Барака-Ллаху фик ахы за это примечание!
Хотел бы немного дополнить по этому поводу )
Что касается упомянутого хадиса, то он же передаётся и в форме маукъуф от Ибн ‘Умара, и имеет несколько версий.
А данный хадис, то да, шейх аль-Альбани ослабил его из-за слабости Ибн Ляхи’а и неизвестности Рузайкъа ас-Сакъафи.
Что касается передатчика по имени Ибн Ляхи’а, то относительно него были большие разногласия во все времена. Кто-то из мухаддисов считал его надёжным в абсолютном смысле; кто-то наоборот – абсолютно слабым; а кто-то делал разграничения, подходя к каждой его передаче по-разному в зависимости от того, кто именно передавал от него самого хадис. Дело в том, что многие исследователи считали, что Ибн Ляхи’а стал ошибаться именно после того, как сгорели его книги, а он стал рассказывать по памяти, путаясь и ошибаясь. Так, например, имам ад-Даракъутни говорил: “Следует брать в расчёт именно ту передачу, которую от Ибн Ляхи’а передают ‘Абдуллахи: Ибн аль-Мубарак, аль-Мукъри и Ибн Уахб”. См. “ад-Ду’афа” (322).
Имам Абу Зур’а сказал: “Нет разницы между теми, кто слышал хадисы от Ибн Ляхи’а как раньше, так и позже, кроме Ибн аль-Мубарака и Ибн Уахба, так как они исследовали основы его передач”. См. “аль-Мизан” (4/173).
Хафиз ‘Абдуль-Гъанни аль-Азди сказал: “Если хадис от Ибн Ляхи’а передают ‘Абдуллахи, как Ибн аль-Мубарак, Ибн Уахб и аль-Мукъри, то он достоверный”. См. “ат-Тахзиб” (5/377).
Имам Ибн Хиббан сказал: “Наши сторонники (мухаддисы) говорили, что передача тех, кто слышал от него хадисы до того, как сгорели его книги, является достоверной, как передачи ‘Абдуллаха ибн Уахба, ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака, ‘Абдуллаха ибн Язида аль-Мукъри и ‘Абдуллаха ибн Маслямы аль-Къа’наби. А что касается передачи тех, кто слышал от него после того, как его книги сгорели, то они ничего не стоят”. См. “аль-Маджрухин” (2/18), “аль-Мизан” (4/173).
Слова этих имамов указали на одну важную тонкость, а это то, что если хадис передаёт от Ибн Ляхи’и один из четырёх имамов ‘Абдуллахов, то он берётся в расчёт.
Имам Ахмад рассказывал, что ученик Ибн Уахба – Халид ибн Хадаш сказал: “Как-то Ибн Уахб обратил внимание на то, что я не записываю хадисы Ибн Ляхи’а и сказал мне: «Воистину, моя передача от Ибн Ляхи’а не подобна передаче других, так записывай же её»”. См. “аль-‘Иляль” (1784, 5190), “ад-Дуа’фа” (2/295).
И шейх аль-Альбани именно на этом мнении в отношении Ибн Ляхи’а, ибо он принимает только ту передачу, которую передавал от него один из четырёх ‘Абдуллахов.
Что касается шейха Ахмада Шакира, то он взял слова имамов, которые считали Ибн Ляхи’у надёжным в абсолютной форме, и среди этих имамов: Суфьян ас-Саури, ‘Абдур-Рахман ибн Махди, Абу ат-Тахир, Ибн ‘Ади и др. Поэтому шейх Ахмад Шакир говорил про Ибн Ляхи’а: “Он является надёжным, а хадисы его – достоверными. Многие плохо отзывались о нём без аргумента касательно плохой его памяти. Воистину, мы много исследовали его хадисы и размышляли о словах учёных по поводу него, и стало нам ясно, что его хадисы являются достоверными”. См. “Тахкыкъ Джами’ ат-Тирмизи” (1/15).
А что касается неизвестного Рузайкъа ас-Сакъафи, то в версии у аль-Фирьяби нет его:
Биляль – сын Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) рассказывал, что спросил отца по поводу поста в пути и Ибн ‘Умар сказал: “Если бы ты сделал кому-то подарок, а он отверг бы его, разве тебе понравилось бы это?!” Биляль ответил: «Конечно, нет». Тогда Ибн ‘Умар сказал: “Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения так же, как любит, когда принимают вменённые им обязанности”. аль-Фирьяби в “Китаб ас-сыям” (103). Исследователь этой книги назвал иснад хорошим. См. “Тахкыкъ ас-Сыям” (стр. 88).
В этом асаре нет Рузайкъа ас-Сакъафи, и все его передатчики надёжные, если не считать того факта, что и этот асар Къутайба ибн Са’ид передаёт со слов Ибн Ляхи’а.
Кстати, есть одна важная тонкость, о которой говорили некоторые исследователи, которые так же не принимали полностью передачи от Ибн Ляхи’а, а перенимали их только от ‘Абдуллахов. Они помимо четырёх ‘Абдуллахов делали исключением и некоторых других саляфов, передававших так же от Ибн Ляхи’а, и в их числа как раз Къутайба ибн Са’ид.
Къутайба ибн Са’ид сказал: “Как-то Ахмад ибн Ханбаль сказал мне: «Твои хадисы от Ибн Ляхи’а являются достоверными (почему?)» Я сказал: «Потому что мы записывали его хадисы с книги ‘Абдуллаха ибн Уахба, а затем уже слышали эти хадисы от самого Ибн Ляхи’а»”. См. “Тахзиб аль-камаль” (2/728).
Т.е. причина того, почему хадисы Къутайбы от Ибн Ляхи’а для Ахмада были достоверными заключалась в том, что Къутайба записал их от Ибн Уахба – одного из самых надёжных передатчиков от Ибн Ляхи’а, а потом сверял услышанное от Ибн Ляхи’а с тем, что записал от Ибн Уахба.
И потом, следует отметить, что асар с подобным смыслом передаётся от самого Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), в иснаде которого нет уже ни Ибн Ляхи’а, ни Рузайкъа ас-Сакъафи:
Юсуф ибн аль-Хакам сказал: “Однажды я спросил Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) про пост в пути, и он сказал: «Скажи, если бы ты сделал садакъа человеку, а он отверг бы его, разве тебя не разгневало бы это? Воистину, оно (облечение), является садакъой от Аллаха, которое Он сделал вам»”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” (1/138). Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность. См. “Тахкыкъ Джами’ аль-баян” (3/460).
Все передатчики этого асара являются надёжными.
Ну и наконец, даже если бы по теме важности принятия облегчений Аллаха не было ничего, кроме следующего пророческого хадиса, то этого было бы достаточно:
Со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». Ахмад (2/108), Ибн Хиббан (2742), аль-Къуда’и (1078). Хафизы аль-Мунзири, ан-Науауи, аль-Хайсами и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Хуляса” (2/729), “Маджма’у-ззауаид” (3/165), “Сахих ат-Таргъиб” (1059).