Благонравие — это прежде всего благонравие по отношению к Аллаху!

Ответить
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Благонравие — это прежде всего благонравие по отношению к Аллаху!

Сообщение abu jafar »

إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدُه ونستعينُه ونستغفرُه، ونعوذُ باللهِ من شرورِ أنفسِنا ومن سيئاتِ أعمالِنا، مَن يَهْدِهِ اللهُ فلا مُضِلَّ له، ومَن يُضْلِلْ فلا هادِيَ له، وأشهدُ أن لا إله إلا اللهُ وحدَه لا شريكَ له، وأشهدُ أنَّ مُحَمَّدًا عبدُه ورسولُه
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ (آل عمران 102)
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ، وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا، وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً، وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ، إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا (النساء 1)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا (الأحزاب 70، 71)
أَمَّا بَعْدُ؛ فإنَّ خَيْرَ الحَديثِ كِتَابُ اللهِ تعالى، وَخَيْرَ الهَدْيِ هَدْيُ مُحَمَّدٍ ، وَشَرَّ الأُمُورِ مُحْدَثَاتُهَا، َوكُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدَعَةٌ وَكُلَّ بدْعَةٍ ضَلَالَةٌ

Поистине лучшая речь — это речь Всевышнего Аллаха, а лучшее руководство — это руководство Мухаммада . Худшими же из деяний являются дела привнесённые в религию, и каждое привнесение является нововведением, а каждое нововведение — ни что иное, как заблуждение.

Хотелось бы затронуть тему благонравия и сказать несколько слов относительно тех нравов, которые должны быть у мусульман.
Да, услышав это кто-то скажет: «Наконец-то, кто-то будет говорить нам о том, упущение в чём все мы явно наблюдаем в общине мусульман, а что касается Таухида, то о нём говорят многие и эту чашу в области призыва более или менее заполнили, в отличие от благонравия».
Начнём с того, что Посланник Аллаха сказал, что его миссия заключалась только в том, чтобы довести до совершенства благой нрав:

إنَّما بُعِثتُ ‌لأُتمِّمَ ‌مكارِمَ الأخلاقِ

«Поистине, я был послан только для того, чтобы довести до полноты и совершенства благие нравы».
Воплотил ли он то, для чего был послан? Конечно же, да! Ведь Всевышний Аллах сказал о нём:

﴿وَإِنَّكَ لَعَلَى ‌خُلُقٍ ‌عَظِيمٍ﴾ [القلم: 4]

«Поистине, ты великого нрава».
Также Посланник Аллаха сказал, что самый лучший иман у тех из верующих, у кого лучше нрав, как это передаётся в хадисе со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Аллаха сказал:

أكمَلُ المؤمنين إيماناً أحسنُهُم خُلُقاَ

«Наилучший иман у тех верующих, у которых лучше нрав».
Также он сказал:

وَإِنَّ مِنْ ‌أَقْرَبِكُمْ ‌إِلَيَّ ‌يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَحَاسِنُكُمْ أَخْلَاقًا

«Самими близкими ко мне в Судный день окажутся самые благонравные из вас».
И можно ли после этого пренебрегать благонравием и упрекать того, кто вместо того, чтобы говорить то, о чём говорят все остальные или очень многие, решил вплотную заняться тем, в чём видит упущение среди мусульман?

Но кто-то может задаться вопросом: «А как же быть с тем, что основа призыва всех посланников была в именно призыве к Единобожию?».
И действительно, Всевышний Аллах ведь в Коране сказал:

﴿وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولًا ‌أَنِ ‌اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ﴾ [النحل: 36]

«И Мы послали в каждую общину посланника, (чтобы посланники призывали) поклоняться Аллаху и отстраняться от тагъута», — то есть отстраняться от всего, чему поклоняются помимо Аллаха.
И здесь у несведущих может возникнуть ощущение, что есть какая-то нестыковка между словами Пророка о том, что он был послан лишь для того, чтобы довести до полноты благой нрав и между тем, что в этом аяте говорится, что все посланники приходили только для того, чтобы велеть своим народам поклоняться лишь одному Аллаху и избегать ширка.
А всё дело в том, что благой нрав мусульманин обязан проявлять в первую очередь к своему Господу. Да, именно к Всевышнему Аллаху, Который создал его, Который наделяет его всем, что у него есть, Который умертвит его и оживит, и дарует ему несметные блага Рая. А что значит проявление благонравия к Аллаху? Оно значит то, что должны соблюдаться права Аллаха, права Аллаха в признании рабом Господства Аллаха над ним, в признании и подтверждении прекрасных имён и атрибутов Всевышнего Аллаха, и посвящении всех видов поклонения лишь Ему одному, не приобщая Ему сотоварищей. Это и есть соблюдение прав Аллаха! Это и есть проявление благонравия к Всевышнему Аллаху! И только потом, только после этого мусульманин смотрит на права творений.
Если же он будет предпочитать правам Создателя, права Его созданий то о каком благонравии идёт речь? И чего хотят те, кто направил свой призыв на узкое понимание благонравия лишь между творений, заботясь об исполнении своих прав и прав других людей, и при этом начинают нервничать и возмущаться, когда от них просят рассказать о правах Господа, просят рассказать о Таухиде? Неужели они не понимают, что благонравие без Таухида — это чистой воды лицемерие, а благонравие с нарушенным Таухидом не принесёт пользы тому, кто был благонравным?!
И потом, неужели соблюдение людьми их собственных прав и прав друг друга они ставят выше соблюдения людьми прав Всевышнего Аллаха?!
Да, кто-то может сказать, что если он начнёт призыв с тонкостей единобожия, то большинство людей от него отвернётся, тогда как он хочет сначала укрепиться в их сердцах, получить признание, заслужить доверие, и только после этого постепенно призвать их к Единобожию, призвать их к признанию имён и атрибутов Аллаха так, как Сам Аллах о них сообщил, признать без отрицания, без уподобления и без искажения.
Однако это ихванский манхадж. Это они сначала хотят прийти к власти любым способом, чтобы, окрепнув, призвать к истине в их понимании. И если бы результат не зависел от Аллаха, если бы результат не был от Аллаха, то я бы тоже сказал, что сначала надо прийти к власти, укрепиться, а потом уже подчинить людей нужной идеологии. И так это работает везде, кроме призыва, который является поклонением, более того призыв к Исламу является одним из величайших видов поклонения. И в этой области они посчитали путь Пророка длинным, долгим и неуместным, и решили пойти по кратчайшему пути, который только внешне выглядит коротким, а на деле оказывается не то что длинным, но и вообще уводит от цели. Шайтан обманул их, подсунув им под видом мудрости отклонение от пророческого пути. Да именно так: он подсунул под видом учитывания пользы и вреда — отклонение от пророческого пути. А Посланник Аллаха , говоря о том, что был послан только для того, чтобы довести до совершенства благой нрав, начал с Таухида, начал с Единобожия, начал с предостережения и запрещения многобожия и сразу же стал врагом многобожников. Как вы думаете, это случилось непредвиденно? Или если бы ему предоставилась ещё одна возможность он бы начал свой призыв с чего-то другого? Нет и тысячу раз нет! В этом и был изначальный замысел Всевышнего Аллаха, Который, точно зная к чему это приведёт, приказал своему Пророку начать с того, с чего он начал.
И ровно с этим же Посланник Аллаха посылал письма правителям тогдашних государств, и с этим он отправлял своих сподвижников в те или иные земли с призывом. Все вы знаете хадис, когда он отправлял Му‘аза ибн Джабаля в Йемен, он сказал ему:

فَلْيَكُنْ أَوَّلَ مَا تَدْعُوهُمْ إِلَى أَنْ يُوَحِّدُوا اللَّهَ تَعَالَى، فَإِذَا عَرَفُوا ذَلِكَ، فأخبرهم أن الله فَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَوَاتٍ فِي يَوْمِهِمْ وَلَيْلَتِهِمْ، فَإِذَا صَلَّوْا، فَأَخْبِرْهُمْ أَنَّ اللَّهَ ‌افْتَرَضَ ‌عَلَيْهِمْ زَكَاةً فِي أَمْوَالِهِمْ، تُؤْخَذُ مِنْ غنيِّهم فتردُّ عَلَى فَقِيرِهِمْ، فَإِذَا أقرُّوا بِذَلِكَ فَخُذْ مِنْهُمْ، وتوقَّ كرائم أموال الناس

Хадис этот приводится у Бухари и в нём говорится, что Посланник Аллаха сказал Му‘азу: «Пусть первое, к чему ты их призовёшь, будет Таухид Аллаха», — будет то, чтобы они признавали Аллаха единственным. Единственным в чём? Единственным в Его именах и атрибутах, присущих лишь Ему одному, единственным в обращении всех видов поклонения лишь Ему одному, единственным в том, что лишь Он один имеет право на Господство, на законодательство и так далее. Затем продолжил:
«… и когда они узнают и поймут это, сообщи им о намазе, если примут это, сообщи о закяте…», — и так далее…
Да, нет проблем в том, когда кто-то больше времени уделяет именно тому, в чём видит упущение. Однако в какой бы области религии не было упущение, оно всегда будет указывать на упущение в воплощении Единобожия. уаЛлахи! В какой бы области религии не было упущение, оно всегда будет исходить из упущений в Таухиде, оно всегда будет следствием изъяна именно в Единобожии.

И таково понимание благонравия учёными этой уммы. Так, шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин говорит:

وكثير من الناس يذهب فهمه إلى أن حُسنَ الخلق لا يكون إلا في معاملة الخلق، دون معاملة الخالق. ولكن هذا الفهم قاصر فإن حُسنَ الخلق كما يكون في معاملة الخلق يكون في معاملة الخالق. فمَوضوع حسنِ الخلق إذن معاملة الخالق – جل وعلا – ومعاملة الخلق أيضاً. فما هو حسنُ الخلق في معاملة الخالق؟ حسن الخلق في معاملة الخالق يجمع ثلاث أمور:
1- تلقي أخبارَ الله تعالى بالتصديق.
2 - وتلقي أحكامَه بالتنفيذ والتطبيق.
3 - وتلقي أقداره بالصبر والرضا.

«Многие люди полагают, что благонравие ограничено лишь взаимоотношениями с творениями Аллаха и не включают в себя взаимоотношения с Творцом. Однако, это понимание является ограниченным и, поистине, к благонравию относятся как взаимоотношения с созданиями, так и взаимоотношения с Создателем. Таким образом область благонравия включает в себя и взаимоотношения с Творцом – Свят Он и Велик – и взаимоотношения с творениями. Что же относится к благонравию во взаимоотношениях с Создателем? Оно включает в себя три вещи:
1. Принятие сообщений (аль-ахбар) от Всевышнего Аллаха с подтверждением.
2. Принятие законоположений (аль-ахкам) их соблюдением, претворением в жизнь и воплощением.
3. Принятие предопределённого ему с терпением и довольством
». (См. "Макарим аль-ахлякъ" 13).
Итак, самое первое в благонравии по отношению к Аллаху — это принятие священных текстов, подтверждая истинность их смысла. О если бы призывающие к благонравию призывали к истинному благонравию, разве бы они молчали в отношении всех тех, кто так или иначе отрицает имена и качества Всевышнего Аллаха, будь это ашариты или матуридиты, муфаууида или му‘тазилиты?! А разве все эти течения они не утверждают, что Аллах не может самостоятельно разговаривать? Разве все они не утверждают, что Аллах неспособен любить? Свят Аллах! Они поклоняются божеству, который неспособен любить! И разве следствием их слов не является оскорбление Аллаха, отрицая кто-то все, а кто-то многие из тех совершенных качеств, которыми Он Сам Себя описал Коране? Разве не отрицают качества, которыми Аллаха описал Его же Посланник , который был послан, чтобы разъяснить Коран, как об этом сказал Всевышний Аллах:

﴿وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ ‌لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ﴾ [النحل: 44]

«И поистине Мы ниспослали тебе Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было им ниспослано»
Хотят они того или нет, осознают они это или нет, но все последователи этих течений проявили безнравственность по отношению к Аллаху, искажая и отрицая Его прекрасные качества и совершенные атрибуты.
Призовите же их благонравию! Призовите их к благонравию со Всевышним Аллахом! Или вас возмущает только то, когда попирают ваши собственные права и вы вопите о том, что мусульманам не хватает нравственности, а что касается прав Аллаха, то вы великодушно готовы прощать это, терпеть и молчать?! Более того, смеете упрекать тех, которые пытаются отстоять права Аллаха, говоря о Единобожии! Говоря о признании и утверждении Его прекрасных качеств, Его прекрасных атрибутов, что они слишком зациклились на Таухиде! Да наставит вас Аллах на путь истины, и да простит вам ваше невежество!
И я не говорю даже о второй и третьей составляющих проявления благонравия по отношению к Аллаху: о полной покорности и подчинении Всевышнему в Его приказах и отстранении от Его запретов, не говорю и даже не заикаюсь о призыве к довольству Его решениями в том, что происходит из предопределения из того, что причиняет страдания и печаль. Я говорю лишь о первой части, о самом начале, а это — простое признание и утверждение того, что утвердил Сам Аллах! О том, чтобы просто перестали оскорблять Аллаха: кто-то приписыванием Ему детей, кто-то отрицанием, присущих Ему качеств, кто-то приданием Ему сотоварищей в поклонении, в прощении, в наделении пропитанием, в избавлении от вреда, в принесении пользы и так далее.
Поэтому, о призывающие, я обращаюсь именно к вам, к тем, кто призывает к этой прекрасной и совершенной религии, я призываю вас к благонравию, а именно к тому, чтобы вы предпочитали соблюдение прав вашего Господа больше, чем соблюдения ваших собственных прав и прав всех остальных творений.
И если эти истины были для вас скрыты по той или иной причине, то после того, как вы узнали, что основой благонравия верующего является благонравие к Всевышнему Аллаху, то дай Аллах вам смелости в признании, мудрости в расстановке приоритетов, и решительности в воплощении этого в деле призыва.
А что касается вашего намерения, искренности и того, что вы желали лишь блага, то никому не дозволено ставить его под сомнение, и пусть Аллах вознаградит вас за ваше намерение. Однако лучший путь – это путь Мухаммада ! Лучший путь в том числе и в призыве – это путь Мухаммада , уаЛлахи, братья мои, лучший путь – это путь Мухаммада и всех остальных пророков до него, по пути которых Мухаммаду было приказано следовать, да благословит их всех Аллах и приветствует! Так, в суре аль-Ан‘ам Всевышний Аллах перечислил посланников: Ибрахима, Исхакъа, Я‘къуба, Нуха, Дауда, Сулеймана, Аюба, Юсуфа, Мусу, Харуна, Закарию, Яхью, ‘Ису, Ильяса, Исма‘иля, аль-Яса‘а, Юнуса и Лута, а затем сказал:

﴿أُولَئِكَ الَّذِينَ هَدَى اللَّهُ ‌فَبِهُدَاهُمُ اقْتَدِهْ﴾ [الأنعام: 90]

«Это те, которых Аллах повёл по прямому пути, так следуй же и ты их путём».
Посланнику Аллаха, Мухаммаду было приказано следовать, и он следовал путём тех, кто был до него из числа пророков и посланников, несмотря на то что он лучший из них! Это и есть пророческий путь. Это и есть пророческий путь в призыве, путь его и всех остальных пророков и посланников до него. И да поведёт нас всех Аллах по этому же пути и да упокоит нас всех мусульманами!

أقولُ قولي هذا وأستغفِرُ اللهَ لي ولكم

Призыв к Благонравию!.mp3
(10.04 МБ) 345 скачиваний
Ответить