1-Книга: Начало откровений; 2-Книга веры; 3-Книга знания

ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 58

Сообщение ФАРУК »

58 - Сообщается, что Зияд ибн ‘Алакъа сказал:
«Я слышал, как в день смерти аль-Мугъиры ибн Шу’ба, Джарир ибн ‘Абдуллах (аль-Баджали), да будет доволен им Аллах, встал и восхвалил Аллаха, восславил Его и затем сказал: “Вам следует бояться одного Аллаха у которого нет сотоварища, быть степенными и соблюдать спокойствие, пока не придет к вам ваш амир, ибо поистине, он сейчас явится к вам!” Затем он сказал: “Просите прощения для вашего амира, ибо поистине он любил прощение!” Далее он сказал: “А затем… (В своё время) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: “Присягаю тебе в том, что буду оставаться приверженным Исламу!” − он же поставил мне условие: “Проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину”, и я поклялся ему в этом. Клянусь Господом этой мечети, поистине, я отношусь к вам с искренностью!” Затем он попросил Аллаха о прощении и спустился (с минбара)». См. также хадис № 57. Также этот хадис передали Муслим 56, Ахмад 4/357.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. КНИГА ЗНАНИЯ. ХАДИС 59

Сообщение ФАРУК »

3. Книга знания




1 – ГЛАВА: Достоинство знания.


Аллах Всевышний сказал: «Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите» (“Препирательство”, 11).
Всемогущий и Великий также сказал: «…и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”» (“Та ха”, 114).



2 – ГЛАВА: О том, кому задали вопрос, когда он был занят беседой, и кто закончил её, а потом ответил задавшему вопрос.


59 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который беседовал с собравшимися людьми, подошёл какой-то бедуин и спросил: “Когда настанет Час этот?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал разговаривать, (не ответив ему,) и некоторые люди сказали: “Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось”, другие же сказали так: “Нет, он не слышал”. Закончив разговор, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Где же спрашивавший о Часе?” (Бедуин) откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха”. Тогда он сказал: “Жди наступления этого Часа тогда, когда будет погублено то, что отдано на хранение/амана/(1)”. (Бедуин) спросил: “Как же это будет погублено?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Так будет, если поддержание этого дела(2) будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!”» См. также хадис № 6496. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 826, «Мишкат аль-Масабих» 5439.
___________________________________________________________
(1) - В данном случае под “отданным на хранение” понимается Ислам, требующий от людей выполнения определённых велений Аллаха и отказа от того, что Он запретил им. См. примечание к хадису № 6497.
(2) - Имеется в виду либо поддержание дела Ислама, либо обладание властью.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 60

Сообщение ФАРУК »

3 – ГЛАВА: О возвышающем свой голос с (целью передачи) знания.



60 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Как-то раз, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отставший от нас в пути, присоединился ко (всем остальным) уже после того, как настало время молитвы, а мы совершали омовение и (некоторые из нас) начали протирать ноги(1), и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) изо всех сил закричал: “Горе пяткам от (мук) огня!” − дважды или трижды (повторив эти слова)”».(2) см. также хадисы №№ 96 и 163.
_________________________________________________________________
(1) - То есть проводили по ним влажными руками вместо того, чтобы омывать ноги по всем правилам.
Также этот хадис передали Муслим 241, Ахмад 2/193, ан-Насаи 111, Ибн Маджах 450, ад-Дарими 706, Ибн Абу Шейба 270, Ибн Хиббан 1055, аль-Баззар 2362, аль-Байхакъи 1/68. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 7132, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 221, «Мишкат аль-Масабих» 398.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 61

Сообщение ФАРУК »

4 – Глава: Слова мухаддиса: «Он передал нам/хаддаса-на/», или «он сообщил нам/ахбара-на/», или «он известил нас/анбаа-на/».



Аль-Хумайди сказал нам: «Ибн ‘Уйейна считал (слова) “он передал нам/хаддаса-на/”, “он сообщил нам/ахбара-на/”, “он известил нас/анбаа-на/” и “я слышал/сами’ту/” одним и тем же». Ибн Мас’уд сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам». Шакъикъ сообщил со слов ‘Абдуллы (ибн Мас’уда): «Я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, …». Хузайфа сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам два хадиса». Абу-ль-‘Алия сказал: «От Ибн ‘Аббаса, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передавшего от своего Господа». Анас сказал: «От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передававшего от своего Великого и Всемогущего Господа». Абу Хурайра сказал: «От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передавшего от вашего Великого и Всемогущего Господа».


61 - Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину, а (теперь) скажите мне, что это (за дерево)?” − и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне”».
‘Абдуллах (ибн ‘Умар) сказал: «И мне пришло в голову, что это пальма, но я постеснялся(1), а потом они (2) попросили: “Скажи нам, что это за дерево, о посланник Аллаха?” Он сказал: “Это − пальма”(3)». (4)
См. также хадисы №№ 62, 72, 131, 2209, 4698, 5444, 5448, 6122, 6144.
________________________________________________________________
(1) - ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, постеснялся отвечать, так как помимо него у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находились старшие, в том числе и его отец.
(2) - То есть остальные присутствовавшие.
(3) - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает мусульманина с пальмой, желая сказать, что он, подобно пальме, должен постоянно служить источником всяческой пользы и блага.
(4) - Также этот хадис передали Муслим 2811, ат-Тирмизи 2867, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11261, Ахмад 2/61, Ибн Хиббан 246, аль-Баззар 5714, ат-Табарани 13517, Ибн Джарир ат-Табари в своем «Тафсире» 3/137-138, аль-Багъави в «Шарх ас-Сунна» 1/307 и в «Тафсире» 4/348. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2218, «Сильсиля а-Сахиха» 3544.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 62

Сообщение ФАРУК »

5 – ГЛАВА: Имам задаёт вопросы тем, кто находится у него, чтобы проверить, каково их знание.



62 - Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину. Скажите мне, что это (за дерево)?”
(‘Абдуллах ибн ‘Умар) сказал: «И люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне».
‘Абдуллах (ибн ‘Умар) сказал: «И мне пришло в голову, что это пальма, а потом они сказали: “Скажи нам, что это за дерево, о посланник Аллаха?” Он сказал: “Это − пальма”».
См. хадис № 61.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 63

Сообщение ФАРУК »

6 – ГЛАВА: О том, что было сказано относительно знания
и слова Аллаха Всевышнего: «…и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”» (“Та ха”, 114).


63 – Передают со слов Шарика ибн ‘Абдуллах ибн Намира о том, что он слышал, как Анас ибн Малик говорил:
«Однажды, когда мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени у мечети, стреножил его, а потом спросил: “Кто из вас Мухаммад?” В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел среди людей, опираясь на руку, и мы сказали: “Этот белолицый человек, который полулежит, опираясь на руку”. Тогда человек спросил его: “(Ты ли) Ибн ‘Абд аль-Мутталиб?”[1] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тебе уже ответили”. (Этот человек) сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Я буду подробно расспрашивать тебя и поэтому (прошу) на меня не сердиться”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Спрашивай, о чём хочешь”. (Этот человек) спросил: “Я заклинаю тебя твоим Господом и Господом тех, кто жил до тебя, (скажи мне,) это Аллах послал тебя ко всем людям?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы совершали пять молитв в течение дня и ночи?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “ О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы соблюдали пост в течение этого месяца года?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе брать садакъу[2] с богатых из нас и распределять её среди бедных?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, да!” Тогда этот человек сказал: “Я уверовал во всё то, с чем ты пришёл, и я послан к тебе моими соплеменниками, и я − Димам бин Са’ляба, брат[3] (племени) бану са’д бин бакр”».[4]
_________________________________________________________________
[1] То есть “Ты ли сын ‘Абд аль-Мутталиба?” Здесь слово “сын” следует понимать как “потомок”, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходился ‘Абд аль-Мутталибу не сыном, а внуком.
[2] Здесь имеется в виду закят, который в первые годы существования Ислама называли также и садакой.
[3] Димам хотел сказать, что oн состоит в родстве с людьми из этого племени, которые приходились пророку,да благословит его Аллах и приветствует, родственниками по матери.
[4] Также этот хадис передали Муслим 12, Абу Дауд 486, ан-Насаи 3/121, Ибн Маджах 1402.
Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45
Откуда: https://t.me/mystatus30

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 64-65

Сообщение Саляфит »

7 – ГЛАВА: О том, что было сказано относительно распространения книг обладателей знания в различные города.


Анас сказал: «‘Усман составил копии Корана и отправил их в разные края.
‘Абдуллах ибн ‘Умар, Йахйа ибн Са’ид и Малик считали, что это дозволено. Некоторые жители Хиджаза в качестве довода о дозволенности отправления (знания) приводили хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщается, что он написал письмо руководителю военного отряда и сказал: «Не читай его, пока не достигнешь такого-то и такого-то места». А когда он достиг этого места, он прочитал его людям и сообщил им о велении пророка, да благословит его Аллах и приветствует.»



64 - Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:
«(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил одного человека [1] со своим посланием, повелев ему вручить это послание владыке Бахрейна[2] . И тот вручил его владыке Бахрейна, который отправил его Хосрову [3], разорвавшему его на мелкие куски после прочтения».
(Ибн аль-Мусаййаб[4] ) сказал: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял их, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья». См. также хадисы №№ 2939, 4424, 7264.

65 - Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал[5] (или: хотел написать) одно из своих посланий, ему сказали: “Они[6] читают только запечатанные послания”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) взял серебряный перстень, на котором была выгравирована надпись “Мухаммад, посланник Аллаха”, а белизна этого перстня на его руке и сейчас стоит у меня перед глазами».
Я [7] спросил у Къатады: «А кто сказал, что на нём была выгравирована надпись “Мухаммад, посланник Аллаха”?» Он ответил: «Анас».

См. также хадисы №№ 2938, 5870, 5872, 5874, 5875, 5877, 7162. Этот хадис передали аль-Бухари 65, Муслим 2092, ан-Насаи 2/289, ат-Тирмизи 2/120, аль-Байхакъи 20/128, Ахмад 3/169, 181, 223, 275.

___________________________________________________________________________
[1]Этим человеком был ‘Абдуллах ибн Хузафа ас-Сахми.
[2]Имеется в виду не остров, а область с таким же названием на восточном побережье Аравийского полуострова. Правители этих земель находились в зависимости от сасанидского Ирана.
[3]Речь идёт о царе Ирана Хосрове II.
[4]Ибн аль-Мусаййаб − имя одного из передатчиков этого хадиса.
[5]Имеется в виду, что он, да благословит его Аллах и приветствует, продиктовал это письмо.
[6]Имеются в виду правители, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к Исламу в этих посланиях.
[7]То есть Шу’ба - один из передатчиков этого хадиса.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС 66

Сообщение ФАРУК »

8 – ГЛАВА: О том, кто сел, пока не завершится собрание и о том, кто увидел свободное место в кругу сидящих и сел там.



66 - Передают со слов Абу Вакъида аль-Лейси, да будет доволен им Аллах, что (однажды) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека. Двое из них подошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а один удалился.
(Передатчик этого хадиса) сказал: «(Эти) двое постояли около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и что касается одного из них, то он увидел свободное место в кругу (сидевших людей) и сел там, другой сел позади них, что же касается третьего, то он ушёл. И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил говорить (с этими людьми), он сказал:
“Не сообщить ли вам (нечто) об этих троих? Что касается одного из них, то он искал приюта у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют(1), что касается другого, то он устыдился и Аллах устыдился его(2), что же касается третьего, то он отвернулся, и Аллах (тоже) отвернулся от него”».
См. также хадис №474.
___________________________________________________________________
(1) - То есть: оказал ему Свою милость.
(2) - Здесь имеется в виду, что этот человек постыдился расталкивать людей, а это является похвальным. Что же касается Аллаха, то слово “устыдился” следует понимать как указание на то, что теперь Он не станет подвергать его наказанию.
(3) - Также этот хадис передали Малик 1724, Ахмад 5/219, Муслим 2176, ат-Тирмизи 2724, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 5900, Ибн Хиббан 86, аль-Байхакъи 3/231, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 3308, Абу Йа’ля 1445.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №67

Сообщение ФАРУК »

9 – ГЛАВА: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредственно».



67 - Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует да,) сел на своего верблюда (1), которого держал за повод (или: недоуздок) один человек, а потом спросил: “Что это за день?” Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. (Затем) он спросил: “А что это за месяц?” Мы (снова) промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не зу-ль-хиджжа?” Мы сказали: “Да”. (Тогда) он сказал: “Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь (2), ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе (3)! Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто усвоит это лучше него самого”». См. также хадисы №№ 105, 1741, 3197, 4406, 4662, 5550, 7078, 7447. Также этот хадис передали Ахмад 5/37 и Муслим 1679.

________________________________________
1 Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассказывает о том, что происходило во время прощального паломничества /хиджжат аль-вида’/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в феврале 632 года.
2 Иначе говоря, жизнь.
3 Речь идёт о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касается периода хаджжа. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов Ислама в области взаимоотношений /му‘амалят/ между людьми.
10 – ГЛАВА: Знание прежде слов и дел.


Слова Всевышнего Аллаха: «Знай же, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха …». Сура «Мухаммад» 47:19. И Аллах начал (с упоминания) знания. О том, что «учёные являются наследниками пророков, и оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел. Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в рай»[1].
И Аллах, да возвысится поминание Его, сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием». Сура «Фатыр» 35:28.
Аллах также сказал: «…, но разумеют их только обладающие знанием». Сура «аль-Анкъабут» 29:43.
«Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени». Сура «аль-Мульк» 67:10.
Аллах также сказал: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Сура «аз-Зумар» 39:9.
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага”»[2]; «Знания приобретаются только посредством изучения»[3].
Абу Зарр сказал: «Если приставят меч к этому - и он указал на затылок - но я будут полагать, что успею произнести слово, которое слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прежде, чем меня убьют, то я сделаю это!».
Ибн ‘Аббас относительно слов «Будьте духовными наставниками», сказал: «Мудрыми учеными».
(Имам аль-Бухари сказал): «Было сказано: “духовный наставник”/раббаний/ – это тот, который, обучая людей, начинает с малого знания прежде чем, переходить к большому».

___________________________________________________________________________
[1] Этот хадис передали Абу Дауд 3641, ат-Тирмизи 2682, Ибн Маджах 223, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 88, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1696 и 1697. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 71.
[2] Этот хадис передали Ахмад 1/306, аль-Бухари 71, Муслим 1037, Ибн Маджах 221, Абу Йа’ля в «Муснаде» 7343 с дополнением. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 6611, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 67.
[3] Этот хадис передал ад-Дара Къутни, Хатыб аль-Багъдади, ат-Табарани в «аль-Аусат» 2766. Аль-Албани назвал хадис хорошим. См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир” 2328.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ №68-69

Сообщение ФАРУК »

11 – ГЛАВА: О том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения (или: не разбегались).


68 - Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял о нас заботу и обращался к нам с увещеваниями (лишь в отдельные) дни, не желая, чтобы (его слова) вызывали в нас скуку».(1) См. также хадисы №№ 70, 6411.
_____________________________________________________
(1) - Также этот хадис передал Муслим 2821.

69 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)».(1) См. также хадис № 6125.
_____________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Ахмад 3/131, Муслим 1734, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 5890. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 8086.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №70

Сообщение ФАРУК »

12 – Глава: О том, кто выделил для обладателей знания определённые дни.

70 - Сообщается, что Абу Ваиль (Шакъикъ ибн Салаяма) сказал:
«Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, имел обыкновение увещевать людей в каждый четверг, и (как-то раз) один человек сказал ему: “О Абу ‘Абду-р-Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно!”, - (на что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: “Поистине, я не делаю этого только по той причине, что не желаю нагонять на вас скуку(1): (вот почему) я обращаюсь к вам с увещаниями (не каждый день а лишь время от времени), как увещевал нас самих пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, опасавшийся, что (его слова могут) вызвать у нас скуку”».(2) См. также хадисы №№ 68, 6411.
__________________________________________________________________
(1) - В данном случае подразумевается не скука как таковая, а неспособность слушателей воспринимать слова увещания по причине усталости. См. «Сады праведных», хадис №699. Пер. Вл. Нирша.
(2) - Также этот хадис передал Муслим 2821.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №71

Сообщение ФАРУК »

13 – ГЛАВА: Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага.



71 - Сообщается, что Ибн Шихаб сказал:
«Хумайд ибн ‘Абду-р-Рахман сказал: “Я слышал, как обращаясь к людям с проповедью, Му’авийа, да будет доволен им Аллах, говорил:
“Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что,) пока не придёт веление Аллаха(1), тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха”».
См. также хадисы №№ 3116, 3641, 7312, 7460. (2)
_____________________________________________
(1) - Имеется в виду День воскресения.
(2) - Также этот хадис передали Ахмад 2/234, Муслим 1037, Ибн Маджах 221, Абу Йа’ля в «Муснаде» 7343 с дополнением. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 6612, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 67.
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис служит указанием на то, что человек, не стремящийся к пониманию религии, иначе говоря, не изучающий основы Ислама и связанные с ними практические вопросы, лишён блага. Абу Иа’ля приводит слабую, но верную по смыслу версию хадиса, передаваемого со слов Му’авийи, в которой сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «...и Аллах не позаботится о том, кто не стремится к постижению религии». Смысл этих слов верен потому, что о человеке, который не знает своей религии, не обладает пониманием и не стремится к нему, можно сказать, что ему не желали блага. Всё это ясно указывает на превосходство учёных над прочими людьми и на превосходство знания о религии над прочими видами знания». См. «Фатх аль-Бари», 1/165.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №72

Сообщение ФАРУК »

14 – ГЛАВА: О глубине понимания.



72 - Сообщается, что Муджахид сказал:
«Я сопровождал Ибн ‘Умара в Медину и услышал как он рассказывал всего лишь один хадис от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
(Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими), сказал: «Однажды, когда мы находились у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принесли джуммар(1), и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину”. Я хотел сказать, что это пальма, (но вспомнил, что) я самый младший из присутствующих, и промолчал, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это - пальма”»(2). (3)
См. также хадисы №№ 61, 62, 131, 2209, 4698, 5444, 5448, 6122, 6144.
_______________________________________________________________
(1) - Джуммар - съедобная сердцевина пальмы.
(2) - См. хадис № 61.
(3) - Также этот хадис передали Муслим 2811, ат-Тирмизи 2867, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11261, Ахмад 2/61, Ибн Хиббан 246, аль-Баззар 5714, ат-Табарани 13517, Ибн Джарир ат-Табари в своем «Тафсире» 3/137-138, аль-Багъави в «Шарх ас-Сунна» 1/307 и в «Тафсире» 4/348. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2218, «Сильсиля а-Сахиха» 3544.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №73

Сообщение ФАРУК »

15 – ГЛАВА: Завидовать[1] следует знанию и мудрости.


‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Изучайте религию прежде, чем вы поседеете»[2].

73 - Сообщается, что аз-Зухри сказал:
«Я слышал, как Къайс ибн Абу Хазим сказал: “Я слышал, как ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное[3], и человеку, которому Аллах даровал мудрость[4] и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)”»[5].
__________________________________________________________
Имам ан-Навави сказал: «Это значит: не следует завидовать ничему, если не считать этих двух качеств».

[1] Здесь имеется в виду так называемая белая зависть, иначе говоря, желание обладать тем же, чем обладает и другой, когда при этом человек, испытывающий зависть, не желает, чтобы этот другой лишился того, что он имеет.
[2] Это сообщение приводит также и Ибн Абу Шейба 26640.
[3] Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху.
[4] Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого.
[5] Также этот хадис передали Ахмад 1/432, Муслим 816, Ибн Маджах 4208. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 7488, «Мишкат аль-Масабих» 202, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 75.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ВЕСЬ СБОРНИК

Сообщение ФАРУК »

16 - Глава: О том, что упоминается о путешествии Мусы к морю, для встречи с Хадыром.

Слова Всевышнего Аллаха: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?» Сура «аль-Кахф», 18:66.


74 - Передают со слов Ибн Шихаба о том, что ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах сообщил ему о том, что однажды Ибн ‘Аббас поспорил с аль-Хурр ибн Къайс ибн Хисн аль-Фазари насчет человека, с которым встречался Муса. Ибн ‘Аббас сказал: “Это (был) Хадыр!” И когда мимо них проходил Убай ибн Ка’б, Ибн ‘Аббас позвал его, и сказал: “Мы поспорили с этим моим товарищем относительно товарища Мусы, с которым он хотел встретиться и просил указать дорогу к нему. Слышал ли ты, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упоминал об этом?” (Убай) сказал: “Да я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Когда Муса был в собрании сынов Исраиля, к нему подошёл человек и спросил: “Знаешь ли ты кого-нибудь, кто знает больше тебя?” Муса ответил: “Нет”. Тогда Аллах ниспослал ему откровение: “Это не так! (Есть) Наш раб Хадыр”. Муса попросил показать ему путь к нему, и Аллах сделал для него знамением рыбу. И (Мусе) было сказано: “Когда ты потеряешь рыбу, то вернись, и ты встретишь его”. Муса (мир ему) следил за рыбой у моря. Затем слуга Мусы сказал ему: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня забыть о ней»[1]. Муса сказал: «Это – то, чего мы желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам»[2]. И они нашли Хадыра, а потом с ними произошло всё, о чём рассказал Великий и Всемогущий Аллах в Своей Книге”». См. также хадисы №№ 78, 122, 2267, 2728, 3278, 3400, 3401, 4725, 4726, 4727, 6672 и 7478.

____________________________________________

Толкование хадиса

В один из дней Муса обратился к сынам Исраиля с трогательной проповедью, от которой смягчились их сердца, а глаза наполнились слезами. Воистину – такова речь пророков, которым Всевышний открыл великие знания и одарил их способностью доводить это знание до людей лучшим образом. Когда посланники делают наставление, то смягчаются чёрствые сердца и приходят в волнение неподвижные души, потому что они наполняются богобоязненностью и любовью к Аллаху.
Когда люди слушают речи искусных ораторов и проповедников, то зачастую начинают восхищаться человеком, произносящим эти речи, особенно если это пророки Аллаха. Когда Муса завершил проповедь и покинул место собрания, за ним последовал один человек и спросил: «О, Муса, есть ли на земле кто-то, кто знает больше тебя?», Муса сказал: «Нет».
Воистину, Муса один из великих посланников, входящих в число обладателей особой решимости[3]. По достоинству Муса занимает среди пророков и посланников третье место, и ни кто из них не опережает его в этом, кроме нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и пророка Ибрахима (мир ему). Мусе дано имя «Собеседник Аллаха» (КалимуЛла), потому что Аллах говорил с ним непосредственно. Аллах, Велик Он и Славен, даровал ему книгу Таурат (Тора), в которой содержалось прямое руководство и свет, обучил его великим знаниям. Но каких бы высот в познаниях не достиг человек, он должен быть скромным перед своим Господом, и если ему будет задан вопрос, наподобие того, что был задан Мусе, ему следует ответить, что только Аллах ведает об этом лучше, ведь какими бы знаниями не овладели люди, все они будут ничтожными по сравнению со знаниями Всевышнего.
Аллах, Свят Он и Велик, выразил Мусе своё порицание, за то, что он не сказал, что об этом знает только Всевышний. Аллах внушил Мусе, что его слова не соответствуют действительности, и есть у Него человек, знания которого превосходят знания Мусы. Пророк загорелся желанием отправиться в путь к праведному рабу Аллаха, чтобы почерпнуть для себя пользу из его знаний. Он попросил Всевышнего объяснить ему путь и указать на место, где он сможет найти этого праведного человека. Аллах поведал Мусе, что он живёт у слияния двух морей, а также велел взять с собой засоленную рыбу, и там, где она оживёт, он найдёт праведного раба Хадыра.
Муса со своим слугой вышли в путь по направлению к слиянию двух морей. Пророк повелел юноше сообщить ему, если увидит, что рыба начала оживать. По пути они сделали привал у скалы, на берегу моря. Муса лёг в тени скалы, чтобы отдохнуть после долгого пути, но как только он заснул, рыба, по воле Аллаха, ожила и начала биться в корзине, выскочила и прыгнула в море. Когда рыба приблизилась к воде, то вода расступилась перед ней, образовав нечто вроде тоннеля. Рыба скользила по этому проходу, пока не скрылась из виду. Аллах сдержал течение воды и тем самым показал слуге Мусы одно из Своих знамений.
Юша’ ибн Нун увидел, что произошло с рыбой, но не сообщил Мусе (мир ему), потому что тот спал, и юноша не захотел его тревожить. Потом Юша’ заснул, а когда они оба проснулись, то забыл, обо всём произошедшем и ни чего не сообщил Мусе. Они отправились дальше и только после того, как прошли остаток дня и вся ночь, и проголодавшись захотели поесть, слуга Мусы вспомнил о рыбе. Муса велел Юша’у приготовить еду, и это напомнило ему о рыбе. И тогда он сообщил Мусе о случившемся, о том, что она ещё вчера ожила и выпрыгнула из корзины в воду, когда они отдыхали в тени прибрежных скал.
Путешествие не доставляло им забот и путь был лёгким, пока они не прошли нужное им место. После того как они потеряли рыбу, дорога стала утомлять их и они начали ощущать сильнейшую усталость. Когда Муса узнал о потере рыбы, они пошли назад по своим следам, по направлению к скале, в тени которой они вчера спали. Когда дошли до места, то нашли там Хадыра. Он лежал на островке поросшем зеленью, на спине, закутавшись в свою одежду, так, что один край этой одежды был у него под головой, а другой под ногами.
Когда они подошли, Муса поспешил поприветствовать его словами «ас-саляму алейкум» (мир вам). По всей видимости, на этой земле проживали только кафиры, поэтому праведный Хадыр удивился, когда услышал такое приветствие и сказал: «Откуда ты знаешь о (таком) приветствии?». Потом Хадыр спросил Мусу, о том, кто он такой. Муса представился и рассказал о цели своего прибытия, и о том, что он хочет сопровождать Хадыра и набираться у него полезных знаний. Но праведный раб Аллаха не одобрил это желание и сказал: «Разве не достаточно тебе, что в твоих руках Таурат (Тора) и к тебе приходит откровение!?»
Хадыр поведал Мусе, что их знания, хоть и происходят из одного источника, но тем не менее они отличаются по своей сути и направленности. Потому что перед Мусой и Хадыром стоят разные задачи и Аллах дал каждому из них знания, которое соответствовало их миссиям. Хадыр сказал: «О, Муса, воистину я обладаю знанием от Аллаха, которому Он научил меня, и ты не ведаешь о нём, а ты же обладаешь знанием от Аллаха, которому Он научил тебя, и я не ведаю о нём».
Несмотря на эти слова, Муса настоятельно попросил праведного раба, чтобы он позволил сопровождать его. Хадыр сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?» (Аль-Кахф,18:67-68) Но Муса пообещал, что с соизволения Аллаха, он будет терпеливым, тогда Хадыр поставил условие, что Муса ни о чем не должен его спрашивать, пока он сам не растолкует ему смысл всего происходящего.
Муса и Хадыр отправились в путь и шли вдоль моря, желая переправиться на противоположный берег. Они увидели небольшое судно, которое служило паромом и перевозило людей с одного берега на другой. Моряки узнали праведника и перевезли Хадыра с Мусой, не взяв с них ни какой оплаты.
Когда они плыли, на край корабля села маленькая птичка и один раз черпнула клювом воду, Хадыр сказал Мусе: «Моё знание и твоё знание, по сравнению со знанием Аллаха, подобно лишь тому, что отпила эта птичка из моря своим клювом».
Не прошло и малого времени, как Хадыр сделал пробоину в корабле, выбив одну из досок, при помощи зубила и молотка. Муса забыл данное им обещание и поспешил высказать Хадыру порицание за совершённый им поступок. Порча чужого имущества это явное преступление, к тому же если это имущество принадлежит человеку, который оказывает благодеяния. В порыве эмоций Муса сказал: «Ты сделал пробоину, чтобы потопить людей на нем? Ты совершил тяжкий поступок!» (Аль-Кахф,18:71-73) Праведник напомнил Мусе о его обещании не задавать вопросов, и сказал: «Разве я не говорил, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?» (Аль-Кахф,18:72) Это было первым нарушением Мусы, и как нам сообщил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), он сделал это по забывчивости.
Муса и Хадыр продолжили путь, но вскоре Муса был потрясён новым действием своего спутника – Хадыр схватил маленького мальчика, полного жизненной силы и энергии, опрокинул на спину, зарезал и оторвал голову. Тут Муса был не в состоянии терпеть и спокойно смотреть на происходящее и сразу же начал порицать Хадыра за то, что тот натворил. В этот раз Муса прекрасно помнил о договоре, на условиях которого Хадыр позволил себя сопровождать, но в соответствии с законом Таурата, он не имел права молчать, и сказал: «Неужели ты убил чистую душу, которая никого не убивала? Ты совершил тяжкий поступок!» (Аль-Кахф,18:74) Но на его порицание праведник лишь сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?» (Аль-Кахф,18:74)
После этого Муса начал осознавать, что душа его противиться всему этому и что он не сможет долго находиться с этим человеком. Он понимал, что не в состоянии смотреть на подобные дела и молчать, по двум причинам:
Во-первых: Этому препятствовал характер Мусы, так как по своей природе он был лидером, и привык отчитывать людей за их дела, и не имел обыкновения молчать, если видел поступок, который ему не нравился.
Во-вторых: Закон Аллаха не позволял ему смотреть на убийство ребёнка, не порицая убийцу, кем бы он ни был.
Муса признал, что нарушил договор намеренно, и попросил дать ему третью и последнюю возможность, и если на этот раз он нарушит условие, то должен будет покинуть Хадыра.
Два человека продолжили свой путь вместе. Через некоторое время они вошли в селение, жители которого были людьми жадными и не оказывали путникам гостеприимства. Хадыр и Муса попросили у них ночлега, но те отвернулись от них, не оказав им ни какого уважения. Несмотря на это Хадыр починил в этом селении одну стену, которая готова была упасть. Странным был его поступок, ведь люди отказали ему в гостеприимстве, а он починил им стену, не взяв ни какой оплаты.
Здесь Муса решил оставить праведника и не сопровождать его дальше. Он намеренно задал Хадыру вопрос о том, что побудило его безвозмездно исправить накренившуюся стену, для людей, которые отказали им в малом.
Если бы Муса проявил больше терпения, и сопровождал Хадыра дальше, то мы смогли бы услышать о многих удивительных и увлекательных событиях. Однако Муса решил уйти от праведного раба Аллаха, после того как тот растолковал всё произошедшее. Хадыр раскрыл ему тайны, которые были скрыты за каждым из совершаемых им поступков, о толковании которых вы можете узнать в суре «аль-Кахф» («Пещера»).

Польза и уроки, извлекаемые из хадиса

1. Во время получения знаний разрешается вести дискуссии и полемику. Ибн ‘Аббас и аль-Хурр ибн Къайс разногласили относительно имени человека, к которому Муса (мир ему) ходил в поисках знаний; звали ли его Хадыром или как-то по другому. При возникшем разногласии они обратились к человеку, который обладал достоверным знанием. Убай ибн Ка’б сообщил им о хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и этот хадис подтвердил правильность мнения Ибн ‘Аббаса.
2. Учёным надлежит распространять полученные ими знания, в особенности те, которые помогают решать разногласия, возникшие между людьми. Убай ибн Ка’б сообщил Ибн ‘Аббасу и аль-Хурру ибн Къайсу о хадисе, который поставил точку в их споре, а Ибн ‘Аббас в свою очередь, передал этот хадис своим ученикам, опровергая слова Науфа аль-Бикали, который утверждал, что спутником Хадыра якобы был не Муса пророк израильтян, а другой человек с таким же именем.
3. Учёные – наследники пророков, поэтому они должны руководствоваться примером пророков, напоминать людям об их Господе и читать им знамения Аллаха, дабы очистились их души, размягчились сердца, чтобы они стали ближе к Аллаху. Так делал Муса и все остальные пророки, они постоянно делали проповеди и наставляли своих последователей.
4. Хадис говорит о похвальности поездок с целью приобретения знаний. Муса отправился в путь к человеку, который знал больше него. Почёт и особое положение, которое он занимал у Аллаха, не помешали ему, последовать за человеком, от которого он надеялся получить знания.
5. Разрешается и даже является похвальным, если человек захочет прислуживать и помогать обладателю знания или человеку занимающемуся распространением Ислама. Юша’ ибн Нун прислуживал Мусе, а Анас ибн Малик был слугой посланника Аллаха Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
6. Человеку разрешается сообщать другим людям о своей усталости, как это сделал Муса, он сказал: «Мы почувствовали в этом путешествии нашем усталость». (Аль-Кахф, 18:62) Так же разрешается больному говорить о своём недуге и о том, что он чувствует, но с условием, что в его словах не будет недовольства предопределением Аллаха.
7. Хадыр не знал ни каких сокровенных знаний, кроме тех которые были открыты ему Аллахом. На это указывает то, что он не узнал Мусу, пока тот сам не представился ему, также он не знал о цели его визита, пока Муса не сообщил ему.
8. Аллах способен оживить мёртвых, также как Он оживил мёртвую солёную рыбу. Также Всевышний без малейшего труда может изменять законы физики, и управлять материей этой вселенной, так как пожелает. Примером этому служит расступление воды перед рыбой. «И она двинулась в путь по морю, словно по подземному ходу» (Аль-Кахф, 18:61)
9. Хадис учит нас хорошо относиться с попутчиками в дороге, слугами и наёмными рабочими. Слуга Мусы забыл оповестить его о том, что Аллах оживил рыбу, по этой причине они бесполезно прошли довольно большое расстояние, испытывая при этом сильную усталость, но Муса не стал ругать и порицать юношу.
10. Не всё то, что человек считает возможным для себя, сможет сделать в действительности. Муса сказал праведнику: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления» (Аль-Кахф, 18:69). Но потом Муса сам осознал, что предположения Хадыра относительно него были верны, он на самом деле был не в состоянии терпеть увиденное.
11. Праведник испортил судно и убил мальчика, поведав затем, что он сделал это по приказу Аллаха: «…по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению». (Аль-Кахф, 18: 69) Поэтому ни кому из тех, кто не получает небесных откровений и не имеет полученных от Аллаха знаний, не позволяется портить, убивать и разрушать что-то, утверждая, что в его поступках скрыта великая мудрость. Праведный раб Аллаха не был сподвижником Мусы или пророка Мухаммада (мир им и благословение Аллаха). А если бы он был из числа их сподвижников, то ему не разрешалось бы нарушать общий закон, установленный Аллахом для своих рабов.
12. Если человек говорит о своём решении сделать что-либо в будущем, то ему следует сказать «если пожелает Аллах» (ин ша Аллах), как сделал Муса, он сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым». (Аль-Кахф, 18: 69) Аллах Всевышний также сказал: «И никогда не говори: «Я сделаю это завтра», если только этого не пожелает Аллах!». (Аль-Кахф: 23-24)
13. Одним из правил поведения ученика по отношению к своему учителю, является терпение и послушание. «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления». (Аль-Кахф, 18:69)
14. Человеческое знание ничтожно по сравнению со знанием Аллаха. Об этом праведник сказал Мусе: «Твоё и моё знание по сравнению со знанием Аллаха, подобно той воде, которую эта птичка смогла отпить из моря».
15. Порой люди не могут осмыслить мудрость, которая заключена в предопределении Аллаха. Но иногда Аллах открывает людям и они видят, что те события, которые они считали бедствием и злом, впоследствии оборачиваются для них пользой и добром. Как это случилось с хозяевами судна и родителями убитого Хадыром мальчика.
16. Аллах одаряет детей благом за праведность их родителей. Хадыр починил стену, под которой был закопан клад, который по воле Аллаха должны были найти дети одного праведного человека. Этот человек умер и его дети остались сиротами. Если бы стена рухнула раньше времени, то погребённые под ней сокровища стали бы видны и их взяли бы другие люди. Но праведный раб Аллаха восстановил эту стену, чтобы она простояла до времени, когда дети вырастут и смогут овладеть этим имуществом.
17. Когда мы говорим о чём-то происходящем в этом мире, то должны соблюдать правила приличия по отношению к Аллаху. Хадыр упомянул, что благо исходит из желания Аллаха: «И твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад». (Аль-Кахф, 18:82) В то же время Хадыр не упоминал о том, что зло также создано Всевышним и исходит от Него, а приписал его себе, сказав: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его…». (Аль-Кахф, 18:79) Также сделал и слуга Мусы, который не сказал, что это Аллах заставил его забыть о рыбе, но приписал это шайтану: «Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня не вспомнить о ней». (Аль-Кахф, 18:63) И не смотря на то, что добро и зло изначально предопределены Аллахом, мы должны соблюдать рамки приличия, в своих словах относительно Всевышнего, и не говорить ничего такого, что навевало бы людям дурные мысли об их Господе. Так же надо помнить, что от Аллаха никогда не исходит абсолютное зло и то, что нам кажется таковым, всегда скрывает в себе гораздо большее благо и великую мудрость.
18. Разрешается выбирать меньшее из двух зол во избежание большего. Праведник пробил судно с целью сохранить его, а если бы он оставил лодку невредимой, то несправедливый правитель отобрал бы её у моряков и оставил бы их ни с чем.
19. Человек, отправляющийся в путь должен запасаться всеми необходимыми припасами. Муса (мир ему) во время пути попросил своего слугу принести еду, а если бы у них не было с собой заранее приготовленной еды, то Муса не просил бы принести её. Некоторые люди утверждают, что приготовление еды и запасов для дороги, особенно если речь идёт о поездке в хадж, не соответствует истинному упованию на Аллаха. Но их утверждение является ошибочным. Аллах, Велик Он и Славен, приказал паломникам запасаться провиантом для поездки: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (Аль-Бакъара, 2:197)
20. Путнику разрешается просить пищу и ночлег, если в селении нет магазинов и гостиниц.
21. Если хадис передаётся одним надежным передатчиком, то его хадис принимается как довод, будь то в акыде (убеждениях) или в фикхе (правоведении). Некоторые люди утверждают, что «хабар-уль-ахад»[4] не является доводом в вопросах акъиды, но это не верно. Ибн ‘Аббас принял хадис Убая ибн Ка’ба, в то время как тот был единственным известным Ибн ‘Аббасу передатчиком. Ученики Ибн ‘Аббаса также приняли от него этот хадис, не смотря на то, что Ибн ‘Аббас для них был единственным человеком, кто передал им данный хадис, а всё, что касается пророков, входит в раздел акъиды.
22. Некоторые говорят, что Хадыр жив по сей день и странствует по земле, однако это мнение ни чем не обосновано. Если бы он был жив, то пришёл бы к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и последовал бы за ним. Многие великие учёные, такие как Ибн аль-Къайим, Ибн Касир, Абу аль-Фарадж ибн Джаузи[5] пояснили, что хадисы, в которых говориться о том, что Хадыр жив, не достоверны. Однако некоторые писатели упоминают в своих книгах истории о Хадыре и о том, как он помогает людям по сей день. Все эти истории являются выдумками и ни на чём не основаны.
23. Мусульманин не должен торопиться порицать учёного и праведного человека, если он совершили какой-то поступок, который кажется ему неправильным. Сначала необходимо уточнить, на каком основании он сделал то или иное дело и чем он при этом руководствовался. Муса считал дела праведного Хадыра грехом, хотя тот поступал правильно, так как имел на это распоряжение от Аллаха.
Да благословит Аллах и да приветствует последнего из пророков – Мухаммада, его семью, сподвижников и всех кто последовал его пути вплоть до Судного Дня.
Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
‘Умар ибн Сулейман ибн ‘Абдулла аль-Ашкар
Перевёл: Абу Ясин Маликов Руслан
Для сайта “Почему Ислам”.
________________________________________________________________________________________
[1] «аль-Кахф», 18:63
[2] «аль-Кахф», 18:64
[3] «Обладатели особой решимости» (араб. Улю-ль-‘азм) – пять самых великих посланников Аллаха: 1) Нух (Ной), 2) Ибрахим (Авраам), 3) Муса (Моисей), 4) Иса (Иисус), и 5) Мухаммад (мир им и благословение Аллаха).
[4] Хабар-уль-ахад – хадис, передаваемый посредством одного человека.
[5] См.: «аль-Манар аль-муниф» ибн аль-Кайима (67), «аль-Бидая ва ан-Нихая» ибн Кясира (1/334) и «аль-Маудуат» ибн аль-Джаузи (1/197).
Закрыто