بسم الله الرحمن الرحيم
Когда молящийся за имамом начинает произносить салям?
Когда молящийся за имамом начинает произносить салям?
‘Итбан ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Мы совершали молитву вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и произносили салям сразу, когда он его произносил”. аль-Бухари (838).
Имамы аль-Бухари и ан-Насаи в своих сборниках назвали главы, в которых привели данный хадис, следующим образом: «О произнесении слов приветствия, когда их произносит имам». См. “Сахих аль-Бухари” (1/288), “Сунан ан-Насаи” (3/64).
Муджахид сказал: “Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) считал желательным, если имам произнёс слова саляма, чтобы те, кто молился позади него произносили салям вместе с его салямом”. Харб в “аль-Масаиль” (1090). Сообщение достоверное. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба” (1/371).
Однако имамы разногласили в понимании хадиса и асара данной главы.
Хафиз Ибн Батталь сказал: “Этот хадис указывает на то, что салям сподвижников был сразу после завершения саляма Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И именно это является тем, что считал желательным Ибн ‘Умар”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (2/455).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Внешне данный хадис указывает на то, что они произносили салям вместе с ним, однако смысл его не таков, а Аллаху это ведомо лучше. Поистине, смысл этого в том, что сподвижники произносили салям сразу же после произнесения им саляма, не отставая от него”. См. “Фатхуль-Бари” (7/385).
Хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Этой главой аль-Бухари указал на то, что молящийся позади имама не должен отставать от саляма имама, дочитывая какие-то мольбы”. См. «‘Умдатуль-къари» (6/122).
Что же касается слов Къады Абу ат-Тайиба ат-Табари, сказавшего: “Если имам произнёс первый таслим, то необходимость следования за ним уже прервалась, так как он завершил своим салямом молитву. И в таком случае у молившегося позади него есть выбор, если он желает, то также произносит салям, а если желает, то может продолжать сидеть и обращаться к Аллаху за защитой и мольбами, затягивая это”. См. “ат-Та’ликъа аль-кубра” (1/522).
Процитировав данные слова, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Это противоречит тому, что говорил сам аш-Шафи’и и большинство его сторонников, а также тому, что передаётся от сподвижников”. См. “Фатхуль-Бари” (7/382).
Мнения имамов о том, когда именно молящемуся позади имама следует произносить слова саляма:
- Одно из мнений имама Абу Ханифы гласит, что салям следует произносить одновременно вместе с имамом, однако два его ученика: Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шейбани считали, что салям следует произнести уже после завершения их произнесения имамом. См. «Бадаи’ ас-санаи’» (1/214).
- Группа учёных, среди которых аш-Шафи’и, считала, что следует произносить салям после того, как имам произнесёт первый салям в правую сторону и произносить второй салям после того, как он произнесёт второй салям в левую сторону, не дожидаясь того, чтобы имам произнёс оба саляма. И это мнение выбрал шейх аль-Альбани, который отвечая на вопрос произнесения саляма после того, как имам произнесёт оба саляма, сказал: “У этого поступка нет основы в Сунне. Напротив, внешнее понимание доводов указывает на обратное”. Сл. “аль-Фатауа аль-Имаратийя” (№ 7).
- А большинство учёных считали, что правильнее всего произносить слова саляма сразу после того, как имам произнесёт оба саляма. И это мнение выбрали шейхи Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.
Хафиз ан-Науауи сказал: “Является необходимым, чтобы молящийся позади имама произносил салям после того, как произнесёт его имам. Сказал аль-Багъауи: «Является желательным, чтобы человек не начинал произносить салям, пока имам не произнесёт оба саляма». Сказал аль-Мутауалли: «Является желательным произносить салям после того, как имам произнесёт первый салям», и это прямой текст от аш-Шафи’и, что передал аль-Бууейты. И они единогласны в том, что дозволяется произносить салям после того, как имам произнесёт первый салям, однако разногласие лишь в том, как лучше”. См. «аль-Маджму’» (3/483).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Лучше всего тому, кто молится за имамом, произносить слова саляма после того, как имам произнесёт оба саляма. Но если он произнесёт слова саляма после того, как имам произнесёт первый салям, то это является дозволенным для тех, кто говорил: «Второй салям не является обязательным», ибо они считали, что первым салямом имам завершил уже молитву. И это не является дозволенным для тех, кто считал, что второй салям является обязательным, поскольку человек не выходит из молитвы, не произнеся оба саляма”. См. “Фатхуль-Бари” (7/381).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Учёные говорили, что порицается произносить одновременно с имамом первый салям и второй. Однако, если ты произнёс первый салям после первого саляма имама, а второй после его второго саляма, то в этом нет проблем. Но лучше всего не произносить салям, пока имам не произнесёт оба саляма”. См. «Шарх аль-мумти’» (4/267).
- Что же касается того, кто произнёс салям, опередив имама, то нет сомнений в том, что это не дозволено. Более того, маликиты, а также шафииты и ханбалиты в одном из мнений говорят, что тем самым его молитва стала недействительной. См. «Минах аль-Джалиль» (1/380), «аль-Маджму’» (3/484).
- Что же касается того, кто произносит слова саляма вместе с имамом, не опережая его, как в одном из мнений считал Абу Ханифа, то учёные разошлись на этот счёт. Кто-то посчитал это желательным, кто-то порицаемым, а кто-то даже тем, что нарушает молитву.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Если молящийся позади имама произнесёт слова саляма вместе с имамом, то касательно недействительности его молитвы есть два мнения у наших сторонников (ханбалитов) и сторонников аш-Шафи’и. Но более правильным мнением и у нас и у них является то, что тем самым молитва не становится недействительной”. См. “Фатхуль-Бари” (7/382).
Исходя из процитированных слов обладателей знания, нам становится ясно, что касательно произнесения слов саляма за имамом, к истине ближе два положения:
- Произнесение саляма после того, как имам произнесёт оба саляма.
- Произнесение саляма после произнесения имамом каждого из них.
И кто бы из мусульман не совершал какой-то из этих двух вариантов, он не заслуживает никакого упрёка и порицания!
А Аллаху всё ведомо лучше.