Можно ли говорить: "Если бы..."

Ответить
abu-amin tatarstani
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
Откуда: нижнекамск

Можно ли говорить: "Если бы..."

Сообщение abu-amin tatarstani »

Ассалямуалейкум братья и сестры.
у меня вопрос. в основе запрещено говорить выражение если бы не собака то вор не зашел бы . это пример . тут вроде вопросов нет. но вот один вопрос в том что когда я читал книгу шейха мубаракфури я увидел моменты что сахабы употребляли выражение похожие на это. например после битвы при бадре усайд бин худайр сказал что если бы он знал что пророк встретит врага то не остался бы в медине.
объясните пожалуйста :)
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейка салам брат.
Выражение "если бы" не запрещено в абсолютном виде. Можно встретить братьев, которые порицают эти слова в любом случае, а это ошибка.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”. Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: “Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь”» (Али ‘Имран 3: 154).
Всевышний Аллах также сказал: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”» (Али ‘Имран 3: 168).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы я сделал то-то и то-то!”, но говори: “Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к его делам». Муслим 2664.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са‘ди сказал: “Знай, что использование выражения «если» может иметь две разновидности: запретное и дозволенное. Что касается запретного смысла, то оно употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то так случилось бы иначе». Это и есть козни шайтана, поскольку в этом две ошибки:
Во-первых, подобное открывает двери сожаления, гнева и печали, что недопустимо, и в этом нет никакой пользы.
Во-вторых, в этом проявление недовольства по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и незначительные происходят по предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться. В словах же «если бы было так» или «если бы я поступил так» несогласие с этим предопределением и проявление слабости имана в предопределение Аллаха. Нет никакого сомнения в том, что эти два случая не позволяют рабу Аллаха обрести истинный иман и совершенный таухид, пока он не откажется от этого!
Что же касается дозволенного использования выражения «если бы», то оно употребляется тогда, когда раб Аллаха желает благого. Как, например, слова пророка: «Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы жертвенных животных и совершил бы малое паломничество»
аль-Бухари 2505, Муслим 1216.
Или слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), передавшего слова человека, желающего совершить благое: «Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то». аль-Бухари 7232.
Или хадис: «Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах рассказал бы нам еще весть о них». аль-Бухари 3401, Муслим 2380. Как это сказано в истории о Мусе с Хыдыром.
Таким образом, если желающий блага скажет «если бы», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это запрещено. И поэтому использование выражения «если бы» зависит от ситуации и причины произнесения”. См. “аль-Къауль ас-садид шарх Китаб ат-таухид” 268-269.
Также употреблять слова «если бы» в отношении какой-либо неприятности, постигшей человека, запрещено по той причине, что человек покушается на знание сокровенного, говоря: “Если бы я сделал не так, а вот так, то со мной бы это не случилось”. Разве человек может знать, что бы с ним произошло, если бы он поступил иначе?!
Уа-Ллаху а'лям
abu-amin tatarstani
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
Откуда: нижнекамск

Re: Можно ли говорить: "Если бы..." ?

Сообщение abu-amin tatarstani »

все понял) я не совсем корректно выразился)я хотел узнать когда можно говорить)))) как раз которые ты привел брат... джазакаАллаху хайран) просто еще есть выражения например в трех основах......где в начале шейх шафии начинает свое выражения со слов "лэумэ" ) и я не совсем понимал этот вопрос
abu-amin tatarstani
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
Откуда: нижнекамск

Re: Можно ли говорить: "Если бы..." ?

Сообщение abu-amin tatarstani »

Ассалямуалейкум. еще дополню одну вещь:) я же брат имел в виду конкретный пример. что говорить если бы не собака то вор не зашел бы. на сколько я знаю это нельзя говорить. а вот пример с сахабом привел зачем . что они так же употребляли. а хотел узнать когда можно говорить:-) вот... чуть чуть не правильно видать я выразился..
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам брат.
Уа ийяк!
Что касается тех случаев, когда саляфы некоторые говорят на что-то: "Если бы не это, то было бы так" и т.п., то речь идет в их словах о причине, и они не делают эту причину главенствующей.
Это как слова Ибн Уахба, сказавшего: “Если бы я не застал имама Малика и имама аль-Лейс ибн Са’да, то впал бы в заблуждение!” См. “Шарх аль-Мууатта” 1/29.
Однако все же лучше избегать таких выражений и связывать любую причину и милость в первую очередь с Аллахом, а только потом указывать причину.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Придавание Аллаху равных является многобожием, которое незаметнее муравья, ползущего по черному камню во мраке ночи. Пример этому слова: “Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!” Или слова: “Если бы не собака, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры”. Или же слова человека: “Если пожелает Аллах и ты”. Или слова: “Если бы не Аллах и такой-то”. Не приписывай к этому кого-то! Во всех этих выражениях есть многобожие!” Ибн Абу Хатим в «ат-Тафсир» № 229. Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах назвал иснад хорошим.
Также Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, кто-то из вас придает Аллаху равных даже с помощью собаки, говоря: «Если бы не она, то обворовали бы нас ночью»!” Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 360.
А ведь Всевышний Аллах говорит: «Скажи: “Кто способен защитить вас от Милостивого днем или ночью?” Но они отворачиваются от поминания своего Господа» (аль-Анбия 21: 42).
Так что братья мои, все следует связывать в первую очередь с Аллахом, а только потом с причиной, и не говорить это через союз "и", а говоря через слово "потом", ибо существует значительная разница между союзом “и” и словом “потом”, поскольку союз "и" делает соучастником следующего за ним. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 595.
Передают со слов Хузайфы, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говорите: “Как пожелал Аллах и пожелал такой-то”, - но говорите: “Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то”». Абу Дауд 4980, ан-Насаи в “аль-‘Амалюль-яуми уа-лляйля”. 985, Ахмад 5/384. Имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвали хадис достоверным.
Такие выражения можно поделить на три категории:
1. «То, что пожелал Один лишь Аллах» или «Если бы не помощь Аллаха…», это самый лучший вид высказываний такого рода.
2. «То, что пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то» или «Если бы не помощь Аллаха, а по-том такого-то…», такие выражения также разрешены.
3. «То, что пожелал Аллах и пожелал такой-то» или «Если бы не помощь Аллаха и такого-то…», такие высказывания запрещены, и как раз об этом идет речь в приведенном хадисе.
А Всевышний Аллах сказал: «Все блага, которые вы имеете – от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь» (ан-Нахль 16: 53).

Totalic07
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 ноя 2021, 10:45

Re:

Сообщение Totalic07 »

АсСалям алейкум уа рахматуЛлахи уа барокятуху,
Братья,если говорят благодаря этой работе ,вот эта таблетка лечит,вот наш устаз все знает,это входит в ширк?как поправить правильно?
И вот такой вопрос, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ,напрямую обращался к Аллаху (субхана уа тааля) или были случай через Джабраиля (алейхи ва саллям) моё понимание правильное,мусульманин обращается к Аллаху (субхана уа тааля) напрямую со словами(дуа) которые есть в сунне, Аллах (субхана уа тааля) нам отвечает когда и как пожелает,например можно исцелиться у врача,или соберётся консилиум но не смогут помоч,или без врача исцелиться?Обращение к Всевышнему напрямую,а к нам помощь приходит как через посредников, так может и напрямую.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Можно ли говорить: "Если бы..."

Сообщение abu jafar »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Прошу прощения, я не всё понял из вопроса, но отвечу с соизволения Аллаха, на то, что понял

Всевышний Аллах сказал:

الر كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ إِلَيْكَ لِتُخْرِجَ النَّاسَ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ بِإِذْنِ رَبِّهِمْ إِلَى صِرَاطِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِدِ اللَّهِ الَّذِي لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ

«Алиф, Лям, Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету – на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит всё, что на небесах и на земле». (Коран, 14: 1-2).

Шейх Ибн Усаймин сказал: "В этом аяте содержится указание на правильность приписывания действия к причине, по которой оно произошло. Так слова: «чтобы ты вывел людей» обращены к Мухаммаду ﷺ, несмотря на то, что в действительности выводит их Аллах. Поэтому эти слова были обусловлены словами «с дозволения их Господа», дабы никто не подумал, что причина, которой является Мухаммад ﷺ, приводит к результату сама по себе.
Таким образом, дозволено приписывание чего-либо к известной причине его появления и это никто не будет порицать, так как на это указывает Коран и Сунна, но только в том случае, когда причина является известной и понятной либо со стороны Шариата, либо подтверждаемая органами чувств и действительностью.
(См. «Шарх Мукъаддима фи тафсир» стр. 18).

Также для пользы слова Ибн Усаймина (может кто переведёт):

مجموع فتاوى ورسائل فضيلة الشيخ محمد بن صالح العثيمين (10/785)

قال مجاهد ما معناه: " هو قول الرجل: هذا مالي ورثته عن آبائي ".
•---------------------------------•
مناسبة هذا الباب للتوحيد:
أن من أضاف نعمة الخالق إلى غيره، فقد جعل معه شريكا في الربوبية؛ لأنه أضافها إلى السبب على أنه فاعل، هذا من وجه، ومن وجه آخر: أنه لم يقم بالشكر الذي هو عبادة من العبادات، وترك الشكر مناف للتوحيد؛ لأن الواجب أن يشكر الخالق المنعم سبحانه وتعالى، فصارت لها صلة بتوحيد الربوبية وبتوحيد العبادة، فمن حيث إضافتها إلى السبب على أنه فاعل هذا إخلال بتوحيد الربوبية، ومن حيث ترك القيام بالشكر الذي هو العبادة هذا إخلال بتوحيد الألوهية.
قوله: " قال مجاهد " هو إمام المفسرين في التابعين، عرض المصحف على ابن عباس رضي الله عنهما يوقفه عند كل آية ويسأله عن تفسيرها، وقال سفيان الثوري: إذا جاءك التفسير عن مجاهد فحسبك به. أي: كافيك، ومع هذا فليس معصوما عن الخطأ.
قوله: " ما معناه ". أي: كلاما معناه، وعلى هذا فـ " ما " نكرة موصوفة، وفيه أن الشيخ رحمه الله لم ينقله بلفظه.
قوله: " هو قول الرجل ". هذا من باب التغليب والتشريف؛ لأن الرجل أشرف من المرأة وأحق بتوجيه الخطاب إليه منها، وإلا فالحكم واحد.
قوله: " هذا مالي ورثته عن آبائي ". ظاهر هذه الكلمة أنه لا شيء فيها،
فلو قال لك واحد: من أين لك هذا البيت؟ قلت: ورثته عن آبائي، فليس فيه شيء لأنه خبر محض.
لكن مراد مجاهد أن يضيف القائل تملكه للمال إلى السبب الذي هو الإرث، متناسيا المسبب الذي هو الله، فبتقدير الله عز وجل أنعم على آبائك وملكوا هذا البيت، وبشرع الله عز وجل انتقل هذا البيت إلى ملكك عن طريق الإرث، فكيف تتناسى المسبب للأسباب القدرية والشرعية فتضيف الأمر إلى ملك آبائك وإرثك إياه بعدهم؟! فمن هنا صار هذا القول نوعا من كفر النعمة.
أما إذا كان قصد الإنسان مجرد الخبر كما سبق، فلا شيء في ذلك، ولهذا «ثبت أن النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قيل له يوم الفتح: أتنزل في دارك غدا؟ فقال:: وهل ترك لنا عقيل من دار أو رباع؟» ، فبين صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أن هذه الدور انتقلت إلى عقيل بالإرث.
فتبين أن هناك فرقا بين إضافة الملك إلى الإنسان على سبيل الخبر، وبين إضافته إلى سببه متناسيا أن المسبب وهو الله عز وجل.
قوله: " وقال عون بن عبد الله: يقولون: لولا فلان لم يكن كذا ".
وهذا القول من قائله فيه تفصيل إن أراد به الخبر، وكان الخبر صدقا مطابقا للواقع، فهذا لا بأس به، وإن أراد بها السبب، فلذلك ثلاث حالات:
الأولى: أن يكون سببا خفيا لا تأثير له إطلاقا، كأن يقول: لولا الولي الفلاني ما حصل كذا وكذا، فهذا شرك أكبر؛ لأنه يعتقد بهذا القول أن لهذا الولي تصرفا في الكون مع أنه ميت، فهو تصرف سري خفي.
الثانية: أن يضيفه إلى سبب صحيح ثابت شرعا أو حسا، فهذا جائز بشرط أن لا يعتقد أن السبب مؤثر بنفسه، وأن لا يتناسى المنعم بذلك.
الثالثة: أن يضيفه إلى سبب ظاهر، لكن لم يثبت كونه سببا لا شرعا ولا حسا، فهذا نوع من الشرك الأصغر، وذلك مثل: التولة، والقلائد التي يقال: إنها تمنع العين، وما أشبه ذلك؛ لأنه أثبت سببا لم يجعله الله سببا، فكان مشاركا لله في إثبات الأسباب.
ويدل لهذا التفصيل أنه ثبت إضافة (لولا) إلى السبب وحده بقول النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ في عمه أبي طالب: «لولا أنا لكان في الدرك الأسفل من النار» ولا شك أن النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أبعد الناس عن الشرك، وأخلص الناس توحيدا لله تعالى، فأضاف النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الشيء إلى سببه، لكنه شرعي حقيقي، فإنه أذن له بالشفاعة لعمه

Ответить