да смилуется над ним Аллах
Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: “Почему я вижу, как ученые ваши умирают, а невежды ваши не обучаются?! Воистину, я опасаюсь того, что уйдут первые и не обучатся вторые!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1036. Иснад достоверный. См. “Тахридж ас-Сунан ад-Дарими” 1/312.
Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Было сказано: «Смерть учёного – это брешь в Исламе, и ничто не закроет её, пока день сменяет ночь»”. ад-Дарими 333. Иснад достоверный. См. “Тахридж ас-Сунан ад-Дарими” 1/351.
На днях скончался выдающийся учёный, шейх-мухаддис Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Уаляуи аль-Итьюби (аль-Асьюби), да помилует его Аллах и введёт в Райские Сады!
В этот день шейх Сулейман ар-Рухейли на своей странице в твиттере опубликовал следующее сообщение: “Сегодня скончался шейх, выдающийся учёный, являвшийся таковым истинной и правдой – Мухаммад ‘Али Адам аль-Асьюби. Он был автором объёмных сборников, автором полезных и превосходных исследований. Когда я встретил его, то увидел учёного, источающего знание, таухид и сунну. Я был подобен тому, кто взирает на созвездие плеяды на земле. Да помилует его Аллах, да сделает его могилу садом из числа садов Рая, и да воздаст ему благом за общину и Сунну!”
Шейх Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Итьюби аль-Уаляуи родился в 1366 г.х. в Эфиопии, отсюда и его причисление к этой стране, которое некоторые произносят немного по-разному "аль-Итьюби", "аль-Атьюби" или "аль-Асьюби". Однако правильным является первое, как писал о себе сам шейх Мухаммад ибн ‘Али: “Арабы говорят «аль-Асьюби», но правильно «аль-Итьюби»”.
Свои первые знания шейх получил от своего отца ‘Али ибн Адама аль-Итьюби, который был известным учёным и муфтием Эфиопии. Шейх Мухаммад ибн ‘Али аль-Итьюби обучался у многих учёных своего времени, как в своей стране, так и за её пределами. А когда он переехал в КСА, то стал обучать хадисоведению студентов, будучи молодым.
Шейх написал множество прекрасных и признанных среди учёных своего времени трудов, количество которых превышает 50.
Из числа его известных трудов – эта комментарий к сборнику «Сунан ан-Насаи» в 40 томов, который называется «Захыра аль-‘укъба фи шарх аль-Муджтаба», подобно которому не было за всю историю Ислама. До шейха Мухаммада на сборник имама ан-Насаи были лишь небольшие примечания и пояснения, которые составляли некоторые учёные, ас-Суюты, ас-Синди и др.
Однако шейх Мухаммад выделился тем, что сделал подробный шарх на этот великий сборник, говоря об иснадах хадисов, поясняя смысл слов, извлекая полезные выводы, на которые указывали те или иные хадисы. И этот его труд хвалили шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. А шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр в разделе о трудах, посвящённых хадисам, про данную книгу сказал: “Нет никаких сомнений в том, что это ценная и полезная книга для искателя шариатского знания, в частности, учитывая то, что сборник ан-Насаи не удостоился должного услужения со стороны тех, кто жил раньше”.
Также шейх Мухаммад ибн ‘Али аль-Итьюби написал комментарии к сборнику «Сахих Муслим» в 42 тома, не считая 3 тома комментария к введению имама Муслима к своему сборнику. Поэтому, когда шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада спросили: «Какой самый лучший комментарий на сборник «Сахих Муслим», в котором прокомментированы все хадисы?»
Шейх ответил: “Самый обширный и объемлющий комментарий к нему – это шарх шейха Мухаммада ‘Али Адама аль-Асьюби. Его книга называется «аль-Бахр аль-мухит ас-саджадж»”. См. “Суалят аль-Хасан аль-Бадр” 13.02.1436 г.х.
Также у шейха Мухаммада ибн ‘Али аль-Итьюби есть прекрасный комментарий в 4 томах на предисловие имама Ибн Маджах к сборнику «ас-Сунан», в котором были собраны хадисы и асары, посвящённый ‘акыде и манхаджу.
Также у шейха Мухаммада ибн ‘Али аль-Итьюби есть недоконченный комментарий в 6 томах на сборник «Сунан ат-Тирмизи» под названием «Итхафу ат-талиб аль-ахуази би-шарх Джами’ аль-имам ат-Тирмизи».
Что касается слов похвалы других учёных в адрес шейха Мухаммада ибн ‘Али аль-Итьюби, то их не мало, и достаточно выделить слова другого признанного учёного нашего времени, как шейх-мухаддис Мукъбиль ибн Хади, сказавшего в предисловии к «Захыра аль-укъба»: “Из числа выдающихся учёных, посредством которых Аллах оберегает Шариат – шейх и учёный Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Итьюби. У него, да хранит его Аллах, есть большой удел в защите нашей религии, и у него есть прекрасные труды по различным наукам, из числа которых книга «Захыра аль-‘укъба фи шарх аль-Муджтаба» комментарий к сборнику имама ан-Насаи. Он разъяснял смысл с языковой стороны, комментировал иснады, упоминал фикъх хадисов, следуя тому, что считал истиной в том или ином вопросе. Но услышанное не сравнится с увиденным. Я лично сидел с шейхом Мухаммадом ибн ‘Али аль-Итьюби, да хранит его Аллах, и нашёл этого человека морем в различных науках, в частности в языковедении и хадисоведении”.
С сайта шейха Мухаммада ибн ‘Али аль-Итьюби можно скачать его различные труды:
https://www.aletioupi.com/kotob.php
Просим Всевышнего Аллаха – Господа великого Трона, чтобы Он простил и помиловал шейха Мухаммада ибн ‘Али аль-Итьюби и даровал ему высокие степени в Райских Садах!
П.С.
Встреча шейха Машхура с шейхом Мухаммадом ибн ‘Али аль-Итьюби:
Одна их последних видеозаписей шейха Мухаммада аль-Итьюби незадолго до его смерти:
Джаназа шейха Мухаммада ибн ‘Али аль-Итьюби, да смилуется над ним Аллах: