советоваться в делах с мусульманами.
А предыдущие главы указывают на то, что человек, к которому обратились за советом, обязан проявить искренность и дать максимально наилучший совет, ведь, по словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он стал тем, кому доверились мусульмане. В противном же случае он будет тем, кто поступил вероломно со своим братом по вере.
Со слов Абу Хурайры и Абу Мас’уда аль-Ансари (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, к которому обратились за советом, становится тем, кому доверились». Ахмад (5/274), Ибн Маджах (3745, 3746), Абу Дауд (5128). Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Адаб аш-шар’ийя» (1/292), «Сахих аль-Джами’» (6700).
Упомянув данный хадис, хафиз аль-Къуртуби сказал: “Учёные говорили, что качеством того, с кем советуются по вопросам законоположений, является наличие знания и религиозности. А качеством того, с кем советуются по мирским вопросам, является наличие разума, опыта и искреннего отношения к тому, кто обратился к нему за советом”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (4/251).
Следовательно, всё это указывает на то, что мусульмане должны обращаться за советами не ко всем подряд, а избирательно, особенно если дело является важным, связано с религией, с честью или финансами.
По этой причине в своём послании халифу Харуну ар-Рашиду, имам Малик писал: “Не доверяй в своих делах никому, кроме того, кто страшится Аллаха! Поистине, дошло до меня, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Советуйся в своих делах только с теми, кто страшится Аллаха»”. См. “Рисаля фи-Ссунан уаль-мау’из уаль-адаб” (стр. 9).
Среди мусульман распространён следующий хадис: «Советуйтесь с женщинами и делайте наоборот».
Многие люди полагают, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на самом деле сказал подобное.
В действительности же этот хадис является ложным, не имеющим даже какого-либо иснада!
В виде пророческого хадиса без какого-либо иснада и упоминания источника это сообщение приводили – известный языковед Абу Мансур ас-Са’аляби в своей книге «Симар аль-къулюб» (стр. 306), а также ханафитский имам ас-Сархаси в книге «аль-Мабсут» (14/44).
Однако, как уже было сказано, данный хадис не имеет никакой основы, по этой причине многие учёные отвергали его и включали в труды, посвящённые вымышленным и недостоверным хадисам.
Хафиз ас-Суюты об этом хадисе сказал: “Данный хадис – ложный, у которого нет никакой основы”. См. “ад-Дурар аль-мунтасира” (стр. 266).
Также о том, что данный хадис не имеет основы, говорили Мухаммад Тахир аль-Фаттани, аль-‘Аджлюни, аш-Шаукани, аль-Альбани. См. “Тазкира аль-мауду’ат” (стр. 168), “Кашф аль-хафа” (1529), “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (430).
Хадис с подобным смыслом также передаётся со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть никто из вас не совершает ничего, пока не посоветуется, а если он не найдёт того, с кем можно посоветоваться, то пусть советуется с женщиной, а затем сделает наоборот, ибо, поистине, в том, чтобы поступать не так, как говорит женщина, содержится благодать». ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” (4/198).
Хафиз ас-Сахауи сказал: “Передатчик этого хадиса – ‘Иса аль-Хашими является очень слабым, к тому же иснад этого хадиса является прерванным”. См. “аль-Макъасыд аль-хасана” (3/271).
А шейх ‘Абдур-Рахман аль-Му’аллими сказал: “Данный хадис является ложным, что является очевидным”. См. “Та’ликъ ‘аля аль-Фауаид аль-маджму’а” (2/81).
Также сообщается, что халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Противоречьте женщинам, ибо в этом есть благодать”. Ибн аль-Джа’д в “аль-Муснад” (2971).
Это сообщение также не является достоверным. Шейх аль-Альбани назвал это сообщение слабым, сказав, что у него есть два недостатка: неизвестность передатчика по имени Хафс ибн ‘Усман, а также слабый передатчик по имени Яхья ибн Мутауаккиль аль-‘Умари. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (1/619).
Также в некоторых поздних книгах упоминается следующее высказывание, приписанное халифу ‘Али ибн Аби Талибу (да будет доволен им Аллах): “Остерегайтесь советоваться с женщинами, ибо их мнения слабы, а их желания ошибочны”. См. “аз-Захаир” (2/81).
На самом деле это сообщение не принадлежит ‘Али, однако его передавали некоторые имамы в виде слов некоторых мудрецов, без упоминания имён. См. “Адаб ад-дунья уа-ддин” (стр. 301), “аль-Мадхаль” (3/44).
Как нам становится ясно, нет по данной теме ни одного достоверного пророческого хадиса или асара от сподвижников.
И как же много людей, опираясь на эту ложь, целенаправленно отвергали советы своих матерей, жён, сестёр и дочерей, искренне полагая, что поступить иначе однозначно лучше!
Разъяснив то, что хадис: «Советуйтесь с женщинами и делайте наоборот» является недостоверным, шейх аль-Альбани заключил: “К тому же смысл данных слов в таком обобщении не является правильным!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (1/620).
Конечно неправильный, ведь этот ложный хадис противоречит тому, что достоверно передаётся от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который советовался с Умм Салямой (да будет доволен ею Аллах) во время Худайбийского перемирия!
Со слов аль-Мисуара ибн Махрама и Маруана (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Когда Худайбийское перемирие было подписано, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел своим сподвижникам: «Встаньте и принесите в жертву своих жертвенных животных, а потом обрейте головы». Однако никто из них не двинулся с места, несмотря на то, что он сказал это трижды (так как они надеялись, что придёт откровение и пророчество того, что они войдут в Мекку для совершения паломничества произойдёт именно в этом году). Увидев, что никто из них не встал, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к своей жене – Умм Саляме (да будет доволен ею Аллах) и рассказал ей о том, как повели себя люди по отношению к нему. Тогда Умм Саляма спросила: «О Пророк Аллаха, ты желаешь, чтобы они сделали это? Тогда выйди наружу и никому не говори ни слова, пока сам не принесёшь в жертву своего верблюда и не позовёшь своего цирюльника, чтобы он обрил тебе голову». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел и не заговорил ни с кем из них, пока не сделал всё это: он заколол своего верблюда и позвал своего цирюльника, который обрил ему голову. Увидев это, люди поднялись со своих мест, принесли в жертву своих животных и стали брить друг другу головы”. аль-Бухари (2731).
Хафиз Ибн аль-Джаузи сказал: “Что касается того, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посоветовался с Умм Салямой и принял её совет, то в этом содержится довод на правомочность поступать в соответствии с тем, что посоветовали женщины, а также в этом опровержение того, что говорят некоторые: «Советуйтесь с женщинами и делайте наоборот»”. См. “Кашф аль-мушкиль” (4/58).
Перечисляя пользы, извлекаемые из данного хадиса, хафиз Ибн Хаджар сказал: “В нём содержится указание на достоинство советоваться. Также в нём указание на дозволенность советоваться с достойной женщиной”. См. “Фатхуль-Бари” (5/347).
Также уместно вспомнить совет Асии – жены фараона, которая своим советом удержала его от убийства Пророка Мусы (мир ему), когда он был ещё младенцем. Об этой истории поведал в Коране Аллах: «Жена Фараона сказала: “Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесёт нам пользу, или же мы усыновим его”» (28: 9).
Также благим оказался и совет одной из дочерей жителя Мадьяна, куда сбежал Пророк Муса (мир ему) от фараона, о чём сообщил Аллах: «Одна из двух женщин сказала: “Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия”» (28: 26).
Более того, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал к тому, чтобы мужчины советовались с жёнами и дочерями по поводу выдачи дочерей замуж.
Так, со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Советуйтесь с женщинами по поводу их дочерей». ‘Абдур-Раззакъ (10310), Ахмад (2/34), Абу Дауд (2095). ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунауи, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “аль-Ахкам аль-уста” (3/143), “ат-Тайсир” (1/11), “Тахридж аль-Муснад” (4905).
Следует отметить, что хафиз Ибн ат-Туркумани и шейх аль-Альбани посчитали этот хадис слабым по причине передатчика, который не упомянут по имени, но о котором Исма’иль ибн Умайя сказал: «Сообщил мне надёжный». Они сказали, что этого недостаточно, чтобы вынести суждение о достоверности этого хадиса. См. “аль-Джаухар ан-накый” (7/116), “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (1486).
Опустив в данном случае разбор разногласий по этому вопросу, следует отметить, что у данного хадиса есть другие версии, передающиеся иными путями.
К примеру, в одной из версий этого сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал отцу девушки, который желал выдать её замуж, несмотря на нежелание этого ею и её матерью: «Поддерживай родственные связи и сделай довольными свою дочь и жену, ибо они также имеют право принимать участие в этом деле!» ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (6904), аль-Байхакъи в “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” (10/45). Иснад достоверный. См. “Тахридж Шарх аль-Ма’ани” (9/383).
Сообщается, что на хадисы данной главы опирался имам Ахмад. Так, Мухаммад аль-Джарджараи рассказывал: “Как-то я написал Абу ‘Абдуллаху (Ахмаду), спрашивая его: «К дочери моего брата посватался сын моей сестры, но он является бедным, а её мать не хочет, чтобы она вышла замуж за него». На что Ахмад ответил: «Не выдавай в таком случае её за него, ведь, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Советуйтесь с женщинами по поводу их дочерей».
А то, что ты упомянул относительно его бедности, то жени его (на другой). Ведь, поистине, такие положения, как бедность и богатство в руках Аллаха. Я выдал замуж за бедного и не видел ничего, кроме блага»”. См. “Бадаи’ аль-фауаид” (4/40), “аль-Джами’ ли-‘улюм аль-имам Ахмад” (10/518).
Имам аль-Хаттаби сказал: “Суть того, чтобы советоваться с матерями по поводу выдачи замуж их дочерей не в том, что они являются теми опекунами, которые имеют право выдавать их замуж. Однако суть этого в благом отношении к ним и в том, чтобы сделать их довольными. Ведь подобное будет ближе к взаимной симпатии между дочерями и их мужьями, если брачный договор был заключён с согласия и побуждения матерей. В противном случае может произойти со стороны дочерей вред и нечестие. К тому же дочери сильнее тянутся к матерям и лучше принимают их слова. По этим причинам является желательным советоваться с матерями относительно замужества их дочерей. К тому же может быть так, что мать знает о каком-то индивидуальном положении, связанном с её дочерью, из-за которого брак с этим мужчиной не будет благим”. См. “Ма’алим ас-Сунан” (3/204).
Таким образом, слова о том, что порицается в абсолютной форме советоваться с женщинами, или что надо сделать наперекор её совету, противоречат Шариату. Ведь как уже были приведены примеры, есть случаи, когда с женщиной напротив, является желательным посоветоваться. Как и необходимо принимать наставление от неё, если она призывает к одобряемому и порицает запретное.
Однако всё упомянутое не исключает того факта, что многие советы женщин на самом деле могут быть ошибочными, поскольку в своей основе большинство женщин подвержены эмоциям, а это мешает проявить беспристрастность. По этой причине некоторые имамы говорили, что зачастую советы и мнения женщин слабы и ошибочны. См. “Адаб ад-дунья уа-ддин” (стр. 301), “аль-Мадхаль” (3/44).
Также следует отметить, что достоверно передаётся от аль-Хасана аль-Басри, что он говорил: “Клянусь Аллахом, если мужчина застанет день, слушаясь свою жену во всём, то она обязательно ввергнет его лицом в Ад!” Ахмад в “аз-Зухд” (5/45), Абу Ну'айм в “аль-Хилья” (6/198).
В этих словах содержится большая мудрость, указывающая на то, что женщине нельзя потакать и слушаться её во всём, что он говорит и хочет, а иначе она действительно может стать причиной вхождения своего мужа в Ад.
Да упасёт нас от этого Аллах!
Всевышний Аллах сказал: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на земле наместника”». Они сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?” Он сказал: “Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!”» (2: 30).
Сообщается, что ас-Судди и аль-Къатада в толковании этого аята сказали: “Аллах посоветовался с ангелами в сотворении Адама”. См. “Тафсир ат-Табари” (1/491), “Тафсир Ибн Аби Хатим” (314).
Данное пояснение вызвало сомнение и недоумение среди мусульман, которые вопрошают: «Каким образом в отношении Аллаха – Господа миров дозволено говорить, что Он с кем-то советуется?! Ведь совета спрашивает тот, кто не знает или же сомневается в том, как лучше поступить!»
Для начала следует отметить, что сообщение от ас-Судди, что Аллах посоветовался с ангелами в сотворении Адама, является очень слабым. См. “Тахкыкъ Тафсир аль-басит” (2/323).
Однако сообщение от Къатады шейх ‘Абдур-Рахман аль-Му’аллими назвал достоверным и сказал: “Слова Къатады: «Аллах посоветовался с ангелами» означают, что Аллах позволил им высказать своё мнение”. См. “Раф’ аль-иштибах” (2/363).
Также до него и хафиз Ибн Касир, процитировав упомянутое толкование от ас-Судди, сказал: “Если это выражение «посоветовался» не означает: «сообщил», то использование его (в отношении Аллаха) является попустительством! И выражение аль-Хасана и Къатады, которые передал Ибн Джарир (что Аллах известил ангелов) лучше”. См. “Тафсир Ибн Касир” (1/226).
Если даже в аяте, где Аллах велел Пророку (мир ему и благословение Аллаха) советоваться со сподвижниками, сказав: «Советуйся с ними о делах, а когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3: 159), некоторые учёные говорили, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не нуждался в чьих-либо советах, однако этим самым Аллах решил указать его общине на важность того, чтобы советоваться. И если таково положение Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то, что можно сказать о Господе миров, который знал наилучшим образом обо всём, что произойдёт ещё до того, как Он всё сотворил?!
Одним словом, те из саляфов, кто использовал слово «совет» (истишара) в отношении Аллаха, не подразумевал этим самым то, что Аллах советуется, потому что не знает, как поступить лучше. Да упасёт Аллах от того, чтобы такое говорить и так считать! И наши великие саляфы куда лучше нас понимали это.
Что же касается того, что Аллах обсуждал с ангелами сотворение Адама; или расспрашивает ангелов о том, что происходило в том или ином собрании; или спрашивает ангелов о том, чего желают паломники, явившиеся к Нему в день ‘Арафа, как об этом упоминается в достоверных хадисах, то учёные поясняли мудрость этого так:
Во-первых, это ни в коем случае не означает, что без сообщений ангелов Аллах не в курсе каких-то событий! Да упасёт Аллах от таких мыслей! Напротив, Аллах лучше них знает об этом.
Во-вторых, Аллах спрашивает ангелов о тех или иных вещах, несмотря на то, что лучше них знает обо всём, чтобы указать им на важность вещи, о которой Он спрашивает.
В-третьих, Аллах гордится перед ангелами благодеяниями Своих рабов из числа людей, относительно сотворения которых ангелы вопрошали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя» (2: 30).
Хафиз Ибн Касир говорил, что этим вопросом ангелы не проявляли возмущение, не желали возразить Аллаху, как и не проявили ревности или зависти к людям. Однако их вопрос был связан лишь с желанием узнать мудрость сотворения человека. См. “Тафсир Ибн Касир” (1/218).
В-четвёртых, рассказы ангелов Всевышнему Аллаху о тех или иных событиях – является поклонением Ему подобно тому, как они поклоняются Аллаху, записывая благие и плохие деяния людей, несмотря на то, что Аллах итак знает обо всех благодеяния и злодеяниях Своих рабов. См. “Фатхуль-Бари” (11/213), “Шарх аз-Зуркъани” (1/590), “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (23/26).
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Сообщается, что мудрый Лукъман делал следующее наставление своему сыну: “Советуйся в делах с тем, кто уже на практике прошёл этот путь. Ведь, поистине, он поделится с тобой своим мнением, которое приобрёл спустя время и затраты, тогда как ты получишь его совет бесплатно”. См. “Адаб ад-дунья уа-ддин” (стр. 303).
Важно знать, что не каждый человек пригоден для того, чтобы с ним советоваться в тех или иных делах!
Ведь если человек советуется по поводу религиозного вопроса, то необходимо, чтобы советчик обладал знанием, опирался на Коран и Сунну, передавал ему мнения великих учёных нашей общины.
Также и вопросы конфликта, очень важно, чтобы советчик обладал мудростью, знанием и опытом, чтобы разбирался и учитывал вопросы пользы и вреда.
Также, если человек советуется по поводу бытового вопроса, то необходимо, чтобы советчик имел опыт и точно знал, что советовать. Ведь не в каждом совете достаточно лишь наличия богобоязненности, искренности и знания, однако есть вопросы, где необходимо наличие опыта и понимания сути самого вопроса, по которому к тебе обратились за советом.
Тальха ибн ‘Убайдуллах (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не советуйся с жадным человеком по поводу пожертвования, с трусом по поводу войны, и с юношей по поводу молодой девушки”. аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ” (775). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Натаидж аль-афкар” (6/103).
Поскольку наставления таких людей в упомянутых вопросах не будут беспристрастными и искренними.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Не проси совета у того, у кого нет в доме муки, ибо, поистине, его мысли заняты другим”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Интикъа” (стр. 142).
Сказал аль-Асма’и: “Не советуйся с человеком, который занят каким-то неотложным делом, а также с голодным и тем, кто сдерживает позывы к справлению большой или малой нужды”. ад-Динауари в “аль-Муджаляса” (2/413).
Т.е. даже если сам человек, к которому обращаются за советами, является опытным, мудрым и достойным, не советуйся с ним, если в этот момент его что-то отвлекает, так как его мысли не сконцентрированы и он может дать тебе неверный совет.
Имам ас-Сан’ани сказал: “Не следует советоваться с тем, кого ты призираешь, ибо он не станет проявлять искреннюю доброжелательность к тому, кто выказывает ему неприязнь”. См. “ат-Тануир” (9/388).
Также нельзя советоваться с неверным в вопросах религии или в делах исламской общины. По этой причине праведные халифы запрещали нанимать неверных на государственную должность в качестве писарей и консультантов.
Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то я сообщил ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, что у меня есть писарь – христианин”.
В ответ ‘Умар воскликнул: “Что с тобой?! Да поразит тебя Аллах! Неужели ты не слышал Слов Всевышнего Аллаха: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан в друзья, ибо они – друзья одни другим» (5: 51)?!
Неужели ты не мог подобрать себе единобожника?!”
Я ответил: “О повелитель правоверных, мне он нужен только как писарь, а его вера остается с ним!”
Тогда он сказал: “Не стал бы я оказывать им почёт, если Аллах отозвался о них с презрением, и не стал бы возвышать их, если Аллах их унизил, и не стал бы приближать этих людей, если Аллах их отдалил!” аль-Халляль в “Ахкам ахль аль-миляль” (328), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (10/216). Шейхуль-Ислям Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого сообщения. См. “Икътида сырат аль-мустакым” (1/184), “Ируа аль-гъалиль” (2630).
Приведя это сообщение, хафиз Ибн Касир сказал: “В этом содержится указание на то, что не дозволено неверным занимать какую-либо должность, связанную с делами мусульман”. См. “Муснад аль-Фарукъ” (2/346).
Имам Малик говорил: “Не следует нанимать христианина в виде консультанта, ибо с ним нужно будет советоваться, а с христианами не советуются в вопросах, связанных с делами мусульман”. См. “аз-Захыра” (10/55).
Конечно же, упомянутое не означает, что в любом вопросе запрещено советоваться с неверными. Может быть так, что в том или ином бытовом вопросе неверный разбирается куда лучше, чем праведный и богобоязненный мусульманин.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!