Слова шейха аль-Фаузана по поводу ежедневного совершения намаза Духа

Ответить
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Слова шейха аль-Фаузана по поводу ежедневного совершения намаза Духа

Сообщение Sulayman Abu Salih »

www.youtube.com/watch?v=rT6sOhuo_8s

Ас Саляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
Не очень понял ответ шейха Салиха аль-Фаузана.
Всегда полагал, что нет проблем совершать молитву Духа каждый день.
Но исходя из аргументации шейха, по аналогии выходит, что и Витр не стоит совершать каждую ночь, дабы никто не посчитал и его фардом?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Слова шейха аль-Фаузана по поводу ежедневного совершения намаза Духа

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Кое что по теме из так и не вышедшей в свет статьи про молитву Духа)

Является ли Сунной совершать молитву Духа каждый день?

Совершение молитвы Духа каждый день является установленной Сунной, к которой побуждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во многих хадисах, несмотря на наличие разногласий в этом вопросе среди учёных.
Некоторые учёные считали, что лучше не совершать молитву Духа каждый день, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал её постоянно, по причине чего некоторые сподвижники и таби’ины отрицали её правомочность и даже её называли нововведением.
Имам Ибн Хузайма об этом сказал: “Является обязательным принимать сообщение тех, кто знал и сообщил о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа, а не сообщение тех, кто говорил: «Он не совершал её»”. См. “Сахих Ибн Хузайма” (2/231).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Из числа сподвижников были такие, кто не совершал молитву Духа. Однако достоверно установлено в пророческих хадисах, что молитва Духа является благой и желательной молитвой. Более того, вопрос именно в том, является ли желательным совершать её постоянно, как об этом говорится в хадисе от Абу Хурайры, или же лучше оставлять постоянное её совершение, следуя примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха)? Это то, в чём было разногласие. Но более правильным будет сказать, что тот, кто постоянно совершает кыяму-ллейль, это избавляет его от того, чтобы неуклонно совершать молитву Духа, как это делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). А что касается того, кто проспал кыяму-ллейль, то молитва Духа будет для него заменой”. См. “Маджму’уль-фатауа” (22/284).

Следует отметить, что не всегда то, что оставлял Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает на то, что оставление этого лучше. Ведь он часто оставлял те или иные вещи по причине опасения того, что Аллах вменит это в обязанность членам его общины, или оставлял что-то, чтобы облегчить мусульманам, которые подражали ему во всём.
Сказал Ибн Хазм: “Достоверно установлено, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставлял какое-то дело, которое любил совершать, опасаясь того, что это станет затруднительным для его общины или что это будет вменено им в обязанность. И вызывает удивление то, как некоторые считают желательным для человека соблюдение поста в течение половины своей жизни и выстаивать в ночных молитвах больше трети ночи. Хотя достоверно передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он никогда не соблюдал добровольный пост на протяжении всего месяца, не совершал за ночь больше тринадцати рак’атов и не выстаивал в молитве больше трети ночи. Но почему-то они не посчитали его поступки в этих вопросах ограничивающими желательность увеличивать то, что он соблюдал из поста и что выстаивал из ночных молитв”. См. “аль-Мухалля” (7/61).
В качестве наглядного примера тому, о чём идёт речь, можно упомянуть тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину совершать ‘Умру в месяце Рамадан, говоря: «‘Умра в Рамадане равнозначна Хаджу (по награде)». аль-Бухари (1863), Муслим (1256).
Но при этом нет никаких указаний, чтобы он сам когда-либо совершал ‘Умру в месяце Рамадан. Более того, об этом также не передаётся ничего от его сподвижников, чтобы они делали ‘Умру в Рамадан. Так можно ли сказать, что лучше не совершать ‘Умру в Рамадан всегда, даже если есть такая возможность? Учитывая тот факт, что в отличие от этого вопроса, от группы сподвижников, в числе которых ‘Али ибн Аби Талиб, Умм Хани, ‘Аиша, Джабир, Анас, и др., передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не просто побуждал словами совершать молитву Духа, но и сам совершал её.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Бывало так, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) оставлял совершение какого-то поклонения, хотя он желал его совершить, опасаясь того, что люди станут ему в этом деле подражать и это станет для них обязательным. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не совершал молитву Духа, тогда как я совершаю её”. аль-Бухари (1128), Муслим (718).
Более того, в другом хадисе сама ‘Аиша признаёт тот факт, что всё же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа:
Му’аза аль-‘Адауия рассказывала, что спросила ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах): “Какое количество рак’атов молитвы Духа совершал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” На что ‘Аиша ответила: “Он совершал четыре рак’ата, после чего добавлял к ним столько рак’атов, сколько было угодно Аллаху”. Муслим (719).
По этой причине, объединяя между этими хадиса, хафиз аль-Байхакъи сказал: “Для меня смысл этого хадиса в том, а Аллаху это ведомо лучше, что ‘Аиша не видела, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постоянно совершал молитву Духа, а её слова: «тогда как я совершаю её» означают: «я совершаю её постоянно»”. См. “ас-Сунан аль-кубра” (3/71).
Также следует отметить, что учёные по «Усуль аль-фикъх» в случае отличия слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) от его поступков, стараются объединить между его словами и поступком, а в противном случае многие из них отдают предпочтение его словам, а не поступку. Дело в том, что поступок можно понять по-разному, он может быть исключением, может быть указанием на послабление, и т.п. А что касается слов, то они сильнее в качестве аргумента с той стороны, что слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о вопросах религии – это откровение от Аллаха, как об этом сказано в Священном Коране: «Он не говорит по прихоти. Это откровение, которое внушается» (53: 3-4). См. «Джам’ аль-джауами’» (2/366), «Иршад аль-фухуль» (стр. 39), «Музаккира Усуль аль-фикъх» (стр. 322).
А что тогда сказать о данной теме, когда слова и дела Пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже не расходятся, а напротив, сходятся. Ведь он побуждал свою общину совершать молитву Духа каждый день, хоть сам и не делал её постоянно.

Исходя из упомянутого, многие учёные считали, что совершение молитвы Духа каждый день является Сунной и желательным, потому что хоть Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и не совершал эту молитву сам каждый день, он побуждал к этому свою общину. А его слова сильнее в аргументации, чем его дела. Тем более он часто специально оставлял совершение многих благих дел, чтобы облегчать своей общине или из-за опасения, что эта вещь может стать для мусульман обязательной.

Доводами сторонников этого мнения являются следующие хадисы:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Мой любимый друг (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне три вещи: Соблюдать пост три дня каждый месяц, совершать два рак’ата молитвы Духа и не ложиться спать, пока я не совершу молитву Уитр”. аль-Бухари (1178, 1981), Муслим (721).
В других версиях этого хадиса говорится: “И он велел мне совершать молитву Духа в два рак’ата каждый день. Ахмад (8091).
Комментируя этот хадис, хафиз Ибн аль-‘Аттар сказал: “В этом хадисе содержится указание на желательность совершения молитвы Духа каждый день в два рак’ата”. См. “аль-‘Удда” (2/900).
Кстати, точно такой же хадис передаётся и от Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Мой любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне три вещи, которые я не оставлю, пока буду жив: Соблюдать пост три дня каждый месяц, совершать молитву Духа и не ложиться спать, пока я не совершу молитву Уитр”. Муслим (722).

Также и в известном хадисе со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением утра каждый сустав всякого из вас должен делать садакъа. Каждое прославление Аллаха (субхана-Ллах) есть садакъа. Каждое восхваление Аллаха (альхамду ли-Ллях) есть садакъа. Каждое произнесение слов «ля иляха илля-Ллах» – садакъа. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) – садакъа. Побуждение к одобряемому – садакъа и удержание от порицаемого – садакъа. Но всё это могут заменить собой два рак’ата молитвы Духа». Муслим (720).
В другой версии этого хадиса сказано: «С наступлением утра каждый сустав всякого из вас каждый день должен делать садакъа». Абу Дауд (1286).
Имам Ибн Хузайма назвал главу в своём сборнике, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Глава о достоинстве молитвы Духа, и разъяснение того, что два рак’ата молитвы Духа заменяют собой садакъа, которая предписана для каждого сустава каждый день”. См. “Сахих Ибн Хузайма” (2/228).
Комментируя данный хадис, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что совершение молитвы Духа в два рак’ата каждый день является Сунной. Ведь если тебе следует совершать садакъа всеми суставами своего тела каждый день, а эти два рак’ата заменяют собой это, то значит, что совершение молитвы Духа каждый день является Сунной”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (2/156).

Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине, она – молитва кающихся». Ибн Хузайма (2/228), аль-Хаким (1/314). Иснад этого хадиса назвали хорошим шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1994), “Тахридж Задиль-ма’ад” (1/337).
Этот хадис также побуждает совершать молитву Духа каждый день.
Хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Учёные разногласили, что лучше – постоянное совершение молитвы Духа или же совершение её в одно время и оставление в иное? Очевидным является первое мнение исходя из обобщённых достоверных хадисов”, после чего он привёл также и хадис: «Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося». См. «‘Умдатуль-къари» (7/240).

Что же касается слов некоторых учёных, что если человек будет совершать молитву Духа каждый день, несведущие люди могут посчитать её обязательной, то ответом на это является то, что такого опасения по милости Аллаха нет в наше время. Ведь практически мусульмане всего мира знают о том, что в Исламе обязательными являются только лишь пять молитв. К тому же если использовать подобные слова доводом, то следует сказать то же самое о многочисленных положениях желательных вещей, установленных Сунной. Например, каждодневное совершение добровольных молитв до и после обязательных молитв, именуемых «Сунан ар-рауатиб». Или каждодневное совершение молитвы Уитр и утренней Сунны в два рак’ата перед фардом, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял ни дома, ни в пути. Поистине, такими предположениями не оставляется то, совершение чего достоверно установлено пророческой Сунной!

Хафиз Ибн Дакыкъ аль-‘Ид в комментарии к хадису Абу Хурайры сказал: “В этом хадисе содержится довод на желательность совершения молитвы Духа в два рак’ата, и вероятно в хадисе было упомянуто минимальное количество рак’атов этой молитвы, которое следует совершать. А то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал эту молитву постоянно, никак не противоречит тому, что её совершение является желательным, поскольку желательность чего-то устанавливается на основании словесного довода. И не является условием установления какого-то постановления, чтобы в отношении него сошлись доводы, как в виде пророческих слов, так и его дел”. См. “Ихкам аль-ахкам” (2/33).

Спросили шейха Ибн База: «Какое мнение является правильным в отношении молитвы Духа, совершается ли она каждый день или же через день или как?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Правильное мнение состоит в том, что является Сунной совершать молитву Духа каждый день”. См. “Фатауа Ибн Баз” (30/59).

Спросили шейха аль-Альбани: «Молитва Духа является Сунной, но следует ли её совершать постоянно или нет?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Тот, кто в состоянии совершать эту молитву постоянно, пусть не допускает в этом упущения. Почему? Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что каждый сустав каждый день должен делать садакъа, после чего стал перечислять различные виды и сказал, что это всё заменяет два рак’ата молитвы Духа. Будет во благо тому человеку, который в состоянии совершать эту молитву в два рак’ата каждый день, выражая тем самым эту красивую благодарность Аллаху за все Его блага, которые не сосчитать”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 295).

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Что лучше – постоянное совершение молитвы Духа или же её оставление иногда?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Мы считаем, что Сунной является постоянное совершение молитвы Духа, и это лучше”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (№ 374).
Ответить