Принятие имущества, зарабатанного на хараме

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Принятие имущества, зарабатанного на хараме

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Является ли запретное имущество дозволенным для других?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Данный вопрос интересует многих мусульман, особенно тех, кто находится на содержании родителей или супругов, зарабатывающих недозволенным путём. И как это ни печально, но упомянутое является проблемой многих мусульман в наши дни. Да поможет и облегчит им Аллах!

Нет никакого сомнения в том, что мусульманин обязан прилагать все усилия, чтобы добывать свой удел дозволенным образом и употреблять в пищу только благое!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Настанут для людей времена, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является приобретаемое им имущество». аль-Бухари (2059).
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Бойтесь Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, ведь поистине, ни одна душа не умрёт, пока сполна не получит своего удела, даже если и будет задержка. Бойтесь же Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, приобретайте дозволенное и избегайте запретное!» Ибн Маджах (2144), Ибн Хиббан (3239), аль-Хаким (2/14). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (2742).
Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха и Ка’ба ибн ‘Уджры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тело, которое было вскормлено запретным, и такое тело больше всего заслуживает Огня!» Ахмад (3/321), ад-Дарими (2818), ат-Тирмизи (614). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Амали аль-мутлякъа” (стр. 214), “Сахих ат-Таргъиб” (1728, 1729).
Юнус ибн ‘Убайд сказал: “Нет ничего величественнее двух вещей: дозволенного дирхама и человека, поступающего в соответствии с Сунной”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (3/17), аль-Байхакы в “аз-Зухд” (914).
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: “Спасение в трёх вещах:
1. В употреблении в пищу дозволенного.
2. В выполнении обязательств, возложенных Аллахом.
3. И в следовании за Пророком (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” (2/208).

Что касается вопроса, можно ли принимать угощение, подарок, деньги и т.п. от того, чьё имущество является запретным полностью или же смешанным так, что часть заработка халяль, а часть харам, или большая часть харам, а меньшая халяль или наоборот, то касательно всех этих положений были разногласия среди учёных. Например, передавая мнения ханбалитского мазхаба по этому вопросу, Ибн Муфлих, относительно одного из них сказал: “Четвёртое мнение: это (кушать из имущества того, кто зарабатывает запретным путём) вообще не является запретным, независимо от того, много харамного имущества у человека или мало, однако это нежелательно”. См. «аль-Фуру’» 2/660.
Сказал шафиит ас-Суюты: “Взаимоотношения (торговые) с тем, у кого большинство имущества харам, если точно неизвестно, какое именно харам, не является запретным по более правильному мнению, но это нежелательно”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 75.
Хафиз Ибн Раджаб в своей известной книге “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (137-138) приводил касательно этого вопроса множество слов саляфов и их разногласия на этот счёт.

Группа учёных, дозволявшая принимать подарок или же брать деньги от того, чье имущество приобретено запретным способом, говорила, что это имущество является харамным именно для того, кто приобрел его запретным способом, но не для других.
Из числа доводов этого мнения:
Всевышний Аллах сказал о иудеях: «Выслушивающие ложь и пожирающие запретное» (аль-Маида 5: 42)
Всевышний Аллах также сказал: «За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей» (ан-Ниса 4: 160-161).
Эти аяты ясно указывают на то, что имущество иудеев было запретным. Но тем не менее достоверно известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) занимался с ними торгово-финансовыми делами, брал у них в долг и принимал подарки, как он принял баранину, которую подала ему иудейка во время похода на Хайбар, отравив эту баранину.

Сообщается, что во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), сборщики джизьи стали взимать этот налог свиньями и вином, тогда Биляль (да будет доволен им Аллах) пришел к ‘Умару и сказал: “Поистине, твои люди берут свиней и вино!” После этого ‘Умар сказал сборщикам: “Не берите этого у людей Писания! Повелевайте им продавать это и берите с них джизью деньгами!” Абу ‘Убайд в “аль-Амуаль” 53. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия подтвердил достоверность. См. “Маджму’уль-фатауа” 29/265.

Зирр ибн ‘Абдуллах рассказывал: “Однажды пришел к Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) человек и сказал: «У меня есть сосед, который пожирает ростовщичество, и он все время меня зовет в гости». На это Ибн Мас’уд сказал: «Его угощение для тебя, а грех на нем»”. ‘Абду-р-Раззакъ 8/150. Имам Ахмад и хафиз Ибн Раджаб подтвердили достоверность этого сообщения. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 1/201.

Также сообщается, что Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если у тебя есть друг или сосед или родственник, зарабатывающий на запретном, который даст тебе подарок или же позовет к себе покушать, то прими это. Поистине, его угощение для тебя, а грех на нем”. ‘Абду-р-Раззакъ 8/150.

Когда аль-Хасана аль-Басри спросили: «Можно ли есть еду ростовщика?», он ответил: “Аллах сообщил вам о том, что христиане и иудеи пожирают ростовщичество, и все равно дозволил вам их пищу!” ‘Абду-р-Раззакъ 8/151.

Мансур рассказывал: “Я сказал Ибрахиму (ан-Наха’и): «Я остановился у сборщика налогов, и он дал мне подарок». Ибрахим сказал: «Бери». Я спросил: «А у ростовщика?» Он сказал: «Бери, если только ты не станешь ему велеть и оказывать помощь»”. ‘Абду-р-Раззакъ 8/151.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Некоторые из тех, кто дозволял иметь какие-то взаимные дела с тем, чьё имущество смешалось с запретом, в качестве довода опирались на Слова Аллаха, который упомянув иудеев, сказал: «Выслушивающие ложь и пожирающие запретное» (5:42). А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тем не менее оставлял свою кольчугу в качестве залога у иудея. Также они опирались в качестве довода на то, что сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимали подарки от этих людей”. См. “аль-Аусат” 10/464.

Хафиз ан-Науауи привёл слова аль-Гъаззали, который говоря о том, что делать покаявшемуся за запретное имущество, сказал: “Если он выплатит это нуждающимся, то не будет это харамом для бедняка, напротив, будет халялем и благим”. Процитировав эти и другие слова аль-Газзали касательно данной темы, ан-Науауи сказал: “То, что сказал аль-Гъаззали касательно этого раздела, также упоминали и другие наши сторонники (шафииты), и это так, как они сказали. И аль-Газзали передал это также от Му’ауии ибн Аби Суфьяна и других саляфов, а также от Ахмада ибн Ханбаля, Хариса аль-Мухасаби и других из числа набожных людей. Ведь нельзя уничтожать это (харамное) имущество и выбрасывать его в море. И не остаётся ничего, кроме как потратить это на пользу мусульманам”. См. «аль-Маджму’» 9/428.

Говорит имам Ибн аль-Къайим относительно имущества, которое заработала прелюбодейка на прелюбодеянии: “Путь избавления от этих денег и полноценное покаяние состоит в том, чтобы раздать это в качестве пожертвования”. См. “Задуль-ма'ад” 5/579.

Спросили учёных Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом: «Каково постановление Ислама касательно работы человека в государстве, при том, что все мы знаем, что большая часть государственного имущества состоит из харама, накопленного от ростовщичества и вина. Является ли эта работа дозволенной?»
Они ответили: “Нет проблем в том, чтобы работать в не мусульманском государстве, если сама работа не является ослушанием Аллаха и помощью в грехе. И нет проблем получать свою зарплату с казны, где деньги являются смешанными”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 5488.

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о совершении Хаджа на деньги, которые дал ростовщик, владеющий банком, шейх ответил: “Нет проблем на человеке, которому дал садакъа кто-то из ростовщиков, чтобы он совершил Хадж на эти деньги. Как и нет проблем на нём принять от него то, что он подарил, потому что грех ростовщичества на том, кто зарабатывает этим. А что касается дозволенности того, что взято шариатским путем, как подарок или садакъа, то довод этому является то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимал подарки от иудеев, кушал их еду, покупал у них, несмотря на то, что иудеи занимались ростовщичеством и пожирали запретное, как это было известно. Конечно, если скажем, кто-то своровал овцу и подарил её тебе, то тут мы запрещаем брать её, поскольку ты знаешь, что эта овца не является его имуществом. Однако, если он зарабатывает на ростовщичестве, то грех на нем, а для того, кто взял у него это имущество шариатским путем, оно дозволено”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 21/105.
Также, когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о семье, чей отец работает в банке, как быть с едой, что он покупает и имуществом, которое он на них тратит?, - он ответил, что его семья совершает это всё по праву, а грех на отце, который зарабатывает греховным способом, и сказал, что на семье нет греха! См. "аль-Ликъа аш-шахрий" 45, вопрос № 16.

Примечание № 1:

Необходимо отметить, что касательно запретного вида имущества есть два положения:
Первое, когда запретное имущество приобретено по обоюдному согласию, как: выиграно азартным путём, заработанное ростовщичеством, продажей запретного и т.п. Касательно принятия такого имущества есть разногласия среди имамов, и выше об этом уже упоминалось.
Второе, когда имущество является запретным и приобретено вероломным путём, как: украдено, отобрано силой и т.п. Касательно однозначной запретности этого имущества нет сомнения, и это то, о чём упоминал выше шейх Ибн ‘Усаймин. И такое имущество нельзя ни принимать в качестве подарка, ни даже перекупать. А если оно попало тебе в руки, это необходимо вернуть истинному хозяину или его наследникам.
Довод этому известный хадис, в котором сообщается, что когда аль-Мугъира ибн Шу’ба убил людей, которые были его спутниками, и забрал их имущество, а потом явился в Медину и принял Ислам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Что касается твоего Ислама, то я принимаю его, что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения». аль-Бухари 2731.
Имам ас-Сархаси сказал: “Если мусульманин вошел на земли неверных с их дозволения, то ему нельзя проявлять по отношению к ним вероломство. И если он все же проявит к ним вероломство и присвоит себе их имущество, после чего его выгонят в исламскую страну, то порицается для мусульманина покупать у этого человека что-либо, если он знает, что приобретено это скверным путем!” См. “аль-Мабсут” 10/96.
Имам Ахмад говорил: “Если человек купит у другого то, о чём он знает, что это является сворованным, то, воистину, тем самым он стал соучастником с ним (в воровстве)”. Абу-ль-Къасим аль-Багъауи в “Масаиль аль-имам Ахмад” (53).
Таким образом, есть разница, между тем, кто зарабатывает греховно, поскольку его грех между ним и Аллахом, и тем, кто украл или отобрал что-то, поскольку его грех затронул и третью сторону.

Примечание № 2

Необходимо отметить, что тот, кто покаялся за запретное имущество и решил избавиться от него, тот не должен иметь намерение получить награду в качестве садакъа, ибо Всевышний Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. Более того, в хадисе со слов Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты выплатил закят, то выполнил то, чем обязан! А тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садакъа), не получит за это никакой награды, а еще понесёт за это бремя греха». Ибн Хузайма 4/110, Ибн Хиббан 3367. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” № 752, “Тахкыкъ Джами’ аль-‘улюм” 1/264.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Настанут для людей времена, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является приобретаемое им имущество». аль-Бухари 2059.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать нас из числа тех, кто будет вкушать благое и приобретать дозволенное!
абу Аиша
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 09 авг 2008, 22:03

Re:

Сообщение абу Аиша »

ахи баракаЛЛаху фика, все понятно!
муавия
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 11 ноя 2008, 18:44

Re:

Сообщение муавия »

Один человек нашел телефон, у него была возможность его вернуть владельцу (кафиру, кстати, здесь имеет какое-то значение вероисповедание?), но он решил этого не делать, а оставить телефон себе.

разве это не суть вороства?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

абу Аиша писал(а):ахи баракаЛЛаху фика, все понятно!
Уа фика барака-Ллах.
муавия писал(а):Один человек нашел телефон, у него была возможность его вернуть владельцу (кафиру, кстати, здесь имеет какое-то значение вероисповедание?), но он решил этого не делать, а оставить телефон себе.
Если этот кафир из числа тех, с кем договор, то ему следует вернуть эту находку!
Со слов аль-Микъдама ибн Ма‘дикариба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещается есть мясо хищников и домашнего осла, и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор, если только это незначительная вещь». Ахмад 4/130, Абу Дауд 3804. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам ас-Сан'ани сказал: “В словах: «и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор» указание на то, что находка потерянной неверным вещи, с которым договор, подобна находке мусульманина!” См. “Субулю-ссалям” 5/253.
Имам ан-Науауи передал, что ар-Рафи’и говорил: “Если человек войдет на вражескую территорию под гарантией безопасности, то ему не дозволено забирать с этой земли клад, независимо от того забрал он его силой или же просто нашел. Также он не может поступать по отношению к ним вероломно касаемо принадлежащего им, поистине, он обязан вернуть принадлежащее им!” См. «аль-Маджму’» 6/51.

Для пользы статья "о положениях, связанных с находкой":
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=10&t=3060
Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

Re: Принятие имущества, зарабатанного на хараме

Сообщение АДМИН »

В другой ветке в теме Положение азартных игр и их виды есть полезное дополнение. Привожу его здесь для пользы:
A'mash писал(а): 08 мар 2021, 17:17
Кстати, часто мусульмане задают следующий вопрос: «Как быть с имуществом, которое человек приобрёл посредством запретного заработка, скажем, посредством азартных игр, ростовщичества, продажи запретных вещей, и т.п.? Является ли необходимым избавляться от него после покаяния или нет?»

Следует знать, что не всякое приобретённое запретное имущество равнозначно по положению, так как среди приобретённого запретного имущества есть то, что необходимо уничтожить; есть то, что необходимо вернуть хозяину; есть то, что следует раздать на благие цели; и есть то, что можно оставить себе.

Первый вид запретного имущества: Когда какое-то имущество является запретным (харам) само по себе, что Шариат запретил в любом случае, как использовать это, так и продавать или хранить, как, например, истуканы-идолы, спиртное, свиньи и т.п. Если такое имущество оказалось в руках у человека, будь то, купил он это или выиграл и т.п., всё это необходимо уничтожить, несмотря на то, что у всего этого есть стоимость. И подобное нельзя ни продавать, ни возвращать хозяину.

Второй вид запретного имущества: Приобретённое запретным путём, как, например, своровано, отнято силой, присвоено путём обмана, хитрости, и т.п. Такое имущество нельзя ни продавать, ни дарить, ни принимать, однако его необходимо в любом случае вернуть хозяину или его наследникам. А если человек не знает, как найти того, чьё имущество он присвоил вероломно, то следует сделать садакъа этим имуществом от имени хозяина этого имущества.

Третий вид запретного имущества: Когда человек не знал о запрете его заработка, или был уверен, что это дозволено, или опирался на слабое мнение того, кто дал фатуа о дозволенности такого заработка и т.п. От заработанного таким способом человек не обязан избавляться, при условии, что действительно не знал о запретности этого, искренне покаялся и оставил этот запретный вид заработка. Однако каждый мусульманин обязан знать, что прежде, чем он желает заняться каким-либо заработком, ему необходимо узнать, дозволено это или нет!

Четвёртый вид запретного имущества: Когда человек знал о том, что его вид заработка является запретным, но приобретено это имущество было по обоюдному согласию, а не отобрано, своровано и т.п. Например, он выиграл это в казино, заработал на ростовщичестве, с продажи алкоголя, и т.п. По поводу такого имущества у учёных было три мнения, как следует с ним поступать:
1) От такого имущества необходимо избавиться и раздать его. И это было мнением большинства учёных.
2) От такого имущества необходимо избавляться, однако можно оставить себе что-то в случае, если человек нуждающийся, оставив часть по мере нужд. И это мнение выбирал имам Ибн аль-Къайим.
3) От такого имущества необязательно избавляться в том случае, если человек искренне покаялся за это. И это одно из мнений шейхуль-Исляма Ибн Таймии, который сказал, что само имущество в данном случае не является харамом, в том плане, что это не свинина, не спиртное и т.п., при этом приобретено оно было по обоюдному согласию, хоть и запретным образом, а за совершённый грех заработка он уже покаялся, следовательно имущество остаётся ему. И это же мнение выбрал также шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, который аргументировался тем, что призывая ростовщиков к покаянию, Аллах велел им забирать только основные деньги без надбавки и не повелевал ростовщикам избавляться от того, что уже было заработано посредством этого запретного заработка.

См. “Тафсир аят ашкалят ‘аля касир миналь-‘уляма” (2/593-596), “Задуль-ма’ад” (5/691), “Фатауа ас-Сад’ия” (стр. 303), “Фатауа аль-Ляджна” (14/32).

Прошу Всевышнего Аллаха даровать мусульманам обильный и дозволенный удел, и избавить нас от запретного имущества и заработка!
Ответить