Шейхуль-Ислям Ибн Теймия, да помилует его Аллах, говорил:
«Правильным является следующее: хадисы "ахад" (переданные одним или небольшим количеством передатчиков) могут давать абсолютную уверенность, если они подкреплены косвенными доказательствами.
Таким образом, многие сообщения, содержащиеся в двух сборниках (аль-Бухари и Муслима), считаются мутауатир (переданными множеством передатчиков) среди ученых по хадисам, даже если другие этого не осознают.
По этой причине большинство текстов в этих двух достоверных сборниках считаются у ученых по хадисам без всяких сомнений достоверными, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, действительно произнес их. Иногда это происходит потому, что эти хадисы для них являются мутауатир, а иногда потому, что вся община приняла их без какого-либо оспаривания.
Хадисы "ахад", которые были широко приняты всеми учеными, дают абсолютную уверенность согласно мнению большинства ученых из числа сторонников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. Это также мнение большинства последователей аль-Аш’ари, таких как аль-Исфараини и Ибн Фаурак.
Даже если сами по себе эти хадисы дают только предположение (занн), то при наличии единогласного мнения (‘Иджма) ученых по хадисам о бесспорном принятии этих хадисов, это становится подобным единогласному мнению ученых по фикху относительно какого-либо постановления, основанного на явном доказательстве, аналогии или хадисе "ахад". Такое постановление становится окончательным, которому нельзя противоречить (къат'и) по мнению большинства ученых, даже если без этого единогласного мнения оно не считалось бы таковым, поскольку иджма ученых является непогрешимым.
Ученые, знатоки шариатских постановлений, не приходят к единогласному мнению о дозволении запретного или запрете дозволенного. Точно так же и ученые по хадисам не приходят к единогласному мнению, признавая ложь правдой или правду ложью.
Иногда знание одного из них основывается на косвенных доказательствах, которые сопровождают хадисы и приводят их к полной уверенности и абсолютному убеждению. И тот, кто узнает то, что узнали они, приобретает такое же полное убеждение, как и у них» (См. Маджму’ аль-фатауа 41/18).
«Правильным является следующее: хадисы "ахад" (переданные одним или небольшим количеством передатчиков) могут давать абсолютную уверенность, если они подкреплены косвенными доказательствами.
Таким образом, многие сообщения, содержащиеся в двух сборниках (аль-Бухари и Муслима), считаются мутауатир (переданными множеством передатчиков) среди ученых по хадисам, даже если другие этого не осознают.
По этой причине большинство текстов в этих двух достоверных сборниках считаются у ученых по хадисам без всяких сомнений достоверными, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, действительно произнес их. Иногда это происходит потому, что эти хадисы для них являются мутауатир, а иногда потому, что вся община приняла их без какого-либо оспаривания.
Хадисы "ахад", которые были широко приняты всеми учеными, дают абсолютную уверенность согласно мнению большинства ученых из числа сторонников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. Это также мнение большинства последователей аль-Аш’ари, таких как аль-Исфараини и Ибн Фаурак.
Даже если сами по себе эти хадисы дают только предположение (занн), то при наличии единогласного мнения (‘Иджма) ученых по хадисам о бесспорном принятии этих хадисов, это становится подобным единогласному мнению ученых по фикху относительно какого-либо постановления, основанного на явном доказательстве, аналогии или хадисе "ахад". Такое постановление становится окончательным, которому нельзя противоречить (къат'и) по мнению большинства ученых, даже если без этого единогласного мнения оно не считалось бы таковым, поскольку иджма ученых является непогрешимым.
Ученые, знатоки шариатских постановлений, не приходят к единогласному мнению о дозволении запретного или запрете дозволенного. Точно так же и ученые по хадисам не приходят к единогласному мнению, признавая ложь правдой или правду ложью.
Иногда знание одного из них основывается на косвенных доказательствах, которые сопровождают хадисы и приводят их к полной уверенности и абсолютному убеждению. И тот, кто узнает то, что узнали они, приобретает такое же полное убеждение, как и у них» (См. Маджму’ аль-фатауа 41/18).