13 – Глава: Что сказано об очищении двумя камешками после испражнения.
17 – Сообщается, что ‘Абдуллах (ибн Мас’уд) сказал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел по нужде и сказал мне: “Принеси мне три камня”.
(‘Абдуллах) сказал: «И я принес ему два камня и помет, а он взял камни и выбросив помет сказал: “Это мерзость”».(1)
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/».
_______________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Ахмад 1/388, аль-Бухари 156, ан-Насаи 1/39 и в «Сунан аль-Кубра» 43, аль-Баззар 1646, аль-Байхакъи 1/108, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 9954, Абу Йа’ля 5336, ад-Дара Къутни 152, Ибн Абу Шейба 1655.
14 – Глава: О том, чем запрещено очищаться после испражнения.
18 - Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не очищайтесь после испражнения ни пометом, ни костями, ибо они являются провизией (1) ваших братьев из числа джиннов”». (2)
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 7325, «Мишкат аль-Масабих» 350.
_____________________________________________________
(1) - То есть пищей. Прим. Пер.
(2) - Также этот хадис передали ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 39, аль-Баззар 1598, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 10010, Ибн Абу Шейба 1661. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.
19 -Сообщается, что ‘Аиша сказала: «Велите своим мужьям подмываться водой, ибо я стесняюсь (разъяснять это) им. И поистине, таким образом поступал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (1)
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Это хороший достоверный хадис.
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «аль-Ирваъ» 1/83.
___________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали ан-Насаи 1/42, Ахмад 6/95, аль-Байхакъи 1/107-108.
16 – Глава в которой сообщается о том, что, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уходил далеко, когда хотел справить нужду.
20 - Сообщается, что аль-Мугъира ибн Шу’ба сказал: «Как-то я был в поездке с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел справить нужду, он отошел далеко». Также этот хадис передали Абу Дауд 1, ад-Дарими 660, ан-Насаи 17, Ибн Маджах 331, аль-Хаким 1/236, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Это хороший достоверный хадис».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4724, «Сильсиля ас-Сахиха» 1159.
17 – Глава: Что сказано о запретности мочиться в местах купания.
21 – Передают со слов ‘Абдуллы ибн Мугъаффаля: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил человеку мочиться в местах, где он купается и сказал: “Поистине, большинство наущений (шайтана именно) из-за этого”(1)»(2).
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Это неизвестный хадис /гъариб/, и мы не знаем его восходящую версию ни от кого-то другого, кроме как из хадиса Аш‘аса ибн ‘Абдуллаха, которого еще называют слепым Аш‘асом. Некоторые из числа обладателей знания запретили мочиться в местах купания и сказали, что большинство наущений (шайтана) из-за этого. Некоторые ученые разрешали это, среди которых Ибн Сирин, которому когда сказали: «Говорят, что большинство наущений (шайтана) из-за этого», он сказал: «Господь наш Аллах, и нет у Него сотоварища!»
(‘Абдуллах) ибн аль-Мубарак сказал: «Можно мочиться в местах купания, если вода из них уходит».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/(3), исключая его вторую часть»(4).
____________________________________________________________________________________
(1) - То есть, большая часть сомнений возникает из-за совершения омовения в месте справления малой нужды, потому что человек начинает сомневаться, попали ли на его одежду капли нечистот или нет. См.: Аль-Мубаракфури: «Тухвату-ль-Ахваз».
(2) - Также этот хадис передали Абу Дауд 27, ан-Насаи 1/34, Ибн Маджах 304, Ахмад в своем «Муснаде» 5/56, Ибн Хиббан 1255, аль-Хаким 1/273, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.
(3) - См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 7597.
(4) - См. «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир» 6325, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 119, «Мишкат аль-Масабих» 353.
22 – Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы я не боялся обременить членов своей уммы, то велел бы им использовать зубочистку перед каждой молитвой”».(1)
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/» . См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5315, «аль-Ирваъ» 70, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 205.
_____________________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Малик 145, Ахмад 1/80, аль-Бухари 887, Муслим 252, Абу Дауд 46, ан-Насаи 1/12 и 1/266-267, Ибн Маджах 287, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 1068.
23 - Сообщается, что Зайд ибн Халид аль-Джуханий сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если бы я не боялся обременить (членов) своей уммы, то велел бы им использовать зубочистку перед каждой молитвой и задержать вечернюю молитву/‘ишаъ/ до первой трети ночи”».(1)
(Абу Салама) сказал: «И обычно Зайд присутствовал на молитвах в мечети, у которого зубочистка /сивак/ была вставлена над ухом в том месте, (где) писарь (ставит своё) перо. И он не вставал на молитву, пока не пользовался зубочисткой, а затем возвращал её на своё место».
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Это хороший достоверный хадис».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5316, «Мишкат аль-Масабих» 390.
_____________________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Ахмад 4/114, ад-Дыйаъ.
19 – Глава: «Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не погружает руку в сосуд с водой, пока не помоет её»
24 - Передают со слов Абу Хурайры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-то из вас просыпается ночью, пусть не опускает руку в сосуд, пока не помоет ее два или три раза, ибо, поистине, не ведает он, где ночевала его рука».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «аль-Ирваъ» 164, «Мишкат аль-Масабих» 391, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 332.
____________________________________________
Также этот хадис передали Малик 37, аль-Бухари 162, Муслим 278, Абу Дауд 103, ан-Насаи 1, Ибн Маджах 395, ад-Дарими 766, Ахмад 2/241, Ибн Хузайма 99, Ибн Хиббан 1062, аль-Баззар 7637, аль-Байхакъи 1/45, ат-Табарани в «аль-Аусат» 949, ад-Дара Къутни 130, Абу Йа’ля 5961.
20 – Глава: Что сказано о произношении имени Аллаха приступая к омовению/вудуъ/.
25 – Передают со слов Рабаха ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Суфьян ибн Хувайтиб о том, что его бабушка со слов своего отца (Са’ида ибн Зайда ибн ‘Амра ибн Нуфайль) рассказывала: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Нет омовения у того, кто не упомянул имя Аллаха (приступая) к нему”».(1)
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Я не знаю в этом разделе хадиса с хорошим иснадом». Исхакъ сказал: «Если человек намеренно оставляет произнесение имени Аллаха, то ему следует обновить омовение, а если это случилось по забывчивости или по незнанию, то этого (омовения) ему будет достаточно». Мухаммад (ибн Исма’иль аль-Бухари) сказал: «Лучшее, что есть в данном разделе, это хадис Рабаха ибн ‘Абду-р-Рахмана».
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис/хасан/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 7573.
________________________________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Ибн Маджах 397, ад-Дара Къутни 230.
Некоторые ученые поняли из него (то есть из этого хадиса), что омовение имеет силу только в том случае, если перед ним было упомянуто имя Аллаха. Это было мнение Исхака ибн Рахавайх, одно из двух мнений Ахмада, и взгляд многих ученых хадиса. Большинство ученых, включая Абу Ханифу, Малика и Аш-Шафи'и, считали упоминание имени Аллаха перед совершением омовения - желательным актом сунны, и не рассматривали его как обязанность. Это также одно из мнений, переданных от Ахмада, и взгляд многих более поздних ученых, включая Ибн Таймиййу, а также мнение современных правоведов.
26 – От Рабаха ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Суфьян ибн Хувайтиб сообщается, что его бабушка бинт Са’ид ибн Зайд ибн ‘Амр, передала со слов своего отца, сообщившего от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, похожий хадис.
21 Глава: Что сказано о полоскании рта и очищении носа
27 - Сообщается, что Салама ибн Къайс сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда будешь совершать омовение полоскай нос (водой), а если будешь очищаться камнями (от нечистот после справления нужды), используй нечетное количество (камней)”(1)». (2)
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 451.
__________________________________________________________
(1) - То есть три, пять, и т.д. В хадисе переданном от Салмана сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не очищается (после испражнения) менее, чем тремя камнями». Этот хадис передал Муслим 262.
(2) - Также этот хадис передали Ахмад 4/313, ан-Насаи 1/67, Ибн Маджах 406, Ибн Хиббан 1436, Ибн Абу Шейба 274.
22 - باب المضمضمة والاستنشاق من كف واحد
22 – Глава: Полоскание рта и носа из одной горсти воды.
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ زَيْدٍ قَالَ رَأَيْتُ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- مَضْمَضَ وَاسْتَنْشَقَ مِنْ كَفٍّ وَاحِدٍ فَعَلَ ذَلِكَ ثَلاَثًا. 28 - Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Зайд сказал: «Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прополаскивал рот и нос из одной горсти воды, повторив это трижды».
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Хадис ‘Абдуллы ибн Зайда хороший-неизвестный».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «Мишкат аль-Масабих» 394.
______________________________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу Дауд 100, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434.
23 - باب مَا جَاءَ فِى تَخْلِيلِ اللِّحْيَةِ.
23 – Глава: Что сказано о прочёсывании бороды (пальцами).
29 - عَنْ حَسَّانَ بْنِ بِلاَلٍ قَالَ رَأَيْتُ عَمَّارَ بْنَ يَاسِرٍ تَوَضَّأَ فَخَلَّلَ لِحْيَتَهُ فَقِيلَ لَهُ أَوْ قَالَ فَقُلْتُ لَهُ أَتُخَلِّلُ لِحْيَتَكَ قَالَ وَمَا يَمْنَعُنِى وَلَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- يُخَلِّلُ لِحْيَتَهُ.
قال الشيخ الألباني : صحيح 29 - Сообщается, что Хассан ибн Билял сказал: «Я видел, как ‘Аммар ибн Ясир совершил омовение и прочесал свою бороду (пальцами)».
Ему сказали или: Он сказал: «Я спросил его: “Ты прочесываешь свою бороду?” (‘Аммар) сказал: “А что мне мешает (это делать)? Я ведь видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочёсывал свою бороду”».(1)
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4699.
__________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Ахмад 6/234, аль-Хаким 1/250 со слов ‘Аиши и Биляла, Ибн Маджах 429, со слов Анаса, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 520 со слов Абу Умамы, Абу Дарды и Умм Саламы и в «аль-Аусат» 524 со слов Ибн ‘Умара.
30 - عَنْ عَمَّارٍ عَنِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- مِثْلَهُ. 30 – Со слов ‘Аммара ибн Ясира передаётся похожий хадис.
31 - عَنْ عُثْمَانَ بْنِ عَفَّانَ أَنَّ النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- كَانَ يُخَلِّلُ لِحْيَتَهُ.
قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ.
قال الشيخ الألباني : صحيح 31 - Передают, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «(Во время омовения) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочёсывал бороду(пальцами)».(1)
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Хороший достоверный хадис».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 4699, "Мишкат аль-Масабих" 409.
________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали ад-Дарими 704, Ибн Маджах 430 и Ибн Хузейма 1/78 и 79 который назвал его достоверным.
24 - باب مَا جَاءَ فِى مَسْحِ الرَّأْسِ أَنَّهُ يَبْدَأُ بِمُقَدَّمِ الرَّأْسِ إِلَى مُؤَخَّرِهِ. (24)
24 – Глава: Что сообщается о протирании головы, начиная от лба кончая затылком.
32 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ زَيْدٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- مَسَحَ رَأْسَهُ بِيَدَيْهِ فَأَقْبَلَ بِهِمَا وَأَدْبَرَ بَدَأَ بِمُقَدَّمِ رَأْسِهِ ثُمَّ ذَهَبَ بِهِمَا إِلَى قَفَاهُ ثُمَّ رَدَّهُمَا حَتَّى رَجَعَ إِلَى الْمَكَانِ الَّذِى بَدَأَ مِنْهُ ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَيْهِ.
قال الشيخ الألباني : صحيح 32 – Передают со слов ‘Абдуллы ибн Зайда: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтер голову руками, начав с передней части головы, пока не достиг затылка. Затем он провел ими в обратном направлении, пока не достиг того места, откуда начал, после чего он помыл свои ноги». (1)
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «Мишкат аль-Масабих» 393.
_____________________________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу Дауд 118, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434, Малик 32.
25 - باب ما جاء أنه يبدأ بمؤخر الرأس
25 – Глава: Что сказано о том, что (обтирание) начинается с затылка головы.
33 - عن الربيع بنت معوذ بن عفراء :
أن النبي صلى الله عليه و سلم مسح برأسه مرتين بدأ بمؤخر رأسه ثم بمقدمه وبأذنيه كلتيهما ظهورهما وبطونهما
قال أبو عيسى هذا حديث حسن
قال الشيخ الألباني : حسن 33 – Передают со слов Рубаййи’ бинт Му’аввиз ибн ‘Афраъ: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер свою голову дважды, начиная с затылка, (переходя) затем к передней части. (Также) он протер свои уши снаружи и снутри». (1)
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Это хороший хадис/хасан/»
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис/хасан/». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 117.
___________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Абу Дауд 126 и Ибн Маджах 390.
34 -Передают со слов Рубаййи’ бинт Му’аввиз ибн ‘Афраъ о том, что она видела, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение. (Далее) она сказала:
«Он обтер свою голову как спереди, так и сзади, а виски и уши (протер) один раз». (1)
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Хадис Рубаййи’ хороший достоверный/хасан сахих/. В других хадисах передается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обтёр свою голову один раз. В соответствии с этим поступают большинство обладателей знания из числа сподвижников и тех, кто был после них. Этого мнения придерживались Джа’фар ибн Мухаммад, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарака, аш-Шафи’и, Ахмад и Исхакъ. Нам сообщил Мухаммад ибн Мансур аль-Макки, который сказал: “Я слышал, как Суфьян ибн ‘Уйейна говорил: “Я спросил Джа’фара ибн Мухаммада об обтирании головы, можно ли это делать один раз? Он ответил: “Да, клянусь Аллахом!”».
Шейх аль-Албани сказал: «Иснад хадиса хороший/хасан/». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 119.
________________________________________
(1) - Также этот хадис передал Абу Дауд 129.
27 - ما جاء أنه يأخذ لرأسه ماء جديدا
27 – Глава: Что сказано о том, что для (обтирания) головы заново набирается вода.
35 - حدثنا على بن خشرم أخبرنا عبد الله بن وهب حدثنا عمرو بن الحرث عن حبان بن واسع عن أبيه عن عبد الله بن زيد :
أنه رأى النبي صلى الله عليه و سلم توضأ وأنه مسح رأسه بماء غير فضل يديه
قال أبو عيسى هذا حديث حسن صحيح
قال الشيخ الألباني : صحيح 35 - Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд (ибн ‘Асым аль-Мазиний) рассказывал о том, что он видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение/вудуъ/, и что он обтер свою голову не той водой, что оставалась на его руках. (1)
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Это хороший достоверный хадис/хасан сахих/».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 111.
_____________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Муслим 236 и Абу Дауд 120.
28 - باب [ ما جاء في ] مسح الأذنين ظاهرهما وباطنهما
28 –Глава: (Что сказано) о протирании ушей снутри и снаружи.
36 - عن ابن عباس :
أن النبي صلى الله عليه و سلم مسح برأسه وأذنيه ظاهرهما وباطنهما
قال أبو عيسى [ و ] حديث ابن عباس حديث حسن صحيح
قال الشيخ الألباني : حسن صحيح 36 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер свою голову и (протер) уши как снутри, так и снаружи» .
Абу ‘Иса (ат-Тирмизи) сказал: «Хадис Ибн ‘Аббаса хороший достоверный хадис/хасан сахих/».
Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хороший достоверный хадис/сахих/». См. «аль-Ирваъ» 90.
________________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали ан-Насаи 1/29, Ибн Маджах 439, аль-Байхакъи 1/67.