Награда за пост - из книги "Радость сердец благочестивых" ас-Са'ди

Ответить
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Награда за пост - из книги "Радость сердец благочестивых" ас-Са'ди

Сообщение abu abduRrazak »

РАДОСТЬ СЕРДЕЦ БЛАГОЧЕСТИВЫХ



шейх 'Абдуррахман ас-Са'ди



Хадис тридцать третий




Награда за пост




Изображение


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّهُ عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم : كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ ، الحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إِلَىَ سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ. قَالَ اللّهُ عَزّ وَجَلّ: إِلاّ الصَّوْمَ، فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجْلِي، لِلصَّائِمِ فَرْحَتَان ِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ ، وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَـاءِ رَبّهِ. وَلَخُلُوفُ فِيهِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللّهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ رواه مسلم . وفي رواية : والصِّيامُ جُنَّةٌ ، وإِذا كانَ يومُ صومِ أحدِكم فلا يَرفُثْ ولا يَصخَب ، فإِن سابَّهُ أحدٌ أو قاتَلهُ فلْيَقُلْ إِني امرؤٌ صائِم




Сообщается, что абу Хурайра, (да будет доволен им Аллах), передал, что посланник Аллаха, ﷺ сказал: «Каждое благое дело сына Адама будет увеличено (по меньшей мере) в десять раз 1 (а иные станут больше) в семьсот раз. Аллах Всевышний сказал: “За исключением уразы, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него, (ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня”. Постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй – когда встретит своего Господа. Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса» Муслим.

В другой версии этого хадиса сказано также: «…а ураза послужит прикрытием 2, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет ругать его или нападать на него, пусть скажет: “Поистине, я – человек, соблюдающий уразу! 3”»


Сказал шейх Абдуррахман ас-Са'ди рахимаху-Ллах, в комментарии этого хадиса: Важность этого хадиса весьма велика. Сначала пророк ﷺ, упоминает обо всех благих делах вообще, а потом особо выделяет уразу, указывая на его достоинства и особенности, а также на то, какая награда ждёт постящегося в мире этом и в мире вечном. Кроме того, он разъясняет, в чём состоит суть уразы и чего следует придерживаться соблюдающему уразу, и обо всём этом говорится в данном хадисе.

Здесь разъясняется общий принцип, суть которого состоит в том, что все праведные явные и тайные слова и дела независимо от того, совершаются ли они с целью соблюдения прав Аллаха или соблюдения прав Его рабов, будут приумножены по меньшей мере в десять раз, а некоторые увеличатся в семьсот раз и намного более того.

Эти слова представляют собой одно из важнейших указаний на то, сколь велики милости и благодеяния Аллаха, которые Он оказывает Своим верующим рабам, ведь за каждый грех и за каждое проявление ослушания человеку записывается один грех, а прощение Аллаха Всевышнего покрывает собой все грехи.

Что же касается каждого доброго дела, то воздаяние за него будет по меньшей мере десятикратным, но может увеличиться в ещё большей степени, чему способствует целый ряд факторов.
К числу их относится сила веры и степень искренности человека, совершающего то или иное доброе дело, и чем сильнее будет его вера и больше искренность, тем больше окажется награда.
К числу их относится также и степень важности совершаемых дел, примером чего могут служить расходы на распространение и приобретение знания или на осуществление того, что имеет отношение к религии и делается в общих интересах
4. Увеличивается награда и за такое дело, которое привело к особенно благоприятным результатам и в ходе осуществления которого пришлось приложить особенно много усилий для преодоления собственных страстей. О подобных делах упоминается в том хадисе, где приводится рассказ пророка ﷺ, о трёх людях, оказавшихся в пещере 5, а также и во многих других хадисах. То же самое относится и к такому делу, которое влечёт за собой другие дела, когда люди начинают поступать таким же образом или принимают в нём непосредственное участие, а также к таким делам, совершение которых было обусловлено крайней необходимостью, или было связанное с активной благотворительной деятельностью, или было совершено в особое время или в особом месте 6, или же, наконец, если оно по тем или иным причинам заслуживает особой награды Аллаха.

Действие вышеупомянутых факторов, способствующих увеличению награды, распространяется на все благие дела.

Единственное исключение делается в этом хадисе для уразы, так как в дополнение к сказанному пророк ﷺ, указывает, что награда за уразу исчисляется не так, как во всех иных случаях, то есть не путём умножения, а будет зависеть только от милости и щедрости Аллаха, что невозможно ни выразить, ни описать, и это значит, что Аллах вознаградит постившихся тем, чего не видели глаза, о чём не слышали уши и что даже не приходило на сердце никому из людей.

Кроме того, в этом хадисе содержится указание на то, почему именно ураза был выделен среди всех прочих дел.


Причина заключается в том, что постящийся отказывается от всего того, любовь к чему для его души является естественной и без чего она обойтись не в состоянии, и отдаёт предпочтение чему-то иному. Он предпочитает всему вышеупомянутому любовь к своему Господу и отказывается от этого ради Аллаха, о чём не знает никто, кроме Аллаха. Таким образом, его любовь к Аллаху выходит на первое место и подчиняет себе все привязанности его души, а сам он прежде всего стремится к снисканную благоволения Аллаха и Его награде, а уже потом думает об осуществлении устремлений своей души. Вот почему Аллах заявил о том, что Сам наградит того, кто будет соблюдать уразу 7. Так что же ты думаешь о том, какой окажется награда и воздаяние, гарантированные тем Милостивым, Милосердным и Щедрым, дары Которого уже излились на всё сущее и Который предназначил для Своих праведных рабов нечто ещё большее и совершенное, проявив по отношению к ним особую доброту и предоставив им возможности и средства для достижения того, что невозможно даже вообразить? И что ты думаешь о том, что сделает Аллах с теми, кто постился только ради Него?

Сердце готово улететь от радости при одной мысли о том, что Аллах связал награду и воздаяние за это только со Своими милостями и благодеяниями, которые Он оказывает, кому пожелает, ведь Аллах – Обладатель великой милости!

Этот хадис служит указанием на то, что совершенным является такой уразу, соблюдая который человек отказывается от двух вещей: во-первых, от еды, питья, половых сношений и всего того, что сопутствует этому и приводит к нарушению уразы, а во-вторых, от таких дел, которые уменьшают достоинство уразы. Последнее означает, что постящийся не должен сквернословить и повышать голос, как не должен он ни делать, ни произносить ничего запретного, избегая любых прегрешений и любых ссор и распрей, которые порождают ненависть между людьми. Вот почему посланник Аллаха ﷺ, сказал: «…пусть не сквернословит…» Это значит, что постящемуся не следует произносить ничего непристойного. И пророк ﷺ, также сказал: «…и не повышает голоса…» То есть пусть не говорит ничего такого, что может привести к искушениям и спорам. И с этим перекликаются другие слова посланника Аллаха ﷺ, который сказал:

مَن لم يَدَعْ قولَ الزّورِ والعملَ بهِ فليسَ للهِ حـاجةٌ في أن يَدَعَ طعامَهُ وشَرابَه



Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нужно будет 8, чтобы он отказывался от своей еды и питья! 9 аль-Бухари.

Если человек выполнит оба этих необходимых условия, то есть не будет нарушать уразу и откажется от совершения всего запретного, он сполна получит награду, причитающуюся постящимся, а тот, кто не сделает этого, пусть венет только на самого себя.

Далее пророк ﷺ, даёт свои наставления постящемуся, указывая, что если кто-нибудь захочет затеять с ним ссору или станет поносить его, то ему надо будет сказать: «Поистине, я пощусь!»
Имеется в виду, что в эти слова он должен вложить следующий смысл: “Знай, что я могу ответить тебе тем же, но я пощусь, не хочу нарушать совершенство своего уразы и следую велению Аллаха и Его посланника! Знай также, что ураза призывает меня к отказу от противостояния и побуждает меня хранить терпение, и то, как поступаю я, лучше и выше того, что делаешь ты, о затевающий ссору!”


И в этом хадисе говорится также о необходимости удаления должного внимания как уразе, так и всем остальным религиозным делам, о необходимости доводить их до конца и избегать всего того, что уменьшает их достоинство, о необходимости помнить о том, без чего их осуществление станет невозможным, и что следует сделать в случае обнаружения того, что может им повредить.

Слова посланника Аллаха, ﷺ «…ураза послужит прикрытием…» означают, что благодаря этому раб сможет уберечься от грехов в мире этом, приучить себя к благому и защититься от мучений в мире вечном.
Это и является одним из наиболее веских оснований, позволяющих говорить о полезности уразы, ведь Аллах Всевышний сказал:
О те, которые уверовали! Вам предписан пост подобно тому, как был он предписан тем, кто жил до вас, чтобы стали вы богобоязненными… сура аль Бакара аят 183.

Тот факт, что ураза служит щитом и приводит к богобоязненности, объясняется целым рядом причин, которые подробно разбирались, когда речь шла о смысле уразе и его пользе, ведь ураза либо полностью препятствует совершению запретного, либо в значительной степени уберегает от этого, и он побуждает человека к исполнению многих религиозных обязанностей.

Кроме того, посланник Аллаха ﷺ, сказал: «…постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй – когда встретит своего Господа».

Здесь имеются в виду две награды: награда в мире этом и в мире вечном.
Награду в мире этом постящийся получит при разговении, ибо он порадуется милости, оказанной ему Аллахом за завершение уразы, как порадуется и тому, что сможет удовлетворить свои желания, чего он не мог делать в течение целого дня.

Что же касается награды в мире вечном, то ею станет радость, которую постящийся ощутит при встрече со своим Господом, когда увидит проявление Его благоволения и убедится в Его щедрости. Награда в мире этом станет подобием награды в мире вечном, а Аллах Всемогущий и Великий дарует ему и то, и другое.

В этом хадисе указывается также и на то, что, когда приближается момент разговения и постящийся получает возможность порадоваться ему, это становится для него возмещением за те трудности, которые он претерпел в течение дня, подавляя свои желания, придаёт ему новые силы и побуждает к совершению благого и в дальнейшем.


Кроме того, посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса…»

Здесь имеется в виду запах, появляющийся во рту человека, желудок которого остаётся пустым. Несмотря на то что этот запах и неприятен другим людям, не печалься из-за этого, о постящийся, ведь, поистине, для Аллаха он приятнее благоухания мускуса, так как возникновение этого запаха является следствием поклонения и стремления приблизиться к Аллаху Всевышнему, но всё трудное и неприятное, что является следствием поклонения, Аллах любит, а всё, что любит Аллах должно быть для верующего на первом месте.


__________________

1. Имеется в виду, что за совершение каждого доброго дела человеку запишется по меньшей мере десять дел, за каждое из которых он получит соответствующую награду Аллаха.
2.То есть защитой от пламени ада.
3.Здесь имеются в виду, например, расходы на строительство мечетей или выделение средств на всевозможные общественно полезные дела – прокладку дорог, сооружение каналов, помощь бедным и т.д.
4. В этом хадисе, передаваемом со слов Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, и приводимом аль-Бухари и Муслимом, рассказывается о том, как выход из пещеры, где находилось трое путников, оказался заваленным обломком скалы, после чего они стали взывать к Аллаху с мольбами об освобождении в качестве награды за дела, совершённые ими прежде ради Аллаха.
5.Например, если что-то благое было сделано в ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев, или если это было сделано в каком-либо святом месте и т.д.
6.Имеется в виду, что за любое иное дело человеку будет записываться от десяти до семисот добрых дел, а за соблюдение уразы Аллах обещал намного более щедрую награду.
7. Этот хадис в несколько ином виде приводят аль-Бухари и Муслим.
8.Поскольку Аллах не нуждается ни в чём, эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что в подобном случае Аллах не примет уразу человека.
9. Это хадис передаётся со слов абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах).
Ответить