Однажды, делая наставления одному человеку, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал ему:
“Не вмешивайся в то, что тебя не касается;
избегай своего врага;
остерегайся иметь приближённым другом кого-либо, кроме правдивого (аль-амин), а правдивый – это только тот, кто боится Аллаха;
не будь другом для грешника, чтобы ты не обучился от него его порокам, и не рассказывай ему своих секретов;
и советуйся в своих делах только с теми, кто боится Аллаха”.
Малик в “аль-Мууатта” (2/132).
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “аль-Джибт – это колдовство, а ат-тагъут – это шайтан.
Поистине, храбрость и трусость являются заложенными свойствами в мужчине. Однако храбрец сражается с тем, кого он даже не знает, [не придавая этому значения], тогда как трус бежит от собственного отца, матери [и даже жены].
Смерть на поле боя – это такая же погибель, подобная прочим смертям от болезней. Но шахидом станет тот, кто надеялся на награду от Аллаха и отдал свою жизнь ради Него.
И поистине, благородство мужчины – в его религии, а его почётное происхождение – в его благонравии, будь он персом или набатеем”.
Малик в “аль-Мууатта” (1/367), Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунан” (2/407), Ибн Аби Шейба в “аль-Мусаннаф” (34801), Ибн аль-Мунзир в “ат-Тафсир” (1/47), Ибн аль-Марзубан в “аль-Муруъа” (15). Данное сообщение усилили хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (8/252) и шейх аль-Альбани в «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (3/156).
Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам, с ним был и Абу ‘Убайда. Когда они прибыли туда, перед ним возникла переправа вброд, а ‘Умар сидел на своей верблюдице. Он слез с верблюдицы, снял свои сандалии, взял их в руки и вошёл в воду, ведя верблюдицу за поводья. На это Абу ‘Убайда сказал: “О амир-правоверных, разве такой как ты, поступает так?! Не обрадовало бы меня, чтобы жители города увидели тебя в таком положении”. На это ‘Умар рассержено сказал: “О если бы кто-нибудь другой, а не ты сказал это, о Абу ‘Убайда, то я наказал бы его в качестве назидания для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Мы были самыми униженными людьми, но Аллах возвеличил нас посредством Ислама. И какими бы методами мы не желали добиться величия помимо того, чем возвеличил нас Аллах, Он обязательно нас унизит!”
аль-Хаким (1/61), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1/47), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (8196). Шейх аль-Альбани и учёные Постоянного комитета подтвердили достоверность. См. “Сахих ат-Таргъиб” (2893), “Фатауа аль-Ляджна” (26/46).
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал людям:
“Пусть амир войска или военного похода не подвергает наказанию никого во время военного похода, пока они не вернутся, чтобы подвергнутого наказанию не овладела ярость шайтана, и он не примкнул к неверным!”
Са’ид бин Мансур (2/210), ‘Абдур-Раззакъ (5/198). Шейх Бакр Абу Зейд назвал иснад хорошим. См. “аль-Худуд уа-тта’зират” (стр. 54).
Сообщается, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) будучи халифом, стоя на минбаре запрещал что-то людям, после этого он собирал членов своей семьи и говорил им: “Поистине, я запрещаю людям то-то и то, поэтому люди смотрят на вас пристальным взглядом птицы. Клянусь Аллахом, кто бы из вас ни совершил то, что я запрещаю, я обязательно удвою его наказание, по причине вашего положения у меня!”
ат-Табари в “Тарих аль-умам уаль-мулюк” (2/68).
“Не вмешивайся в то, что тебя не касается;
избегай своего врага;
остерегайся иметь приближённым другом кого-либо, кроме правдивого (аль-амин), а правдивый – это только тот, кто боится Аллаха;
не будь другом для грешника, чтобы ты не обучился от него его порокам, и не рассказывай ему своих секретов;
и советуйся в своих делах только с теми, кто боится Аллаха”.
Малик в “аль-Мууатта” (2/132).
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “аль-Джибт – это колдовство, а ат-тагъут – это шайтан.
Поистине, храбрость и трусость являются заложенными свойствами в мужчине. Однако храбрец сражается с тем, кого он даже не знает, [не придавая этому значения], тогда как трус бежит от собственного отца, матери [и даже жены].
Смерть на поле боя – это такая же погибель, подобная прочим смертям от болезней. Но шахидом станет тот, кто надеялся на награду от Аллаха и отдал свою жизнь ради Него.
И поистине, благородство мужчины – в его религии, а его почётное происхождение – в его благонравии, будь он персом или набатеем”.
Малик в “аль-Мууатта” (1/367), Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунан” (2/407), Ибн Аби Шейба в “аль-Мусаннаф” (34801), Ибн аль-Мунзир в “ат-Тафсир” (1/47), Ибн аль-Марзубан в “аль-Муруъа” (15). Данное сообщение усилили хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» (8/252) и шейх аль-Альбани в «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (3/156).
Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам, с ним был и Абу ‘Убайда. Когда они прибыли туда, перед ним возникла переправа вброд, а ‘Умар сидел на своей верблюдице. Он слез с верблюдицы, снял свои сандалии, взял их в руки и вошёл в воду, ведя верблюдицу за поводья. На это Абу ‘Убайда сказал: “О амир-правоверных, разве такой как ты, поступает так?! Не обрадовало бы меня, чтобы жители города увидели тебя в таком положении”. На это ‘Умар рассержено сказал: “О если бы кто-нибудь другой, а не ты сказал это, о Абу ‘Убайда, то я наказал бы его в качестве назидания для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Мы были самыми униженными людьми, но Аллах возвеличил нас посредством Ислама. И какими бы методами мы не желали добиться величия помимо того, чем возвеличил нас Аллах, Он обязательно нас унизит!”
аль-Хаким (1/61), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1/47), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (8196). Шейх аль-Альбани и учёные Постоянного комитета подтвердили достоверность. См. “Сахих ат-Таргъиб” (2893), “Фатауа аль-Ляджна” (26/46).
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал людям:
“Пусть амир войска или военного похода не подвергает наказанию никого во время военного похода, пока они не вернутся, чтобы подвергнутого наказанию не овладела ярость шайтана, и он не примкнул к неверным!”
Са’ид бин Мансур (2/210), ‘Абдур-Раззакъ (5/198). Шейх Бакр Абу Зейд назвал иснад хорошим. См. “аль-Худуд уа-тта’зират” (стр. 54).
Сообщается, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) будучи халифом, стоя на минбаре запрещал что-то людям, после этого он собирал членов своей семьи и говорил им: “Поистине, я запрещаю людям то-то и то, поэтому люди смотрят на вас пристальным взглядом птицы. Клянусь Аллахом, кто бы из вас ни совершил то, что я запрещаю, я обязательно удвою его наказание, по причине вашего положения у меня!”
ат-Табари в “Тарих аль-умам уаль-мулюк” (2/68).