1-Книга: Начало откровений; 2-Книга веры; 3-Книга знания

ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 38

Сообщение ФАРУК »

28 – ГЛАВА:
Соблюдение поста во время рамадана в надежде
на награду Аллаха − от веры.



38 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
“Тому, кто во время рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи”».
См. также хадис № 35. Также этот хадис передали Муслим 759 и 760, Ахмад 2/232, Абу Дауд 1372, ат-Тирмизи 683, Ибн Маджах 1641.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 39

Сообщение ФАРУК »

29 - باب الدِّينُ يُسْرٌ .
[/arabic]

وَقَوْلُ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - « أَحَبُّ الدِّينِ إِلَى اللَّهِ الْحَنِيفِيَّةُ السَّمْحَةُ » .
[/arabic]

29 – ГЛАВА: Религия легка.

И слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Самая любимая религия для Аллаха - легкая религия единобожия/ханифия /».
Хафиз Ибн Хаджар в отношении этой главы «Религия легка», сказал: “Она названа легкой религией по отношению к предыдущим религиям, ибо Аллах снял с этой общины то бремя, которое было возложено на другие общины. И самым ярким пример этому является форма покаяния, которая у предыдущих общин была в виде самоубийства, тогда как покаянием этой уммы является прекращение совершения греха, твердое намерение никогда не совершать подобного и раскаяние”. См. “Фатхуль-Бари” 1/115.
То, о чем говорит Ибн Хаджар упоминается в Коране: «Вот сказал Муса своему народу: “О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя. Так будет лучше для вас перед вашим Создателем”. Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 54).

39 - حَدَّثَنَا عَبْدُ السَّلاَمِ بْنُ مُطَهَّرٍ قَالَ حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ عَلِىٍّ عَنْ مَعْنِ بْنِ مُحَمَّدٍ الْغِفَارِىِّ عَنْ سَعِيدِ بْنِ أَبِى سَعِيدٍ الْمَقْبُرِىِّ عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ عَنِ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ:
« إِنَّ الدِّينَ يُسْرٌ ، وَلَنْ يُشَادَّ الدِّينَ أَحَدٌ إِلاَّ غَلَبَهُ ، فَسَدِّدُوا وَقَارِبُوا وَأَبْشِرُوا ، وَاسْتَعِينُوا بِالْغَدْوَةِ وَالرَّوْحَةِ وَشَىْءٍ مِنَ الدُّلْجَةِ» .
أطرافه 5673 ، 6463 ، 7235 - تحفة 13069

39 -Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его(1), так придерживайтесь же правильного(2), и приближайтесь(3), и радуйтесь(4) и обращайтесь (к Аллаху) за помощью(5) утром /аль-гъадва/, вечером /ар-рауха/ и (некоторое время) ночью /ад-дульджа/».(6) См. также хадисы №№ 5673, 6463, 7235.Также этот хадис передали Муслим 2816, ан-Насаи 8/121.
__________________________________________________________________
(1) - Здесь имеется в виду, что попытки делать нечто непосильное для себя, например, молиться днём и ночью до полного изнеможения или поститься ежедневно всегда приводят к нежелательным последствиям, так как рано или поздно человек теряет силы и оказывается не в состоянии делать даже то, на что способны все остальные.
(2) - То есть: не старайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
(3) - То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.
(4) - Имеется в виду, что людям следует радоваться обещанной им Аллахом награде.
(5) - То есть: молитесь и взывайте к Нему с мольбами.
(6) - Здесь имеется в виду время, начиная от середины последней трети ночи и до рассвета.
В (другой) версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
- … так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели).
Слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “ … она неизменно побеждает его … ”, - означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей. Слово “аль-гъадва” означает - движение в начале дня, слово “ар-рауха” - движение в конце дня, а слово “ад-дульджа” - движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми а сердца ваши - свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.
Имам Ибн аль-Мунайир сказал: “В этом хадисе содержится одно из пророческих предвещаний! Поистине, мы видели и видели это люди до нас, как каждый излишествующий в религии угасал. Смысл этого хадиса не в том, что нельзя совершенствовать поклонение, поскольку наоборот, это из похвальных вещей. Однако смысл хадиса в том, что запрещено проявлять излишество, которое приведет к усталости и лени. Например, чрезмерность в добровольных деяниях может привести к упущению лучшего, как например, пропуск времени обязательной молитвы тем, кто всю ночь совершал добровольную молитву”. См. “Фатхуль-Бари” 1/117.
‘Абдуллах ибн Мас’уд и Абу ад-Дардаъ говорили: «Умеренность в Сунне лучше, чем усилие в нововведении». Это сообщение приводят Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/358 и аль-Лялякаи 1/88.
Убай ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, умеренность в пути и Сунне лучше, чем усилие в том, что противоречит пути и Сунне. Смотрите же на свои дела: они усилие или умеренность? Чтобы они соответствовали манхаджу пророков и их Сунне». Это сообщение приводит Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/358.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 40

Сообщение ФАРУК »

30 -باب الصَّلاَةُ مِنَ الإِيمَانِ . ( 31 )
[/arabic]

وَقَوْلُ اللَّهِ تَعَالَى ( وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ ) يَعْنِى صَلاَتَكُمْ عِنْدَ الْبَيْتِ .
[/arabic]
30 – ГЛАВА: Молитва является частью веры.


И слова Всевышнего Аллаха: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере(1)»(2), - то есть ваши молитвы у Дома.

40 - حَدَّثَنَا عَمْرُو بْنُ خَالِدٍ قَالَ حَدَّثَنَا زُهَيْرٌ قَالَ حَدَّثَنَا أَبُو إِسْحَاقَ عَنِ الْبَرَاءِ
أَنَّ النَّبِىَّ - صلى الله عليه وسلم - كَانَ أَوَّلَ مَا قَدِمَ الْمَدِينَةَ نَزَلَ عَلَى أَجْدَادِهِ - أَوْ قَالَ أَخْوَالِهِ - مِنَ الأَنْصَارِ ، وَأَنَّهُ صَلَّى قِبَلَ بَيْتِ الْمَقْدِسِ سِتَّةَ عَشَرَ شَهْرًا ، أَوْ سَبْعَةَ عَشَرَ شَهْرًا ، وَكَانَ يُعْجِبُهُ أَنْ تَكُونَ قِبْلَتُهُ قِبَلَ الْبَيْتِ ، وَأَنَّهُ صَلَّى أَوَّلَ صَلاَةٍ صَلاَّهَا صَلاَةَ الْعَصْرِ ، وَصَلَّى مَعَهُ قَوْمٌ ، فَخَرَجَ رَجُلٌ مِمَّنْ صَلَّى مَعَهُ ، فَمَرَّ عَلَى أَهْلِ مَسْجِدٍ ، وَهُمْ رَاكِعُونَ فَقَالَ أَشْهَدُ بِاللَّهِ لَقَدْ صَلَّيْتُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - قِبَلَ مَكَّةَ ، فَدَارُوا كَمَا هُمْ قِبَلَ الْبَيْتِ ، وَكَانَتِ الْيَهُودُ قَدْ أَعْجَبَهُمْ إِذْ كَانَ يُصَلِّى قِبَلَ بَيْتِ الْمَقْدِسِ ، وَأَهْلُ الْكِتَابِ ، فَلَمَّا وَلَّى وَجْهَهُ قِبَلَ الْبَيْتِ أَنْكَرُوا ذَلِكَ . قَالَ زُهَيْرٌ حَدَّثَنَا أَبُو إِسْحَاقَ عَنِ الْبَرَاءِ فِى حَدِيثِهِ هَذَا أَنَّهُ مَاتَ عَلَى الْقِبْلَةِ قَبْلَ أَنْ تُحَوَّلَ رِجَالٌ وَقُتِلُوا ، فَلَمْ نَدْرِ مَا نَقُولُ فِيهِمْ ، فَأَنْزَلَ اللَّهُ تَعَالَى ( وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ ) .
أطرافه 399 ، 4486 ، 4492 ، 7252 - تحفة 1840 - 17/1

40 - Сообщается, что аль-Бараъ ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«В первое время после приезда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину он жил у своих дедов (или же он сказал: у дядьёв своей матери) из числа ансаров. (После этого) он в течение шестнадцати или семнадцати месяцев молился, обращаясь лицом в сторону Иерусалима(3), однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы. Первой такой молитвой(4), которую он, да благословит его Аллах и приветствует, совершил вместе с другими людьми, была послеполуденная молитва/аср/. Затем один из тех, кто молился вместе с ним, вышел и, проходя мимо собравшихся в мечети людей, которые склонились в поясном поклоне(, повернувшись в сторону Иерусалима), сказал: “Клянусь Аллахом, (только что) я молился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратившись в сторону Мекки”. (Услышав это,) они сразу же повернулись в сторону Каабы. Что касается иудеев и (других) людей Писания, то им было приятно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился, обращаясь в сторону Иерусалима, когда же он стал поворачиваться лицом в сторону Каабы, им это не понравилось».См. также хадисы №№ 399, 4486, 4492, 7252. Также этот хадис передал Муслим 525.
Аз-Зухри сказал: «Рассказал нам Абу Исхакъ о том, что аль-Бараъ в этом хадисе рассказывал, что некоторые люди умерли, а (другие были) убиты до того, как къибла была изменена и мы не знали что говорить о них(5), и Всевышний Аллах ниспослал (айат, в котором говорится): «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере».
__________________________________________________________________
(1) - Здесь под словами «вашей вере» подразумевается «ваша молитва, которую вы совершали, обращаясь лицами в сторону “Байт аль-Макъдис” (Иерусалима)». Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«После того, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, стал обращаться в сторону Каабы, люди спросили его: “А что же теперь будет с нашими братьями, умершими до этого?”-, после чего и был ниспослан аят, в котором содержатся слова Аллаха Всевышнего: “Аллах никогда не даст пропасть вашей вере …” Сура «аль-Бакъара», 143. Таким образом, Аллах Всемогущий и Великий назвал “верой” молитвы тех, кто молился, обращаясь в сторону Иерусалима, и умер до того, как къибла была изменена.
(2) - Сура «аль-Бакъара» 143.
(3) - Имеется в виду мечеть “аль-Масджид аль-Акъса”, которая находится в Иерусалиме.
(4) - То есть первой молитвой, которую пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил, повернувшись в сторону Мекки.
(5) - То есть они не знали будут ли действительны или нет молитвы тех мусульман, которые молились, обращаясь в сторону Иерусалима.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ 41-42

Сообщение ФАРУК »

31 – ГЛАВА: Об искреннем исповедании Ислама человеком.



41 - Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если раб (Аллаха) примет Ислам и будет Ислам его хорош, Аллах простит ему любой грех, совершённый им прежде, и после этого воздаяние (для него будет таким: награда за каждое благое дело будет (для него по меньшей мере) десятикратной, возрастая до семисоткратной. Что же касается (каждого) дурного дела, то (воздастся за него только) равным, если Аллах не простит его”». Этот хадис передали аль-Бухари 41 и ан-Насаи 4998. См. «Мишкат аль-Масабих» 2373, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 337.


42 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Если кто-то из вас будет исповедовать Ислам хорошо, то за каждое благое дело, которое он совершит, ему запишут от десяти до семиста подобных (дел). А за каждое дурное дело, которое он совершит, ему запишут подобное этому (дурному делу)». Этот хадис передали аль-Бухари 42, Муслим 129, Ахмад 2/317, Абу Авана 1/83-84, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 228, аль-Байхакъи в «аль-Асмаъ ва-с-Сыфат» 71, аль-Багъави в «Шарх ас-Сунна» 4148. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 3959, «Мишкат аль-Масабих» 44, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 287.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 43

Сообщение ФАРУК »

43 - Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил её: «Кто это?» (‘Аиша) ответила: «Такая-то», и стала рассказывать о том, как она молится , что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится , пока сами вы не утомитесь!»
(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): «Больше всего он (1) любил такие религиозные (дела), которые (человек,) совершавщий их, совершал постоянно». См. также хадис № 1151. Этот хадис передали аль-Бухари 43, Муслим 785, ан-Насаи 3/218, Ибн Маджах 4238. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 6625.
______________________________________________________
(1) - То есть пророк, да благословит его Аллах и да приветствует! См. «Фатх аль-Бари».

“Аллах не утомится” /ля йамаллю-Ллаху/: это значит, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится “пока сами вы не утомитесь” /хатта тамаллю/ и не прекратите, следовательно, вам надлежит браться за то, что вы в состоянии совершать постоянно, чтобы постоянными были Его награды и милости к вам. См. ан-Навави. «Сады праведных». Пер. Вл. Нирша, комм. к хадису 142.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ 44-45

Сообщение ФАРУК »

33 – ГЛАВА: Увеличение и уменьшение веры.


Аллах Всевышний сказал:
«И Мы увеличили их приверженность прямому пути». Сура «Пещера», 18:13.
«… чтобы усилилась вера у верующих». Сура «Завернувшийся», 74:31.
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию». Сура «Трапеза», 5:3. И если удалить (или оставить) что-либо из полноценного, то оно уменьшается.


44 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха”, храня в сердце своём добро(1) весом (хотя бы) с ячменное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха”, храня в сердце своём добро весом (хотя бы) с пшеничное зерно, и выйдет из огня тот, кто скажет: “Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха”, храня в сердце своём добро весом (хотя бы) с пылинку».
Абу ‘Абдуллах сказал: «Абан сказал: “Рассказал нам Къатада, сообщил нам Анас от пророка: “(храня в сердце своём) веры” вместо “добро”». См. также хадисы №№ 4476, 6565, 7410, 7440, 7509, 7510, 7516. Этот хадис передали аль-Бухари 44, Муслим 193, Ахмад 3/116, ат-Тирмизи 2593, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11243, Ибн Маджах 4312. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 8061.
_______________________________________________________________________
(1) - Здесь под “добром” подразумевается вера.

45 - Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) один иудей сказал ему:
«О повелитель правоверных! Есть в вашем Писании один айат, который вы читаете, (и я думаю, что) если бы он был ниспослан иудеям, то мы обязательно отмечали бы день (его ниспослания) как праздник». (‘Умар) спросил: «И какой же это айат?» Тот сказал: «Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и довёл до конца Свою милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии».(1) ‘Умар сказал: «Нам известен этот день и то место, где (этот айат) был ниспослан пророку, да благословит его Аллах и приветствует . Это была пятница, когда он стоял на ‘Арафате(2)». См. также хадисы №№ 4407, 4606, 7268. Этот хадис передали аль-Бухари 45 и Муслим 3017.
__________________________________________________________________________
(1) - “Трапеза”, 3.
(2) - Имеется в виду основной обряд хаджжа − стояние /вукуф/ поблизости от горы ‘Арафат в девятый день месяца зу-ль-хиджжа.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 46

Сообщение ФАРУК »

34 – ГЛАВА: Выплата закята является частью Ислама.


И слова Всевышнего Аллаха: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать молитву и выплачивать закят. Это – правая вера». Сура 98, «Ясное Знамение», 4.

46 - Передают со слов Малика(1) о том, что его дядя Абу Сухайль ибн Малик рассказывал со слов своего отца, что он слышал, как Тальха бин 'Убайдаллах, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явился какой-то человек из Неджда(2) с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился и (не выяснилось, что) он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Ты должен совершать) пять молитв в течение дня и ночи”. (Человек) спросил: “А должен ли я молиться сверх этого?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (совершить дополнительную молитву”. Затем) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Ты должен соблюдать) пост в течение рамадана”. (Человек) спросил: “А должен ли я поститься сверх этого?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (поститься дополнительно)”».
(Тальха) сказал: «А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему (о необходимости) выплаты закята. (Этот человек) спросил: “А должен ли я (выплачивать что-нибудь) сверх этого?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь этого ”».
(Тальха) сказал: «И после этого тот человек повернулся (и направился к выходу) со словами: “Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять!” − а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Он преуспеет(3), если говорит искренне!(4)”»

См. таже хадисы №№ 1891, 2678, 6956. Также этот хадис передали Ахмад 1/162, Муслим 11, Абу Дауд 391, ан-Насаи 1/226, 4/120, 8/118.
__________________________________________________________________________
(1) - Это Малик ибн Анас – имам города Пророка – Медины, да помилует его Аллах. Прим. пер.
(2) - Название обширного центрального плоскогорья Аравийского полуострова.
(3) - То есть попадёт в рай.
(4) - Другими словами, если он сделает то, о чём говорит.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 47

Сообщение ФАРУК »

35 - ГЛАВА: Участие в проводах покойного является признаком веры.



47 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто проводит (в последний путь) покойного мусульманина, храня веру и надеясь на награду Аллаха, и останется с ним до тех пор, пока над ним не прочитают заупокойную молитву и тело не предадут земле, вернётся с наградой в два къирата, каждый из которых будет величиной с (гору) Ухуд(1). Тот же, кто совершит молитву по покойному и уйдёт до погребения, вернётся с наградой (только в один) къират». См. также хадисы №№ 1323, 1324, 1325. Этот хадис передали аль-Бухари 47, Муслим 945, Ахмад 2/430, Абу Дауд 3168, ат-Тирмизи 1040, ан-Насаи 8/120 и в «Сунан аль-Кубра» 2122, Ибн Маджах 1539, Ибн Хиббан 3078, аль-Байхакъи 3/412, ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» 609, Абу Йаля 6188, Абду-р-Раззакъ 6269. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 6317, «Мишкат аль-Масабих» 1651, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 3498.
_________________________________________________
(1) - Ухуд – название горы в пяти километрах к северу от Медины. 22 марта 625 г. у этой горы между мусульманами и курайшитами состоялось сражение, в котором мусульмане потерпели поражение и понесли значительные потери. Среди прочих погиб и дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хамза, да будет доволен им Аллах.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ 48-49

Сообщение ФАРУК »

36 – ГЛАВА: Страх верующего перед тем, что (благие) дела его окажутся тщетными, а он и не заметит этого.



Ибрахим ат-Тайми сказал: «Если мое слово расходилось с моим поступком, то я всегда боялся того, что окажусь лжецом!»
Ибн Абу Мулейка говорил: «Я застал тридцать человек из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, каждый из которых боялся для себя лицемерия и ни один из них не говорил, что его иман подобен иману Джибриля и Микаиля». Также передают от аль-Хасана: «Только верующий боится лицемерия и никто не (считает себя) обезопашенным от него кроме лицемера». Нельзя уберечь себя от ослушания и лицемерия, кроме как покаянием, согласно словам Всевышнего Аллаха: «…. и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили». Сура «Али ‘Имран», 3:135.


48 - Передают со слов ‘Абдуллы ибн Маc’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - (свидетельство) неверия(1)». См. также хадисы №№ 6044, 7076. Также этот хадис передали Ахмад 1/385, Муслим 64, ат-Тирмизи 1983, ан-Насаи 7/121 и в «Сунан аль-Кубра» 3568, Ибн Маджах 69, Ибн Хиббан 5939, аль-Баззар 1172, аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» 8/20 и «Шу’аб аль-Иман» 6662, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 325 и «аль-Аусат» 738, Абу Я’ля 4991. См. также «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 2779, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3595, «Мишкат аль-Масабих» 4814.
_____________________________________
(1) - Здесь речь идёт о поношении мусульманина мусульманином и о сражениях мусульман друг с другом.
Слово «фиск» буквально означает «выход», а в качестве шариатского термина оно используется для указания на выход из повиновения Всевышнему Аллаху. Оно является синонимом слова «‘исйан», которое означает ослушание Аллаха, однако использование слова «фиск» указывает на более серьезное ослушание, чем «‘исйан». То есть дела, относящиеся к категории «фиск» являются более тяжким грехом, чем те, которые рассматриваются как «‘исйан».
Под словом «неверие» подразумевается не то неверие, которое выводит человека из религии, то есть превращает его в немусульманина и неверующего. Иными словами, этот хадис нельзя понимать в буквальном смысле. Это подтверждает аят: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4:48). Хадис о великом заступничестве также свидетельствует о том, что никто из исповедующих чистое Единобожие не останется в Огне навечно, какие бы тяжкие грехи они ни совершали в земной жизни, даже если для искупления своих грехов им придется пробыть в Аду так долго, что нам даже трудно представить это. А значит, человек, совершающий тяжкие грехи, не становится неверующим, как утверждают хариджиты, потому что неверующий пребудет в Огне вечно – таково согласное мнение ученых мусульманской общины.
В приведенном хадисе слово «неверие» употреблено с целью подчеркнуть тяжесть греха, который совершают мусульмане, сражаясь друг с другом. Поношение мусульманина – тяжкий грех, а сражение с ним еще более тяжкий грех, потому что оно может привести к гибели верующего. Возможно также, что сражение с мусульманином названо неверием из-за сходства этого действия с действиями неверующих. Для неверующего более естественно сражаться с мусульманином, чем для мусульманина, потому что многобожник смотрит на приверженца Единобожия как на врага, тогда как мусульмане считают друг друга братьями. Это далеко не единственный хадис, в котором слово неверие употребляется не в прямом, а в переносном смысле.

49 - Сообщается, что ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома), чтобы поведать (людям) о ночи предопределения, но в это время двое мусульман вступили в перебранку друг с другом, и тогда он сказал: “Поистине, я вышел, чтобы поведать вам о (времени наступления) ночи предопределения, но такой-то начал ссориться с таким-то, и (то, что я знал,) исчезло(1). Возможно, это и лучше для вас, (а теперь) ждите её в седьмую, девятую или пятую!”(2)» См. также хадисы №№ 2023, 6049.
____________________________________________________________
(1) - То есть я забыл о том, что мне было дано узнать.
(2) - Речь идёт о седьмой, девятой или пятой ночи из числа последних десяти ночей рамадана.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 50

Сообщение ФАРУК »

37 – ГЛАВА: Вопросы, которые Джибрил задал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, Исламе, чистосердечии/ихсан/ и знании (о наступлении) Часа.



Затем он сказал: «Джибрил явился к вам для того, чтобы научить вас вашей религии». И он назвал всё это религией. То, что разъяснил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делегации племени ‘Абд аль-Къайс из веры, и слова Всевышнего :«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято». Сура «Али ‘Имран» 85.



50 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился среди людей, к нему пришёл Джибрил и спросил: “Что такое вера?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Суть веры) в том, чтобы верил ты в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, во встречу с Ним и в Его посланников, а также в том, чтобы верил ты в воскресение”. (Джибрил) спросил: “Что такое Ислам?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Суть) Ислама в том, чтобы ты поклонялся одному только Аллаху и не приобщал к нему сотоварищей, совершал молитву, выплачивал обязательный закят и соблюдал пост в рамадане”.(2) (Джибрил) спросил: “Что такое чистосердечие/ихсан/?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Быть чистосердечным − значит) поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то, (нe забывая о том, что) Он, поистине, видит тебя”. (Джибрил) спросил: “Когда наступит Час этот (3)?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Тот, у кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос, но я поведаю тебе о ег предзнаменованиях: (он приблизится,) когда невольница породит (того, кто станет) её хозяином, а пастухи(, некогда занимавшиеся выпасом) чёрных верблюдов, станут соревноваться друг с другом в возведении огромных жилищ. (Однако Час этот является одной) из пяти вещей, о которых не знает никто, кроме Аллаха”. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал айат(, в котором сказано): “Поистине, лишь Аллах знает о Часе этом. Он ниспосылает дождь и знает о том, что находится в утробах. Никто не знает, что приобретёт он завтра, и никто не знает, в какой земле умрёт. Поистине, Аллах - Знающий, Сведущий!” (4) − после чего (Джибрил) удалился, (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) велел (своим сподвижникам): “Верните его!” Однако они ничего не увидели, и тогда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Это был Джибрил, который пришёл для того, чтобы научить людей их религии”».См. также хадис № 4777. Этот хадис передали аль-Бухари 50, Муслим 5.
________________________________________________________
(1) - Слово “ихсан” образовано от глагола “ахсана” − делать что-либо хорошо; совершать благодеяние; делать добро (кому-либо). В Коране и сунне “ихсан” понимается как искренность (чистосердечие), проявляемая человеком при исполнении им своих религиозных обязанностей и противопоставляемая всему показному.
(2) - В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывает также на обязательность совершения хаджжа, если у мусульманина появится такая возможность.
(3) - Имеется в виду День воскресения.
(4) - “Лукъман”, 34.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 51

Сообщение ФАРУК »

51 – Передают со слов ‘Убайдуллы ибн ‘Абдуллы о том, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывал ему:
«Мне сообщил Абу Суфйан о том, что Ираклий сказал ему: “Я спросил у тебя: “Они увеличиваются или уменьшаются”, и ты утверждал, что они увеличиваются. Но такова и вера, пока она не станет полной. Я спросил у тебя: “Отказывается ли кто-то из них от своей религии из-за недовольства ею, после того как принял её”, и ты утверждал, что нет, но (так и бывает), когда вера проникает в сердца - никто не бывает не довольным ею”». См. также хадис № 9. Также этот хадис передал Муслим 1773.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 52

Сообщение ФАРУК »

38 – ГЛАВА: О достоинстве того, кто освобождается (от сомнительного) ради своей религии.



52 - Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь , а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это − сердце”». См. также хадис № 2051. Также этот хадис передали Муслим 1599, Абу Дауд 3329, ат-Тирмизи 1205, ан-Насаи 7/241, Ибн Маджах 3984, ад-Дарими 2531, Ахмад 4/270, Ибн Хиббан 721, аль-Баззар 3268, аль-Байхакъи 5/264, Ибн Абу Шейба 22435. См. также «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1731, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3193, «Мишкат аль-Масабих» 2762.

_____________________________________________________________________________________________
1 - Передатчик этого хадиса:
Им является Абу 'Абдаллах (или же Абу Мухаммад) ан-Ну’ман бин Башир бин Са’ д бин Са’ ляба аль-Ансари аль-Хазраджи, родившийся через два года после переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину, а следовательно относившийся к числу его младших сподвижников. В своё время он был наместником Куфы и Химса, а также занимал пост кади Дамаска. Ан-Ну’ман бин Башир был убит в 64 году хиджры после того, как он начал призывать людей присягнуть Ибн аз-Зубайру.
2 - Пояснения к отдельным словам.
- “Сомнительное”. Согласно комментарию имама Ахмада, сомнительное представляет собой нечто среднее между дозволенным и запретным, а в другом месте он сказал, что сомнительным является то, в чём дозволенное смешивается с запретным.
Согласно же другому мнению, сомнительным является то, относительно дозволенности или запретности чего нет единого мнения.
3 - Вопросы, затронутые в этом хадисе.
Вопрос первый: дозволенное, запретное и то, что находится между тем и другим.
Есть вещи ясные и очевидные для каждого члена общины, но есть и такие вещи, которые очевидны и ясны не для всех. Можно указать на целый ряд допустимых или запретных вещей, которые известны всем и незнание которых непростительно никому. Так, например, известно, что мужчина может спать со своей женой, или же, что можно пить воду и есть финики. Общеизвестно также, что к числу запретных вещей относятся такие действия как употребление вина, прелюбодеяние, ростовщичество и так далее.
Однако есть и такие вещи, дозволенность или запретность которых ясна лишь некоторым улемам, поскольку им известны
доводы в пользу дозволенности или запретности тех или иных действий или же потому, что они понимают, какое решение следует принимать в каждом конкретном случае, например, когда речь идёт о временном браке, употреблении в пищу ослиного мяса, совершении хаджжа на деньги, силой отнятые у другого человека, и многих других вещах. Из этого следует, что каждый мусульманин должен стремиться к приобретению знания о дозволенном и запретном, немедленно отказываясь от того, запретность чего станет для него очевидной, не прибегая при этом ни к каким уловкам и не уподобляясь иудеям, которые стали использовать различные ухищрения, когда Аллах запретил им охотиться по субботам и употреблять в пищу жир мертвечины.
Вопрос второй: причины возникновения сомнений и совместимость этого с полной ясностью.
Аллах Всевышний сказал:
...Мы ниспослали тебе Писание как разъяснение всего... (“Пчёлы”, 89)
Муджахид сказал: ”Имеется в виду разъяснение всего того, что было повелено или запрещено людям”.
Аллах Всевышний также сказал:
-...а тебе Мы ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежде...(“Пчёлы, 44)
Имам Ахмад, Ибн Маджах и Ибн Абу 'Асим приводят в своих сборниках хадис, передаваемый со слов аль-Ирбада бин Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Я оставил вам нечто совершенно ясное, и никто, кроме обреченных на гибель, не станет отклоняться от этого».
Аль-Мунзири в “ат-Таргъиб ва-т-Тархиб” считает иснад этого хадиса хорошим, но если это так, то каким же образом смысл его соотносится со смыслом того хадиса, в котором говорится о существовании сомнительного?
На этот вопрос можно ответить следующим образом: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, действительно разъяснил всё самым наилучшим образом, что же касается сомнений, то они, как мы уже указывали выше, являются относительными и могут возникать у отдельных людей, и именно поэтому в цитированном нами хадисе сказано: “...а между ними находится сомнительное, о котором многие люди ясного представления не имеют...” Это означает также и то, что некоторые люди знают об этом, а поэтому если мусульманин, боящийся за себя самого, как боялись за себя наши предшественники, да помилует их Аллах, станет защищаться посредством благочестия, то он, с соизволения Аллаха, ничего сомнительного и не совершит, а образцом для него в этом могут служить поступки господина людей, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, бывает так, что приходя к себе домой, я обнаруживаю на своей постели упавший на нее финик и поднимаю его, чтобы съесть, но потом у меня возникают опасения, что этот финик может оказаться частью закята, и я отбрасываю его в сторону».
Что же касается причины сомнений, то они могут возникать либо в силу незнания того, что говорится об этом в Коране или сунне, либо по причине неуверенности в этом, либо из-за неправильного понимания этого, либо из-за убеждённости в том, что то или иное указание было отменено, либо ввиду возникновения каких-нибудь колебаний, вызванных противоречивостью самого явления, либо в силу неясности смысла этого явления, либо же в силу какой-нибудь иной из многочисленных возможных причин, с чем сталкивались и сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также их последователи.
Вопрос третий: принцип допустимости (ибаха), лежащий в основе взаимоотношений между людьми, применим и к тому, что они могут употреблять в пищу.
Если основой всего того, что касается исполнения религиозных обязанностей, являются ниспосланные свыше откровения, то отношения между людьми и выбор ими того, что они употребляют в пищу, должны основываться на принципе допустимости, в соответствии с которым допускается всё то, что прямо не запрещается Кораном или сунной.
Аллах Всевышний сказал:
"О те, кто уверовал! Вкушайте пищу добрую, которой Мы наделили вас, и благодарите Аллаха...". (“Корова”, 172.)
Аллах Всевышний также сказал:
"Он - тот, кто сотворил для вас всё то, что есть на земле...". (“Корова”, 29.)
Ат-Тирмизи приводит хадис, передаваемый со слов 'Амра бин 'Ауфа, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Дозволено примирение между мусульманами за исключением тех случаев, когда дозволенное объявляется запретным, а запретное - дозволенным».
В силу того, что передают со слов целого ряда сподвижников, этот хадис можно признать хорошим. С учётом всего вышеупомянутого можно сказать, что из содержания хадиса, переданного Ирбадом, да будет доволен им Аллах, следует, что допустимое также очевидно и что всё, имеющее к этому отношение, подразделяется на две категории: на то, относительно запретности чего нет прямых указаний, и на то, допустимость чего подтверждается сунной.
Вопрос четвёртый: категории людей в зависимости от их отношения к сомнительному.
В зависимости от отношения людей к сомнительному их можно разделить на три категории:
I - Люди, которым ясна допустимость или запретность тех или иных действий и которые, в соответствии с этим, либо предпринимают те или иные действия, либо отказываются от их совершения.
2 - Люди, для которых нечто является сомнительным, но тем не менее они не страшатся делать это.
3 - Люди, которые стараются защититься от сомнительного посредством своего благочестия и отказываются от этого ради своей религии и своей чести.
Как следует из содержания данного хадиса, из всех вышеупомянутых категорий людей порицания достойны те, кто знает о запретности или дозволенности определенных вещей, но поступает вопреки известным им указаниям, равно как и те, кто испытывает сомнения, но тем не менее совершает нечто сомнительное.
Вопрос пятый: освобождение от сомнительного ради религии и чести.
Поистине, совершение сомнительного подчас может навлекать на человека обвинения в том, что он нарушает установления своей религии или же совершает нечто такое, что может запятнать его честь.
Так, например, если во время рамадана человек станет есть днём в силу тех или иных уважительных причин, а его увидят те, кому будет неизвестно, почему он поступает таким образом, они обязательно обвинят его в нарушении установлений шариата. Нечто подобное произойдёт и в том случае, если женщина встретит на площади своего брата и начнет перекидываться с ним шутками, ибо тогда люди, увидевшие её с посторонним мужчиной, обязательно станут говорить, что она не блюдет свою честь должным образом.
В качестве примера, поясняющего, как следует поступать в подобных случаях, можно привести сообщение, касающееся Анаса, да будет доволен им Аллах. Однажды он отправился на пятничную молитву, но когда подошёл к мечети, то увидел, что люди, уже совершившие молитву, расходятся по домам. Тогда он укрылся там, где его никто не мог видеть, и сказал: ”Кто не стыдится людей, тот не устыдится и Аллаха”.
Другим примером может служить содержание хадиса, который приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд. В этом хадисе сообщается о том, что однажды ночью в период уединения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети его пришла навестить его жена Сафийа.
Сафийа сказала:
- А потом я поднялась со своего места и вместе со мной поднялся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая проводить меня домой. Это увидели двое ансаров, которые при виде пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поспешили уйти, однако он сказал им: ”Не спешите, это же Сафийа!”-, а они воскликнули: ”Преславен Аллах!” - после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Поистине, шайтан проникает к человеку по жилам его, и, поистине, побоялся я, что сумеет заронить он в ваши сердца нечто дурное!”
Вопрос шестой: сомнительное приводит к запретному.
В данном хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прямо указывает на то, что сомнительное является теми вратами, войдя в которые человек неизбежно придёт и к запретному.
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, в “Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам” (с.63) сказал:
- Что же касается совершающих нечто сомнительное, не избавившись от своих сомнений, то о таких пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что они станут совершать и нечто запретное. Эти слова можно истолковать двояко. Суть одного из двух возможных толкований состоит в том, что если человек будет совершать нечто сомнительное, понимая, что он занимается сомнительными делами, то постепенно в результате потворствования своим страстям он придёт и к совершению запретных действий, даже если и будет знать об их запретности.
В обоих “Сахихах” приводится версия этого хадиса, в которой сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Осмелившийся совершить нечто такое, что может внушить мысль о греховности этого поступка, близок к совершению и того, греховность чего очевидна».
Второе толкование: осмеливающийся совершать нечто сомнительное, не зная о том, дозволено это или запретно, не застрахован от того, чтобы совершить нечто запретное, даже не подозревая об этом.
Вопрос седьмой: примеры и их важность.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уподобляет запреты Аллаха заповедным местам, а сомнительное -тем территориям, которые примыкают к ним, указывая на то, что человек, занимающийся сомнительными делами, подобен тому, кто пасёт свой скот возле заповедника и рискует по невнимательности или же в силу своей слабости не только оказаться там, где ему быть запрещено, но и превратить это место в пастбище для своего скота.
Надо сказать, что как Коран, так и сунна изобилуют разного рода примерами, важность которых состоит в том, что они весьма поучительны, дают слушателю наглядное представление о предмете разговора и в наибольшей степени способствуют правильному пониманию, что является примером предельной ясности и совершенства в доведении желаемого до сведения людей.
Вопрос восьмой: о значении сердца.
Поэт сказал:
- Язык юноши — половина, а другая половина — сердце,
и не остается ничего, кроме вида мяса и крови.
Здесь это означает, что если негодно сердце, то и язык будет представлять собой не более чем кусок плоти с кровью.
Сердце является основой человека и вместилищем его духа, благодаря которому он может совершать те или иные действия, а поэтому если с сердцем всё будет в порядке, то благими и полезными будут все дела, слова и мысли человека, в противном же случае этого ожидать не приходится. Поскольку этот кусочек плоти является столь важным органом, ему следует уделять особое внимание. Достаточно сказать, что именно сердце может становиться очагом таких тайных болезней как лицемерие, зависть, коварство и многих других, о которых сам человек может даже и не подозревать до тех пор, пока они не ввергнут его в бездну гибели. И эти болезни могут превратить сердце из ослепительно белого и чистого в черное, а для лечения его применяются различные средства, однако здесь не место говорить об этом, а о помощи следует взывать к Аллаху. См. «Хадисы и термины», пер. Вл. Нирша.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 53

Сообщение ФАРУК »

39 – ГЛАВА: Выплата пятой части(1) является частью веры.

__________________
(1) - Имеется в виду выплата пятой части от военной добычи.


53 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Когда к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация (племени) ‘абд аль-къайс, он спросил: “Кто эти люди?”[1] Они ответили: “Раби‘а[2]”. Он сказал: “Добро пожаловать (вам, о) люди![3] Не будете вы посрамлены и не станете cожалеть!” Они сказали: “О посланник Аллаха, мы можем приезжать к тебе только в священный месяц[4], ведь нас отделяют от тебя неверные из племени мудар, так дай же нам решающее веление, чтобы мы передали его оставшимся за нами[5] и благодаря этому вошли в рай!” И они спросили его о напитках[6], а он велел им (делать) четыре (дела) и запретил им четыре (других). Он велел им верить в одного лишь Аллаха и спросил: “Знаете ли вы, что такое вера в одного лишь Аллаха?” Они ответили: “Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше”. Тогда он сказал: “Это − свидетельство о том, что нет бога достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад − посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадане и выделение вами пятой части военной добычи”. И он запретил им четыре (вещи): хантам[7], дуббy[8], накир[9] и музаффат (или: мукаййар)[10], а затем он сказал: “Запомните это и передайте тем, кто остался за вами”». См. также хадисы №№ 87, 523, 1398, 3095, 3510, 4368, 6176, 7266, 7556. Также этот хадис передали Муслим 17, Абу Дауд 3692, ан-Насаи 8/120, ат-Тирмизи 2611 часть этого хадиса.
________________________________________________________
[1] Или: «Что это за делегация?»
[2] Название группы племён.
[3] Или: «Добро пожаловать этой делегации!»
[4] Имеется в виду мухаррам, один из четырёх месяцев, во время которых все военные действия между племенами прекращались. В доисламские времена мухаррам был месяцем совершения хаджжа.
[5] Здесь речь идёт о соплеменниках и домочадцах.
[6] То есть о том, что из них является дозволенным, а что запретным.
[7] “Хантам” − кувшины, изготовлявшиеся из глины, в которую добавляли шерсть и кровь. Прежде в таких кувшинах в Медину привозили вино. Впоследствии запрет на использование таких сосудов был отменён, но запрет на употребление любых алкогольных напитков остался в силе.
[8] “Дубба” − сосуды для вина из высушенных тыкв.
[9] “Накир” − сосуды для вина, выдолбленные из корней пальмы.
[10] “Музаффат” и “мукаййар” − сосуды для вина, бока которых обмазывались смолой. Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять то, для чего эти сосуды и кувшины предназначались.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ВЕСЬ СБОРНИК. ХАДИСЫ 54-56

Сообщение ФАРУК »

40 – ГЛАВА: О том, что дела оцениваются по намерению и расчёту, и что каждому человеку достанется то, что он намеревался (обрести).


В это входит вера, омовение, молитва, закят, хаджж, пост, и другие религиозные заповеди. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Каждый человек избирает свой путь». Сура «аль-Исраъ» 84, - то есть согласно намерению. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «Расходование человеком средств на свою семью, надеясь на награду Аллаха, является (для него) садакъой». См. хадис №55. Также (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Но (необходимость участия в) джихаде и (благом) намерении (остаётся)». См. хадис №3900.


54 – Передают со слов ‘Умара (ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Дела (оцениваются) согласно намерению и каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся”(1)». См. также хадис №1. Также этот хадис передал Муслим 1907.
_______________________________________________________________
(1) - См. примечания к хадису № 1.

55 - Передают со слов Абу Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек расходует (средства) на свою семью, надеясь только на награду Аллаха, это становится для него садакой(1)». См. также хадисы №№ 4006, 5351. Этот хадис передали аль-Бухари 55, Муслим 1002, Ахмад 4/120, ат-Тирмизи 1965, ан-Насаи 5/69 и в «аль-Кубра» 2325, ад-Дарими 2664, Ибн Хиббан 4238, аль-Байхакъи 4/178, ат-Табарани 17/195. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 402, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1954, «Мишкат аль-Масабих» 1930.
__________________________________________________________________
(1) - “Садака” − добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. И Коран, и сунна поощряют людей помогать нуждающимся, обещая за это большую награду Аллаха. В данном случае имеется в виду, что человек, расходующий средства на содержание своей семьи, получит такую же награду, как и человек, расходующий свои средства на садаку.

56 -Передают со слов Са’да ибн Абу Ваккъаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене(1)». См. также хадисы №№ 1295, 2742, 2744, 3936, 4409, 5354, 5659, 5668, 6373, 6733. Также этот хадис передали Муслим 1628, Абу Дауд 2864, ат-Тирмизи 2116, Ахмад 1/176, Малик 1495, ад-Дарими 3196, Ибн Хиббан 6026, аль-Байхакъи 6/268. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3082, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1953.
____________________________________________________________________
(1) - В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 57

Сообщение ФАРУК »

42 – ГЛАВА: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Религия есть проявление искренности[1] по отношению к Аллаху[2], к Его посланнику, к мусульманским правителям[3] и ко всем мусульманам вообще[4]», и слова Всевышнего Аллаха: "... если они искренни перед Аллахом и Его Посланником". Сура"ат-Тауба" 91.[5]



57 - Сообщается, что Джарир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я поклялся пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в том, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину». См. также хадисы №№ 524, 1401, 2157, 2714, 2715, 7204. Также этот хадис передали Муслим 56, ат-Тирмизи 1925, ан-Насаи 7/147 и в «Сунан аль-Кубра» 321, ад-Дарими 2540, Ахмад 4/360, Ибн Хузайма 2072, Ибн Хиббан 4545, ат-Табарани 2244. См. также «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 751, «Мишкат аль-Масабих» 4967.
________________________________________________________________________
[1] “Насиха” - благожелательное и искреннее отношение.
[2] Искренность по отношению к Аллаху проявляется в подчинении Его велениям и отказе от совершения всего того, что запрещено Им.
[3] Здесь имеется в виду оказание им помощи в их делах, если они стараются вести мусульман по прямому пути, и указание им на их ошибки, если они впадают в заблуждение.
[4] Здесь подразумевается побуждение мусульман к одобряемому шариатом /ма‘руф/ и удержание от неодобряемого /мункар/, доброе отношение к ним, стремление помочь и старание выполнять всё то, к чему побуждал людей посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, в сфере взаимоотношений друг с другом.
[5] Хафиз Ибн Раджаб сказал: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, к Его Писанию и посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует) относится то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.
Ибн Хаджар сказал: «Проявление искренности по отношению руководителям мусульман – это значит: помочь им в том, что возложено на них, указать им на их упущения по небрежности, заполнить недостаток во время их ошибок, объединение и сплочение вокруг них, возвращение к смирению тех сердец, которые чувствуют отвращение к ним. Наиважнейшей искренностью по отношении к ним является – отвращение их от тирании и несправедливости с тем, что лучше». См. «Фатхуль-Бари» 1/137.
Закрыто