Устраивал ли Ибн 'Умар давку у Чёрного камня?

Ответить
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Устраивал ли Ибн 'Умар давку у Чёрного камня?

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас Саляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
Братья, такой вопрос: Правда ли, что Абдуллах ибн Умар, радыяЛлаху 'анху, устраивал давку возле Чёрного камня, чтобы прикоснуться к нему?
Просто я слышал о мнении, что давки и оттеснение людей у Чёрного камня не порицается, так как якобы от ибн Умара передаётся, что для прикосновения к Чёрному камню он входил в такую сильную давку, что у него даже кровь начинала идти.
Меня это, если честно, сильно удивило. Достоверно ли это?
БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Устраивал ли Ибн 'Умар давку у Чёрного камня?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Да, брат, есть такие асары от Ибн ‘Умара, и они являются достоверными. Однако недопустимо избирать для себя это мнение, не взирая на все сообщения, передаваемые от Ибн ‘Умара по данной теме, как и не обращая внимания на пророческие постановления и мнения других сподвижников!
Но прежде, чем упомянуть эти сообщения от Ибн ‘Умара хотелось бы вкратце напомнить о некоторых положениях, связанных с Чёрным камнем.

Нет никаких сомнений в том, что прикосновение к Чёрному камню и его целование является Сунной и содержит в себе великие достоинства. Ведь в достоверных пророческих хадисах говорится, что этот камень из Рая, что прикосновение к нему является причиной искупления грехов, что он будет свидетельствовать в Судный день, и т.п.
Однако, большинство учёных первых и поздних поколений считали, что если желание и попытки прикоснуться к Чёрному камню станут причиной давки и причинения вреда и трудностей для других мусульман, это следует оставить, и достаточно будет в такой ситуации указать рукой в сторону Чёрного камня, произнеся «Бисми-Ллях, Аллаху акбар». Ведь Шариат не дозволяет совершать запретное и причинять вред мусульманам для того, чтобы выполнить желательное действие. См. «аль-Мугъни» (3/384), «Бадаи’ ас-санаи’» (2/146), «Бахр аль-мазхаб» (3/473), «аль-Фуру’» (3/496).
Именно поэтому Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его славные сподвижники не только целовали и прикасались к Чёрному камню, но и указывали в его сторону рукой, если прикосновение к нему создавало трудности. А ведь в их время не было вокруг Каабы миллионов мусульман!
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Все эти виды передаются от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Самый лучший вариант – это прикосновение к Чёрному камню рукой и его целование.
Затем идёт – прикосновение к нему рукой и целование после этого руки.
Затем идёт – прикосновение к камню палкой или чем-то иным и целование этого, если это не повлечёт причинение вреда другим. Но такая Сунна передаётся в отношении того, кто совершает тауаф верхом на животном, насколько нам известно.
Затем идёт указание рукой в сторону Чёрного камня.
Таким образом, есть четыре положения, и следует начинать с первостепенного, переходя к следующему этапу, не причиняя вреда и не создавая трудностей”. См. «Шарх аль-мумти’» (7/238).

Усвоив упомянутое, хотелось бы затронуть аргументы, указывающие на то, что нельзя создавать давки для прикосновения к Чёрному камню или Йеменскому углу Каабы:

- Со слов Абу Са’ида аль-Худри, Ибн ‘Аббаса, ‘Убады ибн Самита, Абу Хурайры, Джабира, ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим». Малик (2/218), Ахмад (5/326), Ибн Маджах (2340). Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Дауд, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-‘Аляи, Ибн Раджаб, аль-Альбани. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (стр. 311), “Файдуль-Къадир” (6/138), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (250).
Этот хадис является обобщённым и всеобъемлющим!

- Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О ‘Умар! Поистине, ты – человек сильный, так не создавай же давки возле Чёрного камня, чтобы не причинить вреда слабому! Если ты обнаружишь свободное место, то прикоснись к чёрному камню, а иначе повернись в его сторону, произнести такбир (Аллаху акбар) и продолжай идти».
Этот хадис имеет несколько путей передач, которые приводят ‘Абдур-Раззакъ (8910), Ибн Аби Шейба (7/534), аш-Шафи’и в «ас-Сунан аль-маъсура» (510), аль-Азракъи в «Ахбару Макка» (461), Ахмад (1/121), аль-Байхакъи (5/140) и др.
Некоторые учёные, в числе которых имам аз-Захаби и шейх Ахмад Шакир, ослабили этот хадис по той причине, что в каждой из его версий это сообщение со слов ‘Умара передаёт неупомянутый по имени передатчик. См. “аль-Мухаззаб” (7863), “Тахридж аль-Муснад” (190).
Однако в версии, которую передал аш-Шафи’и сказано, что Суфьян ибн ‘Уяйна сказал об этом передатчике: “Это – ‘Абдур-Рахман ибн Нафи’ ибн ‘Абдуль-Харис, которого аль-Хадджадж назначил амиром Мекки после убийства Ибн аз-Зубайра”. См. “ас-Сунан аль-маъсура” (1/375).
То же самое передал от Суфьяна и имам аль-Фасауи в «аль-Ма’рифа уа-ттарих» (2/671), что этот неупомянутый передатчик – ‘Абдур-Рахман ибн Нафи’ ибн ‘Абдуль-Харис.
Хафиз Ибн Касир по поводу данного хадиса сказал: “Этот иснад сильный, однако, не названо имя того, кто передал его от ‘Умара, но очевидным является то, что он является надёжным и достойным. Ведь аш-Шафи’и передал от Суфьяна, что его имя ‘Абдур-Рахман ибн Нафи’ ибн ‘Абдуль-Харис. Этот человек был почётным, праведным, занимавшим высокое положение, и он был одним из четырёх людей, которым ‘Усман ибн ‘Аффан поручил записывать Коран”. См. “аль-Бидая” (5/159).
Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: “Этот хадис хороший (хасан) и все его передатчики являются надёжными – передатчиками двух шейхов (аль-Бухари и Муслима), не считая шейха Мекки, который передал его. Но Суфьян ибн ‘Уяйна упомянул, что это ‘Абдур-Рахман ибн Нафи’ ибн ‘Абдуль-Харис. Он был сыном сподвижника, а его отец был наместником при ‘Умаре ибн аль-Хаттабе”. См. “Тахридж аль-Муснад” (1/321).
По упомянутым причинам данный хадис усилили хафиз Ибн Касир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “Муснад аль-Фарукъ” (1/497), “Манасик аль-хадж уаль-‘умра” (стр. 21), “Тахридж аль-Муснад” (190).

- ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: «Как ты поступил (во время обрядов паломничества) с прикосновением к Чёрному камню?» Я ответил: «Я прикасался к нему и оставлял прикосновение к нему». На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты поступил правильно». Ибн Хиббан (3812), аль-Баззар (3/266), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (7/140). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” (6/43).
Имам аш-Шафи’и в комментарии к этому хадису сказал: “Я считаю, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Абдур-Рахману: «Ты поступил правильно», поскольку он прикасался к Чёрному камню тогда, когда не было давки, и оставлял прикосновение к нему, когда была давка”. См. “аль-Умм” (2/187).

- Ибн аль-Мухтар сказал: “Я спросил Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) о прикосновении к Чёрному камню и он сказал: «Не устраивай там давку! Если ты найдёшь там свободное место, то прикоснись к нему, а иначе иди дальше»”. аль-Факихи в “Ахбару Макка” (134). Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/131).

- Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если ты обнаружишь давку возле Чёрного камня, то не причиняй никому вреда и сам избегай вреда”. ‘Абдур-Раззакъ (8908), аль-Азракъи в “Ахбару Макка” (464), аль-Факихи в “Ахбару Макка” (133). Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/130).

- Ханзаля аль-Джумахи сказал: “Редко когда Таус прикасался к Чёрному камню, если видел возле него столпотворение, и он говорил: «Ибн ‘Аббас сказал: «Не причиняй мусульманину вреда и не делай так, чтобы он причинил тебе вред! Если ты увидишь свободное место возле Чёрного камня, то поцелуй его или прикоснись к нему, а иначе иди дальше»”. аль-Азракъи в “Ахбару Макка” (465). Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/464).

- Хишам ибн ‘Уруа сказал: “Поистине, мой отец (‘Уруа ибн аз-Зубайр) если видел щель между людьми, то прикасался к Чёрному камню, а если возле Чёрного камня было большое столпотворение, то он произносил такбир”. аль-Факихи в “Ахбару Макка” (175). Иснад достоверный. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/147).

- Хайуа ибн Шурайх сказал: “Ата порицал оттеснение людей у Чёрного камня, и он часто это запрещал, говоря: «Остерегайтесь причинять вред мусульманам!»” аль-Факихи в “Ахбару Макка” (125). Иснад достоверный. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/128).
Также ‘Ата говорил: “Произнести такбир и не причинить вреда мусульманину для меня любимей, чем прикоснуться к Чёрному камню”. аль-Факихи в “Ахбару Макка” (140). Иснад достоверный. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/132).

Таковым было постановление Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников и таби’инов по поводу порицания давки для прикосновения к Чёрному камню.

Что же касается мазхаба Ибн ‘Умара по данному вопросу, то этот момент требует пояснения.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я всегда прикасался к двум этим углам (Йеменскому углу и Чёрному камню) независимо от того, трудно это было сделать или легко, после того как увидел, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прикасается к ним”. аль-Бухари (1606), Муслим (1268).
Нафи’ – передавший эти слова от Ибн ‘Умара сказал: “Ибн ‘Умар устраивал давку среди людей возле этих углов Каабы так, что по этой причине у него шло кровотечение из носа, после чего он приходил и мыл его”. ‘Абдур-Раззакъ (8904).
Также Тальха ибн Яхья ибн Тальха сказал: “Я спросил аль-Къасима ибн Мухаммада относительно давки возле Чёрного камня, и он ответил: «О сын моего брата, теснись с людьми, ибо, поистине, я видел, как ‘Абдуллах ибн ‘Умар теснился так, что из его носа текла кровь»”. ‘Абдур-Раззакъ (8907), аль-Факихи в “Ахбару Макка” (130). Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/129).

Ответом на это служит следующее:

Во-первых, Ибн ‘Умар поступал таким образом из-за великого достоинства прикосновения к Чёрному камню, прикосновение к которому стирает прегрешения, как об этом передаётся в хадисах. К тому же Ибн ‘Умар был известен своим сильным подражанием Пророку (мир ему и благословение Аллаха) во всём. Так, передав сообщение о том, что Ибн ‘Умар так изнурился в попытке прикоснуться к Йеменскому углу Каабы, что вышел из тауафа и отдохнув снова пытался это сделать, ‘Абдуль-‘Азиз ибн Аби Рууад, который являлся шейхом Заповедной мечети Мекки в своё время, сказал: “Этот поступок не является обязательным для людей. Однако Ибн ‘Умар желал совершить то, что делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. аль-Азракъи в “Ахбару Макка” (1/461).

Во-вторых, упомянутые сообщения не указывают на то, что Ибн ‘Умар считал такую давку для прикосновения к Чёрному камню похвальным деянием. Так, его сын – Салим передал: “Поистине, ‘Абдуллах ибн ‘Умар не оставлял прикосновение к двум углам Каабы ни во время давки, ни когда её не было. И я даже видел его, как во время дня Жертвоприношения от сильной давки у него пошла кровь и он сказал: «Воистину, в этот раз мы допустили ошибку»”. аль-Азракъи в “Ахбару Макка” (457). Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/461).

В-третьих, это не было постоянным поступком Ибн ‘Умара. Так, Муджахид сказал: “Я никогда не видел, чтобы Ибн ‘Умар создавал давку возле Чёрного камня. Но видел его лишь один раз, как от давки у него потекла кровь из носа”. аль-Байхакъи (5/81), аль-Факихи в “Ахбару Макка” (124). Сообщение достоверное. См. «аль-‘Атикъ» (18/394).
Рассказывая о том, как он совершал тауаф вокруг Каабы вместе с Ибн ‘Умаром, Гъутайф ас-Сакъафи сказал: “Я видел, как Ибн ‘Умар не оставлял прикосновение к двум углам Каабы. И видел, как он не мешал другим”. ‘Абдур-Раззакъ (8907). Сообщение достоверное. См. «аль-‘Атикъ» (18/402).

В-четвёртых, даже если посчитать, что таковым был мазхаб Ибн ‘Умара в буквальном смысле, то его поступок не может быть аргументом в противоречие пророческому постановлению и позициям других сподвижников, которые это порицали!
Ибрахим ибн Майсара рассказывал: “Как-то один человек сказал Таусу: «Поистине, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, не оставлял прикосновение к двум углам Каабы при каждом тауафе!» На что Таус сказал ему: «Зато это оставлял тот, кто был лучше него!» Его спросили: «И кто же это?» Он ответил: «Его отец – ‘Умар, да будет доволен им Аллах»”. ‘Абдур-Раззакъ (8905), аль-Факихи в “Ахбару Макка” (198). Сообщение хорошие. См. “аль-‘Атикъ” (18/396).
Имам Абу-ль-Махасин ар-Руяни сказал: “Порицается создавать давку возле Чёрного камня. Но группа из числа учёных говорила, что лучше создавать давку (чтобы коснуться Чёрного камня), опираясь на то, что передаётся от Ибн ‘Умара”, после чего он привёл некоторые из упомянутых асаров и сказал: “Однако это является ошибочным мнением!”, после чего привёл пророческий хадис от ‘Умара и асар от Ибн ‘Аббаса, в которых порицаются давки, устраиваемые возле Чёрного камня. См. “Бахр аль-мазхаб” (3/473).

Сказал аль-Каусадж: “Я спросил Ахмада: «Следует ли создавать давку возле Чёрного камня?» И Ахмад ответил: «Нет! Пусть не причиняет вреда ни другим, ни себе». И точно так же сказал Исхакъ (Ибн Рахауейх)”. См. “Масаиль аль-Каусадж” (1537).
Имам аль-Касаи сказал: “Передаётся от сподвижников Посланника Аллаха, что они прикасались и целовали Чёрный камень, если была такая возможность, и если это не сопровождалось причинением вреда кому-либо. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Умару: «Поистине, ты – человек сильный, так не создавай же давки возле Чёрного камня, чтобы не причинить вреда слабому». Поистине, прикосновение к Чёрному камню – это Сунна, а причинение вреда мусульманину – харам! И оставить то, что является запретным первичней, чем совершить то, что является Сунной”. См. «Бадаи’ ас-санаи’» (2/146).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Разве ты не знаешь, что прикасаться к Чёрному камню и целовать его является желательным? Однако если возле Чёрного камня есть давка и прикосновение к нему повлечёт причинение вреда людям, то в таком случае это запрещается”. См. “Джами’ аль-масаиль” (3/141).
Ответить