Книга о сиваке

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Книга о сиваке

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

كتاب السواك


Книга о сиваке








Глава 1: Сивак1 относится к естеству (фитра)2





عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «عَشْرٌ مِنَ الْفِطْرَةِ قَصُّ الشَّارِبِ وَإِعْفَاءُ اللِّحْيَةِ وَالسِّوَاكُ وَالاِسْتِنْشَاقُ بِالْمَاءِ وَقَصُّ الأَظْفَارِ وَغَسْلُ الْبَرَاجِمِ وَنَتْفُ الإِبِطِ وَحَلْقُ الْعَانَةِ وَانْتِقَاصُ الْمَاءِ». يَعْنِى الاِسْتِنْجَاءَ بِالْمَاءِ. قَالَ زَكَرِيَّا قَالَ مُصْعَبٌ وَنَسِيتُ الْعَاشِرَةَ إِلاَّ أَنْ تَكُونَ الْمَضْمَضَةَ

1. Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять (вещей) относятся к естеству3: подстригание усов, отращивание бороды4, (использование) сивака, промывание носа водой, подстригание ногтей, промывание суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, сбривание волос с лобка и (использование) воды для подмывания». Закарийя передал, что Мус’аб5 сказал: «И я забыл о десятой (вещи), но, возможно, речь шла о полоскании рта».6
1 Понятие «сивак» может использоваться как в значении приспособления (например, веточка определенного дерева) для чистки зубов, так и в значении самого процесса очищения полости рта. См.: «’Умдат-уль-къари» (3/184), «Маджму’» (1/270).
2 Сказал шейх ‘Абду-р-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди, да одарит его Аллах Своей милостью: «Под естеством (фитра) подразумевается то состояние, в котором Аллах сотворил Своих рабов, сделав их по самой их природе склонными к этому. Здесь имеется в виду любовь к благому и предпочтение его, а также отвращение к дурному и отвергание его. Он сотворил их чистыми и готовыми к восприятию благого, проявлению искренности по отношению к Аллаху и приближению к Нему. Есть два вида установлений Аллаха, имеющих отношение к естественному порядку:
Соблюдение установлений первого вида очищает сердце и дух, и под этим подразумевается вера в Аллаха и всё то, что ей необходимо присуще, а именно: страх перед Аллахом, надежда на Него, любовь к Нему и обращение к Нему.
Аллах Всевышний сказал:

﴿فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ۝ مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ﴾


«Обрати же свой лик (только) к (Истинной) Вере [придерживайся только её], (будучи) ханифом [единобожником], (что соответствует) устроению (человека) Аллахом, который изначально сотворил людей на этом [Он сотворил человека склонным к Истинной Вере и Полной Покорности Ему]. Нельзя менять творение Аллаха [не меняйте единобожие на многобожие]. Это [Единобожие и исполнение Закона Аллаха] – вера прямая [правильная], но однако большинство людей не знает (этого)! (Обрати же свой лик только к Истинной Вере) обращаясь к Нему (с покаянием), и остерегайтесь Его (наказания) [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил], и совершайте молитву (надлежащим образом) [своевременно, смиренно перед Господом и предаваясь молитве душой], и не будьте из числа многобожников» Сура «ар-Рум», аяты 30-31.
Это очищает и развивает душу и сердце, избавляет их от болезней, и украшает их прекрасными качествами, и всё это относится к основам веры и делам сердца.
Что же касается установлений второго вида, то к ним относится всё связанное с очищением внешним и устранением всего грязного и нечистого. И это десять вещей упомянутые в хадисе. Они входят в число достоинств религии ислама, так как всё это предназначено для очищения различных частей тела и направлено на поддержание их здоровья и обеспечения их функций.»
См.: «Бухджату къулюб аль-аброр» (с.47).
3 Сказал хафиз ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «Имеется в виду, что если человек будет совершать эти вещи, то будет описан соответствием естеству, на котором Аллах сотворил Своих рабов и к которому их побудил и которое любит, чтобы присутствовало в них. Соблюдая эти естественные нормы (упомянутые в хадисе), люди обретут совершенный вид и достойнейший образ». См.: «Фатх-уль-Бари» (10/339).
4 Подразумевается, что бороду вообще не следует подстригать.
5 Закарийя и Мус’аб - передатчики этого хадиса.
6 Хадис передал имам Муслим (номер 261).

عن بن عباس في قوله عز و جل: «وإذ ابتلى إبراهيم ربه بكلمات فأتمهن» قال «ابتلاه الله عز و جل بالطهارة خمس في الرأس وخمس في الجسد في الرأس قص الشارب والمضمضة والاستنشاق والسواك وفرق الرأس وفي الجسد تقليم الأظفار وحلق العانة والختان ونتف الإبط وغسل مكان الغائط والبول بالماء»

2. Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) относительно слов Всемогущего и Великого Аллаха: «И вот, испытал Ибрахима Господь его (Своими) словами [повелевая ему исполнить любое слово Аллаха] и потом завершил их.» сказал: «Всемогущий и Великий Аллах испытал Ибрахима очищением: пятью видами очищения на голове и пятью видами на теле. Что касается очищения на голове, то это: укорачивание усов, полоскание рта и носа, использование зубочистки и расчесывание волос. Что же касается очищения на теле, то это: подстригание ногтей, бритье лобка, обрезание, удаление волос подмышками и удаление нечистот водой после справления большой и малой нужды».7
7 ‘Абдур-Раззакъ (1/57), аль-Хаким (2/266), аль-Байхакъи (1/149). Ибн Хаджар и аль-‘Азым Абади назвали иснад достоверным. См.: «Тухфат-ун-нубаля» (230), «‘Аун-уль-Ма’буд» (1/50), «Ахкаму-т-тахара» (3/104).




Глава 2: Достоинства8 использования сивака9





وَقَالَتْ عَائِشَةُ عَنِ النَّبِىِّ صلى الله عليه وسلم: «مَطْهَرَةٌ لِلْفَمِ ، مَرْضَاةٌ لِلرَّبِّ»

3. Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Сивак) очищает полость рта и является причиной довольства Господа10».11
8 Сказал Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью: «В использовании сивака множество польз: освежение рта, укрепление зубов, прекращение выделения слизи, улучшение зрения, удаление зубного камня, (благотворное) влияние на голосовые связки. Также (сивак) способствует процессу пищеварения в желудке, поднимает общий тонус человека, настраивает человека для чтения (Корана), поминания Всевышнего, совершения молитв, устраняет вялость организма, приятен для ангелов, увеличивает вознаграждение человека». См.: «ат-Тыбб ан-Набауи» (с.322).
9 Сказал Ибн-уль-Муляккъин, да одарит его Аллах Своей милостью: «Относительно сивака упоминается более ста хадисов. Разве не вызывает удивление, что сунна, о которой передано так много хадисов пренебрегается многими людьми и даже многими правоведами (фукъаха)! Это, воистину, великий убыток!» См.: «Бадр-уль-мунир» (2/68).
10 Сказал хафиз ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «Человеку надлежит при использовании сивака иметь намерение оживлять и воплощать в жизнь сунну». Сказал Ибн Къасим, да одарит его Аллах Своей милостью: «Это потому, что сивак – это то, посредством чего поклоняются (Всевышнему Аллаху)» См.: «Хашия Ибн Къасим ‘аля Рауд аль-мурби’» (1/155).
11 Хадис приводит без упоминания цепочки передатчиков (му’аллякъан) аль-Бухари в своем «Сахихе» (перед хадисом 1934). Также его передали Ахмад (24969), ан-Насаи (5). Ибн ‘Абду-ль-Барр назвал иснад хорошим. Аль-Мунзири и Аль-Альбани назвали достоверным. См.: «ат-Тамхид» (18/301), «ат-Таргъиб уа-т-тархиб» (1/133), «аль-Ирваъ» (66).




Глава 3: Постановление относительно использования сивака12





عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ رضى الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: «لَوْلاَ أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِى - أَوْ عَلَى النَّاسِ - لأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلاَةٍ».

4. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы это не было тяжко13 для (членов) моей общины (или: для людей), я велел бы им чистить зубы сиваком перед каждой молитвой».14


عن واثلة بن الأسقع قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «أمرت بالسواك حتى خشيت أن يكتب علي»

5. Сообщается, что Уасиля ибн аль-Аскъа’ (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне (так часто) велели пользоваться зубочисткой, что я стал опасаться, что это станет для меня предписанным15».16
12 Сказал Ибн Къудама, да одарит его Аллах Своей милостью: «Единогласны обладатели знаний в том, что он (сивак) – утвержденная сунна (муаккада) по причине призыва и побуждения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к его использованию и постоянства в этом, а также по причине упоминания его среди вещей, относящихся к естеству (фитра)» См.: «аль-Мугъни» (1/134).
13 Сказал имам аш-Шафи’и, да одарит его Аллах Своей милостью: «Если бы использование сивака было бы обязательным, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел бы это своей общине, несмотря на то обременительно это для них или нет» См.: «аль-Умм» (1/20).
14 Аль-Бухари (887), Муслим (252).
15 В этом также довод в пользу тех, кто считает, что пользоваться зубочисткой не обязательно, а желательно. См.: «Файду-ль-Къадир» (2/190).
16 Ахмад (16050). Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим в силу существования других (подкрепляющих) хадисов. Аль-Альбани назвали хадис хорошим. См.: «Сахих аль-джами’» (1376).




Глава 4: Что может быть использовано в качестве зубочистки17





عن بن مسعود: انه كان يجتني سواكا من الأراك وكان دقيق الساقين فجعلت الريح تكفؤه فضحك القوم منه فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «مم تضحكون» قالوا «يا نبي الله من دقة ساقيه» فقال «والذي نفسي بيده لهما أثقل في الميزان من أحد»

6. Передаётся со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что однажды он залез на кустарник аль-арак, собирая сивак. Его голени были худыми, и ветер стал раскачивать кустарник, а люди засмеялись. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Почему вы смеетесь?» Они ответили: «Из-за его худых голеней, о пророк Аллаха!» Тогда он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! На Весах они будут тяжелее, чем Ухуд»18


عَنْ عَائِشَةَ رضى الله عنها قَالَتْ: «تُوُفِّىَ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم فِى بَيْتِى وَفِى يَوْمِى ، وَبَيْنَ سَحْرِى وَنَحْرِى ، وَكَانَتْ إِحْدَانَا تُعَوِّذُهُ بِدُعَاءٍ إِذَا مَرِضَ ، فَذَهَبْتُ أُعَوِّذُهُ ، فَرَفَعَ رَأْسَهُ إِلَى السَّمَاءِ وَقَالَ «فِى الرَّفِيقِ الأَعْلَى فِى الرَّفِيقِ الأَعْلَى» . وَمَرَّ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِى بَكْرٍ وَفِى يَدِهِ جَرِيدَةٌ رَطْبَةٌ ، فَنَظَرَ إِلَيْهِ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم فَظَنَنْتُ أَنَّ لَهُ بِهَا حَاجَةً فَأَخَذْتُهَا ، فَمَضَغْتُ رَأْسَهَا وَنَفَضْتُهَا فَدَفَعْتُهَا إِلَيْهِ ، فَاسْتَنَّ بِهَا كَأَحْسَنِ مَا كَانَ مُسْتَنًّا ثُمَّ نَاوَلَنِيهَا فَسَقَطَتْ يَدُهُ - أَوْ سَقَطَتْ مِنْ يَدِهِ - فَجَمَعَ اللَّهُ بَيْنَ رِيقِى وَرِيقِهِ فِى آخِرِ يَوْمٍ مِنَ الدُّنْيَا وَأَوَّلِ يَوْمٍ مِنَ الآخِرَةِ»

7. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Скончался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в моём доме и в мой день, лёжа между моей шеей и грудью. Когда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) болел, одна из нас читала ему заклинания, обращаясь (к Аллаху) с мольбами и (в тот день) я тоже стала читать ему заклинания, а он поднял свою голову к небу и сказал: «В высшее общество! В высшее общество!» Затем пришел ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр (ас-Сыддыкъ, да будет доволен ими обоими Аллах), а в его руке была влажная пальмовая ветвь (используемая им в качестве зубочистки) и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал смотреть на неё. Я поняла, что он хочет воспользоваться ею, взяла её, разжевала её кончик, и дала ему (да благословит его Аллах и приветствует). После чего он стал чистить рот так тщательно, как только можно. Закончив чистить рот, он передал сивак мне и его рука опустилась (или: упал сивак из его руки). Аллах объединил мою слюну с его слюной в последний день его мирской жизни и в первый день его вечной жизни».19
17 Сказал хафиз ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «Лучше всего использовать сивак из сальвадоры персидской (аль-арак), но можно пользоваться и зубочистками, сделанными из других кустарников или деревьев, как можно пользоваться осокой, грубой материей и другими приспособлениями (обладающими чистящими свойствами и не наносящими вред).» См.: «аль-Азкар» (с.66).
Сказал Ибн ‘Абду-ль-Барр, да одарит его Аллах Своей милостью: «Сиваком людей (во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) были ветки сальвадоры персидской и бальзамина мекканского (аль-башам), однако дозволено использование любой зубочистки, которая очищает зубы, не нанося им вред, освежает запах изо рта и делает его приятным». См.: «аль-Истизкар» (3/272).
18 Ахмад (3991), ат-Тайалиси (353), аль-Баззар (1827). Ибн Касир назвал иснад хорошим. Ахмад Шакир назвал иснад достоверным. Аль-Альбани и Мукъбиль назвали иснад хорошим. См.: «Иршад-уль-факъих» (1/32), Тахкъикъ «Муснад Ахмада» (6/39), «аль-Ирваъ» (1/104), «Сахих аль-муснад» (849).
19 Аль-Бухари (4451)




Глава 5: Как пользоваться зубочисткой20





عَنْ أَبِى بُرْدَةَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ: «أَتَيْتُ النَّبِىَّ صلى الله عليه وسلم فَوَجَدْتُهُ يَسْتَنُّ بِسِوَاكٍ بِيَدِهِ يَقُولُ «أُعْ أُعْ» ، وَالسِّوَاكُ فِى فِيهِ ، كَأَنَّهُ يَتَهَوَّعُ».

8. Передаёт Абу Бурда, что его отец (Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен ими обоими Аллах) рассказывал: «(Однажды) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и увидел, что он пользуется сиваком, держа его в руке21 и издавая звук: «У’, у’». При этом зубочистка находилась у него во рту, и казалось как будто он вызывает рвоту»22


عن أبي موسى قال: «دخلت على النبي صلى الله عليه وسلم وطرف السواك على لسانه»

9. Сообщается, что Абу Муса (аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) я зашёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (и заметил) у него на языке23 кончик зубочистки».24


عن عائشة أنها قالت: «كان نبي الله صلى الله عليه وسلم يستاك فيعطيني السواك لأغسله فأبدأ به فأستاك ثم أغسله وأدفعه إليه»

10. Сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после использования сивака отдавал его мне, чтобы я промыла25 его, а я каждый раз сначала пользовалась им сама и только после этого, промыв возвращала ему».26
20 Сказал ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «Желательно использовать не слишком сухой сивак, который может нанести вред (дёснам и зубам) и не слишком влажный, который не удаляет налёт, а средний между ними. Также является желательным чистить края зубов, их внутреннюю часть и основания коренных зубов, мягко проводя по ним сиваком. Также желательно начинать чистить зубы с правой стороны ротовой полости». См.: «Шарх Сахих Муслим» (6/27).
21 Лучше пользоваться сиваком, держа его в правой руке. См.: «Хащия Ибн ‘Абидин» (1/114), «Хащия ас-Сауи ‘аля-ш-шарх ас-сагъир» (1/124), «Мугъни аль-мухтадж» (1/55), «аль-Инсаф» аль-Мардауи (1/128), «аль-Фуру’» Ибн Муфлиха (1/148).
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчёсывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах». Аль-Бухари (168), Муслим (268).
22 Аль-Бухари (244).
23 Сказал хафиз ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «Имеется в виду, что сивак находился в основании языка (в его внутренней части) и он (да благословит его Аллах и приветствует) чистил его к верху, как об этом сообщается у Ахмада. Именно поэтому было сказано: «казалось как будто он вызывает рвоту» по причине тщательного и усердного очищения языка - т.е. исходил такой звук, который обычно исходит от того, кто хочет вызвать рвоту. Хотя, конечно же, это сравнение имело место в преувеличенном виде. Из этого хадиса извлекается узаконенность чистки сиваком языка по всей его длине». См.: «Фатх-уль-Бари» (1/356).
24 Муслим (254).
25 Является желательным промывать сивак перед чисткой, а также после неё. См.: «Мугъни аль-мухтадж» (1/55), «аль-Мубди’» (1/102), «Мауахиб аль-джалиль» (1/226).
26 Абу Дауд (52), аль-Байхакъи (1/39). Ибн Хаджар, ан-Науауи и Аль-Альбани назвали хадис хорошим. См.: «Тахридж Мищкат-уль-масабих» (1/215), «аль-Маджму’» (1/283), «Тамам-уль-минна» (90).




Глава 6: О частом использовании зубочистки27





عن بن عباس قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «لقد أمرت بالسواك حتى ظننت أنه سينزل به علي قرآن أو وحي»

11. Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне (так часто) велели пользоваться сиваком, что я подумал, что относительно него мне будет ниспослан Коран или откровение».28


عن ابن عباس عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «أمرت بالسواك حتى خفت على أسناني»

12. Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне (так часто) велели пользоваться зубочисткой, что я стал опасаться за свои зубы».29


سهل بن سعد يقول: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «امرني جبريل بالسواك حتَّى ظننت أني سادرد»

13. Сообщается от Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джибриль (так часто) велел мне пользоваться сиваком, что я стал опасаться, что останусь без зубов».30


أَنَسٌ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «أَكْثَرْتُ عَلَيْكُمْ فِى السِّوَاكِ»

14. Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я много раз (говорил) вам (что следует пользоваться) зубочисткой”31».


عن المقدام بن شريح عن أبيه قال: سألت عائشة قلت: «بأي شيء كان يبدأ النبي صلى الله عليه وسلم إذا دخل بيته؟» قالت: «بالسواك»

15. Сообщается, что аль-Микъдам ибн Шурайх передал со слов своего отца (да будет доволен ими обоими Аллах): «Я спросил ‘Аишу: “С чего начинал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда он приходил домой?”, она ответила: “С использования сивака32”».33
27 Сказал имам аш-Шафи’и, да одарит его Аллах Своей милостью: «Я считаю, что (использование) сивака желательно в каждом случае, при котором изменяется (состояние) рта. (Это желательно) после пробуждения ото сна, по завершении приёма пищи, в случае принятия в пищу или питья того, что изменяет (состояние) рта, а также перед каждой молитвой» См.: «аль-Умм» (1/38-39).
Сказал ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «Использовать зубочистку желательно в любое время, но особенно в пяти случаях: перед молитвой, независимо от того, водой очистился человек или песком или же вообще не очистился, не найдя ни воды, ни песка; при омовении; перед чтением Корана; после просыпания ото сна; при изменении запаха или вкуса во рту, что происходит по некоторым причинам, среди которых: голодание, употребление в пищу чего-либо с плохим запахом, долгое молчание, длительные беседы». См.: «Шарх Сахих Муслим» (3/181).
28 Абу Йа’ля (2330) и Ахмад (1/337). Аль-Бусыри назвал передатчиков достойными доверия. Ахмад Шакир назвал иснад достоверным. Аль-Альбани назвал хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См.: «Итхаф аль-хира» (1/285), «Сахих ат-таргъиб» (213).
29 Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (12286). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих аль-джами’» (1377), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1556).
30 Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (6018). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих аль-джами’» (1383), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1556).
31 Аль-Бухари (888).
32 Сказал ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «В этом хадисе ясное указание на достоинство использования сивака в любое время, настойчивое побуждение проявлять должную заботу об этом и также довод на желательность частого, многократного очищения ротовой полости». См.: «Шарх Сахих Муслим» (3/144).
33 Муслим (253).
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Книга о сиваке

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Глава 7: Использование зубочистки тем, кто проснулся после ночного сна



عن بن عمر : أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان لا ينام إلا والسواك عنده فإذا استيقظ بدأ بالسواك

16. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не ложился спать кроме как, чтобы при нём была зубочистка (сивак), а когда он просыпался, то первым делом начинал (с того, что пользовался) сиваком».34
34 Ахмад (5979) и Ибн Наср в «Къияму-ль-лейль» (с.43). Ахмад Шакир назвал иснад достоверным. Мукъбиль аль-Уади’и и аль-Альбани назвали хадис хорошим. См.: «Муснад Ахмад» (8/182), «Сахих аль-муснад» (775), «Сахих аль-джами’» (4872).

Глава 8: Использование зубочистки перед совершением омовения

حدثنا أبو المتوكل أن ابن عباس حدثه أنه بات عند النبي صلى الله عليه وسلم ذات ليلة فقام نبي الله صلى الله عليه وسلم من آخر الليل فخرج فنظر في السماء ثم تلا هذه الآية من آل عمران { إن في خلق السماوات والأرض واختلاف الليل والنهار حتى بلغ فقنا عذاب النار } [ 3 / آل عمران / الآيتان 190 و 191 ] ثم رجع إلى البيت فتسوك وتوضأ ثم قام فصلى ثم اضطجع ثم قام فخرج فنظر إلى السماء فتلا هذه الآية ثم رجع فتسوك فتوضأ ثم قام فصلى

17. Передал нам аль-Мутауаккиль, что Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) рассказал ему, что «однажды он заночевал у пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В конце ночи пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся, вышел (из дома), посмотрел на небо, а потом прочитал следующие аяты из суры “Род ‘Имрана”: «Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня — знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли, (говоря): “Господь наш, не напрасно Ты сотворил это, преславен Ты! Защити же нас от мук Огня!”» (3:190-191). После этого он вернулся домой, почистил зубы зубочисткой (сивак), совершил омовение и встал на молитву. Потом он лёг (и немного поспал), а потом поднялся, вышел (из дома), посмотрел на небо и прочёл те же аяты. Потом он вернулся домой, почистил зубы зубочисткой, совершил омовение и (снова) совершил молитву.»35


عن أبي هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه و سلم : لولا أن أشق على أمتي لأمرتهم عند كل صلاة بوضوء أو مع كل وضوء سواك ولأخرت عشاء الآخرة إلى ثلث الليل

18. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им совершать омовение перед каждой молитвой, а перед каждым омовением использовать зубочистку и также (повелел бы) отложить последнюю вечернюю молитву (‘ищаъ) до (конца первой) трети ночи».36


عن أبي هريرة ان رسول الله صلى الله عليه وسلم قال إن كان قاله : لولا ان أشق على أمتي لأمرتهم بالسواك مع الوضوء وقال أبو هريرة لقد كنت أستن قبل أن أنام وبعد ما استيقظ وقبل ما آكل وبعد ما آكل حين سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول ما قال

19. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им перед каждым омовением использовать зубочистку». Сказал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): «Я стал чистить зубы перед сном и после него, перед употреблением пищи и после неё после того, как услышал сказанное Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».37
35 Муслим (256).
36 Ахмад (10707), Малик (1/66). Ан-Науауи, Ибн-уль-Муляккъин и аль-Альбани назвали достоверным. Ахмад Шакир назвал иснад достоверным. См.: «аль-Маджму’» (1/273), «Бадр-уль-мунир» (1/720), «Сахих аль-джами’» (5317), Тахкъикъ «Муснад Ахмад» (13/141).
37 Ахмад (9183). Аль-Хайсами назвал передатчиков достойными доверия. Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным, а иснад – сильным. См.: «Маджма’ аз-зауаид» (1/226), Тахкъикъ «Муснад Ахмад» (9194).

Глава 9: Использование зубочистки перед каждой молитвой38

عن زيد بن خالد الجهني قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول»لولا أن أشق على أمتي لأمرتهم بالسواك عند كل صلاة ولأخرت صلاة العشاء الى ثلث الليل» قال فكان زيد بن خالد يشهد الصلوات في المسجد وسواكه على أذنه موضع القلم من أذن الكاتب لا يقوم الى الصلاة إلا أستن ثم رده الى موضعه

20. Сообщается, что Зайд ибн Халид аль-Джухани сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если бы я не боялся обременить (членов) моей общины, то велел бы им использовать зубочистку перед каждой молитвой и задержать вечернюю молитву (‘ишаъ) до первой трети ночи”». Сказал (Абу Саляма): «И обычно Зайд ибн Халид присутствовал на молитвах в мечети, а зубочистка (сивак) была вставлена у него над ухом в том месте, (где) писарь (ставит своё) перо. И он не вставал на молитву, пока не пользовался зубочисткой39, а затем возвращал её на своё место».40


عن زينب بنت جحش قالت سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : لولا ان أشق على أمتي لأمرتهم بالسواك عند كل صلاة كما يتوضؤون

21. Сообщается, что Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы) зубочисткой перед каждой молитвой так же, как они совершают омовение”».41


عن محمد بن يحيى بن حبان عن عبد الله بن عبد الله بن عمر قال: قلت أرأيت توضؤ ابن عمر لكل صلاة طاهرا وغير طاهر عم ذاك فقال حدثتنيه أسماء بنت زيد بن الخطاب أن عبد الله بن حنظلة بن أبي عامر حدثها أن رسول الله صلى الله عليه وسلم أمر بالوضوء لكل صلاة طاهرا وغير طاهر فلما شق ذلك عليه أمر بالسواك لكل صلاة فكان ابن عمر يرى أن به قوة فكان لا يدع الوضوء لكل صلاة

22. Сообщается, что Мухаммад ибн Яхья ибн Хаббан сказал ‘Абду-Ллаху ибн ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара: «Ты видел, как Ибн ‘Умар совершал омовение для каждой молитвы, будучи в состоянии омовения или без него!42». Он ответил: «Асмаъ бинт Зайд ибн аль-Хаттаб, рассказала мне, что ‘Абду-Ллах ибн Ханзаля ибн Абу ‘Амир рассказал ей, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было велено совершать омовение перед каждой молитвой, будь он с омовением или нет, и когда это стало для него обременительным, ему повелели использовать зубочистку перед каждой молитвой. А Ибн ‘Умар считал, что находит в себе силы (для этого), поэтому он не оставлял совершение омовения для каждой молитвы”».43
38 Сказал ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «Если кто-нибудь захочет совершить какую-либо молитву из тех, что состоят из нескольких двух-рак’атних молитв, как например ат-таравих, либо ад-духа, либо четыре дополнительных рак’ата полуденной молитвы или перед послеполуденной, либо ат-тахаджжуд, либо какую-нибудь другую подобную молитву, то желательно ему очищать рот сиваком перед каждыми двумя рак’атами (такой молитвы) по причине слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “…я велел бы им использовать зубочистку перед каждой молитвой…”». См.: «аль-Маджму’» (1/328-329).
39 Сказал Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью: «Что касается использования сивака в мечети, то я не знаю ни одного ученого считавшего это нежелательным. Как раз таки наоборот, сообщения указывают на то, что праведные предшественники пользовались зубочисткой в мечети. Является дозволенным (при необходимости) в мечети высморкаться или сплюнуть человеку на край своей одежды (а затем растереть другой частью одежды) по единогласному мнению общины и в соответствии с сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, является дозволенным совершать омовение в мечети и нет в этом никакой нежелательности по мнению большинства ученых. И если разрешено совершать омовение в мечети вместе с тем, что зубочистка узаконена перед омовением и разрешено совершать молитву в мечети вместе с тем, что зубочистка узаконена перед молитвой, то каким образом может быть порицаемым использование в ней сивака? И раз дозволено сплёвывание и высмаркивание в мечети, то каким образом может быть порицаемым использование в ней сивака?» См.: «аль-Фатауа аль-кубра» (1/272).
40 Абу Дауд (47), аль-Баззар (3767), Ибн Абу Шейба (1797). Абу Дауд, Аль-Багъауи, аль-Мубаракфури и аль-Альбани подтвердили достоверность. См.: Шарх-ус-сунна» (1/294), «Тухфат-уль-ахуази» (1/84), «Мишкатуль-масабих» 390.
41 Ахмад (27455). Ибн Хаджар, аль-Мунзири, Шу’айб аль-Арнаут, аль-Альбани подтвердили достоверность. См.: «ат-Тальхыс аль-хабир» (1/95), «Сахих ат-таргъиб» (207).
42 То есть: расскажи мне об этом.
43 Абу Дауд (48), Ибн Хузейма (139). Ибн Хузейма, Ибн-уль-Муляккъин, Ибн Касир и аль-Альбани подтвердили достоверность. См.: «аль-Бадр-уль-мунир» (7/436), «Тафсир Ибн Касир» (3/40).

Глава 10: О желательности использования сивака перед чтением Корана44

عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ُأَنَّهُ أَمَرَ بِالسِّوَاكِ ، وَقَالَ : قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم : إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا تَسَوَّكَ ، ثُمَّ قَامَ يُصَلِّي قَامَ الْمَلَكُ خَلْفَهُ ، فَتَسَمَّعَ لِقِرَاءَتِهِ فَيَدْنُو مِنْهُ أَوْ كَلِمَةً نَحْوَهَا حَتَّى يَضَعَ فَاهُ عَلَى فِيهِ فَمَا يَخْرُجُ مِنْ فِيهِ شَيْءٌ مِنَ الْقُرْآنِ ، إِلاَّ صَارَ فِي جَوْفِ الْمَلَكِ ، فَطَهِّرُوا أَفْوَاهَكُمْ لِلْقُرْآنِ

23. Сообщается, что однажды ‘Али, да будет доволен им Аллах, повелел пользоваться сиваком и сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, когда раб (Аллаха) чистит зубы сиваком, а затем становится и совершает молитву, сзади него становится ангел и внимательно слушает чтение им (Корана), и затем приближается к нему, (или он сказал нечто подобное) так, что приставляет свой рот к его рту, и всё, что выходит из его рта из Корана, обязательно попадает в нутро ангелу. Так очищайте же свои рты для Корана!”»45


ثنا مطرف بن سمرة رأيته سنة خمس وسبعين ومائة عن أبيه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم طيبوا أفواهكم بالسواك فإنها طرق القرآن

24. Сообщается со слов Мутаррифа ибн Самура (ибн Джундуб), который передал от своего отца: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Очищайте ваши рты сиваком, ведь поистине, они – пути Корана»».46
44 См.: «аль-Инсаф» (1/118), «Мауахиб аль-джалиль» (1/264), «аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб» (2/190), «Хащия ад-Дусукъи» (1/103).
45 Аль-Баззар (603), Ибн-уль-Мубарак в «аз-Зухд» (1225), аль-Бейхакъи (165). Хафизы ад-Думйаты и аль-Мунзири назвали иснад хорошим. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим достоверным. См.: «аль-Маджар ар-рабих» (29), «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (1/135), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3/215). Также подобный хадис передали аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (2117), Тамам и ад-Дыйаъ аль-Макъдиси.
46 Аль-Бейхакъи в «Шу’аб аль-иман» (2119), Мухаммад Джару-Ллах ас-Со’ди назвал хорошим. Шейх аль-Альбани назвал достоверным. См.: «Ан-Науафихъ аль-‘Итра» (192), «Сахих аль-джами’» (3939).

Глава 11: Желательность47 использования сивака при изменении запаха изо рта

عَنْ حُذَيْفَةَ قَالَ: كَانَ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم إِذَا قَامَ مِنَ اللَّيْلِ يَشُوصُ فَاهُ بِالسِّوَاكِ

25. Сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда вставал48 после ночи, то чистил свой рот49 сиваком.»50
47 См.: «аль-Мугъни» (1/71), «Хащия ибн ‘Абидин» (1/114), «Мауахиб аль-джалиль» (1/381).
48 Поистине, причиной желательности использования сивака после сна является изменение запаха изо рта и это указывает на то, что использовать зубочистку при возникновении неприятного запаха изо рта (в любое время) является сунной. См.: «аль-Маджму’» ан-Науауи (1/267), «Ихкам-уль-ахкам» (с.49).
49 Из полезных выводов, извлекаемых из этого хадиса: сиваком чистится весь рот: зубы, дёсна и язык. См.: «Танбих-уль-афхам» (с.53) шейха аль-‘Усеймина.
50 Аль-Бухари (245), Муслим (255).

Глава 12: Использование зубочистки в пятницу51

عن ابن عباس قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم »إن هذا يوم عيد. جعله الله للمسلمين. فمن جاء إلى الجمعة فليغتسل. وإن كان طيب فليمس منه. وعليكم بالسواك«

26. Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине этот еженедельно повторяющийся день (‘ид) определил для мусульман Сам Аллах, а поэтому пускай тот, кто отправляется на пятничную молитву, совершит полное омовение, и если у него найдутся благовония, то пусть умастится ими, а также вам надлежит (перед ней) воспользоваться сиваком».52


عن عبدالرحمن بن أبي سعيد الخدري عن أبيه أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال: غسل يوم الجمعة على كل محتلم وسواك ويمس من الطيب ما قدر عليه إلا أن بكيرا لم يذكر عبدالرحمن وقال في الطيب ولو من طيب المرأة

27. Передают со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн Абу Са’ида аль-Худри, сообщившего со слов своего отца о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В пятницу каждому достигшему половой зрелости необходимо совершить полное омовение. Также ему следует воспользоваться сиваком и умаститься благовониями, если они у него имеются». Букейр53 не упомянул ‘Абду-р-Рахмана среди передатчиков, а про благовония сказал: «…даже если это будут женские54 благовония».55


عَمْرُو بْنُ سُلَيْمٍ الأَنْصَارِىُّ قَالَ أَشْهَدُ عَلَى أَبِى سَعِيدٍ قَالَ أَشْهَدُ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ «الْغُسْلُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَاجِبٌ عَلَى كُلِّ مُحْتَلِمٍ ، وَأَنْ يَسْتَنَّ وَأَنْ يَمَسَّ طِيبًا إِنْ وَجَدَ» . قَالَ عَمْرٌو أَمَّا الْغُسْلُ فَأَشْهَدُ أَنَّهُ وَاجِبٌ ، وَأَمَّا الاِسْتِنَانُ وَالطِّيبُ فَاللَّهُ أَعْلَمُ أَوَاجِبٌ هُوَ أَمْ لاَ ، وَلَكِنْ هَكَذَا فِى الْحَدِيثِ

28. Сообщается, что ‘Амр ибн Суляйм аль-Ансари сказал: «Я свидетельствую, что Абу Са’ид (аль-Худри) сказал: «Я свидетельствую, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Купание в пятничный день – обязательно для каждого достигшего половой зрелости. Также ему следует почистить зубы и умаститься благовониями, если они у него имеются». Далее ‘Амр сказал: «Что касается купания, то я свидетельствую, что оно обязательно, а что касается чистки зубов и благовоний, то Аллах лучше знает, является ли это обязательным или нет, однако я передаю хадис так, как есть».56
51 Сказал Ибн Рушд, да одарит его Аллах Своей милостью: «Правил благопристойности в пятницу три: использование благовоний, зубочистки и надевание прекрасной одежды. И нет относительно этого разногласий по причине переданных об этом сообщений». См.: «Бидайат-уль-муджтахид» (1/166).
52 Ибн Маджах (1098). Также подобный хадис привёл имам аш-Шафи’и в «аль-Умм» (408). Хафиз аль-Мунзири назвал иснад хорошим. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См.: «ат-Таргъиб уа-т-Тархиб» (1/342), «Сахих ибн Маджах» (908).
53 Букейр ибн аль-Ашаджж – один из ученых среди младших таби’инов.
54 Сообщается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Благовония для мужчин имеют явный запах, но не оставляют цвета, а благовония для женщин оставляют цвет, но не имеют заметного запаха». ат-Тирмизи (2787), «Мухтасар аш-шамаиль» (188). Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Порицается мужчине использовать женские благовония, однако здесь это упомянуто для указания на важность использования благовоний в пятницу. См.: «’Аун-уль-ма’буд» (2/7).
55 Муслим (846), Абу Дауд (344).
56 Аль-Бухари (880).
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Книга о сиваке

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Глава 13: Использование постящимся57 влажного или сухого сивака


عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: إن النبي صلى الله عليه وسلم تسوك وهو صائم

29. Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пользовался сиваком, будучи постящимся».58


عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بن غَنْمٍ، قَالَ: سَأَلْتُ مُعَاذَ بن جَبَلٍ: أَتَسَوَّكُ وَأَنَا صَائِمٌ؟ قَالَ: نَعَمْ، قُلْتُ: أَيَّ النَّهَارِ أَتَسَوَّكُ؟ قَالَ: أَيَّ النَّهَارِ شِئْت َ، إِنْ شِئْتَ غُدْوَةً، وَإِنْ شِئْتَ عَشِيَّةً، قُلْتُ: فَإِنَّ النَّاسَ يَكْرَهُونَهُ عَشِيَّةً، قَالَ: وَلِمَ؟ قُلْتُ: يَقُولُونَ إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ:"لَخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ مَنْ رِيحِ الْمِسْكِ"، فَقَالَ: سُبْحَانَ اللَّهِ، لَقَدْ أَمَرَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليهوسلم بِالسِّوَاكِ حِينَ أَمَرَهُمْ، وَهُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ لا بُدَّ أَنْ يَكُونَ بِفَمِ الصَّائِمِ خُلُوفٌ وَإِنِ اسْتَاكَ وَمَا كَانَ بِالَّذِي يَأْمُرَهُمْ أَنْ يُنْتِنُوا أَفْوَاهَهُمْ عَمْدًا، مَا فِي ذَلِكَ مَنَ الْخَيْرِ شَيْءٌ، بَلْ فِيهِ شَرٌّ، إِلا مَنِ ابْتُلِيَ بِبَلاءٍ لا يَجِدُ مَنهُ بُدًا، قُلْتُ: وَالْغُبَارُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَيْضًا كَذَلِكَ؟ إِنَّمَا يُؤْجَرُ فِيهِ مَنِ اضْطُرَّ إِلَيْهِ وَلَمْ يَجِدْ عَنْهُ مَحِيصًا؟ قَالَ:"نَعَمْ، وَأَمَّا مَنْ أَلْقَى نَفْسَهُ فِي الْبَلاءِ عَمْدًا فَمَا لَهُ مَنْ ذَلِكَ مِنْ أَجْرٍ"

30. ‘Абду-р-Рахман ибн Гъуним рассказывал: «Я спросил Му’аза ибн Джабаля: “Можно мне пользоваться сиваком во время поста?” Он ответил: “Да” Я сказал: “В какое время дня?” Он ответил: “В любое время – хочешь чисти утром, хочешь - вечером” Я сказал: “Люди считают нежелательным использование сивака (ближе) к вечеру” Он спросил: “Почему?” Я сказал: “Они говорят: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Запах, исходящий изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем запах мускуса»»”. Тогда Му’аз ответил: “Пречист Аллах! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в то время как повелел людям чистить зубы, знал, что изо рта постящегося непременно будет исходить запах, даже если он почистит зубы сиваком, а намеренно оставлять ротовую полость неочищенной не было повелением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В этом нет ничего хорошего, а лишь плохое, но это не относится к тем, кто был испытан какой-то болезнью и поэтому не может делать по-другому” Тогда я спросил: “Это также относится и к пыли59 на пути Аллаха? Вознаграждается за это тот, кто был вынужден и не может найти избавления от этого?” Он ответил: “Да. Однако тому, кто умышленно навлёк на себя беду, нет за это никакой награды”».60


عَنْ نَافِعٍ ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ ، قَالَ : لاَ بَأْسَ أَنْ يَسْتَاكَ الصَّائِمُ بِالسِّوَاكِ الرَّطْبِ وَالْيَابِسِ

31. Сообщается от Нафи’, что Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Нет проблем для постящегося чистить зубы сиваком, будь то влажным или сухим61».62
57 Сказал Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью: «И не достоверно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он запрещал постящемуся сивак в начале или конце дня. Напротив, передается обратное этому (т.е. узаконенность использования зубочистки в любое время дня во время поста)». См.: «Заду-ль-ма’ад» (2/63).
58 Ахмад ибн Мани’ в своём «Муснаде». Иснад достоверный. См.: «аль-Маталиб-уль-‘алия» (1089).
59 По причине следующего хадиса: сообщается, что однажды шедший на пятничную молитву Абу ‘Абс, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах запретил огню касаться того, чьи ноги покрываются пылью на пути Аллаха”». Аль-Бухари (907).
60 Ат-Табарани в «аль-Кабир» (20/133). Хафиз ибн Хаджар и аль-Мубаракфури назвали иснад хорошим. См.: «ат-Тальхыс-уль-хабир» (2/202), «Тухфат-уль-ахуази» (3/144), «Ирва-уль-гъалиль» (1/106).
61 Сказал (Мухаммад) ибн Сирин, да одарит его Аллах Своей милостью: «Нет проблем использовать влажный сивак (во время поста)». Ему сказали: «Но у него же есть вкус». (Ибн Сирин) ответил: «Но ведь и у воды есть вкус, а ты промываешь ею рот во время омовения».
Сказал имам ‘Абду-ль-Малик ибн Хабиб, да одарит его Аллах Своей милостью: «Кто почистил рот зелёным сиваком, и сплюнул изо рта то, что собралось в нем (после этого) - то его пост действителен. И нет проблем для того, кто знает, как избежать этого, пользоваться им (сиваком). А если же что-то из такой слюны он проглотит, то он должен возместить пост этого дня». См.: «Шарх аль-Бухари» (7/228).
62 Ибн аби Шейба (9420). Шейх Са’д аш-Шисри назвал хорошим. См.: «Тахкъыкъ аль-Мусаннаф» (5/533).

Глава 14: Использование сивака человеком, находящимся в ихраме

عن سالم قال: كان ابن عمر يقطع له السواك من الأراك وهو محرم فيستاك

32. Сообщается, что Салим (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Ибн ‘Умар отламывал для себя сивак из арака в то время как он находился в ихраме и чистил ротовую полость»63


عَنِ ابْنِ عُمَرَ ، قَالَ : لاَ بَأْسَ بِالسِّوَاكِ لِلْمُحْرِمِ

33. Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Нет проблем для находящегося в ихраме пользоваться сиваком».64
63 Абу Дауд в «Масаиль Ахмад» (113). Шейх Закарийя аль-Бакистани назвал достоверным. См.: «Ма сахха мин асари-с-сахаба фи-ль-фикъх» (с.715).
64 Ибн аби Шейба (13198). Шейхи аш-Шисри и аль-Бакистани назвали сообщение достоверным. См.: «Тахкъыкъ аль-Мусаннаф» (7/431), См.: «Ма сахха мин асари-с-сахаба фи-ль-фикъх» (с.715).

Глава 15: Может ли имам чистить зубы в присутствии своей паствы?65

أبو بردة قال قال أبو موسى: أقبلت إلى النبي صلى الله عليه وسلم ومعي رجلان من الأشعريين أحدهما عن يميني والآخر عن يساري فكلاهما سأل العمل والنبي صلى الله عليه وسلم يستاك فقال ( ما تقول ؟ يا أبا موسى أو يا عبدالله بن قيس ) قال فقلت والذي بعثك بالحق ما أطلعاني على ما في أنفسهما وما شعرت أنهما يطلبان العمل قال وكأني أنظر إلى سواكه تحت شفته وقد قلصت فقال ( لن أو لا نستعمل على عملنا من أراده ولكن اذهب أنت يا أبا موسى أو يا عبدالله بن قيس )
فبعثه على اليمن ثم أتبعه معاذ بن حبل فلما قدم عليه قال انزل وألقى له وسادة وإذا رجل عنده موثق قال ما هذا ؟ قال هذا كان يهوديا فأسلم ثم راجع دينه دين السوء فتهود قال لا أجلس حتى يقتل قضاء الله ورسوله فقال اجلس نعم قال لا أجلس حتى يقتل قضاء الله ورسوله ثلاث مرات فأمر به فقتل ثم تذاكر القيام من الليل فقال أحدهما معاذ أما أنا فأنام وأقوم وأرجو في نومتي ما أرجو في قومتي

34. Передают со слов Абу Бурды, что Абу Муса (аль-Аш'ари) сказал: «(Однажды) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с двумя людьми из (йеменского) племени “аль-Аш’ари”, один из которых (стоял) справа от меня, а другой — слева. Каждый из них попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который в это время чистил зубы зубочисткой, (назначить его управлять чем-либо), и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что скажешь, о Абу Муса (или: «о ‘Абду-Ллах ибн Къайс»)?» Я сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, они не (сказали) мне, что у них на уме, и я не знал, что они хотят (заниматься этим)» и я будто (и сейчас) вижу, как уменьшилась зубочистка, (находившаяся) у него под (верхней) губой. (Потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Мы никогда не назначаем (или: не назначим) правителем того, кто сам добивается этого! Ступай же, о Абу Муса (или: о ‘Абду-Ллах ибн Къайс)”».
(Абу Бурда сказал): «И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) послал (Абу Мусу) в Йемен, а следом за ним отправил Му’аза ибн Джабаля66. Когда он приехал к (Абу Мусе), тот сказал: “Слезай” и бросил ему подушку. (Тут Му’аз увидел) рядом с (Абу Мусой) связанного человека и спросил: “Что это?” (Абу Муса) сказал: “Этот (человек) был иудеем, (потом) принял ислам, а потом снова вернулся к своей дурной религии и стал иудеем” (Му’аз) сказал: “Я не сяду, пока его не казнят, (ибо таково) решение Аллаха и Его посланника” (Абу Муса) сказал: “Садись” (Тогда Му’аз) трижды сказал: “Я не сяду, пока его не казнят, (ибо таково) решение Аллаха и Его посланника” после чего относительно (этого человека) было отдано (соответствующее) веление, и он был казнён. Потом они стали говорить о ночных молитвах, и один из них, (а именно) Му’аз сказал: “Что касается меня, то я и сплю, и молюсь, надеясь (на награду Аллаха) как за свой сон67, так и за свои (молитвы)”».68

قَالَ وَسَمِعْنَا اسْتِنَانَ عَائِشَةَ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ فِى الْحُجْرَةِ ، فَقَالَ عُرْوَةُ يَا أُمَّاهُ ، يَا أُمَّ الْمُؤْمِنِينَ . أَلاَ تَسْمَعِينَ مَا يَقُولُ أَبُو عَبْدِ الرَّحْمَنِ . قَالَتْ مَا يَقُولُ قَالَ يَقُولُ إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم اعْتَمَرَ أَرْبَعَ عُمَرَاتٍ إِحْدَاهُنَّ فِى رَجَبٍ . قَالَتْ يَرْحَمُ اللَّهُ أَبَا عَبْدِ الرَّحْمَنِ ، مَا اعْتَمَرَ عُمْرَةً إِلاَّ وَهُوَ شَاهِدُهُ ، وَمَا اعْتَمَرَ فِى رَجَبٍ قَطُّ

35. (Муджахид) сказал: «Мы услышали, как мать правоверных ‘Аиша чистит зубы69 в своей комнате, и ‘Урва сказал: “О матушка70, о мать правоверных, слышишь ли ты, что говорит Абу ‘Абду-р-Рахман71?” Она спросила: “Что же он говорит?” (‘Урва) сказал: “Он говорит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил ‘умру четырежды (в том числе) — один раз в Раджабе”. (На это) она сказала: “Да помилует Аллах Абу ‘Абду-р-Рахмана! (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) не совершил ни одной ‘умры без него, но он никогда не совершал ‘умру в Раджабе!”»72
65 Использование сивака является сунной в любом положении и даже в присутствие людей. Таково мнение большинства ученых. См.: «Хащия Ибн ‘Абидин» (1/114), «Мугъни аль-мухтадж» аш-Ширбини (1/77), «Кашшаф аль-къина’» аль-Бухути (1/74).
66 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил каждого из них наместником провинции, которых в Йемене тогда было две.
67 Му’аз имел в виду, что он спит, чтобы набраться сил для поклонения Аллаху.
68 Муслим (1733).
69 Имеется в виду звук, издаваемый зубочисткой.
70 ‘Урва был племянником ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.
71 Кунья ‘Абду-Ллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
72 Аль-Бухари (1776), Муслим (1255).

Глава 16: Человек (может) использовать зубочистку другого

عَنْ عَائِشَةَ دَخَلَ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِى بَكْرٍ عَلَى النَّبِىِّ صلى الله عليه وسلم وَأَنَا مُسْنِدَتُهُ إِلَى صَدْرِى ، وَمَعَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ سِوَاكٌ رَطْبٌ يَسْتَنُّ بِهِ ، فَأَبَدَّهُ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم بَصَرَهُ ، فَأَخَذْتُ السِّوَاكَ فَقَصَمْتُهُ وَنَفَضْتُهُ وَطَيَّبْتُهُ ، ثُمَّ دَفَعْتُهُ إِلَى النَّبِىِّ صلى الله عليه وسلم فَاسْتَنَّ بِهِ ، فَمَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم اسْتَنَّ اسْتِنَانًا قَطُّ أَحْسَنَ مِنْهُ ، فَمَا عَدَا أَنْ فَرَغَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم رَفَعَ يَدَهُ أَوْ إِصْبَعَهُ ثُمَّ قَالَ «فِى الرَّفِيقِ الأَعْلَى» . ثَلاَثًا ثُمَّ قَضَى ، وَكَانَتْ تَقُولُ مَاتَ بَيْنَ حَاقِنَتِى وَذَاقِنَتِى

36. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «‘Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр (ас-Сыддыкъ, да будет доволен ими обоими Аллах) зашел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как я прислонила его к моей груди. У ‘Абду-р-Рахмана (в руке) был влажный сивак, которым он чистил рот, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал пристально смотреть на него (т.е. на сивак). Затем я взяла сивак у ‘Абду-р-Рахмана, отломила (его использованный кончик), разжевала, привела его в порядок и дала его пророку, да благословит его Аллах и приветствует. После чего он стал чистить им рот так тщательно, что я не видела, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так чистил (когда-либо) до этого. Закончив чистить рот, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял свою руку (или палец) и затем сказал три раза: «В высшее общество».73 После чего он умер74, да благословит его Аллах и приветствует. И (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах) говорила: «Умер (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) лежа между моей шеей и грудью.»75
73 Как пришло в другой версии у аль-Бухари (4440): «О, Аллах, прости меня, и помилуй меня, и присоедини меня к высшему обществу!»
74 На этот хадис опирались ученые, которые считали, что использование сивака является причиной того, что человек вспомнит и произнесёт слова свидетельства перед смертью. См.: «Мугъни аль-мухтадж» (1/56), «Миркъат-уль-мафатих» (1/395), «Шарх Сунан абу Дауд» (4/3) ар-Раджихи.
75 Аль-Бухари (4438).

Глава 17: О передаче сивака старшему

عَنِ ابْنِ عُمَرَ أَنَّ النَّبِىَّ صلى الله عليه وسلم قَالَ :«أَرَانِى أَتَسَوَّكُ بِسِوَاكٍ ، فَجَاءَنِى رَجُلاَنِ أَحَدُهُمَا أَكْبَرُ مِنَ الآخَرِ ، فَنَاوَلْتُ السِّوَاكَ الأَصْغَرَ مِنْهُمَا ، فَقِيلَ لِى كَبِّرْ . فَدَفَعْتُهُ إِلَى الأَكْبَرِ مِنْهُمَا» .

37. Передают со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне приснилось, что, когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал76 зубочистку младшему, но мне было сказано: “Старшему!” — и я отдал её старшему из них».77


عن عائشة قالت: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يستن وعنده رجلان أحدهما أكبر من الآخر فأوحى الله إليه في فضل السواك أن كبر أعط السواك أكبرهما

38. Сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал сивак, когда у него были два человека, один из которых был старше другого. И Аллах внушил ему, что этикет использования зубочистки в том, чтобы сперва он передал его тому, кто старше по возрасту».78
76 Сказал Ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «В этом хадисе указание на то, что использование сивака другого человека не является нежелательным. Однако, является желательным сначала помыть его, а потом уже использовать». См.: «Фатху-ль-Бари» (1/356)
77 Аль-Бухари (246).
78 Абу Дауд (50). Ибн-уль-Муляккъин назвал иснад хорошим, а Аль-Альбани - достоверным. См.: «аль-Бадр-уль-мунир» (2/48), «Тахридж мищкат-уль-масабих» (372).

Глава 18: Различные упоминания о сиваке

عَنْ إِبْرَاهِيمَ قَالَ: ذَهَبَ عَلْقَمَةُ إِلَى الشَّأْمِ ، فَلَمَّا دَخَلَ الْمَسْجِدَ قَالَ اللَّهُمَّ يَسِّرْ لِى جَلِيسًا صَالِحًا . فَجَلَسَ إِلَى أَبِى الدَّرْدَاءِ فَقَالَ أَبُو الدَّرْدَاءِ مِمَّنْ أَنْتَ قَالَ مِنْ أَهْلِ الْكُوفَةِ . قَالَ أَلَيْسَ فِيكُمْ - أَوْ مِنْكُمْ - صَاحِبُ السِّرِّ الَّذِى لاَ يَعْلَمُهُ غَيْرُهُ يَعْنِى حُذَيْفَةَ . قَالَ قُلْتُ بَلَى . قَالَ أَلَيْسَ فِيكُمُ - أَوْ مِنْكُمُ - الَّذِى أَجَارَهُ اللَّهُ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّهِ صلى الله عليه وسلم يَعْنِى مِنَ الشَّيْطَانِ ، يَعْنِى عَمَّارًا . قُلْتُ بَلَى . قَالَ أَلَيْسَ فِيكُمْ - أَوْ مِنْكُمْ - صَاحِبُ السِّوَاكِ أَوِ السِّرَارِ قَالَ بَلَى .

39. Сообщается, что Ибрахим сказал: «‘Алькъама (да одарит его Аллах Своей милостью) отправился в Шам, а когда вошел в мечеть (совершил молитву в два рак’ата и) сказал: “О Аллах, помоги мне (найти) праведного собеседника!” После этого он сел и (затем рядом с ним оказался) Абу-д-Дардаъ (да будет доволен им Аллах). (Тогда ‘Алькъама сказал ему: «Поистине, я молил Аллаха о том, чтобы Он помог мне найти праведного собеседника, и Он помог мне найти тебя!») Затем Абу-д-Дардаъ (да будет доволен им Аллах) спросил: «Откуда ты?» Он (‘Алькъама) сказал: «Из жителей Куфы». Он спросил: «Так разве нет среди вас (или: «не из вас») хранителя секретов (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), которому известно то, чего никто больше не знает ?» — имея в виду Хузайфу. ‘Алькъама сказал: «Есть». (Потом) он спросил: «А разве нет среди вас (или: «не из вас») того, кого Аллах защитил (от шайтана) по просьбе Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует?» — имея в виду ‘Аммара. Я сказал: «Есть». (Потом) он спросил: «А разве нет среди вас (или: «не из вас») того, кто носил (за пророком, да благословит его Аллах и приветствует) зубочистку (или: «был его доверенным лицом») (‘Алькъама) сказал: «Есть».?»83


قال مغيرة وكان شاربي وفي فقصه لي رسول الله صلى الله عليه وسلم على سواك أو قال أقصه لك على سواك

40. Сказал Мугъира: «У меня были длинные усы и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подстриг их мне по уровню сивака». Или же он (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я подстригу их тебе по уровню сивака84».85


عن ابن عباس رضي الله عنهما : أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: استغنوا عن الناس ولو بشوص السواك

41. Сообщается со слова Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воздерживайтесь от обращения к людям с (просьбами), хотя бы посредством использования сивака8687


أبا هريرة يقول أشهد لسمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول : ما من عبد أو أمة يحلف عند هذا المنبر على يمين آثمة ولو على سواك رطب الا وجبت له النار

42. Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Станет обязательным вхождение в ад для любого раба или рабыни, поклявшихся ложно возле этого минбара хотя бы о свежем сиваке».88

عن أبي أمامة أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: من اقتطع حق امرئ مسلم بيمينه فقد أوجب الله له النار وحرم عليه الجنة فقال له رجل وإن كان شيئا يسير يا رسول الله ؟ قال وإن قضيبا من أراك

43. Передают со слов Абу Умамы (аль-Хариси), что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах непременно ввергнет в Огонь и сделает запретным Рай для того, кто с помощью (ложной) клятвы89 присвоит то, что по праву принадлежит другому мусульманину». (Какой-то) человек спросил: «Даже если это будет что-то незначительное, о посланник Аллаха?» — (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Даже если это будет прутик арака».90
79 Аль-Бухари (3742).
80 Аль-Бухари (3742).
81 Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил Хузайфе бин аль-Йаману, да будет доволен им Аллах, имена лицемеров.
82 Имеется в виду ‘Абду-Ллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.
83 Аль-Бухари (3743) сокращенно.
84 У аль-Байхакъи (678) сказано: «И он поставил сивак под усы и подстриг их над ним».
85 Абу Дауд (188) Ахмад (4/252 и 255), ат-Тирмизи в «Шамаиль» (167), ат-Табарани (20/455). Шейх аль-Альбани назвал достоверным. См.: «Сахих Сунан Абу Дауд» (1/343).
86 Имам аль-Мунауи, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «То есть обходитесь самым наименьшим, чем можно поддержать жизнь, даже если это будет достигаться чисткой зубов сиваком, или кусочками которые отделяются от сивака при чистке зубов. Обходитесь этим, и воздерживайте себя от обращения к людям, и стремления к ним, а также от взора на то, чем они владеют». См. «Файд-уль-Къадир» (1/495).
87 Аль-Баззар (4824), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (12257) и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» (3527). Ат-Табари, аль-‘Иракъи и Аль-Альбани назвали иснад достоверным. См.: «Муснад ‘Умар» (1/21), «Тахридж аль-Ихйа» (4/260), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1450).
88 Ахмада (8344, 10722) Аль-Мунзири и Ахмад Шакир назвали иснад достоверным. Ибн-уль-Муляккъин и аль-Альбани назвали хадис достоверным. См.: «ат-Таргъиб уа-т-тархиб» (3/64), Тахкъикъ «Муснад Ахмад» (16/155), «Тухфат-уль-мухтадж» (2/412), «Ирва-уль-гъалиль» (8/313).
89 То есть для того, кто поклянётся, что чужая вещь принадлежит ему.
90 Муслим (218).

Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род и всех сподвижников. Вся хвала - Аллаху - Господу миров!




Прошу Аллаха воздать благом всем тем, кто помогал при подготовке данного небольшого труда и чьи книги, статьи и переводы были при этом использованы. Да прибавит Аллах им еще больше полезных знаний и одарит их благами в обоих мирах.
Если кому-то известны еще какие-то достоверные хадисы или асары от сподвижников о сиваке - делитесь знанием в данной теме. Барака-Ллаху фикум. При обнаружении ошибок - пишите.
Ответить