Шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин

Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re:

Сообщение Aleesh »

Шейх Ибн Усаймин: Табди' и джарх приверженцев Сунны за несогласие с джархом - это следование страстям

Вопрос: «О шейх, ты знаешь о том, что сейчас происходит из фитны между ахлю-Сунна, в частности в нашей стране. Это дело дошло у нас до опасного состояния, по причине чего во многих мечетях братья раскололись. По этой причине у меня вопрос: “О шейх, если некоторые ученые разошлись в отношении некоторых призывающих в вопросе джарха, одни на стороне джарха, а другие та’диля, является ли обязательным принять джарх тем, кто сделал та’диль?”
Шейх: “Нет, не обязательно!”
Спрашивающий: «Не обязательно?»
Шейх: “Нет, не обязательно. Поскольку те, кто сделал та’диль, сделали это на основании своего убеждения (знания), и если они были правы, то им две награды, а если ошиблись, то одна”.
Спрашивающий: «Однако тот, кто посчитал надежным, мы не обязаны делать ему джарх?»
Шейх: “Я ведь сказал тебе: «Нет, не обязаны»”.
Спрашивающий: «Хорошо шейх. Просто сейчас мы, многие мечети, в том положении, что некоторые братья называют нас приверженцами нововведений и заблудшими, поскольку мы не делаем табди’ тем, кому делают табди’ они, или не делаем джарх тем, кому делают джарх они».
Шейх: “Если то, что ты говоришь правда, тогда эти люди следуют своим страстям! За вопросы иджтихада не делается человеку джарх, если только он не пошел в противоречие саляфам”.
Спрашивающий: «Вопрос связан с конкретным человеком, о шейх, я думаю вы знаете его, это шейх ‘Аднан ‘Ар’ур».
Шейх: “Да, я говорю, да дарует тебе Аллаха благодать: Не дозволено нам делать определенных людей причиной, из-за которой будем проявлять любовь к тем, кто проявляет ее и вражду к тем, кто проявляет вражду! Ведь человек ошибается и бывает правым”.

__________________

Ссылка для желающих скачать через сторонние ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=a_KADqebKKI
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Re:

Сообщение Aleesh »

Шейх Ибн Усаймин: Ошибочное обвинение в мурджиизме и ненужный шум о действительности имана при наличии дел.

Что иман (вера) - это дела и намерение (убеждение). Потому что пророк, мир ему, его семье, и благословение Аллаха, постановил, что эти уровни из имана. И изменение (порицаемого) рукой - дело, языком - дело, сердцем - намерение. И это так. Таким образом иман включает в себя все дела, а не только убеждения, в соответствии со словами пророка, да благословит Аллах его и его семью и да приветствует: "Иман включает в себя семьдесят с лишним ответвлений". Или сказал: "Шестьдесят с лишним ответвлений, наивысшим из которых является произнесение слов “ля иляха илля-Ллах”, а наименьшим – устранение с дороги того, что причиняет вред. И стеснительность также из имана». Текст: «Ля иляха илля-Ллах» указывает на слова. А «Устранение с дороги того, что причиняет вред» - это деяния тела. "Стеснительность" - деяние сердца - так же из имана. И нет у нас нужды говорить то, что сейчас распространено среди молодежи и студентов: «Относятся ли деяния к полноценности имана или к его действительности?» Нет нужды в этом вопросе. Какой бы человек тебя ни спросил: «Деяния тела являются условием полноценности имана или же условием его действительности?» Мы ответим ему: "Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, были лучше тебя и знали больше тебя, и больше тебя стремились к благу, спросили ли они у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: "Дела - это условие действительности имана или его полноценности?" Не спросили. А значит и тебе должно быть достаточно того, чего было достаточно им!"
Если же какой-то далиль указывает на то, что оставление такого-то дела выводит из Ислама, то оно становится условием действительности имана. А если далиль указывает на то, что его оставление не выводит из Ислама, то это деяние становится условием полноценности имана! Все, на этом тема закрыта! А то, чтобы ты пытался что-то принимать, что-то опровергать, спорить, а затем говорить о тех, кто противоречит тебе: “Это мурджиит!”, быть довольным теми, кто согласен с тобой, а если кто-то что-то добавил к тому, что у тебя, говорить: “Он из числа хариджитов!” – это неправильно!
По этой причине я советую молодежи и требующим знание оставить исследования в этой теме и говорить: "Что Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, сделали условием действительности имана, то и является условием, а что нет, то - нет!" И вопрос решен.
И как много тех, кто звонят нам по телефону с этим вопросом. И я думаю, что поднят большой шум вокруг этой темы. Шум, в котором нет нужды.

Сл. “Шарх аль-арба’ин ан-Науауия” 16, хадис №34.
См. “Шарх аль-арба’ин ан-Науауия”, с. 307.
__________________

Ссылка для желающих скачать через сторонние ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=TZ0Ll1E1cAg
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Re:

Сообщение Aleesh »

Шейх Ибн Усаймин: Обвинение в мурджиизме за несогласие с такфиром оставившим дела - это ошибка людей, увлеченных страстями

Спрашивающий: Некоторые говорят, что оставление дел - учитывая разногласие в оставлении намаза - говорят, что оставление дел, при убежденности, что они входят в сущность имана - говорят, что кто утверждает об этом, то это самый настоящий мурджиизм, однако в современном понимании.

Шейх: Клянусь Аллахом, дорогой... И мои слова обращены ко всем вам: мы не преступаем того, что пришло в Куране и Сунне. О чем пришло (в Куране или Сунне), что это - куфр (неверие), то и есть куфр. А что не названо куфром, то не куфр. И, как пришло в хадисе Абдуллаха ибн Шакыка, что он сказал: "Сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, не считали оставление чего-либо из дел неверием, кроме намаза". - И это - ясный шариатский текст о единогласном мнении сподвижников, о том, что (оставление) намаза - это куфр, а того, что помимо намаза - не куфр. Да?

Спрашивающий: Говорят про некоторых, кто говорит это в вопросе оставления дел, оставления всех дел при наличии имана, при убежденности, что они при этом входят в понятие "иман", - говорят, что... (это современный мурджиизм)

Шейх: Это ошибка. Это говорят некоторые люди, которых увлекли страсти. Так же они (эти люди) принижают (любого) ученого, о благом положении которого полно свидетельств, если он противоречит ахлю Сунна в каком-либо из вопросов о качествах Аллаха. Говорят: это - ашарит. Как говорят некоторые люди: "Ибн Хаджар - ашарит, а его книгу "Фатх аль-Бари" обязательно нужно сжечь" (это слова Махмуда Аль-Хаддада, основателя секты хаддадитов-такфиристов), - и тому подобные слова. Я прибегаю к Аллаху от этого. Это ошибка, обязательно нужно придерживаться справедливости.

Сл. "Ат-Та'лик аля Иктида ас-сырат аль-мустакым" 29b.
__________________

Ссылка для желающих скачать через сторонние ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=tNTHG3rykFk
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Re:

Сообщение Aleesh »

Шейх Ибн Усаймин:

1. Положение шейха Аль-Альбани
2. Кто обвиняет признанных ученых ахлю сунна в мурджиизме, у того основы от хариджитов.
3. Отношение к хаддадитам-такфиристам и суруритам-такфиристам.
4. Нововведенный термин "фикх аль-уакы'".

Шейх Адиль Мансур: У нас есть группа молодых ребят, требующих знание в Йемене, и они говорят о больших признанных ученых страшные слова. И они нашли себе группу такой же молодежи, которые говорят, что шейх Аль-Альбани - имам в мурджиизме. А о Комитете Больших Ученых говорят, что у них мурджиизм и невежество о действительности. И вызывает сожаление то, что когда мы беседовали с ними, они сказали: "Мы - ахлю сунна, мы - саляфиты". Каким должно быть отношение к ним, и какими будут слова о их положении?

Шейх Ибн Усаймин: Что касается их слов в адрес ученых, то они никак не навредят ученым. И я не знаю у шейха Аль-Альбани каких-либо слов, которые указывали бы на то, что он из числа приверженцев мурджиизма. Наоборот: он - саляфит, приверженец Сунны, мухаддис. Мало в его время подобных ему. А что касается Комитета Больших Ученых здесь, то заявление, что они невежественны относительно действительности, подобно иным заявлениям и обвинениям. Однако "доказательства обязан предоставить обвиняющий, а клятва на том, кто отрицает". Проводили ли они обсуждение с теми учеными, чтобы узнать, что у них невежество относительно действительности? Да.
И слова "невежество о действительности" и "понимание действительности (фихк уакы')", и подобные им выражения - все это нововведенные термины, которые пришли от некоторых призывающих. А похвальное понимание (фикх) - это понимание (фикх) в религии Великого и Величественного Аллаха. В соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Кому Аллах желает блага, тому дарует понимание (фикх) в религии". А что касается понимания действительности, то это (только лишь) средство для формирования представления о положении, чтобы затем вынести о нем постановление в соответствии с тем, чего требует Шариат.

Шейх Адиль Мансур: Хорошо, шейх, а каким должно быть отношение к тем ребятам?

Шейх Ибн Усаймин: Что касается вашего отношения к ним, то я считаю, что вам следует оставить их.

Шейх Адиль Мансур: То есть нам следует не придавать им никакого значения?

Шейх Ибн Усаймин: Никакого! Словно бы они - ничто. Однако, если придет кто-то другой, не из их числа, и попытается говорить такие же вещи, то ему следует сделать наставление и сказать: "Побойся Великого и Величественного Аллаха! Не разрешается тебе говорить о том, чего ты не знаешь".

Шейх Адиль Мансур: Хорошо, шейх, а что касается их обвинения больших ученых в том, что в них есть мурджиизм, не указывает ли это на то, что у них есть склонность?.. То есть я помню, что некоторые обладатели знания упомянули, что Ибн Бадран Аль-Ханбали в "Мукаддима аль-фикх" говорит, что некоторые группировки хариджитов обвиняли приверженцев Сунны в мурджиизме.

Шейх Ибн Усаймин: Да, да, нет в этом сомнений. Я имею ввиду, что если некий человек обвиняет приверженцев прямого срединного пути в мурджиизме, то (это значит, что) он сам склонен к идеям хариджитов.

Шейх Адиль Мансур: То у него будут идеи и основы...

Шейх Ибн Усаймин: Да, у него будут основы от хариджитов.

30.09.1416 г.х.
__________________

Ссылка для желающих скачать через сторонние ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=e2RNYvyfJ9k
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Re:

Сообщение Aleesh »

Шейх Ибн Усаймин: Большой ширк и оправдание по невежеству при такфире.
Студент: Уважаемый шейх, ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху.
Шейх Усеймин: Ва алейкуму ссалам ва рахматуллахи ва барактух.
Студент: Уважаемый шейх, какова ваша позиция в отношении человека, произнесшего «Ля иляха илляЛлах Мухаммадан расулюЛлах» (нет достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад Его посланник), затем принесший жертву не Аллаху. Такой человек считается мусульманином? Стоит учитывать, что этот человек вырос в исламской стране.
Шейх Усеймин: Что ты имеешь ввиду, приносит жертву не Аллаху?
Студент: Да, приносит жертву не Аллаху и говорит: "Если я оставлю это дело, то меня и мою семью постигнет беда".
Шейх Усеймин: Нет, я не это говорю. Я спросил, как он приносит жертву?
Студент: Приносит жертву не Аллаху...
Шейх Усеймин: Т.е. его цель приблизиться к тому, кому он принес жертву?
Студент: Да, чтобы приблизиться к нему.
Шейх Усеймин: Тот, кто приносит жертву не Аллаху с намерением приблизиться к нему (тому, кому он принес жертву) является мушриком. Совершил большой ширк. Ни произнесение свидетельства «Ля иляха илляЛлах», ни намаз, ни какое-либо другое деяние пользы не принесет ему. Исключением является, если человек жил в далекой стране (где преобладает религиозная безграмотность) и не знал этого постановления. Такой оправдается из-за своего невежества (и ему нельзя делать такфир). Однако ему нужно объяснить и обучить.
Студент: Шейх, что вы подразумеваете, когда говорите "далекая страна"?
Шейх Усеймин: Далекие страны, т.е. не Саудовская Аравия, а те страны, где считается нормой приносить жертву могилам и аулия (праведникам) вместо Аллаха. Они не знают о том, что это (жертвоприношение не Аллаху) является ширком и запретным деянием, и поэтому они оправдываются по причине своего невежества (и не становятся неверующими). Если же человеку объяснили (что это деяние является куфром), и потом, когда ему говорят "Сделанное тобой является куфром", а он отвечает: "Нет, я не могу перестать приносить жертву своим аулия", то тогда до него уже дошел довод, и он считается кяфиром.
Студент: Если ему сделали наставление и разъяснили, что деяние, совершенное им, является ширком, а он после этого остается на своем мнении, после этого можно его называть мушриком (многобожником)?
Шейх Усеймин: Да. Он является мушриком (многобожником), кяфиром (немусульманином) и муртадом (вероотступником). Такого (правитель или судья) должен призвать к покаянию. Если он не откажется от многобожия, то его наказанием будет смертная казнь.
Студент: (В вопросах оправдания по невежеству того, кто совершил ширк) есть ли разница между не ясными и ясными вопросами?
Шейх Усеймин: Если для кого-то какой-либо вопрос остается неясным, то ему следует разъяснить этот вопрос (и ему нельзя делать такфир).
Студент: Например, как разъяснить ему?
Шейх Усеймин: Например, такой же случай. Кто-то может сказать: «Клянусь Аллахом, что я живу в таком месте, где приносят жертву этим аулия, и я не знал о запрещенности этого поступка". Понятно?
Ясные и неясные вопросы являются относительными понятиями. Возможно то, что является ясным для меня, может быть неясным для тебя, и наоборот.
Студент: Какой довод я должен привести ему?
Шейх Усеймин: «Скажи: "Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. Нет у Него сотоварищей. Это мне велено"». (Св. Коран, 6:162-163).
«Мы даровали тебе аль-Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Св. Коран, 108:1-2).
Эти аяты являются доводом на то, что жертвоприношение с целью приблизиться к тому, кому приносят жертву, является поклонением. Тот же, кто свое поклонение посвятит кому-либо, помимо Аллаха, является мушриком (многобожником).
Студент: Некоторые различают между ясными вопросами и неясными. Они говорят, что оправдание по невежеству бывает только в неясных вопросах, в понимании которых люди впали в разногласия.
Шейх Усеймин: Я тебе об этом только что сказал. Ты сам знаешь это. Разве люди все одинаковы в понимании ясных и неясных вопросов?
Студент: Нет, они не равны.
Шейх Усеймин: Да, они не равны. Быть может, какой-то вопрос для меня является ясным и очевидным, а для другого человека нет. Даже в момент, когда речь идет об упоминании доводов, для какого-то ученого довод может быть очевидным и ясным в этом вопросе, а для другого нет.
Основой является то, что мусульманину нужно объяснить его заблуждение (перед тем, как сделать ему такфир).
Студент: Ему следует разъяснить?
Шейх Усеймин: Да, ему следует разъяснить.
Студент: То есть то, что до него дошел Коран, означает, что ему уже все разъяснено?
Шейх Усеймин: Ему должно быть разъяснено, что это его деяние является ширком (многобожием). Если он после этого опять совершит это деяние, то в этом случае он уже не оправдывается.
Студент: То есть ему нужно подробно разъяснить об этом?
Шейх Усеймин: Да, конечно.
Студент: Этот вопрос понятен для нас, однако есть и другая ситуация. Некоторые говорят: «Если мусульманин совершает ширк, ему говорится, что его это действие является ширком, но сам он не является мушриком". Как нам ответить на это сомнение?
Шейх Усеймин: Это верно. Пока ему не будет разъяснено, он не становится мушриком.
Студент: А если до него дошел Коран и Пророк?
Шейх Усеймин: Так же, как положение человека в хадисе "О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!". Разве его это деяние не куфр?
Студент: Да, это куфр
Шейх Усеймин: Но он от этого не стал кяфиром. Он из-за очень радостного состояния ошибся и сказал это, однако кяфиром не стал. Также человек, которого принудили совершить куфр, внешне он совершает куфр и становится кяфиром, однако его сердце находятся в твердом состоянии имана.
Поэтому ученые говорят: "Человек может сказать куфр, но не стать кяфиром". Это относится к тем, кому не было разъяснено, что он совершает куфр, и чье положение нам не известно.
Если же мы узнали положение человека (что он намеренно совершает куфр), то что нам остается (кроме как сказать, что он кяфир)? Если мы скажем, что и в таком положении человеку не выносится такфир, то тогда получается, что никому на земле нельзя делать такфир, включая тех, кто не хочет совершать намаз.
Студент: Нет, Ибн Теймия говорит, что...
Шейх Усеймин: Ибн Теймия тоже. Ибн Теймия говорит, что не выносится такфир, пока не будет донесен довод.
Студент: Да, пока не будет донесен довод... Однако Коран сам по себе является доводом. Приход Пророка и Корана уже является достаточным доводом.
Шейх Усеймин: Нет, этого не достаточно!
Студент: Как не достаточно?
Шейх Усеймин: Этого не достаточно! Представь, что человек не араб, и он не понимает смысла Корана.
Студент: То есть, хотите сказать, до него Коран не дошел?
Шейх Усеймин: Нет. Я не это говорю. Да, дошел Коран, и он слышит его. Однако он не осознает смысл его. Он должен понимать смысл Корана.
Студент: Что значит понимать смысл Корана?
Шейх Усеймин: То есть обязательно, чтоб он понимал смысл Корана. Да благословит тебя Аллах.
Студент: Но Ибн Теймия говорит, что не стоит подробно разъяснять ему, он кяфир!
Шейх Усеймин: Нет! Он не говорил так.
Студент: Это (слова Ибн Теймии) есть в книге Абдуррахмана ибн Исхака...
Шейх Усеймин: Одним словом, книги Шейхуль-Ислама Ибн Теймии известны. Он был одним из тех, кто был далек от того, чтобы выносить людям такфир.
Студент: Нет, это не такфир. Мы говорим, что это такая ситуация, где до него нужно донести довод, но объяснять нет нужды...
Шейх Усеймин: Есть необходимость для разъяснения.
Студент: ...потому что это из очевидных и ясных вопросов.
Шейх Усеймин: Нет, это не вопросы очевидности и ясности. Я даже говорю, что не только не араб, а даже арабу, если прочитать Коран, он может не понять его смысла.
Студент: Шейх, разве возможно это?
Шейх Усеймин: Будь терпелив. Это не место для дискуссии (споров). Это место для вопросов-ответов. Дискуссия это то, что происходит между мной и тобой. Однако здесь пользу от того, что мы говорим, должны получить все присутствующие.
Таким образом, только то, что до него дошел Коран не является достаточным (чтобы обвинить его в неверии). До тех пор, пока он не будет осознавать смысл Корана (ему нельзя делать такфир). Ведь если мы представим, что какому-то не арабу читают Коран днем и ночью, а он не понимает его смысла, разве мы можем сказать, что до него дошел довод? Конечно, нет. Всевышний Аллах говорит: "Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения" (Св. Коран, 14:6).
__________________

Ссылка для желающих скачать через сторонние ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=13C-HRS7ozA
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин

Сообщение abu abduRrazak »

шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин




Всевышний Аллах сказал:
وَلَوْ أَرَادُوا الْخُرُوجَ لَأَعَدُّوا لَهُ عُدَّةً وَلَكِنْ كَرِهَ اللهُ انْبِعَاثَهُمْ فَثَبَّطَهُمْ وَقِيلَ اقْعُدُوا مَعَ الْقَاعِدِينَ
«Если бы они желали выступить в поход, то непременно приготовились бы к этому. Однако Аллах не пожелал их выхода и задержал, и им было сказано: «Отсиживайтесь вместе с отсиживающимися». (9: 46).
Шейх Ибн Усаймин после этого аята сказал: «О Аллах спаси нас! В этом аяте содержится большая опасность и он является своего рода весами и мерилом. В нём говорится, что Аллах не пожелал их выхода, то есть, выхода в военный поход, и им было сказано: «Сидите вместе с отсиживающимися». Берегись же, о раб Аллаха, и если ты обнаружишь в себе проявление лени в отношении благодеяний, бойся того, что это Аллах не пожелал твоего выхода в сторону совершения этого блага. После чего, повторно исследуй состояние своей души и принуди её к терпению и заставь поклоняться Аллаху. Возможно сегодня ты будешь делать это с неохотой, однако уже завтра ты будешь желать этого и оно станет лёгким для тебя.
Итак, главное, что вы должны понять из этого аята – это то, что в нём содержится большая опасность и предостережение в отношении того, кто видит, что он удерживается от совершения поклонения, так как возможно, что это Аллах не пожелал, чтобы этот человек был из числа поклоняющихся Ему рабов, и удержал его от поклонения. И да поможет всем нам Аллах в Его поминании, благодарении и поклонении Ему подобающим образом»
. Конец слов Ибн Усеймина (рахимахуЛлах). ("Шарх Акыда Ахли-ссунна уаль-джамаа" 7"Б" 3:16)

Источник:
Если бы они желали выступить в поход, то непременно приготовились бы к этому
Mama2
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 май 2021, 16:02

Re: Шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин

Сообщение Mama2 »

Сборник фатв ибн Усаймина (16/111)?
Откуда могу посмотрет?
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин

Сообщение abu jafar »

Mama2 писал(а): 04 ноя 2021, 00:07 Сборник фатв ибн Усаймина (16/111)?
Откуда могу посмотрет?
https://waqfeya.net/book.php?bid=1750
مجموع فتاوى ورسائل العثيمين» (16/ 111)

«مجموع فتاوى ورسائل العثيمين (16/ 111):
* * *

‌‌سئل فضيلة الشيخ - رحمه الله تعالى -: نرى كثيراً من خطباء المساجد يداومون على إكمال خطبة الجمعة بعد الانتهاء مباشرة من الصلاة، والبعض ينشأ موضوعاً جديداً، بل وبعضهم له درس ثابت. وحجتهم في ذلك انتهاز فرصة تجمع الناس حيث يدخل المسجد أناس لا يدخلونه إلا يوم الجمعة فقط، فهل فعلهم هذا صحيح وموافق لهدي الرسول صلى الله عليه وعلى آله وسلم؟ أفتونا مأجورين جزاكم الله خيراً.
فأجاب فضيلته بقوله: لا شك أن خير الهدي هدي محمد صلى الله عليه وعلى آله وسلم، وقد كان النبي صلى الله عليه وعلى آله وسلم يعلن ذلك في خطبته يوم الجمعة أن خير الحديث كتاب الله، وخير الهدي هدي محمد صلى الله عليه وعلى آله وسلم، ولا شك أن أهدى الناس وأقومهم طريقاً هو محمد صلى الله عليه وعلى آله وسلم، ولا شك أن أعلم الناس بما يصلح الناس هو محمد صلى الله عليه وعلى آله وسلم. فهل شرع خطبتين اثنتين قبل الصلاة وواحدة بعدها؟!
الجواب: كل يعلم بأنه لم يفعل هذا، وإذا كان كذلك فلسنا والله خيراً من محمد صلى الله عليه وعلى آله وسلم في هداية الخلق، لذلك أرى أن ذلك الفعل الذي ذكرت في السؤال وهو أن الخطيب يكمل موضوع الخطبة بعد الصلاة، أو يأتي بموضوع»

Ответить