Ответ на сомнение относительно отсутствия у человека выбора прежде его создания

Ответить
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Ответ на сомнение относительно отсутствия у человека выбора прежде его создания

Сообщение abu jafar »

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدُه ونستعينُه ونستغفرُه، ونعوذُ باللهِ من شرورِ أنفسِنا ومن سيئاتِ أعمالِنا، مَن يَهْدِهِ اللهُ فلا مُضِلَّ له، ومَن يُضْلِلْ فلا هادِيَ له، وأشهدُ أن لا إله إلا اللهُ وحدَه لا شريكَ له، وأشهدُ أنَّ مُحَمَّدًا عبدُه ورسولُه
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ (آل عمران 102)
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ، وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا، وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً، وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ، إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا (النساء 1)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا (الأحزاب 70، 71)
أَمَّا بَعْدُ؛ فإنَّ خَيْرَ الحَديثِ كِتَابُ اللهِ تعالى، وَخَيْرَ الهَدْيِ هَدْيُ مُحَمَّدٍ ، وَشَرَّ الأُمُورِ مُحْدَثَاتُهَا، َوكُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدَعَةٌ وَكُلَّ بدْعَةٍ ضَلَالَةٌ

Поистине лучшая речь — это речь Всевышнего Аллаха, а лучшее руководство — это руководство Мухаммада . Худшими же из деяний являются дела привнесённые в религию, и каждое привнесение является нововведением, а каждое нововведение — ни что иное, как заблуждение.
Недавно братья передали мне довольно-таки странный вопрос одного человека и попросили разъяснить его. Вопрос такой: «Если человеку был дан выбор, кем именно ему быть, человеком или чем-то иным, то почему изначально у него не было выбора, перед тем как его создали, быть ли ему созданным или нет?»
Во-первых, сразу видно, что в вопросе содержится явная логическая ошибка с нарушенной причинно-следственной связью, так как спрашивающий хочет, чтобы у него был выбор до того, как его создали. Но чтобы предоставить ему этот выбор, его же надо сначала создать, а уже после этого спросить его мнение, и в этот момент он так же может сказать, что его создали без его ведома и так по кругу.
Во-вторых, с чего он решил, что у него кому-то надо брать разрешения? Или что у него есть право предъявлять что-то? Как сказал Аллах:

﴿‌لَا ‌يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ﴾ [الأنبياء: 23]

«Аллах не будет спрошен за то, что Он делает, а они будут спрошены». (Коран 21:23).
В-третьих, такого выбора у человека не было, однако скорее всего он перепутал это с другим положением, когда человеку предложили понести ответственность и быть либо вознаграждённым, либо наказанным и он согласился по причине своего невежества. То есть человеку был дан выбор не кем стать — человеком, камнем или деревом, а была предложена ответственность (аль-амана), чтобы он мог по своему собственному выбору выполнять возложенные на него обязанности и отстраняться от запретов. Скорее всего он что-то слышал о предоставленном человеку выборе, но не понял в чём суть выбора.
А суть в том, что небесам, земле и горам была предложена ответственность (аль-амана), и они отказались, боясь, что не справятся, а человек согласился, как об этом сообщил Всевышний Аллах в Коране:

﴿إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَنْ يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا ‌وَحَمَلَهَا ‌الْإِنْسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا﴾ [الأحزاب: 72]

«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались, испугавшись этого, а человек взялся нести её. Воистину, он был несправедлив и невежественен».
Далее Всевышний Аллах поясняется для чего это было сделано и говорит:

﴿لِيُعَذِّبَ اللَّهُ الْمُنَافِقِينَ وَالْمُنَافِقَاتِ وَالْمُشْرِكِينَ وَالْمُشْرِكَاتِ وَيَتُوبَ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا﴾ [الأحزاب: 73]

«И это было сделано для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран 33:72,73).
То есть, после сотворения мироздания Аллах предложил небесам, земле и горам взять на себя эту ответственность (этот аманат) и обещал вознаградить их, если они будут верны завету с Аллахом, ну и соответственно наказать, если они нарушат этот завет. Однако они отказались, опасаясь, что не смогут выполнить возложенное на них. Тогда Аллах предложил человеку с теми же условиями взять на себя ответственность, и он согласился, потому что изначально был создан с другими качествами — невежественным и склонным к несправедливости. Затем Аллах поясняет мудрость всего этого, а именно то, что сделано это было для того, чтобы люди выявили своё нутро, выявили то, что в их душах, выявили то, что скрывают в своих сердцах, и явно показали и проявили, кем они являются на самом деле. И таким образом люди разделились на три категории в зависимости от того, насколько они верны этому завету с Аллахом.
Первая категория — это лицемеры, которые внешне хоть и выполняют свои обязанности перед Аллахом, но в душе испытывают неприязнь и ненависть к тому, что они подчиняются Аллаху.
Вторая — это многобожники, которые открыто показывают своё непризнание и пренебрежение к возложенным на них обязанностям.
И третья — это верующие, которые и душой, и телом придерживаются предписаний своего Господа. (См. «Тафсир ас-Са‘ди»).
Итак, Аллах — единственный Творец и создаёт что пожелает и как пожелает, и наделяет Свои творения такими качествами, какими пожелает. А у людей нет и не может быть никакого довода против Аллаха, тем более, что когда Аллах создал души, они все засвидетельствовали господство Аллаха, как об этом сообщил Всевышний Аллах в Коране:

﴿وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِنْ بَنِي آدَمَ مِنْ ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنْفُسِهِمْ ‌أَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ قَالُوا بَلَى شَهِدْنَا أَنْ تَقُولُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ﴾ [الأعراف: 172]

«Твой Господь вывел из хребта сынов Адама их потомство и заставил засвидетельствовать против самих себя: “Разве не Я ваш Господь?” Они сказали: “Конечно, мы свидетельствуем”. И это – для того, чтобы в День Воскрешения вы не говорили: “Мы не знали этого”». (Коран 7:172).
То есть в каждом из людей изначально заложено знание о Господе, которое верующие увеличивают и укрепляют посредством приобретения знания, изучения религии, покорности и поклонения Аллаху. А неверные эти зачатки веры подавляют и искореняют.
Как понимают эти и подобные им аяты верующие рабы Аллаха? Так, как и подобает рабам, а именно — что Аллах захотел создать и создал человека таким, каким Он его создал: невежественным и склонным к несправедливости. При этом способным осознавать свою вину и каяться, способным исправляться, желая довольства Аллаха и желая получить Его награды. И они не пренебрегают тем, что Аллах приготовил для них. Не ведут себя высокомерно со своим Господом, пренебрегая Его наградами и милостями, в отличие от некоторых заблудших, которые пренебрежение к наградам Аллаха считают искренностью и чем-то хорошим, показывая свою самодостаточность и отсутствие нужды в благах Аллаха.
И ещё, вот эти обязанности, которые были возложены на людей, разве они невыполнимы? Это некая недостижимая цель?! Если ещё и учесть, что Аллах возложил на Своих рабов только то, что им по силам, как об этом сказал Всевышний:

﴿لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا﴾ [البقرة: 286]

«Аллах не возлагает на душу, кроме как то, что ей по силам» (Коран 2:286).
И что делает верующий? Он радуется, радуется наличию имана в сердце, радуется предстоящей встрече со Своим Господом, радуется тому, что его ожидает в Раю, радуется тому, что Аллах готов простить любой его грех, любое его ослушание, лишь бы он осознал свою вину, свою несправедливость и пришёл с искренним покаянием.
А вот в сердце неверного или маловера совсем другая обстановка. Он начинает бунтовать и возмущаться: «Как это так? Я никому и ничем не обязан! Даже если меня и создали, то создали без моего ведома. И почему меня не спросили, хочу ли я вообще существовать или нет?» И даже если он не произносит всё это словами, это состояние охватывает его сердце. И он может даже признавать, что создан Аллахом, но ведёт себя высокомерно, заявляя, что он не просил его создавать и т.п.
Это как если человек, говорит своим родителям, мол зачем вы меня зачали, почему не спросили меня, прежде чем зачать, хочу ли я быть вашим сыном или дочерью или нет? Подобные претензии являются явной глупостью и противоречием, а Аллах далёк от всякого несовершенства!

И самое главное, никто и никогда не должен забывать, что по отношению к Аллаху все Его создания являются рабами, а у раба нет прав, кроме тех, которые ему дал его хозяин. Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنْ كُلُّ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ ‌عَبْدًا﴾ [مريم: 93]

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому не иначе, как в качестве раба». (Коран 19:93).
И если кто-то претендует на то, чтобы его взаимоотношения с Создателем были на равных, как у господина с господином, то подобное высокомерие по отношению к Аллаху абсолютно неприемлемо и я думаю, что никого не удивлю словами о том, что это явное неверие. И к великому сожалению, отголоски этого встречаются даже среди соблюдающих мусульман, которые соблюдают из Ислама только то, что сами посчитают правильным, полезным или приемлемым для себя, и оставляя то, с чем они несогласны, как будто у них есть право соглашаться с чем-то из религии Аллаха или не соглашаться. И не дай Аллах им умереть в таком плачевном состоянии, противопоставляя своё мнение мнению Всевышнего Аллаха или Его Пророка , и не понимая, что это является явным неверием. А ведь Всевышний Аллах сказал:

﴿وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ ‌الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَنْ يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُبِينًا﴾ [الأحزاب: 36]

«Ни для верующего мужчины, ни для верующей женщины нет выбора в том, относительно чего Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в явное заблуждение». (Коран 33:36).
И я прошу Аллаха, чтобы Он привёл их к пониманию своего положения — положения раба — а также привёл к покаянию. И чтобы они подчинили Аллаху в первую очередь свои сердца, приняли и покорились сердцами всему без исключения, что достоверно утверждено в религии Аллаха, а затем по мере возможности подчинялись Ему и своими телами, прося прощения за их упущения и надеясь на Его безграничную милость!
Ответ на сомнение относительно отсутствия у человека выбора прежде его создания.mp3
(9.65 МБ) 130 скачиваний
Ответить