Можно ли просить других сделать ду'а?

Ответить
Знание прежде слов и дел.
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 14:38

Можно ли просить других сделать ду'а?

Сообщение Знание прежде слов и дел. »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа барякатух!
Есть ли проблема в том, чтобы просить сделать дуа за другого человека? (Не за себя, так как из полноты Таухида лучше самому делать дуа за самого себя, и не связывать свое сердце ни с кем помимо Аллаха)
А, вот например сказать: "Одна сестра болеет, сделайте за нее дуа". Или: "Делайте дуа за мусульман, которые находятся в бедственном положении", и т.п.
Просто некоторые говорят, что наши саляфы так не делали.
И брат Ринат цитировал слова некоторых шейхов, которые считали это нежелательным.
Барак Аллаху фикум!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Есть ли проблема в том, чтобы просить сделать дуа за другого человека? (Не за себя, так как из полноты Таухида лучше самому делать дуа за самого себя, и не связывать свое сердце ни с кем помимо Аллаха)
В основе своей нет абсолютно ничего запретного в том, чтобы попросить присутсвующего, живого мусульманина о том, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой даже за тебя, не то чтобы за третье лицо или для блага общины мусульман, помощи им и т.п.
На законность этого поступка указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (иджма'), и это является узаконенным третьим видом тауассуля (приближения к Аллаху).
Так, например, в Коране сказано, что братья пророка Юсуфа (мир ему) просили их отца – пророка Якъуба (мир ему): «Они сказали: “Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками”» (Юсуф 12: 97).

‘Ата бин Аби Рабах рассказывал: “Однажды Ибн ‘Аббас сказал мне: “Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?” Я сказал: “Конечно”. Он сказал: “Эта черная женщина однажды пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы безумства, и из-за этого я обнажаюсь (когда лишаюсь рассудка), обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: “Я буду терпеть”, - а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, - и он обратился к Аллаху с такой мольбой за нее”. аль-Бухари 5652, Муслим 2576.

Анас ибн Малик рассказывал: “Как-то раз в пятницу один человек вошел в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу. Он встал перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и, не присев, обратился к нему с такими словами: “О посланник Аллаха, наш скот погиб, и мы не можем двинуться в путь, так обратись же к Аллаху, чтобы Он послал нам дождь!” И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздел руки к небу и стал взывать: «О Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас!» Клянусь Аллахом, в это время на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль’ не было никаких строений или домов. И вдруг из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась во все стороны, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней. А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошел человек, встал перед ним и сказал: “О посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил дождь)”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздел руки к небу и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в долины и на те места, где растут деревья!» И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце". аль-Бухари 1013.

Также поступали сподвижники и после пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Анас рассказывал: “Когда поражала засуха, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, говоря: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!» И дождь действительно ниспосылался им”. аль-Бухари 1010.

Салим ибн ‘Амир рассказывал: “Однажды, когда наступила сильная засуха, Му’ауия ибн Аби Суфьян собрался вместе с жителями Дамаска для того, чтобы помолиться о ниспослании дождя. Взойдя на минбар, Му’ауия сказал: “Где Язид ибн аль-Асуад аль-Джураши?” Люди позвали его, и он прошел вперед, перешагивая через людей. Му’ауия велел ему подняться на минбар, и он встал у его ног. Затем Му’ауия сказал: “О Аллах, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой лучшего и достойного среди нас! О Аллах, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой Язида ибн аль-Асуада аль-Джураши! О Язид, воздень руки к Аллаху”. Язид поднял руки, и люди подняли руки вслед за ним. Прошло совсем немного времени, как с запада появились тучи, подобные щиту. Подул ветер, и полил такой сильный дождь, что люди с трудом успели добраться до своих жилищ”. Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 18/151, аль-Лялькаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 2/183. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.

Сафуан ибн 'Абдуллах рассказывал, что когда он приехал в Шам, он пошел к Абу ад-Дарде, но не нашел его, а нашел дома Умм ад-Дарду, которая сказала ему: “Ты собираешься совершить Хадж в этом году?” Я сказал: “Да”. Тогда она сказала: “Обратись к Аллаху за нас с мольбой, ибо поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба мусульманина за своего брата, возносимая в его отсутствие, принимается. У его головы находится ангел, и каждый раз, когда он желает ему благое, приставленный к нему ангел говорит: “Амин! И тебе того же!”» Муслим 2733.

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Уейс ибн ‘Амир, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше его кожу покрывала белизна (от проказы), но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать одного места величиной с динар. И пусть те из вас, кто встретится с ним, просят его, чтобы он молил Аллаха о прощении для вас». Муслим 2542.
В другой версии хадиса сказано, что когда один из знатных жителей Куфы, совершивший Хадж, встретился с ‘Умаром, Умар рассказал ему хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха) про Уейса, и тогда тот, вернувшись в Куфу, пришел к Уейсу и сказал: “Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня”. На что Уейс сказал ему в ответ: “Ты совершил Хадж после меня, а поэтому ты попроси, чтобы Аллах простил меня!” Муслим 2542/225.
Кстати, следует отметить, что шейх Ибн ‘Усаймин считал, что это касалось только Уейса, опираясь на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не говорил подобного ни о ком из числа своих сподвижников, кто без сомнения был лучше и достойней, чем Уейс.
Однако другие учёные не конкретизировали этот хадис лишь Уейсом. Так, хафиз ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на желательность просить у праведников обратиться к Аллаху с мольбой и прощением для себя, даже если обратившийся к ним лучше них”. См. “Шарх Сахих Муслим” 16/94.
Также и шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: “В этом хадисе указание на желательность просить праведных людей обратиться с мольбой за тебя”. См. “Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 4/163.

Что же касается единогласного мнения по этому вопросу, то имам ан-Науауи упомянув о том, что желательно просить праведников, чтобы они обратились за тебя с мольбой, сказал: “Знай, что хадисов на эту тему огромное количество, и это то, в чем все единогласны”. См. “аль-Азкар” 643.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Узаконено для мусульманина попросить обратиться за него с мольбой того, кто лучше него и даже кто хуже”. См. “Маджму’уль-фатауа” 27/69.
Шейх Ибн Баз сказал: “Попросить брата в Исламе или сестру в Исламе о том, чтобы они обратились за тебя с мольбой, нет проблем в этом”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 2/143.
Шейх аль-Альбани сказал: “Бывает так, что мусульманин оказывается в тяжелом положении или с ним случается большая беда, и он понимает, что совершил упущения в отношении к Аллаху Всевышнему. Тогда он желает воспользоваться сильной причиной, приближающей к Аллаху, и отправляется к человеку, кого он считает праведным и богобоязненным, или обладающим достоинствами и знанием Корана и Сунны. Он просит его обратиться за него с мольбой Господу, чтобы Он избавил его от печали и беспокойства. И это – последний вид (третий) узаконенного тауассуля, на который указал пречистый Шариат”. См. “ат-Тауассуль” 38.

Однако, несмотря на дозволенность этого, некоторые ученые считали это просто дозволенным, но не похвальным и желательным деянием, а некоторые даже порицали подобное, если просьба обратиться с мольбой касалось только тебя самого, а не других или общину в целом. При этом они опирались на то, что общие тексты Шариата порицают обращаться к людям с любыми просьбами, а также закрывали двери, которые могли привести к чрезмерности, возвеличиванию, опасности возвыситься просимого, связывания сердца с другими и т.п.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Кто сказал кому-либо из людей: «Обратись с мольбой за меня», желая тем самым, чтобы получил от этого пользу и тот, кого он попросил о мольбе и он сам по причине его мольбы, этим поступком такой человек следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и подобное не является отвергаемой просьбой. Однако, если просящий о мольбе желает тем самым лишь пользу для себя и не желает пользы и блага для него, то такой человек не подражает в этом посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Напротив, подобное имеет отношение к нежелательным просьбам, оставление которых лучше, обращаясь к Аллаху напрямую, а не к Его творениям”. См. “Маджму’уль-фатауа” 1/191.
Ученые Постоянного Комитета говорили: “Дозволено попросить кого-то обратиться за тебя с мольбой или прочитать тебе заклинание. Но оставление этого и не нуждаться в людях лучше, совершая подобное самостоятельно”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 24/261.
Шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Люди очень часто стали обращаться с просьбой сделать ду’а друг за друга, в частности при расставании, говоря: «Делай за нас ду’а» или: «Нуждаемся в твоей мольбе», даже если тот, кому они это говорят, является конченым нечестивцем! А от некоторых саляфов пришло порицание этому. Сказал Ибн Раджаб: «Многие саляфы порицали, когда от них требовали мольбу, говоря тому, кто их просил: «Кто я такой?!»” См. “Му’джам аль-манахи аль-ляфзыя” 87.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Совершение тауассуля посредством мольбы праведных людей ограничено тем, чтобы это не повлекло искушения, чтобы это не стало искушением ни для просящего, ни для взывающего. И если в этом будет опасение, тогда это следует оставить”. См. «Шарх аль-мумти’» 5/213.
Что касается асара от Ибрахима ан-Наха’и, сказавшего: “Они (саляфы) сидели вместе и рассказывали о знании и благом, а затем расходились и не обращались с мольбами о прощении друг для друга, как и не говорили: «О такой-то, обратись с мольбой за меня»”. Ибн Аби Хайсама в “аль-‘Ильм” 159.
То следует отметить, что шейх аль-Альбани конкретизировал этот асар именно завершением кружков знания, посчитав просьбы о прощении друг для друга после уроков нововведением.

На основании упомянутого нам становится ясно, что ученые разошлись в вопросе "обращения к мусульманину с просьбой о мольбе". Кто-то из них считал это желательным, кто-то просто дозволенным, кто-то вообще порицаемым, а кто-то делал разграничения, говоря о дозволенности и желательности в конкретной ситуации и порицании в иной.
Если кто-то просит мусульман в общем или того, кого он считает праведным и знающим обратиться с мольбой за кого-то конкретного, говоря к примеру: "О мусульмане, сделайте ду'а за такого-то брата/сестру, так как он/она на операции сейчас", нет ин ша-Аллах в этом ничего порицаемого. Ведь те ученые, которые и порицали подобное, они связывали именно просьбу о мольбе лишь с личностной пользой, за самого себя.
А что касается того, кто не обладает знаниями, кто слаб и может обольститься, или неправильно понимает вопрос «просьбы мусульман о мольбе», или избрал для себя это частым делом, или избрал для этого определенного человека, к которому он обращается со своими нуждами и бедами, то такому человеку следует делать наставление. Ему следует пояснить, что в основе человек должен сам взывать к Аллаху и не избирать себе посредников, что в этом проявляется истинное упование и крепкая связь раба Аллаха с его Господом.
Гъалиб аль-Къаттан рассказывал: “Однажды Бакр аль-Музани навестил больного и тот сказал Бакру: «Обратись к Всевышнему Аллаху с мольбой за меня». На что Бакр ответил: «Обратись лучше сам за себя, ведь Аллах «отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему» (ан-Намль 27: 62)”. ат-Табарани в “ад-Ду’а” 1137.
Сказал Яхья ибн Му’аз: “Плох тот друг, который нуждается в том, чтобы ты говорил ему: «Вспомни обо мне в своих мольбах», с которым тебе приходится проявлять лесть или оправдываться перед ним”. См. “Мухтасар макъасыд аль-хасана” 112.

Ну а что касается мусульман, которые в случае каких-то сложных ситуациях просят друг друга обратиться с мольбой, при этом сами не забывая о мольбе, не впадают в излишество и крайность, то нет ин ша-Аллах в этом ничего порицаемого. Наоборот, подобное узаконено Шариатом, и если бы в этом было что-то порицаемое, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы на это, как и указали бы его сподвижники после него. И есть множество асаров, как они просили друг у друга обратиться с мольбой.
А что касается асаров, в которых передается от них порицание подобному, то причина этого была в случаях, когда люди начинали излишествовать и избирать их целью и т.п. Поэтому имам аш-Шатыби сказал: “Пришло от саляфов порицание просьбы о мольбе к человеку за другого, но не потому что такова основа, а по причине того, что к этому примешивалось то, что выходило из основы”.
Затем он привел асар от ‘Умара, в котором говорится, что он пришел к группе мусульман и стал просить каждого из них обратиться за него с мольбой. После аш-Шатыби привел и другой асар, в котором говорилось, что когда один человек написал ‘Умару просить для него прощения у Аллаха, он ответил ему, что он не пророк. И сказал ему просить самому о прощении Аллаха во время молитвы. Затем аш-Шатыби сказал: “В данном случае отказ Умара не по причине основы мольбы, однако по иной причине, а иначе его слова будут противоречить друг другу. Суть в том, словно Умар понял от просящего что-то свыше просто мольбы, поэтому и сказал ему: “Я не пророк”.
После этого в качестве подтверждения он привел асар от Са’да ибн Аби Уаккъаса. Имам ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” передал, что когда Са’д прибыл в Шам, к нему пришел человек и сказал: “Попроси Аллаха о прощении для меня”. Он сказал: “Да простит тебя Аллах”. Когда же к нему пришел другой и сказал: “Попроси Аллаха о прощении для меня”. Он ответил: “Да не простит тебе Аллах! Я что пророк?!”
После чего аш-Шатыби сказал: “Это поясняет то, что он понял от просящего то, что свыше просто мольбы, а это то, что его могут посчитать подобным пророку, или же что подобное станет средством к такому убеждению, или будут считать, что подобное является обязательной Сунной, которая имеет место среди людей”.
После чего он привел также сообщение от Хузайфы, который также отказался обратиться с мольбой о прощении за одного человека и пояснил это тем, что тот вернется к своим женщинам и скажет им, что Хузайфа обратился за него с мольбой, после чего и те придут с такой же просьбой. См. “аль-И’тисам” 1/372-375.
Таким образом, мы видим, что саляфы порицали подобное только когда видели в этом опасность, однако когда они не видели в этом опасности, то они не порицали подобное! И уже приводился пример тому, как саляфы просили друг у друга ду’а. Ранее упоминался хадис, как Умм ад-Дарда попросила своего зятя обратиться за них с мольбой. Также и в хадисе про Уейса ибн ‘Амира, которого пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал лучшим из таби’инов. Ведь когда к нему пришел человек, совершивший Хадж и попросил обратиться за него с мольбой, Уейс сказал ему: “Ты совершил Хадж после меня, а поэтому ты попроси, чтобы Аллах простил меня!” Муслим 2542/225.
Къады ‘Ийяд сказал об этих словах: “В этом надежда на принятия (мольбы) того, кто вернулся с джихада, хаджа или пути, связанного с покорностью”. См. “аль-Икмаль” 7/584.

Гъудайф ибн аль-Харис рассказывал: “Однажды я проходил мимо ‘Умара, и он сказал: «Какой прекрасный парень!» Тогда за мной последовал человек, который был с ним и сказал мне: «О сын моего брата, обратись к Аллаху с мольбой о благом за меня». Я спросил: «Кто ты? Да помилует тебя Аллах!» Он сказал: «Я – Абу Зарр, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Тогда я сказал: «Да простит тебя Аллах, ты более достоин того, чтобы просить Аллаха за меня, нежели я за тебя!» На что он сказал: «О сын моего брата, я слышал, как ‘Умар сказал о тебе, когда ты проходил: «Какой прекрасный парень!», а я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах положил истину на язык ‘Умара, которую он произносит». Ахмад 5/165, 5/177. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность.
Хармаля рассказывал: “Сказал мне как-то аш-Шафи’и: «Ступай к Идрису ибн Яхье аль-‘Абиду и скажи ему, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за меня»”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 84. Иснад достоверный.
Шейх ‘Абдуллах аль-‘Анкъари в «Шарх кашф аш-шубухат» сказал: “Просить о мольбе праведного человека, живого, сторонника Сунны, не является порицаемым. Мы упоминали о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал совет Умару, да будет доволен им Аллах, попросить ду'а от Уейса аль-Къари. Также достоверно передается от аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, что он отправил человека к Идрису ибн Яхье, который был из числа усердно-поклоняющихся, передать ему слова: «Обратись к Аллаху с мольбой за меня». У него тогда было гнойное кровотечение”.
Хафиз аль-Хаками сказал: “Является дозволенным в любое время и в любом месте, чтобы ты попросил праведного раба Аллаха, который находится рядом с тобой, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за тебя, а ты в это время говорил «Амин» на его мольбу. Или попросить путника о мольбе за тебя в твоё отсутствие, и тому подобное, как это достоверно установлено от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и на чём были праведные саляфы, да смилуется над ними Аллах”. См. “Ма’аридж аль-къабуль” 286.

А Аллаху обо всем ведомо лучше!

И в заключение, хвала Аллаху - Господу миров!
Аватара пользователя
Абу Мухаммад Хасавюртовский
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 01:14
Откуда: Хасавюрт

Re:

Сообщение Абу Мухаммад Хасавюртовский »

Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху. Что касается попросить другого сделать за тебя ду'а, ошибкой некоторых братьев является то, что они сами за себя ду'а не делают. То есть, у Ахмеда завтра экзамен и он просит Мухаммада сделать за него ду'а, но сам не делает, как бы успокаивая себя, тем что кто то, другой сделает. А Аллах знает лучше!
Ответить