1197 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Используйте в качестве сурьмы исмид, ибо поистине, он улучшает зрение и способствует росту ресниц».
Этот хадис передал ат-Тирмизи 1757 со слов Ибн ‘Аббаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1197, «Мишкат аль-масабих» 4472.
____________________________________________________
«Исмид» — известный ископаемый камень, но говорят также, что это черная асбаханская -сурьма. См. «Файдуль-Къадир» 2/78.
1198 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почаще обращайся к Аллаху с мольбой о благополучии».
Этот хадис передал аль-Хаким 1/529 со слов Ибн ‘Аббаса. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари», и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1198, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1523.
____________________________________________________
С этими словами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своему дяде аль-‘Аббасу ибн ‘Абдуль-Мутталибу, да будет доволен им Аллах.
1199 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Большинство людей, которые насыщались в этом мире будут больше всех голодать в мире ином».
Этот хадис передал Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 1/198-199 со слов Салмана. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1199, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 343.
1200 - Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я много раз говорил вам пользоваться зубочисткой”1».
Этот хадис передали Ахмад 3/143, аль-Бухари 888, ан-Насаи 1/11. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1200, «Мишкат аль-масабих» 387.
____________________________________________________
1. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, подчёркивает важность того, на что он обращает внимание людей.
1201 - Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Язык, является причиной большинства грехов сына Адама”».
Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 10446, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 4933, Абу аш-Шейх в «Ахадис» 2/10, Ибн ‘Асакир 15/389. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1201, ас-Сильсиля ас-сахиха» 534, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 2872.
____________________________________________________
Ибн ‘Аббас говорил: «Поистине, причиной смуты является язык, а не руки!». ад-Дани в «ас-Сунан аль-уарида филь-фитан» 171.
Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: «Часто можно встретить человека, который выстаивает ночные молитвы, поститься днем и остерегается даже незначительных вещей. Однако он ведет разговоры за спинами людей, сплетничает и попирает честь творений Аллаха!». См. «‘Уддату-с-сабирин» 56.
Суфьян ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Однажды я сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, скажи мне нечто такое, чего я стал бы придерживаться”, - на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Скажи: Господь мой – Аллах, и придерживайся прямоты”. Я спросил: “О посланник Аллаха, а чего ты опасаешься для меня больше всего?”, - и тогда он взялся за свой язык и сказал: “Этого”». ат-Тирмизи 2410. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Албани назвали хадис достоверным.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Поистине, раб Аллаха может произнести слова угодные Аллаху Всевышнему, которым сам он не придаст никакого значения, но за которые Аллах возвысит его степенями. И поистине, раб Аллаха может произнести такие слова, которые вызовут гнев Аллаха Всевышнего, но которым он сам не придаст никакого значения и по причине которых он будет ввергнут в Ад». аль-Бухари 6478.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, человек может произнести такие слова, которые погубят его мирскую жизнь и жизнь будущую». Ахмад 2/328, аль-Багъауи 14/385. Имам Ибн Абиль-‘Изз назвал сообщение хорошим.
Передается от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий не порочит, не проклинает, не совершает ничего порочного и не сквернословит». ат-Тирмизи 1977, аль-Хаким 1/12, Абу Ну’айм 3/235. Имам Ибн Хиббан, имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ибрахим ан-Наха’и, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если один скажет другому: “О осел, о свинья”, то в Судный день ему будет сказано: “Ты видел его сотворенным свиньей?!”». Ибн Абу ад-Дунья в «ас-Самт» 353, 354.
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Порицаемым является то, что часто используют в народе, например, оскорбления типа “эй, козел”, “эй, осел”, “эй, собака” и т.п. Такие выражения отвратительны с двух сторон: во-первых – это ложь; во-вторых – это оскорбление». См. «аль-Азкар» 314.
1202 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Больше всего (человека подвергают) мучениям вмогиле из-за (того, что он не остерегался попадания) мочи (на его одежду)”».
Этот хадис передали Ибн Абу Шейба 1315, Ахмад 2/326, Ибн Маджах 348, аль-Хаким 1/183, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1202, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 161, «Ируауль-гъалиль» 280.
____________________________________________________
Имеется ввиду, что человек будет подвергаться наказанию вмогиле из-за того, что при жизни он не остерегался от попадания собственной мочи на одежду, что является одним из тяжких грехов. Об этом говорится в достоверных хадисах.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо одной из стен1Медины (или: "Мекки"), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Их подвергают мучениям, но не за большой грех”2, (помолчал некоторое время), а потом воскликнул: “Да, (конечно, мучают их за тяжкие грехи)! Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни”3. Потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их на могилы (этих людей). Его спросили: “О посланник Аллаха, зачем ты сделал это?” - на что он ответил: “Возможно, это будет облегчать их мучения, пока ветки не засохнут”». Этот хадис передали аль-Бухари 216, Муслим 292, и др. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5088, «Ируауль-гъалиль» 178, «Мишкат аль-масабих» 338.
Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, привел этот хадис в главе: «Не препятствовать попаданию собственной мочи (на свою одежду и тело) - значит совершать тяжкий грех».
____________________________________________________
1. Имеются ввиду ограды садов или кладбищ. 2. Подразумевается, что сами покойные не считали тяжкими эти грехи. 3. Здесь имеется ввиду передача слов одних людей другим для того, чтобы поссорить их друг с другом. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №159, пер. А. Нирша.
1203 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Большинство мунафиков (лицемеров) моей уммы – чтецы Корана».
Этот хадис передали Ахмад 2/175, ат-Табарани, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6959 со слов Ибн ‘Амра; Ахмад 4/151, 155, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 17/305 со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира; ат-Табарани и Ибн ‘Ади 1/324 со слов ‘Исмата ибн Малика. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1203, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 750.
1204 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Почаще совершай земные поклоны, ибо поистине, нет такого мусульманина, который совершит земной поклон ради Всевышнего Аллаха, чтобы Аллах не возвысил его степень в раю и не снял бы с него бремя одного прегрешения».
Этот хадис передали Ахмад 3/428 и Ибн Са’д 7/508 со слов Абу Фатима. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1204, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1519.
1205 - Сообщается, что Абу Аййюб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Как можно чаще произноси слова “Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха ["Ля хауля уа ля къуууата илля би-Ллях"]”, ибо они относятся к числу сокровищ рая».
Этот хадис передали Абу Я’ля, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 3899 и Ибн Хиббан. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1205, «Мишкат аль-масабих» 2319.
1206 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Большинство людей моей общины после предопределения и установления Аллаха, будут умирать по причине сглаза!».
Этот хадис передали ат-Таялиси 1760, аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» 3144, ат-Тахауи в «Мушкиль аль-асар» 4/77, аль-Хакийм ат-Тирмизи, аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 3052 и ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» со слов Джабира. Хафиз Ибн Хаджар и имам аш-Шаукани назвали иснад хадиса хорошим. См. «Фатхуль-Бари» 10/214, «Нейль аль-аутар» 9/108. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1206, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 747.
1207 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Почаще призывайте на меня благословение, ибо поистине, Аллах приставил ко мне ангела, который находится возле моей могилы. И когда какой-либо человек из числа членов моей общины призывает на меня благословение, этот ангел говорит мне: “О Мухаммад, такой-то сын такого-то сейчас призывает на тебя благословение!”».
Этот хадис передал ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус» 1/1/31 со слов Абу Бакра. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1207, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1530.
1208 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Почаще призывайте на меня благословение в пятницу, ибо поистине, нет никого, кто будет призывать на меня благословение в пятницу, чтобы его благословение не было представлено мне».
Этот хадис передали аль-Хаким 2/421 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 3030 со слов Абу Мас’уда аль-Ансари. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1208, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1527.
1209 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Почаще призывайте на меня благословение1в пятницу или в ночь пятницы, ибо, тот, кто попросит благословить меня один раз, того Аллах благословит за это десять раз”».
Этот хадис передал аль-Байхакъи 3/249. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1209, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1407.
____________________________________________________
1. То есть, произнося слова: «О Аллах, благослови Мухаммада, семью Мухаммада» и тому подобные слова.
1210 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почаще вспоминайте о прерывающей наслаждения!», - имея ввиду смерть.
Этот хадис передали Ахмад 2/292, ат-Тирмизи 2307, ан-Насаи 4/4 и в «Сунан аль-Кубра» 1950, Ибн Маджах 4258, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 10558, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» со слов Ибн ‘Умара; Ибн Хиббан 2992, аль-Хаким 4/321 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 10559 со слов Абу Хурайры; ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 691, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 9/252 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 4833 со слов Анаса. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший неизвестный хадис». Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1210, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 3333, «Мишкат аль-масабих» 1607, «Ируауль-гъалиль» 682.
____________________________________________________
Уахб ибн аль-Уард рассказывал: «Однажды Ибн Муты’ взглянул на свой дом, красота которого приводила его ввосхищение, а потом заплакал и сказал: “Клянусь Аллахом, если бы не смерть, я бы радовался тебе, и если бы мы не отправились от тебя в тесную могилу, мир этот обязательно стал бы усладой наших глаз!”. А затем он снова заплакал так сильно, что стал повышаться его голос». Ибн Раджаб в «Ахуаль аль-къубур» 130.
Имам ад-Дакъакъ говорил: «Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделен тремя благами: быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением». См. «ат-Тазкира» 1/27.
1211 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений - смерть! Поистине, если кто-нибудь вспомнит о смерти в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким, а если он вспомнит о ней в легком положении, оно покажется ему трудным!».
Этот хадис передали аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 10560, Ибн Хиббан 2993 со слов Абу Хурайры; аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 3623 со слов Анаса. Хафизы аль-Мунзири и аль-Хайсами и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1211, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 3335, «Ируауль-гъалиль» 682.