Страница 1 из 1

ЗАДАТОК ('Урбун)

Добавлено: 12 май 2010, 15:45
Abu Sofia
АсСаляму уаллекум уарахматуЛлахи уабаркятух!

Речь о распространенной схеме покупки, когда потенциальный покупатель дает небольшой ЗАДАТОК (не залог!).
Т.е я допустим продаю квартиру, ко мне приходит человек и говорит: я беру квартиру, вот тебе задаток 10,000 рублей, больше никому не предлагай. По условиям договора задатка если потенциальный покупатель передумает, то задаток остается продавцу в качестве компенсации за потерянное время (т.е. он не мог продать, так как имел обязательства перед тем, кто дал ему задаток.

Добавлено: 12 апр 2012, 23:21
A'mash
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Да, есть разница между залогом (рахн) и задатком ('урбун).
Залог - это когда ты берешь что-то у кого-то в долг и оставляешь ему в качестве залога что-то ценное в качестве гарантии. Это дозволено без разногласий.
Задаток ('арабун; 'урбун; 'урбан) - означает покупку человеком вещи, когда он платит часть суммы в качестве задатка продавцу. И если он не платит оставшуюся часть денег за товар, то этот задаток остается торговцу. См. "Далиль аль-мусталяхат аль-фикъхия" 213.
Вот в отношении этого вида торговли есть разногласия среди ученых. По данной теме относительно запрета на задаток есть хадис от Абдуллах ибн Амра: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил торговлю с задатком ('урбан)". Абу Дауд 3502, Ибн Маджах 2192.
Однако этот хадис слабый по причине слабого и неизвестного передатчика. И слабым этот хадис назвал не только шейх аль-Альбани, но и многие имамы до него, среди которых имамы Ахмад, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, аль-Бусыри и др. См. «аль-Маджму’» 9/407, «аль-Бадаи’» 4/84, «аль-Бадр» 6/525, «аль-Мисбах» 2/464.
Также есть и другой хадис, но уже указывающий на дозволенность этого вида торговли, который передается от Зайда ибн Асляма: "Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о торговле с задатком, он разрешил это". Ибн Аби Шейба 5/17.
Однако и этот хадис является слабым, о чём говорили хафиз аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, имам аш-Шаукани, и др. См. "ат-Тальхис" 3/39, "Нейлюль-аутар" 3/523.
Следует отметить, что сторонники дозволенности присвоения задатка, а это в частности ханбалиты, в качестве аргумента опирались также и на сообщение от Нафи’а, который купил дом в Мекке у Сафуана ибн Умайи для ‘Умара ибн аль-Хаттаба, чтобы использовать его в качестве тюрьмы. И он купил его за сорок тысяч дирхамов в случае, если ‘Умар будет доволен, а если нет, то оставит Сафуану четыреста дирхамов. Ибн Аби Шейба 5/392, ‘Абду-р-Раззакъ 5/147, аль-Байхакъи 6/34.
Имам Ибн Хазм назвал это сообщение достоверным. См. “аль-Мухалля” 8/374.
Этот асар также приводил имам аль-Бухари в своем сборнике «ас-Сахих» (9/51).
И на этот асар опирался имам Ахмад, которого когда спросили: «Ты склоняешься к этому мнению?», ответил: “А что я могу сказать, если это передаётся от ‘Умара?!” См. "аль-Мугъни" 4/313.
Также дозволенность задатка в торговле придерживались многие саляфы из числа таби'инов, как Мухаммад ибн Сирин, Муджахид, Шурайх, Са’ид ибн аль-Мусайиб и др. См. “аль-Мусаннаф” 7/305-306, “И’лям аль-мууаккъи’ин” 3/339.
О дозволенности этого вида торговли также говорили в своём фатуа учёные Комитета исламской академии. См. “Маджма’ аль-фикъх аль-ислями” 76.
Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно того, что продавец берёт задаток, если торговля не состоялась? Например: Два человека заключают сделку, если сделка завершается, то покупатель доплачивает оставшуюся сумму, а если нет, то продавец оставляет задаток себе и не возвращает его покупателю».
Шейх ответил: “Нет проблем в том, чтобы взять себе задаток согласно наиболее правильному из двух мнений учёных, если продавец и торговец договорились об этом и торговля не состоялась”. См. “Фатауа аль-ислямия” 2/384.
Исходя из этого мнения, дозволяется брать задаток, если об этом предварительно договорились продавец и покупатель. Ведь забирая задаток, продавец не пожирает впустую чужое имущество, однако оставляет себе его с согласия покупателя и, соглашаясь на его условие, например, не продавать никому иному тот или иной товар, ждать его такое-то время и т.п. А ведь за это время он вполне мог продать товар другому покупателю, поэтому этот задаток является компенсацией за хлопоты и задержку продажи своего товара. См. “аль-Мугъни” 4/256.
Что касается шейха аль-Альбани, то он объединил оба мнения, посчитав, что продавец имеет право оставить себе из задатка ровно столько, насколько он понёс убытки, лишившись клиентов на свой товар, который тот забронировал или, понеся убыток по причине отказа покупателя покупать его товар. В противном случае он не имеет право на присвоение задатка. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 209, 218.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

ЗАДАТОК ('Урбун)

Добавлено: 13 авг 2020, 19:35
abu jafar
A'mash писал(а): 12 апр 2012, 23:21 Да, есть разница между залогом (рахн) и задатком ('арабун).
Залог - это когда ты берешь что-то у кого-то в долг и оставляешь ему в качестве залога что-то ценное в качестве гарантии. Это дозволено без разногласий.
Задаток ('арабун; 'урбун; 'урбан) - означает покупку человеком вещи, когда он платит часть суммы в качестве задатка продавцу. И если он не платит оставшуюся часть денег за товар, то этот задаток остается торговцу. См. "Далиль аль-мусталяхат аль-фикъхия" 213.
Также задаток не следует путать с предоплатой или с авансом. Различие заключается в том, что при неисполнении договора, давший задаток теряет его. К авансу такое правило не применяется и при неисполнении обязательств, аванс подлежит возврату.

также для пользы:
Доктор ас-Сыддыкъ Мухаммад аль-Амин сказал: "Задаток закрепляет право за покупателем, и если впоследствии он продолжает сделку, то сумма задатка становится частью суммы оплаты, если же он отказывается, то теряет задаток. Таким образом, он приобретает право на расторжение сделки взамен суммы задатка, который он потеряет при отказе. И этим правом на прерывание сделки обладает лишь покупатель. А что касается продавца, то продолжение сделки для него становится обязательным и он не имеет права отказаться от сделки после получения задатка". (Маджалля "Маджма‘ аль-фикх аль-ислями" 8/440).