Глава 7. Рассказ о Мусе и аль-Хадире, мир им обоим
1627 Передают, что Са'ид ибн Джубайр (да смилуется над ним Аллах), сказал:
(Однажды) я сказал ибн 'Аббасу, что Науф аль-Бикали утверждает, будто Муса мир ему, который сопровождал аль-Хадира 2111, не являлся (пророком) израильтян 2112. (Услышав это), ибн 'Аббас воскликнул: «
Враг Аллаха солгал!» (Как сообщает Са'ид ибн Джубайр, после этого) ибн 'Аббас, (да будет доволен Аллах ими обоими), сказал, что Убай ибн Ка'б (да будет доволен им Аллах) передал им, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
(Однажды) Мусу, который обратился с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей является самым знающим?» Он сказал: «Я», и (за это) Аллах выразил ему порицание, ибо (Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху). Затем Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, у места слияния двух морей (ты встретишь) одного из рабов Моих, который знает больше, чем ты». Муса мир ему спросил: «О Господь мой, как мне (найти его)?» — и ему было сказано: «Возьми с собой рыбу и положи её в корзину, (а раб этот) будет там, где ты её потеряешь». (После этого Муса) отправился в путь вместе со своим молодым (слугой) по имени Юша', сын Нуна. Муса мир ему которого сопровождал его молодой (слуга), нёс корзину, и они шли, пока не добрались до одной скалы, где Муса мир ему и его слуга заснули. (Тем временем) рыба стала биться в корзине, выскочила из (неё), упала в море (и уплыла, будто) по подземному ходу (
сура 18 аль Кахф аят 61).
Аллах сделал так, что вода, (в которой она плыла), оставалась спокойной, ибо над ней появилось (нечто) вроде свода, и это удивило Мусу и его молодого слугу. После этого они отправились в путь (и шли) остаток дня и всю ночь, а (слуга Мусы) забыл сообщить ему (об исчезновении) рыбы. Наутро Муса мир ему велел своему слуге: «
Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути» (
сура 18 аль Кахф аят 62),
а до того, как он миновал то место, куда ему было велено (идти), Муса не испытывал усталости. (Слуга) сказал ему: «
Разве ты (не помнишь), как мы укрылись у скалы? Поистине, я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть (сказать тебе) о ней, а она чудесным образом уплыла в море своим путём» (
сура 18 аль Кахф аят 63).
Муса мир ему сказал: «
Этого-то мы и желали!» — и они вернулись назад по своим следам (
сура 18 аль Кахф аят 64).
(Таким образом), они возвращались по своим следам, а когда добрались до той скалы, (увидели) человека, облачённого в (свои) одежды. Муса пожелал ему мира, а аль-Хадир спросил: «Откуда в твоей стране (знают о таком приветствии)?» (Муса) сказал: «Я — Муса». (аль-Хадир) спросил: «Муса (из числа) израильтян?» — (и Муса) ответил: «Да». (аль-Хадир) сказал: «Ты знаешь то, чему научил тебя Аллах, передав тебе (часть Своего) знания, и чего не знаю я, а я знаю то, чему Аллах научил меня, передав мне (часть Своего) знания, и чего не знаешь ты». Муса мир ему сказал: «
(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?» (аль-Хадир) сказал: «Поистине, у тебя не хватит терпения, (чтобы быть) со мной, как сможешь ты проявлять терпение, (сталкиваясь) с тем, чего не объемлешь знанием?» (Муса) сказал: «Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я буду проявлять терпение и (ни в чём) не ослушаюсь тебя» (
сура 18 аль Кахф аят 66-69). аль-Хадир сказал ему: «
Если ты последуешь за мной, ни о чём меня не спрашивай, пока я сам не расскажу тебе об этом» (
сура 18 аль Кахф аят 70),
и (Муса) сказал: «Да». Затем аль-Хадир и Муса двинулись в путь по берегу моря. (Через некоторое время они увидели) какой-то корабль и попросили (находившихся на нём людей) взять их на борт. (Эти люди) знали аль-Хадира и взяли их, не потребовав никакой платы. (Когда они сели на корабль), аль-Хадир выломал доску из (борта). Муса сказал ему: «(Эти люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал (в борту) корабля дыру, чтобы потопить тех, кто (находится на корабле)? Ты совершил нечто (неподобающее)!» (аль-Хадир) сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения, (чтобы быть) со мной?» (Муса) сказал: «Не укоряй меня за то, что я забыл, и не возлагай на меня тяжкое бремя» (
сура 18 аль Кахф аят 71-73).
Потом (Муса и аль-Хадир) покинули корабль, и когда они шли по берегу, (аль-Хадир) увидел мальчика, игравшего с (другими) детьми. аль-Хадир схватил его за голову, оторвал её своими руками и убил его, а Муса сказал ему: «
Неужели убил ты невинного человека не (в качестве возмездия за убийство)? Ты совершил неслыханное дурное дело!» (аль-Хадир) сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения, (чтобы быть) со мной?» (
сура 18 аль Кахф аят 74-75). Это (обвинение, предъявленное Мусой аль-Хадиру), было более серьёзным, чем первое. (Муса) сказал: «
Если я спрошу тебя о чём-либо и после этого, больше не сопровождай меня, (ибо, если ты поступишь так) со мной, это уже (заслуживает) оправдания», (После этого Муса и аль-Хадир продолжили свой) путь, когда же они пришли к жителям одного селения, то попросили (этих людей) накормить их, но те отказались оказать им гостеприимство. (В этом селении) они обнаружили готовую обрушиться стену, и (аль-Хадир) поправил её (
сура 18 аль Кахф аят 76-77).
Аль-Хадир сказал: «Она покосилась», и собственноручно поправил её. Муса сказал ему: «Мы пришли к этим людям, а они не накормили нас и не оказали нам гостеприимства. При желании ты мог бы получить за это плату». (Тогда аль-Хадир) сказал: «Это (значит, что) нам с тобой (пришла пора) расстаться, (но) я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть» (
сура 18 аль Кахф аят 77-78).
(Затем) посланник Аллаха ﷺ сказал: «
Да помилует Аллах Мусу! Поистине, я хотел бы, чтобы он проявил (больше) терпения, и тогда нам (больше) поведали бы о них!»
Посланник Аллаха ﷺ также сказал:
В первый раз Муса (поступил так) по забывчивости 2113 .
(Через некоторое время прилетел) воробей, сел на борт и зачерпнул клювом воды из моря. (Увидев это), аль-Хадир сказал (Мусе): «Моё и твоё знание по сравнению со знанием Аллаха всё равно что (та малость воды, которая уместилась в клюве) воробья, (по сравнению) с морем!»
Са'ид ибн Джубайр передал, что ибн 'Аббас, (да будет доволен Аллах ими обоими), читал: «...
за ними находился царь, который силой отбирал (у владельцев) каждый (целый) корабль» (сура 18 аль Кахф аят 79), и он говорил: «
Что же касается мальчика, то он был неверным».
2114
__________________
2111 По мнению некоторых улемов, аль-Хадир, которого именуют также аль- Хидр или Хизр, являлся одним из пророков, живших во времена Мусы мир ему.
2112 В своём труде «Кисас аль-анбийа» имам ибн Касир пишет: «Некоторые обладатели Писания утверждали, что Мусой, который отправился к аль-Хадиру, был Муса, сын Минсы, сына Юсуфа, сына Я'куба, сына Исхака, сына Ибрахима. Их мнение разделяли люди, которые следовали за ними, использовали их труды и передавали сообщения из их книг. Одним из них был Науф ибн Фадаля аль-Химьяри аш-Шами аль-Бикали. Говорят, что он жил в Дамаске, а его мать была женой Ка'ба аль-Ахбара (см. примечание к хадису № 1519 — Пер.). В действительности же к аль-Хадиру отправился Муса, сын 'Имрана мир ему, пророк израильтян, на что указывает содержание ряда аятов Корана и достоверный хадис, который приводят аль-Бухари и Муслим».
2113 Имеется в виду, что в первый раз, то есть после того, как аль-Хадир выломал доску из борта корабля, Муса сослался на забывчивость в качестве оправдания за нарушение обещания не задавать ему вопросы.
2114 ибн 'Аббас передаёт слова аль-Хадира, который объяснял Мусе мир ему причины своих поступков.
См:
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса