Можно ли совершать молитву, обратившись к лицу человека?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3185
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Можно ли совершать молитву, обратившись к лицу человека?

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Можно ли совершать молитву, обратившись к лицу человека?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Часто мусульмане задают следующий вопрос: «Можно ли совершать молитву, когда со стороны Киблы перед тобой сидит человек, повернувшись к тебе лицом? Зачастую в мечетях, особенно в пятницу, сидящие на первых рядах облокачиваются спиной к стене, ожидая начала пятничной проповеди. Что касается тех, кто встал в ряд перед ними, то совершая какую-либо добровольную молитву, они делают её по направлению к лицу тех, кто сидит, повернувшись лицом к ним. Этот поступок сильно отвлекает молящихся. Есть ли в этом проблема со стороны Шариата?»
В действительности в этом поступке есть проблема, по этой причине большинство имамов порицали совершение молитвы, если со стороны Киблы находится обращённый к тебе лицом человек, и неважно, происходит подобное в пятницу или иной день, в мечети или дома.

Необходимо знать, что мусульманин не должен совершать свою молитву так, чтобы его что-то отвлекало от неё. Ведь со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) помолился в одежде, украшенной узорами, после чего сказал: «Эти узоры отвлекли меня (от молитвы)». аль-Бухари (752), Муслим (556).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из данного хадиса извлекается нежелательность всего, что отвлекает от молитвы”. См. “Фатхуль-Бари” (1/483).
Именно поэтому Шариат также порицает совершение молитвы в то время, когда человек желает справить нужду, или когда на столе стоит готовая еда, а человек молится голодным, ибо всё это отвлекает от смирения во время молитвы и полноценного её совершения.
То же самое касается и совершения молитвы по направлению к лицу человека, если это отвлекает молящегося. В таком случае человеку, совершающему молитву, следует использовать другое место, или же в случае тесноты и отсутствия иного места вежливо попросить сидящего к нему лицом повернуться спиной, и подобное передаётся от некоторых сподвижников.
Нафи’ рассказывал: “Если Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не мог встать возле колонны мечети (для совершения молитвы), он говорил мне: «Повернись ко мне спиной»”. Ибн Аби Шейба (2906). Иснад достоверный. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (3/114).
В том, что Ибн ‘Умар просил Нафи’а повернуться к нему именно спиной содержится указание на то, что он не желал совершать молитву по направлению к его лицу. Поэтому хафиз Ибн Батталь, упомянув это сообщение, сказал: “Группа учёных склонилась к мнению, что мужчина может использовать другого мужчину в качестве преграды во время молитвы. Однако большинство из них считало порицаемым, чтобы он был повёрнут к нему лицом”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (2/139).

Итак, большинство учёных порицали совершение молитвы по направлению к лицу находящегося перед ним человека. А некоторые даже передавали единогласное мнение на этот счёт. Так, в известном словаре по фикъху сказано: “Большинство учёных из числа ханафитов, маликитов и ханбалитов, а также это одно из мнений у шафиитов, в общем, склонились к тому, что дозволено совершать молитву за человечком, используя его в качестве преграды (сутра), несмотря на то, что они разошлись в некоторых тонкостях. Однако, что касается совершения молитвы по направлению к человеку, сидящему к молящемуся лицом, то это является порицаемым по мнению всех учёных”. См. “аль-Маусу’ату-ль-фикъхийя” (25/177).
Но всё же некоторые учёные считали, что это порицается лишь в том случае, если будет отвлекать молящегося, а в противном случае это не является порицаемым.
Так, например, имам аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» в разделе, посвящённом преграде во время молитвы (сутра), назвал одну из глав следующим образом: «Глава: Направление человека к своему товарищу или кому-то иному во время совершения молитвы».
После этого аль-Бухари сказал: “Порицал ‘Усман (да будет доволен им Аллах), чтобы человек обращался к лицу кого-либо во время молитвы. Однако это касается того случая, когда подобное отвлекает человека, а если это его не отвлекает, то Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не придаю этому значения, ибо, поистине, мужчина не прерывает молитву мужчины»”. См. “Сахих аль-Бухари” (1/109).
Затем аль-Бухари привёл в качестве аргумента хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Поистине, я видела, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву, а я находилась между ним и Киблой, лёжа на кровати. А если у меня была какая-та нужда, то я не желала оказаться перед ним и тихо уходила”. аль-Бухари (511).
Что касается большинства учёных, то они ответили на это тем, что в данном хадисе нет аргумента в пользу аль-Бухари, а напротив, он является доводом большинства учёных по данному вопросу. Ведь ‘Аиша не сказала, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву по направлению к её лицу, или что она сидела напротив него лицом к нему. Напротив, она сама говорит, что если хотела встать, то не желала оказаться по направлению к нему. Более того, в одной из версий этого хадиса, которая также является достоверной, передаётся, что ‘Аиша сказала: “А если у меня была какая-та нужда, то я тихо уходила со стороны края кровати, не желая обращаться к нему лицом”. Ибн Рахауейх в “аль-Муснад” (1488), Ахмад в “аль-Муснад” (6/42), ас-Сирадж в “аль-Муснад” (412).
Касательно данной версии хадиса хафиз Ибн Раджаб сказал: “Это указывает на то, что ‘Аиша знала, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил, чтобы к нему кто-либо поворачивался лицом, когда он совершал молитву. Это событие произошло ночью, и в то время в домах не было светильников, как об этом говорила сама ‘Аиша в другом хадисе. И это указывает на порицание поступка совершения молитвы по направлению к лицу человека”.
Затем Ибн Раджаб заключил: “Очевидным является то, что аль-Бухари использовал в качестве аргумента тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву по направлению к ‘Аише, а, следовательно, не является порицаемым совершать молитву, обратившись в сторону человека. Однако в этом есть сомнение, поскольку ‘Аиша не была обращена к нему лицом, напротив, она лежала. Однако порицаемым являлось совершать молитву, обратившись именно к лицу человека”. См. “Фатхуль-Бари” (2/689).
Хафиз ан-Науауи сказал: “Является порицаемым, чтобы человек совершал молитву по направлению к человеку, обращённому к нему лицом, будь он мужчиной или женщиной. ‘Умар ибн аль-Хаттаб и ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен ими Аллах) порицали это. Ведь зачастую подобное отвлекает сердце, и по данной причине это было порицаемо так же, как было порицаемо смотреть во время молитвы на узорчатую одежду, устремлять взор к небу, и тому подобное, на что указывают достоверные хадисы.
Но аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» сказал: “Порицал ‘Усман (да будет доволен им Аллах), чтобы человек обращался к лицу кого-либо во время молитвы. Однако это касается того случая, когда подобное отвлекает человека, а если это его не отвлекает, то Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не придаю этому значения, ибо, поистине, мужчина не прерывает молитву мужчины»”. Затем он привёл в качестве аргумента упомянутый ранее хадис от ‘Аиши.
Однако в хадисе ‘Аиши не говорится ничего, что противоречило бы тому, о чём мы упоминали. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву так, чтобы она была обращена к нему лицом. Напротив, она лежала, к тому же она лежала в ночной тьме, а поэтому её наличие там или отсутствие было равнозначным, и он не смотрел на неё, как и она не была обращена к нему лицом”. См. «аль-Маджму’» (3/251).
То, о чём говорили ан-Науауи и Ибн Раджаб подтверждает другой хадис, передаваемый от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: “Обычно я спала перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), протягивая ноги между ним и Киблой (из-за тесноты комнаты). И когда он совершал земной поклон, то касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, я снова вытягивала их. И в то время в домах не было светильников”. аль-Бухари (382), Муслим (512).

Что касается асара от ‘Усмана ибн ‘Аффана, от которого имам аль-Бухари передал порицание совершения молитвы в сторону обращённого к тебе человека, то на этот счёт хафиз Ибн Хаджар сказал: “Я не нашёл этого сообщения от ‘Усмана до сих пор. Но я видел в сборниках ‘Абдур-Раззакъа и Ибн Аби Шейбы, а также у других сообщение от ‘Умара, что он строго порицал подобное. Однако в их сборниках также упоминается сообщение, указывающее на то, что ‘Усман не порицал подобное. Следует задуматься над вероятностью того, что в рукописи произошла опечатка, и вместо ‘Умара был упомянут ‘Усман”. См. “Фатхуль-Бари” (2/260).
Однако хафиз Бадруддин аль-‘Айни возразил на эти его слова, сказав: “То, что он не встретил этого асара от ‘Усмана не означает, что подобное не передаётся от него. Как и не является правильным заявлять об опечатке по причине вероятности, не опирающейся на аргумент”. См. «‘Умдатуль-къари» (4/432).

Что же касается асара от ‘Умара ибн аль-Хаттаба по данному вопросу, то со слов Хиляля ибн Ясафа сообщается: “Как-то ‘Умар увидел человека, который совершал молитву в то время, как напротив него был человек, обращённый к нему лицом. Тогда он подошёл с плетью к молящему и сказал: «Совершаешь молитву в то время, как этот обращён к тебе лицом к лицу?!» Затем он подошёл с плетью к другому и сказал: «А ты повернулся к нему лицом, видя, что он совершает молитву?!»” ‘Абдур-Раззакъ (2396), Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (5/99).
Несмотря на то, что иснад этого сообщения достоверный, он является прерванным (мурсаль). Имам Абу Хатим сказал: “Хиляль ибн Ясаф передавал хадисы от ‘Умара в форме мурсаль, ибо он не застал ‘Умара”. См. “аль-Марасиль” (стр. 229).
Но это сообщение усиливается тем, что привёл Абу Ну’айм аль-Фадль ибн Дукейн в своей книге «Китаб ас-саля» со слов аль-Къасима, который сказал: “Как-то ‘Умар побил двоих: один из них был тем, кто повернулся лицом к молящемуся, а второй был сам молящийся”.
Но хафиз Ибн Раджаб сказал: “Это сообщение прерванное”. См. “Фатхуль-Бари” (2/668).

Также на эту тему передаётся и следующий пророческий хадис:
Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который молился по направлению к другому человеку, и он повелел ему переделать молитву”. аль-Баззар (661).
Приведя этот хадис, имам аль-Баззар сказал: “Вероятно смысл хадиса в том, что этот человек совершил молитву по направлению к лицу другого, не отойдя в сторону, дабы не быть напротив его лица”. См. “аль-Бахр аз-заххар” (2/253).
Правильность данного пояснения подтверждает другая версия этого хадиса, в которой Мухаммад ибн аль-Ханафия сказал: “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который молился по направлению к другому человеку, и он повелел ему переделать молитву. Тогда тот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я ведь завершил молитву», - на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, ты совершил молитву, смотря на того, кто обратился к тебе лицом!»” Абу Дауд в “аль-Марасиль” (30).
Однако будь этот хадис достоверным, то он указывал бы не просто на порицание совершения молитвы, повернувшись к лицу человека, а на недействительность такой молитвы, о чём не говорили обладатели знания. Но данный хадис является слабым, как это пояснил имам ад-Даракъутни, сказавший: “В действительности Исраиль ибн Сабих передаёт этот хадис через ‘Абдуль-А’ля ас-Са’ляби со слов Ибн аль-Ханафии в прерванном виде (мурсаль). А передатчик ‘Абдуль-А’ля путался в хадисах”. См. “аль-‘Иляль” (463).

Это и есть основные аргументы по данному вопросу.
Но следует отметить, что от имама Ахмада передаётся, что он считал запрет в данном вопросе установленным. Так, Салих – сын имама Ахмада передал, что его отец в отношении совершения молитвы по направлению к человеку сказал: “Это является запрещённым”. А Харб аль-Кирмани передал, что Ахмад сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) это запрещал”. См. “Джами’ ли-‘улюм аль-имам Ахмад” (6/78).
Также и имам аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» (1/109) считал достоверным порицание такого поступка халифом ‘Усманом (да будет доволен им Аллах), поскольку упомянул это в утвердительной форме, а не в неопределённой. А общеизвестно, что когда аль-Бухари приводит в своём сборнике «ас-Сахих» какое-либо сообщение без иснада в заглавиях (в форме та’ликъ) в утвердительной форме, то это указывает на то, что он считал данное сообщение достоверным. См. “ан-Нукат” (1/325).
В любом случае, даже если в данной главе на самом деле нет никаких достоверных текстов ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников, достаточным аргументом являлось бы то, что молитва по направлению к лицу человека отвлекает молящегося, а в таком случае все учёные единогласны в порицании этого!
И следует отметить, что такая мотивировка, как «совершение молитвы по направлению к лицу человека мешает сосредоточиться и отвлекает», является не единственной причиной для порицания, ибо многие имамы также порицали это с той стороны, что подобное выглядит так, словно человек кланяется и совершает земные поклоны сидящему напротив него.
Имам Ибн Къудама сказал: “Порицается совершать молитву, обратившись к лицу человека, потому, что ‘Умар наказывал за это. А также это похоже на совершение земного поклона перед человеком”. См. “аль-Мугъни” (3/87).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Наши сторонники (ханбалиты) мотивировали порицание совершения молитвы, обратившись к лицу человека тем, что это похоже на поклонение творениям. Они порицали это так же, как порицали совершение молитвы напротив установленного изображения живого существа. И если опираться на эту мотивировку, то нет разницы, будет ли отвлекать молитва по направлению к лицу человека или нет”. См. “Фатхуль-Бари” (2/668).

Таким образом, всё упомянутое указывает на то, что в любом случае порицается совершать молитву в такой ситуации, когда со стороны Киблы находится обращённый к тебе лицом человек, независимо от того, отвлекает тебя это от молитвы или нет. Следовательно, этого следует избегать.
А Аллаху ведомо обо всём лучше!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение