О СТРАХОВАНИИ - ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

Ответить
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

О СТРАХОВАНИИ - ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

О СТРАХОВАНИИ ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

(ДА СМИЛУЕТСЯ НАД НИМ АЛЛАХ)
Один из братьев спрашивает: а как быть, если принуждают страховать? То есть, государство говорит: ты обязан застраховать!
На это мы отвечаем: это из тех случаев, когда Аллах дарует власть одним людям над другими. Всевышний Аллах дает власть руководителям над подчиненными, и этот случай, когда подчиненный вынужден подчиниться руководителю.
Оплати страховку с убежденностью, что с тобой поступили несправедливо, и что в День Предстояния ты возьмешь часть благих деяний того, кто принудил тебя к этому, а если же у него не окажется таковых, то тогда будет взято что-нибудь из дурных дел обиженных им, и возложено на него, а потом его ввергнут в Ад.
В данном случае ты являешься притесненным, поэтому оплати страховку и если что-то случится, то возьми с них, то есть со страховой компании, ту сумму, которую ты им заплатил, и не бери больше этого. Поскольку если ты возьмешь больше, то это будет означать, что ты выполнил договор не соответствующий шариату, а договора, не соответствующие шариату запрещено выполнять. Указанием на это служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Всякое условие и даже сотня условий1, которых нет в Книге Аллаха2, являются недействительными» аль-Бухари №№2168, 2563, 2729. Муслим №1504. А также то, что когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) принесли хорошие финики, он спросил: «Откуда это?» Ему ответили: “О, посланник Аллаха, мы обмениваем по два са‘ плохих фиников за один са' хороших, и три са' плохих за два са' хороших. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Ах, ах, это же и есть ростовщичество, это же и есть ростовщичество! Отдайте им их!»3 Он (мир ему и благословение Аллаха) повелел вернуть их, то есть, признал исполнение такого договора запретным. Также всякий договор, недозволенный Книгой Аллаха, является недействительным, и не дозволено действовать по нему, поэтому нужно возвратить полученное и расторгнуть этот договор.
Исходя из выше сказанного, прими во внимание! Если ты находишься в местности, в которой принуждают к страховке, то заплати, в таком случае твое положение будет расцениваться как положение притесненного, а если Аллах предопределит и с тобой произойдет несчастный случай, то возьми сумму, которую заплатил
Сл. «Фатауа аль-Харам аль-Маккий» №26b




_________________________________________________________________________________________________________
1- Это было сказано для усиления смысла, что несоответствующие шариату условия остаются недействительными, сколь множество их не было бы. См. «Файд аль-Кадир» 2/172.
2- Смысл не в том, что действительность условий регулируется только установлениями Корана, имеется в виду, все, что не соответствует установлениям, утвержденным Писанием, Сунной и единогласным мнением ученых, является недействительным. См. «Файд аль-Кадир» 2/172.
3- Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды Билял привёз пророку (мир ему и благословение Аллаха) финики сорта барни, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Откуда это?» Билял ответил: “У меня были плохие финики, и я обменял их (на хорошие, отдав) по два са‘ (плохих) за один, чтобы их ел пророк”. (Услышав это,) пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Ах, ах, это же и есть ростовщичество, это же и есть ростовщичество! Не делай (этого больше), а если захочешь купить (финики получше), то продай (плохие) финики (за деньги или за что-нибудь другое) и купи на них (хорошие)»” аль-Бухари №2312.
Abu.Salih.Ibn.Ismail
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 авг 2012, 23:36

Re: О СТРАХОВАНИИ ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

Сообщение Abu.Salih.Ibn.Ismail »

асСаляму алайкум уа рахьматуЛлаh.

По Милости Аллаhа недавно приобрел машину, и хотел бы разобраться в данном вопросе и развеить все свои сомнения.
Как правильно понимать слова шейха?!
К примеру я попал в ДТП, моему авто причинен вред по вине другого человека, виновное лицо должно возместить мне ущерб, по шариату я имею на это право. Но исходя из слов шейха, я не могу брать у страховой компании сумму большую, чем заплатил при оформлении страхового полиса. К примеру сумма составляет 5 тыс., а ущерб нанесен на сумму в 50 тыс. На все мои претензии лицо причинившее мне ущерб ссылается на страховую компанию (мол они тебе заплатят). Как быть в такой ситуации ?
Sabily
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 10 авг 2010, 10:35

Re: О СТРАХОВАНИИ - ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

Сообщение Sabily »

Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракятух!
У меня немного другой вопрос, более широкий. Как вообще быть с обязательным автострахованием? Мы не имеем право брать больше, чем отдали. А имели право отдавать? Отдаешь деньги, а взамен не получаешь ни товара, ни услуги. Отдаешь деньги, а впоследствии можешь получить десятикратное возмещение, а можешь не получить вообще ничего. Если мне кто-то скажет, что страхование обязательно, то я спрошу у него: а кто тебя обязывает покупать машину?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Sabily писал(а):Как вообще быть с обязательным автострахованием? Мы не имеем право брать больше, чем отдали. А имели право отдавать? Отдаешь деньги, а взамен не получаешь ни товара, ни услуги. Отдаешь деньги, а впоследствии можешь получить десятикратное возмещение, а можешь не получить вообще ничего. Если мне кто-то скажет, что страхование обязательно, то я спрошу у него: а кто тебя обязывает покупать машину?
Ну брат по такой аналогии и бизнесом заниматься никто не заставляет, ведь придется тоже платить налоги и т.п. И покупать билет нельзя ни на самолет, ни на поезд, ведь там тоже есть пункт страхования жизни, а никто же не заставляет лететь или ехать поездом, получается: не занимайся бизнесом; и иди пешком?)
Abu.Salih.Ibn.Ismail писал(а):К примеру я попал в ДТП, моему авто причинен вред по вине другого человека, виновное лицо должно возместить мне ущерб, по шариату я имею на это право. Но исходя из слов шейха, я не могу брать у страховой компании сумму большую, чем заплатил при оформлении страхового полиса. К примеру сумма составляет 5 тыс., а ущерб нанесен на сумму в 50 тыс. На все мои претензии лицо причинившее мне ущерб ссылается на страховую компанию (мол они тебе заплатят). Как быть в такой ситуации ?
Хотел бы дополнить ответ шейха Ибн Усаймина, выставленный братом для пользы.
Как-то несколько месяцев назад я спрашивал по просьбе некоторых братьев у шейха Абу-ль-Хасана ар-Рамли этот вопрос. Шейх сказал, что если тебя стукнули и он не прав, он обязан чинить твою машину, и не важно сам со своего кармана будет чинить или тебе починит страховая компания. А шейха Усаймина слова он отнес к тому случаю, когда ты стукнул другого, что должен взять не больше, чем платил за страховку. А когда я спросил, что бывают такие люди, у которых нет денег, и что хозяин машины требует ремонта, а он той суммой что платил за страховку не сможет оплатить ремонт, в таком случае дозволяется ли воспользоваться страховкой, чтобы они отремонтировали машину другого? Он сказал, что при такой вынужденности не видит проблем воспользоваться их страховкой и починить стукнутую машину.
Аллаху а'лям.
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: О СТРАХОВАНИИ - ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас-саляму аляйкум.
А КАСКО получается запрещено вообще? Только ОСАГО можно?
Sabily
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 10 авг 2010, 10:35

Re:

Сообщение Sabily »

Ну брат по такой аналогии и бизнесом заниматься никто не заставляет, ведь придется тоже платить налоги и т.п. И покупать билет нельзя ни на самолет, ни на поезд, ведь там тоже есть пункт страхования жизни, а никто же не заставляет лететь или ехать поездом, получается: не занимайся бизнесом; и иди пешком?)
Из твоих слов, брат, можно сделать вывод, что, если грех сильно распространен и трудно его избежать, то он перестает быть грехом! Ты, конечно же, не имел ввиду это, но так можно понять. Здесь и здесь доводы на то, что страхование - харам. Это основа. Теперь просьба к тебе, брат, предоставить доводы, исключающие страхование ОСАГО из этой основы.

Далее. Известное правило фикха гласит, что устранение вреда предпочтительнее получения пользы. Вопрос: позволительно ли человеку оправдываться получением прибыли и поездками куда-либо страхование транспортного средства? Учитывая также правило «Средства, к достижению целей - (имеют такой же хукм), как цели, и также расценивай то, что сверх этого» ('Абдуррахман ас-Са'ди - Аль-Кауаид аль-Фикхиййа)
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Sulayman Abu Salih писал(а):Ас-саляму аляйкум.
А КАСКО получается запрещено вообще? Только ОСАГО можно?
Уа алейка салям брат
Если под "каско" имеется ввиду полная страховка, то нельзя конечно, поскольку в этом случае страхование идет добровольное по твоему выбору, тогда как в случае с "осаго" - тебя вынуждают это делать.
Sabily писал(а):Из твоих слов, брат, можно сделать вывод, что, если грех сильно распространен и трудно его избежать, то он перестает быть грехом! Ты, конечно же, не имел ввиду это, но так можно понять. Здесь и здесь доводы на то, что страхование - харам. Это основа. Теперь просьба к тебе, брат, предоставить доводы, исключающие страхование ОСАГО из этой основы.
Дорогой брат, твой личный вывод и самоизвлечение такого суждения - это что-то новое и удивительное!
Ведь помимо прочтения каких-то трудов, нужно еще и к пониманию ученых возвращаться, задаваясь вопросом: Правильно ли я понял или нет?
Разве брат шейх Ибн 'Усаймин выше, который также говорит о запретности страхования, говорит, что из-за этого нужно отказаться вообще от машин?!
Извини брат, но я до сих пор не встречал слов ни одного ученого, который запретил бы вождение или покупку машины из-за того, что это повлечет вынужденное страхование.
Если ты встречал, то предоставь пожалуйста нам. И если ты найдешь что-либо такое, то вот тогда и можно будет обсуждать твой вопрос.
Sabily
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 10 авг 2010, 10:35

Re: О СТРАХОВАНИИ - ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

Сообщение Sabily »

Ведь помимо прочтения каких-то трудов, нужно еще и к пониманию ученых возвращаться, задаваясь вопросом: Правильно ли я понял или нет?
А я как раз и спрашиваю (первый мой пост).
Дорогой брат, твой личный вывод и самоизвлечение такого суждения - это что-то новое и удивительное!
Разве «само»? Я ведь опирался на фатауа ученого, а еще дальше на кого опираться? И я ведь говорил об основе, а не конкретно об ОСАГО там. Скажи, дорогой мой брат, ведь ты согласен с этой основой? И я настаиваю на том, что сам я ничего не извлекал.
Если ты встречал, то предоставь пожалуйста нам. И если ты найдешь что-либо такое, то вот тогда и можно будет обсуждать твой вопрос.
Так ведь мы сюда и заходим, чтобы узнать. Ведь это у вас, дорогие братья, постоянная связь с учеными.
Извини брат, но я до сих пор не встречал слов ни одного ученого, который запретил бы вождение или покупку машины из-за того, что это повлечет вынужденное страхование.
Это потому что ученые наверняка не в курсе наших законов. А шейх Усаймин рахимахуллах тем более, скорее всего, не знал, ведь этот закон появился не так давно.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Sabily писал(а):А я как раз и спрашиваю (первый мой пост).
Ну мне показалось, что это вопрос в виде утверждения)
Извиняюсь, если не так понял.
Sabily писал(а):Разве «само»? Я ведь опирался на фатауа ученого, а еще дальше на кого опираться? И я ведь говорил об основе, а не конкретно об ОСАГО там. Скажи, дорогой мой брат, ведь ты согласен с этой основой? И я настаиваю на том, что сам я ничего не извлекал.
Не достаточно брат опираться на прочитанное фатуа, переведенное с английского языка, чтобы потом опускать это фатуа на совсем другие вещи самостоятельно, а тем более вызывать тем самым сомнения относительно дозволенности этого.
К твоему сведению брат мой, нет ни в Коране, ни в Сунне прямого довода на то, что страхование харам, и ученые извлекают запретность этого из общих текстов. И если мы довольны тем, как ученые поясняют причины запретности страхования, то давай тогда будем довольны и тем, что они исключают в виде дозволенности и вынужденности, а что нет.
Sabily писал(а):Это потому что ученые наверняка не в курсе наших законов. А шейх Усаймин рахимахуллах тем более, скорее всего, не знал, ведь этот закон появился не так давно.
А ты прочитай еще раз брат ответ шейха Ибн Усаймина выше и задумайся, как он и о чем говорит. И это не только его мнение. Более того, на сайте того же Мунаджида, на которого ты делал ссылку, приводят это же фатуа шейха Ибн Усаймина в вопросе страховании машины.
Плюс, при чем тут чья страна и чьи законы? Речь ясно идет о том, что правительство вынуждает делать страховку на машину, и тут уже брат не важно какая именно это страна. И эта обязательное страхование появилось не сейчас, и шейх Ибн Усаймин застал это явление, поэтому и отвечает на это.
Плюс, я видел всех наших шейхов и у всех есть машины и все они ездят на них, и все платят страховку, которая вынужденная. И еще раз повторюсь, что никогда не слышал, чтобы хоть один ученый или шейх сказал, что во избежания страховки необходимо оставить машины как транспорт!
А что касается твоих слов, что "основа такая", то это ясно, и много вещей порицаемых и даже запретных становятся при необходимости и даже нужде дозволенными. И как раз именно ученые и указывают на такие исключения, на которые нет прямых текстов в шариате.
И поэтому чтобы дальше утрировать этот вопрос, давай брат найдем слова ученых, запретивших страхование вынужденное и как следствие машины, а пока такого нет, то не следует ворошить эту тему и сеять сомнения среди мусульман подобными вопросами.
Ты говоришь, чтобы мы приводили слова шейхов, ну так вот тут и приведены слова шейхов, брат привел шейха Ибн Усаймина, я привел шейха ар-Рамли, которого как раз спрашивал про фатуа Ибн Усаймина, приведенное братом Адыгой. И если бы он считал, что это обязуемое страхование повод для запрета, то не говорил бы о дозволенности изначально вообще.
Также и шейх Салих аль-Фаузан отвечая на вопрос об обязательной страховки сказал, что если правительство вынуждает, и в случае если этого не делать будет какой-либо вред, то делай страховку, отнеся это к необходимости. Но заключил, что нельзя использовать эту страховку. Тут можно скачать запись ответа:
http://islamancient.com/play.php?catsmktba=68439
Т.е. например медицинскую страховку, ею нельзя пользоваться, как говорит шейх Фаузан и в другом фатуа. Ты работаешь в компании, а они с зарплаты скажем удерживают - как это почти везде - проценты какие-то, и дают тебе страховку, вот ей говорит шейх также нельзя пользоваться, потому что это пожирания имущества людей не по праву, ты дал скажем 100 руб, а заболел на 1000 или больше, или платил 10 лет, а так и не воспользовался медицинской страховкой. Все это также имеет отношения к запрещенной торговле, которая неопределенная и имеет риск, что именуется как "гъарар".
Вернувшись к теме страховки машины:
Более всего, шейх аль-Альбани в "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 420 сказав, что любой вид страховки харам, будь то машина, недвижимость и т.п., разъяснив это подробно, заключил: "Но тут возникает вопрос о страховании, которым обязывает страна. В этом случае нет на человеке спроса, поскольку это имеет отношения к налогам, как и прочие налоги, установленные страной". После чего шейх говорит тоже самое, что и шейх Ибн Усаймин, что в случае аварии нельзя забирать денег больше, чем ты дал страховой компании.
Давай брат мой сделаем так, не будет далеко отходить, либо ты приведешь слова ученого, хотя бы одного, сделавшего такой же вывод, который предположил ты в своем вопросе, или же оставим эту тему, доверившись ученым, к которым обязал нас Аллах возвращаться в случае незнания.
Барака-Ллаху фик
Timur1989
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 21 ноя 2012, 16:51

Re: О СТРАХОВАНИИ - ШЕЙХ ИБН 'УСАЙМИН

Сообщение Timur1989 »

Ас саляму алейкум, братья прошу помочь дать совет как мне поступить по шариату в данной ситуации. Я работал в страховой фирме в отделе выплат (где выплачивают страховое возмещение по ДТП) и были всякие варианты провернуть махинации с получением денег по несуществующим ДТП, чем я и пользовался. По милости Аллаха я отошел от этих дел, уволился со страховой компании, но осталось еще два дела, где люди должны получить деньги через суд со страховой компании (им заплатили меньше, чем стоит ремонт в автомастерской) за несуществующие ДТП. Так вот эти люди должны получить деньги по судебному решению и мы договоривались (еще когда я занимался этим грешным делом) что 50% получаю я и 50% они. Что мне сейчас делать: не забирать у них деньги, которые доложны были отдать мне либо забрать, раз уже судебный процесс был запущен и его я не мог остановить. Тогда что с ними мне делать, чтобы еще раз не впасть в грех: отдать как милостыню?
Барака Ллаху фикум.
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛлах
Тогда что с ними мне делать, чтобы еще раз не впасть в грех: отдать как милостыню?
Кто покаялся перед Аллахом за совершенное запретное дело, и у него остались деньги, заработанные этим запретным делом, тот обязан избавиться от них, отдав на какое-нибудь благое дело, либо же беднякам или нуждающимся.
Но следует знать, что выдача этих денег не засчитывается этому человеку как милостыня, это лишь избавление от денег приобретенных запретным путем.
Милостыня же выдается лишь из имущества приобретенного благим, дозволенным путем, поскольку «Всевышний Аллах - Благой и Он не принимает ничего, кроме благого» Муслим №1015. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную (цене) половины финика из (своего) благоприобретённого достояния — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! — Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать (эту милостыню) для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы» Бухари №1410.
Поэтому Вы должны избавиться от этих денег с намерением избавления от них, а не с намерением в качестве милостыни.
Ответить