"САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар № 1549

Сообщение abu abduRrazak »

1549 Передают, что 'Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен Аллах ими обоими, (сказал): «(Люди), жившие под навесом2026, были бедны, и однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: "У кого есть еда для двоих, пусть возьмёт с собой третьего, а у кого есть еда для четверых, пусть возьмёт с собой пятого (или: шестого)" и Абу Бакр привёл (домой) троих. Сам пророк ﷺ ж увёл с собой десять человек, а Абу Бакр — троих. (Какое-то время дома находились) я, мой отец и моя мать2027, (а потом) Абу Бакр (ушёл). Он поужинал у пророка ﷺ и остался (в мечети) на вечернюю молитву, после чего вернулся и сидел у посланника Аллаха ﷺ , пока тот не задремал. (Абу Бакр) вернулся домой ночью, когда прошло столько времени, сколько было угодно Аллаху, и его жена сказала ему: "Что помешало тебе (прийти) к твоим гостям (или: гостю)?" Он спросил: "А разве ты не накормила их ужином?" Она сказала: "Они отказались (есть), пока ты не придёшь, (хотя еду) им предлагали (неоднократно)"». (Абд-ар-Рахман) сказал: «Тогда я ушёл и спрятался2028,а [Абу Бакр] закричал: "О невежда!" — и принялся ругаться, (а когда ужин подали снова), он сказал (членам своей семьи): "Ешьте, да не принесёт это вам блага, а я, клянусь Аллахом, ни за что не стану есть этого!"»
(Абд-ар-Рахман)сказал: «И клянусь Аллахом, стоило нам взять кусок, как снизу появлялось ещё больше (еды, и это продолжалось), пока (все) не насытились, а еды осталось больше, чем было раньше. Взглянув на (блюдо), Абу Бакр заметил, что (еды осталось) столько же или (стало) больше, и спросил свою жену: "О сестра бану фирас2029, что же это?!" Она воскликнула: "Клянусь радостью своей2030, сейчас еды втрое больше, чем было!" Тогда Абу Бакр отведал (немного)этой еды и воскликнул: "Поистине, это — дело шайтана!" — имея в виду свою клятву (не прикасаться к ней), потом съел целый кусок, а потом отнёс (оставшееся) посланнику Аллаха ﷺ, у которого (эта еда) осталась до утра. А до этого мы заключили договор с людьми (из одного племени), когда же срок его действия истёк, (пророк ﷺ назначил) двенадцать человек, под началом каждого из которых находилось известное Аллаху количество людей, и все они ели эту еду».


_____________________

2026 См. примечание к хадису № 831
2027. Передатчик этого хадиса сказал: «И я не знаю, сказал ли он "а также моя жена и слуга нашего дома и дома Абу Бакра"».
2028. 'Абд-ар-Рахман опасался гнева отца.
2029 То есть женщина из племени бану фирас.
2030 Жена Абу Бакра имела в виду пророка ﷺ (Навави. Минхадж).
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 9. (Благодаря) пророку ﷺ молоко (стало) благословенным

Передают, что аль-Микдад сказал: «(Добравшись до Медины), мы с двумя моими товарищами уже (почти) лишились слуха и зрения из- за трудностей (пути) и голода. Мы стали (просить) сподвижников посланника Аллаха ﷺ(оказать нам гостеприимство), но ни один них нас не принял2031. Тогда мы пришли к пророку ﷺ , который повёл нас к себе (домой, и оказалось, что там у него было) три козы. Пророк ﷺ сказал: "Доите (этих коз), а молоко (мы будем делить) между собой" (После этого) мы стали доить (коз), и каждый из нас выпивал свою долю (молока), а долю пророка ﷺ мы ему относили. Заходя (к нам) ночью, (пророк ﷺ) произносил слова приветствия так, что это не будило спящего, но было слышно бодрствующему. Потом он заходил в мечеть и молился, а потом приходил к своему питью и выпивал его. Однажды ночью, когда я уже выпил свою долю, ко мне явился шайтан и сказал: "Мухаммад пойдёт к ансарам, и они окажут ему гостеприимство. Он (поест у них и не будет нуждаться в этом глотке" и тогда я подошёл к (молоку пророка ﷺ) и выпил его" Когда же оно оказалось у меня в животе и я понял, что (от него ничего не осталось), шайтан принялся (стыдить) меня, говоря: "Горе тебе, что ты натворил! Неужели ты выпил (молоко) Мухаммада? (Когда Мухаммад) придёт и не найдёт (молока), он проклянёт тебя, и ты погибнешь, и не будет тебе (счастья) ни в мире дольнем, ни в мире вечном!" Накидка, которую я носил, была (столь коротка), что, когда я набрасывал её на ступни, оставалась открытой голова, когда же я набрасывал её на голову, оставались открытыми ступни. Сон всё никак не шёл ко мне, а два моих товарища (спокойно) спали, (ибо) не делали того, что сделал я. (Через некоторое время к нам) пришёл пророк ﷺ, который как обычно произнёс слова приветствия, а потом зашёл в мечеть и помолился. Потом он подошёл к своему питью, снял (то, чем был накрыт сосуд), но ничего в нём не нашёл. Тогда он поднял голову к небу, а я сказал (себе): "Сейчас он проклянёт меня, и я погибну!" — (однако пророк ﷺ)сказал: "О Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня" (Аллахумма, am'имман ат'ама-ни ва аски ман аска-ни). После этого я завязал на себе накидку, взял нож и пошёл к козам, (чтобы посмотреть), какая из них жирнее, и зарезать её для посланника Аллаха ﷺ, и оказалось, что она, (как и две других козы), недоена. Тогда я подошёл к сосуду, (которым пользовались члены) семьи Мухаммада, (когда хотели) надоить молока, (взял его)и надоил (так много), что сверху показалась пена. После этого я пришёл к посланнику Аллаха ﷺ, и он спросил: "Вы пили своё питьё сегодня ночью?" Я сказал: "Пей, о посланник Аллаха" и он отпил, а потом передал (сосуд) мне. Я сказал: "Пей, о посланник Аллаха" и он отпил, а потом передал (сосуд) мне. Поняв, что пророк ﷺ напился досыта, а его мольба, (с которой он обратился к Аллаху, касается и) меня2032, я стал смеяться [так сильно], что упал на землю. Пророк ﷺ спросил: "О Микдад, (ты вспомнил об) одном из своих дурных дел?" — (на что) я сказал: "О посланник Аллаха, со мной случилось то-то и то-то, и я поступил так- то и так-то" (Выслушав меня), пророк ﷺ сказал: "Это — не что иное, как милость Всемогущего и Великого Аллаха! Почему же ты ничего не сказал мне? Тогда мы разбудили бы твоих товарищей, и они (тоже) снискали бы (эту милость)" (В ответ ему) я сказал: "Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, (после того), как (эту милость) снискал ты, а вместе с тобой и я, меня уже не волнует, кто ещё из людей снискал её!"»


_____________________
2031 Причина заключалась в том, что людям, к которым они обращались, нечем было накормить гостей.
2032 Микдад радовался по той причине, что мольбы пророка ﷺ принимались Аллахом.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар №1551

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 10. (Благодаря) пророку топлёное масло стало благословенным

1551 Передают со слов Джабира (ибн 'Абдуллаха), что Умм Малик, да будет доволен ею Аллах, часто приносила в подарок пророку ﷺ топлёное масло в маленьком бурдюке. (Когда) у них ничего не было, её сыновья приходили к ней и просили какую-нибудь приправу (к хлебу), и тогда она подходила к (бурдюку), в котором (приносила) свои подарки пророку ﷺ , и находила в нём масло, (благодаря чему) в её доме всегда была приправа. (Это продолжалось до тех, пока) она не начала выдавливать масло (из бурдюка, после чего оно исчезло). (Умм Малик) пришла к пророку ﷺ , и он спросил: «Ты выдавливала (масло)?» Она сказала: «Да», и (тогда пророк ﷺ ) сказал: «Если бы ты не (выдавливала масло), оно было бы (там и сейчас)».
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 11. Пророку ﷺ повиновались деревья

1552 Передают, что 'Убада ибн аль-Валид ибн 'Убада ибн ас-Самит сказал: (Однажды), до того, как (все) ансары умерли, я вместе со своим отцом отправился на поиски знания в (их) квартал. Первым, кого мы встретили, был сподвижник посланника Аллаха ﷺ Абу аль-Ясар (Ка'б ибн 'Амр). (Его сопровождал) слуга, (который нёс) связку свитков, а Абу аль-Ясар, как и его слуга, был одет в плащ и ма'афири2033. Мой отец сказал ему: «О дядя, я вижу на твоём лице следы гнева». Тот сказал: «Да. Такой- то, сын такого-то, (из племени) харам был должен мне деньги. Я пришёл к нему (домой), поприветствовал (людей) и спросил: "Он там?" Они сказали: "Нет" а потом ко мне вышел его сын-подросток, и я спросил его: "Где твой отец?" Он сказал: "Он услышал твой голос и (спрятался) в кушетке моей матери" Тогда я (закричал): "Выйди ко мне, ибо я знаю, где ты находишься!" Он вышел, и я спросил: "Что заставило тебя прятаться от меня?" Он сказал: "Клянусь Аллахом, я расскажу тебе (об этом) и не солгу! Клянусь Аллахом, я боялся, что скажу тебе (что-нибудь) и солгу, пообещаю и не сдержу слова, ведь ты являлся сподвижником посланника Аллаха ﷺ. Но, клянусь Аллахом, я был в затруднительном положении" Я спросил: "(Ты клянёшься) Аллахом?" Он сказал: "Аллахом" Я (ещё раз) спросил: "Аллахом?" — и он сказал: "Аллахом"». (И Абу аль-Ясар сказал, что потом) он принёс свиток (с долговой записью этого человека), собственноручно стёр её и сказал: «Если ты (сможешь) уплатить (долг), уплати мне, а если нет, (считай, что) ты свободен (от этого долга). Свидетельствую, что мои глаза, — и он коснулся двумя пальцами глаз, — (видели посланника Аллаха ﷺ, когда) он говорил (это), мои уши (слышали его слова), а моё сердце, — и он указал на (то место, где находится) сердечная вена, — запомнило (его слова) "Аллах укроет в тени Своего (престола) того, кто даст отсрочку (человеку), оказавшемуся в затруднительном положении, или простит ему (долг)"». Я сказал ему: «О дядя, если бы ты взял себе плащ твоего слуги и отдал ему твою "ма'афири" или взял себе его ма'афири и отдал ему твой плащ, то и у тебя, и у него была бы хулля2034». Тогда он погладил меня по голове и сказал: «О Аллах, благослови его! О сын моего брата, (свидетельствую, что) мои глаза (видели посланника Аллаха ﷺ, когда) он говорил (это), мои уши (слышали его слова), а моё сердце, — и он указал на (то место, где находится) сердечная вена, — запомнило (его слова) "Кормите их2035 тем, что едите сами, и одевайте их в то, что носите сами" (Вот почему) отдать ему (что- нибудь) из вещей мира дольнего будет для меня легче, чем (лишиться части) моих благих дел, которые он заберёт у меня в День воскресения»2036. Потом мы двинулись дальше и пришли к Джабиру ибн 'Абдуллаху, (который находился) в своей мечети и молился, завернувшись в одну одежду. Я перешагнул через людей, сел меж ним и киблой и сказал: «Да помилует тебя Аллах, как же ты [можешь] молиться в одной одежде, когда твоя накидка (лежит) рядом с тобой?» Тут он ударил меня в грудь, разведя пальцы и согнув их вот так, (и сказал): «Я (уже давно) хотел, чтобы глупец2037 вроде тебя пришёл ко мне, увидел, что я делаю, и стал бы поступать так же. (Однажды) посланник Аллаха ﷺ, державший в руке ветку с гроздьями фиников (сорта) ибн таб, пришёл в эту нашу мечеть, увидел на (стене, обращённой в сторону киблы), плевок и вытер его этой веткой, а потом подошёл к нам и спросил: "Кто из вас хочет, чтобы Аллах отвернулся от него?" — и мы ощутили страх. Потом он (снова) спросил: "Кто из вас хочет, чтобы Аллах отвернулся от него?" — и мы (опять) ощутили страх. Потом он (снова) спросил: "Кто из вас хочет, чтобы Аллах отвернулся от него?" — и мы стали говорить: "Никто из нас (не хочет этого), о посланник Аллаха!" Тогда он сказал: "Поистине, когда любой из вас молится, Благой и Всевышний Аллах, находится перед ним, так пусть же (во время молитвы) никто никогда не плюёт ни перед собой, ни направо, а плюёт налево под левую ногу. Если же ему (станет невмоготу), пусть (воспользуется) своей одеждой вот так" и (пророк ﷺ) согнул (край) своей одежды и (положил) одну его часть на другую. Потом он велел: "(Принесите) мне 'абир2038, и один юноша из этого квартала сбегал к себе домой и принёс в ладони халюк2039. Посланник Аллаха ﷺ взял его и помазал им верхушку ветви, а потом провёл ею по следу плевка. С тех пор вы и стали держать халюк в ваших мечетях"». (Джабир также сказал): (Когда-то) мы вместе с посланником Аллаха ﷺ, который хотел (схватить) аль-Маджди Ибн 'Амра аль-Джухани2040, двинулись в поход на Батн Буват2041. (У нас) был верблюд, на котором везли воду, и на нём по очереди ехали пять, шесть или семь человек из нас. Когда очередь (ехать) на нём дошла до одного человека из числа ансаров, он заставил этого верблюда опуститься на колени, сел на него верхом и стал понукать, однако тот медлил, и тогда (этот человек) прикрикнул на него: «Ну, да проклянёт тебя Аллах!» Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кто это проклинает своего верблюда?» Тот сказал: «Я, о посланник Аллаха». (Тогда пророк ﷺ сказал: «Слезь с него и не сопровождай нас с проклятым (верблюдом)! Не призывайте проклятия ни на самих себя, ни на ваших детей, ни на ваше имущество, (чтобы это) не совпало с таким (периодом времени, когда) Аллаха просят о дарах, (ибо) Он (может) внять вашей мольбе». (После этого) мы ехали вместе с посланником Аллаха ﷺ, пока вечером не приблизились к одному из источников бедуинов. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «(Найдётся ли) человек, который пойдёт впереди нас, обмажет глиной водоём2042, напьётся сам и напоит нас?» Я встал и сказал: «Вот этот человек, о посланник Аллаха». Тогда посланник Аллаха ﷺ спросил: «(Кто ещё поедет) с Джабиром?» — и (со своего места) встал Джаббар ибн Сахр. После этого мы отправились к этому колодцу, набрали ведро (или: два ведра) (воды, которую вылили) в водоём, а потом обмазали его глиной и наполнили водой. Первым, кто оказался перед нами, был посланник Аллаха ﷺ, который спросил: «Разрешаете?» Мы сказали: «Да, о посланник Аллаха». Тогда он подвёл (к водоёму) свою верблюдицу, и она напилась, после чего он потянул её (за повод), а она расставила ноги и помочилась. Потом он отвёл её (в сторону) и заставил опуститься на колени, а потом посланник Аллаха ﷺ подошёл к водоёму, и совершил омовение (вуду) (набирая) из него (воду). После этого я совершил омовение той же водой, что и посланник Аллаха ﷺ , Джаббар ибн Сахр ушёл, чтобы справить нужду, а посланник Аллаха ﷺ встал на молитву. На мне был плащ, края которого я попытался накинуть себе на плечи накрест. (Для этого он был слишком короток), однако (на его полах) была бахрома, и, перевернув (этот плащ верхом вниз), я смог накинуть его на плечи и стал придерживать его (край) шеей. Потом я подошёл к посланнику Аллаха ﷺ и встал слева от него, но он взял меня за руку и поставил справа. Потом пришёл Джаббар ибн Сахр, совершил омовение и встал слева от посланника Аллаха ﷺ , а он взял нас обоих за руки, подтолкнул и поставил позади себя. После этого посланник Аллаха ﷺ стал смотреть на меня, я же (сначала) не догадывался (о причине этого), но потом, когда он сделал знак рукой, чтобы я затянул (одежду) на поясе, понял, (чего он хочет). Закончив (молиться), посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Джабир!» Я отозвался: «Вот я перед тобой, о посланник Аллаха», и он сказал: «Если (твоя одежда достаточно) широка, накидывай её себе на плечи накрест, если же она узка, затягивай её на поясе». (После этого) мы (снова) двинулись в путь вместе с посланником Аллаха ﷺ. На долю каждого из нас приходилось (только) по одному финику в день, и (некоторые) сосали (свой финик), а потом заворачивали его в одежду. (Мучимые голодом), мы сбивали луками листья с деревьев и ели их, из-за чего углы наших ртов покрывались язвами. И, клянусь, как-то раз одному из нас по ошибке не досталось финика, (и он так ослабел, что) нам пришлось (отвести его к тому, кто распределял финики), и засвидетельствовать, что он (ничего) ему не давал, и тогда ему дали (финик), а он встал и взял его. (После этого) мы ехали вместе с посланником Аллаха ﷺ, пока не достигли широкого вади. (Там) посланник Аллаха ﷺ удалился (в сторону, чтобы) удовлетворить нужду, а я пошёл за ним, (держа в руках) сосуд с водой. Посланник Аллаха ﷺ посмотрел (вокруг) и не увидел ничего, за чем он мог бы укрыться, (но потом заметил) два дерева, стоявшие по краям вади. Тогда посланник Аллаха ﷺ направился к одному из них, взялся за его ветвь и сказал: «Повинуйся мне с дозволения Аллаха», и оно шло за ним, подобно верблюду с палочкой, продетой в носу2043, пока он не подошёл к другому дереву. (Там) он взялся за его ветвь и сказал: «Повинуйся мне с дозволения Аллаха», и оно пошло за ним, (как и первое). Оказавшись посередине между (этими деревьями, пророк ﷺ)соединил (их ветви) между собой и сказал: «Сомкнитесь надо мной с дозволения Аллаха», и (ветви) сомкнулись. Тогда я быстро убежал (оттуда), опасаясь, что посланник Аллаха ﷺ почувствует, (что я нахожусь) близко, и уйдёт ещё дальше. (Удалившись), я присел, чтобы удовлетворить нужду, (а через некоторое время) посмотрел в сторону и (увидел, что по направлению ко) мне идёт посланник Аллаха а деревья разошлись, и каждое из них стоит на своём [основании]. И я увидел, что посланник Аллаха ﷺ(ненадолго) остановился и стал делать головой такие движения, — тут Абу Исма'ил2044 повернул голову направо и налево, — а потом пошёл вперёд. Подойдя ко мне, он спросил: «О Джабир, видел ли ты то место, (где я остановился)?» Я сказал: «Да, о посланник Аллаха». Тогда он велел: «Ступай к этим деревьям, срежь с каждого из них по ветке, а потом возьми их, и когда встанешь на то место, где я остановился, положи одну ветку справа, а другую слева от себя». Поднявшись со своего места, я взял камень, разбил и заострил его, когда же он стал (достаточно) острым, я подошёл к (каждому из) этих деревьев, срезал с (них) по ветке и потащил их. Дойдя до места, (на котором остановился) посланник Аллаха ﷺ я положил одну ветку справа, а другую слева от себя, (вернулся к пророку ﷺ) и сказал: «Я (всё) сделал, о посланник Аллаха, но зачем это (было нужно)?» (На это пророк ﷺ ) сказал: «Поистине, я прошёл мимо двух могил, (в которых покойные) подвергаются мучениям, и захотел заступиться за них, чтобы (мучения) их облегчались2045, пока ветки не засохнут». Потом мы вернулись в лагерь, и посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Джабир, (вели принести) воды для омовения». Я стал повторять: «Нет ли воды для омовения, нет ли воды для омовения, нет ли воды для омовения?» — а потом сказал: «О посланник Аллаха, я (ни у кого) не нашёл ни капли». Один из ансаров обычно охлаждал воду для посланника Аллаха ﷺ в своих ветхих бурдюках, (подвешивая их) на голых пальмовых ветвях, и (пророк ﷺ ) велел мне: «Ступай к такому-то, сыну такого-то, (из числа) ансаров и посмотри, есть ли вода в его бурдюках». Я пошёл к нему и заглянул (в бурдюки), но нашёл (совсем немного воды) у отверстия одного из них, и если бы я вылил (эту воду на бурдюк), его иссохшая (кожа) непременно впитала бы её. Тогда я пришёл к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха, я не нашёл ничего, кроме (какой-то малости) у отверстия одного из бурдюков, и если бы я вылил [на него эту воду], его иссохшая [кожа] непременно впитала бы её». (Пророк ﷺ )велел: «Иди и принеси мне его». (Когда) я (сделал это), он взял его и, сжимая [бурдюк] рукой, стал говорить что-то, чего я не понял. Потом он отдал мне (бурдюк) и сказал: «О Джабир, [вели принести] блюдо». 2046Я крикнул: «О (хранитель общего) блюда!» — и (когда) мне принесли (это блюдо), я положил его перед (пророком ﷺ ). Посланник Аллаха ﷺ протянул к нему руку, растопырил пальцы, опустил руку (и коснулся) дна блюда, а потом сказал: «О Джабир, возьми (его), сливай мне (воду) и говори "С именем Аллаха"». Я стал сливать ему (воду), повторяя: «С именем Аллаха», и (через некоторое время) увидел, как вода забила ключом меж пальцев посланника Аллаха ﷺ, а потом бурлила в блюде, пока оно не наполнилось. (Затем пророк ﷺ) сказал: «О Джабир, позови (всех), кто нуждается в воде», после чего (к нему) явились люди, которые набирали воду, пока не напились досыта. Потом я спросил: «Есть ещё кто-нибудь, кому нужна (вода)?» — а потом посланник Аллаха ﷺ убрал руку от блюда, и (оказалось, что) оно было наполнено (водой). (После этого) люди стали жаловаться посланнику Аллаха ﷺ на голод, и он сказал: «Возможно, Аллах Всевышний накормит вас», а (некоторое время спустя) мы достигли берега моря, которое разбушевалось и выбросило (на берег тушу) какого-то животного2047. Мы развели у бока (этого животного) огонь и принялись варить и жарить (его мясо, а потом) ели, пока не насытились. После этого мы вместе с таким-то и таким-то, — и он перечислил пятерых (своих товарищей), — забрались в его глазную впадину (и разместились там так, что) никто не (мог) нас видеть, пока мы не вылезли (оттуда). Потом мы взяли одно из его рёбер и водрузили (на берегу) в виде арки, после чего позвали самого высокого человека (из нас, привели) самого крупного верблюда, (взяли) самое большое седло, и он проехал под (этим ребром), не склонив головы.



____________________

2033 Ма'афири — одежда, получившая своё название по названию селения Ма'афир, где её шили.

2034 Хулля — йеменская одежда, состоящая из двух частей — изара и накидки.

2035 Имеются в виду рабы.

2036 Передают со слов Абу Хурайры, что (однажды) посланник Аллаха ﷺ спросил (людей): «Знаете ли вы, что такое "несостоятельный"?» Они ответили: «Несостоятельным среди нас (называют) того, у кого нет ни дирхема, ни имущества». Тогда (пророк ﷺ )сказал: «Несостоятельным [членом] моей общины (окажется) тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитву, пост и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому. Если же (запас) его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов тех, кого (он обидел), станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в Огонь!» (См. хадис № 1857 настоящего сборника и примечание к нему.)

2037 Здесь имеется в виду невежественный человек.

2038 'Абир — благовоние, в состав которого входил шафран и другие компоненты.

2039 Халюк — другое название вышеупомянутого благовония.

2040 В рамадане 1 г. х. (март или апрель 623 г.) посланник Аллаха ﷺ отправил в поход на Сайф-аль-Бахр (один из районов на побережье Красного моря) первый военный отряд мусульман в составе тридцати мухаджиров под командованием Хамзы ибн 'Абд-аль-Мутталиба. Цель похода заключалась в том, чтобы преградить путь возвращавшемуся из Сирии торговому каравану курайшитов во главе с Абу Джахлем, с которым шло около трехсот человек. Достигнув берега моря, мусульмане встретили многобожников и были готовы вступить с ними в бой, однако аль-Маджди Ибн 'Амр аль-Джухани, в то время являвшийся союзником обеих сторон, взял на себя роль посредника и вёл переговоры, пока противники не разошлись без боя.

2041 Поход на вади Батн Буват состоялся в месяце раби' аль-авваль 2 г. х. (сентябрь 623 г.). Посланник Аллаха ﷺ возглавил отряд из двухсот своих сподвижников для перехвата мекканского каравана из двух с половиной тысяч верблюдов, сопровождаемых сотней курайшитов. Буват — гора из горной цепи Джухайна, находящаяся поблизости от дороги на Шам на расстоянии примерно четырёх переходов от Медины.

2042 То есть приведёт в порядок резервуар из глины, в который наливали воду для поения скота.

2043 К таким палочкам привязывали верёвку, за которую вели упрямого верблюда.

2044 Абу Исма'ил — кунья Хатима ибн Исма'ила, одного из передатчиков этого хадиса.

2045 То есть облегчались благодаря моим мольбам.

2046 Здесь имеется в виду предназначавшееся для общих трапез участников похода большое блюдо (таз) на десять человек.

2047 Как сообщается в другом хадисе, этим животным был кашалот.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 12. О том, как раскололась луна

1553 Передают, что 'Абдуллах ибн Мас'уд сказал: «Когда мы вместе с посланником Аллаха ﷺ находились в Мине, луна раскололась на две части так, что одна (её) часть оказалась за горой, а другая — перед ней, и посланник Аллаха ﷺ сказал: "Засвидетельствуйте (это)"».
1554 Анас ибн Малик передал, что жители Мекки попросили посланника Аллаха ﷺ показать им какое-нибудь знамение, и он дважды показал им, как раскололась луна.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 13. Пророк ﷺ был защищен от тех, кто намеревался нанести ему обиду.

1555 Передают, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) Абу Джахль спросил (людей): "Припадает ли Мухаммад лицом (к земле 2048, когда находится) среди вас?" (Ему) сказали: "Да". (Тогда) он воскликнул: "Клянусь аль-Лат 2049 и аль-'Уззой 2050, если я увижу, что он делает это, то непременно наступлю ему ногой на шею (или: вываляю его лицом в пыли)!" Поручившись, что наступит ногой на шею посланнику Аллаха ﷺ он подошёл к нему, когда тот молился, но (люди, которые стали свидетелями этого, увидели, что Абу Джахль) вдруг подался назад, защищаясь (от кого-то) руками. Потом его спросили: "Что с тобой (случилось)?" — и он сказал: "Поистине, (подойти) к нему мне (помешали) огненный ров, ужас и крылья (ангелов)!" (А потом) посланник Аллаха ﷺ сказал: "Если бы он приблизился ко мне, ангелы разорвали бы его на куски!"» (Передатчик этого хадиса) сказал: «И Всемогущий и Великий Аллах ниспослал, — но мы не знаем, относится ли это к хадису Абу Хурайры или является тем, что дошло до него, — (аяты, в которых говорится): "Но нет! Поистине, человек преступает пределы (дозволенного), (если) считает, что он (ни в чём) не нуждается, Поистине, к Господу твоему (предстоит) возвращение! Видел ли ты того, кто препятствует рабу, когда тот молится? Скажи, а если был он на правильном пути или (побуждал) к богобоязненности? Скажи, а если посчитал он (истину) ложью и отвернулся 2051? Разве не знал он, что Аллах видит, (что он творит)? Вовсе нет! Если он не прекратит, Мы схватим его за хохол, хохол лживый, грешный! И пусть призывает он тогда своё сборище — Мы призовём стражей (Ада)! Нет же, не повинуйся ему..." (Сура аль Аляк аят 6 до 19)». В (другой) версии (этого хадиса, которую передал 'Убайдуллах ибн Му'аз, добавлены слова) «И Он велел ему то, что велел». В (третьей) версии (этого хадиса, которую передал Ибн 'Абд-аль- А 'ля, добавлено следующее): «(Слова) "И пусть призывает он тогда своё сборище" означают: (пусть призывает) своих соплеменников».

_____________________

2048 То есть совершает ли он земные поклоны во время молитвы.
2049 Аль-Лат — древняя семитская богиня.
2050 Аль-'Узза — букв, 'всемогущая! В доисламский период культ этой богини был широко распространён по всему Аравийскому полуострову.
2051 Здесь имеется в виду Абу Джахль.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 14. Пророк ﷺ был защищен от тех, кто хотел убить его.

1556 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими), сказал: (В своё время) мы вместе с посланником Аллаха ﷺ приняли участие в военном походе на Неджд. Догнав нас в каком-то вади, которое густо поросло терновником, посланник Аллаха ﷺ остановился под деревом и повесил на одну из его ветвей свой меч, а люди разбрелись по этому вади, стараясь укрыться (от зноя) в тени (других) деревьев. А потом посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, когда я спал, ко мне подошёл какой-то человек и вытащил (из ножен мой меч). Проснувшись, (я увидел, что этот человек) стоит у меня над головой, и мне было ясно лишь то, что он держит в руке обнажённый меч. Он спросил меня: "Кто защитит тебя от меня?" Я сказал: "Аллах" Потом он во второй раз спросил: "Кто защитит тебя от меня?" Я (снова) сказал: "Аллах" после чего он вложил меч в ножны, и вот он сидит». И посланник Аллаха ﷺ не стал (наказывать) его.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 15. О яде и употреблении в пищу отравленной баранины.

1557 Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах),что одна иудейка принесла посланнику Аллаха ﷺ отравленную баранину 2052, и он отведал её. (Когда всё выяснилось, эту женщину) привели к посланнику Аллаха ﷺ который стал расспрашивать её, (желая выяснить причину этого), и она сказала: «Я хотела убить тебя». (Выслушав её, пророк ﷺ )сказал: «Аллах не позволил тебе сделать это (или: сделать это со мной)». (Люди стали) спрашивать: «Не казнить ли нам её?» — (но пророк ﷺ) сказал: «Нет», и я (всегда вспоминал) об этом, (когда видел следы, оставшиеся на) язычке2053 посланника Аллаха ﷺ .

_____________________

2052 Это случилось после завоевания мусульманами оазиса Хайбар, который населяли иудеи.
2053 Язычок — конусообразный выступ мягкого нёба.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 16. О (точности) предположения пророка ﷺ

1558 Передают, что Абу Хумайд ас-Са'иди (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы выступили в поход на Табук вместе с посланником Аллаха ﷺ , а когда достигли Вадиаль-Кура2054, подъехали к (пальмовой) роще, (принадлежавшей) какой-то женщине. (Там) посланник Аллаха ﷺ сказал (нам): "(Попробуйте) определить, (сколько фиников она соберёт)", и мы стали высказывать свои предположения. Что же касается посланника Аллаха ﷺ , то он предположил, что (урожай составит) десять васков2055, и сказал (той женщине): "Подсчитай, (сколько фиников ты соберёшь), пока мы, если захочет Аллах, не вернёмся к тебе" Потом мы двинулись в путь (и ехали), пока не достигли Табука. (Там) посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, сегодня ночью поднимется сильный ветер, так пусть же никто из вас не поднимается (со своего места), а тот, у кого есть верблюд, пусть крепко стреножит его». Ночью (действительно) поднялся (такой) сильный ветер, что, когда один человек встал на ноги, он подхватил его и унёс на гору Тай. (После этого) к посланнику Аллаха ﷺ явился посланец Ибн альЛльма, правителя Айлы 2056, который привёз ему послание и белую мулицу в подарок (от Ибн аль-'Альма). Посланник Аллаха ﷺ написал ему (ответное послание) и подарил плащ, а потом мы (двинулись в обратный путь). (Когда) мы прибыли в Вади аль -Кура, посланник Аллаха ﷺ спросил у той женщины, какой (урожай) фиников (она собрала), и она сказала: «Десять васков». (После этого) посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я тороплюсь (в Медину), пусть же поспешит тот из вас, кто хочет (ехать) со мной, а кто хочет, пусть остаётся», и мы (двинулись в путь). Когда перед нами показалась Медина, (пророк ﷺ ) воскликнул: «Вот и Таба2057, а это Ухуд — гора, которая любит нас и которую любим мы!» Потом он сказал: «Поистине, лучшим (из родов) ансаров является (род) бану аннаджжар, затем — (род) бану 'абд аль-ашхаль, затем — (род) бану 'абд аль-харис ибн аль-хазрадж, а затем — (род) бану са'ида, но благо есть в каждом из (родов) ансаров». Потом мы догнали Са'да ибн 'Убаду, и Абу Усайд сказал: «Знаешь ли ты, что посланник Аллаха ﷺ отдал предпочтение (некоторым родам) ансаров и отвёл нам последнее (место)?» Тогда Са'д догнал посланника Аллаха ﷺ и спросил: «О посланник Аллаха, ты (действительно) отдал предпочтение (некоторым родам) ансаров и отвёл нам последнее (место)?» (В ответ на это пророк ﷺ)сказал: «А разве недостаточно вам того, что вы — в числе лучших?»


_____________________
2054 Вади-аль-Кура — древнее поселение на полпути между Мединой и границами Шама.
2055 То есть более 1 800 килограммов.
2056 Здесь речь идёт о визите в Табук Юханны (Иоанна), епископа портового города Айла, расположенного на северном побережье Красного моря. Он заключил с пророком ﷺ мирный договор, согласно которому жители города облагались подушной податью (джизья) в один динар в год с каждого взрослого мужчины, получая взамен гарантии покровительства (зимма), безопасности и свободы отправления своего культа со стороны Аллаха и Его посланника. Договор такого рода между мусульманами и иноверцами был заключён в Табуке впервые в истории ислама. В дальнейшем на подвластных мусульманам территориях это практиковалось повсеместно.
2057 См. примечание к хадису № 790.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 17. Слова пророка ﷺ «Я держу вас за пояса, (спасая) от Огня»

1559 Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что (однажды) посланник Аллаха ﷺ сказал (людям): «Я подобен человеку, который развёл огонь, и когда этот огонь озарил (всё) вокруг себя, в него стали попадать мотыльки и (прочие) живые существа. (Человек) принялся удерживать их, но они одолевали его и бросались (туда). (Нечто) подобное (происходит) и у нас с вами — я держу вас за пояса, (спасая) от Огня (и говоря): "(Бегите) от Огня, (бегите) от Огня!" — вы же (вырываетесь у меня из рук) и бросаетесь (туда)».
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 18. Пророк ﷺ больше всех знал об Аллахе и больше всех боялся Его.

1560 Передают, что 'Аиша (да будет доволен ею Аллах), сказала: «(Однажды) посланник Аллаха ﷺ разрешил (людям делать) что-то, но (некоторые из них) отказались от этого. (Когда) это дошло до пророка ﷺ , он разгневался, что было заметно по (выражению) его лица, а потом сказал: "Что происходит с людьми, которые отказываются от того, что было мне разрешено?! Клянусь Аллахом, я знаю об Аллахе больше, чем они, и больше их боюсь Его!"»
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 19. Пророк ﷺ удалялся от (всего) греховного и (не оставлял без внимания) нарушений запретов, установленных Аллахом Всевышним.

1561 Передают, что жена пророка ﷺ 'Аиша, (да будет доволен ею Аллах), сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха ﷺ на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое, если только оно не являлось греховным, а если было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. (Кроме того), посланник Аллаха ﷺ (никогда) не мстил за себя лично, но (мстил за Аллаха), если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха» 2058.

____________________
2058 Здесь имеется в виду, что в подобных случаях пророк ﷺ всегда подвергал виновных установленному Аллахом наказанию (хадд).
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 20. О молитвах пророка ﷺ , (которые были столь продолжительными), что у него опухали ступни, и его словах «Разве не следует мне быть благодарным рабом?»

1562 Как передал аль-Мугира ибн Шу'ба ( да будет доволен им Аллах), пророк ﷺ молился (так долго), что его ступни опухали. (Однажды) его спросили: «Разве это вменяется тебе в обязанность, (после того, как все) твои грехи были прощены?» (На это пророк ﷺ ) сказал: «А разве не следует мне быть благодарным рабом?»
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 21. Слова пророка ﷺ «Я первым из вас (окажусь) у водоёма»

1563 Передают, что Джундаб (ибн 'Абдуллах) (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как пророк ﷺ сказал: "Я первым из вас (окажусь) у водоёма"».
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu abduRrazak »

Глава 22. Об огромности водоёма пророка ﷺ и (том, как) придут (к этому водоёму члены) его общины.

1564 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, (да будет доволен Аллах ими обоими), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Чтобы обойти) мой водоём, (потребуется) месяц пути. Его (длина) равна (его ширине), его вода белее серебра, его аромат приятнее (благоухания) мускуса, а его кувшины подобны звёздам небесным 2059 и тот, кто напьётся из него, уже никогда не испытает жажды».
(Передают со слов) Асмы бинт Абу Бакр, (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, я (приду) к (моему) водоёму, чтобы посмотреть, кто из вас явится ко мне, и (некоторых) людей будут у меня забирать. Я скажу: "О Господь мой, (они имели отношение ко) мне и (являлись членами) моей общины!" (Тогда мне) будет сказано: "Разве не знаешь ты, что они творили после тебя? Клянусь Аллахом, после тебя не прекращали они отступаться (от твоей религии)!"»
(Передатчик этого хадиса) сказал: «Ибн Абу Мулейка часто говорил: "О Аллах, поистине мы прибегаем к Твоей защите от того, чтобы отступиться (или: от того, чтобы оказаться отвращёнными) от нашей религии!"»
_____________________



2059 Имеется в виду, что кувшины, которые находятся на берегах этого водоёма, столь же многочисленны, как и звёзды.
Ответить