О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Нет никакого сомнения в том, что мусульманин обязан прилагать все усилия, чтобы добывать свой удел дозволенным образом и употреблять в пищу только благое!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Настанут для людей времена, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является приобретаемое им имущество». аль-Бухари (2059).
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Бойтесь Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, ведь поистине, ни одна душа не умрёт, пока сполна не получит своего удела, даже если и будет задержка. Бойтесь же Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, приобретайте дозволенное и избегайте запретного!» Ибн Маджах (2144), Ибн Хиббан (3239), аль-Хаким (2/14). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (2742).
Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха и Ка’ба ибн ‘Уджры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тело, которое было вскормлено запретным, и такое тело больше всего заслуживает Огня!» Ахмад (3/321), ад-Дарими (2818), ат-Тирмизи (614). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Амали аль-мутлякъа” (стр. 214), “Сахих ат-Таргъиб” (1728, 1729).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве садакъа, не получит за это никакой награды, а ещё понесёт за это бремя греха». Ибн Хузайма (4/110), Ибн Хиббан (3367). Хадис хороший. См. “Сахих ат-Таргъиб” (752).
Этот хадис указывает на то, что садакъа с запретного имущества Аллах не принимает!
Юнус ибн ‘Убайд сказал: “Нет ничего величественнее двух вещей: дозволенного дирхама и человека, поступающего в соответствии с Сунной”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (3/17), аль-Байхакы в “аз-Зухд” (914).

Однако часто мусульмане задают следующий вопрос: «А как быть с имуществом, которое человек приобрёл посредством запретного заработка, скажем, посредством азартных игр, ростовщичества, продажи запретных вещей, и т.п.? Является ли необходимым избавляться от него после покаяния или же нет?»
Следует знать, что не всякое приобретённое запретное имущество равнозначно по положению, так как среди приобретённого запретного имущества есть:
- то, что необходимо уничтожить;
- то, что необходимо вернуть хозяину;
- то, что следует раздать на благие цели;
а также то, что можно оставить себе.

Виды запретного имущества

1. Имущество запретное само по себе в основе
Это вид имущества, который Шариат запретил в любом случае, будь то использование этого, продажа, хранение, и т.п. И речь идёт о таких запретных вещах, как, например, идолы, алкоголь, музыкальные инструменты, и т.д. Если такое имущество оказалось в руках у мусульманина, независимо от того, купил ли он это, выиграл или ему это подарили – необходимо всё это уничтожить, несмотря на то, что у этого может быть стоимость, ибо в Шариате оно не имеет материальной ценности. И подобное нельзя ни продавать, ни использовать самому, ни возвращать хозяину. См. “аль-Фурукъ” (3/96), “Фатауа ас-Сад’ия” (стр. 434).

2. Приобретённое вероломным путём
К этому относится то, что было приобретено запретными путями, как, например, своровано, отнято силой, присвоено путём хитрости и обмана. Такое имущество нельзя ни продавать, ни дарить, ни принимать, однако его необходимо в любом случае вернуть хозяину или его наследникам. См. “аль-Мабсут” (10/96), “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (21/105).
А если человек не знает, как найти того, чьё имущество он вероломно присвоил или же его наследников, то следует это имущество раздать в качестве садакъа от имени хозяина данного имущества, как это было постановлением многих саляфов. См. “аль-Мугъни” (13/173), “Мадаридж ас-саликин” (1/363-365).

3. Приобретённое запретным способом по незнанию
Если человек знал, что его имущество было приобретено недозволенным способом, то в таком случае он обязан избавляться от этого имущества согласно мнению большинства учёных, а его покаяние не делает данное имущество дозволенным. И об этом также говорили учёные Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом. См. “Фатауа аль-Ляджна” (14/32).
Если же человек не знал о запретности своего вида заработка, или был уверен, что он дозволен, или опирался на слабое мнение того, кто дал ему фатуа о дозволенности такого заработка, то он не обязан избавляться от заработанного таким способом. Однако при условии, что он действительно не знал о запретности этого, искренне покаялся и оставил данный запретный вид заработка.
Имам Ибн Таймия сказал: “Для нас нет сомнения в том, что тот, кто приобрёл запретное имущество по причине ошибочного истолкования или незнания, что оно остаётся ему. И в этом нет сомнений, как на это указывает Коран, Сунна и правильное суждение”. См. “Тафсир аят ашкалят ‘аля касир миналь-‘уляма” (2/592).

Однако каждый мусульманин обязан знать, что прежде, чем заняться каким-либо заработком, ему необходимо для начала узнать, является ли это дозволенным или нет!
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пусть не торгует на нашем рынке никто, кроме того, кто изучил религию!” ат-Тирмизи (487). Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. “Сахих ас-Сунан ат-Тирмизи” (1/275).
Ибн Нуджайм аль-Ханафи в «аль-Бахр ар-раикъ» говорил: “Раньше, когда торговцы отправлялись в путь, они брали с собой факъиха, к которому обращались с вопросами. А имамы Хорезма говорили: «Необходимо, чтобы у торговцев были друзья из числа факъихов»”.

4. Если имущество было приобретено запретным способом, но по обоюдному согласию и при наличии знания о запретности этого, обязан ли человек после покаяния избавляться от него?
Если человек знал о том, что вид его заработка является запретным, но приобретено это имущество было по обоюдному согласию, а не своровано, отобрано, и т.д. как, например, это был выигрыш в казино, заработок посредством ростовщичества, с продажи алкоголя, и т.п. Обязан ли он после покаяния избавляться от такого имущества?
По поводу того, как следует поступать с таким имуществом, у учёных было три мнения:

Первое мнение: От такого имущества необходимо избавиться, раздав его. И это известное мнение большинства учёных. См. “Ахкам ахль аз-зимма” (1/575).
Спросили учёных Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом: «Человек жил, зарабатывая запретным образом, будучи преподавателем музыки и танца. Однако затем Аллах привёл его к покаянию, он оставил эти запретные вещи и устремился к Аллаху. Является ли условием принятия его покаяния избавление от имущества, которое он заработал таким способом?»
Они ответили: “Если в период этого заработка он был неверным, после чего покаялся за своё неверие и за этот запретный заработок, то Аллах принимает его покаяние, и он не обязан избавляться от того, что заработал запретным образом до принятия Ислама. Всевышний Аллах сказал: «Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (8: 38).
Но если он не был неверным во время этого заработка, будучи грешником, после чего покаялся, то к числу условий принятия покаяния относится избавление от этого заработка, потратив его на благие цели. Подобное с его стороны будет доказательством его искреннего покаяния”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (7631).

Второе мнение: От такого имущества необходимо избавиться, однако из него можно что-то оставить себе или своей семье в случае, если они являются нуждающимся. Это мнение передал хафиз ан-Науауи от аль-Гъазали, и это также одно из мнений имамов Ибн Таймии и Ибн аль-Къайима. См. «аль-Маджму’» (9/351), «Маджму’уль-фатауа» (29/308), «Задуль-ма’ад» (5/691).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Путём избавления от запретного имущества и признаком полноценности покаяния является пожертвование этим имуществом. Если же покаявшийся сам является нуждающимся, то он может оставить себе часть этого имущества по мере своей нужды, пожертвовав остальную часть”. См. “Задуль-ма’ад” (5/691).

Третье мнение: От такого имущества необязательно избавляться в том случае, если человек искренне покаялся за это. И это одно из мнений шейхуль-Исляма Ибн Таймии, который говорил, что само имущество в данном случае не является харамом в том плане, что это не свинина, не алкоголь, и т.п., при этом приобретено оно было по обоюдному согласию, хоть и запретным образом, а за греховный заработок человек уже покаялся, следовательно имущество может остаться ему. И он аргументировал это тем, что призывая ростовщиков к покаянию, Всевышний Аллах сказал: «Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха» (2: 275).
Ибн Таймия говорил, что Аллах велел ростовщикам забирать только основные деньги без надбавки, и не повелел им после покаяния избавляться от всего, что ими уже было заработано посредством этого запретного заработка. См. “Тафсиру аят ашкалят ‘аля касир миналь-‘уляма” (2/593-596).
Также имам Ибн Таймия говорил: “Бывает так, что человек длительный период своей жизни совершает молитву, но не выплачивает закят, а также, быть может, не соблюдает пост, и при этом он не придаёт значения своему заработку: дозволенный ли он или же запретный. Он может не придавать должного значения и соблюдению норм никаха, развода и различным положениям религии, проживая жизнь в невежестве (джахилийи), но причисляя себя к Исламу.
И если Аллах направит такого человека к прямому пути и примет его покаяние, то обязывать его возмещением всех обязательств (уаджибатов), которые он оставлял; велеть ему избавиться от всего имущества (запретного), которое он приобрёл; и оставить все наслаждения, которые он любит, то в таком случае покаяние для него может обернуться наказанием, а неверие может стать для него любимей, чем Ислам, который он исповедует. Выходит, что его покаяние, если бы он принял Ислам, будучи неверным – милость, а его покаяние, когда он является грешным мусульманином – наказание. Я знаю группу из числа праведников, которые желали бы быть только что принявшими Ислам после неверия, которым были бы прощены все прошлые грехи.
И затем, подобное (обязывать восполнением всех оставленных уаджибов и избавлением от запретного имущества) для многих грешных людей может стать причиной удерживающей от покаяния. Это подобно тому, как ввергнуть людей в отчаяние относительно милости Аллаха и возложению тяжкого бремени на кающихся, являющихся теми, кого любит Аллах. Ведь как сказал Аллах: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2: 222)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (22/21).
Однако следует отметить, что имам Ибн Таймия в других своих трудах также говорил, что имущество, заработанное запретным образом, нельзя оставлять себе, однако его необходимо раздать на благие цели. См. “Маджму’уль-фатауа” (22/142).
Но также следует отметить, что книга имама Ибн Таймии «Тафсиру аят ашкалят ‘аля касир миналь-‘уляма», в которой он упоминал мнение о том, что необязательно избавляться от запретного имущества после покаяния, является одной из последних его работ, которую он написал незадолго до своей смерти, находясь в заточении в крепости в Дамаске, как об этом писал его ученик – хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади. См. “аль-‘Укъуд ад-дурийя” (стр. 435).
Имам Ибн Муфлих сказал: “Шейх наш (Ибн Таймия) выбрал мнение касательно того, кто приобрёл запретное имущество с согласия того, кто это заплатил, который после этого покаялся, как, например, посредством продажи вина, платы за прелюбодеяние, подарка за предсказание, что такой человек может оставить себе то, что приобрёл”. См. «аль-Фуру’» (11/140).
Кстати, за этим мнением имама Ибн Таймии в данном вопросе также последовал и шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди. См. “Фатауа ас-Сад’ия” (стр. 303).

Одним словом, если кто-то из мусульман последует мнению имама Ибн Таймии и шейха ас-Са’ди касательно того, что после искреннего покаяния человек не обязан избавляться от того, что приобрёл запретным путём, доверяя им в данном вопросе, а не следуя за страстью, то в этом ин ша-Аллах нет проблем.
Однако если человек в данном вопросе последует за мнением большинства имамов и избавится от заработанного запретным путём, раздав это на благие цели, то это будет лучше и полноценней, а также станет отстранением от сомнительного. И как говорили учёные Постоянно комитета, подобное будет свидетельством его искреннего покаяния.
А Аллаху обо всём ведомо лучше.

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!
Simple
Сообщения: 350
Зарегистрирован: 29 окт 2012, 10:19

Re: О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Сообщение Simple »

Ас саляму 'алейкум уа рахмату Ллахи уа баракятух!

Джазака Ллаху хайран, брат, пусть Аллах укрепит Вас на прямом пути и прибавит Вам знаний!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Амин, уа джазак, брат!
samiri
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 13:59

Re: О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Сообщение samiri »

ассаляму алейкум уа рахматуЛлах
ДжазакаЛлаху хайран дорогой брат
Прошу Аллаха даровать тебе долгой и праведной жизни, пребывая в наилучшем здравии и благополучии!

Очень полезная статья, и если можно вопрос : На что опирался джумхур обязывая избавлением от запретного имущества (либо я не разглядел довода), тогда как мнение Ибн Теймии -рахимухуЛлах- (его поздние слова) показалось здесь наиболее аргументированным?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух.
Уа джазак, брат.
Амин, и тебе пусть Аллах дарует благой жизни и всего наилучшего в обоих мирах!
samiri писал(а): 26 июл 2024, 07:44 На что опирался джумхур обязывая избавлением от запретного имущества (либо я не разглядел довода), тогда как мнение Ибн Теймии -рахимухуЛлах- (его поздние слова) показалось здесь наиболее аргументированным?
Они опирались на то, что харамные сделки в своей основе недействительны, а раз дело обстоит так, то покаяние не дозволяет тебе этого имущества, поэтому искреннее покаяние подтверждается тем, что ты избавляешься от этого имущества, вернув его хозяину.
Однако тут была одна проблема, ведь если запретные сделки по умолчанию недействительны, то получается, человек обязан вернуть банку ростовщические надбавки, вернуть прелюбодею его плату за зина, вернуть продавцу алкоголя плату за алкоголь, и т.п., и это, кстати, одно из мнений большинства имамов, велевших избавляться от харамного имущества - вернуть его хозяину.
Но это мнение вызывало трудность у другой группы имамов по причине чего они сказали, что не следует возвращать деньги прелюбодею, ростовщику, торговцу алкоголем и т.п, а следует раздать их на благие цели.
Кстати, все три мнения высказывал имам Ибн Таймия)
Аллаху а'лям.
Autre
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 июн 2024, 13:10

Re: О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Сообщение Autre »

Если не я, а семья купила пищу за риба, то как здесь быть? Дозволенно ли есть эту еду или же надо раздать? При том что они не понимает ничего в исламе.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О запретном имуществе и избавлении от него после покаяния

Сообщение A'mash »

Из исламского этикета начинать свой вопрос с салама.

А на счёт самого вопроса, то нет проблем тебе кушать это, так как заработанное на хараме харам именно для того, кто заработал это, а не для других!
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о семье, чей отец работает в банке, как быть с едой, что он покупает и имуществом, которое он на них тратит?, - он ответил: “Его семья совершает это всё по праву, а грех на отце, который зарабатывает греховным способом, а на семье греха нет”. См. “аль-Ликъа аш-шахри” (№ 45).

Подробный ответ на этот вопрос уже выставлялся на форуме ещё давно:
viewtopic.php?t=17
Ответить