Положение компьютерных игр и доходов с игровых салонов

Ответить
Dagestanec
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 21:04

Положение компьютерных игр и доходов с игровых салонов

Сообщение Dagestanec »

Ас-саляму гIаляйкум.
Разрешается ли открывать компьютерные залы? Объясню. Ты покупаешь к примеру 10 компьютеров, закачиваешь туда игры (не харамные) и пускаешь подростков играть на них за 15 руб/час. Пустая трата времени у подростков получается.
Разрешается ли открывать их и зарабатывать так?
И вообще каково положение компьютерных видеоигр, в которых нет харама?
Abu Samira
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:01

Сообщение Abu Samira »

Правовое суждение об открытии игровых залов
и получения доходов с них

Решение о доходах с игровых залов зависит от правового статуса самих игр. Если игры из дозволенных видов, то зарабатывать на этом, тоже дозволено, и наоборот, если игры из запретных видов, то подобный заработок запретен.
Имея игровой зал, требуется ограничиться дозволенными видами игр, и быть примером в этом для других владельцев подобных игровых залов.
Можно набрать определенные игры, которые будут полезны посетителям.
Будет хорошо, если посетителям будут раздаваться брошюрки, книжечки, диски с наставлениями и полезными советами и т.п.
Также следует напомнить, что нужно следить, за тем, чтобы посетители по причине игр не пропускали коллективную молитву, не открывать зал во время пятничной молитвы, одним словом стараться предотвращать подобные и прочие запретные вещи.
Что же касается самих электронных игр, то ниже приводится некоторые отрицательные их воздействия и содержащиеся в них запретные вещи, а также правовое суждение о покупки и продажи этих игровых приставок.
Источник

Электронные игры
Правовое суждение дозволения детям играть в различные распространившиеся электронные игры, таких фирм как Sony и Nintendo и прочих фирм

Ислам не против отдыха и приятного времяпровождения, если оно не осуществляется запретными средствами или само по себе не является запретным.
Что же касается непосредственно обсуждаемого вопроса, то в основе этих игр лежит дозволенность, если только они не отвлекают от исполнения обязательных религиозных предписаний, и не содержат в себе запретное. Но большинство из них содержат огромное количество запретных вещей. Перечислим некоторые из них:
- Игры с элементами войны обитателей земли, с враждебными обитателями небес, что выражает собой порочение и обвинение Всевышнего Аллаха, а также Его благородных ангелов.
- Содержание в игре, почитания и святость креста. Оно например может выражаться в том, когда игрок подходит к кресту у него прибавляется сила и возвращается жизнь и т.п.
- Содержание в игре колдовства, проявление согласия и побуждение к колдовству, а также восхваление и превознесение колдунов.
- Содержание в игре, злобу и неприязнь к Исламу и мусульман. К примеру, за бомбардировку и разрушение Мекки, игрок получает 100 очков, а за бомбардировку Багдада 50 и т.п.
- Превознесение и восхваление неверных. Подобно той игре, где войска неверных стран обладают силой, а войска арабских стран слабые, что делает игрока почитающим и ценящим неверных. Сюда можно отнести и те игры, которые воспитывают в детях восхищение и почтение к разным спортивным клубам неверных, и превознесение игроков из числа неверных.
- Показ обнаженных частей тела, которые следует прикрывать.
- Также такие игры, которые отрицательно влияют на нрав, подобно играм, в которых задача игрока в спасении любимой или подруги от злодея или дракона.
- Присутствие в играх азарта.
- Присутствие музыки.
- Некоторые игры воспитывают в игроке жестокость, склонность к преступлению, делают убийство чем-то легким и незначительным поступком, как в знаменитой и распространенной игре Doom.
- Вред оказываемый здоровью, на глаза и нервы. Современная наука установила, что эти игры вызывают пристрастие к ним и пагубно влияют на нервную систему, вызывая болезненную чувствительность нервной системы, а также чрезмерную раздражительность.
- Присутствующая в некоторых играх, фантастика, вымышленные всякие космические существа, возвращение после смерти, сверхъестественная сила и прочие вещи, вызывают у детей искажение реальности, и притупляет их восприятие действительности.

Также следует напомнить, что не дозволяется устраивать в такие игры соревнования за вознаграждение, даже если дозволено в них играть, поскольку они не являются средством ведения джихада и даже средством подготовки к джихаду.
Источник

Правовой статус продажи телевизоров, видоеприставок
и игровых приставок Sony Playstation

Телевизор, видео и прочая подобная техника, могут использоваться как во благо, так и во вред. Но сегодня преобладает использование этих приборов в грехе, как просмотр голых женщин, прослушивание праздных, лживых речей, музыки и прочих порицаемых вещей.
В таком случае, человек должен исходить из того, что ему представляется наиболее вероятным. То есть, не дозволяется продавать их, если только не известно или же наиболее вероятным представляется, что покупатель будет использовать их в дозволенных вещах. И соответственно наоборот, если известно, или наиболее вероятным представляется, что прибор будет использоваться в ослушании и грехе, нельзя его продавать, в соответствии шариатскому правилу, о запрете помогать в совершении греха, вытекающему из слов Всевышнего:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلا تَعَاوَنُوا عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2)
Постоянному комитету был задан следующий вопрос:
«Я инженер электротехники, и в мою работу входит ремонт радиоприборов, телефонов, видеоприставок, и подобной техники. Прошу фетву относительно того, можно ли мне и дальше работать, чиня подобную технику, учитывая, что если я оставлю эту работу, то мое обучение этой профессии и весь мой опыт, которые приобретались на всей продолжительности моей жизни , окажутся напрасными, и возможно обернется для меня вредом?»
Ответ: «Тексты Корана и Сунны указывают, что мусульманин должен стремиться зарабатывать благим, дозволенным путем. В соответствии с этим, ты должен найти работу, которой ты будешь зарабатывать благим, дозволенным путем, поскольку, упомянутая тобой работа не является таковой, так как это техника чаще всего используется в совершении запретного» См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима» 420/14.
Данное положение распространяется и на игровую приставку Sony Playstation и её игровых дисков. Дозволено их продавать тому, кто по всей вероятности будет их использовать дозволенным образом и запрещается продавать тому, кто по всей вероятности будет использовать их запретным образом.
Сегодня же, большинство людей используют их запрещенным образом1 и вместо того, чтобы развлекаться тогда, когда в этом есть нужда, и изредка, развлечение стало основным занятием у многих людей . Подобные люди на упомянутые игры, на посещение всяких клубов, саун, бассейнов, другие развлекательные места, на разные путешествия тратят большую часть своей жизни, имущества и труда.
Большинство пользующихся приставкой Playstation и подобными игровыми приставками, пропускают молитву по их причине, отвлекаются от многих полезных вещей, как религиозных, так и мирских, по причине чего, в отношении таких людей, правовой статус этой игровой приставки становится запретным.
А тот, кто распределяет свои дела должным образом, и оценивает их с точки зрения того, насколько они будут угодны Аллаху, и играет в эти игры2 незначительное время, для отдыха, и не упускает по этой причине ничего из обязательного, ни полезного для своей религии и мирской жизни, то в этом нет ничего плохого, если это будет угодно Аллаху.
Подытоживая, следует сказать, что мусульманину надлежит стремиться зарабатывать дозволенным путем, в котором нет неясностей и сомнений, и помнить слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Больше всего заслуживает Огня то тело, которое вскормлено запретным» См. «Сахих аль-джами’» 4519.

Источник

________________________________
1 - Если в этих играх преобладают запретные вещи, или же они чаще всего используются запрещенным образом, то не дозволяется их продавать.Источник
2 - В игры не содержащие ничего запретного.
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

О положении компьютерных игр

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Ас-саляму 'алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.

Сегодня я спросил шейха Раслана, хафизаху Ллах, о играх в кот. присутствует колдовство и колдуны, как например, когда в армии есть колдун и он убивает свои колдовством противника и т.п. ?

Шейх ответил:

«Это не дозволено ! Да и вообще игры в основе запрещены такие (компьютерные), т.к. они отдаляют от размышления об Исламе !», далее шейх сказал: «Эти игры пришли с запада, они мешают мусульманину, проникают в шариат, заменяют ему осмысление этого, и мы должны бороться с этим !»«Мы должны быть вместе в этом деле !»
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алекум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат.
abu zeinab писал(а):Шейх ответил:
«Это не дозволено ! Да и вообще игры в основе запрещены такие (компьютерные), т.к. они отдаляют от размышления об Исламе !»
Ахы, разве основа в играх - это запрет? Как они могут быть запрещены в основе, если это бытовой вопрос?
И если суть их запрета в том, что они отдаляют от поминания Аллаха и поклонения, то любая бытовая вещь, которая в основе дозволена станет также в таком случае запретной, не только игры.
Суть в том, кто и как играет, и если человек не контролирует себя, как некоторые братья, играя всю ночь просыпают потом утреннюю молитву и т.п., то ясно что им это запрещено.
Когда шейх Са’д аш-Шасри разбирал вопрос компьютерных игр в своей известной книге, посвященной теме соревнования, призов и т.п., то сказал: “Я не нашел слова ученых об этом, но то, что я считаю – это дозволенность играть в них в том, в чем есть польза и нет вреда для играющих, а так же если это не отдаляет их от исполнения шариатских обязанностей. И является запретным давать призы за них (за соревнования) поскольку они не имеют отношения к подготовке для джихада и тому, что используется для его ведения”. См. "аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшар'ия аль-ислямия" 232.
Это бытовой вопрос и он никак ин ша-Аллах не может быть в основе запретным.
Аллаху а'лям.
Abdulmannan
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 17:55

Re:

Сообщение Abdulmannan »

Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!
Abu Samira писал(а):- Присутствие в играх азарта.
В каком смысле здесь стоит слово "азарт"?
Соперничать с компьютером (например: в компьютерных гонках) это азарт? Разрешено?
Или соперничать с людьми (например: шашки, морской бой, шахматы) это азарт? Дозволено?

БаракаЛлаху фикум!
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа‘алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Я брат привел слова шейха, думаю это его мнение по этому вопросу.
Что касается запрета в основе, то это думаю связано с вопросом, в котором говориться о колдунах, уа Ллаху а'Лям.
Затем шейх вообще стал говорить про игры, биль-итлак.
Я согласен с ним в том, что нужно постараться закрыть дверь в это, и этому много причин.
Контроль вещь неощутимая )))
Сегодня мы не заходим в запретное, завтра зайдем. И чтобы закрыть дверь в это, думаю нужно начать с оставления причины, которая может привести в это.
Я общался с психологами в свое время, и они приравнивают компьютерные игры к зависимости, как наркомания, сигареты, алкоголизм.
Вообще сами игры не запретны в основе, это так. Например, игры, как футбол, шахматы и т.д., то что приносит пользу телу и голове, развивает физически и умственно.
Вот что интересно развивает "контра", или "гонки" ??
Я думал после ответа шейха долго, и не нашел ответа.
Некоторые говорят, что это отвлекает тебя, дает успокоение, расслабляет. Но, а разве не Аллах Всевышний нам сказал:

الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ


Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца ?!

(сура ар-Ра'д, 28)
Я не говорю это потому, что я супер захид ))) Моих грехов мне хватает. Просто я оставил то, из-за чего тратил свое время, обманывая себя вот типа такими отговорками, про покой, про навыки в военном деле (как некоторые говорят, когда играют в "контру"))))
Уа Ллаху а'Лям братья, я просто советую реально посмотреть на все.
Барака Ллаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алекум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух.
Abdulmannan писал(а):
Abu Samira писал(а):- Присутствие в играх азарта.
В каком смысле здесь стоит слово "азарт"?
Соперничать с компьютером (например: в компьютерных гонках) это азарт? Разрешено?
Или соперничать с людьми (например: шашки, морской бой, шахматы) это азарт? Дозволено?
В фатуа эти слова упоминаются так:
الألعاب القائمة على فكرة القمار والميسر
Т.е. имеется ввиду брат компьютерные игры, которые подобны запрещенным азартным играм, как скажем игра в казино и т.п.
abu zeinab писал(а):Я согласен с ним в том, что нужно постараться закрыть дверь в это, и этому много причин.
Контроль вещь неощутимая )))
Сегодня мы не заходим в запретное, завтра зайдем. И чтобы закрыть дверь в это, думаю нужно начать с оставления причины, которая может привести в это.
Это конечно же хорошо брат, но вот таким образом можно закрыть двери и во многих дозволенных вещах, как говорили некоторые саляфы, что к аскетизму имеет отношение "Отречение от многого из дозволенных вещей из опасение того, что рано или поздно оно приведет к запретному".
Но тем не менее хукм избегаемой вещи из-за этого харамом не становится)
Опять же повторюсь, этот вопрос возвращается к самому человеку, насколько его это увлекает, отвлекает и зомбирует.
И суть не только в том, чтобы оправдываться тем, что играешь для того, чтобы "военные навыки получить" или "разум разработать", как некоторые братья оправдываются)
Можно сказать проще, люди играют просто, чтобы отдохнуть, развлечься посредством того, что не является запретным в основе. Как выше говорится в фатуа, что привел брат Абу Самира:
"Ислам не против отдыха и приятного времяпровождения, если оно не осуществляется запретными средствами или само по себе не является запретным".
Т.е. я к тому, что неправильно говорить о том, что игры в основе харам из-за того, что среди людей есть такие, кто болеет из-за них зависимостью, отдаляется от поминания Аллах и поклонения и т.п.
Любая дозволенная в основе бытовая вещь, которая будет иметь подобные последствия, будет иметь такое же постановление в отношении конкретных людей.
Если же человек играет в игры, в которых в основе нет ничего харамного, музыки и т.п., контролирует себя, не болеет зависимостью, кого они не отвлекают от поклонения, и т.п., то нет никаких проблем ин ша-Аллах в этом.
Аллаху а'лям.

Для пользы: "О пустой трате свободного времени":
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=24&t=3397
Адиль2
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 22 мар 2013, 15:35

Положение компьютерных игр в Исламе

Сообщение Адиль2 »

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
Брат аль-Факъир ВК выкладывал хорошую статью на тему компьютерных игр. Выставляю ее сюда для большей пользы:

Положение компьютерных игр в Исламе,
а также замечание к статье «Восемь доказательств на запрет современных игр»

На днях наткнулся на статью под названием «Восемь доказательств на запрет современных игр», выставленной в группе «ар-Радд» относительно запретности компьютерных игр в основе, потому что оказывается в наше время они не такие, какими были раньше.
На самом деле запретные и жестокие игры, с насилием, с содержанием куфра и ширка, и прочими недозволенными вещами со стороны религии появились не сейчас. Они существовали и двадцать лет назад, а то и более, как, например, такие игры вроде Diablo, Doom, Postal, и тд., которым уже более 20 лет. Да и игры с сюжетом на прохождение появились тоже не сейчас, та же популярная игра своего времени Half-Life вышла в далеком 1998г.
Я это к тому, что подобные компьютерные игры – это не новинка наших дней, чтобы из-за их «давности» или «современности» мог поменяться их хукм. Эти игры существовали и в те далёкие времена, просто отличались графикой и красочностью.
Конечно же нет сомнения в том, что игры в наше время стали развиваться гораздо сильнее, чем это было раньше. Сейчас игровая индустрия превзошла многие развлекательные отрасли, по причине чего гигантские корпорации кафиров вкладывают сотни миллионов в развитие игровой индустрии.
А что касается увлеченности компьютерными играми, а в частности сетевыми и многопользовательскими онлайн играми, именуемыми ММО, то это стало массовой проблемой, как взрослых, так и детей.
Как-то одна мусульманка жаловалась на своего мужа, который сутками играл в многопользовательскую онлайн игру World of Tanks, по причине чего даже не искал работу и не обеспечивал детей.
Другие жалуются на то, что из-за игр их ребенок не учится, не желает заучивать Коран, и тп.
Третьи играют с друзьями по сети в Counter-Strike всю ночь напролет, а под утро засыпают и просыпают не просто даже утреннюю молитву, но еще джуму’а-намаз, если это было в ночь на пятницу.
И дело даже дошло до того, что некоторые мусульмане играют в игры под названием «Пожиратель богов» или «Бог войны», во время прохождения которой они сражаются с другими божествами. И самое удивительное в том, что на порицание в свой адрес они говорят: «Да это же всего лишь игра!»
СубханаЛЛах!
Без малейшего сомнения все подобные игры являются харамом, а более того, могут довести до куфра играющего в некоторые из них.
Как и упомянутые выше категории людей, которых игры отвлекают от своих обязанностей, будь то перед Аллахом или своей семьей или родителями, доходя до зависимости и фанатизма, в отношении таких людей любая компьютерная игра, даже лишённая всего порицаемого, путь это даже тетрис, будет запрещенной.
Однако даже эти перечисленные не малозначимые проблемы не становились причиной для того, чтобы обладатели знания нашего времени в такой однозначной и категоричной форме утверждали бы о том, что все компьютерные игры сейчас – харам, как это говорится в этой статье! А почему? Потому что они осознают серьезность слова «харам», опасаясь делать постановления от имени Господа миров.

В действительности статья «Восемь доказательств на запрет современных игр» – это явный пример некомпетентности, торопливости, а также искажения слов шейхов, на которых была сделана ссылка в ее завершении.
Автору этой статьи хотелось бы посоветовать на будущее не торопиться, набирать знания, основ и правильного понимания законоположений религии, прежде чем что-то выставлять и выдавать хукм от себя. Ибо с точки зрения научного подхода – эта статья просто эмоциональный и личный вывод автора, в котором нет ни чётких границ, ни условий, ни определений, как и не ясно, есть ли в этом «хукме» разграничение между взрослыми и детьми. Одним словом, все что понимается под «современными играми» для этого автора харам. А ведь такие игры, как тетрис, алмазы, кэнди-краш, и куча прочих безобидных мобильных игр также попадают под понятие «современные игры», а значит и они харам, если исходить из общего вывода его статьи. Более всего, в это также попадают и множество полезных и поучительных обучающих и развивающих игр, как для детей, так и для взрослых, будь то симуляторы строительства, вождения, подводных исследований, выживания, фермерства, войны, и тп.
Этот человек вынес общий хукм на то, что все современные игры запрещены, не оставив никаких оговорок, а всё что обладатели знания сделали в виде исключения на запретные игры, он взял за основу. Т.е. разница между этим человеком и обладателями знания, на которых он ссылался в том, что он сделал запрет в играх основой, а шейхи сделали основой в играх дозволенность, кроме того, что будет попадать под запретные условия.

Он говорит:
«Мы не будем вдаваться в подробности фетв ученых, запрещающих все эти игры, мы лишь упомянем пункты, извлеченные нами из этих фетв»
Вот в этом то и есть вся проблема! Как раз-таки надо было вдаться в подробности и хотя бы процитировать слова ученых, на которых опирался автор этого постановления. Ведь он сказал правду, пункты из слов ученых извлек он самостоятельно, только вот они отличаются от того, что говорили все, на кого он ссылался в конце.

Затем он перечисляет пункты, из-за которых он сделал постановление о том, что все игры нашего времени запрещены:
1 — Призыв к неверию и многобожию.
2 — Призыв к разврату.
3 — Призыв к насилию.
4 — Призыв к нечестию и несправедливости.
5 — Призыв к аморальности.
6 — Западная культура.
7 — Музыка.
8 — Пустая трата времени.
Я конечно же не профессиональный эксперт по компьютерным играм, но тем не менее имею неплохое представление о том, что такое компьютерные игры, и играл в некоторые из них лично. И мне доводилось сталкиваться с играми, в которых нет ни одного из упомянутого пункта, разве что последнего – «пустой траты времени», а об этом пункте би-изни-Ллях речь пойдет далее.
Есть куча аркадных гонок, симуляторов, различных шутеров, в которые можно поиграть с друзьями по сети, в которой нет ничего из призыва к ширку, разврату, аморальности, западной культуре, и тп.
А что касается музыки, то эта проблема решается легче простого, по крайней мере все игры, в которые мне довелось поиграть, содержат в себе функцию «отключить музыку».
Но опять же, вся проблема в том, что «составитель» выносящий фетву от имени Законодателя постановил в общей и категоричной форме, что игры в наше время – харам!

То, что он сделал можно сравнить с тем, кто увидел различный мусор на просторах youtube, как призыв к ширку, куфру, западной культуре, пропаганды наркотиков, жестокости, разврата, музыки, песен, и тп., и после этого всего заявил, что сайт youtube посещать в основе харам, даже если ты просто будешь переходить по ссылке на полезный и поучительный ролик. Или же можно сравнить с тем, кто наткнулся на фетвы некоторых ученых о запретности профессионального футбола, так как в нем присутствует ставки, азартные выигрыши, вражда между мусульманскими странами из-за того, что одна команда выиграла другую и тп., взял и заявил, что футбол в основе харам, даже если речь идет просто о любительской игре между друзьями для поддержания здоровья.
Без сомнений подобные поспешные и поверхностные выводы далеки от истины.

О пункте «пустая трата времени»
Что же касается пустой траты времени, то этот пункт «составитель» сделал решающей причиной для запретности всех игр, сказав:
«Даже если исключить из игр все вышеизложенное, то данный пункт навсегда останется главным атрибутом геймеров»
Тут возникает вопрос, а где «составитель» взял довод из Корана, Сунны или иджма’а имамов, что пустая трата времени – это харам?!
Безоговорочно, все мы прекрасно понимаем, что свободное время – это редкость и бесценный дар от Аллаха, и хадисов о важности ценить время очень много. Однако вопрос в ином – харам ли пустая трата времени или нет? И если по мнению «составителя» – это харам, тогда вопрос в том, каковы определения и границы этого харама? Если, скажем, человек не играет в компьютерные игры вообще, но зато играет в биллиард, в боулинг, и тп., что также без малейшего сомнения относится к пустой трате времени, то по мнению «составителя» выходит, что такой человек тоже совершает харам по причине пустой траты времени?
И если основная причина и повод (‘илля) для запрета у него – это «пустая трата времени», даже если эти виды забав и развлечений не содержат в себе ничего запрещённого Шариатом и не отвлекают человека от выполнения обязанностей, то в таком случае не было смысла конкретизировать запрет лишь компьютерными играми. Напротив, следовало ему выносить свой общий хукм на всё, что является «пустой тратой времени».
Однако вряд ли такое кто-либо когда-либо из ученых произнесет.
К тому же слова о том, что пустая трата времени – харам, не опирается ни на какой довод в религии Аллаха. А поэтому ученые в лучшем случае говорили, что это макрух (нежелательно), а большинство сказали, что это мубах (дозволено), если не отвлекает от выполнения обязанностей.
Ну а что касается слов некоторых, кто попытался использовать в качестве довода следующий аргумент: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин, является «батыль» (несостоятельной, ложной), кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и забава с женой» (Ахмад 4/144, ат-Тирмизи 1637, Ибн Маджах 2811), то дело в том, что относительно достоверности этого хадиса было разногласие среди имамов, как и было между ними разногласие в понимании слова «батыль».
Но даже если считать этот хадис однозначно достоверным, то слово «батыль» не означает «харам», а означает: пустая вещь, за совершение которой не полагается награда. И это поясняет другая версия хадиса, которая сильнее данной и в которой говорится: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является «лягъуун», «ляхуун» (вздор, оплошность, забава). Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию». ("ас-Сильсиля ас-сахиха", 315).
Более этого, в другой версии значение этого слова поясняется еще лучше: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является «ля’иб» (игра). А исключением являются четыре вещи…». (ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 8938, иснад сахих. См. «аль-Исаба» 1/215).
Ведь не каждая игра, забава и развлечение являются запретными.
К тому же еще яснее поясняет этот хадис то, что рассказывала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах: «Однажды, когда эфиопы играли в мечети копьями, я заметила, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стоит у дверей моей комнаты, прикрывая меня своей накидкой, чтобы я тоже могла посмотреть на их игры». (аль-Бухари, 458).
А в версии хадиса Муслима говорится, что ‘Аиша сказала: «Был день Праздника, и эфиопы играли (в мечети) обитыми кожей щитами и копьями. И тогда то ли я обратилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой, то ли он сам спросил: «Ты хочешь посмотреть?» Я сказала: "Да'' и тогда он поставил меня позади себя. Я прижималась щекой к его щеке, а он говорил: «Продолжайте, о сыны Арфида!» Когда это наскучило мне, он спросил: «Довольно тебе?» Я ответила: "Да" и он сказал: «Тогда ступай».
И тут возникает вполне естественный вопрос: Смотреть на то, как эфиопы играют копьями ‘Аишей попадало хоть под одно из упоминавших в хадисе выше трех или четырёх вещей, которые не относятся к батыль?! Конечно же нет. Но посмеет ли сказать «составитель» или кто-либо иной, что ‘Аиша сделала харам, а пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ей в этом помог?! Да упасет Аллах, конечно нет!
Поэтому ученые не понимали буквально хадис: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин, является «батыль», и не ограничивали благими видами развлечений только упомянутые в этом хадисе вещи, напротив, они включали в это все, что помогает в укреплении тела и силе для сражения и джихада.

Следовательно, слово «батыль» не означает харам, а означает – отсутствие награды за совершение этого. И именно так понимали это признанные ученые и имамы, говоря, что слово «батыль» в этом хадисе не означает харам!
Сказал Къады Абу Бакр Ибн аль-Араби: "Слова: «Все чем забавляется человек (помимо упомянутых вещей) – это «батыль» не указывают на то, что это – харам. Однако он имеет в виду, что в этом нет награды". (См."Арида аль-ахуази" (7/137).
Сказал Аль-Газзали: "Слово «батыль» не указывает на то, что это харам, однако указывает на то, что в этом нет пользы". (См. "аль-Ихья" (2/285).
Сказал аш-Шавкани о словах аль-Газзали: "Это правильный ответ, так как то, в чем нет пользы из раздела дозволенного (мубах). Ведь смотреть на то, как эфиопы играли копьями и танцевали в пророческой мечети, как это достоверно упоминается в хадисе, выходит за границы трёх упомянутых вещей”. (См. “Нейль аль-аутар” (8/104).
Сказал Ибн Хаджар: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал остальные вещи «батыль» в противовес упомянутым трем, а не по той причине, что все иное харам". (См. "Фатх Аль-Бари" (11/91).
Сказал Бадруддин Аль-‘Айни: "То, что не отвлекает от повиновения Аллаху, является дозволенным, и это мнение ученых Хиджаза. Разве ты не видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил двум рабыням петь в доме ‘Аиши во время праздника, или как позволил ‘Аише смотреть на игры эфиопов копьями в мечети?" (См. "Умдат Аль-Къари" (15/405).
А имам Ибн Кудама сказал: “Также и прочие виды развлечений (помимо упомянутых в хадисе), если они не влекут вреда, не отвлекают от фарда, то основа в них – это дозволенность”. (См. “аль-Мугни” (12/172).

Важно понимать, что даже самые великие люди нашей уммы во главе с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), не могли посвящать все свое время только религии, не отвлекаясь на мирские и бытовые вещи. И прекрасный довод этому известный и великий хадис:
Ханзаля ибн ар-Раби’ аль-Усайди (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я встретил Абу Бакра, который спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?” В ответ ему я сказал: “Ханзаля стал лицемером!” Он воскликнул: “Субхана-Ллах! Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы приходим к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напоминающему нам о Рае и Аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими женами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!” Абу Бакр сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!”, - после чего мы с Абу Бакром пошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и я сказал ему: “Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!” Он спросил: «В чем же это выражается?» Я сказал: “О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе, и ты напоминаешь нам о рае и аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!” Выслушав меня, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали Аллаха, то ангелы пожимали бы вам руки (где бы вы ни были) в постели или в пути. Однако, о Ханзаля, всему свое время», - повторив (эти слова) трижды”. (Муслим 2750).

И также важно знать, что если человек будет чрезмерно увлекаться даже похвальными в хадисах вещами, как стрельба, занятие лошадью или плавание, и если эти похвальные вещи станут его отвлекать от поклонения и своих обязанностей перед родными, то в отношении него даже эти похвальные вещи станут запретными без разногласия имамов.

Теперь перейдем к самому основному в этом замечании, а это к ссылкам, которые сделал «составитель»:
1 — Фетва ‘аллямы Ибн Джибрина.
2 — Фетва ‘аллямы Ибн аль-‘Усеймина.
3 — Фетва Халида аль-Муслиха.
4 — Фетва шейха ‘Абдуль-‘Азиза аль-Фаузана.
5 — Фетвы центр фетв при министерстве Катара.
6 — Фетва шейха Халида ибн ‘Абд аль-Мун’има ар-Рифа’и
7 — Фетвы шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида.
Мало того, что «исследователь» вынес обобщенный хукм, и мало того, что он преподнес так, словно в этом вопросе даже нет и не может быть разногласий, так он еще и однобоко преподнес позиции тех, на кого сделал ссылки. А более того даже был допущен тадлис и искажение позиции тех, на кого он сослался.
Единственный шейх, от кого мне удалось найти запрещение в общей форме любых игр – это шейх Салих Аль-Фаузан, который отрицательно высказался даже об играх без изображения и музыки. Но его ответ можно отнести к любой вещи, которая отвлекает от поминания Аллаха и занятостью тем, в чем есть польза для религии или мирской жизни.
Хотя как раз именно на него «составитель» ссылку вообще не сделал.
Кстати, хотелось бы отметить, что некоторых шейхов, чьи слова будут процитированы далее, я не знаю и прежде не слышал о них, и не смог найти каких-либо слов ученых о них, также и на некоторые из источников я не делал бы ссылок. Однако я буду цитировать их слова и ссылаться на некоторые источники по той причине, что на них опирался «составитель» и делал ссылки на эти источники.

Начну с дозволения Аллаха по порядку:
Фетва шейха Ибн Джибрина
Что касается слов шейха Ибн Джибрина, то я искал на его сайте все фетвы про компьютерные игры, как и искал об этом в просторах интернета, и мне не удалось найти его ясных и однозначных слов, чтобы он сказал так же, как заявил «составитель», что все игры харам.
На его сайте есть несколько фетв про игры под номерами 1174, 2973, 3915, 6281, где его спрашивают об играх, об открытии игровых салонов, о продаже игровых дисков, и тп. И везде шейх говорит только о наставлении отдаляться, не говоря однозначно о том, что это харам.
Также в фетве под номером (14255) шейха Ибн Джибрина спросили об игре Монополия и играх плэйстэйшн, на что он ответил: “Мы советуем мусульманину отдаляться от таких игр, так как всё это (пустая) забава и пустая трата времени. В них нет блага, и человек будет спрошен за своё (потраченное) время. Он должен использовать свои годы в том, что принесёт ему пользу, как в этом мире, так и в следующем. Он также должен приучить своих детей к тому, чтобы они берегли своё время чтением Корана и изучением полезного знания, и уберечь их от безделицы, в которой нет пользы. Если уж необходимо им забавлять себя чем-то, то это дозволено путём дозволенного, как бегать наперегонки, заниматься борьбой, строить что-то руками, занимаясь этим в их свободное время, чтобы они извлекали из этого пользу в своей жизни. А что касается игры Монополия, плэйстэйшна и тд., то всё это игры и забавы, лучше будет отдаляться от них. Аллах знает лучше”. (См. “Фатава аш-шейх Ибн Джибрин” № 14255).
Обратите внимание, что шейх делает насыха отдаляться, но не говорит однозначно, что это харам!
Поэтому хотелось бы получить от «составителя» где эта фетва шейха Ибн Джибрина, который сказал, что все игры в наше время харам?

2. Фетва шейха Ибн ‘Усаймина
Что касается мнения шейха Ибн ‘Усаймина, то мне также не удалось найти у него запрещающей фетвы. К тому же шейх, да помилует его Аллах, скончался 19 лет назад, а в его время по мнению автора игры были не такие как сейчас. Хотя даже относительно компьютерных игр его времени у шейха я смог найти только фетвы о дозволенности.
Шейх Ибн ‘Усаймина спросили: «Мы группа молодых людей приехали навестить вас из Рияда, и мы любим вас ради Аллаха, и просим Аллаха принять от нас и от вас благие дела.
В период нашего пребывания в Рияде мы видели, как некоторая молодёжь собирается вокруг некоторых игр. Там есть прибор, который называются компьютер. В этом компьютере имеется информация, которая приносит им пользу, а также он содержит в себе просто игры. И в период нашего пребывания мы видели, как они сидят за этими вещями, и при игре там время от времени появляется музыка. Они желали узнать о положении этого, и мы желаем получить от вас ответ».
Шейх ответил: «Если компьютер приносит пользу, то это хорошо.
А что касается того, что не приносит пользы, то это из числа пустых (потех), которые будут вычтены из жизни человека. Что же касается запретного, то обязательным является воздержаться от этого. И когда начинает звучать музыка (в игре), то обязательно уменьшать звук, чтобы не слышать ее»
. (Сл. “Лика баб аль-Мафтух” № 43).
Обратите внимания, ведь шейх Усаймин из-за наличия музыки в компьютерных играх не сказал, что они харам в основе, однако сказал, что надо просто убирать музыку.
Также удалось найти еще одну фетву Ибн Усаймина, в котором упоминались компьютерные игры, но и там ничего близкого к общему запрету даже не говорится:
Вопрос: «Я желаю услышать насыха от уважаемого шейха. В моем доме нет телевизора, хвала Аллаху. Однако мои дети сейчас подросли и иногда требуют от меня телевизор. Но я очень сильно не люблю этот телевизор. А дети, когда отправляются к членам моей семьи или семьи моей жены, то устремляются к телевизору так, словно они верблюды, не видевшие воды месяца. Уважаемый шейх, я слышал, что есть такая вещь, как компьютерные игры, а также видеокассеты с исламским содержанием и сказки, в которых изображены героизм и сражения саляфов, но разве эти сказки не попадают под запрет, так как это изображения, созданные рукой? О уважаемый шейх, дайте мне наставление исходя из того, что я упомянул. Пусть Аллах дарует вам награду и простит нас и вас и всех присутствующих! И еще примечание: Если я не принесу в дом видеокассеты и видеомагнитофон, буду ли я считаться проявляющим чрезмерную строгость? Просто это то, что мы слышим от некоторых людей со слабой душой».
Шейх Усаймин ответил: «Я считаю, что тот, кого Аллах уберег от телевизора, тот пребывает во благе, ин шаа-Ллах. И избавляет от нужды в нем то, на что указал спрашивающий, а это – компьютер. Дело в том, что этим компьютером управляешь ты сам. Ты сам приносишь видео, которое желаешь из числа различных вещей, будь это творения Аллаха Всевышнего, или различные геройства, и тому подобное. Но в действительности мне не нравятся видео с героями, потому что если ребенок станет смотреть эти геройства конкретных людей, то у него в голове зародится мысль, что в Исламе нет героев, кроме этого человека, а это проблема. Например, Мухаммад аль-Фатих, видео с ним стало распространенным, и нет сомнения в том, что он из числа героев, и что посредством него было большое благо. Однако можно ли сравнить его геройства с геройствами сподвижников?! Нет! Но если ребенок будет расти и его разом будет заполнен тем, что героем Ислама является этот человек, то он забудет о прочих героях. Поэтому если эти видеокассеты заменить на какие-то полезные вещи, чтобы в этом было и воспитание, то это будет лучше. А что касается вопроса изображений, то эти изображения не те, которые всегда видны. Ведь если человек посмотрит на видеокассету, то ведь он не увидеть изображения, пока это не подключат к оборудованию, которое отображает изображение с этой кассеты. И это не попадает под слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Поистине, ангелы не входят в дома, в которых есть изображения (живых)». (Сл. “аль-Ликъа аш-шахри” № 49).
http://binothaimeen.net/content/1122
Поэтому все-таки хотелось бы получить от "составителя" где именно эта фетва шейха Ибн Усаймина, который сказал, что все игры харам?

3. Фетва Халида аль-Муслиха
Также не смог найти и у него прямых слов о том, что игры в основе харам. Напротив, и у него также есть слова с тафсылем, как и у остальных шейхов, говоривших об этой теме.
Так, его спросили об игра плэйстэйшн, и отвечая на вопрос, он упомянул запретные игры и потом сказал, что они запрещены, и что родители должны запрещать это своим детям.
Затем сказал, что для детей нет проблем играть в не запретные игры.
А затем в заключение сказал: “Итак, плэйстэйшн – это прибор, на котором есть как дозволенные игры, так и запретные…”
https://almosleh.com/ar/ar/13836
Как мы видим, он говорит о дозволенности игр для детей, в которых нет запрета, а "составитель" не делал даже таких оговорок и исключений.
Поэтому так же хотелось бы получить от "составителя" где эта фетва Халида аль-Муслиха, который сказал, что все игры в наше время харам?

4. Фетва Абдуль-Азиза аль-Фаузана
Также и у него не смог найти запрещающих слов. Напротив, его слова – это дозволение при соблюдении условий. Когда Абдуль-Азиза аль-Фаузана спросили о том, кто хочет открыть игровой зал плэйстэйшн, он ответил: «Если всё соответствует условиям, который упомянул этот брат, то нет проблем. Если зал будут закрывать на молитву, курение будет запрещённым, не будет злословия, запретных напитков, азарта, если он запретит все эти запретные вещи, то ин шаа-Ллах нет проблем, это дозволенная забава. Пусть также старается, чтобы в играх не было вражды (злобы), непристойности, обнаженного ‘аурата. Пусть выбирает игры, в которых не будет этого «мусора», которым мы испытаны, и который портит нрав молодёжи и их разум. Пусть старается выбрать лучшее, что есть на рынке из того, что дозволил Аллах».
https://safeyoutube.net/w/GOhi
Обратите внимание, в вопросе даже звучало открытие игрового салона, а не просто дозволенности игры для себя.
Поэтому хотелось бы получить от "составителя" ссылку и на его фетву, в который он сказал, что все игры в наше время харам.

5. Центр фетв при министерстве Катара
Что касается марказа по фатвам сайта Ислам-Веб, то там вообще десятки фетв о том, что основа в компьютерных играх – это дозволенность, кроме того, что будет попадать под запрет!
Так, отвечая на вопрос про компьютерные игры, они ответили: «Поистине, наша фатва заключается в том, что дозволено играть в компьютерные игры, кроме как если они будут содержать в себе шариатские запреты. В таком случае эти игры будут харам»
http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.p ... &Id=212428

Также они давали фетву о дозволенности открытия игровых салонов при соблюдении условий:
http://www.islamweb.net/fatwa/index.php ... d&Id=12782

Также они давали фетву о том, что изображение живых существ в компьютерных играх не попадают в запретные изображения:
http://www.islamweb.net/fatwa/index.php ... &Id=257431
http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.p ... &Id=368722

Также о том, что в основах игры дозволены, если в них нет запретных положений, они давали фетвы по следующим ссылкам:
http://www.islamweb.net/fatwa/index.php ... Id&Id=8393
http://www.islamweb.net/fatwa/index.php ... Id&Id=9168
http://www.islamweb.net/fatwa/index.php ... Id&Id=1698
Поэтому хотелось бы получить от "составителя" где эти слова центра фетв при министерстве Катара, что все игры в наше время харам?!

6. Фетва Халида ибн ‘Абдуль-Мун’има ар-Рифа’и
Также мне не удалось найти запрета и этого человека, однако наоборот, когда его спросили о том, кто хочет открыть зал, в котором будет бильярд, плэйстэйшн, и этот зал он будет закрывать на молитву, будет запрещать курение и непристойные слова, на что он ответил: «Без сомнений, это дозволено. Пусть Аллах воздаст благом этому достойному и благородному брату…».
После чего он стал говорить о том, что среди соблюдающих религию есть впадающие в крайность и запрещающие любые развлечения.
https://safeyoutube.net/w/lPhi
Поэтому хотелось бы получить от "составителя" и его фетву, что все игры в наше время харам.

7. Фетвы Мухаммада Салиха аль-Мунаджида
В действительности мне удалось найти у аль-Мунаджида много слов об опасностях компьютерных игр, однако, несмотря на это, я не смог найти у него прямых слов о том, что все игры в наше время харам, как это утверждал "составитель".
К примеру, на своем сайте аль-Мунаджид говорит, что плэйстэйшн в основе – это прибор, подобный телевизору и видео, и зависит от того, как и для чего его использовать:
https://islamqa.info/ar/answers/39744

А тут когда его спросили о дозволенности продавать игры для плэйстэйшн, было сказано много о вреде и запретных вещей в играх, но тем не менее было уточнено, что если нет всех этих запретов, тогда и игры не запрещены:
https://islamqa.info/ar/answers/97681

А тут ответ про дозволенность работать в игровом салоне, при соблюдении условий:
https://islamqa.info/ar/answers/46203

А тут говорится:
«Ислам не против отдыха и приятного времяпровождения, если оно не осуществляется запретными средствами или само по себе не является запретным. Что же касается непосредственно обсуждаемого вопроса, то в основе этих игр лежит дозволенность, если только они не отвлекают от исполнения обязательных религиозных предписаний, и не содержат в себе запретное…»
https://islamqa.info/ar/answers/2898

А тут когда в вопросе было сказано: «Видится мне, что видеоигры, которые содержат в себе изображения людей и животных, являются запретными по причине уподобления Аллаху в сотворении…»
Был дан следующий ответ: «Необходимо разделять между лицезрением изображения или игры, в которых есть изображения, и между созданием этих игр и изображением ее персонажей. Запретным является именно создание изображения или рисование их, а не лицезрение и игры в них».
После чего были процитированы различные слова шейх Ибн ‘Усаймина, разделявшего между создающими изображения и теми, кто просто смотрит на них.
https://islamqa.info/ar/answers/166038

Также отвечая на вопрос о компьютерных играх, аль-Мунаджид сказал, что среди них множество запретных вещей, но тем не менее не сказал о том, что они в основе запрещены, а напротив, сказал что Ислам не запрещает играть в игры, в которых нет ничего запретного:
https://safeyoutube.net/w/7Phi
Поэтому также хотелось бы получить от "составителя" ясную фетву и от аль-Мунаджида, где он говорит, что все игры в наше время харам.

Это и есть все ссылки и источники, которые упомянул "составитель", и как можно было заметить, все они далеки от того хукма, который он им приписал. Он заявил в обобщённой форме, что все компьютерные игры харам в наше время, не делая разграничений даже для детей, и не делая разграничений в самих играх, даже если они не содержат в себе ничего запретного. Тогда как все на кого он сослался, не сказали такого!

Но на этом не хотелось бы ограничиваться, и хотелось бы так же процитировать еще множество слов обладателей знания, которые противоречат заключению и выводам составителя статьи, которые четко и ясно постановили, что в основе эти игры – дозволены (мубах), а становятся они запретными, если содержат запретное.

Приведу также слова двух шейхов, о которых "составитель" писал, что он брал пользу от них:
8. Когда шейха Мустафу аль-Адауи спросили об открытии игрового салона, он ответил, что это макрух, и что не может сказать, что это харам, но посоветовал заработок, в котором нет сомнения:
https://safeyoutube.net/w/GPhi

9. Когда шейха Сулеймана аль-Маджида спросили о компьютерных играх и изображениях в них, он сказал, что если они лишены харама, то нет в этом проблем, хоть и посоветовал заниматься делами религии и мирскими полезными вещами:
http://www.salmajed.com/fatwa/findnum.php?arno=5696
Кстати, по данному вопросу удалось написать шейху ‘Адилю ас-Субай’и, упомянув о разногласии в этом вопросе среди русскоязычных братьев и о мнении уважаемого всеми шейха аль-Фаузана:

10. Вопрос шейху ‘Адилю ас-Субай’и: «Уважаемый шейх, каково положение компьютерных игр, как например, на приставке плэйстэйшн? Просто братья с наших стран расходятся в этом вопросе.
Из них есть те, кто говорит, что эти игры в основе запрещены из-за многочисленности плохих вещей в них. И об этом есть слова шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах, сказавшего: «Все что отвлекает от поминания и повиновения Аллаху, и даже от того, в чем есть польза для человека в его религиозных и мирских делах, не дозволено».
Также из наших братьев есть такие, кто говорит, что основа в играх – это дозволенность, как это говорили многие шейхи, если эти игры не содержат в себе куфра, ширка, колдовства, разврата, музыки и т.п., и если они не отвлекают от выполнения обязанностей.
Каково ваше мнение по этому вопросу, о шейх?»
На что шейх ‘Адиль ответил: «То, что мне видится правильным – это то, что второе мнение сильнее, что если эти игры не содержат в себе запрещенных вещей, то основа в забавах и тому подобном – это дозволенность, если только довод не будет что-то запрещать. Что же касается шейха Салиха (аль-Фаузана), то он часто в своих словах опирается на осторожность. Но мне видится, а Аллаху это ведомо лучше, что нет в этом проблем, если игры не будут содержать в себе того, что порицается Шариатом. А Аллаху ведомо лучше».
https://app.box.com/s/xkvfeaxfqrv6lpkg00g990dy8dhrgeb2

11. Когда шейха Мухаммада ‘Али Фаркуса спросил хозяин салона, в котором есть игровые приставки о дозволенности дохода, шейх упомянул запретные вещи и сказал о том, что при соблюдении условия это дозволенный заработок, хоть и посоветовал владельцу сменить ремесло на то, в чем есть благо.
Так вот, в этом ответе шейх Фаркус сказал следующее: “Видеоигры, опирающиеся на ловкость ума, которые усиливают познания и интерес, если они лишены упомянутого (из числа запретных вещей), то положение их – это дозволенность (ибаха и джауаз). Ведь они не основаны на везении и случайности, чтобы быть запретными (в основе), как это обстоит с нардами, картами, и тп. Но запрещается в этих играх денежные вознаграждения, как и не даётся денежный приз тому, кто выиграл”.
https://ferkous.com/home/?q=fatwa-93

12. Шейх Сулейман ар-Рухейли, порицая то, что молодежь тратит много времени на видеоигры и развлечения, затем сказал, что основа в любых забавах – это дозволенность, кроме как при исключении, после чего сказал, что исключением являются следующие вещи:
1. На что пришел прямой текст запрета.
2. На что указывает правильная аналогия в запрете.
3. Чтобы они не содержали в себе азартных игр (кымар).
4. Чтобы они не отдаляли от уаджибов.
5. Чтобы они не вызывали вражду. После чего привел в качестве примера игры в карты, когда игроки из-за этого сорятся и даже проклинают друг друга.
https://safeyoutube.net/w/TPhi

13. Когда шейха Абдуль-Азиза ар-Раийса спросили о компьютерных играх, в которых есть живые существа, он сказал, что изображения в играх не попадают под запретные:
https://safeyoutube.net/w/YPhi

И таких слов обладателей знания очень много, и чтобы найти все упомянутое у меня это не заняло даже половины дня. А сколько же можно найти по этой теме, если приложить усилие и потратить на исследование больше времени, к тому же обзванивая шейхов и задавая им беспристрастные вопросы?!
К тому же следует обратить внимание на то, что очень много из тех, кто задавал вопросы шейхам по теме компьютерных игр, говорили, что в 90-х процентах игр только ширк, куфр, разврат, колдовство и тп., точно так, как это преподнес русскоязычным читателям "составитель". Однако эти шейхи все равно затруднялись говорить, что в основе все игры харам. Да даже на открытие компьютерных салонов максимум говорили, что это макрух, лучше этого не делать и тд.
Очень важно в таких вопросах быть беспристрастным и разбирающимся в теме, о которой есть желание что-то написать. Например, недостаточно просто взять фетву старого ученого или слепого шейха, которые никогда в жизни не видели, что такое компьютерные игры и не исследовав этот вопрос могут сказать о запретности, как и недостаточно просто взять фетву шейха, которому показали какие-то определенные игры, в которых есть явные виды харама, преподнося эти игры в такой категоричной форме, чтобы взять общую фетву о хараме. И среди обладателей знания были такие, кто на вопрос о компьютерных видеоиграх отвечал, что не может дать ответ, так как понятия не имеет о том, что это такое.
Мусульманин, а в частности талибуль-‘ильм, должен быть беспристрастным во всем. И прежде чем выносить на общую массу некое постановление недостаточно сделать ссылку на кого-то из обладателей знания. Не говоря уже о том, когда постановление о запретности в общей и категоричной форме выносится от себя.
Напротив, талибуль-‘ильм обязан быть беспристрастным, тщательно ознакомиться с вопросом, который он желает преподнести читателю, исследовать слова обладателей знания, причем сверяя мнения тех, кто высказался обобщенно и тех, кто писал о том или ином вопросе, скажем докторские диссертации, проводил научные исследования, и тп.

14. Так, например, шейх Саад аш-Шасри в своей исследовательской работе, посвященной соревнованиям и призам, в главе об компьютерных играх, о шариатском постановлении на их счет сказал следующее: “Я не нашел слова обладателей знания об этом, но то, что я считаю – это дозволенность играть в них в том, в чем есть польза и нет вреда для играющих в них, а так же если это не отдаляет от выполнения шариатских обязанностей. Но запрещается давать за них награду (за соревнования) поскольку эти игры не имеют отношения к приспособлениям для джихада, как и не являются они тем, что подготавливает к джихаду”. (См. "аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшар'ия аль-ислямия" 232).

15. Также есть небольшая исследовательская статья под названием «ар-Руъя аш-шар’ийя лиль-аль’аб аль-иликтруния» (Взгляд фикъха на видеоигры) доктора Нуруддина аль-Хадими, который изложив краткое описания игр, их видов, упомянув о том, что их положение в наше время из числа науазиль, затем упомянув запретные игры, сказал: “Основа в компьютерных играх – это дозволенность. И это является таковым, если эти игры лишены того, что будет противоречить Шариату”.

Заключение
Итак, важно знать, что ВСЕ бытовое в основе халяль, кроме того, на что имеется шариатский запрет. И игры имеют отношения не к вопросам поклонения, а именно к вопросам бытовым.
Что касается игр, забав и развлечений, то они бывают трех видов:
Первый вид – это запрещенный вид, на запрет чего указал Шариат, как, например, игра в нарды.
Второй вид – это похвальный, как плавание, борьба, скачки на лошадях, стрельбище, и все иное, что помогает в стратегии, силе и выносливости.
Третий вид – не имеющий отношения ни к первому виду, ни ко второму. И в основе такой вид игр и забав является дозволенным (мубах), кроме как при наличии в них запрещённых Шариатом вещей. И компьютерные игры как раз из третьего вида игр и забав.
И этот третий вид, а точнее сказать, компьютерные игры, становятся запретными по двум причинам:
1 – Если эти игры будут содержать в себе запретные Шариатом вещи, как неверие, многобожие, колдовство, разврат, азартные игры, типа казино, карты, и тп., употребление одурманивающего, музыка, и тд. В таком случае именно такие игры становятся запретными. В них нельзя ни играть, ни покупать, ни продавать.
2 – Если компьютерные игры не содержат в себе ничего запретного Шариатом, однако для конкретных людей они являются искушением, по причине чего они начинают допускать халатность к своей религии, к своим обязанностям, тогда для них это будет запретным.
И очень важно родителям следить за тем, во что играют их дети, не покупая им любые игры подряд, даже если на коробке написано +6, потому что даже игры с таким рейтингом, если и не содержат никакого разврата и жестокости, они могут быть переполнены многобожием, неверием и колдовством.

Также важно не давать играть детям очень много, чтобы любовь к играм не отбила у них охоту от заучивания Корана, учебы и благих вещей. Более того, будет лучше приучать их к полезным вещам и спорту.
А что касается взрослых, то каждый лучше знает свое положение и отношение к играм, кого они сильно увлекают, кто из-за них затягивает время молитвы, и тп.

А что касается брата–составителя статьи о полном запрете современных игр, то ему хотелось бы пожелать на будущее не торопиться, не выносить от себя религиозные постановления, а также не приписывать обладателям знания того, что они не говорили.

و الحمد لله رب العالمين

https://vk.com/wall324330627_1187
Аватара пользователя
muhibbu-sunna
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 05 июл 2014, 02:14

Re: Положение компьютерных игр и доходов с игровых салонов

Сообщение muhibbu-sunna »

По причине различных сомнений, которые распространяют некоторые люди, один из братьев за год до смерти шейха Фаляха, да помилует его Аллах, позвонил ему и спросил по теме комп. игр.
Так как слова шейха Фаляха не были приведены, решил выставить их тут:

Спросили шейха Фаляха Мандакара:
«Шейх наш Фалях, каково положение компьютерных игр для взрослых, в которых присутствует пальба, или как их называют «шутеры», или игры про войну, где ты нуждаешься в убийстве врагов? Каково положение этого? Конечно же, играя в качестве развлечения и учитывая шариатские условия, как убрать музыку, не отвлекаться из-за этого от возложенных обязанностей шариатских и семейных?»

Шейх Фалях ответил:
«Основа в любых играх, в которых нет запретных вещей – это дозволенность. Все игры в основе дозволены. Однако при условии, чтобы в этом не было упущений в выполнении возложенных прав, исполнении обязанностей, и т.п.»
https://app.box.com/s/vd1tk17mn8sw83y9pzrj50gkzfplxo8p
Ответить