АСКЕТИЗМ / Отречение от мирского (зухд)

Ответить
Аватара пользователя
Zorana
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 19:13

АСКЕТИЗМ / Отречение от мирского (зухд)

Сообщение Zorana »

Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух, братья и сестры.
Не могли бы вы разъяснить, что такое "отречение от дуньи"? Дело в том, что последнее время от некоторых братьев и сестер можно услышать фразы типа "зачем тебе это? это же дунья!", когда речь заходит о желании кого-то купить например хорошую квартиру, найти хорошую работу, или "посмотреть мир" так сказать. правы ли они?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3308
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
В отношении понятия "аскетизм и отречение от мира этого", что в исламе именуется, как "Зухд" есть две большие крайности:
Первая - это люди, которые оставили все мирское и стали нечто вроде попрошаек-бомжей, выдавая такой образ жизни за аскетизм.
Вторая - это те, кто и малейшего отношения не имеет к отрешенности от дунья и аскетизму, погрузившись в стремлении к мирским благам, что отвлекает их от мыслей о мире вечном!
Вот некоторые слова саляфов в разъяснении понятия "зухд" - отрешенность, аскетизм:
Суфьян ас-Саури сказал: “Зухд – это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды”. Уаки’ в “аз-Зухд” 1/222.
Уахб ибн аль-Уард относительно понятия «зухд» сказал: “Зухд состоит в том, чтобы ты не печалился о мирском, которое упустил, и не радовался тому мирскому, которое приобрел”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/140.
Абу Идрис аль-Хауляни сказал: “К отречению от мира приходят не с помощью запрещения дозволенного и не с помощью расточения своего имущества. Поистине, отречение от мира состоит в том, что ты больше полагаешься на то, что находится в руках Аллаха, чем на то, что находится в твоих собственных руках, а когда постигает тебя беда, больше желаешь получить за это награду (в мире ином), чем вернуть обратно утраченное”. Ахмад в “аз-Зухд” 96.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Отрекшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: «Он лучше меня»”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 291.
Имам Ахмад сказал: “Зухд – это отсутствии больших надежд на будущее и отказе от принадлежащего другим людям”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 297.
Абу Сулейман ад-Дарани: “Зухд (аскетизм) – это отказ от того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/258.
Также Абу Сулейман ад-Дарани сказал: “Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 294.
Ибрахим ибн Адхам сказал: “Отречение бывает трех видов: отречение как обязанность, отречение как достоинство и отречение как спасение. Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство – это отречение от дозволенного, а отречение как спасение – это отречение от сомнительного”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/36.
Несмотря на то, что внешне эти определения саляфов и имамов нашей общины немного различны, в основе все эти толкования схожи и сводятся к одному общему понятию.
Аллаху а'лям.
Ридван
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 фев 2011, 12:37

Сообщение Ридван »

Ассаламу алайкум варах1матуЛЛАх1и ва барикату!
Можно ли любить дунья ?
ДжазакАЛЛАх1 хайр!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3308
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Гадель ибн Ислям писал(а):
Уахб ибн аль-Уард относительно понятия «зухд» сказал: “Зухд состоит в том, чтобы ты не печалился о мирском, которое упустил, и не радовался тому мирскому, которое приобрел”.
Как этому научиться? Так чтобы это всегда было.
Чтобы выработать в себе такое качество, мне кажется брат для этого нужно бороться со своей душой и шайтаном непрерывно)
Такое великое качество не остается при расслаблении, так как шайтан ведь не устающий враг.
Прошу Аллаха сделать нас из числа тех, кто воплотит в себя наилучшие качества!
Гадель ибн Ислям писал(а):
Абу Сулейман ад-Дарани сказал: “Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце”
Нельзя чтоли? А некоторые учёные ведь о других говорят: "Он был захидом" и т.п.
Тут акцент не на то: можно ли на самом деле так говорить о ком-то или нет, а речь о том, что Абу Сулейман ад-Дарани делает акцент, что истинный зухд - в сердце.
Ясно, что смысл его слов не в том, что хукм называния кого-то аскетом или отрешенным харам. Суть в том, что назвав кого-то по внешним признакам аскетом, ты можешь ошибиться, так как истинное отречение - это деятельность сердца.
Аллаху а'лям.
Ридван писал(а):Можно ли любить дунья ?
А зачем брат любить то, что порицали Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха)?! И сколько саляфов порицали любовь к миру этому, предостерегая от этого, поскольку эта любовь может увлечь человека настолько, что он может даже впасть в неверие! Ведь дунья является причиной куфра, нечестия и ослушания Аллаха.
Уахб ибн Мунаббих говорил: “Три вещи из числа качеств неверия: Небрежность в отношении Всевышнего Аллаха; любовь к миру этому; и дурное предзнаменование (вера в приметы)”. Ибн Аби ад-Дунья в “Замм ад-дунья” 461.
А вот некоторые хадисы об этом:
Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: «Кто из вас хочет купить это за дирхам?» Люди сказали: “Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?" Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?» Люди сказали: "Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!" Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!» Муслим 2957.
Со слов Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!» ат-Тирмизи 3/162. Хадис достоверный. См. "Сахих аль-джами’" 5292.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Проклят этот мир и то, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также ученого и обучающегося». ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4113. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Однако следует знать, что проклятие и порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям Аллаха, ибо все это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким как: ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха. См. “Сайд аль-хатыр” 1/27.
Аватара пользователя
***
Сообщения: 499
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 13:40

Сообщение *** »

Ридван писал(а):ДжазакАЛЛАх1 хайр ах1и.Просто слышал от некоторых что можно любить дунья,что земля прекрасна...что Аллах1 создал ее.ну думаю это все ересь.Аллах1у алям.
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Не все, что создал Аллах надо любить. Ведь и Иблиса (ля'натуЛлахи 'алейхи) Он создал. Эта дунья проклята, т.е тот, кто ее полюбит будет лишен Милости Аллаха, ведь то, что у Аллаха - лучше.
efendi
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 13 май 2009, 22:46

Re:

Сообщение efendi »

Валейкум Салам.

Ко всему сказанному хотелось бы напомнить, что есть ещё одна основательная лекция про зухд Абу Яхьи из серии "Мадариджу Ссаликин". Лекция № 47 Состояние воздержанности и его степени:

Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: АСКЕТИЗМ / Отречение от мирского (зухд)

Сообщение abu jafar »

A'mash писал(а): 22 фев 2011, 02:11 Ибрахим ибн Адхам сказал: “Отречение бывает трех видов: отречение как обязанность, отречение как достоинство и отречение как спасение. Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство – это отречение от дозволенного, а отречение как спасение – это отречение от сомнительного. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/36.
Однажды Мухаммаду ибн аль-Хасану (189 г.х.) сказали: «О если бы ты написал книгу по аскетизму!» Он сказал: «Я уже сделал это». Его спросили: «И что же это за книга?» Он ответил: «Это книга по Торговле». (См. аль-Мауарди в «Аль-хауи аль-кабир» 5/11).

Когда я впервые услышал слова Мухаммада ибн аль-Хасана, не понял их. Однако после того как впоследствии изучил книгу торговли и сравнил это с тем, что происходит между мусульманами из сделок, а также увидел разнообразные попытки обойти запреты посредством различных ухищрений и отговорок в погоне за накопительством, до меня наконец дошло, что означали слова этого имама, да смилуется над ним Аллах. И да исправит Аллах положение мусульман, не могущих отказаться не только от сомнительных видов заработка, но даже от явного харама.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3308
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

АСКЕТИЗМ / Отречение от мирского (зухд)

Сообщение A'mash »

О мусульмане! Не будем же теми, кто в совершенстве овладел вещами, связанными с миром этим, но при этом не делает и не знает должным образом ничего, что связано с миром вечным!

Всевышний Аллах в Коране сказал: «Они знают явное из земной жизни, а к жизни Вечной они беспечны» (30: 7).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: “Люди знают всё об этом мире и знают, как его обустроить, а в отношении жизни Вечной - они являются невеждами”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (17464).

Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри говорил: “Люди знают о том, когда (лучше всего) засеивать урожай и собирать его, и клянусь Аллахом, некоторые из них в своём знании о мирском дошли до такого (мастерства), что постучав по монете дирхама своим ногтем, он сможет сообщить тебе её точный вес. Однако при этом, он не в состоянии должным образом совершить молитву”. См. “ат-Тафсир аль-басит” (18/16), “Задуль-масир” (3/417).
Ответить