Можно ли говорить: "Если бы..."
-
- Сообщения: 21
- Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
- Откуда: нижнекамск
Можно ли говорить: "Если бы..."
Ассалямуалейкум братья и сестры.
у меня вопрос. в основе запрещено говорить выражение если бы не собака то вор не зашел бы . это пример . тут вроде вопросов нет. но вот один вопрос в том что когда я читал книгу шейха мубаракфури я увидел моменты что сахабы употребляли выражение похожие на это. например после битвы при бадре усайд бин худайр сказал что если бы он знал что пророк встретит врага то не остался бы в медине.
объясните пожалуйста
у меня вопрос. в основе запрещено говорить выражение если бы не собака то вор не зашел бы . это пример . тут вроде вопросов нет. но вот один вопрос в том что когда я читал книгу шейха мубаракфури я увидел моменты что сахабы употребляли выражение похожие на это. например после битвы при бадре усайд бин худайр сказал что если бы он знал что пророк встретит врага то не остался бы в медине.
объясните пожалуйста
Уа алейка салам брат.
Выражение "если бы" не запрещено в абсолютном виде. Можно встретить братьев, которые порицают эти слова в любом случае, а это ошибка.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”. Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: “Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь”» (Али ‘Имран 3: 154).
Всевышний Аллах также сказал: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”» (Али ‘Имран 3: 168).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы я сделал то-то и то-то!”, но говори: “Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к его делам». Муслим 2664.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са‘ди сказал: “Знай, что использование выражения «если» может иметь две разновидности: запретное и дозволенное. Что касается запретного смысла, то оно употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то так случилось бы иначе». Это и есть козни шайтана, поскольку в этом две ошибки:
Во-первых, подобное открывает двери сожаления, гнева и печали, что недопустимо, и в этом нет никакой пользы.
Во-вторых, в этом проявление недовольства по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и незначительные происходят по предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться. В словах же «если бы было так» или «если бы я поступил так» несогласие с этим предопределением и проявление слабости имана в предопределение Аллаха. Нет никакого сомнения в том, что эти два случая не позволяют рабу Аллаха обрести истинный иман и совершенный таухид, пока он не откажется от этого!
Что же касается дозволенного использования выражения «если бы», то оно употребляется тогда, когда раб Аллаха желает благого. Как, например, слова пророка: «Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы жертвенных животных и совершил бы малое паломничество» аль-Бухари 2505, Муслим 1216.
Или слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), передавшего слова человека, желающего совершить благое: «Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то». аль-Бухари 7232.
Или хадис: «Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах рассказал бы нам еще весть о них». аль-Бухари 3401, Муслим 2380. Как это сказано в истории о Мусе с Хыдыром.
Таким образом, если желающий блага скажет «если бы», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это запрещено. И поэтому использование выражения «если бы» зависит от ситуации и причины произнесения”. См. “аль-Къауль ас-садид шарх Китаб ат-таухид” 268-269.
Также употреблять слова «если бы» в отношении какой-либо неприятности, постигшей человека, запрещено по той причине, что человек покушается на знание сокровенного, говоря: “Если бы я сделал не так, а вот так, то со мной бы это не случилось”. Разве человек может знать, что бы с ним произошло, если бы он поступил иначе?!
Уа-Ллаху а'лям
Выражение "если бы" не запрещено в абсолютном виде. Можно встретить братьев, которые порицают эти слова в любом случае, а это ошибка.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”. Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: “Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь”» (Али ‘Имран 3: 154).
Всевышний Аллах также сказал: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”» (Али ‘Имран 3: 168).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы я сделал то-то и то-то!”, но говори: “Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к его делам». Муслим 2664.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са‘ди сказал: “Знай, что использование выражения «если» может иметь две разновидности: запретное и дозволенное. Что касается запретного смысла, то оно употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то так случилось бы иначе». Это и есть козни шайтана, поскольку в этом две ошибки:
Во-первых, подобное открывает двери сожаления, гнева и печали, что недопустимо, и в этом нет никакой пользы.
Во-вторых, в этом проявление недовольства по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и незначительные происходят по предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться. В словах же «если бы было так» или «если бы я поступил так» несогласие с этим предопределением и проявление слабости имана в предопределение Аллаха. Нет никакого сомнения в том, что эти два случая не позволяют рабу Аллаха обрести истинный иман и совершенный таухид, пока он не откажется от этого!
Что же касается дозволенного использования выражения «если бы», то оно употребляется тогда, когда раб Аллаха желает благого. Как, например, слова пророка: «Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы жертвенных животных и совершил бы малое паломничество» аль-Бухари 2505, Муслим 1216.
Или слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), передавшего слова человека, желающего совершить благое: «Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то». аль-Бухари 7232.
Или хадис: «Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах рассказал бы нам еще весть о них». аль-Бухари 3401, Муслим 2380. Как это сказано в истории о Мусе с Хыдыром.
Таким образом, если желающий блага скажет «если бы», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это запрещено. И поэтому использование выражения «если бы» зависит от ситуации и причины произнесения”. См. “аль-Къауль ас-садид шарх Китаб ат-таухид” 268-269.
Также употреблять слова «если бы» в отношении какой-либо неприятности, постигшей человека, запрещено по той причине, что человек покушается на знание сокровенного, говоря: “Если бы я сделал не так, а вот так, то со мной бы это не случилось”. Разве человек может знать, что бы с ним произошло, если бы он поступил иначе?!
Уа-Ллаху а'лям
-
- Сообщения: 21
- Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
- Откуда: нижнекамск
Re: Можно ли говорить: "Если бы..." ?
все понял) я не совсем корректно выразился)я хотел узнать когда можно говорить)))) как раз которые ты привел брат... джазакаАллаху хайран) просто еще есть выражения например в трех основах......где в начале шейх шафии начинает свое выражения со слов "лэумэ" ) и я не совсем понимал этот вопрос
-
- Сообщения: 21
- Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
- Откуда: нижнекамск
Re: Можно ли говорить: "Если бы..." ?
Ассалямуалейкум. еще дополню одну вещь:) я же брат имел в виду конкретный пример. что говорить если бы не собака то вор не зашел бы. на сколько я знаю это нельзя говорить. а вот пример с сахабом привел зачем . что они так же употребляли. а хотел узнать когда можно говорить:-) вот... чуть чуть не правильно видать я выразился..
Уа алейкум салам брат.
Уа ийяк!
Что касается тех случаев, когда саляфы некоторые говорят на что-то: "Если бы не это, то было бы так" и т.п., то речь идет в их словах о причине, и они не делают эту причину главенствующей.
Это как слова Ибн Уахба, сказавшего: “Если бы я не застал имама Малика и имама аль-Лейс ибн Са’да, то впал бы в заблуждение!” См. “Шарх аль-Мууатта” 1/29.
Однако все же лучше избегать таких выражений и связывать любую причину и милость в первую очередь с Аллахом, а только потом указывать причину.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Придавание Аллаху равных является многобожием, которое незаметнее муравья, ползущего по черному камню во мраке ночи. Пример этому слова: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” Или слова: “Если бы не собака, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Или же слова человека: “Если пожелает Аллах и ты”. Или слова: “Если бы не Аллах и такой-то”. Не приписывай к этому кого-то! Во всех этих выражениях есть многобожие!” Ибн Абу Хатим в «ат-Тафсир» № 229. Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах назвал иснад хорошим.
Также Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, кто-то из вас придает Аллаху равных даже с помощью собаки, говоря: «Если бы не она, то обворовали бы нас ночью»!” Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 360.
А ведь Всевышний Аллах говорит: «Скажи: “Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью?” Но они отворачиваются от поминания своего Господа» (аль-Анбия 21: 42).
Так что братья мои, все следует связывать в первую очередь с Аллахом, а только потом с причиной, и не говорить это через союз "и", а говоря через слово "потом", ибо существует значительная разница между союзом “и” и словом “потом”, поскольку союз "и" делает соучастником следующего за ним. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 595.
Передают со слов Хузайфы, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говорите: “Как пожелал Аллах и пожелал такой-то”, - но говорите: “Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то”». Абу Дауд 4980, ан-Насаи в “аль-‘Амалюль-яуми уа-лляйля”. 985, Ахмад 5/384. Имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвали хадис достоверным.
Такие выражения можно поделить на три категории:
1. «То, что пожелал Один лишь Аллах» или «Если бы не помощь Аллаха…», это самый лучший вид высказываний такого рода.
2. «То, что пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то» или «Если бы не помощь Аллаха, а по-том такого-то…», такие выражения также разрешены.
3. «То, что пожелал Аллах и пожелал такой-то» или «Если бы не помощь Аллаха и такого-то…», такие высказывания запрещены, и как раз об этом идет речь в приведенном хадисе.
А Всевышний Аллах сказал: «Все блага, которые вы имеете – от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь» (ан-Нахль 16: 53).
Уа ийяк!
Что касается тех случаев, когда саляфы некоторые говорят на что-то: "Если бы не это, то было бы так" и т.п., то речь идет в их словах о причине, и они не делают эту причину главенствующей.
Это как слова Ибн Уахба, сказавшего: “Если бы я не застал имама Малика и имама аль-Лейс ибн Са’да, то впал бы в заблуждение!” См. “Шарх аль-Мууатта” 1/29.
Однако все же лучше избегать таких выражений и связывать любую причину и милость в первую очередь с Аллахом, а только потом указывать причину.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Придавание Аллаху равных является многобожием, которое незаметнее муравья, ползущего по черному камню во мраке ночи. Пример этому слова: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” Или слова: “Если бы не собака, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Или же слова человека: “Если пожелает Аллах и ты”. Или слова: “Если бы не Аллах и такой-то”. Не приписывай к этому кого-то! Во всех этих выражениях есть многобожие!” Ибн Абу Хатим в «ат-Тафсир» № 229. Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах назвал иснад хорошим.
Также Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, кто-то из вас придает Аллаху равных даже с помощью собаки, говоря: «Если бы не она, то обворовали бы нас ночью»!” Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 360.
А ведь Всевышний Аллах говорит: «Скажи: “Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью?” Но они отворачиваются от поминания своего Господа» (аль-Анбия 21: 42).
Так что братья мои, все следует связывать в первую очередь с Аллахом, а только потом с причиной, и не говорить это через союз "и", а говоря через слово "потом", ибо существует значительная разница между союзом “и” и словом “потом”, поскольку союз "и" делает соучастником следующего за ним. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 595.
Передают со слов Хузайфы, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говорите: “Как пожелал Аллах и пожелал такой-то”, - но говорите: “Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то”». Абу Дауд 4980, ан-Насаи в “аль-‘Амалюль-яуми уа-лляйля”. 985, Ахмад 5/384. Имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвали хадис достоверным.
Такие выражения можно поделить на три категории:
1. «То, что пожелал Один лишь Аллах» или «Если бы не помощь Аллаха…», это самый лучший вид высказываний такого рода.
2. «То, что пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то» или «Если бы не помощь Аллаха, а по-том такого-то…», такие выражения также разрешены.
3. «То, что пожелал Аллах и пожелал такой-то» или «Если бы не помощь Аллаха и такого-то…», такие высказывания запрещены, и как раз об этом идет речь в приведенном хадисе.
А Всевышний Аллах сказал: «Все блага, которые вы имеете – от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь» (ан-Нахль 16: 53).
Re:
АсСалям алейкум уа рахматуЛлахи уа барокятуху,
Братья,если говорят благодаря этой работе ,вот эта таблетка лечит,вот наш устаз все знает,это входит в ширк?как поправить правильно?
И вот такой вопрос, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ,напрямую обращался к Аллаху (субхана уа тааля) или были случай через Джабраиля (алейхи ва саллям) моё понимание правильное,мусульманин обращается к Аллаху (субхана уа тааля) напрямую со словами(дуа) которые есть в сунне, Аллах (субхана уа тааля) нам отвечает когда и как пожелает,например можно исцелиться у врача,или соберётся консилиум но не смогут помоч,или без врача исцелиться?Обращение к Всевышнему напрямую,а к нам помощь приходит как через посредников, так может и напрямую.
Братья,если говорят благодаря этой работе ,вот эта таблетка лечит,вот наш устаз все знает,это входит в ширк?как поправить правильно?
И вот такой вопрос, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ,напрямую обращался к Аллаху (субхана уа тааля) или были случай через Джабраиля (алейхи ва саллям) моё понимание правильное,мусульманин обращается к Аллаху (субхана уа тааля) напрямую со словами(дуа) которые есть в сунне, Аллах (субхана уа тааля) нам отвечает когда и как пожелает,например можно исцелиться у врача,или соберётся консилиум но не смогут помоч,или без врача исцелиться?Обращение к Всевышнему напрямую,а к нам помощь приходит как через посредников, так может и напрямую.
Re: Можно ли говорить: "Если бы..."
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Прошу прощения, я не всё понял из вопроса, но отвечу с соизволения Аллаха, на то, что понял
Всевышний Аллах сказал:
Шейх Ибн Усаймин сказал: "В этом аяте содержится указание на правильность приписывания действия к причине, по которой оно произошло. Так слова: «чтобы ты вывел людей» обращены к Мухаммаду ﷺ, несмотря на то, что в действительности выводит их Аллах. Поэтому эти слова были обусловлены словами «с дозволения их Господа», дабы никто не подумал, что причина, которой является Мухаммад ﷺ, приводит к результату сама по себе.
Таким образом, дозволено приписывание чего-либо к известной причине его появления и это никто не будет порицать, так как на это указывает Коран и Сунна, но только в том случае, когда причина является известной и понятной либо со стороны Шариата, либо подтверждаемая органами чувств и действительностью. (См. «Шарх Мукъаддима фи тафсир» стр. 18).
Прошу прощения, я не всё понял из вопроса, но отвечу с соизволения Аллаха, на то, что понял
Всевышний Аллах сказал:
الر كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ لِتُخْرِجَ النَّاسَ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِ رَبِّهِمْ إِلَى صِرَاطِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِدِ اللَّهِ الَّذِي لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ
«Алиф, Лям, Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету – на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит всё, что на небесах и на земле». (Коран, 14: 1-2).Шейх Ибн Усаймин сказал: "В этом аяте содержится указание на правильность приписывания действия к причине, по которой оно произошло. Так слова: «чтобы ты вывел людей» обращены к Мухаммаду ﷺ, несмотря на то, что в действительности выводит их Аллах. Поэтому эти слова были обусловлены словами «с дозволения их Господа», дабы никто не подумал, что причина, которой является Мухаммад ﷺ, приводит к результату сама по себе.
Таким образом, дозволено приписывание чего-либо к известной причине его появления и это никто не будет порицать, так как на это указывает Коран и Сунна, но только в том случае, когда причина является известной и понятной либо со стороны Шариата, либо подтверждаемая органами чувств и действительностью. (См. «Шарх Мукъаддима фи тафсир» стр. 18).
Также для пользы слова Ибн Усаймина (может кто переведёт):
مجموع فتاوى ورسائل فضيلة الشيخ محمد بن صالح العثيمين (10/785)