Как относиться к разногласиям в достоверности хадисов?

Ответить
muslima.shymkent
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 07:21

Как относиться к разногласиям в достоверности хадисов?

Сообщение muslima.shymkent »

Ассаламу алайкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Даже не знаю, как задать вопрос.
Скажите пожалуйста, как определить достоверность хадиса?
Мухадисы уже проверили достоверность всех хадисов? Но как быть в таких случаях, например:
Чтение суры «аль-Кафирун» перед сном является защитой от многобожия.
Однажды Фаруа ибн Науфаль (да будет доволен им Аллах) пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Научи меня тому, что мне говорить, когда я лягу в постель”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читай суру: «Скажи: “О вы неверные…”», поистине, она является защитой от многобожия!» Ахмад 5/456, ат-Тирмизи 3403, Абу Дауд 5055.
Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 11/125, «Сахих аль-джами’» 292.
Но про этот хадис НазратуЛлах сказал, что он недостоверный. Правда, он назвал имена мухадисов и имамов, но я не запомнила к сожалению.
А также про чтение суры «аль-Кахф» в пятницу, Дильмурад сказал, что в этом хадисе есть недостаток "илля".
Теперь не знаю читать или не читать.
А насчет субботы вообще запуталась.....Как поняла Албани сказал нельзя, а ибн Хаджар разрешил. Аллаху аълам. Таких хадисов много кажется. Честно говоря сейчас с сомнением читаю хадисы,(сама себе говорю-а может другой мухадис сказал,что это недостоверный) конечно кроме Бухари.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Вопрос хороший. С дозволения Аллаха попробую ответить по пунктам:
muslima.shymkent писал(а):Скажите пожалуйста, как определить достоверность хадиса?
У достоверного хадиса есть обязательные пять условий:
1. Непрерывный иснад.
2. Правдивость передатчиков.
3. Точность в передаче.
4. Отсутствие отклонения.
5. Отсутствие недостатка (‘илля).

Если в хадисе нет одного из упомянутых условий, то он не считается достоверным!
muslima.shymkent писал(а):Мухадисы уже проверили достоверность всех хадисов?
Нет, есть еще много трудов и сборников, которые не проверенны.
Тут весьма уместно сделать ссылку вот на эту ветку:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=90&t=13524
muslima.shymkent писал(а):Но как быть в таких случаях, например:
Сестра, вынесение суждения относительно достоверности хадиса - это вопрос иджтихада ученых. А следовательно нет ничего удивительно в том, что мухаддисы на протяжении истории Ислама разногласили о достоверности тех или иных хадисов. А причин этому могло быть скажем: разногласие в том или ином передатчике, кто-то считает его надежным, а кто-то нет. Или же кто-то считает хадис слабым, а кто-то говорит, что он слабый, однако усиливается другими подтверждающими его путями. Ведь известно из науки хадисоведения, что не очень слабые хадисы, могут усиливать друг друга. Хафиз Ибн ас-Салях сказал: “Не каждый слабый хадис из-за наличия других подобных ему слабых сообщений достигает степени достоверности. Среди них есть усиливающие друг друга, а есть так и остающиеся слабыми”. См. “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 36-37.
Для того, чтобы слабые хадисы усиливали друг друга необходимо, чтобы слабость хадисов заключалась в плохой памяти или ошибках передатчиков, но ни в коем случае не в лживости, нечестии или фальсификации ими хадисов. И это положение хорошо известно всем мухаддисам. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.
Но опять же, поскольку данное положение тоже возвращается к вопросу иджтихада ученых, они разногласили в том, становится ли тот или иной хадис хорошим в силу существования других, или же нет?
Это лишь часть причин, которые могут повлечь разногласие в достоверности хадиса.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Достоверный хадис или хороший связан не только с положением передатчика. К этому также имеют отношения различные версии хадиса и его пути, а также отсутствие отклонения и противоречия смысла". См. "ан-Нукат" 1/405.
muslima.shymkent писал(а):Однажды Фаруа ибн Науфаль (да будет доволен им Аллах) пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Научи меня тому, что мне говорить, когда я лягу в постель”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читай суру: «Скажи: “О вы неверные…”», поистине, она является защитой от многобожия!» Ахмад 5/456, ат-Тирмизи 3403, Абу Дауд 5055.
Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 11/125, «Сахих аль-джами’» 292.
Но про этот хадис НазратуЛлах сказал, что он недостоверный. Правда, он назвал имена мухадисов и имамов, но я не запомнила к сожалению.
Сестра, хотел бы дать тебе и всем мусульманам на будущее совет! Когда ты видишь, что тот или иной хадис его достоверность подтвердили великие мухаддисы нашей уммы, о знании которых засвидетельствовали все ученые, нет нужды прибегать к словам тех или иных студентов. Даже если этот студент будет опираться на других мухаддисов, но они к примеру тебе неизвестны так, как тот же Ибн Хаджар или аль-Альбани, то не оставляй совершения дела по этому хадису.
О том, кто такой был хафиз Ибн Хаджар нет нужды говорить, как говорил шейх аль-Альбани: "Не рожала женщина после Ибн Хаджара подобного Ибн Хаджару!"
А что касается шейха аль-Альбани, то на протяжении последних веков мало было подобных ему, если не сказать, что вообще не было такого. Кто-то из ученых считал, что между ним и Ибн Хаджаром не было таких, а кто-то считал, что между ним и ас-Суюты не было подобного! Шейх ‘Абдуль-Мусин аль-‘Аббад говорил "Положение людей в нынешнее время таково, что любой, кто бы не занимался хадисами, не может не обратиться к двум личностям, а это хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. Польза от шейха аль-Альбани в отношении хадисов велика так же, как велика польза Ибн Хаджара". Сл. «Шарх Сунан Аби Дауд» кассета № 297.
Шейх ‘Абдуллах аль-‘Убайлян сказал: “Наш шейх ‘Абдуллах ад-Дуайш говорил: «Уже на протяжение многих столетий мы не знали подобного шейху Насыру, вложившего значительный труд в уточнение достоверности хадисов (тахкъикъ). После смерти имама ас-Суюты и вплоть до наших дней, не было никого, кто изучил науку о хадисах (‘ильму-хадис) так обширно и точно, как шейх аль-Альбани»”. См. “Хаят аль-Альбани” 9.
Кстати, между шейхом аль-Альбани и имамом ас-Суюты было более 500 лет!
Но, это конечно же не означает, что Ибн Хаджар или аль-Альбани были безошибочными! Нет никого, кто не допускал бы ошибок! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Не является условием для того, чтобы быть правдивейшим, чтобы все слова человека были правильными, а все его деяния были Сунной. А иначе он был бы по положению, как пророк”. См. “аль-Икътида” 2/106.
И даже имам ад-дунья в хадисах - а это аль-Бухари допускал ошибки. Имам Абу-ль-‘Аббас ибн Са’ид ибн ‘Укъда говорил: “Бывало так, что Мухаммад ибн Исма’иль аль-Бухари допускал ошибки в передатчиках Шама. Он брал их книги и смотрел в них, и бывало так, что один и тот же передатчик один раз упоминался по своей кунье, а другой раз по имени, а он мог посчитать их за двух разных людей”. См. “Тарих аль-Багъдад” 13/102.
Также и хафиз Ибн Раджаб говорил: “У аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в его книге «ат-Тарих» были ошибки в хадисах от жителей Шама”. См. “Джами’уль-улюми уаль-хикам” 259.
И если такое было сказано про одного из самых великих имамов в науки хадисоведения, то что можно сказать о ком-либо ином?!
Поэтому Аллах не сделал так, чтобы какой-то ученый не ошибался, как и не сделал так, что в каком-то сборнике хадисов все было достоверно, поэтому есть несколько слабых хадисов даже с двух самых достоверных сборниках "ас-Сахих" имамов аль-Бухари и Муслима. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Аллах отказался от того, чтобы в какой-либо книге не было ошибок, кроме Его Книги”. См. “аль-Кауа'ид” 3.
Для пользы советую также почитать и эту ветку:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=90&t=1079

Что же касается хадиса о чтении суры "аль-Кафирун" перед сном, то да, имамы разногласили в достоверности этого хадиса. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-Миззи и некоторые имамы посчитали его слабым. Но следует понимать сестра, что если тот или иной имам посчитал конкретно слабым ту или иную версию, это не означает что они посчитали слабыми все хадисы и все версии по данной теме. В частности Ибн Абдуль-Барр назвал слабой и запутанной именно хадис этот, который передается от Хариджи ибн Джабали и Науфаля ибн Фаруи. См. "аль-Исти'аб" 2/16.
Тогда как данный хадис также передается и от Абу Хурайры, Анаса, Ибн ‘Аббаса, Хаббаба ибн аль-Арата и др.
И тот же имам аль-Миззи, который высказался о слабости этого хадиса в "Тахзиб аль-камаль" склонялся к его достоверности в "Тухфатуль-ашраф" 8/252.
Более того, хафиз Ибн Хаджар о словах Ибн ‘Абдуль-Барра сказал: “Заявил Ибн ‘Абдуль-Барр о том, что данный хадис запутан. Однако дело обстоит не так, как он сказал! Напротив, версия этого хадиса, в которой сказано: «передал (Фаруа) от своего отца…» самая правильная и она с непрерывным иснадом, и все ее передатчики надежные. И этой версии не вредит то, что этот хадис передавал кто-то в форуме «мурсаль» без разногласия в этом!” См. “аль-Исаба” 3/578.
А шейх аль-Альбани какие-то версии этого хадиса где-то называл достоверным, а где-то хорошим, но суть в том, что он считал данный хадис достоверным в силу существования других. См. "Сахих аль-мауарид" 2005.
БОЛЕЕ ТОГО, этот хадис передается также от одного из сподвижников совсем через иной иснад, не тот, который от Абу Исхака ас-Саби'и, по причине которого также было разногласие по этому хадису, поскольку он был мудаллис.
Так вот! В этой версии хадиса сказано, что Мухаджир Абу-ль-Хасан передал со слов одного из сподвижников, что когда в одну из ночей пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как кто-то прочитал суру "аль-Кафирун", он сказал: «Что касается этого, то он защищен от многобожия!»
Этот хадис передают Ахмад 4/63, Са'ид ибн Мансур 2/404, ан-Насаи в "Фадаиль аль-Къуран" 8028 и др.
Его иснад достоверный без сомнений, поэтому хафиз аль-Бусыри назвал этот хадис достоверным в "аль-Итхаф" 8/206, а также и Шу'айб аль-Арнаут назвал его достоверным в "Тахкыкъ аль-Муснад" № 16656.
Если же кто не знает, но обратит внимание на то, что в данном хадисе неизвестно имени сподвижника, то ответом ему будет то, что незнания имени сподвижника не вредит достоверности хадиса, ибо все они надежные и в этом нет сомнения! Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Все сподвижники являются достойными доверия!” См. “ат-Тагъликъ ат-та’ликъ” 5/21.
Он также сказал: “Сомнение в имени сподвижника не вредит хадису”. См. “Фатхуль-Бари” 10/24.
Я надеюсь сестра, что после этого у тебя не останется сомнений в достоверности этого хадиса.

Для пользы:
Следует знать, что слова того или иного имама о слабости какого-то хадиса не указывают на то, что все хадисы на ту или иную тему являются слабыми. Конечно, если нам неизвестно о том или ином хадисе ничего, кроме слов какого-то имама, назвавшего его слабым, мы не будет отвергать его слова, если не знаем других слов имамов и других версий, которые они назвали бы достоверными.
Вот взять к примеру слова имама Ибн Хазма о том, что хадис о разделении общины на 73 течения слабый. Некоторые современники, пытаются выставить слабым данный хадис, который весьма важен и имеет отношения к манхаджу, и при этом они опираются на слова Ибн Хазма, а также Ибн аль-Уазира. И удивительно то, что они не обращают внимание на тот факт, что слова Ибн Хазма об одной из версий данного хадиса и его слабости не указывают на то, что все хадисы на тему раскола являются слабыми. Как и не обращают такие люди внимание на то, что сам Ибн Хазм опирался на одну из версий данного хадиса, как и Ибн аль-Уазир, называвший данный хадис слабым, в другом месте называл его же достоверным. И все это еще при том, что данные люди склоняются к их словам о слабости хадиса о разделении общины на 73 течения, тогда как с другой стороны у них есть слова около сорока имамов, посчитавших данный хадис достоверным, среди которых такие специалисты хадисоведения, как аль-Мунзири, аль-Иракы, Ибн Таймия, Ибн Хаджар, Ибн Касир, аль-Ишбили и др., с которым в этой области не равны ни Ибн Хазм, ни Ибн аль-Уазир. При том, что данный хадис передается от пятнадцати сподвижников, и только версия от Анаса имеет шесть путей, и при том, что некоторые имамы, как ас-Суюты, аль-Мунауи и аль-Катани вообще отнесли данный хадис к категории мутауатир, т.е. передающиеся множественными путями, достоверность которых не оставляет сомнений.
А также про чтение суры «аль-Кахф» в пятницу, Дильмурад сказал, что в этом хадисе есть недостаток "илля".
То же самое, что было сказано выше, можно сказать и про хадисы о чтении суры "аль-Кахф" в пятницу.
Среди ученых, которые подтвердили достоверность хадиса о чтении в пятницу суру аль-Кахф: аль-Хаким, аль-Мунзири, ад-Думьяты, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Ибн аль-Къайим, аль-Бухути, ас-Суюты, аль-Мунауи, Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, аль-Альбани, Ибн Баз, Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу'айб аль-Арнаут и др. См. “аль-Матджуру-ррабих” 1/48, "аль-Бадр аль-мунир" 2/292, "Задуль-ма'ад" 1/375, «Кашшаф аль-къина’» 2/43, «Сахих аль-джами’» 6470, “Фатауа Ибн Баз” 12/415.
Если ты знаешь это, а с другой стороны у тебя лишь слова некого Дилмурада, сказавшего о том, что данный хадис слабый, что должна ты выбрать?!
Это при том, что даже если признать факт слабости всех версий хадисов о чтении суры "аль-Кахф" в пятницу в форме марфу' - от пророка (мир ему и благословение Аллаха), то ведь версия в форме маукъуф - от сподвижника Абу Са'ида аль-Худри этот хадис доствоерный без сомнений. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Даже если и есть разногласие в слабости хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха), то что касается этого хадиса в форме маукъуф, то нет никаких сомнений в том, что он достоверный!” См. “Тальхыс аль-хабир” 1/102, “Натаидж аль-афкар” 1/247.
А то, что подобное говорит сподвижник, ясно указывает на то, что этот хадис даже если иснадом и маукъуф, то по положению он подобен марфу’, т.е. тому, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники о таких вещах не могут знать, кроме как от него! Имам ад-Думьяты говорил: “Даже если это сообщение в форме маукъуф (от сподвижника), то все равно это подобно тому, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку такие вещи не говорят на основании своего мнения”. См. “аль-Матджуру-ррабих” 1/48.
Так какая же неизлечимая 'илля есть у этого хадиса, чтобы не воплощать его в делах?!
Для пользы также советую почитать эту ветку:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=100&t=6687
muslima.shymkent писал(а):А насчет субботы вообще запуталась.....Как поняла Албани сказал нельзя, а ибн Хаджар разрешил. Аллаху аълам. Таких хадисов много кажется.
Что касается хадиса о запрете добровольного поста в субботу, то тут вопрос не в том, что шейх аль-Альбани и хафиз Ибн Хаджар разногласили в его достоверности. Разногласие это было еще до них за много лет об этом хадисе. И шейх аль-Альбани не был единственным и первым, кто склонился к достоверности данного хадиса, помимо него его достоверным называли: ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн Къудама, Ибн ас-Сакан, ад-Дыя аль-Макъдиси, аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Таймия, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ас-Саффарини и др. См. “аль-Бадр аль-мунир” 5/763, «аль-Фуру’» 3/92, “Баянуль-уахм уаль-ихам” 4/269, “аль-Кафи” 2/265, “Кашф аль-лясам” 3/616.
Поэтому тут суть не в достоверности данного хадиса или его слабости, а больше суть в его понимании. Лично я выбрал мнение ранних имамов, которые совмещая данный хадис с другими говорили, что порицается соблюдение поста именно в субботу, а если держать его с днем до или после, то нет в этом проблем. И это то, что передается от Ахмада, Ибн Хузаймы, Ибн Хиббана, аль-Байхакъи и других имамов.
Аллаху а’лям.
Честно говоря сейчас с сомнением читаю хадисы, (сама себе говорю-а может другой мухадис сказал, что это недостоверный) конечно кроме Бухари.
Субхана-Ллах, так и до сомнения в Сунне не далеко.
Если ты знаешь о том, что тот или иной хадис подтвержден известными мухаддисами, что мешает тебе взять и жить по нему, особенно если ты знаешь, что те или иные имамы опирались на него?! К чему сидеть и сомневаться, пуская себе в голову наущения шайтана: "А может кто-то назвал хадис слабым?!"
А если ты знаешь, что имамы разошлись в достоверности хадиса, и ты не в состоянии узнать причины и доводы каждой из сторон, почему кто-то посчитал слабым, а кто-то достоверным, то следуй за тем мнением имамов, которые большие специалисты в этой науке. Но следует знать, что не надо торопиться опираться на слова имама аль-Хакима о достоверности хадисов, ибо у него было в этом послабление, как и не следует спешить опираться на слова имама Ибн аль-Джаузи о выдуманности хадиса, ибо он был в этом чрезмерно строг. См. "Тадриб ар-рауи" 182.
Если же относительно достоверности хадиса разошлись ранние имамы и поздние, то следует отдавать предпочтение ранним, а если разногласили ранние тоже между собой, тогда следует смотреть на их аргументы. Хафиз ас-Сахауи сказал: “Если мы нашли слова ранних, то отдается предпочтение их суждению, поскольку Аллах даровал им обильное знание и память. А если они разногласили, тогда следует выбирать более сильное мнение”. См. “Фатх аль-мугъис” 1/237.

Надеюсь сестра после этого ты станешь правильно понимать данный вопрос и знать как следует реагировать и относиться к разногласию имамов о том или ином хадисе. Ведь разногласие - это тоже испытание. А о мудрости разногласия в вопросах религии имам аль-Хаттаби сказал: “Если бы не было разногласий, и каждая вещь была бы названа своим именем – дозволенным или запретным, то не было бы испытания. Исчезло бы проявление усердия в достижении истины, все люди были бы равны между собой, и пропало бы превосходство ученых над другими!” См. “А’лям аль-хадис” 1/218.
И достаточно того, что книжка о единогласных мнениях в Исламе имама Ибн аль-Мунзира всего в 40 страничек, тогда как его книга о разногласиях в тех или иных вопросах была более 10 томов.
Уа-Ллаху а'лям.
сергей
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 июн 2012, 15:41

Re:

Сообщение сергей »

Ассаламу алейкум!

Брат Амаш, если не занят, не мог бы ты подробней рассказать об этом:
A'mash писал(а):Нет, есть еще много трудов и сборников, которые не проверенны.
Тут весьма уместно сделать ссылку вот на эту ветку:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=90&t=13524
Следует ли отсюда, что ученным и Умме неизвестны до сих пор многие достоверные хадисы?
Не странно ли это?

и об этом:
A'mash писал(а):И достаточно того, что книжка о единогласных мнениях в Исламе имама Ибн аль-Мунзира всего в 40 страничек, тогда как его книга о разногласиях в тех или иных вопросах была более 10 томов.
Это разногласия между приверженцами Сунны? Или нововведенцы тоже входят в эту книгу? Откуда так много?!
Abubbakr09
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 17 июл 2013, 18:28

Re:

Сообщение Abubbakr09 »

ас саляму алейкум уа рахмату-Ллах. Очень очень хороший вопрос.
Брат Амаш, ты привел слова имама, о том что в разногласии о достоверности хадиса надо обращаться к более ранним ученым. Есть еще такие слова? Эта тема очень будет полезна ин шаа Ллах
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах
сергей писал(а):Следует ли отсюда, что ученным и Умме неизвестны до сих пор многие достоверные хадисы?
Не странно ли это?
Нет ничего абсолютно "странного" брат в этом!
Ты не найдешь ни одного упущенного законоположения, которого не было бы в Коране и в двух сборниках "ас-Сахих" имамов аль-Бухари и Муслима!
Даже если в том или ином редком сборнике будет хадис, которого нет в этих известных проверенных сборниках, его основа и смысл обязательно имеются в шариате. Например, ну увидишь ты хадис связанный с именами и качествами Аллаха, и что? Разве об этом нет ничего в Коране и сборниках аль-Бухари и Муслима?! Или хадис про почитание родителей, про торговлю, про запреты и т.п. - все это имеет основу однозначно в достоверных текстах других известных и проверенных сборников!
Не может быть такого, что в каком-то сборнике может быть хадис, который содержит в себе что-то грандиозно новое, что не имело основы ранее!
Хвала Аллаху, который позаботился о том, чтобы Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) донес до сподвижников религию в полноценном виде. Как и сподвижники донесли ее до таби'инов, как и таби'ины донесли ее до тех, кто был после. И это будет продолжаться вплоть до Судного дня! Вот простой пример и довод этому:
Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) долго рассказывал нам о даджале и среди прочего он сказал: «Явится даджаль, которому будет запрещено входить в Медину, и остановится на одном из солончаков за пределами Медины, и выйдет к нему в тот день лучший из людей, который скажет: “Я свидетельствую, что ты — даджаль, о котором рассказывал нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” Тогда даджаль спросит людей: “Скажите, если я убью его, а потом оживлю его, останутся ли у вас сомнения в этом (что он бог)?” Они скажут: “Нет”, и тогда он убьет его, а потом воскресит, и когда он воскресит его, этот верующий скажет: “Клянусь Аллахом, никогда знание мое не было столь сильным, как сегодня (в том, что он действительно даджаль)!” – после чего даджаль воскликнет: “Я хочу снова убить его, но уже не могу этого!»" аль-Бухари 1882, Муслим 2938.
Обратите внимание на этот хадис! В этом хадисе указание на то, что хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) будут сохранены вплоть до наступление Судного дня, поскольку этот верующий человек узнает даджаля, а о даджале сказано только в хадисах, и о нем нет никакого упоминания в Коране.
И также в этом хадисе содержится опровержение различным "исламским" философам, которые испытывают сомнения в том, что хадисы будут сохранены так же, как и Коран. И также в нем опровержения секте коранистов, которых правильно именовать "отрицающие Сунну", которые говорят, что необходимо ограничиваться только Кораном, и что Коран достаточен для руководства, а хадисы уже мол все вызывают сомнения, так как с момента их произнесения пророком (мир ему и благословение Аллаха) прошло множество лет и нет уверенности в их достоверности.
Свят Аллах, ведь Всевышний обещал сохранить Коран, а сохранение неизменности Корана подразумевает и сохранение его правильного понимания, что содержится в хадисах. И естественно Аллах сохранил и будет хранить Сунну вплоть до появления даджаля.
И еще важно знать, что религия полноценная и неизвестность достоверности того или иного хадиса кому-то определенному или большинству людей, а также и утерянность некоторых сборников хадисов или большинства томов, не делает в ней никаких недостатков, да упасет Аллах от того, чтобы так думать!
К примеру, такие труды, как "ас-Сунна" ат-Табарани, или большая часть "Сахих Ибн Хузайма", много частей "Тахзиб аль-асар" ат-Табари, "Шарх аль-джами' ат-Тирмизи" Ибн Раджаба и т.п. были утеряны.
Кстати, одна из огромных польз сборников хадисов более поздних имамов под названиями "аз-Зиядат" в том, что в них можно найти некоторые хадисы и асары, которые были в трудах ранних имамов, но которые не дошли до нас.
НО, следует быть убежденным в том, что религия наша была, есть и будет полноценной всегда!
Всевышний Аллах сказал: «О посланник! Доведи то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания» (аль-Маида 5: 67).
Однажды один человек пришел к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) и сказал: “К нам приходят люди, которые говорят, что у вас есть что-то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не поведал людям”. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал ему: “Разве ты не знаешь, что Аллах Всевышний сказал: «О посланник! Доведи то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания»?!” Ибн Абу Хатим в “ат-Тафсир” 4/1172. Хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим.
Всевышний Аллах также сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца Мою милость к вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (аль-Маида 5: 3).
Ибн ‘Аббас сказал в отношении этого аята: “Аллах известил Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и верующих о том, что Он довел для них до совершенства веру, и что они никогда не будут нуждаться в ее дополнении. Аллах завершил веру и не будет у нее недостатка, Он одобрил ее, и не будет когда-либо недовольным ею”. См. “Тафсир ат-Табари” 9/518, “Тафсир Ибн Касир” 2/12.
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не осталось ничего, что приближало бы к Раю и отдаляло бы от Огня, чтобы я не разъяснил для вас этого!» ат-Табарани в “аль-Кабир” 1647. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1803.
Надеюсь брат ты понял правильно этот момент и он уже не будет для тебя "странным")
сергей писал(а):Это разногласия между приверженцами Сунны? Или нововведенцы тоже входят в эту книгу? Откуда так много?!
Это разногласия по вопросам фикъха среди Суннитов, а не заблудших. Речь о приемлемых разногласиях среди ахлю-Сунна.
Abubbakr09 писал(а):Брат Амаш, ты привел слова имама, о том что в разногласии о достоверности хадиса надо обращаться к более ранним ученым. Есть еще такие слова? Эта тема очень будет полезна ин шаа Ллах
Есть брат, вот например:
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если мы найдем хадис, о котором имам из числа имамов, к которым возвращаются, вынес решения на счет его недостатка (‘илля), то первичней последовать за ним в этом, так же, как если он посчитает какой-то хадис достоверным. Вот аш-Шафи’и, несмотря на его величие как имама, он делает ссылку на имамов хадисоведения в своих книгах, и говорит: «На это указывает хадис, достоверность которого не подтвердили ученые из числа знатоков хадиса»”. См. “ан-Нукат” 2/711.
Только вот к сожалению не о всех хадисах смогли вынести суждения ранние имамы.
сергей
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 июн 2012, 15:41

Re: Как относиться к разногласиям в достоверности хадисов?

Сообщение сергей »

Теперь понятно, спасибо за ответ!
Джазакаллаху хайран ахи!
Ответить