Можно давать деньги за роды? Является ли это взяткой?

Ответить
Умм Абдулла
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 09:38

Можно давать деньги за роды? Является ли это взяткой?

Сообщение Умм Абдулла »

Ассаляму алейкум!
В последнее время участились случаи недосмотра за роженицами и малышами в роддомах, причем это происходило с моими знакомыми. Как поступить? Можно ли взять причины для собственного успокоения?
То есть:
Есть 3 варианта родов:
1. традиционные бесплатные;
2. официально платные (деньги-мед учреждению);
3. т.н. "на руки" врачу и акушерке. В двух первых случаях внимание к роженице одинаковое, в третьем - более заботливое к роженице и к новорожденному.
Разрешено ли договариваться с врачом о платных родах мимо "кассы", причем деньги отдаются после родов в случае благоприятного исхода?
Джазакя Ллаху хайран!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам.
Беда подобных поступков сестра зачастую в том, что люди в той или иной стране сами приучают врачей к подаркам, взяткам и т.п., что приводит к их привыканию к данному явлению, и они перестают обращать какое-либо внимание потом на тех, кто не дал им ничего.
И во втором варианте, упомянутом вами, внимание не подобно первому варианту сестра, так как официально платная клиника обязана уже следить и действительно следит как положено, так как от этого зависит их реклама и авторитет. Просто наверное не все "платные" центры одинаковы.
Ну а на крайний случай, если нет иного выхода, то многие ученые дозволяли дать плату для того, чтобы получить то, что причитается ему изначально по праву, если иного пути для достижения этого нет. И это при том, что определение понятия "взятка" - это дать что-то для того, чтобы присвоить то, что не принадлежит тебе по праву. Имам аль-Хаттаби говорил: "Если человек что-то дал для того, чтобы получить свое право или чтобы уберечь от себя несправедливости, то он не относится к числу тех, о ком говорится в хадисах (относительно дающего и берущего взятку)". См. "Ма'алиму-Ссунан" 5/207.
Медеу абу АбдуРахман
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 05 дек 2008, 08:35

Re: Можно давать деньги за роды? Является ли это взяткой?

Сообщение Медеу абу АбдуРахман »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Прошу помочь понять следующее:
Ну а на крайний случай, если нет иного выхода, то многие ученые дозволяли дать плату для того, чтобы получить то, что причитается ему изначально по праву, если иного пути для достижения этого нет. И это при том, что определение понятия "взятка" - это дать что-то для того, чтобы присвоить то, что не принадлежит тебе по праву. Имам аль-Хаттаби говорил: "Если человек что-то дал для того, чтобы получить свое право или чтобы уберечь от себя несправедливости, то он не относится к числу тех, о ком говорится в хадисах (относительно дающего и берущего взятку)". См. "Ма'алиму-Ссунан" 5/207.
И в другой ветке я нашел:
A'mash писал(а):Шейх Али аль-Халяби сказал: “Молодые братья - врачи с Азербайджана прислали вопрос: Они врачи, работающие в государственных больницах и получающие государственную зарплату. Однако у них распространился такой обычай: больные дают подарки или же деньги врачам, чтобы эти врачи проявляли большую заботу о них. Дозволено для этих врачей брать у них подарки или деньги или же они должны это отвергать? Учитывая также еще то, что больные удивляются, когда им возвращают деньги или подарок.
Ответ на этот вопрос мы возьмем с самого вопроса. Как стало ясно, причина подарка (денег) в том, чтобы врачи проявляли большую заботу о больных. Т.е. тот, у кого есть деньги, тот может получить эту заботу, а тот, у кого нет денег – не может? Если дело обстоит именно таким образом, то тогда это не дозволено! Что же тогда мы будем делать с нищим, у которого нет имущества?! Не будем заботиться о нем?! И он не сможет взять причитающееся ему по праву?! Это не дозволено!
Однако, если подобное как подарок, плата врачам – стало обычаем, а врачи заботятся о малом и большом, о богатом и бедном, о почитаемом и простом, то в таком случае нет проблем в том, чтобы брать это имущество. Будь это подарок, плата и т.п. как бы это не называлось, что стало приемлемым обычаем. Но, если мы свяжем эту плату именно с заботой, то получится, что мы связали заботу именно с подарком и тот, кто ничего не дал, то нет к нему заботы. В таком случае это не дозволено!”

Дарс «Шарх аль-Ибана ас-сугъра» № 56.
Хоть и ситуация разная, но суть одна.

Хочу сказать, что в не платных отделениях / клиниках плата акушеру в основном дается за повышение ее внимания к роженице, но я не знаю является ли это обычаем у нас в Казахстане.
Вообщем помогите разобраться, можно ли дать деньги врачу чтоб та ухаживала за роженицей или же дать понять что после родов отблагодарю?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Медеу абу АбдуЛлах писал(а):Прошу помочь понять следующее:
Нет там ахы никакого противоречия)
В первом случае речь идет о положении тех, кто вынужден дать деньги, чтобы заслужить внимание, заботу и т.п., что подобное не является для них запретным, поскольку они вынуждены это сделать.
А во втором случае речь идет у же о тех, кто берет эти деньги, харам ли они для них или халяль.
tolibetun
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 май 2012, 04:07

Re: Можно ли давать взятку?

Сообщение tolibetun »

ассаляму алейкум ва рахматуллах! что говорят ученые относительно взятки за перевес товара в аэропортах, таможнях? можно ли давать? не харам ли? джэзэкаллаху хайрон!
муавия
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 11 ноя 2008, 18:44

Re: Можно давать деньги за роды? Является ли это взяткой?

Сообщение муавия »

С именем Аллаха.А если контролер бесплатно пропустит, тогда можно?если да,то почему нельзя за 500рублей.Но взятка ли это вообще?Я про перегруз в аэропорту,ты нарушаешь вместе с контролером их законы(аэропорта),если они завышены то это зулум.А насчет.что это взятка(взятка-харам,а говорить харам опастно, надо спросить у шейхов).
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Можно давать деньги за роды? Является ли это взяткой?

Сообщение salyafit_07 »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух.
О взятках | Ринат абу Мухаммад

Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Можно давать деньги за роды? Является ли это взяткой?

Сообщение salyafit_07 »

Сказал шейх 'Усаймин (рахимаху-Ллах): "Когда-то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил одному человеку из племени аль-асд, которого звали ибн аль-Лютбия, заниматься сбором милостыни в племени бану сулейм. Вернувшись, тот подсчитал собранный закят и сказал: «Это — вам, а это — подарок, который сделали мне». Услышав это, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почему же ты не остался сидеть в доме твоего отца и твоей матери, дожидаясь, пока тебе не принесут этот подарок, если ты говоришь правду?» — после чего обратился к людям с проповедью.
Он воздал хвалу Аллаху, восславил Его и сказал: «А затем, поистине, я назначаю одного из вас заниматься тем делом, которое поручил мне Аллах, а потом он приходит ко мне и говорит: "Это — вам, а это — подарок, который мне преподнесли"! Почему же он не остался сидеть в доме его отца и его матери, дожидаясь, пока ему не принесут этот подарок, если он говорит правду? Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то из этого без права, в День воскресения он непременно встретит Аллаха Всевышнего, влача это на себе! Ни за что не признаю я ни одного из вас, если встретит он Аллаха Всевышнего, неся на себе ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу!».
[аль-Бухари, 6979; Муслим, 1832].
Правдив Пророк, да благословит его Аллах и приветствует! Ведь, этому человеку сделали подарок из-за того, что он являлся государственным служащим, а не по причине него самого. Если бы эти люди хотели сделать подарок ему лично, то подарили бы ему этот подарок еще тогда, когда он сидел дома.
Из этого хадиса мы узнаем, каким великим грехом является взяточничество. Этот грех настолько велик, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже обратился к людям с проповедью, чтобы предостеречь людей от подобного. Если в народе распространится взяточничество, то народ погибнет, ибо все люди перестанут говорить правду, никто не будет судить в соответствии с истиной, никто не будет судить справедливо. Пусть Аллах убережет нас от этого!
Проклят тот, кто дал взятку, и проклят тот, кто взял её. Исключением является лишь тот случай, когда человек не может добиться своих законных прав, кроме как через взятку. В таком случае проклятие касается только того, кто взял эту взятку, но не того, кто дал. В такой ситуации человек дает взятку только для того, чтобы получить то, что ему действительно полагается, и у него нет иного выхода. В таком случае он имеет уважительную причину.
Именно так сейчас происходит в многих мусульманских странах. Человек не может решить свои проблемы, не дав взятку. Многие люди берут взятки, поедая чужое имущество безо всякого права, и подвергая себя проклятию Аллаха. Просим у Аллаха избавления от этого!
Тот, кому Аллах даровал определенную должность, должен работать справедливо, должен выполнять все свои обязанности по мере возможности
". Шарх "Рияд ас-салихин", хадис 165. ИСТОЧНИК
Grechkakukuruza
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 03 апр 2021, 17:23

Re: Можно давать деньги за роды? Является ли это взяткой?

Сообщение Grechkakukuruza »

السلام عليكم
скажите , пожалуйста, есть два варианта выбрать определенного врача в роддоме:
1. Заключить официальный контракт с роддомом с выбором определенного врача и условий пребывания соотвественно цена разная(например, одноместная палата или трехместная палата, удобства как душ и т д)
2. Договориться лично с врачем и после родов дать деньги врачу «на руки».
Дозволены ли по шариату любые из этих видов платных родов?
Ответить