«О те, которые уверовали, подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас…»

Ответить
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

«О те, которые уверовали, подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас…»

Сообщение abu jafar »

Разъяснение слов Всевышнего: «О те, которые уверовали, подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас…»

(Отрывок из книги «Табукское послание» Ибн аль-Къаййима)

Всевышний Аллах сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ ‌فَإِن ‌تَنَٰزَعۡتُمۡ ‌فِي ‌شَيۡءٖ ‌فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا
«О те, которые уверовали, повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу!» (Коран, 4:59).
Таким образом, Аллах обязал подчинением Ему Самому и подчинением Его Посланнику ﷺ, а этот аят начал с обращения к верующим именем веры, из чего следует, что требуемое от них является следствием качества, посредством которого идёт обращение к ним. Это подобно обращению словами: «О тот, кого Аллах наделил благами и обогатил из Своей Милости, прояви же щедрость, подобно тому, как Аллах проявил щедрость тебе!» Или подобно словам: «О обладатель знания, научи людей тому, что принесёт им пользу!», или словам: «О судья, суди по справедливости!» и другим подобным примерам.

(Причина, по которой Аллах в Коране обратился словами «О те, которые уверовали»)

Говоря о законоположениях Шариата, Аллах часто обращается в Коране словами: «О те, которые уверовали», как например:
يَٰٓأَيُّهَا ‌ٱلَّذِينَ ‌ءَامَنُواْ ‌كُتِبَ ‌عَلَيۡكُمُ ‌ٱلصِّيَامُ
— «О те, которые уверовали, вам предписан пост» (Коран, 2:183).
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَوٰةِ مِن يَوۡمِ ٱلۡجُمُعَةِ فَٱسۡعَوۡاْ إِلَىٰ ذِكۡرِ ٱللَّهِ وَذَرُواْ ٱلۡبَيۡعَۚ
— «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (Коран, 62:9).
يَٰٓأَيُّهَا ‌ٱلَّذِينَ ‌ءَامَنُوٓاْ ‌أَوۡفُواْ ‌بِٱلۡعُقُودِۚ
— «О те, которые уверовали, выполняйте обязательства по договорам» (Коран, 5:1).
Во всём этом содержится указание на то, что если вы верующие, то ваша вера требует от вас того-то и того-то, так как это является следствием веры и её полноты.

(Мудрость повторения веления в словах Аллаха: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику», и использование одного глагола для веления подчинения Посланнику и обладателям власти)

После чего Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику», разделив между подчинением Себе и подчинением Своему Посланнику ﷺ повторением повелительного глагола.
Затем Он продолжил и сказал: «…и обладателям власти среди вас», объединив между повиновением Посланнику ﷺ и повиновением обладателям власти, без повторения веления.
Возможно, кому-то могло прийти в голову, что можно было бы сказать иначе, так как тот, кто подчинился Посланнику Аллаха ﷺ, тем самым подчинился и Аллаху. Однако сказанное в аяте является самым правильным, и под этим скрываются дополнительные смыслы, а именно то, что повиновение Посланнику ﷺ в том, что он приказал, является обязательным, даже если веление подобного характера не пришло в Коране. И поэтому подчинение Посланнику ﷺ является обязательным, как совместно с подчинением Аллаху, так и самостоятельно. И пусть не думает никто, что подчинение Посланнику ﷺ обязательно лишь в том случае, если основа того, что он приказал, присутствует в Коране, а иначе нет обязанности подчинения ему. Такое понимания опроверг сам Посланник ﷺ, который сказал: «Боюсь, настанет такое время, когда одно из моих велений дойдёт до сытого, развалившегося на диване человека, который станет говорить: «Между нами и вами Книга Аллаха, и мы следуем лишь за тем, что найдём в ней». Нет же! Поистине, мне был дарован Коран и ещё нечто подобное ему вместе с ним». (Абу Дауд 4604, ат-Тирмизи 2664. Достоверность подтвердил аль-Альбани в «Аль-мишкат» 163).
А что касается обладателей власти, то нет отдельного подчинения им, и подчинение никому из них не является обязательным, кроме как в рамках подчинения Посланнику Аллаха ﷺ.
Это подтверждается достоверным хадисом от самого Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Человек обязан послушанием и подчинением и в том, что ему нравится и в том, что не нравится до тех пор, пока ему не будет приказано ослушание Аллаха. И если ему прикажут ослушаться Аллаха, то нет ни послушания, ни подчинения». (аль-Бухари 7144, Муслим 1839).
Теперь задумайся над тем, как этот смысл повторяется в следующих за ними словах Аллаха: «…то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику», и не сказал «и к Посланнику», так как обращение к Корану — это обращение к Аллаху и Посланнику ﷺ, также как и обращение к Сунне — это обращение к Аллаху и Посланнику ﷺ. Решение Аллаха является и решением Его Посланника ﷺ, а решение Посланника ﷺ является решением Аллаха.
И если со спорным вопросом обратились к Аллаху, то есть к Его Книге, то получается, что обратились к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Если же с этим обратились к Его Посланнику ﷺ, то так же получается, что обратились к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. И это также относится к тонким смыслам, содержащимся в Коране.

(Кто такие обладатели властью?)

Относительно того, кто подразумевается под обладателями власти в аяте, от имама Ахмада передаются две передачи: первая — что это учёные, а вторая — что это правители. И оба этих мнения достоверно передаются от сподвижников в разъяснении этого аята. Правильным же является то, что аят включает в себя обе эти категории вместе, так как учёные и правители властны над этим делом, с которым Аллах послал Своего Посланника ﷺ.
Учёные — властны со стороны сохранения, донесения, разъяснения, защиты и опровержения отрицающих или искажающих. Аллах сказал об этом:
فَإِن ‌يَكۡفُرۡ ‌بِهَا ‌هَٰٓؤُلَآءِ ‌فَقَدۡ ‌وَكَّلۡنَا بِهَا قَوۡمٗا لَّيۡسُواْ بِهَا بِكَٰفِرِينَ
«И даже если они не уверуют в это, Мы уже вверили это другим людям, которые не станут неверующими» (Коран, 6:89).
И какое же это прекрасное вверение, которое обязало других подчиняться им и принимать их решения, а всех остальных людей сделало их последователями!
Правители же — властны над претворением и воплощением его жизнь, обереганием, джихадом и принуждением людей следованию ему и препятствованием выходу за его границы.
Эти две категории и являются теми самыми людьми, а все остальные лишь следуют за ними и находятся в их подчинении.

(Обязательность возвращения спорных вопросов к Аллаху и Его Посланнику)

Затем Всевышний сказал:
فَإِن ‌تَنَٰزَعۡتُمۡ ‌فِي ‌شَيۡءٖ ‌فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمۡ تُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِۚ
«Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день»
В этих словах содержится прямой довод на то, что является обязательным в любых спорных вопросах, в которых разногласят люди относительно религии обращаться с этим к Аллаху и Его Посланнику ﷺ и ни к кому другому. А кто обратился за разрешением спора к кому-либо иному помимо Аллаха и Его Посланника ﷺ, тот поступил вопреки приказу Аллаха. Тот, кто во время разногласий призывает обращаться к суду не Аллаха и Его Посланника ﷺ — тот призывает к доисламской джахилии.

(Шариатское суждение (хукм) относительно обращения за судом не к Аллаху и Его Посланнику)

Раб Аллах не войдёт в Иман до тех пор, пока не будет обращаться с любым спорным вопросом, относительно которого препираются люди, к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. И именно поэтому Всевышний Аллах далее говорит: «…если вы веруете в Аллаха и Последний день».
И это тоже относится к тому, о чём мы говорили ранее, что это является условием, отсутствие которого свидетельствует об отсутствии обуславливаемого. Исходя из этого, получается, что тот, кто в спорных вопросах обратился за судом не к Аллаху и Его Посланнику ﷺ, вышел за пределы веры в Аллаха и в Судный день. И одного этого аята достаточно в качестве сокрушения, защиты, разъяснения и исцеления. Ведь он крушит хребты тех, кто противоречит ему, и защищает ухватившихся за него и соблюдающих данное веление, как об этом сказал Всевышний Аллах:
لِّيَهۡلِكَ ‌مَنۡ ‌هَلَكَ ‌عَنۢ ‌بَيِّنَةٖ وَيَحۡيَىٰ مَنۡ حَيَّ عَنۢ بَيِّنَةٖۗ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَسَمِيعٌ عَلِيمٌ
«… дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (Коран, 8:42).

(Смысл обращения к Аллаху и Его Посланнику)

Как праведные предшественники, так и их последователи единогласно заявили о том, что обращение к Аллаху — это обращение к Его Книге, а обращение к Его Посланнику — это обращение к нему самому, когда он был жив, и обращение к его Сунне после его смерти ﷺ. (См. «Тафсир ат-Табари» 5/95, «Джами‘ баян аль-‘ильм» 1/765, 2/910, «Аль-факъих уаль-мутафаккъих» 1/144).

(Путь обретения счастья в обоих мирах)

После этого Всевышний Аллах сказал:
ذَٰلِكَ خَيۡرٞ وَأَحۡسَنُ تَأۡوِيلًا
«Так будет лучше и прекраснее по исходу!»
То есть выполнение того, что приказал Аллах из подчинения Ему, подчинения Его Посланнику ﷺ и обладателям власти, а также обращение с любыми спорными вопросами к Аллаху и Его Посланнику ﷺ — всё это лучше для вас в вашей мирской жизни и в жизни будущей. В этом заключается ваше счастье в обоих мирах и это лучше для вас и прекраснее по исходу.
Это указывает на то, что подчинение Аллаху и Его Посланнику ﷺ и обращение к их суду является причиной счастья в этом мире и мире Вечном.

(Любое зло мира этого и мира Вечного является следствием противоречия Посланнику, а всякое благо мира этого и мира Вечного является следствием подчинения ему)

Кто проанализирует существующее зло во всём мире, тот поймёт, что любое зло в мире происходит по причине противоречия Посланнику ﷺ и выхода из его подчинения, так же как и причиной любого блага в этом мире является подчинение Посланнику ﷺ.
То же самое относится и к злу мира Вечного его страданиям и мучениям, ибо, поистине, всё это является следствием ослушания Посланника ﷺ.
Таким образом, всё зло этого мира и мира Вечного заключено в ослушании Посланника ﷺ и последствиях этого ослушания. И если бы люди подчинились Посланнику ﷺ истинным подчинением, то на земле вообще не было бы никакого зла.
И это одинаково справедливо как в отношении всеобщего зла, бед и происшествий, происходящих на Земле, так и в отношении того, что постигает человека из боли и печали в его душе. Поистине, всё это — по причине ослушания Посланника ﷺ, а иначе, находясь в подчинении ему, человек пребывал бы в крепости, войдя в которую, он был бы в безопасности. Ведь это — та пещера, ища убежища в которой, человек оказывается среди спасшихся.

(Счастье раба заключено в необходимости знания того, с чем пришёл Посланник и воплощении этого)

Отсюда понимается, что всё зло мира этого и мира Вечного — это неведение относительно того, с чем пришёл Посланник ﷺ и его ослушание. И в этом ясное доказательство того, что нет спасения для раба Аллаха и нет для него счастья, кроме как в усердном познании того, с чем пришёл Посланник ﷺ и воплощении этого знания в жизнь.
Ответить