Обязательность действий в соответствии с Кораном и Сунной

Ответить
Аватара пользователя
Abu Shu'aib
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 10 сен 2009, 19:48

Обязательность действий в соответствии с Кораном и Сунной

Сообщение Abu Shu'aib »

Обязательность действий в соответствии с Кораном и Сунной

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, и благой конец приготовлен для Его богобоязненных рабов! Мир и благословение пророку нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Каждый человек наделен пониманием, и если он захочет поступать в соответствии с Кораном и Сунной, в этом нет ничего невозможного, поскольку у него есть возможность понять смысл аята или хадиса, выяснить, является ли он отмененным (мансух — منسوخ), конкретизированным (мухассас — مخصص) или ограниченным (мукаййад — مقيد) и, узнав это, поступать согласно ему.

Заданный ученым вопрос о том, существует ли аят или хадис, который делает данный аят или хадис отмененным (мансух — منسوخ), конкретизированным (мухассас — مخصص) или ограниченным (мукаййад — مقيد), не предполагает порицаемого в исламе слепого подражания и бездумного принятия, а является своего рода следованием.

Бесчисленное множество аятов и хадисов провозглашают обязательность действия в соответствии с Кораном и Сунной для каждого совершеннолетнего и разумного мусульманина (мукалляф — مكلف).

قال الله تعالى: ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلاَ تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِ أَوْلِيَآءَ قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ
Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за другими покровителями, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Сура 7 «Ограды», аят 3). Под ниспосланным от Господа подразумеваются Коран и Сунна, разъясняющая его, а не мнения людей (пусть даже ученых).

وقال تعالى: وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْاْ إِلَىٰ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَإِلَى ٱلرَّسُولِ رَأَيْتَ ٱلْمُنَـٰفِقِينَ يَصُدُّونَ عَنكَ صُدُوداً
Всевышний Аллах сказал: «Когда им говорят: “Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику”, — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (Сура 4 «Женщины», аят 61).

Из аята можно понять, что каждый, кого призывают поступать в соответствии с Кораном и Сунной, а он отворачивается, является лицемером, потому что при понимании текста ключевую роль играет общий характер фразы, а не конкретность причины.

وقال تعالى: فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِى شَىْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلاٌّخِرِ
Всевышний Аллах сказал: «Если же вы станете спорить о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (Сура 4 «Женщины», аят 59). Обратиться с этим к Аллаху — значит, обратиться к Его Книге, а обратиться к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (после его кончины) — значит, обратиться к его Сунне. Важно отметить, что Всевышний Аллах сказал: «если вы веруете в Аллаха». То есть, если вы веруете в Аллаха, вы должны обращаться в случае возникновения разногласий и споров к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Следовательно, тот, кто обращается в подобных случаях не к Корану и Сунне, не верует в Аллаха.

وقال تعالى: وَٱتَّبِعُـوۤاْ أَحْسَنَ مَآ أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُـمْ مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَكُـمُ ٱلْعَذَابُ بَغْتَةً وَأَنتُمْ لاَ تَشْعُرُونَ
Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде, чем мучения явятся к вам внезапно, и вы не почувствуете их приближения» (Сура 39 «Толпы», аят 55)

А Коран, вне всяких сомнений, является лучшим из того, что ниспослал нам Всевышний Аллах, а Сунна разъясняет Коран. И Всевышний Аллах пригрозил тем, кто не следует лучшему из того, что ниспослал нам Господь: «прежде, чем мучения явятся к вам внезапно, и вы не почувствуете их приближения».

وقال تعالى: ٱلَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ ٱلْقَوْلَ فَيَـتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ أُوْلَـٰئِكَ ٱلَّذِينَ هَدَاهُمُ ٱللَّهُ وَأُوْلَـٰئِكَ هُمْ أُوْلُو ٱلاٌّلْبَـٰبِ
Всевышний Аллах сказал: «которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это — те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (Сура 39 «Толпы», аят 18). Вне всяких сомнений, Коран и Сунна лучше людских мнений и слов.

وقال تعالى: وَمَآ ءَاتَـٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَـٰكُمْ عَنْهُ فَٱنتَهُواْ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ
Всевышний Аллах сказал: «Примите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Сура 59 «Сбор», аят 7).

«Ведь Аллах суров в наказании» — это серьезная угроза тем, кто не поступает в соответствии с Кораном и Сунной, и особенно тем, кто считает, что слова и мнения людей способны заменить собой Коран и Сунну.

وقال تعالى: لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ ٱللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو ٱللَّهَ وَٱلْيَوْمَ ٱلاٌّخِرَ
Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (Сура 33 «Союзники», аят 21).

А пример предполагает следование ему. То есть мусульманин должен сделать Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своим примером посредством следования его Сунне.

وقال تعالى: فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِىۤ أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيماً
Всевышний Аллах сказал: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьей в своих разногласиях, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (Сура 4 «Женщины», аят 65).

Всевышний Аллах поклялся, что они не уверуют, пока не изберут Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) судьей в своих разногласиях.

وقال تعالى: فَإِن لَّمْ يَسْتَجِيبُواْ لَكَ فَٱعْلَمْ أَنَّمَا يَتَّبِعُونَ أَهْوَآءَهُمْ وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّنْ ٱتَّبَعَ هَوَاهُ بِغَيْرِ هُدًى مِّنَ ٱللَّهِ إِنَّ ٱللَّهَ لاَ يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلظَّـٰلِمِينَ
Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто заблудился больше, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Сура 28 «Рассказ», аят 50).

А «ответить» Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после его кончины можно только одним способом — следовать его Сунне, а Сунна есть разъяснение к Книге Аллаха. В Коране сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) следует только Откровению и никогда не говорит по пристрастию, и что покорный ему покорен Аллаху.

قال تعالى: قُلْ مَا يَكُونُ لِىۤ أَنْ أُبَدِّلَهُ مِن تِلْقَآءِ نَفْسِىۤ إِنْ أَتَّبِعُ إِلاَّ مَا يُوحَىۤ إِلَىَّ إِنِّىۤ أَخَافُ إِنْ عَصَيْتُ رَبِّى عَذَابَ يَوْمٍ عَظِيمٍ
Всевышний Аллах сказал в суре «Йунус»: «Скажи: “Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в Откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь моего Господа, то постигнут меня мучения в Великий день”» (Сура 10 «Иона», аят 15).

وقال تعالى قُل لاَّ أَقُولُ لَكُمْ عِندِى خَزَآئِنُ ٱللَّهِ وَلاۤ أَعْلَمُ ٱلْغَيْبَ وَلاۤ أَقُولُ لَكُمْ إِنِّى مَلَكٌ إِنْ أَتَّبِعُ إِلاَّ مَا يُوحَىٰ إِلَىَّ
И Всевышний Аллах сказал в суре «Скот»: «Скажи: “Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что я ангел. Я лишь следую тому, что ниспосылается мне в Откровении”» (Сура 6 «Скот», аят 50).

وقال تعالى: قُلْ مَا كُنتُ بِدْعاً مِّنَ ٱلرُّسُلِ وَمَآ أَدْرِى مَا يُفْعَلُ بِى وَلاَ بِكُمْ إِنْ أَتَّبِعُ إِلاَّ مَا يُوحَىٰ إِلَىَّ وَمَآ أَنَاْ إِلاَّ نَذِيرٌ مُّبِينٌ
Всевышний Аллах сказал в суре «Пески»: «Скажи: “Я не первый из посланников и не знаю, что станется со мной и с вами. Я лишь следую тому, что внушается мне в Откровении. Я — всего лишь разъясняющий и предостерегающий увещеватель”» (Сура 46 «Пески», аят 9).

وقال تعالى: قُلْ إِنَّمَآ أُنذِرُكُم بِٱلْوَحْىِ
А в суре «Пророки» Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Я предостерегаю вас посредством Откровения”. Но глухие не слышат зова, даже когда их предостерегают» (Сура 21 «Пророки», аят 45). То есть предостережение, с которым был послан Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сводится к Откровению.

وقال تعالى: قُلْ إِن ضَلَلْتُ فَإِنَّمَآ أَضِلُّ عَلَىٰ نَفْسِى وَإِنِ ٱهْتَدَيْتُ فَبِمَا يُوحِى إِلَىَّ رَبِّى
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если я заблуждаюсь, то только во вред себе. Если же я следую прямым путем, то только благодаря тому, что внушил мне мой Господь”» (Сура 34 «Сава», аят 50). То есть только Откровение может вывести человека на прямой путь. И подобных аятов в Коране много.

كما قال تعالى: مَّنْ يُطِعِ ٱلرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ ٱللَّهَ
Итак, мы знаем, что путь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — это следование Откровению. И в Коране сказано, что покорный Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покорен Аллаху. Всевышний Аллах сказал: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху».

وقال تعالى: قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِى يُحْبِبْكُمُ ٱللَّهُ
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас”» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 31).

Всевышний Аллах дал нам только один гарантированный способ избежать заблуждения в этом мире и несчастной участи в мире вечном. Это следование одному только Откровению.

قال تعالى: فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّى هُدًى فَمَنِ ٱتَّبَعَ هُدَاىَ فَلاَ يَضِلُّ وَلاَ يَشْقَىٰ
Всевышний Аллах сказал в суре «Та ха»: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (Сура 20, аят 123).

Этот аят указывает на то, что человек, следующий Откровению, избежит заблуждения в этом мире и несчастной участи в мире вечном.

قوله تعالى: فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّى هُدًى فَمَن تَبِعَ هُدَايَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
А в суре «Корова» Всевышний Аллах сказал, что следующие Откровению не познают страха и не будут опечалены: «Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют Моему руководству, не познают страха и не будут опечалены» (Сура 2, аят 38).

Избавление от заблуждения в этом мире и несчастной участи в мире вечном, а также от страха и печали обещано лишь тем, кто следует Откровению, а не тем, кто бездумно следует за ученым, который не защищен от ошибок, и не знает, правильно или ошибочно мнение этого ученого, которое он принимает, не утруждая себя размышлениями над Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника — особенно, если эти люди считают, что мнение ученого, которому они бездумно следуют, избавляет их от потребности в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

В Коране великое множество аятов, указывающих на обязательность следования Откровению и действий в соответствии с ним. И хадисов, утверждающих обязанность поступать в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), также не счесть. Ведь покорность Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) есть покорность Аллаху.

قال تعالى: وَمَآ ءَاتَـٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَـٰكُمْ عَنْهُ فَٱنتَهُواْ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ
Всевышний Аллах сказал: «Примите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Сура 59 «Сбор», аят 7).

وقال تعالى: وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
Всевышний также сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику — может быть, вы будете помилованы».

وقال تعالى: قُلْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَ فإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّ ٱللَّهَ لاَ يُحِبُّ ٱلْكَـٰفِرِينَ
И Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и Посланнику”. Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (Сура 3 «Семейство Имарна», аят 32).

وقال: وَمَن يُطِعِ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَ فَأُوْلَـٰئِكَ مَعَ ٱلَّذِينَ أَنْعَمَ ٱللَّهُ عَلَيْهِم
Всевышний также сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах» (Сура 4 «Женщины», аят 69).

وقال تعالى: وَمَن يُطِعِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزاً عَظِيماً
Всевышний также сказал: «А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот преуспел великим преуспеянием».

وقال تعالى: مَّنْ يُطِعِ ٱلرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ ٱللَّهَ وَمَن تَوَلَّىٰ فَمَآ أَرْسَلْنَـٰكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظاً
Всевышний Аллах сказал: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А кто отворачивается, то ведь Мы не посылали тебя их хранителем» (Сура 4 «Женщины», аят 80).

وقال تعالى: يَـأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِى ٱلاٌّمْرِ مِنْكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِى شَىْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلاٌّخِرِ
Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете спорить о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (Сура 4 «Женщины», аят 59).

وقال تعالى: تِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ وَمَن يُطِعِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّـٰتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلاٌّنْهَـرُ خَـٰلِدِينَ فِيهَا وَذٰلِكَ ٱلْفَوْزُ ٱلْعَظِيمُوَمَن يَعْصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَتَعَدَّ حُدُودَهُ يُدْخِلْهُ نَاراً خَـٰلِداً فِيهَا وَلَهُ عَذَابٌ مُّهِينٌ
Всевышний Аллах сказал: «Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние. А того, кто ослушивается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения» (Сура 4 «Женщины», аяты 13–14).

وقال تعالى: وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَٱحْذَرُواْ فَإِن تَوَلَّيْتُمْ فَٱعْلَمُوۤاْ أَنَّمَا عَلَىٰ رَسُولِنَا ٱلْبَلَـٰغُ ٱلْمُبِينُ
И Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (Сура 5 «Трапеза», аят 92).

وقال تعالى: وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, если вы верующие».

وقال تعالى: قُلْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّمَا عَلَيْهِ مَا حُمِّلَ وَعَلَيْكُمْ مَّا حُمِّلْتُمْ وَإِن تُطِيعُوهُ تَهْتَدُواْ وَمَا عَلَى ٱلرَّسُولِ إِلاَّ ٱلْبَلَـٰغُ ٱلْمُبِينُ
Всевышний также сказал: «Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику”. Если вы отвернетесь, то ведь он отвечает за то, что возложено на него, а вы отвечаете за то, что возложено на вас. Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем. На Посланника возложена только ясная передача Откровения» (Сура 24 «Свет», аят 54).

وقال: وَأَقِيمُواْ ٱلصَّـلَوٰةَ وَآتُواْ ٱلزَّكَـوٰةَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
Всевышний Аллах сказал: «Совершайте молитву, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, — может быть, вы будете помилованы» (Сура 24 «Свет», аят 56).

وقال تعالى: يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوۤاْ أَطِيعُواْ اللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَلاَ تُبْطِلُوۤاْ أَعْمَـٰلَكُمْ
И Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния».

وقال تعالى: إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ ٱلْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوۤاْ إِلَى ٱللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَن يَقُولُواْ سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَأُوْلَـٰئِكَ هُمُ ٱلْمُفْلِحُونَ
Всевышний Аллах сказал: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: “Слушаем и повинуемся!” Именно они являются преуспевшими» (Сура 25 «Различение», аят 51).

وَمَن يُطِعِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَخْشَ ٱللَّهَ وَيَتَّقْهِ فَأُوْلَـٰئِكَ هُمُ ٱلْفَآئِزُون
Всевышний Аллах сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и стараются не навлекать на себя от Его гнева, обрели успех» (Сура 24 «Свет», аят 52).

وقال تعالى: لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ ٱللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (Сура 33 «Союзники», аят 21).

وقال تعالى: وَٱلْمُؤْمِنُونَ وَٱلْمُؤْمِنَـٰتِ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَآءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِٱلْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ ٱلْمُنْكَرِ وَيُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤْتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَيُطِيعُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُ أُوْلَـٰئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ ٱللَّهُ
Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины — ближайшие друзья друг другу. Они призывают к одобряемому и удерживают от порицаемого, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах помилует их» (Сура 9 «Покаяние», аят 71).

Ни у кого из ученых не возникает сомнений в том, что упомянутая в этих аятах и хадисах покорность Аллаху и Его Посланнику есть совершение действий в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Что же касается утверждений о том, что размышлять над Откровением, понимать его и поступать согласно ему — удел муджтахидов, отвечающих требованиям, известным среди поздних знатоков основ фикха, то эти утверждения нуждаются в доказательствах, а доказательств нет.

Как раз наоборот, в нашем распоряжении имеется множество доказательств того, что обязанность верующих — размышлять над Откровением, понимать его, изучать его и применять все полученные достоверные знания на практике, вне зависимости от того, много у человека таких знаний или мало.

أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَآ
Отсюда следует, что размышлять над аятами Корана, получать пользу от полученного знания путем претворения его в жизнь, о чем упомянул Всевышний Аллах, сказав: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (47:24), могут и должны не только люди, отвечающие требованиям к муджтахиду, сформулированным поздними знатоками основ фикха.

Абу ‘Умар Салим

http://www.svet-islama.com


Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 471
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Обязательность во всех разногласиях избрания судьёй Посланника ﷺ

Сообщение abu jafar »

Обязательность во всех разногласиях избрания судьёй Посланника ﷺ и довольства его решением

Ибн аль-Къаййим сказал:
«Итак, важно понимать, что хиджра к Посланнику Аллаха ﷺ обязательна для каждого мусульманина, и она является непременным следствием из Свидетельства единобожия, в котором говорится, что Мухаммад – посланник Аллаха. И здесь она подобна первой хиджре – хиджре к Аллаху, которая является следствием свидетельства об отсутствии истинного божества, кроме Аллаха.
Именно об этих двух видах хиджры каждый раб будет спрошен в Судный день, а также в барзахе (могильной жизни до Судного дня), и в этом мире. Таким образом, с него это потребуют на всех трёх этапах его жизни: в этом мире, в барзахе и в мире Вечном.
Къатада сказал: «Две вещи, о которых будут спрошены и первые и последние: чему вы поклонялись и что вы ответили посланникам?»
И эти два вопроса являются содержимым Двух свидетельств в формуле Свидетельства единобожия, а Всевышний Аллах сказал:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا
«Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полным подчинением». (Коран, 4:65). Всевышний Аллах поклялся самым великим, чем можно поклясться – а это Он Сам, Всемогущ Он и Велик – что не утвердится их вера и они не будут из числа верующих, до тех пор, пока не изберут Его Посланника судьёй во всём, относительно чего они препираются, а это всё то, что является предметом разногласий во всех областях религии. Ведь, поистине, слова в аяте «во всем том, что…» указывают на всеобщность, так как применяется относительное местоимение. Из этого следует отсутствие веры при отказе от избрания Пророка ﷺ судьёй во всём, относительно чего они препираются.
Но Аллах не ограничился лишь этим, однако добавил ещё и наличие удовлетворённости решением Пророка ﷺ так, чтобы отсутствовала стеснённость груди от его решения. Мало того, ещё необходимо принять его решение с распростёртой грудью, а не морщась и отворачиваясь, ведь, поистине, это является признаком отсутствия веры, однако непременным условием является принятие его решения с согласием, довольством и распростёртой душой.

Каким образом человек может проверить, воплотил ли он это в себе или нет?

И когда бы раб Аллаха не пожелал узнать своё место относительно этого положения, пусть посмотрит на своё состояние, когда до него доходит решение Пророка ﷺ относительно того, что возжелало его сердце, однако идёт вопреки его стремлениям и целям. Или же не согласуется с тем, за кем он следует из своих предков в больших и малых вопросах. А Всевышний Аллах сказал:
بَلِ ٱلۡإِنسَٰنُ عَلَىٰ نَفۡسِهِۦ بَصِيرَةٞ ١٤ وَلَوۡ أَلۡقَىٰ مَعَاذِيرَهُۥ ١٥
«Однако человек лучше осведомлён о самом себе, даже когда оправдывается». (Коран, 75:14,15).
Свят Аллах! Сколько же неприязни в сердцах многих людей в отношении многих священных текстов и их страстного желания, чтобы этих текстов не было вовсе?! Сколько желчи внутри себя они копят в отношении них?! А те, кто их приводит, подобны для них кости, вставшей поперёк горла.
Но как сказал поэт:
ستبدُو لهم تلك السرائر بالذي ... يَسُوءُ ويُخْزِيْ يومَ تُبلَى السَّرائرُ
Эти их тайны раскроются в Судный день,
Неся с собой страх и горе погибели!

Затем Аллах не удовлетворился этим, а добавил ещё слова «… и пока не подчинятся полным подчинением», где для усиления после глагола используется отглагольное имя: وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا (подчинятся подчинением), имеющее смысл повторения сказанного. А это покорность ему и подчинение тому, что он решил полным подчинением и ощущением довольства. Такой покорностью, в которой нет принуждения и вынужденного смирения, подобно тому, как подчиняется принуждённый. Однако это должно быть подчинением любящего раба, покоряющегося своему господину, которого он любит больше всего на свете, и знает, что его собственное счастье и успех в подчинении ему. Раб также убеждён в том, что его господин лучше относится к нему, чем он сам к себе; он более благочестив к нему, чем он сам к себе; более милостив и искренен с ним, чем он сам к себе. Он лучше знает о том, что принесёт ему пользу, чем он сам, и больше него имеет возможностей привести его к этому.
И когда раб Аллаха поймёт, что перечисленные качества собираются в Посланнике Аллаха ﷺ, он покорится ему, сдастся на его решение, покорится ему каждая крупица его сердца. И он будет считать, что нет для него счастья, кроме как посредством этого подчинения и покорности.
А это не происходит посредством слов и признаний, однако для его воплощения должна раскрыться грудь и должно утвердиться это положение в самых затаённых уголках его сердца, но не частым повторением этого языком, не бездейственным желанием обрести его и не голословными заявлениями, как сказал поэт:
فكلٌّ يدعونَ وصالَ ليلَى ... ولكن لا تُقِرُّ لهمْ بذاكا
Каждый бахвалится знакомством с Лейлой,
А Лейла не знает из них никого.

Разница между знанием о любви и нахождением в состоянии любви

И есть разница между знанием о любви и ощущением любви. Часто раб Аллаха путает между знанием о чём-либо и обнаружением его в себе, его наличием. Это подобно разнице между абсолютно больным человеком, знающем о здоровье и между тем, кто здоров, даже если не может описать состояние здоровья словами. Так же это подобно разнице между описанием страха и знания о нём, и между ощущением страха и его наличием.

Разбор усилителя речи "ля-нафия" – لَا, приведённого в аяте

Обрати внимание и задумайся над усилителями речи в словах Всевышнего относительно упомянутых, которые присутствуют в аяте.
Начинается он с усилительной отрицательной частицы لَا (ля-нафия), которая никак не является лишней, как подумали некоторые, однако её употребление имеет скрытый смысл в контексте клятвы, а именно извещение об отсутствии того, относительно чего приносят клятву, а это слова: «не уверуют».
Это известная практика в языке у арабов, когда они клянутся об отсутствии чего-либо, они начинают клятву с отрицательной частицы, как в этом аяте и как в словах Абу Бакра (да будет доволен им Аллах): «Но нет, клянусь Аллахом, не бывать тому, чтобы лишили трофеев льва из числа воинов Аллаха, сражающегося от имени Аллаха и Его Посланника, и отдали тебе, полагающиеся ему трофеи (саляб)». (аль-Бухари 3142, Муслим 1751).
Также арабский поэт (Имри аль-Къейс) сказал:
فَلا وأبيكِ ابنةَ العامِر ... يِّ لا يَدَّعِيْ القومُ أنّي أَفِرّ
Но нет, клянусь отцом твоим, о дочь аль-‘Амирии,
Пусть не заявляют люди о том, что я бежал.

Другой арабский поэт (Муслим ибн Ма‘бад) сказал:
فلا واللهِ لا يُلْفَى لِمَا بِيْ ... ولا لِلما بهم أَبدا دَوَاءُ
Нет же, клянусь Аллахом, от горя моего лекарства нет,
Как абсолютно нет его для их злорадства.

И такой оборот речи встречается у арабов больше, чем можно перечислить.

Примеры использования "ля-нафия" – لَا, в других аятах

А теперь задумайся о клятвах, которые приходят в Коране, начинающиеся с отрицательных частиц, и ты обнаружишь, наличие отрицания со стороны людей того, что утверждается посредством клятвы.
И это правило не опровергают слова Всевышнего:
‌فَلَآ ‌أُقۡسِمُ ‌بِمَوَٰقِعِ ٱلنُّجُومِ ٧٥ وَإِنَّهُۥ لَقَسَمٞ لَّوۡ تَعۡلَمُونَ عَظِيمٌ ٧٦ إِنَّهُۥ لَقُرۡءَانٞ كَرِيمٞ ٧٧
«Но нет, клянусь местами захода звёзд, поистине, это великая клятва, если бы только знали и, поистине, это почётный Коран». (Коран, 56:75‑77).
Потому что причиной этой клятвы стало отрицание слов неверных, сказанных ими относительно Корана, что это — либо стихи, либо колдовство, либо сказания предков. Аллах опроверг их словами, которые начинаются с клятвы с использованием отрицательной частицы لَا, затем Он утвердил обратное от их утверждения. Таким образом, аят включает в себя смысл: дело обстоит не так, как они предположили, однако – это почётных Коран.
По этой же причине в другом месте Всевышний упомянул вместе запрет и приказ:
‌فَلَآ ‌أُقۡسِمُ ‌بِٱلۡخُنَّسِ ١٥ ٱلۡجَوَارِ ٱلۡكُنَّسِ ١٦ وَٱلَّيۡلِ إِذَا عَسۡعَسَ ١٧ وَٱلصُّبۡحِ إِذَا تَنَفَّسَ ١٨ إِنَّهُۥ لَقَوۡلُ رَسُولٖ كَرِيمٖ ١٩
«Но нет! Клянусь планетами отступающими, передвигающимися и исчезающими; клянусь ночью наступающей; клянусь рассветом брезжущим, что, поистине, это – слова благородного посланца» (Коран, 81:15-19).

А также Его слова:
‌لَآ ‌أُقۡسِمُ ‌بِيَوۡمِ ‌ٱلۡقِيَٰمَةِ ١ وَلَآ أُقۡسِمُ بِٱلنَّفۡسِ ٱللَّوَّامَةِ ٢ أَيَحۡسَبُ ٱلۡإِنسَٰنُ أَلَّن نَّجۡمَعَ عِظَامَهُۥ ٣ بَلَىٰ قَٰدِرِينَ عَلَىٰٓ أَن نُّسَوِّيَ بَنَانَهُۥ ٤
«Но нет, клянусь Днём воскресения! Нет же, клянусь душой попрекающей! Неужели человек полагает, что Мы не соберём его костей? Однако Мы способны восстановить даже кончики его пальцев». (Коран, 75:1-4).

Усилители речи в аяте: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полным подчинением»

Итак, в разбираемом нами аяте, встречаются следующие усилительные обороты речи:
1) Начинается с отрицательной частицы перед клятвой, что указывает на усиление того, на что падает клятва, на подтверждение этого и на категоричность отрицания (то есть отрицания веры в данном случае).
2) Усиление посредством самой клятвы.
3) Усиление Тем, Кем клянутся, а это – клятва Всевышнего Аллаха Самим Собой, а не чем-либо из Своих творений. Ведь, как известно, Аллах иногда клянётся Собой, а иногда – Своими творениями.
4) Усиление упоминанием о необходимости отсутствия стеснения в груди (от решения Пророка ﷺ) и наличия покорности.
5) Усиление приведением отглагольного имени после самого глагола: وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا "… и пока не подчинятся полным подчинением"

И все эти усиления речи и заострение внимания не пришли ни для чего иного, кроме как для того, чтобы указать на сильнейшую потребность и на крайнюю необходимость обращения пристального внимания на это положение. А также для того, чтобы это укрепилось в сердцах рабов Аллаха наиполнейшим образом».
(Отрывок из книги «Табукское послание» Ибн аль-Къаййима)


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение