ЗЕЙД ИБН ХАРИС
ЗЕЙД ИБН ХАРИС
Не так давно узнал что из всех сподвижников посланника Аллаха, мир уму и благословение Аллаха, единственный чьё имя упоминается в священном Коране - это Зейд ибн Харис. И захотелось узнать как можно больше об этом славном сподвижнике, которого называли любимцем посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о котором имам Ахмад (6/281, 226, 254) передал от Аиши (Да будет доволен ею Аллах!): «Когда посланник Аллах отправил группу в поход, то поставил во главе её Зейда. Если бы он оставался жить после посланника Аллаха, то (возможно) был бы халифом».
-
- Сообщения: 931
- Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
- Откуда: https://isnad.link/
ЗЕЙД ИБН ХАРИС
уа'алейка ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Знающие братья ответят ин шаа-Аллах, но хотел рассказать вам брат этот аят о котором вы упомянули, барака Ллаху фик, быт может будет какая то польза или напоминание ин ша-Аллах.tik писал(а): 29 янв 2021, 23:28 из всех сподвижников посланника Аллаха, мир уму и благословение Аллаха, единственный чьё имя упоминается в священном Коране - это Зейд ибн Харис.
﴿ وَإِذْ تَقُولُ لِلَّذِي أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَنْعَمْتَ عَلَيْهِ أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَاتَّقِ اللَّهَ وَتُخْفِي فِي نَفْسِكَ مَا اللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى النَّاسَ وَاللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَرًا زَوَّجْنَاكَهَا لِكَيْ لَا يَكُونَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ حَرَجٌ فِي أَزْوَاجِ أَدْعِيَائِهِمْ إِذَا قَضَوْا مِنْهُنَّ وَطَرًا وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ مَفْعُولًا ﴾
Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!Сура 33 «аль-Ахзаб» аят 37
сказал шейх Абдуррахман ас-Са'ди (да смилуется над ним Аллах), в тафсире этого аята: Всевышний Аллах ниспослал этот аят для того, чтобы все правоверные поняли, что приемные дети ни коим образом не должны приравниваться к их кровным детям и что приемный отец может жениться на бывшей жене своего приемного сына. Однако арабы часто усыновляли детей и не делали никакой разницы между приемными и родными детьми, и только значительное событие могло изменить укоренившиеся в их сознании представления. Поэтому Всевышний захотел, чтобы посланник Аллаха ﷺ, положил конец этим ошибочным представлениям словом и делом. Когда же Аллах намеревается претворить в жизнь какое-либо начинание, Он создает для него предпосылки и причины. Задолго до начала пророчества Пророк Мухаммад ﷺ, усыновил Зейда, сына Харисы. Люди стали звать его Зейдом, сыном Мухаммада, но когда был ниспослано повеление звать приемных детей по именам их кровных отцов, мусульмане вновь стали звать его Зейдом, сыном Харисы. Он был женат на двоюродной сестре посланника Аллаха ﷺ Зейнаб бинт Джахш. По воле Аллаха их брак оказался недолговечным, и Зейд пришел к посланнику Аллаха ﷺ, просить разрешения на развод с Зейнаб. Тогда посланник Аллаха ﷺ, подумал, что если Зейд разведется с ней, то он непременно женится на ней. Всевышний напомнил об этом событии Своему посланнику ﷺ и отметил, что Он облагодетельствовал Зейда правой верой и набожностью, а Пророк ﷺ, освободил его от рабства и указал ему путь к спасению от Адского Огня. Когда Зейд обратился к посланнику Аллаха ﷺ, тот дал ему искренний и добрый совет, несмотря на то, что Зейнаб хотела выйти замуж за Пророка ﷺ, да и он сам подумывал об этом. Он сказал: «Не разводись с ней и терпеливо сноси все, что происходит между вами, будь богобоязнен как во взаимоотношениях со своей женой, так и во всех остальных делах. Твоя богобоязненность поможет тебе быть терпеливым и обяжет тебя к этому». О Мухаммад! Ты никому не говорил о том, что собираешься жениться на Зейнаб, если Зейд окончательно разведется с ней, и ты опасался того, что людям станет известно о твоих помыслах, но бояться следует не людей, а Всевышнего Аллаха. Страх перед Господом помогает вам обрести всякое добро и избавиться от всякого зла. Когда же Зейд решился на развод и расстался с Зейнаб, Мы женили тебя на ней. А поступили Мы так, чтобы верующим было дозволено жениться на бывших женах своих приемных сыновей. В этом — великая мудрость и великая польза, ибо верующие всегда будут помнить о том, как ты взял в жены жену Зейда ибн Харисы, которого долгие годы называли твоим сыном. Однако жениться на женах приемных сыновей дозволено только после того, как те окончательно разведутся. Веление Аллаха претворяется неукоснительно, и ничто не должно препятствовать этому.
Из историй, которая послужила причиной ниспослания этих коранических аятов, можно сделать много полезных выводов.
• Всевышний отметил превосходство Зейда ибн Харисы. Это превосходство выражается в том, что Аллах назвал его в Священном Коране по имени и не удостоил этой чести ни одного другого сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ. Кроме того, Аллах сообщил о том, что Он облагодетельствовал Зейда, то есть даровал ему веру и сделал его одним из мусульман. Это означает, что Господь назвал Зейда верующим мусульманином, который верен религии как душой, так и телом. Милость, о которой идет речь в этом аяте, несомненно является особой милостью, которой Аллах одаряет Своих верующих рабов. В противном случае нет смысла в том, что Аллах особо отметил Свою милость по отношению к нему.
• Всевышний напомнил о том, что освобожденный раб должен быть благодарен человеку, который освободил его от рабства.
• Мусульманам разрешается жениться на бывших женах своих приемных сыновей.
•Аллах наглядно показал мусульманам, что обучение людей на собственном примере, которое к тому же дополняется словесным разъяснением, приносит гораздо больший результат, чем просто словесные разъяснения. Призывы к истине, подкрепленные праведными поступками проповедника, подобны свету, озаренному еще большим светом.
•Аллах сообщил о том, что Пророк ﷺ, скрывал от людей чувства, которые он испытывал к Зейнаб, а это значит, что человек, влюбленный в чужую жену, не совершает греха, если он удерживает себя от совершения недозволенных поступков. На нем также нет греха, если он надеется жениться на своей возлюбленной в случае, если ее муж решит развестись с ней. Однако он не имеет права подталкивать супругов на развод и пытаться разлучить их. Именно поэтому Пророк ﷺ, скрывал свои истинные чувства.
• Поведение посланника Аллаха ﷺ, свидетельствует о том, что он исправно выполнил свою миссию и донес до человечества откровение целиком. Он не утаивал от людей ничто из божественного откровения, даже если Аллах порицал его за тот или иной поступок. Это является доказательством того, что Пророк Мухаммад ﷺ, был истинным посланником Аллаха ﷺ, который проповедовал божественное учение и не стремился благодаря этому знанию возвыситься над остальными людьми.
•Искренность Посланника ﷺ, при обращении к нему за советом свидетельствует о том, что верующий, к которому обращаются за советом, обязан дать тот совет, который он считает самым полезным и самым правильным для своего брата, даже если такой поступок может пойти во вред его собственным интересам, целям и желаниям.
• Посланник ﷺ, посоветовал всем супругам, которые собираются развестись, постараться сохранить брак всеми возможными способами, ибо сохранение семьи лучше развода.
• Всевышний Аллах велел людям бояться своего Господа сильнее, чем Его рабов.
• Аллах определил судьбу матери правоверных Зейнаб и выдал ее замуж за Своего посланника ﷺ, без помолвки и бракосочетания в присутствии свидетелей. Зейнаб всегда очень гордилась этим перед остальными женами посланника Аллаха ﷺ, и говорила: «Вас выдали замуж ваши родственники, а меня выдал замуж Сам Аллах из-за семи небес».
• История Зейнаб убедительно подтвердила, что никто не имеет права жениться на замужней женщине и даже предпринимать для этого какие-либо усилия, пока муж окончательно не разведется со своей женой. А окончательный развод наступает только по окончании срока идда, в течение которого разведенная жена продолжает принадлежать своему мужу и находиться в его власти, даже несмотря на то, что муж в этом случае не обладает всеми правами на разведенную жену.Источник: Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан 3/73-76.
Пречистый и Великий Аллах говорит с Своей благородной Книге:
﴿ ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِندَ اللَّهِ فَإِن لَّمْ تَعْلَمُوا آبَاءَهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ فِي الدِّينِ وَمَوَالِيكُمْ وَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ فِيمَا أَخْطَأْتُم بِهِ وَلَٰكِن مَّا تَعَمَّدَتْ قُلُوبُكُمْ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمً ﴾
Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах — Прощающий, Милосердный.(Сура 33 «аль-Ахзаб» аят 5)»Сообщается, что ибн 'Умар, (да будет доволен Аллах ими обоими), говорил: «Мы называли Зайда ибн Харису не иначе, как Зайд ибн Мухаммад 1, пока не был ниспослан (тот аят) Корана, (где сказано) "Обращайтесь к ним' по (именам) их (родных) отцов — так будет более справедливо перед Аллахом" (Сура 33 «аль-Ахзаб» аят 5)». Сахих Муслим Мухтасар №1697.
______________________
1.Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) родом из племени кальб был захвачен в плен в детстве во время набега и продан в рабство. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) подарила его пророку ﷺ,который через некоторое время освободил его перед Каабой и объявил своим сыном.
________________________
сказал шейх Абдуррахман ас-Са'ди (да смилуется над ним Аллах), в тафсире этого аята: Зовите приемных детей по именам их кровных отцов, поскольку это ближе к истине. Если же вы не знаете их отцов, то зовите их своими братьями по правой вере и близкими друзьями, но не нарекайте их своими сыновьями. Вы обязаны звать их по именам их отцов. Если же вы не знаете имен их отцов, то вы должны звать их своими братьями и близкими, ибо ваше незнание не дает вам права называть приемных детей своими детьми и не меняет сути вещей.
С вас не будет спроса за то, что вы прежде звали приемных детей по имени их приемных родителей. На вас также не будет греха, если вы по ошибке будете звать отцом ребенка того, кто в действительности — не его отец. Аллах не призовет вас к ответу за то, что вы ошибались. Однако Аллах спросит с вас, если вы будете преднамеренно грешить или говорить лживые и предосудительные речи. Помните же, что Аллах — Прощающий и Милосердный. Он снисходителен к вам и прощает ваши грехи. Он не наказывает вас за грехи, которые вы совершали до принятия ислама, и прощает вам грехи, которые вы совершаете по ошибке. Он проявляет к вам милость и сострадание и разъясняет вам законы Своей религии, которые помогают вам обрести счастье как в земном мире, так и в Последней жизни, и хвала Ему за все это. Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан 3/49-50.
Сообщается, со слов ибн 'Умара, (да будет доволен Аллах ими обоими), что (однажды) посланник Аллаха ﷺ,стоявший на минбаре, сказал: «Вы порицаете (то, что командовать было поручено) ему 1, и (это неудивительно,ибо) прежде вы порицали как командира и его отца, но, клянусь Аллахом, он был достоин (того, чтобы стать) командиром, и, клянусь Аллахом, он (относился к числу) людей, которых я любил больше всех. Поистине, этот 2 (тоже) достоин быть командиром, и, клянусь Аллахом, после (смерти его отца) он является одним из тех, кого люблю я больше всех, и я велю вам (повиноваться) ему, ибо он относится к числу праведных среди вас».
________________
1.То есть Усаме ибн Зайду (да будет доволен им Аллах), которого пророк ﷺ незадолго до смерти назначил командовать трёхтысячным отрядом, намереваясь послать его в поход на Муту.
2. То есть Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах).
См:Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ
-
- Сообщения: 931
- Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
- Откуда: https://isnad.link/
ЗЕЙД ИБН ХАРИС
﷽
сподвижник, приёмный сын и вольноотпущенник Пророка Мухаммада ﷺ
Абу Усама Зейд ибн Хариса ибн Шарахиль аль-Ка‘би — был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада ﷺ, был советником Пророка ﷺ, в личных делах и был его вольноотпущенником. Первым из рабов (вольноотпущенников) принял Ислам. Зейд является единственным из сподвижников, чье имя упомянуто в Коране напрямую (сура «Аль-Ахзаб», аят 37).
Попав в раннем детстве в плен Зейд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, а выйдя замуж за Пророка Мухаммада ﷺ, Хадиджа подарила Зейда Пророку ﷺ. Зейд был вторым человеком принявших ислам, а после него это сделала его жена Умм Айман.
Когда Посланник Аллаха ﷺ, предоставил выбор Зейду, вернуться к его семье или оставайся с ним. Он предпочел остаться с Пророком ﷺ.
А когда Пророк Мухаммад ﷺ, увидел это, то взял Зайда за руки и повел его к Каабе и, остановившись у Хиджра, перед толпой Къурайша воскликнул: «О Къурайшиты, свидетельствуйте, что это мой сын, который может унаследовать мое богатство, а я — его!». С тех пор Зейд ибн Харис стал называться Зейд ибн Мухаммад, и он продолжал так называться, пока Мухаммад ﷺ, не стал пророком и пока Аллах не отменил подобное сказав (смысл): «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах — Прощающий, Милосердный».
Передаётся, что Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «Мы не называли Зейда ибн Хариса не иначе, как Зейдом ибн (сын) Мухаммада, пока не было ниспослано в Коране: ﴾ ٱدْعُوهُمْ لأَِبَآئِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِندَ ٱللَّهِ ﴿ «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом». Этот хадис передал аль-Бухари 4782; Муслим 2425.
Когда Аллах отменил подобное усыновление, Он дозволил жениться на бывших жёнах приёмных детей. Посланник Аллаха ﷺ, женился на Зайнаб бинт Джахш — бывшей жене своего приёмного сына Зейда ибн Хариса, да будет доволен им Аллах. Всевышний Аллах сказал: «…чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание» (Сура 33, аят 37)
Посланник Аллаха ﷺ, хотел женить на Зайнаб бинт Джахш своего вольноотпущенника Зейда ибн Хариса, упразднив этим обычаи периода невежества (джахилии), согласно которым свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.
Слова Всевышнего (смысл): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура «аль-Ахзаб» 36)
Ибн Касир: Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, ходил к Зейду ибн Харису чтобы посватать для него Зайнаб бинт Джахш, но она сказала: «Я не выйду за него». Посланник Аллаха ﷺ, настоял:» بَلْ فَاْنْكِحِيهِ « «Нет, ты должна выйти за него!» Она возмутилась: «Мне повелевают как распорядиться собой?!» и пока они разговаривали, был ниспослан аят: ﴾ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ ﴿ «Не бывает (выбора) ни для верующего, ни для верующей…». О том, что этот аят был ниспослан относительно Зейнаб бинт Джахш, сказали также Муджахид, Катада и Мукатил.
Этим самым был упразднен обычай времен джахилии, что свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.
Слова Всевышнего (смысл): «Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!». (Сура «аль-Ахзаб» 37)
Ибн Касир: «Посланник Аллаха ﷺ, выдал за него (Зайда ибн Хариса) дочь своей тети по линии отца — Зейнаб бинт Джахш из племени Асад, да будет доволен ею Аллах. В качестве приданного он дал ей десять динаров, шестьдесят дерхамов, осла, покрывала и кольчугу. Она прожила с ним около года или чуть более того. Потом у них случилась размолвка. Зейд пришел жаловаться на нее Посланнику Аллаха ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ, сказал ему: ﴾أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَٱتَّقِ ٱللَّهَ﴿ «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха» ﴾وَتُخْفِي فِي نِفْسِكَ مَا ٱللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى ٱلنَّاسَ وَٱللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ﴿ «Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его».
Ибн Джарир передал, что ‘Аиша сказала: «Если бы Мухаммад ﷺ, скрывал что-либо из того, что ниспосылал ему Аллах, то скрыл бы аят: «И скрываешь ты в своей душе то, что знает Аллах, и боишься людей, а ведь только Аллах достоин, чтобы боятся Его«.
Слова Аллаха: ﴾ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَراً زَوَّجْنَاكَهَا ﴿ «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание» — слово: ( وَطَر ) означает — желание, нужду. Т.е. когда браку Зейда и Зейнаб пришел конец и они растались, Аллах женил на ней Посланника Аллаха ﷺ. Её попечителем в этом браке был Аллах, т.е. Посланнику Аллаха ﷺ было внушено войти к ней без опекуна, без брачного договора, без приданного и без свидетелей.
Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах.
В 8 г.х. Пророк ﷺ, назначил Зайда ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте. Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман.
Аль-Мубаракфури, да помилует его Аллах, в своей книге писал:
(Конец цитаты от аль-Мубаракфури).«Ранее мы уже упоминали о том, что Посланник Аллаха ﷺ, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн ‘Амр аль-Гъассани убил аль-Хариса ибн ‘Умайра, да будет доволен им Аллах, которому было поручено доставить послание Пророка ﷺ, правителю Бусры. Это было равносильно объявлению войны, а Посланник Аллаха ﷺ, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харрисе, и, сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа’фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа’фар, пусть командует ‘Абдуллах ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк ﷺ, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн ‘Умайр, да будет доволен им Аллах, призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же ﷺ, проводил воинов до Санийат аль-Вад’а, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма’ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий во главе стотысячного войска находится в Ма’ане, а, кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к Посланнику Аллаха ﷺ, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Мут’ы и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса, да будет доволен им Аллах, взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа’фар ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркъам, да будет доволен им Аллах, обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида, да будет доволен им Аллах. Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид, да будет доволен им Аллах, ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
Сообщается, что Пророк ﷺ, сказал:
«Зайд (ибн Хариса) взял знамя и был сражён, потом взял его Джа’фар (ибн Абу Талиб) и был сражён, а потом взял его ‘Абдуллах ибн Раваха и (тоже) был сражён, а затем взял его Халид ибн аль-Валид, не являвшийся командиром, и Аллах даровал ему победу. И меня не обрадовало бы, если бы (вместо этого) они были бы с нами». Или он сказал: «Их не обрадовало бы, если бы (вместо этого) они были бы с нами». Этот хадис передали Ахмад (3/113), аль-Бухари (2798) и ан-Насаи со слов Анаса.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (223)
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид, да будет доволен им Аллах, перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Халид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Мут’е и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось, в конце концов, склонить чашу весов на свою сторону.».
Пророк ﷺ, сказал Зайду ибн Хариса: «Ты − наш брат и наш вольноотпущенник». Этот хадис передали аль-Бухари 2699, Муслим 1783, со слов аль-Бары ибн ‘Азиба.
да будет доволен им Аллах
Зайд ибн Хариса рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ангел Джибриль (мир ему) обучил меня омовению, он велел мне взять воду и побрызгать ею на половой орган». Ахмад 5/203, ад-Даракъутни 41.
В иснаде этого хадиса передатчик по имени Ибн Ляхи’а, относительно которого были большие разногласия. Одни ученые считали все хадисы, которые он передает — достоверными. Другие считали все его хадисы слабыми. А третьи разделяли, и считали, что хадисы, которые он передает до того, как сгорели его книги — достоверные, а которые он передает после этого — слабые, поскольку после того, как его книги сгорели, он стал путаться и допускать ошибки в хадисах.
Однако упомянутый хадис усиливается множеством других версий, а также другими хадисами, в которых говорится о брызгании на половой орган водой после омовения. О том, что Пророк ﷺ, брызгал водой на половой орган после совершения омовения передают многие сподвижники, среди которых: Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, Джабир, аль-Хакам ибн Суфьян и др.