«При упоминании праведников ниспосылается милость»

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

«При упоминании праведников ниспосылается милость»

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

«При упоминании праведников ниспосылается милость»

Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Муса передали, что имам Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: “При упоминании праведников ниспосылается милость”. ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аз-Зухд” (стр. 254), Ибн аль-Мукъри в “аль-Му’джам” (142).

Аль-Хасан ибн ар-Раби’ сказал: “Я слышал, как Ибн аль-Мубарак в аль-Массисе упомянул ‘Али ибн аль-Фудайля и стал рассказывать о его достоинствах. В это время один человек спросил его о каком-то хадисе, на что он ответил: “Погоди, поистине, Мухаммад ибн ан-Надр аль-Хариси часто говорил: «При упоминании праведников ниспосылается милость»”. аль-Лялякаи в “Карамат аль-аулия” (45).

Абу Бакр аль-Маррузи рассказывал, что когда он упомянул при имаме Ахмаде про аль-Фадля и Фатха аль-Маусыли, а также их терпение во время нищеты, имам Ахмад заплакал и сказал: “Да помилует их Аллах! Было сказано: «При упоминании праведников ниспосылается милость»”. См. «аль-Уара’» (267).

Передав от Суфьяна ас-Саури слова: «При упоминании праведников ниспосылается милость», хафиз Ибн ‘Абдиль-Барр сказал: “А что касается того, кто передаёт из сообщений праведников только их взаимные упрёки, которые могли быть следствием зависти, ошибки, гнева или страсти, не передавая и не упоминая про их достоинства, тот лишился содействия, впал в злословие и сошёл с прямого пути”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” (2/1118).

Именно с асара: «При упоминании праведников ниспосылается милость» начал свою книгу, посвящённую биографиям праведных предшественников, великий имам Сунны – Абу-ль-Къасим аль-Асбахани, после чего привёл следующий асар:
Ахмад ибн Михран рассказывал: “Как-то я сопровождал Абу Мас’уда ар-Рази на рынке Асбахана и мы стали вспоминать о достоинствах Суфьяна ас-Саури. Тогда Абу Мас’уд сказал: «Я надеюсь, что Аллах простит нам грехи по причине упоминания достоинств Суфьяна»”. См. “Сияр ас-саляф” (стр. 6).

Также этот асар: «При упоминании праведников ниспосылается милость» упомянул в своём предисловии ученик шейхуль-Исляма Ибн Таймии – хафиз Абу Хафс ‘Умар аль-Баззар, написавший книгу о биографии и достоинствах имама Ибн Таймии. См. “аль-А’лям аль-‘алийя фи манакыб Ибн Таймия” (стр. 16).

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани передал, что имам Абу Ханифа сказал: “Передача сообщений от учёных и нахождение в их обществе любимей для меня, чем многие положения фикъха, ибо в этом содержится адаб учёных и их благонравие”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” (819).

И нет никаких сомнений, что во главе всех праведников и учёных стоят первые три поколения саляфов во главе со сподвижниками, а имамом и господином всех праведников является Посланник Аллаха – Мухаммад ибн ‘Абдуллах (мир ему и благословение Аллаха)!

Как-то Абу ‘Усман аль-Хийри сказал Абу Джа’фару ибн Хамдану: “Разве вы не передаёте, что при упоминании праведников ниспосылается милость?” Он ответил: «Конечно». Тогда Абу ‘Усман сказал: “А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является господином всех праведников”. См. “ас-Сияр” (14/64).

Важно отметить, что аль-Гъазали допустил ошибку и посчитал слова: «При упоминании праведников ниспосылается милость» пророческим хадисом.
Многие хафизы, в числе которых аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, говорили: “Эти слова не являются пророческим хадисом, и хадис в таком виде не имеет основы!” См. “Тахридж аль-Ихья” (1/697), “аль-Макъасыд аль-хасана” (720), “Тазкира аль-Мауду’ат” (193).
Ответить